Научная статья на тему 'Особенности и перспективы использования электронных учебно-методических комплексов'

Особенности и перспективы использования электронных учебно-методических комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вергезова С. М.

В статье рассматриваются структура и особенности электронных учебно-методических комплексов, результаты их использования на практике, перспективы их применения в традиционном и дистанционном обучении, а также в системе открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вергезова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы использования электронных учебно-методических комплексов»

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

С.М. Вергезова

В статье рассматриваются структура и особенности электронных учебно-методических комплексов, результаты их использования на практике, перспективы их применения в традиционном и дистанционном обучении, а также в системе открытого образования.

Одним из важнейших условий обеспечения качества образования считается наличие для каждой учебной дисциплины учебно-методических комплексов (УМК) [1].

Рассмотрим состав типового УМК. Последние, в зависимости от носителей информации, делятся на бумажные и электронные. Отметим особенности электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Охарактеризуем перспективы использования ЭУМК. В качестве примера опишем созданный при участии автора статьи ЭУМК по дисциплине «Концепции современного естествознания» и проанализируем результаты его использования на практике.

Типовой УМК включает следующие основные составляющие [2]:

• учебная программа дисциплины,

• учебник,

• учебные пособия,

• учебно-методические пособия,

• руководство для самостоятельного изучения дисциплины,

• руководство по методике преподавания,

• диагностические материалы,

• банк тестовых заданий для промежуточной и итоговой аттестации,

• демонстрационные материалы к дисциплине,

• описание лабораторных практикумов,

• листы опорных сигналов,

• список рекомендуемой литературы,

• хрестоматия.

В частности, руководство по изучению дисциплины включает в себя:

• рабочую программу дисциплины,

• описание целей и задач дисциплины,

• методические рекомендации по изучению дисциплины,

• глоссарий,

• словарь иностранных слов,

• именной и предметный указатели.

Диагностические материалы содержат:

• перечень тем рефератов, курсовых работ, сочинений и т.п.;

• описание форм контроля;

• вопросы промежуточного и итогового контроля по дисциплине.

Банк тестовых заданий содержит тесты, а демонстрационные материалы к дисциплине - иллюстрации, схемы, таблицы, графики, различные раздаточные материалы. В практикум входят описания лабораторных и практических работ. Хрестоматия включает отрывки из трудов и высказывания основоположников соответствующей отрасли наук, их биографии. В нее могут быть также включены стихотворения, связанные с дисциплиной, по которой формируется ЭУМК. Список рекомендованной литературы содержит не только библиографические описания соответствующих учебников и пособий, но и Интернет-ресурсы с аннотациями.

Одним из основных достоинств ЭУМК, по сравнению с бумажными УМК, является возможность организации взаимосвязанных гиперссылок между компонентами комплекса и реализации оперативных переходов по этим ссылкам. Например, из рабочей программы дисциплины могут быть гиперссылки в соответствующие параграфы учебника, в которых подробно раскрывается та или иная тема. В свою очередь, из учебника возможны переходы в глоссарий, словарь иностранных слов, именной и предметный указатели, список рекомендованной литературы, конспект лекций, хрестоматию, тесты и т. д.

Глоссарий включает в себя термины, расположенные в алфавитном порядке, их краткие определения и ссылки на параграфы учебника, в котором подробно раскрываются их значение. Словарь иностранных слов включает перевод слов, расположенных в алфавитном порядке, их краткие определения и ссылки на параграфы учебника, в котором впервые встречается это слово. Именной и предметный указатели содержат гиперссылки с фамилий и ключевых слов на соответствующие параграфы учебника.

Список рекомендованной литературы содержит не только библиографические описания соответствующих учебников и пособий, но и Интернет-ресурсы с описанием содержимого каждого сайта по каждому разделу.

Краткий мультимедийный конспект лекций содержит набор лекций в виде презентаций Microsoft PowerPoint, а также учебные и демонстрационные клипы, графику, анимацию (демонстрации различных процессов и явлений), интерактивную flash-анимацию.

Хрестоматия включает отрывки из трудов и высказывания основоположников соответствующей отрасли наук, их биографии и т. п.

Варианты тестов по дисциплине сопровождаются гиперссылками на параграфы учебника, в которых затронута тема теста. Гиперссылки реализуются, как правило, с использованием технологии HTML.

Для исследования перспектив использования электронных учебно-методических комплексов при участии автора разработан ЭУМК дисциплины «Концепции современного естествознания». В него вошли следующие компоненты:

• блок нормативных документов,

• руководство по изучению дисциплины,

• содержание учебной дисциплины,

• инструкции пользователю,

• тесты,

• учетно-статистическая документация.

Блок нормативных документов содержит рабочую программу дисциплины и гиперссылки на параграфы учебника, в которых та или иная тема подробно раскрывается. Руководство по изучению дисциплины включает в себя:

• цели и задачи дисциплины;

• методические рекомендации по изучению дисциплины;

• темы рефератов;

• описание форм контроля;

• вопросы итогового контроля;

• глоссарий;

• словарь иностранных слов;

• именной и предметный указатели;

• список рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов;

• хрестоматию.

Содержание учебной дисциплины оформлено в виде гипертекстовых лекций (электронный учебник). В комплексе предусмотрен мультимедийный конспект лекций, оформленный с использованием презентаций Microsoft PowerPoint

Электронный учебник имеет разветвленную систему переходов, позволяющую реализовывать различные траектории обучения в зависимости от желаний и возможностей обучающегося, с учетом конкретных рабочих программ дисциплины.

Инструкции пользователю представляют собой информационные кадры о правилах прохождения обучающимися электронных учебно-методических материалов и о методике контроля успешности обучения.

В ЭУМК включена компьютерная тестирующая программа. Она содержит тесты двух видов - обучающие и контролирующие. Обучающие тесты содержат примеры типовых заданий по каждой теме. Неверные ответы сопровождаются комментариями, объяснениями правильных ответов или ссылкой на страницы электронного учебника, где изложена необходимая информация. Каждый из контролирующих тестов состоит из десяти заданий закрытого типа. Они охватывают все основные разделы учебника, общее число заданий превышает 350. В дальнейшем планируется расширить банк заданий и добавить задания других типов.

Учетно-статистическая документация (электронный журнал) хранится в базе и включает в себя данные о студентах, их пароли доступа, результаты выполнения ими тестов. Это позволяет преподавателю иметь оперативный доступ к базе данных оценок за тесты, знакомиться с подробностями ответов студентов, анализировать тенденции улучшения или ухудшения успеваемости, контролировать учебный процесс, принимая управленческие решения.

Структура ЭУМК предусматривает, что после проведения каждого цикла тестирования проводится статистическая обработка его результатов. Результаты обработки оперативно передаются преподавателям, руководству соответствующих факультетов, авторам компьютерных тестов, используются для определения успешности освоения студентами конкретных тем. По результатам статистической обработки оценивается и качество самих тестов, в частности, их надежность.

Разработанный ЭУМК реализован в программной оболочке Центра дистанционного обучения СПбГУ ИТМО. В ней за основу взяты концепция открытых стандартов и идея разделения содержания материала и формы его представления. В системе Центра имеется базовый набор учебных компонентов. К их числу относятся электронные конспекты, аттестующие и обучающие тесты, электронные практикумы, виртуальные лабораторные работы, информационные ресурсы. Из них составляется индивидуальный электронный учебно-методический комплекс по дисциплинам учебного плана. В качестве языка метаописания набора учебных объектов используются расширяемый язык разметки (extensible markup language, XML). Многоуровневая иерархическая структура электронного учебника реализована с помощью разметки HTML.

В основу ЭУМК положен учебник [3]. В нем имеются четыре основных раздела: «Материя», «Земля и Солнечная система», «Живое вещество», «Управление и самоорганизация. Синергетика». В каждом разделе ЭУМК предусмотрены учебные и демонстрационные клипы, графика, анимация (демонстрации различных процессов и явлений), интерактивная flash-анимация.

ЭУМК дисциплины «Концепции современного естествознания» был опробован в течение трех лет, с 2003-го по 2006 год. В эксперименте участвовали студенты первого курса гуманитарного факультета СПбГУ ИТМО, направления 521600 - «Экономика», специальностей 061100 - «Менеджмент организации», 351400 - «Прикладная информатика в экономике», 060700 - «Национальная экономика». В первый год в эксперименте участвовали 220 чел., во второй и третий - по 100 чел.

Опыт показал, что использование ЭУМК имеет следующие перспективы.

В области традиционного обучения использование ЭУМК позволяет обучающимся:

• осваивать учебный материал в удобной и доступной для себя последовательности, но под управлением системы;

• обращаться к необходимым фрагментам учебной информации достаточно оперативно;

• самостоятельно контролировать успешность обучения с любой частотой в автоматизированном режиме;

• моделировать процессы и явления, проводить эксперименты в условиях виртуальной реальности (виртуальные лаборатории).

Для обучающего использование ЭУМК позволяет:

• предъявлять учебную информацию разнообразными средствами (тексты, рисунки, динамический видеоряд, звуковое сопровождение и т.д.);

• контролировать работу обучающихся, определять их ошибки, направлять их на правильное понимание соответствующей порции учебного материала;

• оперативно корректировать ход обучения;

• индивидуализировать и дифференцировать обучение;

• мотивировать обучение, используя разнообразные методические приемы.

В области дистанционного обучения ЭУМК составляет основу учебно-методического обеспечения системы дистанционного обучения [4]. Комплекс обеспечивает наполнение базы данных и базы знания системы ДО, самостоятельную работу с ним обучающихся, формирование и выдачу персональных заданий, обработку отчетов обучающихся, проверку успешности обучения в режиме самоконтроля, текущего контроля знаний обучающихся, итогового контроля.

Модульная структура ЭУМК и обязательный рубежный контроль знаний при переходе от одного модуля к другому позволяет реализовать базовые принципы дистанционного обучения:

• активности обучающихся в познавательной деятельности;

• систематичности применения получаемых знаний для решения конкретных практических задач;

• модульности построения учебного материала;

• систематичности контроля успешности обучения.

ЭУМК может использоваться для обучения и в системе открытого образования [5]. В этом случае ЭУМК можно размещать на образовательных порталах вузов и на сайтах виртуальных представительств, ведущих подготовку по конкретным специальностям и учебным дисциплинам.

Литература

1. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание/ Под общ. ред. Ю.Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. 540 с.

2. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова. Архангельск: Изд-во Архангельского ГТУ, 2005. 307 с.

3. Потеев М.И. Концепции современного естествознания / Учебник для студентов вузов. СПб: Питер, 1999. 350 с.

4. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Ага-понов С. В., Джалиашвили З. О., Кречман Д. Л. и др./ Под ред. З. О. Джалиашвили. СПб: БХВ-Петербург, 2003. 336 с.

5. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А. и др. Отв. ред. В. И. Солдаткин. В 2-х т. Т.1. М.: РГИОО, 2002. 676 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.