Ю. ВОЛКОВ, доцент
A. МАХОВ, доцент
B. МЕДЕНЦЕВ, доцент
C.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
На рубеже нового тысячелетия на рынке образовательных услуг сложилась обстановка острой конкуренции между вузами. Это вынуждает учебные заведения совершенствовать стиль и методики ведения учебного процесса, расширять формы обучения.
Произошедшие в последние годы изменения нормативной базы и введение в действие федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» убедительно показали актуальность предпринятых нами мер в направлении реформирования информационно-методического обеспечения учебного процесса, позволивших СПбГУП выйти на современные позиции в данной сфере деятельности современного вуза.
Объективно неизбежным стало уменьшение в учебном процессе удельного веса всех видов занятий с преподавателем и перенос основной нагрузки на самостоятельную работу студентов. Это значит, что перед всеми ведущими учебные курсы преподавателями встает задача ее эффективной и разумной организации, управления, обеспечения. Основой повышения качества системы подготовки высококвалифицированных специалистов становится применение педагогических средств, интегрирующих новые информационные и традиционные образовательные технологии.
Для современных ИТ характерно комплексное применение средств ком-
Традиционные и новые технологии обучения: «принцип дополнительности»
пьютерной техники, а также действующих на их основе систем связи и телекоммуникаций, одновременное использование нескольких компьютерных сред для доведения информации до пользователя (мультимедиа-технологии), возможность обеспечения оперативного доступа к необходимой информации, средствам ее обработки и представления в удобном для пользователя виде.
Работа преподавательского состава по информатизации образовательного пространства направлена на создание благоприятных условий для индивидуализации и интенсификации образовательного процесса; обеспечение непрерывного контроля результатов познавательной деятельности обучающихся и своевременное принятие мер по устранению выявленных недостатков; формирование у студентов необходимых навыков уверенного применения компьютерной техники; развитие мотивации студентов к использованию современных информационных технологий в практической деятельности.
Основными методологическими достоинствами интеграции информационных и гуманитарных технологий являются:
• предоставление обучающимся и преподавателям необходимой информации в кратчайшее время и в виде, удобном для восприятия, что обеспечивается доступом к информационным ресурсам посредством вычислительных сетей различных уровней;
• использование мультимедийных средств, что существенно повышает наглядность и доступность обучения, позволяет показать объекты, не поддающиеся непосредственному наблюдению в условиях учебной аудитории, активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
• повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки и доведения информации до обучающихся;
• использование в образовательном процессе учебных материалов, представленных в электронном виде, которые реализуют принципы интерактивного обучения, допускают одновременное использование неограниченным числом обучающихся аналитическую обработку учебной информации и ее своевременное корректирование;
• активизация коллективной работы обучающихся на практических и самостоятельных занятиях в компьютерных классах.
Компьютер позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых студентом умений и навыков. Становится возможным включение активных форм обучения в самостоятельную работу студентов, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний студентов.
Анализу опыта использования информационных технологий в учебном процессе посвящена серия работ наших преподавателей, специализирующихся в различных отраслях знания. Обобщая их результаты, можно отметить, что включение компьютерных технологий в учебный процесс повышает его эффективность, но в то же время предъявляет особые требования и к используемым учебным материалам, и к педаго-
гической технологии. В части учебных материалов необходимо их детальное структурирование, введение многоуровневого подхода в методику изложения предмета, использование дополнительных иллюстративных возможностей для облегчения восприятия. В части педагогической технологии необходимо внедрение форм и методов учебного процесса, компенсирующих уменьшение личного воздействия педагога за счет активизации самостоятельной работы студента в модульно-рейтинговом или иных подходах.
Основными направлениями работы в области информационно-методического обеспечения учебного процесса являются:
• развитие библиотечного обслуживания студентов в учебно-воспитательном процессе с использованием новейших библиотечных технологий;
• издательская деятельность для обеспечения учебного процесса наборами учебно-методических материалов по всем дисциплинам, в том числе и учебных материалов нового поколения;
• электронный учебно-методический комплекс СПбГУП, реализующий сетевой метод дистанционного образования с элементами case-технологий;
• повышение педагогической квалификации преподавателей, в том числе и в сфере использования новых информационных технологий учебного процесса;
• постоянное развитие материально-технической базы, поддержание её на самом современном уровне.
Библиотека
Научная библиотека СПбГУП обеспечивает классическое информационно-библиотечное обслуживание учебного процесса. При этом используются современные технологии в области библиотечного дела, в частности, вне-
дрена последняя версия информационной системы «ИРБИС», функционируют электронный каталог и электронная книговыдача, ведется компьютерная поддержка по комплектованию фонда.
В настоящее время общий объем книжного фонда научной библиотеки с уче-
Рис.1 Общий объем активного фонда Научной библиотеки СПбГУП (экз.)
Год
том фонда депозитарного хранения составляет 500 000 экз. (рис.1).
Издательство университета
Кафедрами СПбГУП разработан, ежегодно обновляется и издается полный набор необходимой для обеспечения учебного процесса учебно-методической литературы -учебных программ, методических указаний и рекомендаций, учебнометодических и учебных пособий. Преподаватели имеют возможность публиковать в нашем издательстве свои научные труды - статьи и монографии. Издательская работа в значительной степени обеспечивает и воспитательную компоненту образовательного процесса. Пример - ежегодное, на протяжении последних пяти лет, вручение каждому первокурснику учебного пособия «Введение в университет»
[1] , помогающего вчерашнему школьнику освоиться в новых для него условиях студенческой жизни.
С 1999 г. в издательской деятельности используются современные формы публикации - на магнитных и оптических носителях (рис. 2). В электронной форме издаются и распространяются среди студентов комплекты учебно-методических материалов (УММ) на каждый учебный год по каждой специальности для всех форм обучения. Переход к электронной версии позволил существенно (примерно в 5 раз) снизить затраты на издание этих материалов при повышении оперативности и ассортимента публикаций и перейти на применение case-технологий в заочном обучении.
Очередным шагом в использовании новых технологий в издательском деле для учебного процесса стало издание мультимедийных учебников, разрабатываемых совместно пре-
Рис. 2 Количество наименований учебнометодической и научной литературы, изданной в СПбГУП (по годам, 2003 г. по состоянию на 01.10)
600
500
400
300
Издания на бумажной основе
Комплекты УММ на электронных но сителях
Дата
подавателями кафедр и специалистами лаборатории мультимедийных технологий департамента информационных технологий СПбГУП. Первый такой учебник - «История культуры Петербурга» [2], разработанный на кафедре культурологии к 300-летию города, уже стал достоянием студентов всего Санкт-Петербурга. На ближайшее время запланирован выход целой серии подобных мультимедийных учебников.
Дистанционное обучение
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс СПбГУП проходило в два этапа. На подготовительном, до 1999 г., информационные технологии использовались эпизодически - по отдельным учебным дисциплинам и собственной инициативе ведущих преподавателей. Уже на этом этапе были созданы определенные наработки по использованию информационных технологий, в общих чертах разработана и апробирована на практике идеология обеспечения учебного процесса базой электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) учебных дисциплин. К 2000 году компьютерная база СПбГУП вышла на новый уровень, достаточный для начала внедрения компьютерной поддержки учебного процесса в деятельность всех кафедр. К имевшимся на то время девяти компьютерным классам общего назначения были добавлены оборудованные мультимедийными проекторами лекционные аудитории, был расширен канал доступа в Интернет (рис. 3), что позволило студентам работать с ресурсами Интернета в
компьютерных классах во время аудиторных занятий и в часы самостоятельной работы.
С 2001 г. начался современный этап использования информационных технологий, характеризуемый максимальным (с учетом человеческого фактора) внедрением различных форм компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза. Идеология такого перехода была обоснована в методических исследованиях [3-9] и закреплена в программе информатизации СПбГУП. Представляя собой синтез традиционных образовательных технологий с новыми информационными, она базируется на использовании в учебном процессе ресурсов Интернета и внутренних электронных ресурсов, разработанных на базе web-технологий и объединенных в портал ЭУМК СПбГУП. Работа студентов реализована на базе сетевого метода дистанционного образования с элементами case-технологий.
Электронный учебнометодический комплекс
При создании ЭУМК были поставлены следующие цели:
• интенсификация учебного про-
Рис. 3. Расширение возможности доступа в Интернет в учебном процессе СПбГУП (пропускная способность Интернет-канала, кбит/с)
Г-^ о© а\ О 1—I гч ^
0\ 0\ 0\ О ООО
0\ 0\ 0\ О ООО
1—I 1—I 1—I сч сч сч сч
цесса за счет обеспечения самостоятельной работы студента всеми необходимыми учебными и вспомогательными материалами в любое время с любого его компьютера;
• повышение статуса преподавателя в глазах студента за счет использования его авторских учебных разработок;
• обеспечение занятий мультимедийным сопровождением, тренингами и обучающими модулями для облегчения восприятия студентами учебных материалов;
• придание занятиям привлекательности за счет решения задач, близких к будущей деятельности выпускников, с помощью реально используемых в настоящее время программных средств;
• создание единого университетского учебно-информационного пространства - системы электронного документооборота «преподаватель -студент»;
• обеспечение всех форм контроля обезличенными объективными автоматизированными средствами.
Для реализации данных целей в состав портала входят:
• электронный комплекс материалов кафедр и полнотекстовая база данных учебного назначения, которые составляют основу ЭУМК СПбГУП;
• точки доступа до контрольной тестовой системы и тестовой системы для самостоятельной работы студентов;
• точка доступа до библиотечной информационной системы «ИРБИС», позволяющая обеспечить интеграцию компьютерных и традиционных технологий и автоматизировать процедуру поиска и заказа книг студентами за счет подсистем электронного каталога и электронной книговыдачи;
• точка доступа до системы корпоративной электронной почты и документооборота для студентов и преподавателей.
ЭУМК факультетов формируются из ЭУМК кафедр, которые, в свою очередь, состоят из ЭУМК дисциплин, преподаваемых на этих кафедрах. ЭУМК специальностей включают ЭУМК дисциплин, входящих в учебные планы данных специальностей. ЭУМК дисциплины состоит из трех основных компонент: преподавательской, студенческой и контролирующей.
Преподавательская обеспечивает преподавателя средствами ведения занятий по теоретической и практической частям курса. В нее входят: учебные программы и планы практических и семинарских занятий; средства сопровождения лекционных занятий мультимедийного презентационного характера; наборы заданий в электронной форме и средства их выполнения для поддержки практических и семинарских занятий; тренинги и обучающие модули.
Студенческая составляющая ЭУМК обеспечивает слушателя электронными средствами освоения теоретической и практической частей курса - конспектами лекций, мультимедийными и электронными учебно-методическими пособиями, учебниками, электронными справочниками, словарями и энциклопедиями, компьютерными обучающими программами.
Контролирующая составляющая обеспечивает преподавателя обезличенными автоматизированными средствами контроля качества усвоения материала обучаемыми, а слушателя -тренингами в прохождении этих форм контроля (тестов и иных форм), а также заданиями для самостоятельной работы и примерами их выполнения.
ЭУМК университета, факультетов и специальностей формируют сотрудники специализированной службы на базе ЭУМК кафедр. Они же отвечают за выбор окончательного дизайна, упорядочение структуры, сохранность и
размещение материалов на сайте портала и участвуют в работах по использованию его для целей заочного и дистанционного обучения. Силами этих сотрудников ведется архив.
Графики наполнения ЭУМК учебны-
Для ведения статистического учета использования ЭУМК СПбГУП необходимо было решить две технологические задачи: обеспечение непрерывного мониторинга и обработка статистики использования учебных материалов.
Рис.4 Абсолютное наполнение ЭУМК
4000
дата
Рис.5 Относительное наполнение ЭУМК
О
т
н
а
<и
&
8
<
О
<и
К
<
<и
и
дата
ми материалами за все время работ над ЭУМК (рис. 4,5) наглядно демонстрируют объем выполненной работы и достигнутый уровень обеспечения учебными и методическими материалами. Необходимо отметить, что за 3 года в СПбГУП был достигнут значительный общий рост количества учебно-методических материалов. При этом наполнение ЭУМК в 2002/03 учебном году происходило в значительной степени за счет создания полнотекстовых учебных материалов - конспектов лекций, учебных и методических пособий и т.д. Особенно показательна информация на рис. 5, из которой видно, что в среднем на одну учебную дисциплину приходится более 6 единиц электронных учебных и методических материалов.
В 2001/02 уч. г. использовалось 133, в 2002/03 уч. г. - 170, а на 2003-04 уч. г. сформировано 237 ЭУМК специальностей по курсам и годам обучения.
У нас эти задачи были решены благодаря очередной модернизации программно- аппаратной части сервера размещения ЭУМК. В результате этого стал возможен учет статистики посещаемости ЭУМК. Основные результаты мониторинга использования ЭУМК СПбГУП приведены на рис. 6. По данным о количестве прочитанных с сервера ЭУМК в неделю документов видно, что интенсивность использования ЭУМК по сравнению с 2001/02 учебным годом выросла более чем в 4 раза. Лавинообразный рост использования ЭУМК в 2001/02 уч. году, связанный с окончательным вводом в эксплуатацию всех возможностей портала, закончен. В 2002/03 уч. году студенты в неделю получали с сервера 30-40 тысяч единиц учебных и методических материалов.
Анализ распределения количества документов, полученных студентами в течение семестра в различное время суток,
Рис. 6. Количество документов, прочитанных за неделю с сервера ЭУМК
показал, что если в 2001/02 уч. году ЭУМК использовался студентами в основном на занятиях по расписанию и лишь на сессии - во время самостоятельной работы студентов в компьютерных классах, то уже в 2002/03 учебном году студенты стали активно использовать его материалы во время самостоятельной работы на протяжении всего семестра. В настоящее время более половины всех обращений к серверу ЭУМК за документами происходит во время самостоятельной работы в компьютерных классах. Стало привычным видеть в компьютерных классах СПбГУП студентов, занятых самостоятельной работой с использованием ЭУМК и ресурсов Интернета.
Заметим, что это крайне высокий показатель интенсивности использования информационных источников в учебном процессе - каждый студент очной формы обучения в неделю полу-чаетс сервера ЭУМК10-12 единиц учебно-методических материалов, примерно половину из них - во время самостоятельной работы.
Повышение педагогической квалификации
Ведение учебного процесса с использованием новых информационных технологий остро поставило задачу повышения квалификации как профессорско-преподавательского состава, так и штата сотрудников департамента информационных технологий. Основной формой решения этой задачи стали образованные в 1999 г. постоянно действующие курсы повышения квалификации, учебные программы которых формируются исходя из текущей потребности в соответствующих кадрах. Курсы организованы по учебным программам трех уровней сложности. Базовый уровень - по программе «Основы работы с персональным компьютером» - проходят преподаватели, не имеющие опыта работы. На начальном этапе создания ЭУМК курсы второго уровня проводились по учебной программе «Новые информационные технологии в вузе» для профессорско-преподавательского состава и сотрудников, занятых в создании и сопровождении ЭУМК. Они знакомили с общими принципами использования компьютерных технологий в учебном процессе. Позже была введена новая учебная программа данного уровня - «Технология создания электронного учебно-методического комплекса учебной дисциплины». При этом возникла потребность в проведении курсов третьего уровня для отдельных преподавателей и сотрудников, связанная с необходимостью обеспечения информационной безопасности портала. Обучение здесь проводится для преподавателей по учебной программе «Инструментальные среды создания мультимедийных обучающих комплексов», а для сотрудников, занятых в сопровождении ЭУМК, - по учебным программам
«Конструирование и управление безопасностью вычислительных сетей на базе Windows 2000 и защита информации в них» и «Создание и управление безопасностью ветвящихся web-сценариев на базе VBScript- и Active Server Page-технологий и защита информации в них». В рамках системы повышения квалификации ежегодно проходят обучение не менее 10% списочного состава преподавателей. В настоящее время более 90% состава преподавателей СПбГУП обладают квалификацией, достаточной для ведения их повседневной учебной работы.
С 2002 г. для преподавателей проводятся методические семинары по всем направлениям учебно-воспитательного процесса вуза, в том числе и по технологии создания и сопровождения ЭУМК. В 2000 г. в СПбГУП была основана серия изданий «Методический совет рекомендует», в которой выходят методические указания, рекомендации и пособия по организации и ведению учебного процесса для преподавателей. Эти материалы послужили отправной точкой межкафедральных об-
менов опытом по вопросам новых методик обучения, внедрения активных методов и информационных технологий в учебный процесс.
Совершенствование материально-технической базы учебного процесса
Успехи реформирования информационно-технического обеспечения учебного процесса в значительной степени связаны с постоянным совершенствованием материально-технической базы СПбГУП. На сегодня в компьютерных классах, учебных специализированных лабораториях и других подразделениях СПбГУП функционируют свыше 650 современных компьютеров. В 15 классах студенты работают на ПК с процессорами 1^е1 гигагерцового диапазона, при этом общая дисковая память компьютеров, задействованных в учебном процессе, приблизилась к пяти терабайтам. Все компьютеры объединены в локальную вычислительную сеть, имеющую выход в Интернет по каналу 4 Мбит/с.
Примерно раз в 2-3 года происходит полное обновление учебного компьютерного парка. Вторым показателем уровня материального обеспечения учебного процесса вуза является степень использования в учебном процессе современного программного обеспечения как общего, так и специального назначения по различным предметным областям. В учебном процессе используется около 250 различных единиц лицензионных программных продуктов - общего назначения (операционные системы и офисные программные пакеты) и специализированные программные продукты. Ежегодно закупается не менее 20 наименований нового лицензионного программного обеспечения для использования в учебном процессе. Достаточно сказать, что СПбГУП является одним из немногих вузов России, имеющих подписку MSDN корпорации Microsoft на условиях Academic Alliance. Для университета гуманитарного профиля это уникальный показатель.
Заключение
Итак, учебный процесс в гуманитарном университете ведется на базе современных образовательных технологий, использующих как новые (ресурсы Интернета и портал ЭУМК), так и традиционные информационно-методические источники: фонды Научной библиотеки и издаваемую учебную и научную литературу. Можно констатировать, что в настоящее время сложился определенный баланс между этими четырьмя видами информационно-методического обеспечения учебного процесса, которые не конкурируют, а дополняют друг друга, обеспечивая тем самым высокое качество подготовки специалистов.
Литература
1. Санкин Л.А. Введение в Университет. Учеб. пособие. - СПб., 2003.
2. Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга. XVIII век / Золотая серия мультимедийных дисков СПбГУП. 4 вып. - СПб., 2002.
3. ЛукошкинаЛ.Н. Внедрение компьютер-
ных технологий в преподавание статистики // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Тез. докл. -СПб., 1999. - С. 344-3454. ХанинаН.С. Использование компьютерных технологий в процессе преподавания международного права // Гуманитарное образование: традиции, новации. Науч.-метод. межвуз. конф. Тез. докл. СПб., 2001. - С.261-262.
5. Ставцева О.И. Современные информа-
ционные технологии в процессе преподавания философии // Гуманитарное образование: традиции, новации. Науч.-ме-тод. межвуз. конф. Тез. докл. - СПб., 2001. - С.264-265.
6. Махов А.М. О некоторых проблемах со-
вместного преподавания приложений исследования операций и основ компьютерных технологий на экономическом факультете // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Науч.-ме-тод. межвуз. конф. Тез. докл. - СПб., 1997. - С.278-279.
7. Кучер А.В., Махов А.М. Электронный учеб-
но-методический комплекс университета / / Гуманитарное образование: традиции и новации. Науч.-метод. межвуз. конф. Тез. докл. - СПб., 2001. - С.275-276.
8. Махов А.М., Бонда,ренко Е.Ю., Скори-ков Г.Я. Создание электронного учебно-методического комплекса // Гуманитарное образование: традиции и новации. Науч.-метод. межвуз. конф. Тез. докл. - СПб., 2001. - С.293-294.
9. Волков Ю.А. Информационные технологии в образовательной среде // Проблемы управления качеством в гуманитарном вузе. Науч.-метод. межвуз. конф. Тез. докл. - СПб., 2002. - С.175.