20////
А. П. Сковородникова. - 2006. - Вып. 8-9 (16-17). - Красноярск. - С. 170-173.
7. Потебня А. А. Мысль и язык. - К.: Санто, 1993. - 192 с.
8. Русакова О. Ф., Русаков В. М. РЯ-дис-курс: Теоретико-методологический анализ. -2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: УрО РАН, ИД «Дискурс-Пи», 2011. - С. 273.
9. С. И. Ожегов. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI век»; ООО «Изд. «Мир и Образование», 2003. - 896 с.
10. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: учеб. пособие для вузов. - 5-е изд. стереотип. - М.: КомКнига, 2009. -128 с.
11. Чубарова Е. Ю. Функционально-структурные особенности и просодические средства выражения дискурсивных элементов англоязычного учебно-научного дискурса: автореф. ... дисс. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2009. - 23 с.
12. Шведова Н. Ю. Средства формирования и выражения субъективно-модальных значений // Разговорная грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1989. -Т. 2. - 174 с.
О. А. Самылова
УДК - 373.2
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа над звукопроизношением является важным разделом работы над устной речью с дошкольниками. Качество звукопроизноше-ний, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как слитность, мелодика, темп, логическое и словесное ударение. Звукопроиз-ношение определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.
В последние десятилетия в дошкольных общеобразовательных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования Б. М. Гриншпун, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастю-ковой, Т. Б. Филичевой, Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой и др. показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи.
Н. А. Никашина [2, с. 62] подчеркивает, что под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) предполагает наличие симптомов несформирован-ности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лек-
сического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.
Важным фактором, который препятствует полноценному развитию детей с ОНР, является нарушение их звукопроизношения. По мнению Л. Р. Зиндер [1, с. 87], восприятие и произношение фонем родного языка представляют собой согласованную деятельность речеслухового и речемоторного анализаторов, где достаточно сформированный фонематический слух дает возможность отработать четкую дикцию, то есть подвижность и тонкую дифференциацию органов артикуляции, которые обеспечивают верное произношение определенной фонемы.
Данный автор подчеркивает, что формирование звукопроизношения является одной из основных задач развития речевой деятельности в дошкольном учреждении. Именно дошкольный возраст является более сензи-тивным периодом для ее решения.
Как свидетельствует анализ литературы по данной проблеме, у дошкольников оказывается нарушенным звукопроизношение, что препятствует усвоению словарного запаса и грамматического строя речи, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличением количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков.
В связи с этим считаем целесообразным проводить логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством мелкой моторики, при этом используя как традиционные, так и не традиционные формы работы.
В качестве нетрадиционного метода может быть использована песочная терапия, так как игры с песком являются способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уров-
не, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Логопедическую работу по коррекции звукопроизношения предлагаем проводить в три этапа.
На первом этапе - подготовительном -решаются следующие задачи:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
На подготовительном этапе коррекции звукопроизношения реализуются упражнения, направленные на подготовку артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов с использованием традиционных и нетрадиционых техник обучения. Выделяются следующие направления:
1. Нормализация мышечного тонуса.
В качестве традиционных упражнений на нормализацию мышечного тонуса проводится дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии. При помощи дифференцированного логопедического массажа логопед ослабляет проявления иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности речевых мышц, рассчитывая на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь, позволит повысить качество звуковой системы речи. Использование приемов дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка.
В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц - с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии -с целью активизации мышечного тонуса).
В качестве нетрадиционных упражнений на нормализацию мышечного тонуса предлагаются игры с кинетическим песком:
20/?//
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
- погрузить пальцы в песок и легкими движениями создавать «волны»;
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («Ушки-рожки», «Один пальчик - все пальчики») .
При выполнении заданий пальцем ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
Для нормализации моторики артикуляционного аппарата мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики. Здесь учитывается принцип обратной аффе-рентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным.
В качестве традиционных упражнений на нормализацию моторики артикуляционного аппарата предлагаем использовать следующие упражнения: для губ: «Улыбочка», «Заборчик», для языка: «Чашечка», «Гармошка».
3. Нормализация речевого дыхания.
В случае общего недоразвития речи работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель данных упражнений заключается в том, чтобы повысить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для достижения данной цели предлагаются такие упражнения:
- ребенок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Данные движения воспроизводятся в нормальном дыхательном ритме под счет. Это способствует нормализации движений диафрагмы;
- ребенок сидит, перед его ноздрями создается веер воздуха. Под его воздействием усиливается глубина вдоха с помощью включения в работу мышц диафрагмы.
После отработки диафрагмального дыхания осуществляется работа над продолжительным плавным выдохом через рот, которая реализуется без словесного сопровождения и со словесным сопровождением.
Работа без словесного сопровождения осуществляется в виде разных дыхательных упражнений с применением различных дидактических пособий, которые дают возможность реализовать зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.
Работа со словесным сопровождением осуществляется при произнесении разного по сложности вербального материала, на продолжительном плавном выдохе, с воспроизведением гласных фонем, щелевых или глухих согласных.
Нормализация речевого дыхания с использованием нетрадиционных техник обучения организуется через кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха, используя игровые моменты, например, «Что под песком?»: картина засыпается тонким слоем песка; ребенком песок сдувается, и открывается изображение.
4. Развитие голоса.
Работа над развитием голоса реализуется параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем. В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребенка произвольно открывать и закрывать рот, так как именно данные движения (нижней челюсти), осуществляемые в полном объеме, обеспечивают нормальное фонемообразование и свободную голосоподачу.
Для отработки движений нижней челюсти применяется специальная модель, представляющая собой ярко окрашенный шарик, привязанный к веревке. Ребенок берет рукой шарик и в момент опускания челюсти тянет его вниз, затем это же движение осуществля-
ется с закрытыми глазами с целью усиления кинестетических ощущений. Затем вырабатываются эти же движения при воспроизведении гласных фонем и разных звукоподражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача и снятие голосовой за-жатости, для формирования голоса применяются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений заключается в формировании согласованной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и выработке главных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр).
5. Нормализация мелкой моторики рук.
Мелкая моторика неразрывно связана с артикуляционной моторикой, поэтому ускорить подготовку артикуляционного аппарата необходимо с развитием мелкой моторики. Используются такие упражнения, как массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор; комплексы пальчиковых гимнастик; формирование навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинка, пользование вилкой и ножом; занятия с использованием ножниц и пластилина.
В качестве нетрадиционных упражнений на развитие мелкой моторики можно использовать упражнение «Песочный дождик», игра «Следы» или простое пересыпание песка из руки в руку. Все игры с песком стимулируют мелкую моторику и способствуют улучшению артикуляционной базы, обеспечивают подготовку руки к овладению графо-моторными навыками.
Второй этап - выработка новых произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:
- устранение неправильного звукопроиз-ношения;
- развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
- формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Направлениями второго этапа являются:
1. Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
2. Развитие фонематического слуха, которое строится через проведение игр, направленных на формирование способности ребенка выделять и различать фонемы родного языка.
3. Постановка звука, проводимая традиционными в логопедии способами.
Традиционно выделяют три способа постановки звуков.
Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используют зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Третий способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
4. Автоматизация звука. Автоматизация всегда является самым сложным и длительным в коррекционной работе при общем недоразвитии речи. Нельзя забывать, что характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях. Поэтому очень важно создавать различные игровые ситуации, тем самым усиливая эмоциональную вовлеченость ребенка в деятельность.
5. Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах для предупреждения смешений звуков в речи.
6. Формирование слоговой структуры слова.
Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. В такой ситуации логопед вынужден
20/?//
находить наиболее эффективные пути кор-рекционного воздействия. Игры с кинетическим песком на данном этапе позволяют дольше сохранять интерес и работоспособность ребенка. Дошкольники чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.
Третий этап - выработка коммуникативных умений и навыков. Данный этап включает в себя следующие направления:
- осуществляется работа по автоматизации и различению фонем на более сложном, в отличие от других этапов, на вербальном материале.
- развитие произносительных навыков в разных ситуациях коммуникации с помощью осторожного и постоянного расширения круга коммуникации; создание проблемных ситуаций.
- осуществляется работа по коррекции лексико-грамматических расстройств, и с детьми школьного возраста продолжается работа по коррекции чтения и письма.
Для объединения этих трех направлений работы мы предлагаем использовать сюжет-но-игровую деятельность, подбирая материал для развития сюжета с учетом автоматизированных звуков. Данные сюжетные игры с кинетическим песком даже в одиночку очень полезны и увлекательны, а в компании со сверстниками способствуют развитию монологической и диалогической речи, активизируют потенциальные творческие способности, тем самым формируют коммуникативные навыки.
Таким образом, логопедическая работа по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста может проводиться с использованием традиционных и нетрадиционных форм в три этапа. На первом этапе проводится работа по подготовке и расслаблению артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, речевой моторики с помощью разнообразных методов и приемов. На втором этапе проводится работа по постановке звуков и подражанию; на этом этапе возможно применение механических
методов. На третьем этапе используются логопедические тетради, сказочные персонажи, которые позволяют установить эмоциональный контакт между ребенком и логопедом.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыты основные этапы логопедической работы: подготовительный этап, выработки новых произносительных умений и навыков, выработке коммуникативных навыков и умений.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, артикуляционный аппарат, мимическая мускулатура, речевая моторика, постановка звука, коммуникативные умения и навыки.
SUMMARY
The article reveals the main stages of speech therapy: a preparatory stage, development of new pronunciation skills, to develop communicative skills and abilities.
Key words: general underdevelopment of speech, articulation device, facial muscles, speech motor skills, sound production, communication skills and abilities.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - СПб.: Акцидент, 2010. - 234 с.
2. Никашина Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / под ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой и др. -М.: Просвещение, 2015. - 356 с.
3. Прищепа С. В. Мелкая моторика в психофизическом развитии ребенка / С. В. Прицепа, Н. С. Попкова, Т. К. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. -С. 60-64.
4. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 112 с.
5. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Фили-чева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2014. -365 с.