Научная статья на тему 'Медиаобразование образование XXI века: к сущности понятия'

Медиаобразование образование XXI века: к сущности понятия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
354
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИА / КИНООБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / MEDIA EDUCATION / MEDIA EDUCATION ELEMENTS / MEDIA / FILM EDUCATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крыжановская Наталья Александровна

Данная статья посвящена сущности понятия термина «медиаобразование» на основе анализа существующей научно-педагогической литературы, в ходе чего определено рабочее определение для данной исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the essence of the term concept “media education” on the basis of the analysis of existing scientific and pedagogical literature. As a result, working definition for the research work is defined.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование образование XXI века: к сущности понятия»

Крыжановская Наталья Александровна

Магистрант факультета лингвистики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

Учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с УИОП, г. Иркутск, Россия

УДК 37.011 ББК 74.202

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: К СУЩНОСТИ

ПОНЯТИЯ

Данная статья посвящена сущности понятия термина «медиаобразование» на основе анализа существующей научно-педагогической литературы, в ходе чего определено рабочее определение для данной исследовательской работы.

Ключевые слова: медиаобразование; элементы медиаобразования; медиа; кинообразование; информационное общество.

MEDIA EDUCATION AS THE EDUCATION OF THE XXI CENTURY:

TO ESSENCE OF CONCEPT

This article is devoted to the essence of the term concept "media education" on the basis of the analysis of existing scientific and pedagogical literature. As a result, working definition for the research work is defined.

Key words: media education; media education elements; media; film education; information society.

Современное информационное общество, диктуя свои правила существования в мире, основной ценностью сегодня представляет информацию, которую потребитель хочет получать где угодно и когда угодно. Поэтому процесс образования должен служить интересам личности и общества. Современный человек должен не только свободно ориентироваться в непрерывном потоке получаемой информации, но и критически оценивать её, уметь правильно воспринимать и предавать информацию, адекватно реагировать на полученные сведения.

В педагогической науке прошлого века в ведущих странах мира формируется направление, которое получает название медиаобразование, нацеленное на оказание помощи учащимся и студентам адаптироваться в мире медиа. В некоторых зарубежных школах этот компонент являлся одним из важных составляющих образования.

В России этот термин начали использовать во второй половине XX века. По утверждению Л.А. Ивановой, именно вторая половина XX века является периодом появления, становления и практической апробации медиаобразования в России [Иванова. 2012, с. 299]. Немалую роль в исследовании медиаобразования сыграли такие исследователи как А.В. Федоров, А.В. Шариков, Ю.Н. Усов, Л.А. Рыбак, А.В. Спичкин, Т.А. Стефановская и др.

Анализируя опыт отечественных педагогов в области явления медиаобразо-вания, нам удалось определить, что теория этого направления полностью не ис-

следована и в XXI веке. Отсутствует единый концептуальный подход к нему, и само понятие медиаобразование рассматривается с разных позиций.

Одним из ключевых фигур в области медиапедагогики можно считать Юрия Николаевича Усова. В 80-е гг. XX века он проводил эксперимент по внедрению кинообразования в школьной практике. В своих исследованиях он отводил большую роль взаимодействию экрана и личности ребенка, определяя это взаимодействие как диалог с автором медиатекста. Медиаобразование определяется им как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [Усов, 1998, с. 55].

Продолжая изучение литературы медиапедагогов данного периода, считаем немаловажным остановиться на деятельности Льва Ароновича Рыбака. Он был автором серии книг «Кино и школа». В одной из своих книг Л.А. Рыбак писал: «Когда-то - до того, как стать кинокритиком, я более полутора десятилетий был школьным учителем. Ходил с ребятами в кино. И случалось, всерьез обижался, если кто-то из моих учеников, посмотрев хорошую картину, не считал ее хорошей, объявляя во всеуслышанье: «Лабуда!» - ни с художниками, ни с педагогом не церемонясь. Я злился: понимай картину по-своему, но - понимай! Впечатления кинозрителей всегда неравноценны, потому что они индивидуальны, стремиться к их уравниванию бессмысленно, но как добиться, чтобы, индивидуальные, они возникали и не были бедны?» [Рыбак, 1980, с. 6].

Анализируя разные направления в медиаобразовании А.В. Шариков в своей работе «Медиаобразование - мировой и отечественный опыт» под термином медиаобразование понимает процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, связанных с массовой коммуникацией» [Шариков, 1990, с. 5].

На наш взгляд, наиболее точное определение понятия медиаобразования в своем учебном пособии «Педагогика: наука и искусство» дает Т.А. Стефанов-ская. Она рассматривает медиаобразование как процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации [Стефановская, 1998, с. 225]. Отсюда следует, что медиа проживает жизнь вместе с личностью - это две неразрывные составляющие.

Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что Ю.Н. Усов и Т.А. Стефановская основную роль отводят формированию личности через средства массовой коммуникации, в то время как описанные нами термины ме-диаобразования, данные другими исследователями, акцентируют изучение закономерностей СМК.

В своей работе «Медиаобразование как педагогический феномен» Л.А. Иванова говорит о воздействии СМК на развитие личности. Она пишет: что «при отсутствии целенаправленного педагогического руководства в области СМК, постоянное, но хаотичное, недифференцированное их потребление может привести к отрицательным изменениям: к закреплению в сознании уп-

рощенных, стереотипно-комиксных жизненных представлений, взглядов, привычек и т.д. И наоборот, совокупность целенаправленных действий педагога, реализуемых в целостном педагогическом процессе, с целью образования, развития, воспитания средствами массовой коммуникации создает предпосылки для развития индивидуального мышления творческого характера, формирование личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей» [Иванова, 2005, с. 72]. С этим сложно не согласиться.

Хочется отметить, что в настоящее время, когда содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, проблема самостоятельности мышления учащегося, формирования его взглядов и ценностей под влиянием СМИ требует поиска путей формирования новой системы навыков общения с информацией. Такой системой является медиаобразование. Применительно к данной работе со своими целями и задачами, автор принимает определение Т.А. Стефановской.

Раскрывая сущность понятия медиаобразования, считаем необходимым рассмотреть его структуру, в которую входят: предмет, цели, задачи, адресат, формы, методы. Среди педагогических исследований особую значимость для нас в рассмотрении этого вопроса имеют работы А.В. Фёдорова, М.В. Челышевой, Е.В. Мурюкиной и др.

В своей статье «Проблемы методологии современной медиапедагогики» Елена Валентиновна Мурюкина предлагает понимать под предметом медиаоб-разования «взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, систему знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности» [Мурюкина, 2008, с. 331].

Если говорить о целях медиаобразования, то согласимся с А.А. Федоровым, который, в свою очередь, считает, что цели «меняются в зависимости от конкретной тематики и задач занятий, от возраста аудитории, от той или иной теоретической базы медиаобразования и т.д.» [Федоров, 2001, с. 14]. Однако практика показывает, что так или иначе, в силу тех или иных причин многие медиа-педагоги могут довольно четко выделить наиболее важные для них цели.

В своей работе «Медиаобразование: история, теория и методика» А.В. Федоров, опираясь на труды разных исследователей в области медиаобразования пишет о том, что «Важными (в порядке убывания значимости) медиапедагоги выделяют следующие цели медиаобразования: 1) развивать способность к критическому мышлению (критической автономии) личности; 2) развивать способность к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов; 3) готовить людей к жизни в демократическом обществе; 4) развивать знание социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатек-стов; 5) обучать декодированию медиатекстов(сообщений); 6) развивать коммуникативные способности личности; 7) развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов; 8) обучать человека самовыражаться с помощью медиа; 9) обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспери-

ментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты(тексты); 9) давать знания по теории медиа и медиакуль-туры; 10) давать знания по истории медиа и медиакультуры» [Федоров, 2001, с. 16].

Сформулированные цели обусловили постановку следующих задач медиа-образования: «1) обучить грамотно «читать» медиатекст; 2) развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации; 3) развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; 4) интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности» [Федоров, 2001, с. 35].

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в зависимости от сложности и глубины задач медиаобразования, оно может быть предназначено: дошкольникам, школьникам различных возрастных групп (и разных типов школ); студентам технических и гуманитарных вузов; преподавателям гуманитарных дисциплин и другим представителям современного общества. Следовательно, адресатом медиаобразования может быть школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки учебного телевидения и т.д.).

Библиографический список

1. Иванова, Л. А. Медиа-образование как педагогический феномен [Текст] / Л.

A. Иванова //Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 1. - С. 70-79.

2. Иванова, Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 5. - С. 299-306.

3. Мурюкина, Е. В. Проблемы методологии современной медиапедагогики [Текст] / Е. В. Мурюкина // Медиафилософия / под ред. В. В.Савчука. - СПб. : Изд-во СПб. Философского общества, 2008. - С. 330-334.

4. Рыбак, Л. А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа [Текст] / Л. А. Рыбак. - М. : Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.

5. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотно-сти, медиакомпетентности [Текст] / под ред. А. В.Федорова. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 63 с.

6. Спичкин, А. В. Государство, средства массовой информации и образование [Текст] / А. В. Спичкин // Проблемы кинообразования в вузе и в школе / под ред. С. М. Одинцовой. - Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - С. 50-60.

7. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. - М. : Изд-во «Совершенство», 1998. - 368 с.

8. Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы //Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. С.55-59.

9. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст]/ А.

B. Федоров. - Ростов н/Д. : ЦВВР, 2001. - 708 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.