Крыжановская Наталья Александровна
Магистрант факультета лингвистики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
Учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с УИОП, г. Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.202
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: К СУЩНОСТИ
ПОНЯТИЯ
Данная статья посвящена сущности понятия термина «медиаобразование» на основе анализа существующей научно-педагогической литературы, в ходе чего определено рабочее определение для данной исследовательской работы.
Ключевые слова: медиаобразование; элементы медиаобразования; медиа; кинообразование; информационное общество.
MEDIA EDUCATION AS THE EDUCATION OF THE XXI CENTURY:
TO ESSENCE OF CONCEPT
This article is devoted to the essence of the term concept "media education" on the basis of the analysis of existing scientific and pedagogical literature. As a result, working definition for the research work is defined.
Key words: media education; media education elements; media; film education; information society.
Современное информационное общество, диктуя свои правила существования в мире, основной ценностью сегодня представляет информацию, которую потребитель хочет получать где угодно и когда угодно. Поэтому процесс образования должен служить интересам личности и общества. Современный человек должен не только свободно ориентироваться в непрерывном потоке получаемой информации, но и критически оценивать её, уметь правильно воспринимать и предавать информацию, адекватно реагировать на полученные сведения.
В педагогической науке прошлого века в ведущих странах мира формируется направление, которое получает название медиаобразование, нацеленное на оказание помощи учащимся и студентам адаптироваться в мире медиа. В некоторых зарубежных школах этот компонент являлся одним из важных составляющих образования.
В России этот термин начали использовать во второй половине XX века. По утверждению Л.А. Ивановой, именно вторая половина XX века является периодом появления, становления и практической апробации медиаобразования в России [Иванова. 2012, с. 299]. Немалую роль в исследовании медиаобразования сыграли такие исследователи как А.В. Федоров, А.В. Шариков, Ю.Н. Усов, Л.А. Рыбак, А.В. Спичкин, Т.А. Стефановская и др.
Анализируя опыт отечественных педагогов в области явления медиаобразо-вания, нам удалось определить, что теория этого направления полностью не ис-
следована и в XXI веке. Отсутствует единый концептуальный подход к нему, и само понятие медиаобразование рассматривается с разных позиций.
Одним из ключевых фигур в области медиапедагогики можно считать Юрия Николаевича Усова. В 80-е гг. XX века он проводил эксперимент по внедрению кинообразования в школьной практике. В своих исследованиях он отводил большую роль взаимодействию экрана и личности ребенка, определяя это взаимодействие как диалог с автором медиатекста. Медиаобразование определяется им как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [Усов, 1998, с. 55].
Продолжая изучение литературы медиапедагогов данного периода, считаем немаловажным остановиться на деятельности Льва Ароновича Рыбака. Он был автором серии книг «Кино и школа». В одной из своих книг Л.А. Рыбак писал: «Когда-то - до того, как стать кинокритиком, я более полутора десятилетий был школьным учителем. Ходил с ребятами в кино. И случалось, всерьез обижался, если кто-то из моих учеников, посмотрев хорошую картину, не считал ее хорошей, объявляя во всеуслышанье: «Лабуда!» - ни с художниками, ни с педагогом не церемонясь. Я злился: понимай картину по-своему, но - понимай! Впечатления кинозрителей всегда неравноценны, потому что они индивидуальны, стремиться к их уравниванию бессмысленно, но как добиться, чтобы, индивидуальные, они возникали и не были бедны?» [Рыбак, 1980, с. 6].
Анализируя разные направления в медиаобразовании А.В. Шариков в своей работе «Медиаобразование - мировой и отечественный опыт» под термином медиаобразование понимает процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, связанных с массовой коммуникацией» [Шариков, 1990, с. 5].
На наш взгляд, наиболее точное определение понятия медиаобразования в своем учебном пособии «Педагогика: наука и искусство» дает Т.А. Стефанов-ская. Она рассматривает медиаобразование как процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации [Стефановская, 1998, с. 225]. Отсюда следует, что медиа проживает жизнь вместе с личностью - это две неразрывные составляющие.
Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что Ю.Н. Усов и Т.А. Стефановская основную роль отводят формированию личности через средства массовой коммуникации, в то время как описанные нами термины ме-диаобразования, данные другими исследователями, акцентируют изучение закономерностей СМК.
В своей работе «Медиаобразование как педагогический феномен» Л.А. Иванова говорит о воздействии СМК на развитие личности. Она пишет: что «при отсутствии целенаправленного педагогического руководства в области СМК, постоянное, но хаотичное, недифференцированное их потребление может привести к отрицательным изменениям: к закреплению в сознании уп-
рощенных, стереотипно-комиксных жизненных представлений, взглядов, привычек и т.д. И наоборот, совокупность целенаправленных действий педагога, реализуемых в целостном педагогическом процессе, с целью образования, развития, воспитания средствами массовой коммуникации создает предпосылки для развития индивидуального мышления творческого характера, формирование личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей» [Иванова, 2005, с. 72]. С этим сложно не согласиться.
Хочется отметить, что в настоящее время, когда содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, проблема самостоятельности мышления учащегося, формирования его взглядов и ценностей под влиянием СМИ требует поиска путей формирования новой системы навыков общения с информацией. Такой системой является медиаобразование. Применительно к данной работе со своими целями и задачами, автор принимает определение Т.А. Стефановской.
Раскрывая сущность понятия медиаобразования, считаем необходимым рассмотреть его структуру, в которую входят: предмет, цели, задачи, адресат, формы, методы. Среди педагогических исследований особую значимость для нас в рассмотрении этого вопроса имеют работы А.В. Фёдорова, М.В. Челышевой, Е.В. Мурюкиной и др.
В своей статье «Проблемы методологии современной медиапедагогики» Елена Валентиновна Мурюкина предлагает понимать под предметом медиаоб-разования «взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, систему знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности» [Мурюкина, 2008, с. 331].
Если говорить о целях медиаобразования, то согласимся с А.А. Федоровым, который, в свою очередь, считает, что цели «меняются в зависимости от конкретной тематики и задач занятий, от возраста аудитории, от той или иной теоретической базы медиаобразования и т.д.» [Федоров, 2001, с. 14]. Однако практика показывает, что так или иначе, в силу тех или иных причин многие медиа-педагоги могут довольно четко выделить наиболее важные для них цели.
В своей работе «Медиаобразование: история, теория и методика» А.В. Федоров, опираясь на труды разных исследователей в области медиаобразования пишет о том, что «Важными (в порядке убывания значимости) медиапедагоги выделяют следующие цели медиаобразования: 1) развивать способность к критическому мышлению (критической автономии) личности; 2) развивать способность к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов; 3) готовить людей к жизни в демократическом обществе; 4) развивать знание социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатек-стов; 5) обучать декодированию медиатекстов(сообщений); 6) развивать коммуникативные способности личности; 7) развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов; 8) обучать человека самовыражаться с помощью медиа; 9) обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспери-
ментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты(тексты); 9) давать знания по теории медиа и медиакуль-туры; 10) давать знания по истории медиа и медиакультуры» [Федоров, 2001, с. 16].
Сформулированные цели обусловили постановку следующих задач медиа-образования: «1) обучить грамотно «читать» медиатекст; 2) развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации; 3) развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; 4) интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности» [Федоров, 2001, с. 35].
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в зависимости от сложности и глубины задач медиаобразования, оно может быть предназначено: дошкольникам, школьникам различных возрастных групп (и разных типов школ); студентам технических и гуманитарных вузов; преподавателям гуманитарных дисциплин и другим представителям современного общества. Следовательно, адресатом медиаобразования может быть школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки учебного телевидения и т.д.).
Библиографический список
1. Иванова, Л. А. Медиа-образование как педагогический феномен [Текст] / Л.
A. Иванова //Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 1. - С. 70-79.
2. Иванова, Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 5. - С. 299-306.
3. Мурюкина, Е. В. Проблемы методологии современной медиапедагогики [Текст] / Е. В. Мурюкина // Медиафилософия / под ред. В. В.Савчука. - СПб. : Изд-во СПб. Философского общества, 2008. - С. 330-334.
4. Рыбак, Л. А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа [Текст] / Л. А. Рыбак. - М. : Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.
5. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотно-сти, медиакомпетентности [Текст] / под ред. А. В.Федорова. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 63 с.
6. Спичкин, А. В. Государство, средства массовой информации и образование [Текст] / А. В. Спичкин // Проблемы кинообразования в вузе и в школе / под ред. С. М. Одинцовой. - Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - С. 50-60.
7. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. - М. : Изд-во «Совершенство», 1998. - 368 с.
8. Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы //Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. С.55-59.
9. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст]/ А.
B. Федоров. - Ростов н/Д. : ЦВВР, 2001. - 708 с.