Литература
1. Украинцев Ю. Д., Курилова О. Л. Роль информации и телекоммуникационных технологий в формировании глобального информационного общества. Закономерности. Проблемы информационного общества: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ 2015. 238 с.
2. Дресвянников В. А. Информация, знания, интеллект: свойства и отношения. Модель преобразования информации в знания // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 3 (15). С. 214-223.
3. Палицын В. К вопросу о соотношении понятий «знания», «информация», «данные» // Наука и инновации. 2018. № 2 (180). С. 44-49.
4. Толковый словарь русского языка / под ред. Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю., М.: Издательство «Азъ», 1992. 928 с.
5. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М.: Политиздат, 1975. 496 с.
6. Черников Б. В. Информационный анализ при формировании систем нормативно-справочной информации // Известия ЮФУ Технические науки. 2015. № 2 (163). С. 70-82.
7. Шрейдер Ю. А. Информация и знание // Системная концепция информационных процессов. М.: ВНИИСИ, 1988. С. 47-52.
8. Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранный язык в школе. 1999. № 1. С. 11-18.
9. Богатырева Т. Knowledge management: как наладить систему управления знаниями. URL: https://uprav.ru/blog/knowledge-management/ (дата обращения: 19.07.2023).
10. Новая философская энциклопедия / Научно.-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г Ю. Семигин, А. П. Огурцов. М.: Мысль, 2000. Т. 1-4.
References
1. Ukraincev Yu. D., Kurilova O. L. Rol' informacii i telekommuni-kacionnyh texnologij v formirovanii global'nogo informacionnogo obshhestva. Zakonomernosti. Problemy' informacionnogo obsh-hestva: uchebno-metodicheskoe posobie [The role of information and telecommunications technologies in shaping the global
information society. Patterns. Problems of the information society: educational and methodological textbook]. Ul'yanovsk, UIGU, 2015, 238 p. (In Russian).
2. Dresvyannikov V. A. Informaciya, znaniya, intellekt: svojstva i otnosheniya. Model' preobrazovaniya informacii v znaniya [Information, knowledge, intelligence: properties and relationships. Information-to-Knowledge Model]. Modeli, sistemy', seti v e'konomike, tehnike, prirode i obshhestve, 2015, no. 3 (15), pp. 214-223. (In Russian).
3. Palicyn V. K voprosu o sootnoshenii ponyatij «znaniya», «informaciya», «danny'e» [To the question of the relationship of the concepts of «knowledge,» «information,» «data»]. Nauka i inno-vacii, 2018, no. 2 (180), pp. 44-49. (In Russian).
4. Tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka [Explanatory dictionary of the Russian language]. eds. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu., Moscow, Izdatel'stvo "Az", 1992, 928 р. (In Russian).
5. Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary]. eds. Rozen-tal M. M., Moscow, Politizdat, 197, 496 p. (In Russian).
6. Chernikov B. V. Informacionny'j analiz pri formirovanii sistem normativno-spravochnoj informacii [Information analysis in the formation of regulatory reference information systems]. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki, 2015, no. 2 (163), pp. 70-82. (In Russian).
7. Shrejder Yu. A. Informaciya i znanie [Information and knowledge]. Sistemnaya koncepciya informacionnyh processov, Moscow, VNIISI, 1988, pp. 47-52. (In Russian).
8. Nosonovich E. V., Mil'rud R. P. Parametry autentichnogo ucheb-nogo teksta [Options of authentic training text]. Inostrannyi iazyk v shkole, 1999, no. 1, pp. 11-18. (In Russian).
9. Bogaty'reva T. Knowledge management: kak naladit' sistemu upravleniya znaniyami [Knowledge management: how to establish a knowledge management system]. URL: https://uprav. ru/blog/knowledge-management/ (accessed: 19.07.2023). (In Russian).
10. Novaya filosofskaya e'nciklopediya [New Philosophical Encyclopedia] / Nauchno.-red. sovet: V. S. Styopin, A. A. Gusejnov, G. Yu. Semigin, A. P. Ogurczov, Moscow, My'sl', 2000, vol. 1-4. (In Russian).
УДК /UDC 377.131.14 EDN QSSKGF
Лопатинский Дмитрий Владимирович
преподаватель, Частное профессиональное образовательное учреждение «Сочинский гуманитарно-экономический колледж», г. Сочи
ТРАДИЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ
TRADITIONAL AND DIGITAL TECHNOLOGIES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: PROJECT COORDINATION
Аннотация. В статье дифференцированы традицион- проектного согласования. Предложена классификация ные и цифровые технологии среднего профессиональ- традиционных и цифровых технологий по дидактичес-ного образования (СПО). Обоснована необходимость их ким и дидактико-управленческим задачам, разрабо-
Lopatinsky Dmitry V.
Teacher, Sochi College of humanitarian-economic, Sochi
таны проектные характеристики, позволяющие осуществлять такое согласование.
Abstract. The article differentiates traditional and digital technologies of secondary vocational education. The necessity of their project coordination has been substantiated. It offers classification of traditional and digital technologies on didactic and didactic-managerial tasks, develops project characteristics that allow to carry out such coordination.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, традиционные технологии, цифровые технологии, проектное согласование, проектные характеристики
Keywords: secondary vocational education, traditional technologies, digital technologies, project coordination, design characteristics.
Введение
Важным условием повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования (СПО) выступают применяемые технологии.
Технологии, применяемые в современном профессиональном образовании, можно разделить на традиционные, основанные на физических ресурсах и живом общении педагога со студентами, и цифровые, основанные на цифровых ресурсах и онлайн-общении.
Традиционные технологии профессионального образования систематизированы в работах Т. Х. Ахма-довой, Л. С. Озиевой, С. С. Цороева [2], О. И. Вагановой,
A. А. Коростелева [5] и других авторов.
Теоретические основы цифровизации профессионального образования и применения цифровых технологий раскрыты в трудах Н. В. Скачковой [13] (цифровая дидактика), Т. Н. Носковой [11] (дидактика цифровой среды), R. Ubell [16] (организация онлайн-коммуни-каций и командной работы в цифровой среде), Н. В. Бор -довской, Е. А. Кошкиной [3] (критерии оценки эффективности применения цифровых технологий), О. И. При-кота [12] (цифровое благополучие студентов и преподавателей), Н. Ф. Ефремовой [8] (готовность к обучению в цифровой среде, цифровая грамотность студентов и преподавателей), А. Ю. Уваровым, И. Д. Фруми-ным [15] (трудности и перспективы цифровизации образования) и др. Научно-методические основы применения отдельных цифровых технологий в профессиональном образовании изложены в работах А. В. Аполлонова,
B. В. Александрова, А. М. Кутузова [1] (цифровые тренажеры), Ф. Ф. Дудырева [7] (компьютерные симуляторы), В. И. Блинова, И. С. Сергеева [4] (смешанное обучение) и других ученых. Отдельными авторами (Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова, Д. В. Лопатинский) указывается на необ-
ходимость интеграции традиционных и цифровых технологий, предлагаются модели такой интеграции [6; 9].
Методология и результаты
Собственный опыт преподавания в колледже, обобщение опыта других педагогов, имеющихся исследований, данные анкетирования студентов и преподавателей колледжей привели нас к выводу о том, что интеграция цифровых и традиционных технологий СПО в ее традиционном понимании (когда «объединение элементов происходит не суммативно и рядоположенно, а посредством синтеза, результатом такого объединения выступает система, обладающая свойствами целостности» [14, с. 42]) невозможно и в ряде случаев нецелесообразно по ряду причин:
- цифровые технологии зачастую играют вспомогательную роль в отношении традиционных педагогических технологий, автоматизируя их применение;
- существует ряд цифровых технологий, которые являются цифровой копией традиционной технологии, не меняя лежащие в ее основе дидактические теории и идеи(например, лекция и видеолекция, традиционное и цифровое портфолио и др.);
- отдельные дидактические задачи могут более успешно решаться только с помощью традиционных технологий, другие - только с помощью цифровых.
В этой связи корректней вести речь о проектном согласовании традиционных и цифровых технологий СПО. Под проектным согласованием нами понимается деятельность педагогов и методистов профессиональной образовательной организации по проектированию целевых ориентиров, ключевых идей, этапов, уровней и способов дидактически целесообразного согласованного применения традиционных и цифровых технологий в реализации программ СПО, позволяющего взаимоусилить их дидактические возможности, компенсировать дидактические ограничения и риски. Дидактическими ориентирами проектного согласования традиционных и цифровых технологий СПО выступают получение более высоких образовательных результатов, повышение учебной мотивации студентов и профессиональной мотивации педагогов, формирование цифровой грамотности педагогов и обучающихся, оптимизация управления образовательным процессом, развитие новых педагогических практик.
Цель настоящей статьи - разработать теоретические основы проектного согласования традиционных и цифровых технологий СПО.
Для достижения цели применялись следующие методы: анализ и обобщение научных исследований; отбор и классификация традиционных и цифровых
технологий; проектирование процесса их проектного согласования; анкетирование педагогов и студентов.
Традиционные педагогические технологии СПО -давно и постоянно используемые в среднем профессиональном образовании, положительно зарекомендовавшие себя модели обучения, основанные на физических ресурсах и «живом», непосредственном контакте педагога с обучающимися.
Цифровые технологии СПО - модели и инструменты среднего профессионального образования, в основе которых лежат электронные информационные системы, базирующиеся на дискретных (прерывных) способах кодирования и трансляции информационных данных, позволяющие решать дидактические и дидактико-управленческие задачи за относительно короткие отрезки времени, автоматизировать применение традиционных технологий [9].
Рассмотрим с позиций сравнительных характеристик дидактические особенности, возможности и ограничения традиционных и цифровых технологий, применяемых в СПО.
- Дидактическими особенностями традиционных технологий выступают: основанность на конкретной дидактической теории или идее; непосредственное педагогическое взаимодействие преподавателя со студентами, «живое» общение; личный контроль педагогом хода и результатов обучения; использование физических средств обучения (слово учителя, книга), рекомендованных печатных источников учебной информации (учебники, карты, плакаты и др.); осуществление обучения в физической среде; синхронность учебных коммуникаций, осуществление их в конкретном месте и в установленное время.
- Дидактические возможности традиционных технологий СПО связаны с опорой на научно обоснованные педагогические концепции и теории, длительным опытом их применения в профессиональном образовании, полученными положительными образовательными результатами; возможностью «живого» непосредственного взаимодействия педагогов с обучающимися, использованием проверенных источников учебной информации, личным контролем и мотивацией со стороны педагогов.
- Дидактические ограничения традиционных педагогических технологий СПО заключаются в привязке к времени и месту обучения, невозможности асинхронных учебных коммуникаций, ограниченном спектре каналов передачи учебной информации, трудностях индивидуализации фронтального обучения.
Рассмотрим эти же характеристики для цифровых технологий.
- Дидактическими особенностями цифровых технологий СПО выступают: необязательность наличия педагогической составляющей, приоритет автоматизирующей и оптимизирующей функций над собственно педагогическими; опосредованное техническим устройством педагогическое взаимодействие преподавателя со студентами, онлайн-коммуникации; электронный (с помощью технического устройства) контроль хода и результатов обучения; использование электронных источников учебной информации (открытых и разработанных преподавателем электронных образовательных ресурсов); осуществление обучения в виртуальной среде; сочетание синхронных и асинхронных учебных коммуникаций; тесная связь с традиционными педагогическими технологиями.
- Дидактические возможности цифровых технологий связаны с отсутствием привязки к времени и месту обучения, потенциалом организации самостоятельной работы обучающихся с электронным образовательным контентом; использованием широкого спектра каналов представления учебной информации;индивидуализацией обучения за счет автоматического подбора индивидуальных заданий с учетом предварительной диагностики учебных возможностей; установлением быстрой и постоянной обратной связи; развитием навыков самоорганизации, самоконтроля, самообразования; автоматизацией ряда педагогических действий.
- Дидактические ограничения и риски цифровых технологий СПО связаны с высокой зависимостью от материально-технической базы, качества интернет-связи, большими затратами времени педагогов на предварительную подготовку, рисками возникновения проблем социализации, нарушений физического и психического здоровья обучающихся.
Ключевыми требованиями к технологиям СПО в современных условиях выступают: многовекторность (ориентированность на обучающихся подросткового и юношеского возраста, на преподавание общеобразовательных и профессиональных дисциплин, на формирование общекультурных и профессиональных компетенций), практико-ориентированность, адаптивность, опережающий характер, гуманизация.
На основе обобщения имеющихся научных исследований, посвященных описанию и систематизации технологий СПО, отобраны традиционные и цифровые технологии, отвечающие названным требованиям, которые классифицированы по дидактико-управленческим задачам (табл.).
Нами проведен анализ существующей практики применения традиционных и цифровых технологий СПО методом зеркального анкетирования преподавателей
Таблица
Классификация традиционных и цифровых технологий СПО по дидактико-управленческим задачам
Дидактико-управленческие задачи Традиционные технологии Цифровые технологии
Проектирование и структурирование содержания и логики обучения Модульные и блочно-модульные технологии Технология укрупнения дидактических единиц Технология интегрированного обучения Технология концентрированного обучения Технология программированного обучения Технология уровневой дифференциации Технология поэтапного формирования умственных действий Электронные (цифровые) обучающие платформы Базы знаний Конструкторы онлайн-курсов Технологии смешанного обучения («перевернутый класс», «ротация станций») Технологии геймификации
Наглядное, системное представление учебной информации Технология объяснительно-иллюстративного обучения Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Иллюстрация Демонстрация Мультимедийные технологии Гипертекстовые технологии Иммерсивные технологии Технологии Интернета вещей Технологии работы с онлайн-досками и электронными презентациями Технология скринкастинга Технологии создания и применения образовательного контента Технологии микрообучения Интерактивное учебное видео
Организация различных видов учебной деятельности обучающихся Технология проблемного обучения Технология развивающего обучения Технология проектного обучения Тренинговые технологии Игровые технологии Технологии геймификации Виртуальные лаборатории Компьютерные тренажеры Компьютерные симуляторы Электронные (цифровые) обучающие системы Обучающие приложения и сервисы («Когнитивный тьютор», «Конструктор научных проектов» и др.)
Организация учебных коммуникаций Технология интерактивного обучения (модерации) Технология обучения в сотрудничестве (кооперации) Коллективный способ обучения в парах сменного состава Технологии тьюторства, наставничества Мессенджеры, чаты, чат-боты, форумы, блоги, вебинарные комнаты,электронная почта и другие инструменты онлайн-коммуникаций Цифровые помощники Технологии организации командной работы в онлайн-среде Технологии создания сетевых обучающих сообществ
Индивидуализация обучения Технология индивидуализированного обучения Технология обучения на основе индивидуально-ориентированного учебного плана Технология полного усвоения Технология адаптивного обучения Технология саморазвивающего обучения Технология педагогической поддержки Технология тьюторского сопровождения Интеллектуальные обучающие системы Электронные обучающие платформы Веб-сервисы индивидуального подбора способов представления учебной информации Технологии нейросетей, нейроинтерфейсов Технология айтрекинга Технология создания сенсорно-благополучных виртуальных сред Обучающие приложения и сервисы, создаваемые по индивидуальному запросу обучающегося
Оценивание образовательных результатов Портфолио Балльно-рейтинговая технология Тестирование Устный и письменный опрос Анализ продуктов деятельности обучающихся Технология само- и взаимооценки Электронное тестирование Электронный опрос с помощью чат-бота Электронный экзаменатор Цифровое (электронное) портфолио Отслеживание цифрового следа Киберпрокторинг Блокчейн Электронные конструкторы тестов, опросов, заданий
и студентов. Результаты изложены в нашей работе [10]. Проведенный анализ обозначил основные проблемы применения названных технологий: преобладание применения репродуктивных технологий над продуктивными, несовпадение реальной и желаемой практики их применения, оценок такой практики студентами и преподавателями, ограниченность спектра применяемых цифровых технологий, недооценка их дидактических возможностей, разобщенность применения традиционных и цифровых технологий, отсутствие необходимых организационно-педагогических условий, недостаточный уровень цифровой грамотности и цифровой культуры педагогов.
Анкетирование показало наличие определенных предпосылок проектного согласования традиционных и цифровых технологий: осознание большинством педагогов необходимости согласованного применения традиционных и цифровых технологий, взаимоусиления их дидактических возможностей за счет такого применения, методического сопровождения такого согласования.
С опорой на работу Ю. С. Тюнникова [15] нами разработаны проектные характеристики согласования традиционных и цифровых технологий СПО:
Целевые характеристики:
- целевые ориентиры (обучающие, мотивационные, развивающие, социально-психологические);
- ключевая идея (продуктивное согласование).
Содержательные характеристики:
- логико-содержательная основа: дидактические и дидактико-управленческие задачи;
- уровни согласования: «сосуществование», «дополнение», «взаимоусиление дидактических возможностей»;
- масштаб: ситуативное, тематическое, дисциплинарное, междисциплинарное, программное согласование;
- формы: «автоматизация» традиционной технологии с помощью цифровых технологий и инструментов»; «педагогизация цифровой технологии средствами традиционной технологии»; «педагогически целесообразное преобразование взаимодействующих элементов традиционной и цифровой технологии»; «создание новой педагогической практики».
Структурные характеристики:
- узлы согласования: диагностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, коммуникативная, оценочно-рефлексивная функции педагога;
- элементы узлов: действия педагога и обучающихся по согласованному применению традиционных и цифровых технологий.
Процедурные характеристики:
- способы согласования:«согласование концептуальных положений», «согласование механизмов педагогического воздействия»; «согласование педагогических приемов»;
- средства согласования: профессионально-педагогические, профессионально-развивающие, учебно-познавательные ситуации.
Организационные характеристики:
- принципы проектного согласования: взаимодополняемости традиционных и цифровых технологий, их продуктивного согласования, полисубъектности участников согласованного применения традиционных и цифровых технологий, активности и сознательности, адаптивности, последовательности, развивающей направленности;
- этапы проектного согласования: подготовительный, проектировочный,исполнительский, оценочно-коррекционный;
- условия проектного согласования: педагогические, методические, организационные, материально-технические.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- педагогические технологии реализации программ СПО должны отвечать следующим требованиям: многовекторность, практико-ориентированность, адаптивность, опережающий характер, гуманизация;
- в реализации программ СПО необходимо применять два вида технологий: традиционные педагогические и цифровые технологии и инструменты;
- каждая группа технологий имеет свои дидактические особенности, возможности и риски;
- дидактические возможности традиционных и цифровых технологий могут быть взаимоусилены в результате их проектного согласования, которое необходимо осуществлять по целевым, содержательным, структурным, процедурным и организационным характеристикам.
Литература
1. Аполлонов А. В. Компьютерные тренажеры и их применение для подготовки студентов и инженеров-электромехаников // Вестник ВГАВТ. 2020. № 3. С. 16-21.
2. Ахмадова Т. Х. Особенности использования тренинговых технологий в профессиональном образовании студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 306-308.
3. Бордовская Н. В. Методология исследования эффективности смешанных образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 26-31.
4. Блинов В. И. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4-25.
5. Ваганова О. И. Технологии обучения в системе среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11. № 1 (38). С. 22-27.
6. Гончарук Н. П. Модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 31-35.
7. Дудырев Ф. Ф. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические // Вопросы образования. - 2020. № 3. С. 255-276.
8. Ефремова Н. Ф. Проблемы и готовность обучения в цифровой среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (174). С. 75-80.
9. Лопатинский Д. В., Мазниченко М. А. Интеграция традиционных и цифровых технологий в реализации программ среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 35-44.
10. Лопатинский Д. В., Мазниченко М. А. Цифровые технологии в системе СПО: взгляд студентов и преподавателей // Человек и его ценности в современном мире. материалы XII Международной научно-практической конференции. Курган, 2020. С. 84-96.
11. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Т. Н. Носкова. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. - 383 с.
12. Прикот О. Г. Цифровое благополучие персоны в образовательной экосистеме метамодерна // Образовательная политика. 2022. № 4 (92). С. 2-10.
13. Скачкова Н. В. Использование цифровой дидактики в профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 28-37.
14. Тюнников Ю. С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
15. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: коллективная монография / Под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
16. Ubell R. Virtual Teamwork: Mastering the Art and Practice of Online Learning and Corporate Collaboration. John Wiley & Sons, 2010.
References
1. Apollonov A. V., Aleksandrov V. V., Kutuzov A. M. Komp'juternye trenazhery i ih primenenie dlja podgotovki studentov i inzhenerov-jelektromehanikov [Computer simulators and their application for training students and electrical engineers]. Vestnik VGAVT, 2020, vol. 3, рр. 16-21. (In Russian).
2. Ahmadova T. H., Ozieva L. S., Coroev S. S. Osobennosti ispol'zovanija treningovyh tehnologij v professional'nom obra-zovanii studentov [Features of use of training technologies in vocational education of students]. World of science, culture, education, 2020, vol. 2, no. 81, рр. 306-308. (In Russian).
3. Bordovskaja N. V., Koshkina E. A. Metodologija issledovanija jef-fektivnosti smeshannyh obrazovatel'nyh tehnologij [The methodology of the study of the efficiency of the combined educational technologies]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2022, vol. 2, no. 165, рр. 26-31. (In Russian).
4. Blinov V. I., Sergeev I. S. Modeli smeshannogo obuchenija v professionalem obrazovanii: tipologija, pedagogicheskaja jeffektivnost', uslovija realizacii [Models of blended learning in vocational education: typology, pedagogical effectiveness, implementation conditions]. Professional education and labor market, 2021, vol. 1, pp. 4-25. (In Russian).
5. Vaganova O. I., Korostelev A. A. Tehnologii obuchenija v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija [Technologies of training in the system of secondary vocational education]. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2022, vol. 11, no. 1 (38), pp. 22-27. (In Russian).
6. Goncharuk N. P., Hromova E. I. Modeli integracii cifrovyh i peda-gogicheskih tehnologij v processe podgotovki budushhih inzhe-nerov [Models of integration of digital and pedagogical technologies in the educational process of future engineers]. Kazan Pedagogical Journal, 2019, vol. 1, pp. 31-35. (In Russian).
7. Dudyrev F. F., Maksimenkova O. V. Simuljatory i trenazhery v professional'nom obrazovanii: pedagogicheskie i tehnologich-eskie aspekty [Training simulators in vocational education: pedagogical and technological aspects]. Issues of education, 2020, vol. 3, pp. 255-276. (In Russian).
8. Efremova N. F. Problemy i gotovnost' obuchenija v cifrovoj srede [Problems and readiness of education in digital environment]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2023, vol. 1, no. 174, pp. 75-80. (In Russian).
9. Lopatinsky D. V., Maznichenko M. A. Integracija tradicion-nyh i cifrovyh tehnologij v realizacii programm srednego professional'nogo obrazovanija [Integration of traditional and digital technologies in the implementation of secondary professional education programs]. Vocational education in Russia and abroad, 2020, vol. 3, no. 39, pp. 35-44. (In Russian).
10. Lopatinsky D. V., Maznichenko M. A. Cifrovye tehnologii v sisteme SPO: vzgljad studentov i prepodavatelej [Digital technologies in the spe system: a view of students and teachers]. Man and his values in the modern world: materials of the XII International Scientific and Practical Conference. Kurgan, 2020, pp. 84-96. (In Russian).
11. Noskova T. N. Didaktika cifrovoj sredy [Didactics of the digital environment]. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A. I. Gercena, 2020, 383 p. (In Russian).
12. Prikot O. G. Cifrovoe blagopoluchie persony v obrazovatel'noj jekosisteme metamoderna [Digital well-being of a person in the metamodern educational ecosystem]. Educational Policy, 2022, vol. 4, no. 92, pp. 2-10. (In Russian).
13. Skachkova N. V. Ispol'zovanie cifrovoj didaktiki v professional'nom obrazovanii [The use of digital didactics in professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2022, vol. 5, no. 223, pp. 28-37. (In Russian).
14. Tjunnikov Ju. S. Politehnicheskie osnovy podgotovki rabochih shirokogo profilja [Polytechnic foundations for training general workers]. Moscow: Vysshaja shkola, 1991, 192 p. (In Russian).
15. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovanija [Difficulties and prospects for digital transformation of education] / A. Ju. Uvarov, I. D. Frumin (Eds.) /Uvarov A. Ju., Dvoreckaja I. V., Zaslavskij I. M., Karlov I. A., Mercalova T. A., Sergomanov P. A., Frumin I. D. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2019, 343 p. (In Russian).
16. Ubell R. Virtual Teamwork: Mastering the Art and Practice of Online Learning and Corporate Collaboration. John Wiley & Sons, 2010. (In English).