Религия и общество Religion and Society
УДК 130.2
doi: 10.24412/1999-625X-2024-495-401-406
5.7.8. Философская антропология, философия культуры
5.7.9. Философия религии и религиоведение
Традиционность и религиозность в жизненном мире
современной молодежи
Андрей Анатольевич Морозов
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и политологии 1,
И [email protected] 1 Омская академия МВД России (Омск, Россия)
В статье на основе проведенного в 2024 г. эмпирического исследования ставится цель выявить реальное присутствие в сознании и жизненном мире молодежи установок и ориентаций на традиционные ценности и религию. Это присутствие может быть удостоверено только в контексте деятельности, составляющей основное содержание жизни молодых людей, а также их готовности действовать определенным образом в ситуации жизненного выбора. Молодое поколение существует в условиях конкуренции ценностных моделей, представленных в информационной сфере, общественно-политической жизни. Выбор, осуществляемый молодыми людьми, и является реальным результатом этой конкуренции. В настоящее время исследования демонстрируют приверженность большей части молодых респондентов ценностям материального благополучия, личного успеха, самореализации. Традиционность и религиозность присутствуют на уровне словесной манифестации, но не оказывают существенного влияния на жизненный выбор.
Ключевые слова: традиция, религия, молодежь, ценности
Для цитирования: Морозов А. А. Традиционность и религиозность в жизненном мире современной молодежи // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 4(95). С. 401-406.
Traditionality and Religiousness in the Lifeworld of Modern Youth
АП^6У А. Моrоzоv
Candidate of Science (in History), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Philosophy and Political Studies 1,
И [email protected] 1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs (Omsk, Russia)
Based on the empirical research conducted in 2024 the article aims to reveal the real presence of attitudes and orientations towards traditional values and religion in the consciousness and lifeworld of young people. This presence can be verified only in the context of activities that constitute the main content of young people's lives, as well as their readiness to act in a certain way in the situation of life choices. The young generation exists in the conditions of competition of value models presented in the information sphere, social and political life. The choice made by young people is the real result of this competition. Currently, studies prove that the majority of young respondents are committed to the values of material well-being, personal success, and self-realization. Traditionality and religiousness are present at the level of verbal manifestation, but do not significantly influence life choices.
Keywords: tradition, religion, youth, values
Citation: Мопиоу А. А. Traditionality and Religiousness in the Lifeworld of Modern Youth. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. Vol. 30, No 4(95). Pp. 401-406 (In Russ.).
В настоящее время в России на уровне государственной политики фиксируется стремление установить ценностный консенсус, способный обеспечить общественное единство. Идея культурного, идеологического, политического плюрализма постепенно
вытесняется из общественного пространства в силу того что, во-первых, она либеральная, во-вторых, в ней артикулируется государственный запрос на консолидацию общества на основе консервативных ценностей. Реальное выражение это находит в кон-
© Морозов А. А., 2024
401
кретных документах, принимаемых на разных уровнях государственной власти. Наиболее значимыми из них стали Основы государственной политики по сохранению и укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей ', Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения 2. В образовательных организациях высшего образования введены обязательные курсы «Основы российской государственности» и «История России». Список предпринимаемых мер и проводимых мероприятий достаточно обширен и разнообразен. Значимыми компонентами предлагаемой ценностной модели являются традиционные ценности и религия как одно из базовых их оснований. Поэтому целью нашего исследования стало выявление реального присутствия в сознании и жизненном мире молодежи установок и ориента-ций на традиционные ценности и религию. Такое соотнесение возникает неслучайно. В Основах государственной политики по сохранению и укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей (далее — Основы) прямо признается, что значительное влияние на формирование традиционных ценностей оказали христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия. Подчеркивается, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
Вместе с тем современное информационное пространство остается разнородным, в нем действуют, по выражению П. Бергера, конкурирующие друг с другом «эксперты по определению реальности» [1, с. 123]. Поэтому вполне обоснованной гипотезой является утверждение о наличии в сознании молодых людей достаточно разнородных элементов, которые с трудом сочетаются на декларативном уровне, и еще менее — на практическом.
В настоящей статье анализируется один из блоков эмпирического исследования на тему «Традиционные ценности и современный мир», который связан с соотнесением религиозных и традиционалистских компонентов в жизненном мире молодежи. Объектом выступали курсанты Омской академии МВД России. Опрос в форме анкетирования проводился в апреле-мае 2024 г. В исследовании участвовало 216 респондентов, что составляет около 20% генеральной совокупности. Применялась случайная выборка. Среди опрошенных юноши составляли
48,1%, девушки — 51,9%. Возраст респондентов: от 18 до 23 лет.
Для определения религиозной или нерелигиозной принадлежности задан вопрос «Причисляете ли Вы себя к последователям какой-либо религии?». Подавляющее число опрошенных (81,5%) назвали себя последователями религий, которые считаются традиционными для России (176 человек). Из них 151 идентифицировали себя православными, 14 — мусульманами, 11 — буддистами. Один человек назвал себя язычником. Остальные 39 респондентов сказали, что не принадлежат ни к одной из религий. Такое распределение ответов дает высокий уровень религиозной самоидентификации. Он вполне согласуется с данными, полученными нами ранее, и результатами других исследователей. Вместе с тем в исследованиях подобного рода возникает вопрос о возможности согласовать самоидентификацию респондентов с их реальной принадлежностью к объявленной группе. Именование себя кем-то еще не означает, что ты им являешься. И конечно, речь не идет о психической неадекватности. Православная или мусульманская самоидентификация нередко определяется факторами нерелигиозного характера, к которым может относиться отождествление этнической и религиозной принадлежности, культурное самосознание, солидарность, информационное воздействие. Мы не ставили перед собой задачу это выяснять в данной работе.
Для проверки реальности самоидентификации мы использовали праксеологический подход к религии, сформулированный нами ранее [2]. В нем в качестве родового понятия в определении религии рассматривается деятельность, соответственно религия рассматривается «как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижение совершенства, реализующий стремление к Абсолюту и представляющий опыт священного» [2, с. 74]. Именно деятельность человека позволяет нам реально определять, что он собой представляет. Его конкретные действия, их характер, целевые установки, средства и последовательность в социальном мире позволяют нам идентифицировать конкретную личность.
В отдельном вопросе было предложено оценить по степени значимости и присутствия в собственной жизни различных видов деятельности. Специально и письменно, и устно акцентировалась добровольность участия респондента в такой дея-
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей : указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/48502 (дата обращения: 12.05.2024).
2 Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения : указ Президента РФ от 8 мая 2024 г. № 314. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001?ysclid=lyvmrcen tr204026855 (дата обращения: 10.07.2024).
тельности. Среди 18 вариантов выбора предложены «совершение молитвы» и «участие в богослужении». Оценивание по десятибалльной шкале включало четыре уровня значимости: 0 — полное отсутствие; 1-3 — низкая значимость; 4-7 — средний уровень значимости; 8-10 — высокая значимость. Среди назвавшихся православными (напомню: 151 человек) отсутствие значимости совершения молитвы продемонстрировали 42 (27,8%), участия в богослужении — 64 (42, 38%), низкую значимость показали соответственно 53 (35%) и 44 (29,1%). Таким образом, больше половины выявленных православных не считают значимыми видами деятельности совершение молитвы и участие в богослужении.
Еще одним важным маркером реалистичности заявленной идентичности являются определенные ценностные предпочтения, демонстрируемые молодыми людьми. Респондентам предложили выбрать 10 наиболее важных жизненных ценностей (приоритетов) из предложенных 30. При этом сохранялась возможность дополнить список. Среди тридцати ценностей (приоритетов) располагались «религия» и «спасение души». Среди тех, кто назвал себя православным, только 19 (12,5%) включили в свой список религию, а «спасение души» выбрали два человека. Между тем такие ценности (приоритеты), как «личный успех, карьера», «материальное благополучие», «здоровье» кажутся важными значительно большему количеству молодых людей. Поэтому собственно религиозный мотив религиозной же самоидентификации в связи с этим представляется сомнительным. И деятельностный, и ценностный критерий показали, что словесная манифестация далеко не всегда (менее чем в половине случаев) подтверждается конкретными признаками.
Установление традиционности в том виде, в котором она определяется в официальном дискурсе, также является непростой задачей. В Основах зафиксированы некоторые признаки российской традиционности. Во-первых, традиционные ценности представлены как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России. Во-вторых, дан исчерпывающий список традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В этот список входит 17 ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В-третьих, устанавливается неразрывная связь между традиционными ценностями и религиями, являющимися неотъемле-
мой частью российского исторического и духовного наследия, в частности, христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом. Особая роль отводится православию. В-четвертых, российские традиционные ценности противопоставлены «чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системе идей и ценностей», которые оказывают деструктивное идеологическое воздействие на граждан России. Основным антиподом российским традиционным ценностям объявляются либеральные и гло-балистские ценности, о чем неоднократно заявляли патриарх Русской православной церкви Московского Патриархата Кирилл (Гундяев), мусульманские лидеры, многие государственные деятели. Эти враждебные ценности, как правило, связываются с космополитическими силами. Последние же, по мнению сторонников традиционных ценностей, ведут свою разрушительную работу по всему миру.
В своем исследовании мы ориентировались как на общие, так и на частные вопросы, определяющие восприятие традиционных ценностей молодыми людьми. Был задан закрытый вопрос о роли традиции в современном обществе. Из четырех вариантов ответов два выражали негативное отношение к традиции, два — позитивное. Утверждение, что традиция создает общественный застой, способствует сохранению негативных тенденций предшествующего развития, нашло поддержку только у двух респондентов. Непопулярным также оказался ответ, что традиция представляет собой модель социального и индивидуального поведения из прошлого, препятствующую общественному прогрессу. Его поддержали только 11 опрошенных. Подавляющее большинство молодых людей выразили позитивное отношение к традиции. Вместе с тем обращает на себя внимание распределение ответов между вариантами позитивных ответов. Традицию как общественный идеал, определяющий основные направления развития общества, воспринимают 51 респондент (23,6%). А вот вариант «Она дает историко-культурный материал для успешного воспитания молодого поколения» поддержали 151 из них (69,9%). О чем это может свидетельствовать? Очевидное большинство молодых людей при самой позитивной оценке традиции не готовы выстраивать свою жизнь в соответствии с ней. Традиция в данном случае воспринимается в историческом контексте, а не как актуальная основа собственной жизни. Фактически о том же свидетельствуют ответы на вопрос о десяти наиболее важных жизненных ценностях (приоритетах). Традиционность как таковая вошла в число наиболее важных приоритетов только у 16 опрошенных (5,55%). В ходе обсуждений с обучающимися выяснялось, что само понятие традиционных ценностей не только не рефлексировалось, но нередко даже не встречалось им.
Показательным является отношение молодых людей к отдельным объявленным традиционными ценностям. Сам список, приведенный выше, достаточно разнородный. Часть вошедших в него понятий имеют разные варианты интерпретаций и обосновываются в разных мировоззренческих системах по-разному: христианстве в разных его версиях, исламе, секулярном гуманизме, в постмодернистской философии. К таковым относятся достоинство, права и свободы человека, гражданственность, гуманизм, милосердие, справедливость. Кроме того, все эти ценности вполне традиционны не только для России, но и для западных стран.
Однако есть такие российские традиционные духовно-нравственные ценности, которые имеют вполне однозначное содержание для молодых людей. К ним относится, в частности, приоритет духовного над материальным. Об этом неоднократно заявлял Патриарх Кирилл: «Во все времена важнейшей задачей Церкви является обращение сердца человека к Богу, свидетельство о приоритете духовного над материальным, утверждение в жизни людей важности устроения их бытия на основании богоданных нравственных ценностей» 3. Об этом же в том же духе рассуждают известные традиционалистские ораторы К. Малафеев, А. Дугин, протоиерей Андрей Ткачев 4. Конечно, трактовка духовного может быть значительно шире. Однако в любом случае смысл его от этого не меняется. Приоритет духовного над материальным обоснован и в христианской традиции (аскетизм), и в советской — в Кодексе строителя коммунизма (непримиримость к стяжательству).
Нашим респондентам был задан вопрос «Готовы ли Вы признать лично для себя приоритет духовного над материальным?». Положительный ответ дали 75 респондентов (34,72%). Не признавая приоритета духовного над материальным, их равную важность отметили 130 человек (60,18%). Для уточнения позиции молодым людям предложили ответить на вопрос «Как Вы считаете, является ли для современного человека материальное благополучие значимой целью в его жизни?». Из тех, кто признал приоритет духовного над материальным, 41,33% считают материальное благополучие значимой целью вне всякого сомнения, а еще 49,33% признали материальное благополучие значимой целью, но только после духовного. Материальное благополучие признали зна-
чимой целью вне всякого сомнения 78,46% тех, кто признает материальное и духовное благополучие равно важными. Из всей совокупности этих ответов мы можем сделать вывод, что молодые люди, признавшие приоритет духовного над материальным, явно оказались в меньшинстве. Но и среди них более 40% назвали материальное благополучие безусловно значимой целью для современного человека. Следует признать, что современные молодые люди продемонстрировали вполне ординарное признание важности материального благополучия, что проявляло себя вполне и в предшествующих поколениях. По опросу ВЦИОМ, представленному в декабре 2022 г., топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи: высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%) 5. Эти жизненные ориентиры определяются ценностями семьи, здоровья, материального благополучия, безопасности.
Еще одна тема в контексте разговора о традиционных ценностях является всем достаточно близкой и понятной. Это тема семьи и семейно-брачных отношений. В Основах среди прочих российских традиционных духовно-нравственных ценностей объявлена «крепкая семья». Относительно ее содержания в Основах можно найти и уточнение. К чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системе идей и ценностей относится отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, что признается угрозой для демографической ситуации в стране. Распространение такой деструктивной идеологии, по мнению авторов Основ, влечет в том числе риски ослабления семейных связей. Нашим респондентам был задан вопрос «Укажите, какая форма семейных отношений является для Вас приемлемой». Первый предложенный вариант «Только зарегистрированный брак с обязательным наличием детей» как раз соответствует традиционным представлениям о семейно-брачных отношениях. Этот вариант ответа выбрали 31,94% респондентов, менее трети от общего числа. Вариант зарегистрированного брака, но без обязательного рождения детей выбрали 6,48% молодых людей. Больше половины (51,38%) опрошенных нами согласны с утверждением, что в данной сфере не может быть
3 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXXI Международных Рождественских образовательных чтений URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5999288.html?ysclid=lyskfr39gp980288931 (дата обращения: 19.07.2024).
4 Азбука традиционных ценностей. Приоритет духовного над материальным. URL: https://tsargrad.tv/articles/azbuka-tradicionnyh-cennostej_707902?ysclid=lysk9m035p690 24039 (дата обращения: 19.07.2024).
5 Ценности молодежи. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi?ysclid=lyu0bf5r 7w647405218 (дата обращения: 18.07.2024).
единого образца, у каждого брачные и семейные отношения складываются индивидуально. Еще 10,2% считают, что возможен как зарегистрированный, так и незарегистрированный брак, с детьми или без них. В контексте полученных ответов трудно говорить о принятии молодыми людьми ценности крепкой семьи в тех смыслах, которые создаются в официальном дискурсе.
Полученные ответы о приемлемой форме семейных отношений свидетельствуют о том, что молодые люди в большей части не признают определенную общеобязательную модель, на основании которой они должны выстраивать свою жизнь. В данном случае позиция православной церкви, к последователям которой большая часть респондентов себя относит, никак не отражается на признании права на свое усмотрение планировать семейную жизнь. Мы отдельно не ставили вопрос о желаемом и ожидаемом количестве детей, о репродуктивных установках и планах. Однако такие замеры проводились. В частности, в исследовании динамики репродуктивных установок за 2011-2021 гг., проведенном в Санкт-Петербурге, установлено, что среди молодых людей (18-24 лет) ожидаемое количество детей не изменилось (на уровне 1,56), а желаемое количество детей даже снизилось (до 1,81) [3, с. 33-34]. Справедливости ради необходимо отметить, что эта тенденция не характерна лишь сегодняшнему молодому поколению. Она выражает определенное направление развития индустриального общества, в котором на фоне урбанизации, индустриализации, утверждения идей равноправия полов, открытости социальной структуры происходят изменения и в семейно-брачных, и репродуктивных установках. Конечно, определенное влияние оказывает на репродуктивное поведение распространение антинаталистского контента, формируемого как в средствах массовой информации, так и различными межгосударственными организациями и некоммерческими объединениями. Однако преувеличивать его влияние не следует.
Можно также отметить тенденции, оставшиеся за пределами нашего исследования, но имеющие к нему прямое отношение, — например, распространение среди молодежи леволиберальных интенций [4, с. 143]. Это означает распространение таких гуманистических представлений, которые оставляют право за человеком осуществлять индивидуальный выбор по самому широкому кругу вопросов самоопределения и организации собственной жизни. И наше исследование это тоже подтвердило. Большинство респондентов признали, что в семейно-брачных отношениях не может быть единого образца, у каждого брачные и семейные отношения складываются индивидуально. При этом религиозная самоидентификация не влияла
на содержание ответа. Большинство выбравших индивидуалистический ответ составляли те, кто назвал себя православным.
Когда исследователи говорят о признании населением важности религии в традиционных и привычных институциональных и персональных формах, сохраняющихся в культурной памяти как основание нравственных норм и фольклорных традиций [5, с. 132], то они фактически подтверждают периферийный характер места религии в жизненном мире человека.
Подводя итоги нашей конкретной работы, отметим прежде всего, что подобного рода исследования займут в перспективе серьезное место в социогуманитарных и социально-философских исследованиях. Немаловажное место в них будут играть локальные исследования регионального, группового уровня, соотнесение результатов которых позволит создать целостную картину протекающих процессов.
Значимость таких исследований задается складывающейся внутри России ситуацией, которую можно охарактеризовать как «консервативный» и «моральный» поворот, «дискурсивный сдвиг», формирование «нового идеологического нарратива» [6, с. 70]. Но в силу того, что этот поворот еще осуществляется в настоящее время, существует значительное количество драматических коллизий и на уровне формирования этого нового нарратива, и на уровне его восприятия, особенно молодежью. В первом случае речь идет о том, что сам этос предложенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей до конца не сформировался. То, что дан их некий завершенный список, полностью не решает проблему. Часть из указанных ценностей могут иметь разнообразную трактовку, помещенную в разный идеологический контекст, который тоже окончательно не определен. Однако значимым элементом этого культурного контекста ценностей объявлены религиозность и традиционность.На уровне индивидуального восприятия существует не меньше затруднений в процессе продвижения в массовое сознание традиционных ценностей: для многих они оказываются новыми и альтернативными. В нашем исследовании мы установили, что манифестируемые вербально религиозность и традиционность не подтверждаются ценностным и практическим выбором, который в большей степени ориентирован на модель общества потребления, достижение материального благополучия, личного успеха и самореализации. Религиозная самоидентификация и позитивное отношение к традиции находят место, скорее, как декоративные элементы жизни, но не входят в основное ее содержание.
Список источников
1. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социологические исследования. 2011. № 1.
2. Морозов А. А. Праксеологические основания религии // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. № 4(71).
3. Аргунова Е. В. Динамика репродуктивных установок петербурженок фертильного возраста (20112021) // Социологические исследования. 2023. № 7.
4. Горбатов А. В., Горбатова М. М. Постмодернистский мир и религиозные ценности в оценке молодежи Западной Сибири // Религиоведение. 2023. № 1.
5. Маркова Н. М, Аринин Е. И., Бендин А. Ю., Карасева С. Г., Петросян Д. И. Вернакулярное правоверие и религиозная идентичность: глобальное, локальное и глокальное (Беларусь и Россия) // Религиоведение. 2023. № 1.
6. Борщевский Г. А. Традиционные российские ценности: институциональный анализ // Полития. 2023. № 4(111).