Научная статья на тему 'Медиапространство как фактор культурной идентификации'

Медиапространство как фактор культурной идентификации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
842
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА / МЕДИАПСИХОЛОГИЯ / СОПРИЧАСТНОСТЬ / ПОДРАЖАНИЕ / ЗАРАЖЕНИЕ / ИМИТАЦИЯ / МЕДИАОБРАЗ / ЭКСПОСРЕДА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / MEDIA SPACE / IDENTIFICATION / CULTURE / MEDIA PSYCHOLOGY / IMMERSIVENESS / IMITATION / EXPOSURE / IMITATING / MEDIA IMAGE / EXPO ENVIRONMENT / VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леонова Людмила Леонидовна, Кукьян Валентина Николаевна

В статье анализируются специфика медиапространства, медиаобъектов и медиаобразов как факторов современной культурной идентификации, их практическое значение и влияние на развитие гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SPACE AS A FACTOR OF CULTURAL IDENTIFICATION

The paper analyzes specific features of media space, media objects and media images as factors of modern cultural identification and their practical bearing and impact on the development of humanities knowledge.

Текст научной работы на тему «Медиапространство как фактор культурной идентификации»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ 1 II __________________________________ИДЕНТИЧНОСТИ (НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ) Р? |

УДК 130.2

Леонова Людмила Леонидовна Кукьян Валентина Николаевна

Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. акад. Д.Н. Прянишникова

Leonova L., Kukyan V.

МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

MEDIA SPACE AS A FACTOR OF CULTURAL IDENTIFICATION

Аннотация: В статье анализируются специфика медиапространства, медиаобъектов и медиаобразов как факторов современной культурной идентификации, их практическое значение и влияние на развитие гуманитарного знания.

Ключевые слова: медиапространство, идентификация, культура,

медиапсихология, сопричастность, подражание, заражение, имитация, медиаобраз, экспосреда, визуализация.

Abstract: the paper analyzes specific features of media space, media objects and media images as factors of modern cultural identification and their practical bearing and impact on the development of humanities knowledge.

Keywords: media space, identification, culture, media psychology,

immersiveness, imitation, exposure, imitating, media image, expo environment, visualization.

В культуре ХХ века накоплен огромный опыт аудивизуального преобразования культурного пространства, которое оказывает мощное влияние на человека.

Наиболее эффективным и востребованным искусством является кино, которое предлагает зрителю многообразие жизнеподобия, колоссальную информацию о мире и человеке, утверждая в персонифицированной игровой или документальной форме социальные, культурные ценности или, наоборот,

© Леонова Л.Л., Кукьянов В.Н., 2013

способствуя их разрушению. Экранная культура - неотъемлемая часть повседневного мира человека, погружаясь в которую человек получает сведения о мире «здесь и сейчас», виртуально включается в «открытие» события, ощущая свою причастность к происходящему сегодня или в прошлом. Рождение причастности или даже со-причастности - важный момент культурной идентификации, в которой приобщение сочетается с ограничением, с ощущением своей инаковости, отделенности от другого.

Однако последнее - качество зрелой личности. Известно, что в массовой культуре у человека массы преобладает неосознанная реакция на изображаемое подобие действительности, вера в реальность происходящего, которая влияет на формирование установок и поведенческую практику. У подростков эта особенность восприятия выражена сильнее, да и взрослые «ведутся» на экранные образы настолько, что верят в их реальность, отождествляя актера и героя, экранное событие и жизнь. В научных исследованиях и публицистике многократно описаны наблюдения за эмоциональными реакциями зрителей и их поведением в процессе просмотра фильма. Так, на первых порах массовый кинозритель настолько сливался с экранным образом, что, завидев на экране движущийся поезд, бежал из кинотеатра [5. С. 165]. Имитация реальности отождествляется на экране с самой реальностью не только на заре кинематографа, но и в современной кинокультуре, которая, имея мощную киноиндустрию повторения реальности или ее имитации, стала средством манипуляции сознанием, управления процессом формирования культурной идентичности.

Конечно, гуманистическое кино, киношедевры мирового уровня, в ряду авторов которых назовем С. Спилберга, Н. Михалкова, Г. Панфилова, А. Тарковского и других, социально-психологически, эстетически развивают представления зрителя о своей принадлежности культуре, социуму, осознание собственного «я» в отличие от «другого», ведут к освоению смысложизненных ценностей. Известно, что лучшие советские фильмы, сочетающие идеологическую заданность с высоким художественным и патриотическим потенциалом, воспитали немало героев войны, труда, подражая киногероям -Чапаеву, Мересьеву, панфиловцам и др. Талантливые экранизации отечественной литературной классики с необычайно яркой харизмой актеров,

заостренностью исполнения на выражении высоких нравственных идеалов были действенным фактором приобщения зрителя к национальной культуре, ее эстетическому и нравственному богатству.

Трагическая отечественная история ХХ века отправила в небытие миллионы людей, ценностей культуры, произошли разрыв традиции культуры, разлом поколений, усугубившиеся в новейшей истории («перестройка», «постперестроечное время», «переход к рынку» и др.), в процессе которых утрачивалась национальная, культурная идентичность. Предпринимаемые попытки восстановить историческую память, хранительницу культурной идентичности, путем неоднократного «переписывания истории» в учебниках пока не вносят заметного вклада в культуру, так как растерянность, неопределенность, отступление от основополагающих научных принципов объективности, историзма, доказательности, системности соотносят ту же растерянность и неопределенность в определении «я» у современной молодежи. Обращение к лучшим образцам экранной культуры при продуктивном их использовании в учебно-воспитательном процессе -действенное средство формирования культурной ценности молодого поколения.

Представляется эффективным ресурсом идентификации документальное кино, которое стало более доступным для педагогической практики в Пермском крае благодаря, например, ежегодному кинофестивалю «Вуз - Флаэртиана», к которому приобщается Пермская сельскохозяйственная академия с 2009 года. Воспитательный и познавательный эффект достигается подготовительными организационными, методическими мероприятиями, определением тематики показов, сценариев последующих обсуждений в зрительном зале и в студенческих группах.

Соблюдение поэтапности показа отобранных сюжетов постепенно проявляет содержательную новизну и специфику форм документального кино, активно вовлекает зрителей в обсуждение острых сюжетов, побуждает к поискам решения задач, поставленных самой жизнью через документальный фильм («Найти себя», «Легко ли быть молодым?», «Нет - наркотикам!» и др.). Активный ресурс идентификации - в диалоге «зритель - сюжет - герой -режиссер». Участники обсуждения, педагоги и все заинтересованные лица

участвуют в осмыслении фактов, не прописанных в учебниках, научных статьях, а взятых из самой жизни, профессионально представленных на экране. Медиаобраз воздействует на аудиторию как реальный факт, как знак, символ, культурный смысл, образец для подражания или, наоборот, критики. В рамках кинофестиваля заинтересованный зритель переходит от обсуждения проблем мира повседневности к осмыслению более сложных задач мировоззренческого и культурного содержания - личность и общество, диалог поколений, сбережение ценностей культуры, путь России, смысл жизни. Важным моментом в обогащении ресурса культурной идентификации является возможность общения со специалистами медиаобразования, медиапсихологии, медиапедагогики и общественных организаций, которая обсуждалась за «круглым столом» в кинотеатре «Премьер». В библиотеке им. А.М. Горького по материалам «Флаэртианы» были организованы специальные лекции [4].

Новая аудио- и визуализированная экспосреда, совмещающая экранную культуру и другие виды искусства (театр, эстрада, художественные выставки, этнофестивали и др.), активизирует процесс культурной идентификации, приобщает к культуре края, нации, этноса, города, района и т. д. Яркие театрализованные культурно-исторические реконструкции с массовым участием желающих - возможность осуществить себя как участника истории, причем без навязчивого учебника или скучного урока, а вживую, пробуя себя в другом измерении. Новая медиапрактика не только эффективна в идентификации, она стимулирует развитие новых направлений гуманитарных наук - медиапсихологии, медиапедагогики, медиафилософии [2]. Эти разработки имеют практическую ценность в учебно-воспитательном процессе. Специфика проявления психологических механизмов человека в медиасреде - подражание, заражение, подверженность моде, отождествление себя с «другим» или, наоборот, ограничение от «другого» - позволяет профессионально выстраивать поведенческие модели в медиаинформационной среде.

Идентификационные механизмы широко используются современными средствами массовой информации, ТВ в решении разных задач. Положительным примером можно считать акции первого канала ТВ «Всем миром», «Вместе», всколыхнувшие патриотический ресурс страны для помощи

пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Эффективные аудио-и визуализированные средства - диалог актеров, общественных деятелей со зрителями, многократные повторения драматических ситуаций борьбы с наводнением, героические действия солдат, МЧС, волонтеров, жителей края -вызвали чувство сопричастности, бурный эмоциональный подъём зрителей страны, собравших за считанные часы солидную сумму для помощи

пострадавшим. Эмоциональная связь экранных участников акции и телезрителей постоянно поддерживалась объединяющим общим порывом -помочь, не дать пропасть. Обрели наглядность и усилили ощущение единства народа в драматической ситуации известные механизмы идентификации -сопричастность, подражание, психическое заражение, включенность себя в ситуацию «другого». В данном примере организованная медиасреда стала элементом самоорганизации, внутри которой эффективно была решена поставленная задача.

Однако экранная среда содержит в себе и потенциал, способный воздействовать на человека разрушающе. Наиболее разрушительно экранное насилие. Многие исследователи экранного насилия видят его причину в самом обществе, с его избыточным насилием в кризисное время (рост преступности, терроризм, войны и др.). Перегруженность экрана актами насилия, сопрягаемая с негативным реальным опытом зрителя, во многих случаях активизирует идентификационные механизмы, инициирует агрессию и девиантное поведение. Не случайно в ряде стран приняты меры регулирования экранных показов насилия в целях защиты человека и культуры (Франция, Китай и др.). Даже в США, на родине всемирно известных боевиков и триллеров, кинодеятели отошли от поэтики прямой репрезентации насилия в пользу экранных образов «борцов с насилием»... теми же средствами. Негативное воздействие такого псевдоискусства на психику зрителя столь очевидно, что в ряде стран введены ограничения в ответ на американскую «киноинтервенцию». В России введены пока весьма слабые ограничения (+12, +16), которые мало кто соблюдает.

Анализ показывает, что влияние экранного насилия многомерно: это и стабилизация психического состояния человека, личностной идентичности путем снятия напряжения, сброс негативных эмоций, соучастие в экранных

событиях, отождествление себя с киногероем, проявляющим незаурядность личности; но это и манипулирование неокрепшей психикой человека, импульсы к реальному насилию. Во многих визуализированных формах экранное насилие обостряет разрушительную тенденцию в культуре, обесценивает жизнь, изымает из человеческого общения нравственное содержание.

Показательна в этом плане отечественная реклама, в корыстных целях определенных заказчиков манипулирующая реальностью и сознанием путем внедрения «брендов» и их имитаций (вредных для здоровья продуктов, искусственных материалов, навязчивых образцов «гламурной» моды и др.). Рекламе мы обязаны «вывихами» идентификации: жить и иметь «как все». Опасность форм имитационной культуры замечена еще в середине прошлого столетия писателями, социологами, философами (О. Хаксли, Э. Фромм, Г. Маркузе). Но возросшая многократно реальная угроза визуализированных имитаций, в небывалых объемах тиражируемых в жизни и на экране, разрушительна для человека и культуры. Парадоксально, но формы имитационной культуры, экранного и жизненного насилия доводит до абсурда сам человек, ускоряя путь к самоуничтожению.

Научная и философская общественность честно определила свое негативное отношение к имитационной экранной продукции и дизайнерским «изыскам» в мегаполисах [3], однако имитации, разрушающие культурную идентичность, назойливо маячат на каждом шагу. Взять тех же «красных человечков» в городе Перми на лужайке между зданиями, в которых размещены местные законодательная и исполнительная власти. Вопреки здравому голосу горожан, публично высказанным мнениям и оценкам профессионалов, в «шаговой доступности» оказываются не высокий потенциал культуры города Перми, а ее примитивные имитации (грубые металлические и иные конструкции оформления фестиваля «Белые ночи», пресловутая бревенчатая буква «П» на въезде в город. Видимо, «Время МоГМо» наступает и в нашем городе, так как, по утверждению местного министра культуры, «к красным человечкам нужно относиться со сдержанной трезвостью» [1].

Остается поблагодарить сотрудников художественной галереи, краеведческого музея, руководителей и артистов пермских театров,

художников, учёных, писателей, философов, деятелей культуры и простых граждан, возделывающих поле культурной идентичности и сберегающих в регионе подлинную культуру. История зафиксировала огромный опыт провинции как источника, питающего и приумножающего ценности отечественной культуры. При бережном отношении к имеющимся ценностям утраченные идентичности можно восстановить.

Список литературы:

1. Комсомольская правда. - 2013. - 13 сент.

2. Кукьян В.Н., Хованская А.В. Медиафилософия и медиапедагогика в вузовской практике // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 10.

3. КутырёвВ.А. Время Mortido. - СПб: Алатейя, 2012.

4. Смирнов Д.О. Человек и культура: диалог в медиапространстве: Опыт практической

работы лаборатории в медиапространстве // Медиапсихология в России: проблемы и перспективы: Первая Всерос. науч. видеоконф. с междунар. участием. - URL:

http ://mediacont. sgu. ru/info/reportsphp

5. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино: кинематография в России. 1896-1930. -Рига: Зинатне, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.