Научная статья на тему 'Традиционные и новые коммуникационные методики в образовательном процессе (на примере преподавания дисциплин гуманитарного цикла в Пермской государственной сельскохозяйственной академии)'

Традиционные и новые коммуникационные методики в образовательном процессе (на примере преподавания дисциплин гуманитарного цикла в Пермской государственной сельскохозяйственной академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАФИЛОСОФИЯ / МЕДИАПЕДАГО-ГИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / АВТОРСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукьян В.Н., Хованская А.В.

Современный образовательный процесс предоставляет возможность обучающемуся выстраивать собственные образовательные стратегии и модели познания. В рамках парадигмы «деятельностно гоподхода» студент использует всю совокупность средств и операций активности. Этому способствуют активные и интерактивные образовательные методики, которые подразумевают использование различных коммуникативных практик, информационных систем и медиатехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND NEW COMMUNICATION METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS (THROUGH THE EXAMPLE OF TEACHING HUMANITIES IN THE PERM STATE AGRICULTURAL ACADEMY)

The modern educational process provides an opportunity for the learner to build their own educational strategies and models of cognition. Within the paradigm of the "activity approach" the student uses the whole set of tools and operations of activity. This is facilitated by active and interactive educational methods, which involve the use of various communicative practices, information systems and media technologies.

Текст научной работы на тему «Традиционные и новые коммуникационные методики в образовательном процессе (на примере преподавания дисциплин гуманитарного цикла в Пермской государственной сельскохозяйственной академии)»

УДК 378

ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В ПЕРМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ)

Современный образовательный процесс предоставляет возможность обучающемуся выстраивать собственные образовательные стратегии и модели познания.

В рамках парадигмы «деятельностно гоподхода» студент использует всю совокупность средств и операций активности. Этому способствуют активные и интерактивные образовательные методики, которые подразумевают использование различных коммуникативных практик, информационных систем и медиатехнологий.

Ключевые слова: медиафилософия, медиапедаго-гика, интерактивные методики, авторское действие, сотворчество.

В. Н. Кукьян, А. В. Хованская V. N. Kukyan, A. V. Khovanskaya

TRADITIONAL AND NEW COMMUNICATION METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS (THROUGH THE ExAMPLE OF TEACHING HUMANITIES IN THE PERM STATE AGRICULTURAL ACADEMY)

The modern educational process provides an opportunity for the learner to build their own educational strategies and models of cognition.

Within the paradigm of the "activity approach" the student uses the whole set of tools and operations of activity. This is facilitated by active and interactive educational methods, which involve the use of various communicative practices, information systems and media technologies.

Keywords: media philosophy, media pedagogy, interactive methods, author's action, co-creation.

В настоящий момент в образовательном процессе делается упор не на традиционную систему отношений «студент-преподаватель», в которой первому отведена доминирующая роль, но на сотрудничество, со-творчество. Студент становится активным творцом стратегии образовательного процесса.

Современные конструктивистские модели философствования понятие «объект» интерпретируют «как производное не столько от внешнего мира, сколько от активной деятельности субъекта» [1, с. 3] Познающий субъект (студент) в таком случае конструирует объект как условный компонент своего собственного жизненного опыта.

По мысли Г. П. Щедровицкого, наука постепенно уступает место когнитивным конструктам, осуществляя отказ от описания внешнего объекта. Рефлексируя, субъект деятельно творит новый мыследеятельный мир, фиксируя его. Так, фактически познание направлено не на изучение внешнего объекта, а на «непрерывный анализ и осознание опыта своей работы» [2].

В образовательном процессе, в рамках парадигмы «деятельностного подхода», оказывается существенным предоставление возможности студенту использовать всю совокупность средств и операций активности. Сам же процесс познания предстает как конструирование и проектирование.

Мы задаемся вопросом: «Может ли студент быть режиссером учебной деятельности с помощью коммуникативных методик?».

Если исходить из этимологического значения слова «режиссер», что означает управленец (от лат. regere - уп-

равлять; в эстетике, искусстве - это художественный руководитель театральной или кинопостановки, эстрадного представления и пр.), то режиссерский талант студента надо понимать как способность управлять прежде всего собой в ситуациях учебного процесса (монологической -доклад, выступление или диалогической - способность общения с одногруппниками или какой-либо другой аудиторией).

Режиссерский талант (способность) - умение критически и самостоятельно мыслить, умение выразить эту мысль в слове, которое должно быть обращено к аудитории. Это умение убедительно и доказательно высказать свою точку зрения, применить имеющиеся знания к решению конкретной проблемы, в решении которой заинтересованы слушатели. Раскрываются эти способности в субъект-субъектных отношениях, в коммуникации (общении), в диалоге.

Это диалог должен быть организован. В этой связи дают заметный результат традиционные и новые коммуникационные технологии. Наибольший эффект в этом плане дают мультимедийные технологии.

Традиционно, в 1970-1980-е гг. использовались видеофильмы или кинокольцовки (фрагменты документальных и игровых фильмов, которые посвящались философам, писателям, деятелям культуры, героям экранизированных литературных произведений). Для того времени, когда технические носители и возможности их использования были ограничены, производимый ими эффект был заметен: с помощью активного обсуждения обеспечивалось продуктивное освоение материала, на-

лаживался диалог, развивалась речевая грамотность, формировалось умение выстраивать логику выступления, осваивать культуру общения, формировалось новое знание, шло развитие личности.

Новейшие аудиовизуальные средства с помощью интерактивных методик - совмещение текста, звука, графики, художественной картины - дают эффект наглядной и динамичной формы представления познавательной информации, которую может комментировать преподаватель, адресовать вопросы студентам, организовывать диалог, формировать мотивацию учебной деятельности обучаемых, расширять их кругозор, формировать наглядно-образное мышление, аналитические способности, коммуникативные навыки. В данной коммуникационной методике сочетаются монолог преподавателя и диалог -общение со студентами; восприятие и оценка видеоматериала студентами.

Перспективно использование интерактивной методики, такой как презентация, как наиболее мотивированной формы познания, самопознания, управления материалом и отчасти теми, кто воспринимает этот материал. Например, в практике преподавания в Пермской государственной сельскохозяйственной академии (ГСХА), презентация по курсу «История культуры» (самостоятельно подобранный, сопровождаемый комментариями, фрагментами по культуре, например, Древнего мира, Средних веков, Нового времени) содержала элемент новизны материала, где живой процесс обучения сочетался с элементами видеообразования, при активном и самостоятельном участии студента. Как при подготовке презентации проявляются режиссерские способности или обретаются управленческие навыки? В умении вписать свой фрагмент в единую тему (предварительно сформулированную преподавателем), осознать свой вклад в освоение нового и представление этого нового в форме диалога с группой.

Презентация как коммуникативная методика выполняет познавательную, иллюстративно-наглядную, творческую (навыки общения, управления, самоорганизации) функции.

Документальное кино может совмещать в аудитории познавательную и воспитательную функции. Так, с 2009 г. Пермская ГСХА участвует в показе и обсуждении документальных фильмов международного фестиваля документальных фильмов «Флаэртиана» в рамках межвузовского мероприятия «Вуз-Флартиана». Предварительный отбор оргкомитетом фильмов (преподавателями и студентами, сотрудниками Культурно-информационного центра) с подготовленным перечнем вопросов, связанных с изучаемым предметом на данном этапе и с учетом личностного развития зрителей, содействует осознанному выбору ценностей, всесторонней оценке происходящего. В такой ситуации выстраивается целенаправленный диалог. Можно говорить об эффективности данной интерактивной формы в образовательном процессе.

С опытом использования документального кино как элемента формирующейся медиафилософии, медиапе-

дагогики можно ознакомиться на сайтах в Интернете (например: «Исследовательский центр медиафилософии» -http://mediaphilosophy.ru; «Медиапедагогика» - http://www. media-pedagogics.ru/»), он описан в статьях и опубликован в научных журналах (в частности, в публикации авторов данной статьи [3; 4]).

Через документальное кино происходит влияние на мировоззренческий выбор гуманистических ценностей: ценности жизни, поисков смысла жизни, а значит, и влияние на развитие личности, ее самоопределение.

Медиаобраз и его осознание - средство функционирования творческих способностей, так как предлагаются образы, персонажи в порой самых сложных жизненных ситуациях требующих самообладания, самоуправления.

Вырабатывается позитивный вектор социализации. Создается необходимость этических и эстетических ценностей (любовь, дружба и пр.).

Социологические исследования (интервью, опросы, анкетирование), проходят при активном участии студентов как в качестве респондентов, так и организаторов, обработчиков полученных первичных данных (используется в работе Центра социально-психологических исследований Пермской ГСХА, кафедры философии академии). Через исследования происходит актуализация ценностей (здоровья, общения, познания, образования, искусства).

Открытые занятия на площадках музеев, художественной галереи по проблемам культуры предполагают активное влияние на познание (художественной культуры Пермского края, страны, мира, формирования этических и эстетических взглядов и позиций через знакомство с творчеством выдающихся деятелей культуры и искусства). В поставленных задачах - ориентир на смысложиз-ненные ценности.

Продуктивное действие (создание «образа», замысла без имеющегося образца) возможно и в методике авторского действия, применяемой преподавателем кафедры истории, социологии и права Пермская ГСХА. Организация условий для инициирования авторского действия стала возможной после обобщения более чем десятилетнего опыта преподавания учебной дисциплины «Психология и педагогика» в негуманитарном вузе на достаточно больших выборках. В практике освоения студентами дисциплины - создание презентаций, исследовательские работы, проекты.

Становятся все более популярными workshop, проектные семинары, задача которых - помочь участникам развить свои профессиональные навыки, прежде всего благодаря собственной активной работе в группе над конкретным объектом под руководством модератора, комментарии которого носят концептуальный характер.

Данные формы организации педагогического процесса интересны с точки зрения обращения к конкретным жизненным условиям и обстоятельствам, а также результатам деятельности, подачей полученного материала через графику, макет, электронную презентацию.

104

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

Несмотря на жесткие рамки педагогической системы, влияние на мировоззрение - прямое, непосредственно через освоение гуманитарных дисциплин: философии, культурологии, эстетики этики, философии здоровья, истории, правоведения и др. Всем содержанием, структурой философия - мировоззренческая дисциплина, которая объясняет мир человека, личности, общества. Диалог, медиасопровождение, тестирование и обсуждение результатов, соревнование малых групп формируют коммуникативные навыки, развивают искусство диспута, спора, дискуссии.

Современная вузовская практика подразумевает широкое использование участниками образовательного процесса информационных систем и технологий, различных способов коммуникации (вербальных, невербальных; в том числе с использованием электронных средств связи) во всех существующих (пассивных, активных и интерактивных) формах обучения.

Информационные системы и технологии предоставляют возможность введения в образовательную среду новых способов общения ранее недоступных: на научных интернет-форумах, в блогах, on-line-конференциях, on-line-консультировании и др. Все более в образовательном процессе используются интернет-ресурсы (электронные каталоги, базы данных). На территории вузов предоставляется свободный доступ к интернет (Wi-Fi).

Насколько они эффективны в организации учебного процесса? Способствуют расширению кругозора, усвоению знаний или выступают препятствием? Каковы наработки по дистанционным формам обучения? Можно ли быть уверенным в их продуктивности? Не происходит ли в таком случае подмена знания информацией [5]? Данные вопросы требуют философского и педагогического осмысления.

Надеемся, что современный образовательный процесс нацелен на интеграцию технических и гуманитарных наук и, следовательно, подготовку специалистов в данной отрасли (например, 09.03.03 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере»). Речь идет о новых формах труда и работниках нового типа, но не о подмене техническими средствами живого общения ученика и учителя.

1. Богданова В. О. Конструктивистские модели философствования: гносеологический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2012. 23 с.

2. Щедровицкий Г. П. Методологическая организация сферы психологии. URL: http://www.circle.ru/archive/vm/ vnoms1.html#97 (дата обращения 30.11.2014).

3. Кукьян В. Н., Хованская А. В. Медиафилософия и медиапедагогика в вузовской практике // Высшее образование сегодня. 2011. № 10. С. 38- 43.

4. Погребняк Г. П. Хованская А. В. Формирование национальной идентичности с помощью медиаобразов (использование авторского кино в образовательном процессе) // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сб. науч. тр. 2014. С. 74-77.

5. Кукьян В. Н., Леонова Л. Л. Ценностные аспекты коммуникативных процессов // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сб. науч. тр. 2014. С. 38-40.

© Кукьян В. Н., Хованская А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.