Научная статья на тему 'Особенности использования технологий дистанционного обучения летного состава'

Особенности использования технологий дистанционного обучения летного состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЫЙ СОСТАВ / СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубков Борис Васильевич, Корнеев Владимир Митрофанович, Степанов Сергей Михайлович

В статье предлагается методика дистанционного обучения авиаспециалистов гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубков Борис Васильевич, Корнеев Владимир Митрофанович, Степанов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING FOR AIR SPECEALISTS TRAINING

This article presents the procedures distance learning for air specialists training in civil aviation.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технологий дистанционного обучения летного состава»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Б.В. ЗУБКОВ, В.М. КОРНЕЕВ, С.М. СТЕПАНОВ

В статье предлагается методика дистанционного обучения авиаспециалистов гражданской авиации.

Ключевые слова: летный состав, структура, модель, окружающая среда.

Преобразования, происходящие в экологической и социально-экономической надсистемах, неизбежно оказывают влияние на подсистему образования, требуя адекватных изменений в политике, связанной с образованием. Как следствие, появились новые инновационные образовательные технологии, основанные на дистанционных технологиях обучения.

Исходя из накопленного на кафедре авиационной техники опыта работы с использованием новых информационных технологий можно сделать вывод, что наилучшим решением проблемы методического и дидактического обеспечения курсантов, студентов и слушателей, обучающихся по дистанционным технологиям, является создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) как в локальном, так и в сетевом исполнении.

Рис. 1. Типовая структура электронного учебно-методического комплекса

Электронное учебное пособие является обязательным компонентом комплекса. Существуют несколько форм реализации электронного учебного пособия.

Первая и наиболее простая - это электронный учебник с линейным набором текстов и графических материалов.

Вторая более продвинутая форма - это тексты с разветвленной продуманной системой гиперссылок, снабженные графическими и мультимедийными элементами с многоуровневым изложением учебного материала. В состав таких комплексов могут входить программноинформационные системы компьютерного тренинга и контроля (самоконтроля) знаний.

Третья форма реализации ЭУМК содержит помимо перечисленных выше компонент системы лабораторных практикумов, компьютерные тренажеры, основанные на математических и имитационных моделях изучаемых процессов и систем.

Четвертая наиболее развитая форма является полноценным мультимедийным сетевым обучающим комплексом, содержащим системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги.

В соответствии с формами реализации ЭУМК можно разделить на четыре группы по их основному дидактическому назначению. Первая группа служит для знакомства с теоретическим материалом изучаемого курса. Вторая - для изучения, осмысления и закрепления теоретического материала, контроля теоретических знаний. Третья группа ЭУМК предназначена для формирования и развития знаний, умений и профессиональных навыков работы, развития интуиции и творческих способностей учащегося. Четвертая группа ЭУМК может использоваться не только для всестороннего овладения изучаемой дисциплины, но и для проведения самостоятельных научных исследований, для решения нестандартных задач.

Независимо от выбранной формы реализации ЭУМК могут быть разработаны для размещения на дискетах, СБ или БУО дисках, а также для публикации в Шегпе! Причем онлайновое обучение представляется наиболее перспективной технологией в современной системе образования, особенно в системе дополнительного образования. Обучение на основе 1п1егпе1;-техноло-гий представляется наиболее перспективным, прежде всего, для компаний, заинтересованных в постоянном повышении квалификации своих работников. Данная форма обучения позволяет получать образование без отрыва от производства в любое удобное время и значительно сократить расходы, связанные с очной системой обучения.

Необходимо отметить, что ДО на основе новейших информационных технологий обучения обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями. Позитивное влияние оказывает удаленное обучение и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциалы за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Качество получаемого образования по технологиям ДО достигается за счет привлечения высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам [1].

Дистанционное обучение как новую технологию получения образования необходимо оценивать с позиций понятия «система».

Система имеет свои специфические структурные элементы. Она может также характеризоваться параметрами обратной связи и ограничениями [2]. Параметры позволяют описать состояние или процесс изменения, происходящий с элементами, входящими в систему.

При рассмотрении дистанционного обучения как подсистемы системы образования следует подчеркнуть специфику ее функционирования, включая вход, состояние и выход. Важное значение приобретает контакт системы дистанционного обучения с окружающими системами, который осуществляется через входы и выходы системы. Величины, характеризующие функционирование системы дистанционного обучения, разделим на три категории:

1) внешние переменные (воздействия) щ, и2, ..., ик, влияющие на поведение системы;

2) выходные параметры у!, у2, ..., ym, описывающие те аспекты поведения системы, которые представляют интерес для исследования;

3) параметры, характеризующие состояние системы х1, х2, ..., хп.

• • Хп •

* ...

• XL ч

Рис. 2. Модель взаимодействия системы ДО с окружающими системами

Систему ДО рассматриваем как структуру, в которую в определенные моменты времени вводятся некоторые воздействия и из которой в определенные промежутки времени выводятся выходные параметры. При этом система непрерывно функционирует во времени t. Тогда в каждый момент времени t система ДО получает входное воздействие u(t) = (ui(t), u2(t), ..., uk(t)) и порождает выходную переменную y(t) = (y1(t), y2(t), ..., ym(t)). В общем случае значение выходной переменной y(t) системы зависит как от значения входного воздействия u(t), так и от предыстории этого воздействия, которое характеризуется измененным состоянием системы х^) = (х^), х2(0, ..., хп(0).

Зависимость количества элементов системы (п) и число связей (z) между ними можно записать: z = п (п-1). Тогда количество возможных состояний системы выражается зависимостью Н=2п(п-1). Отсюда видно, что с увеличением числа элементов системы увеличивается число возможных ее состояний.

Важнейшими особенностями онлайновой системы обучения являются ее открытость, доступность и универсальность. Такая система обеспечивает возможность всем желающим получить доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от местоположения, возраста или уровня образования.

Основными элементами Шегпе^технологий в образовании являются:

- образовательный портал, содержащий рубрицированный каталог дидактических, справочных и хрестоматийных ресурсов, программы курсов, методические указания, расписания очных и дистанционных оп-lme занятий, служебная информация, сопровождающая учебный процесс;

- образовательная почта - взаимодействие преподавателя и обучающегося посредством электронной почтовой системы;

- видео - и аудиоконференции, форумы, чаты и т.д.;

- интерактивные дидактические игры.

Ввиду объективных и субъективных факторов при разработке и создании электронных учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам помимо общих проблем, имеющих место при создании любого электронного курса, возникают свои особенные вопросы, касающиеся структурного и технического характера. Например, при изучении конструкции и летной эксплуатации воздушных судов необходимо проводить занятия с использованием тренажеров, натурных экспонатов или макетов.

В электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Конструкция и эксплуатация ВС», предназначенный для обучения курсантов, студентов и слушатей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, входят:

• методические рекомендации пользователю;

• методические рекомендации по изучению дисциплины;

• электронное учебное пособие;

• электронный альбом схем;

• мультимедиа материалы;

• контрольные вопросы;

• тест для контроля знаний;

• глоссарий;

• терминология ИКАО;

• список принятых сокращений;

• рекомендации по выполнению курсовых работ;

• список рекомендуемой литературы.

Учебно-методические материалы комплекса дополняют основной дидактико-методический комплекс по дисциплине, уже существующий в училище, повышают эффективность изучения дисциплины и обеспечивают повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала по конструкции и эксплуатации ВС.

Электронный альбом схем состоит из набора кадров (страниц). Кадрами могут быть графические и тестовые экраны, анимационные ролики, видеоклипы, демонстрационные программы и т.п. Форма представления информации определяется целевым назначением.

Отсутствие возможности очного контроля качества обучения (коллоквиумы, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы) стимулирует разработку систем тестирования, применимых как в процессе обучения (текущий и промежуточный контроль), так и на завершающей его стадии (итоговая аттестация).

Отдельные составляющие из данного электронного учебно-методического комплекса размещены на учебно-методическом сайте по конструкции и эксплуатации воздушных судов www.kvs-vm.narod.ru, посещаемость которого не менее 100 человек в день.

Важно подчеркнуть, что преподаватель является ключевым элементом разработки и внедрения мультимедийных обучающих средств. Практический опыт разработки и использования электронных альбомов схем говорит о том, что наиболее реальным методом широкого (массового) внедрения их в учебный процесс является непосредственное участие в их разработке преподавателей, которые должны их использовать.

Если при разработке электронных учебных пособий используется общепринятое разделение функций на сценариста-преподавателя и разработчика-программиста, то в результате такого творческого сотрудничества может получиться неплохой мультимедийный продукт образовательного направления.

При разработке мультимедийных средств самим преподавателем может получиться и не столь высококлассный программный продукт. Но в этом случае он гарантированно будет внедрен в учебный процесс. Со временем, по мере накопления преподавателем опыта в разработке подобных мультимедийных средств и практики их использования, они будут становиться все более совершеннее.

При таком подходе предлагается на первоначальном этапе использовать для разработки мультимедийных учебных средств самые доступные и широко распространенные программные средства, например программа Microsoft PowerPoint, входящая в пакет программ Microsoft Office. Эта программа позволяет обычному преподавателю-пользователю ЭВМ, не имеющему навыков программирования, самостоятельно создавать довольно приличные мультимедийные программные продукты с использованием цветных схем, фотографий, динамических эффектов, средств мультипликации, учебных видеофильмов, поясняющих авторских аудиокомментариев, гиперссылок на дополнительную информацию, тренажерные и контролирующие блоки. При этом преподаватель имеет прекрасную возможность внесения любых изменений в разработанном мультимедийном продукте, постоянно совершенствуя его.

В то же время необходимо учитывать, что PowerPoint - это лишь представление (презентация) учебного материала с преимущественно линейной навигацией [3].

Важно также учитывать, что технологии мультимедиа позволяют оживить информационные кадры, сопроводить их графическими динамическими иллюстрациями, фотографиями, видеоклипами, фрагментами аудиоинформации, компьютерными тренажерами, контролирующими тестами.

Компьютерные тренажеры, предназначенные для отработки первоначальных навыков по эксплуатации систем самолета, могут служить для:

- ознакомления с расположением и назначением органов управления и контроля систем самолета;

- моделирования проверок соответствующих систем;

- моделирования штатной работы изучаемых систем;

- коррекции неверных действий обучаемого за счет включения подсказок.

В разработке ЭУМК можно выделить три основных подхода к формированию состава рабочих групп разработчиков:

1. Профессиональный подход:

• преподаватель;

• методист;

• психолог;

• программист;

• компьютерный дизайнер.

2. Приемлемый подход:

• преподаватель;

• методист;

• специалист по технологическим средствам.

3. Часто практикуемый подход:

• преподаватель;

• студенты в роли компьютерных инженеров.

Присутствие в составе разработчиков компьютерного инженера вовсе не означает, что преподаватель может быть далек от понимания компьютерных технологий обучения. Кроме того, преподавателю нужны и знания о компьютерных и сетевых средствах обучения, а также навыки их практического использования в учебном процессе.

Необходимым условием успешной деятельности преподавателей по проектированию и использованию компьютерных обучающих программ (КОП) являются знания о дидактических возможностях используемых программных средств и умения по формированию и корректировке автоматизированных программ.

Создание компьютерных обучающих программ по праву считается в высшей степени творческой работой, требующей большой эрудиции, глубоких знаний психологических и педагогических основ обучения по основной специальности.

Готовность преподавателей к использованию КОП можно подразделить на общую и специальную.

Под общей готовностью к компьютерной технологии обучения понимается наличие ряда элементов компьютерной грамотности, психологическая готовность к работе с компьютером, понимание смысла задач, методологии и перспектив компьютеризации учебного процесса в своей предметной области, что в целом позволяет осознанно подойти к освоению КОП.

Специальная готовность, то есть комплекс знаний и умений, необходимых для максимально эффективного практического применения КОП, имеет ряд уровней, среди которых можно выделить в качестве основных следующие:

1. Уровень первоначального знакомства, на котором преподаватель знакомится с концепцией КОП, изучает инструкции обучаемого и преподавателя, приобретает навыки работы с КОП в качестве обучаемого, учится регистрировать свои учебные группы, получать распечатки с итогами обучения, данные об учебно-методическом насыщении КОП и адаптировать его к своим требованиям.

2. Уровень методического мастерства, на который преподаватель выходит, приобретая навыки использования КОП в учебном процессе. Этот уровень характеризуется умением грамотно сформулировать задачу, заинтересовать слушателей этой работой, организовать достаточно комфортные условия для студентов во время сеанса работы с ЭВМ, оказать им, особенно на первых этапах, помощь. Преподаватель приобретает навыки оказания небольшой технической помощи в случае возникновения затруднений при работе с компьютером и программой.

3. Уровень педагога-эксперта (преподавателя-методиста), который предполагает углубленное изучение инструментальных средств и дидактических принципов системы с помощью формирования дополнительного учебно-методического насыщения КОП в рамках наличных дидактических возможностей. На этом уровне формируются умения, связанные с организацией работы операторов базы данных КОП по вводу дополнительных текстов источников, комментариев, справочников, подготовкой данных текстов для ввода с учетом особенностей компьютерного изучения, проведением экспертизы качества и объема дополнительного учебно-методического насыщения, представлением регистрируемой в КОП санкции на его использование обучаемыми, формированием экспертных описаний текстов и пакетов учебных заданий.

4. Уровень творческого развития дидактических возможностей КОП, на котором требуется глубокое знание архитектуры системы, ее инструментальных средств, что позволяет, опираясь на средства создания и поддержания фреймовых структур, создавать новые типы учебных заданий, методических комментариев, стратегий обучения и т.д.

Достижение каждого уровня готовности требует целенаправленных усилий, времени, необходимого для приобретения опыта.

Таким образом, проведенный анализ дидактических средств дистанционного обучения позволяет сделать следующие выводы:

1. Наиболее перспективной, качественной и выгодной технологией получения образования на сегодня является Internet-технология с использованием в учебном процессе полнофункциональных мультимедийных электронных учебно-методических комплексов.

2. Одной из проблем, которые сегодня возникли перед образовательными учреждениями -это создание полноценных электронных учебно-методических комплексов, позволяющих студенту или учащемуся наиболее полно овладеть той или иной дисциплиной.

3. Таким образом, при создании ЭУМК следует особое внимание обратить на такие вопросы, как полнота учебного и методического материала, продуманная структурированность учебника, использование глоссария, применение различного рода приемов представления информации, введение дополнительного мультимедийного материала и обязательная система контроля и самоконтроля в форме различных тестов, контрольных и самостоятельных работ, непрерывное дополнение и совершенствование курса.

4. Предлагаемые научно-методические подходы к разработке, конструированию и использованию ЭУМК учебной дисциплины могут служить своеобразным ориентиром для развития системы ДО.

В заключение хотелось бы отметить, что создание любого электронного учебного пособия

- это, прежде всего, творческая работа, к которой нужно соответственно подходить. Компьютеры предоставляют практически неограниченные возможности в реализации любых идей и замыслов, и поэтому при создании ЭУМК не стоит ограничивать полет своей мысли и фантазии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. - 2-е изд., исправл. и доп. / под ред. Ю.В. Позняка. - Минск: БГУ, 2003.

2. Мороз А.И. Курс теории систем. - М.: Высшая школа, 1987.

3. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006.

4. Корнеев В.М. Рекомендации по внедрению инновационных образовательных технологий // Проблемы подготовки специалистов для гражданской авиации и повышения эффективности работы воздушного транспорта: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф.: научное издание / под ред. Н.У. Ушакова. - Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2010. - С. 96-98.

5. Корнеев В.М. Опыт разработки электронных учебно-методических комплексов по авиационным дисциплинам // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: тезисы докладов междунар. науч.-техн. конф., посвященной 85-летию гражданской авиации России. - М.: МГТУ ГА, 2008. - С. 260.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DISTANCE LEARNING FOR AIR SPECEALISTS TRAINING

Zubkov B.V., Korneev V.M., Stepanov S.M.

This article presents the procedures distance learning for air specialists training in civil aviation.

Key words: flying composition, structure, model, environment.

Сведения об авторах

Зубков Борис Васильевич, 1940 г.р., окончил КИИГА (1966), действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полётов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 120 научных работ, область научных интересов -вопросы обеспечения безопасности полётов и жизнедеятельности, авиационной безопасности.

Корнеев Владимир Митрофанович, 1951 г.р., окончил КАИ (1974), кандидат технических наук, заведующий кафедрой авиационной техники УВАУ ГА(И), автор 47 научных работ, область научных интересов - новые информационные технологии изучения конструкции и эксплуатации воздушных судов.

Степанов Сергей Михайлович, 1959 г.р., окончил РИИГА (1982), кандидат технических наук, доцент кафедры авиационной техники УВАУ ГА(И), автор более 50 научных работ, область научных интересов - система качества, управление, подготовка и управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.