Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий в учебном процессе вуза'

Использование современных информационных технологий в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахмудкадиев Нухкади Джалалович

В статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий в учебном процессе Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Показано, что разработка электронных учебно-методических комплексов в соответствии с государственным образовательным стандартом служит формированию эффективной информационно-обучающей среды вуза и является составной частью работы по внедрению в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахмудкадиев Нухкади Джалалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий в учебном процессе вуза»

112

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

УДК 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

©2о°9 Бахмудкадиев Н.Д.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий в учебном процессе Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Показано, что разработка электронных учебнометодических комплексов в соответствии с государственным образовательным стандартом служит формированию эффективной информационно-обучающей среды вуза и является составной частью работы по внедрению в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов.

The article deals with problems of the using the modern information technologies in the educational process of Dagestan State Pedagogical University (DSPU). It has been shown, that the development of electronic educative-methodical complexes in accordance with the State Educational Standard serves to the formation of the efficient informative-training environment of the higher school and it is a component of the work on development and introduction of electronic educative-methodical complexes into the educational process.

Ключевые слова: электронная образовательная среда, электронные учебно-методические комплексы, электронный учебник, графический редактор, инженерная графика, лекция.

Keywords: electronic educational environment, electronic educative-methodical complexes, electronic textbook, graphic editor, engineering graphics, lecture.

В современном учебном процессе все большее внимание уделяется информационным технологиям. И хотя активная компьютеризация учебного процесса началась уже давно, использование информационных технологий для многих представляется скорее экзотикой, нежели одним из обычных, пусть и достаточно новых способов ведения образовательной деятельности. Информационные технологии эффективны и могут значительно повысить качество обучения. Однако факт работы с компьютером в учебном процессе еще не является залогом успеха и значимых результатов можно добиться только при грамотном его применении.

Одним из средств формирования информационно-обучающей среды в ДГПУ является создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по естественнонаучным, гуманитарным и общепрофессиональным дисциплинам. Для их создания потребуются принятие определенных организационных решений и проведение целенаправленной политики руководством университета, заинтересованной совместной работы его подразделений: учебнометодического управления, управления качеством образования, факультета повышения квалификации, управления информатизации, научной библиотеки и т.д.

Психолого-педагогические науки •••

Одной из первых мер, способствующих созданию учебно-

методических материалов в электронном виде, будет, в частности, принятое в университете ранее решение о создании сервера учебно-

методических материалов и размещение на нем электронных копий всех издаваемых в университете соответствующих материалов; причем, наличие таких материалов на сервере стало бы одним из условий переизбрания профессорско-преподавательского состава университета по конкурсу.

Далее - создание университетского центра информационных технологий. Размещение материалов в электронной библиотеке виртуального университета (ВУ) имеет и существенные преимущества перед обычным их представлением в виде набора файловых ресурсов сервера вуза. Программные средства портала ВУ предоставят возможность унифицировать и классифицировать каталоги размещаемых информационных и учебно-методических ресурсов.

У большинства преподавателей нет пока полного понимания, что собой представляет электронный учебник. Электронный учебник - это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел, который соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Электронный учебник - это комплексная и целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм презентации информации, а также давать представление о методах научного исследования с помо-

113

щью имитации последнего средствами мультимедиа [3].

При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного предъявления материала. Процесс обучения проходит более успешно, так как он основан на непосредственном наблюдении объектов и явлений. Дидактические аспекты, касающиеся наиболее общих закономерностей обучения, и методические аспекты, определяемые спецификой преподавания тех или иных конкретных дисциплин или групп дисциплин, тесно взаимосвязаны между собой и с вопросами программной реализации электронного учебника. Общепринятого определения понятия «электронный учебник» пока не существует, несмотря на наличие стандартов на электронные учебники, однако признается, что электронный (компьютерный) учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел.

К настоящему времени создано множество электронных средств учебного назначения (ЭСУН), начиная от простого текста, переведенного в электронный вид, и заканчивая программами с различным уровнем интерактивности. Современные ЭСУН являются программными продуктами, в создании которых участвуют, как правило, не менее двух человек: автор содержательной части и программист.

Одной из серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться при создании ЭСУН, является взаимодействие между автором и программистом, реализующим идеи автора в виде компьютерной программы. Сложность состоит в том, что автор часто имеет смутные представления о возможностях компьютерных программ, а программист не является специалистом в предметной области создаваемого учебника. Следствиями такой ситуации могут

114

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

являться недоиспользование возможностей компьютерной технологии и постановка автором нереальных и непоследовательных задач, приводящая к увеличению трудозатрат и времени разработки.

Помочь в разрешении проблемы взаимодействия и взаимопонимания автора и программиста может использование четкой терминологии и наличие достаточного количества примеров.

Существует также общеизвестная проблема участия преподавателей, особенно старшего поколения, в создании электронных учебников. В некоторых вузах страны эта проблема успешно решена: создана технология подготовки ЭУМК, которая является основой для разработки электронной образовательной среды (ЭОС). Она изложена в комплекте документации, включающем в себя: положение о порядке подготовки к изданию УМК, требования к составу УМК, методику разработки рабочей программы учебной дисциплины, методику руководства по изучению дисциплины, методику разработки учебного пособия по дисциплине, методику разработки практикума по дисциплине, требования к оформлению УМК.

Всю информацию преподаватель представляет в лабораторию издания УМК, которая комплектует, форматирует, контролирует материал и готовит его по существующим требованиям к тиражу. УМК в электронном виде, параллельно с типографией, попадает в лабораторию создания ЭОС.

Многие вузы страны давно отработали технологии перевода информации с бумажных носителей в электронные, и это централизованно необходимо сделать в нашем вузе через создание центра или лаборатории - суть не в названии. Пока не будет создан такой централизованный орган и в нем не отработают технологии перевода в электронный вариант УМК, мы не сможем двигаться дальше.

Используемая на кафедре естественнонаучных и общетехнических дисциплин ДГПУ методика подготовки и чтения лекций с использованием новых информационных технологий является составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс ЭУМК. Одной из дисциплин, на примере которой нами апробирована эта методика, является «Инженерная графика». Выбор этой дисциплины объясняется рядом причин:

- особенностью дидактических материалов, в которых преобладающее место занимают графические модели и задачи, требующие использования компьютерных информационных технологий;

- относительной сложностью дисциплины для студентов, предполагающей знание стереометрии и изометрии;

- наличием хороших знаний и опыта преподавания этой дисциплины у специалиста;

- разработанностью учебно-методических пособий, позволяющих использовать компьютер для решения различных типов (начертательная геометрия и инженерная графика) графических задач;

- профессиональной информационной компетентностью пользователя по применению информационных технологий.

Разработанная ЭУМК включает: рабочую программу, электронное учебное пособие, методические материалы и задания для лабораторнопрактических занятий, видеолекции, графический редактор КОМПАСГрафик, электронный учебник «Проекционное черчение», тестовые материалы. На первой (вводной) лекции рассматриваются сущность дисциплины, структура ЭУМК, излагается методика работы с ним. Студенты знакомятся со списком рекомендуемой литературы и рабочей программой. Демонстрируется имеющийся графический редактор «КОМПАС-ЗЭ LT 5.11» [4].

Психолого-педагогические науки •••

По желанию студенту эти материалы предоставляются ему в электронном варианте. Общая схема чтения лекции по конкретной теме дисциплины следующая:

- сообщается тема лекции с одновременным показом фрагмента электронной рабочей программы по данной теме;

- производится показ материалов электронного учебного пособия по данной теме;

- осуществляется просмотр-прослу-шивание видеолекции (по отдельным подтемам);

- излагаются материалы лекции в динамическом сопровождении решения графических задач по теме с использованием графического редактора;

- повторно просматриваются и объясняются отдельные фрагменты лекции (по мере необходимости);

- проводится компьютерное тестирование (по завершению нескольких тем).

Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов. Для демонстрации отдельных графических решений применяется электронный учебник «Проекционное черчение» [4]. Важный момент - обеспечение оптимального сочетания излагаемого лектором материала с показом видеоматериалов. Могут использоваться различные видеоматериалы: видеослайды, элементы, средства универсальных офисных программ (встроенные функции, процедуры и др.) и графический редактор.

Подготовка и чтение лекции с применением компьютерных видеоматериалов предъявляет высокие требования к квалификационному уровню преподавателя-лектора и интенсифицирует его труд. Подбор материалов для видеопоказа, определение формы их представления на демонстрационном экране, встраивание цветовых, звуковых и иных мультимедиа эффектов, оптимальное соче-

115

тание излагаемого текстового материала с материалами видеопоказа -вот неполный перечень новых элементов, с которыми сталкивается лектор при чтении лекции с использованием компьютерных технологий. Здесь нет единого методического подхода, все зависит от особенностей изучаемой дисциплины и мастерства преподавателя [2]. Лекция с применением компьютерных технологий видеодемонстрационной техники - это своего рода фильм, режиссером которого выступает преподаватель-лектор. Качество и интенсивность труда преподавателя многократно возрастает.

Существует ряд принципов, которые позволяют максимально концентрировать внимание студента: оптимальный объем, доступность, разнообразие форм, учет особенностей восприятия информации с экрана, красота и эстетичность [1].

По завершении сложных и объемных тем целесообразно, как показывает опыт, проведение в рамках лекционных занятий показательного тестирования, рассчитанного на тридцать минут. Этот прием преследует достижение следующих целей:

- психологической подготовки студентов к текущему (итоговому) контролю знаний;

- демонстрации эффективности компьютерного тестирования;

- повышение интереса и доверия к компьютерной технике;

- реализации эффекта группового контроля уровня подготовки;

- предварительной оценки степени усвоения темы студентами.

На тестирование одного студента отводится около семи минут, в течение которых он отвечает примерно на десять тестовых вопросов. Проведение подобного тестирования не укладывается в рамки традиционной лекции. Однако использование новых информационных технологий позволяет в пределах времени, отводимого на одну лекцию, изложить заметно больший объем теоретиче-

116

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

ского материала. Поэтому тестирование осуществляется не в ущерб изучению теоретического материала, а за счет экономии времени.

В отличие от традиционных видов дидактических средств (записи на доске, плакаты, слайды для диапроектора и др.), цифровые видеослайды могут быть не только применены в процессе чтения лекции, но и предложены студентам на электронных носителях, а также установлены на образовательном сервере вуза для дистанционного доступа, то есть они могут храниться, накапливаться, модифицироваться, тиражироваться.

На кафедре ведется работа по разработке лекций, сочетающих графиче-

Примечания

ский материал и речь лектора. Разработка видеолекции является в настоящее время процедурой достаточно трудоемкой и сложной, предъявляет повышенные требования как к преподавателю, так и к ресурсам компьютера (частота, память и т.д.), что ограничивает их широкое применение. Цифровая речь преподавателя не может полностью заменить живую речь. Поэтому такие лекции должны быть небольшими по объему (не более IQ-20 мин.) и целесообразны по наиболее сложным темам дисциплины. Проведение таких лекций сокращает затраты времени на изложение материала, процесс обучения осуществляется на новом, более высоком уровне.

1. Биленко М.В. Управление вниманием в мультимедийных электронных лекциях. М.: Центр информационных технологий МИКХиС, 2006. 2. Карнаухова М.В. Особенности современных информационных технологий и мультимедийных средств в обучении. URL: http://enimd.narod.ru/doc/stat_2.doc 3. Коджаспарова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб, пособие для сгуд. высш. учеб, заведений. 5-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 352 с. 4. Кожевников В.А. Проекционное черчение. Электронный учебник. М., 2008 (электрон, опт. диск DVD - ROM).

Статья поступила в редакцию 19.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.