Научная статья на тему 'Об использовании информационных технологий в преподавании дисциплин культурологического цикла на кафедре культурологии СПбГУП'

Об использовании информационных технологий в преподавании дисциплин культурологического цикла на кафедре культурологии СПбГУП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании информационных технологий в преподавании дисциплин культурологического цикла на кафедре культурологии СПбГУП»

В. Г. Лукьянов, Е. А. Кайсаров

Об использовании информационных технологий в преподавании дисциплин культурологического цикла на кафедре культурологии СПбГУП

На протяжении последних лет кафедра культурологии СПбГУП накопила значительный опыт использования информационных технологий в самостоятельной работе студентов по изучению учебных дисциплин. Преподаватели кафедры проводят системную и систематическую работу по созданию электронных пособий по всем дисциплинам. Так, были разработаны и опубликованы на сайте кафедры культурологии университета электронные учебно-методические комплексы, структурно-логические схемы, лекции, хрестоматии по учебным дисциплинам «Культурология», «История культуры Санкт-Петербурга», «Социология культуры», «Культура ХХ века», «Сравнительная культурология». Важным этапом в использовании информационных технологий стало создание в 2002 году мультимедийного учебника «История культуры Петербурга: XVIII век». Все эти материалы доступны для студентов. В СПбГУП создано достаточное количество студенческих мест, обеспеченных компьютерами, которые позволяют максимально использовать информационный ресурс электронного учебно-методического комплекса университета (ЭУМК СПбГУП).

Кратко охарактеризуем некоторые особенности наших электронных методических разработок. В отличие от Хрестоматии по дисциплине «Культурология» (составители А. С. Скобельцына и В. Г. Лукьянов), которая была опубликована на сайте СПбГУП в 2002 г., и в которой были просто собраны тексты, необходимые для прохождения учебной дисциплины, Хрестоматии по дисциплинам «Социология культуры» - 2005, «Культура ХХ века» - 2006 и «Сравнительная культурология» - 2007 (составитель данных хрестоматий В. Г. Лукьянов), представляют собой принципиально новый тип электронного пособия - единый электронный комплекс, включающий в себя два взаимосвязанных компонента: (1) Планы семинарских занятий и (2) Хрестоматию по подготовке к семинарским занятиям и к экзамену (зачету). Фактически речь идет о принципиально новом уровне организации самостоятельной работы студента, когда студент, работая за компьютером при подготовке к семинарскому занятию (или к экзамену), сможет получить всю необходимую информацию на сайте кафедры культурологии. Новизна подхода заключается в том, что традиционные вопросы плана снабжены гиперссылками на литературу, которую студенту необходимо прочесть при подготовке к занятию. Речь идет о том, что электронная версия планов семинарских заня-

81

тий снабжена системой гиперссылок с тем, чтобы студенты смогли использовать специально отобранные электронные материалы при подготовке к каждому из вопросов семинарского занятия (отметим, что в списке рекомендованной к семинарскому занятию литературы представлены как текстовые, так и электронные версии публикаций по теме). Все электронные версии книг и статей представлены в хрестоматиях по дисциплинам «Социология культуры», «Культура ХХ века» и «Сравнительная культурология», которые находятся на сайте СПбГУП. В хрестоматии включены наряду с материалами для подготовки к семинарским занятиям, также и те публикации, которые необходимы студентам для сдачи экзамена (или зачета) по данной дисциплине.

При подборе материалов был использован принцип взаимодополняемости, т.е., например, в хрестоматии по дисциплине «Культура ХХ века» представлены разные точки зрения, имеющиеся в современной науке (например, по вопросу о процессе глобализации и перспективах современной России в этой связи). Данный подход позволяет использовать на семинарском занятии проблемный метод обучения, т. к. представленные в хрестоматии электронные версии публикаций дают всестороннее представление о существующих в современной науке позициях в исследовании того или иного вопроса. Студент имеет возможность сам проанализировать достоинства и уязвимые моменты существующих в науке точек зрения. Тем самым стимулируется развитие его творческого мышления. Кроме того, составителем учитывалась возможность использования материалов для самостоятельной научной работы студентов. В этой связи данная хрестоматия включает в себя тексты, на основе которых студент может войти в интересующую его научную проблематику.

Приоритетное внимание кафедра культурологии уделяет разработке мультимедийных учебников по дисциплинам культурологического цикла. В настоящее время ведется работа по созданию уже второго учебника по учебной дисциплине «История культуры Санкт-Петербурга». Выбор дисциплины для разработки электронного пособия был неслучайным. Именно по этому предмету, например, у студентов-заочников, проживающих в разных регионах России, возникают проблемы с поиском необходимой учебной литературы. В разработке компакт-диска были объединены усилия двух подразделений университета - кафедры культурологии и лаборатории мультимедийных технологий. Создатели электронных учебников (руководитель коллектива Е. А. Кайсаров) ставили перед собой задачу дать студентам все необходимые материалы для полноценного изучения дисциплины, максимально используя возможности мультимедиа (тексты, графику, видео, фотографии, речь, музыку и т.д.). Так, компакт-диск «История культуры Петербурга: XVIII век» содержит иллюстрированный текст (около 1000 иллюстраций); хрестоматию доку-

ментов и литературных произведений XVIII века; галерею произведений архитектуры, живописи, графики, скульптуры; справочные данные о деятелях культуры и исторических персонажах; хронологические таблицы; учебно-методические материалы (программу дисциплины, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, методические рекомендации по написанию контрольных работ); тестовые задания. В раздел «Учебно-методические материалы» включен также учебник М. С. Кагана «История культуры Петербурга», изданный в университете типографским способом. Таким образом, на одном электронном носителе помещено два разноуровневых учебника. Первый в большей степени обеспечивает начальный этап изучения дисциплины, используя большое количество визуального и звукового материала, второй создает более сложный теоретический уровень постижения узловых проблем культуры Петербурга. Мультимедийный учебник дает основные сведения по изучаемым вопросам, предлагает удобные схемы усвоения материала дисциплины, очерчивая логику изучения вопросов темы, выделяет аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, представляет инструментарий для осуществления самоконтроля получаемых знаний.

Представляется, что данные направления использования информационных технологий позволяют органично соединить традиционные для социальных и гуманитарных наук методы обучения (дискуссии, проблемный метод, программированное обучение и др.) с использованием современных технологий и тем самым поднять изучение предметов культурологического цикла на уровень требований, предъявляемых в настоящее время к высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.