Научная статья на тему 'Электронные учебно-методические комплексы как инструмент повышения качества обучения специалиста'

Электронные учебно-методические комплексы как инструмент повышения качества обучения специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные учебно-методические комплексы как инструмент повышения качества обучения специалиста»

Д.Ф. Миронов

Электронные учебно-методические комплексы как инструмент повышения качества обучения специалиста

Введение

1

Одной из актуальных проблем профессионального образования (в первую очередь - высшего) является снижение качества обучения. Негативные последствия этого явления невозможно переоценить. В настоящей работе проводится анализ некоторых причин, ведущих к снижению качества профессионального обучения, и рассматриваются возможности, предоставляющиеся для повышения качества обучения методическими способами с помощью применения в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК).

Критерии качества обучения

Процесс обучения представляет собой передачу педагогически адаптированных основ научных и практических знаний обучаемому. Основной критерий качества обучения профессионала может быть выведен из прагматики его последующей деятельности [1]. Чем эффективнее специалист может решать встающие перед ним в рамках его профессиональной деятельности задачи, гем выше следует оценивать качество его профессионального обучения (компетентностный подход к качеству обучения [2, с. 14]). Следовательно, построение более или менее объективной системы частных оценок качества обучения специалиста должно основываться на результатах исследования сфер профессиональной компетенции, представленных в виде формальных моделей деятельности специалиста - профессиональных профилей.

В педагогическом аспекте профессиональный профиль специальности представляет собой иерархически организованный набор взаимодействующих между собой дидактических единиц, формально представленный в виде программ и учебных планов. Соответственно, с точки зрения высшей школы, качество обучения специалиста может рассматриваться в трех аспектах:

• степень соответствия учебных программ и разработанных на их основе планов актуальным профессиональным профилям;

• степень успешности освоения обучающимися учебных программ и планов;

В силу постоянно изменяющихся условий профессиональной деятельности и возникновения новых технологий профессиональный профиль постоянно подвергается изменениям (с большей или меньшей скоростью). В силу этого методическая подготовка обучения специалистов должна включать в себя мониторинг профессиональных профилей. С другой стороны, во

© Миронов Д.Ф., 2006

избежание ускоренной инфляции полученных выпускниками профессиональных знаний, необходимо рассматривать еще один аспект качества обучения:

• степень подготовленности выпускников к самостоятельному получению профессиональных знаний после окончания высшего учебного заведения.

Факторы, снижающие качество обучения

Факторы, обуславливающие снижение качества обучения, следует разделять на объективные (воздействие которых обусловлено социально-экономическими и научно-техническими изменениями) и субъективные (воздействие которых обусловлено психологическими и физиологическими особенностями преподавателей и обучаемых). К объективным факторам можно отнести:

1. усложнение профессиональных профилей (в частности, за счет по явления новых технологий);

2. быстрое изменение не только содержания, но и структуры профес сиональных профилей;

3. ускоренную инфляцию узкопрофессиональных знаний у преподавателей;

4. строго ограниченные временные интервалы, отведенные на изучение учебных программ;

5. недостаточную эффективность традиционных методов проведения учебных занятий;

6. недостаточно высокий средний уровень школьного образования и его несоответствие базовым требованиям, предъявляемым к обучающимся в высшей школе.

К субъективным факторам можно отнести:

1. наличие у обучаемых психологических барьеров при обучении;

2. неадекватную структуру и недостаточный уровень мотивации к обучению;

3. дифференциацию оптимального темпа обучения в любой группе обучаемых;

4. недостаточный уровень предшествовавшей обучению базовой подготовки обучаемых.

Для противодействия усложнению и быстрому изменению предметной области профессиональной подготовки (факторы 1 и 2) представляются целесообразными:

• формализация этой предметной области (например, с помощью объектных моделей, технология применения которых хорошо разработана в системном анализе);

• привлечение высококвалифицированных специалистов-практиков для построения и периодического корректирования формальной модели предметной области.

Во избежание деквалифицирования преподавателей дисциплин, входящих в циклы профессиональной подготовки (фактор 3), необходимо обеспечить постоянное повышение их квалификации. Повышение профессиональной квалификации преподавателей следует признать неотъемлемым компонентом учебно-методической деятельности. Эффективным методом повышения профессиональной компетенции является формирование коллектива преподавателей, преподающих один и тот же учебный предмет одним и гем же обучаемым - это позволит увеличить их совместный педагогический потенциал. Опыт подобного преподавания дисциплин творческого и технического циклов имеется при подготовке по специальности «Прикладная информатика в дизайне».

Ограниченность сроков обучения (фактор 4) может быть преодолена за

счет:

• повышения эффективности использования времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся;

• подготовки учебных информационных ресурсов, педагогически адаптированных к требованиям специальности в полном соответствии с актуальными профессиональными профилями;

• инкапсуляции менее значимых дидактических единиц в более значимые (заменой изучения таких единиц констатацией их наличия с предоставлением методических материалов для самостоятельного освоения).

Недостаточная эффективность традиционных методов проведения учебных занятий (фактор 5) может быть повышена за счет:

• расширения объема учебно-методических материалов, соответствующих дидактическим единицам (например, предоставления всем обучающимся полного текста лекций);

• использования синергетического эффекта воздействия мультимедийного информационного источника, включающего в себя не только тексты и таблицы, но и рисунки, аудио- и видеоматериалы.

Наиболее сложно противодействовать снижению уровня школьного образования и индивидуальной нехватке знаний (факторы 6 и 10). Здесь наиболее перспективным представляется метод проведения репетиторских занятий по дидактическим единицам школьной программы для нуждающихся в этом.

Психологические барьеры при обучении (фактор 7) могут стать важным фактором снижения качества образования, если учебный процесс не предусматривает борьбу с ними. К основным психологическим барьерам при обучении технологиям работы с программными средствами следует отнести:

• нежелание задавать вопросы из страха показаться недостаточно компетентным («Я спрошу какую-нибудь ерунду, а все подумают - ну и лопух!»);

• завышенную самооценку («Я и так все знаю, чему меня могут тут научить?»);

• заниженную самооценку («у меня все равно никогда не получится!»);

• привычку к заучиванию материала без его понимания.

С первым барьером в некоторой степени позволяет справиться возможность непубличного общения с преподавателем и увеличение доли самостоятельной работы с соответственным увеличением информативности и объема учебно-методических материалов.

Второй барьер преодолевается с помощью предложения сдачи контрольных норм по курсу экстерном после решения задачи повышенной сложности. Опыт показывает, что завышенная самооценка знаний по предметам информационного цикла подтверждается не более чем в 5% случаев.

Барьер заниженной самооценки эффективно снимается с помощью самостоятельного повторения разработанных преподавателем пошаговых примеров - это несложно и всегда приводит к желаемому результату.

Четвертый барьер преодолевается с помощью заданий на самостоятельную работу, требующих творческого отношения к освоенному учебному материалу.

Неадекватность мотивации при обучении решению тех или иных профессиональных задач (фактор 8) часто обусловлена следующими рассуждениями обучающегося (неверными!):

• эти приемы не имеют почти ничего общего с выбранной мною специальностью;

• слишком много математики, а я поступил в гуманитарный ВУЗ и не силен в ней;

• другие студенты лучше разбираются в предмете, пусть они и работают, а я посмотрю на них.

• все равно, на практике придется работать не так, как нас учат, так что сейчас не стоит и усилия тратить.

По первой позиции мотивация может быть повышена только путем наглядной демонстрации связи предмета с выбранной специализацией. Для этого необходимо ввести в учебный процесс выполнение насыщенных профессиональной спецификой творческих заданий, составленных совместно со специалистами выпускающих кафедр.

По второй позиции мотивацию можно эффективно повысить за счет правильной педагогической адаптации учебного материала.

По третьей позиции эффективное повышение мотивации возможно только в случае проведения индивидуальных занятий.

По четвертой позиции мотивация повышается за счет построения учебного курса не столько на основе конкретных прагматик, сколько на инвариантном к смене конкретных профессиональных технологий блоке концепций и типовых задач.

Дифференциация оптимального темпа усвоения учебного материала (фактор 9) приводит к большим неудобствам при попытке синхронизировать учебный процесс у всех обучающихся. Эти неудобства в значительной степени снимаются за счет возможности индивидуального доступа к учебно-методическим материалам и самостоятельного выбора обучающимся скорости освоения учебного материала.

Перечисленные способы противодействия нежелательным факторам, снижающим качество обучения, не только во многом противоречивы - они вступают в противоречие с необходимостью повышать экономическую эффективность образовательного процесса в высшей школе. Однако многие из этих противоречий удается снять при переходе к оформлению учебно-методических материалов курса в формате электронных информационных ресурсов и модификации методики проведения занятий с обучающимися, описанными ниже.

Электронный учебно-методический комплекс

Электронный учебно-методический комплекс (далее - ЭУМК) представляет собой совокупность информационных ресурсов, соответствующих учебному курсу, размещенную в компьютерной сети. Доступ к ЭУМК организуется с использованием технологий доступа к данным Интернет/интранет и может быть как полностью открытым, так и ограниченным. Основное назначение ЭУМК - эффективное методическое обеспечение занятий по учебному курсу как в очном, так и в дистантном режиме обучения.

В предлагаемый автором состав методического обеспечения входят:

1. Программа курса;

2. Календарный план занятий;

3. Пособие по теории (фундаментальный учебник, конспект лекций или мультимедийные презентации);

4. Тесты по теоретическому материалу;

5. Билеты и тексты дополнительных вопросов к экзамену;

6. Развернутые планы проведения демонстраций или мультимедийные демонстрационные презентации для тьюторских занятий;

7. Пошаговые практикумы и тестовые практические задания для су-первайзорских занятий;

8. Мотивационные задания для супервайзорских занятий;

9. Тестовые практические задания для экзаменов или зачетов.

Представляется целесообразным оформление ЭУМК предложенной

структуры в формате типового сетевого ресурса с телекоммуникационным доступом (сайта курса) с размещением его на сервере Интернет/интранет для

использования как в очном, так и в дистантном режиме. В структуру этого сайта целесообразно интегрировать и механизм электронной почты для организации общения преподавателя со студентом в дистантном режиме, а также систему информационной безопасности, разграничивающую доступ к сайту. Это необходимо для:

• обеспечения оперативного изменения материалов курса;

• защиты материалов сайта от вандализма;

• обеспечения допуска к работе с учебными материалами ограниченного контингента обучающихся.

Организация учебного процесса с применением ЭУМК

Многолетний опыт проведения занятий по дисциплинам циклов компьютерной графики в СПбГУКИ и информатики и информационных технологий управления в СЗАГС показал низкую эффективность обучения работе с программными средствами по стандартной схеме «лекция - семинарское занятие», в особенности - в поточных аудиториях, не оснащенных мультимедийным оборудованием.

Для преодоления этого нежелательного явления была разработана и внедрена схема проведения занятий, при которой удается преодолевать ранее перечисленные факторы снижения качества обучения за счет применения материалов, оформленных как ЭУМК. Такой формат представления учебно-методических материалов обеспечивает целый ряд организационных, экономических и дидактических преимуществ, важнейшими из которых являются:

в возможность разового вовлечения в методический процесс высококлассных профессионалов в предметной области курса без их регулярного отвлечения на проведение занятий;

• возможность деперсонификации и опосредования дидактического взаимодействия без утраты гибкости обратной связи обучаемого и преподавателя;

• возможность оперативного изменения методических материалов курса в соответствии с результатами мониторинга профессионального профиля;

• возникновение синергетического обучающего эффекта при использовании в составе ЭУМК мультимедийных средств;

• повышенная пригодность методического аппарата курса, представленного в формате ЭУМК, к отчуждению: при наличии ЭУМК занятия могут проводить преподаватели менее высокой квалификации;

• возможность для обучающегося выбирать индивидуальный график освоения дидактических единиц и скорость работы с курсом;

• возможность проведения обучения по курсу как в очном, так и » заочном (дистантном) режиме без дополнительной педагогической адаптации.

Некоторые другие преимущества использования ЭУМК обозначены в работе Борщева [3]. При наличии полного или усеченного ЭУМК преподаватель работает не в двух, а в трех режимах.

Режим «Лектор»

На занятиях, проходящих в таком режиме, обсуждаются:

• цели й задачи курса;

« информационные ресурсы;

« стратегия и тактика изучения предмета;

<> важнейшие теоретические концепции предмета и типовые задачи.

В варианте очного обучения занятия проводятся в аудитории с использованием мультимедийного оборудования или без такового. Обратная связь осуществляется аудианьно, при этом преподаватель строго ограничивает тематику задаваемых ему вопросов в соответствии с приведенным выше перечнем. Способ контроля знаний - бланковые или онлайновые тесты, блиц-опросы.

В дистантном варианте обучения режим заменяется работой с онлайновым учебником и мультимедийными презентациями (по доступным в онлайновом режиме методическим указаниям). Пример начальной версии реализации такого онлайнового учебника приведен на сайте СЗАГС [4]. Обратная связь осуществляется посредством электронной почты. При этом ответы преподавателя могут помещаться в конференцию, доступную для всех студентов, изучающих предмет. По итогам проведенного курса вопросы задаются по частоте и формируется список часто задаваемых вопросов с ответами.

Способ контроля знаний - онлайновый тест или бланковый тест, результаты которого отсылаются преподавателю по электронной почте.

Режим «Тьютор»

На занятиях, проходящих в таком режиме, демонстрируются практические приемы работы с программным продуктом.

В варианте очного обучения занятия проводятся в компьютерном классе с использованием мультимедийного оборудования или без такового. Демонстрация может выполняться преподавателем лично при непосредственной работе с программным продуктом или с помощью мультимедийной презентации. Первый вариант дает большую гибкость за счет повышения уровня обратной связи, но требует оснащения класса мультимедийным оборудованием (или работы с очень малочисленной группой студентов). Второй вариант сокращает нагрузку на преподавателя, и презентации могут просматриваться учащимися в индивидуальном темпе. Контроль на занятиях такого режима не предусматривается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дистантном варианте обучения режим заменяется самостоятельной работой с мультимедийными презентациями, доступными в режиме он-лайн. Обратная связь осуществляется посредством электронной почты.

Режим «Супервайзор»

На занятиях, проходящих в таком режиме, студенты вырабатывают навыки самостоятельной работы с программными продуктами.

В варианте очного обучения занятия проводятся в компьютерном классе. Студенты работают с пошаговыми практикумами, выполняя приведенные в них задания (по мере необходимости возвращаясь к просмотру мультимедийных презентаций). Роль преподавателя при проведении занятий в этом режиме сводится к выявлению ошибок студентов при работе с пошаговыми практикумами и тестовыми заданиями. В дополнение к тестовым заданиям технического характера студентам могут предлагаться для самостоятельного выполнения мотивационные задания, тематически связанные со специализацией группы. Способ контроля навыков - выполнение и проверка тестовых и мотивационных заданий.

В дистантном варианте обучения режим отличается от очного отсутствием оперативной обратной связи, которая осуществляется посредством электронной почты. Способ контроля навыков - проверка тестовых заданий, приведенных в пошаговых практикумах, и мотивационных заданий. Результаты работы пересылаются преподавателю по электронной почте.

Заключение

Современный уровень информатизации высшей школы позволяет воспользоваться преимуществами новых информационных технологий для повышения качества высшего профессионального образования. Удобным средством для этого представляются ЭУМК. Их внедрение позволяет эффективно подавлять нежелательное влияние многих факторов снижения качества обучения и во многом облегчить труд как преподавателей, так и обучающихся.

Литература

1. Берестнева О.Г. Критерии качества обучения в высшей школе / О.Г. Берестнева. О.В. Марухина // Стандарты и качество. М., 2004. — № 8. — С. 84-86.

2. Макарова Н.В. Информатика в системе непрерывного образования / Н.В. Макарова, А.Г. Степанов ; Международный банковский институт, Международная академия наук высшей школы. — СПб. : Изд-во политехи. ун-та, 2005. — 338 с.

3. Борщев В.Г. Преимущества использования информационных и компьютерных технологий при изучении гуманитарных дисциплин / В.Г.

Борщев // Информационные технологии в гуманитарном образовании сб ст. / СПбГУКИ. — СПб., 2005. — Т. 165. — С. 44-45.

4. Миронов Д. Ф Подготовка документов для публикации в Web [Электронный ресурс] / Д.Ф. Миронов ; Северо-Западная Академия государственной службы. — Электрон, дан. — [Б.м., 200—]. — Режим доступа: webdocs.szags.m. — Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.