Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 4-9. © Омский государственный университет
УДК 37(023.5):094
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВЫСШЕЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
И.С. Пилко
Кемеровская государственная академия культуры и искусств
кафедра технологии документальных коммуникаций 650029, Кемерово, ул. Спортивная, 911
Получена 21 октября 2002 г.
In this article is spoken about a system of electronic educational issuings for maximum library school, and also the experience of designing and working.
Библиотечная школа, осознав сложившуюся социальную и образовательную ситуацию, освоив практический опыт других сфер профессионального образования, накопив достаточный учебно-методический и программно-технический потенциал, переходит к формированию собственной системы дистанционного обучения. Содержательную основу этой системы составляют электронные учебные издания.
На факультете информационных технологий (ФИТ) Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) сложились определенные традиции в создании электронных версий учебных планов, учебных программ, описаний контрольных работ, методических рекомендаций по изучению курсов, программ государственной аттестации, компьютерных тестов, гипертекстовых словарей. Повышенный спрос на учебные продукты в электронной форме у студентов дневного и заочного отделений, формирование представительств КемГАКИ стимулировали работу по проектированию системы электронных учебных изданий по специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография».
Этой работе предшествовало изучение ассор-
1 e-mail: lsp<Q)art.kemerovonet.ru
тимента учебно-методической документации, формируемой в системе дистанционного обучения. В результате анализа публикаций в отечественной и зарубежной печати [1, 2, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 30], а также доступных ^¥еЬ-сайтов Интернет учебного назначения [26-30] была сформирована дифференцированная по видовому признаку номенклатура электронных учебно-методических материалов:
компьютерные обучающие системы -интеллектуальные обучающие системы; автоматизированные обучающие системы, обучающие программы и др.;
учебно-программные - учебные планы, учебные программы; рабочие программы;
учебно-инструктивные - руководства по изучению учебных курсов, графики изучения дисциплин, графики учебных занятий; графики консультаций преподавателей, графики предоставления учебной отчетности (рубежного и итогового контроля) и др.;
учебно-теоретические - электронные учебники; электронные учебные пособия; электронные курсы; видео лекции; конспекты лекций; учебные модули; структурно-логические схемы курсов и др.;
учебно-практические - электронные прак-
тикумы, сборники задач; учебные компьютерные задания; лабораторные комплексы; планы (разработки) семинарских занятий (деловых игр, дискуссий); методические указания по выполнению контрольных (лабораторных, практических работ, учебных проектов), описание заданий для самостоятельной работы; электронные хрестоматии; программы-тренажеры и др.;
учебно-методические - методические модули; методические рекомендации по изучению курса; методические рекомендации по работе с учебно- методическим комплексом; методические рекомендации по выполнению курсовых (контрольных, практических) работ; методические рекомендации пользователям, методические рекомендации преподавателям и др.;
Структура учебно-методического
ли мониторинга успеваемости студентов и др.
Учет специфики и сложившихся традиций гуманитарного, в частности библиотечного, образования позволил обосновать оптимальную номенклатуру учебно-методического обеспечения дистанционного обучения студентов специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография» (табл. 1). Создаваемые для системы дистанционного образования учебно-методические материалы логично подчинить требованиям структурной унификации, содержательной, логической преемственности и включить в единый учебно-методический комплекс (УМК). В структуре УМК имеет смысл различать обязательные и факультативные компоненты. Учебно-методические материалы, имеющие статус обязатель-
Таблица 1
комплекса дистанционного образования
№ Компоненты УМК Статус компонента
п/п (виды учебно-методических материалов) обязательный ф акультативный
1 Руководство по изучению дисциплины +
2 Учебная программа +
3 Электронное учебное пособие (учебник, курс лекций, конспекты лекций) +
4 Описание лабораторных (практических) работ +
5 Планы семинарских занятий +
6 Описание контрольных работ +
7 Электронная хрестоматия +
8 Гипертекстовый словарь +
9 Аннотированная тематика рефератов, курсовых, дипломных работ, учебных проектов +
10 Методические указания по выполнению рефератов, курсовых, дипломных работ, учебных проектов +
11 Методические рекомендации по изучению курса +
12 Учебные базы данных +
13 Тесты (тестовые задания) входного, рубежного и итогового контроля +
учебно-справочные - электронные энциклопедии; гипертекстовые словари (тезаурусы); электронные справочники; учебные базы данных; справочные модули, комментарии и др.;
учебно-наглядные - модули (базы) иллюстративных (демонстрационных) материалов, имитационные, моделирующие программы и др.;
учебно-библиографические - списки литературы (основной, дополнительной, факультативной); путеводители по сайтам Интернет; электронные библиотеки; каталоги программ дистанционного обучения; электронные каталоги учебной литературы (учебной документации) и ДР-;
учебно-контролирующие - тесты (тестовые задания) входного, рубежного, итогового контроля; базы вопросов (тестов) по курсу с ответами для самопроверки знаний, контрольно-тестирующие комплексы; досье студентов; моду-
ных, в совокупности составляют необходимый минимум учебно-методического обеспечения дистанционного образования.
Система дистанционного образования учебного заведения должна быть ориентирована на вхождение в единое образовательное пространство. Поэтому при ее создании целесообразно ориентироваться на правила и положения, обеспечивающие в перспективе подобную интеграцию. Это предполагает учет принципов и стандартов открытых систем. Поскольку российская система дистанционного образования находится на стадии формирования, в отечественной педагогической литературе проблема стандартизации рассматривается преимущественно в аспекте программного обеспечения учебно-педагогической деятельности. К программному обеспечению предъявляются требования интегрируемости, масшта-
бируемости, переносимости, адаптируемости, на- го обучения, из которого можно «монтировать» ращиваемости, дружественного интерфейса [4, электронные учебники, учебные пособия, курсы, 9]. обучающие программы.
Таблица 2
Регламенты электронных учебных продуктов
Вид Вид
электронного Библиографическое описание регламен-
учебного регламентирующего документа тирующего
издания документа
Учебная СТП 1.201-98 Система вузовской документации.
программа Учебные программы: Структура и форма представления / / Гендина И.И., Колкова И.И. Нормативно-методическое Стандарт
обеспечение учебного процесса в вузе. -Кемерово, 1998. - С. 82-94. предприятия
Описание СТП 1.207-98 Система вузовской документации.
контрольной Методические рекомендации по изучению курса:
работы Структура и форма представления //
Гендина Н.И., Колкова Н.И. Нормативно-методическое Стандарт
обеспечение учебного процесса в вузе. предприятия
- Кемерово, 1998. - С. 133.
Учебное Система вузовской документации. Учебные пособия:
пособие Структура и форма представления // Гендина Н.И., Колкова Н.И. Нормативно-методическое Стандарт
обеспечение учебного процесса в вузе. -Кемерово, 1998. - С. 95-104. предприятия
Хрестоматия — —
Компьютерные Компьютерное тестирование // Информатика /
тесты Могилев A.B., Пак Н.И., Хеннер E.K. - М., 2000. - С. 661-669.; Методические
Тестовый комплекс noZHaHiie 2.0: Гуководство рекомендации
пользователя. - М.: О-во «ЗНАНИЕ России», 2001. - 96 с.
В то же время вопросы унификации учебно-методического обеспечения дистанционного образования находятся на периферии внимания российских исследователей, организаторов образования и практикующих педагогов. Отсутствие обоснованных регламентов учебно-методической документации приводит к размыванию границ между различными ее видами и игнорированию даже рамочных требований к создаваемым учебным материалам.
Даже на эмпирическом уровне легко обнаружить общность структур таких различных по целевому назначению видов учебно-методического обеспечения дистанционного образования, как УМК, электронное учебное пособие и учебный модуль [1, 2, 8, 10, 11,13-16, 17, 18, 19, 20-22, 24]. В каждом из них при внимательном анализе можно выделить четыре базовых блока: инструктивный; информационный; коммуникативный; контрольный.
В то же время вариативность содержательного наполнения каждого блока проблематизи-рует разработку и использование учебной продукции. Так, учебный модуль рассматривается большинством специалистов как основной дидактический и смысловой компонент дистанционно-
На наш взгляд, работу по нормализации требований к учебно-методической документации дистанционного обучения целесообразно начать с унификации ее структуры. За основу могут быть взяты требования к структуре вузовских учебных изданий [3, 5-7, 9].
При разработке учебно-методической документации в электронной форме по учебным курсам специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография» были использованы действующие регламенты, содержащие формализованные требования к различным видам вузовской учебной документации (см. табл. 2). Использование регламентов печатных учебных изданий для создания электронных учебных продуктов представляется нам допустимым и целесообразным, если последние являются не оригинальными продуктами, а компьютерными (переработанными и дополненными) версиями их печатных аналогов. Практика создания электронных аналогов печатных изданий широкое распространена в образовательной среде и вполне оправдана на этапе накопления опыта создания электронных гипертекстовых и мультимедийных учебных продуктов.
Поскольку формализованных требований к
структуре и форме представления хрестоматии как вида учебного издания обнаружить не удалось, было проведено специальное микроисследование, объектом которого послужили 60 хрестоматий по специальным дисциплинам. В результате частотного и содержательного анализа установлены обязательные (аннотация; содержание (оглавление); предисловие (введение); основная часть; заключение; указатель авторов) и факультативные (комментарии; словарь; указатели; сведения об авторах; упражнения (практические задания; список иллюстраций; примечания) структурные компоненты хрестоматии.
Уточнение формализованных требований к различным видам электронных учебных продуктов позволяет нормализовать процесс их создания и повысить эффективность использования.
В рамках реализации проекта «Проектирование учебно-информационной среды в системе дистанционного образования» подготовлен комплекс учебно-методической документации в электронной форме по учебной дисциплине «Библиотечная технология. Общий курс». Данная дисциплина на ФИТ КемГАКИ является общепрофессиональной (по выбору вуза) для специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография». Она ориентирована на формирование основ технологических знаний и умений будущих специалистов и имеет принципиальное значение для факультета. Технологический подход к библиотеке как производителю информационных продуктов и услуг рассматривается профессорско-преподавательским коллективом ФИТ как концептуальная основа научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Комплекс подготовленных учебных документов в электронной форме включает: учебную программу; описание контрольной работы; учебник; хрестоматию; тесты рубежного и итогового контроля.
Библиотечная технология. Общий курс. Учебная программа.
Электронная версия учебной программы реализована на гибком магнитном диске, CD-ROM. Строится по аналогии с печатной версией программы. Имеет следующую структуру: введение, тематический план курса (для заочного отделения), содержание курса, список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену; перечень ключевых слов.
Назначение учебной программы - определить цель и содержание курса, его место в системе профессиональной подготовки; регламентировать
объем, сроки и порядок изучения дисциплины, формы контроля знаний и умений. Гипертекстовая структура программы позволяет переходить
от тематического раздела курса к его содержательной характеристике, списку литературы, экзаменационным вопросам, а также от списка вопросов к экзамену и перечня ключевых слов - к соответствующим темам в содержании курса.
Библиотечная технология. Общий курс. Описание контрольной работы.
Электронная версия описания контрольной работы реализована на гибком магнитном диске, CD-ROM. Строится по аналогии с печатной версией описания контрольной работы. Имеет следующую структуру: введение; методические указания по выполнению контрольной работы; основная часть (описание заданий для контрольной работы) - цель задания, содержание задания, краткие теоретические пояснения, описание последовательности действий, характеристика методов и приемов выполнения задания, требования к результату и форме отчетности; список рекомендуемой литературы; приложения.
Назначение описания контрольной работы -нормализовать самостоятельную работу студента в межсессионный период по освоению теоретического материала учебного курса и формированию практических профессиональных умений. Гипертекстового эффекта описание контрольной работы не имеет. По сравнению с печатной версией дополнена приложениями (образцами выполнения контрольных заданий).
Библиотечная технология. Общий курс. Электронный учебник.
Электронный учебник является переработанной и дополненной версией печатного издания: Пилко И.С. Библиотечная технология: Общий курс: Учебное пособие. Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов вузов искусств и культуры / КемГАКИ. - Кемерово, 2000. - 178 с. Ограниченный тираж печатной версии учебного пособия (500 экз.) не соответствует высокому спросу на издание. Электронный учебник реализован на CD-ROM. Имеет следующую структуру: сведения об авторе; от автора; адресные реквизиты для контактов, введение; основная часть (2 раздела, 12 глав, 33 параграфа; каждая глава предваряется кратким обзором публикаций по теме); заключение; список сокращений; список литературы; предметный указатель; тестовые задания для самоконтроля; приложения.
Назначение электронного учебника - систематизированное (в соответствии с учебной программой) изложение учебной дисциплины, обеспечивающее возможность освоения курса в индивидуальном темпе и произвольной последовательности с последующим самоконтролем полученных знаний. Электронный учебник обладает всеми преимуществами гипертекстового издания:
предусматривает свободную навигацию между любыми дидактическими и информационными единицами, разделами учебника. Мультимедийный эффект заключается в наличии цветных иллюстраций, богатых графических приложений.
Библиотечная технология. Общий курс. Электронная хрестоматия.
Электронная хрестоматия не имеет печатных аналогов. Является дополнением к электронному учебнику «Библиотечная технология. Общий курс»: содержит фрагменты и полные тексты рекомендованных в учебнике источников и дополнительной литературы для выполнения контрольной работы, основной текст хрестоматии связан со списком литературы электронного учебника гипертекстовыми ссылками. Реализована на CD-ROM. Имеет следующую структуру: сведения о составителях; введение; основная часть (состоит из двух разделов: первый - точно повторяет структуру электронного учебника и содержит фрагменты и полные тексты публикаций, рекомендованных для изучения к каждой главе учебника; второй - содержит полные тексты и дайджесты журнальных публикаций и нормативных документов, необходимых для выполнения контрольной работы); заключение; указатель авторов.
Назначение электронной хрестоматии - служить источниковедческой базой изучения курса, обеспечивать равный (не зависящий от места проживания студентов) и свободный доступ к специальной литературе. Хрестоматия является гипертекстовым изданием. Предусмотрена периодическая актуализация информации.
Библиотечная технология. Общий курс. Компьютерные тесты.
Компьютерные тесты по курсу разработаны на базе тестового комплекса 2.0. Комплекс имеет три модуля: модуль создания тестов; модуль тестирования; модуль анализа результатов.
Содержит отсортированные по 12 темам курса тесты и тестовые задания следующих видов: выбрать правильные ответы; дополнить, установить последовательность; установить соответствие; текстовые тестовые задания.
Программа позволяет вводить и редактировать рисованные объекты. Тесты дифференцированы по степени сложности: простые, среднего уровня сложности, сложные.
Модуль тестирования позволяет осуществлять рубежный и итоговый тестовый контроль (в том числе и в режиме самопроверки), оценку результатов тестирования, просмотр допущенных ошибок. Программа позволяет распечатывать карточки с вопросами для проведения безмашинного тестирования.
По итогам тестирования формируется база
данных, позволяющая проводить анализ по группам тестируемых и по темам тестов, преобразовывать результаты в компактный отчет для передачи по электронной почте.
Первый опыт создания и использования комплекса электронных учебных изданий свидетельствует об очевидной продуктивности такого варианта учебно-методического обеспечения педагогического процесса, о назревшей необходимости корпоративной деятельности профильных вузов и факультетов по разработке электронных учебных продуктов, компьютерных обучающих систем. Приглашаем все заинтересованные учебные заведения к взаимовыгодному сотрудничеству (контактный адрес: [email protected]).
[1] Аверьянов Л.Я., Цуканова Е.Л. Система электронного обеспечения учебного процесса // Информационные технологии в открытом образовании: Матер, междунар. конф., 11-12 окт. 2001 г. М., 2001. С. 35-37.
[2] Андреев A.A. Теоретико-методический подход к проектированию и реализации сетевого обучения // Интернет-технологии в открытом образовании: Матер, семинара, 2 нояб. 2000 г. М., 2000. С. 24-29.
[3] Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов: Справ, пособие. М.: МГУ, 1993. 224 с.
[4] Виртуальная измерительная лаборатория как составной элемент системы открытого образования / Батоврин В.К. и др. // Информационные технологии в открытом образовании: Матер, междунар. конф., 11-12 окт. 2001 г. М., 2001. С. 78-81.
[5] Гендина Н.И., Колков а Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Стандарты высшего учебного заведения. Кемерово, 1998. 170 с.
[6] Гречихин A.A. Типологическая модель учебника // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 95-104.
[7] Гречихин A.A., Древе Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Уч.-метод. пособие. М., 2000. 254 с.
[8] Иванов В. Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. № 6. С. 6371.
[9] Основные черты информационных систем, необходимые для поддержки открытого образования / Бойченко и др. // Информационные технологии в открытом образовании: Матер, междунар. конф., 11-12 окт. 2001 г. М., 2001. С. 103-108.
[10] Первый электронный учебник по философии //Университетская книга. 2001. № 5. С. 16-17.
[11] Пивоварова М.А. Информационные технологии в учебном процессе: возможности и опасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5. С. 129-140. УМК.
[12] Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 37-42.
[13] Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. № 7. С. 20-25.
[14] Практика адаптации материала учебника-книги к компьютеризированным технологиям / Дорофеев A.A. и др. // Тез. докл. науч.-техн. конф. (21-23 нояб. 2000 г.). М., 2000. Ч. 2. С. 135.
[15] Принципы создания электронных учебников / Деревнина А.Ю. и др. // Открытое образование. 2001. № 2. С. 14-17.
[16] Проблемы разработки и применения электронной библиотеки курса / Андреев A.A. и др. // Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании: Матер. 2-й всерос. конф., 29 нояб. 2001 г. М., 2001. С. 28-31.
[17] Разработка сетевой модели открытого образования на основе структурно-логических схем специальностей / Горбач С.П. и др. // Интернет-технологии в открытом образовании: Матер, семинара, 2 нояб. 2000 г., Москва. М., 2000. С. 40-44.
[18] Сетевой учебно-методический комплекс по специальности / Денисов П.Г. и др.// Интернет-технологии в открытом образовании: Матер, семинара, 2 ноября 2000 г. М., 2000. С. 44-45.
[19] Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения / / Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 21-25.
[20] Структурно-логические схемы специальностей как основа сетевой модели открытого образования / Моисеев В.Б. и др. // Дистанционное образование. 2000. № 5. С. 37-41.
[21] Тевелева С. В. Электронный учебник как средство дистанционного обучения / / Информатика и образования. 2000. № 8. С. 48-50.
[22] Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 70-77.
[23] Шигина H.A., Кабакова И.В. Классификация компонентов мультимедийного электронного учебника // Открытое образование. 2001. № 4. С. 16-21.
[24] Электронный учебник для студентов по химии и химической технологии / Дружинин О.Г. и др. // Открытое образование. 2001. № 3. С. 24-30.
[25] Sonwolkar N. A new methodology for evaluation: the pedagogical rating of online courses 11 http: II www. sy llabus.com/syllabusmagazine/aiticle,asp?id=5914.
[26] http: // www.abc.vvsu.ru
[27] http: // www.dist-edu.ru
[28] http: // www.ioso.iip.net/distant
[29] http: // www.ndce.ru
[30] http://www.flinet.com/-rms