Научная статья на тему 'Традиционное горское воспитание в произведениях классиков русской литературы'

Традиционное горское воспитание в произведениях классиков русской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
362
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГОРСКИЙ ЭТИКЕТ / HIGHLAND EDUCATION / RUSSIAN LITERATURE / HIGHLAND ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агабалаев И.А., Мирзабекова Д.М.

На примере литературных героев известных русских классиков показан характер горцев, их патриотизм, героизм и отношение к людям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL MOUNTAIN EDUCATION IN WORKS RUSSIAN LITERATURE CLASSICS

On the example of the famous literary characters of Russian classics shows the character of the Highlanders, their patriotism, heroism and attitude towards people

Текст научной работы на тему «Традиционное горское воспитание в произведениях классиков русской литературы»

ТРАДИЦИОННОЕ ГОРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агабалаев И. А. кандидат сельскохозяйственных наук. Мирзабекова Д.М., старший преподаватель НОУ ВПО «Социально-педагогический институт» г. Дербент

Аннотация: На примере литературных героев известных русских классиков показан характер горцев, их патриотизм, героизм и отношение к людям.

Ключевые слова: Горское воспитание, русская литература, горский этикет.

TRADITIONAL MOUNTAIN EDUCATION IN WORKS RUSSIAN LITERATURE CLASSICS

Agabalaev I. A. сandidate of Agricultural Sciences. Mirzabekova D.M., teacher NOU VPO "Socio-Pedagogical Institute" Derbent

Abstract: On the example of the famous literary characters of Russian classics shows the character of the Highlanders, their patriotism, heroism and attitude towards people.

Keywords: Highland education, Russian literature, highland etiquette.

Произведения классиков русской литературы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Марлинского, А. И. Полежаева, В.И. Даля, В.И., Вердеревского, А.А. Вяземского, И.С. Лескова и многих других посвящены изображению жизни, быта, мира и войны северокавказских народов, их психологии, национального характера и мироощущения.

В своих произведениях классики жанра много внимания уделяли кавказской тематике, в частности, формированию личности в горской среде. В горцах их восхищали цельность, глубина чувств и стремлений, неиссякаемая любовь к свободе, честь и достоинство.

Первым повествователем о народе Дагестана был писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский. Многим известны его произведения «Мулла-Hyp», «Аммалат-Бек» и др. Вчитываясь в эти повести,

понимаешь, как глубоко писатель изучил обычаи горцев. Ему хорошо были знакомы произведениянародной поэзии горцев. Рассказы и очерки писателя содержат ценнейшие этнографические сведения, описания жизни, быта и нравов горцев в разные исторические периоды.

Воспитание подрастающего поколения в этнической системе горцев складывалось из того, какой образ жизни они считали достойным для человека и какими в их представлении достоинствами и чертами должен обладать настоящий горец.

В повести «Аммалат-Бек» Бестужев-Марлинский вполне правдиво характеризует дагестанцев, их национальную психологию, объясняющую поступки, дела и отношение к людям.

При описании жизни горцев Бестужев-Марлинский, опирался на многие источники (историко-этнографическая литература, легенды и предания горцев, очерки по рассказам русских офицеров, местных знатных людей и др.). Наблюдая за жизнью горцев, он всегда отмечал правдивость и чувство справедливости. Создавая реалистические характеры, писатель придавал им некую романтичность.

Марлинский верно и убедительно показывает этот важнейший моральный критерий, предъявляемый горским воспитанием к настоящему человеку. Так, в повести «Мулла-Нур», главный герой в караван-сарае (постоялом дворе) предлагает бедному лезгину (который не знал, с кем имеет дело) за червонец проклинать за глаза «разбойника Муллу-Нура». Но голодный горец-лезгин с достоинством отвечает незнакомцу: Мулла-Нур помог деньгами моему брату в нужде, а моих земляков многих выручил из беды. Я не знаю его в лицо, но по сердцу это знаю. Возьми назад свое золото — я не продаю проклятий»[2].

Марлинский ясно представляет себе идеал личности горцев и понимает, что формирование у подрастающего поколения идеальных моральных качеств связано с народным и этническим воспитанием. Марлинский участвовал в боевых действиях в Южном Дагестане в начале 30-х годов XIX в., позднее, живя в Дербенте, совершил множество поездок по всему Дагестану, общался с представителями различных слоев горского населения.[3] В результате этого общения у писателя сложилось ясное представление о том, в ком горцы видят мужской идеал. «Быть известным храбрецом в селении, в долине, в целых горах, т.е. в его мире — это высшая награда трудов горца, его желаний; желая стать предметом повестей у очагов, он подробно слушает рассказ о героях прежних веков или о молодечестве, о хитростях, об удачах наездников недавних и современных»[1], — писал Бестужев-Марлинский о том, в чем вступающий в тревожный мир

и и т-\

войн и сражений юноша-горец видит идеал мужчины. В этом высказывании писатель верно подметил важную особенность духовных связей между поколениями горских народов, которая заключается в бережной передаче идеала совершенного человека в общении и совместной деятельности горцев.

М.Ю.Лермонтов в своей поэме «Беглец» показал, с каким чувством отвращенья Селим обращается к Гаруну, бежавшему с поля брани:

«..Ступай — достоин ты презрения.

Ни крова, ни благословенья

Здесь у меня для труса нет!» Тем удивительнее было читать строки, когда мать с укором прогнала свое дитя за недостойный для горца поступок...

«Молчи, молчи! гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой...»

Даже любимая девушка не находит для беглеца Гаруна слово утешения. До того, как Гарун постучался к ней в окно, она пела народную песню, в которой прославляется герой, джигит, борющийся за Отчизну, и подвергается вечному проклятью трус, забывший о чести, цепляющийся за жизнь, ставший рабом страха.

«Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши Погибнет без славы. Люди его ран не обмоют, И звери костей не зароют»,

повествует горянка о судьбе труса-беглеца, окруженного презреньем народа. Она отвергает Гаруна, отгоняет от себя даже мысль о том, что она может стать его женой, несмотря на его внешнюю красоту, статность. Стать женой труса и предателя — тяжкий позор для гордой горянки, готовой стать в ряды защитников Отечества и биться с ненавистным врагом.

В горском воинском этикете настоящий горец-воин - это человек чести, бесстрашия и смертельной ненависти к врагу, умеющий принести себя в жертву для победы над врагом. Он обязан мстить врагу за погибших в сражении, мстить беспощадно до последнего вздоха, погибнуть достойно, как подобает настоящему горцу. Тот, кто не отвечал этим достоинствам, терял право называться мужчиной-горцем.

В произведении В. Даля «Рассказ лезгинца Асана о похождениях своих» выведена подлинно историческая личность: благородный разбойник, защитник интересов неимущих, бедствующих горцев Асан, житель лезгинского аула Гадази-хюр. Действие рассказа происходит в 20-30 гг. XIX столетия в Кубинской провинции. Наряду с Асаном писатель повествует и о представителе местной феодальной знати Аслан-хане Казикумухском, прапорщике кубинской милиции Али-Паше Бакиханове, убитого лезгинами-повстанцами в 1837 году. Очевидно, писатель таким приемом антитезы стремился, как можно ярче оттенить образ своего героя-носителя качеств и черт национального характера. Асан - неординарная личность, носитель

народной морали и этикета. Он мужествен, бесстрашен, справедлив, доброжелателен к людям и хорошо разбирается в них, скромен в своих речах и самооценках.

Он грабил только богачей, чтобы награбленное - в первую очередь, зерно, муку, продукты - раздать бедным и голодающим от неурожая горским крестьянам. И, несмотря на это, Асан в любой обстановке и ситуации, даже стоя лицом к лицу с хорошо вооруженным врагом, четко соблюдает требования горской этики и этикета.

Когда Асланхан Казикумухский, феодальный правитель, присягнувший русскому царю в верности, прислал гонца, чтобы Асан приехал в его резиденцию, Кази-Кумух, бесстрашный джигит, народный заступник едет туда, зная, что ханы и богатеи отличаются коварством и изменой, несоблюдением данного слова - клятвы. Асан смело, с достоинством входит во дворец хана. Он, как Хочбар из аварской легенды, скорее готов погибнуть с достоинством, чем жить окруженный позором и презрением земляков. «Ранняя смерть лучше долгой, но позорной жизни», — такова мораль, на которой воспитан мужчина-горец.

Нормы поведения и для легендарного героя Хочбара, и для подлинной исторической личности, благородного разбойника Асана одни и те же — установки и предписания моральных традиций и кодексов народа.

Интересным моментом, раскрывающим нравственное кредо Асана как типичного настоящего горца является то, что он открыто заявляет о том, что царящие в феодально-властной среде законы не согласуются с человечностью, справедливостью. Поэтому он в своих действиях руководствуется совестью, т.е. намусом, представлениями о чести и достоинстве человека, выработанными народом. Закон же бесчеловечен, аморален, далек от справедливости, если он защищает интересы кучки богачей. Похвала «в тебе есть сердце» («ви къене рик1 ава» — лезг.) у горцев считается высокой оценкой мужчины, если эту похвалу люди слышат из уст уважаемого, авторитетного человека.

Настоящий мужчина в горах пользуется уважением даже своих недоброжелателей, врагов — так высок в народе престиж бесстрашия, справедливости, твердости характера, правдивости, прямоты, чувства собственного достоинства, проявляемых человеком в спокойной обстановке и в экстремальных ситуациях.

Представитель царской администрации в Кубе (город в Азербайджане), князь Али-Паша Бакиханов восхищается мужеством и достоинством Асана, не захотевшего явиться к нему под конвоем казаков. «Ты прислал за мною есаула с конвоем, сказал я, — но я конвоев не люблю, и не идет мне, маленькому человеку, с таким почетом ездить; вот почему есаулу я не дался», — не без издевки заявляет бесстрашный джигит Асан начальнику кубинской полиции. «Это хорошо. Я таких люблю», — говорит последний, в душе причисляя себя к отважным людям. Воспитание, полученное Асаном в родной семье и джамаате, обязывает человека высоко держать свое человеческое достоинство, не унижаться перед богатыми, не покоряться грубой

силе — об этом он говорит сам при необходимости в различных ситуациях. Занимаясь разбоем, грабежами на большой дороге, по сути дела, творит добро: ибо он не действует в целях личного обогащения, а все, отнятое у богатеев, беков, мулл, раздает голодающим крестьянам.

Произведения великого писателя-гуманиста Л.Н.Толстого, посвященные кавказской теме, представляют особую ценность для изучения специфики традиционного горского воспитания. Писатель в течение всей своей писательской деятельности глубоко изучал все, что было связано с историей, этнографией, традициями, народным творчеством, верованиями кавказских народов. Будучи офицером воевавшей на Кавказе (в Чечне и Дагестане) армии, Толстой имел возможность близко наблюдать за жизнью, бытом, трудом, отношениями в семье и в обществе многих кавказских народов. Он высоко ценил горский характер, цельный, устремленный к подвигу во имя Родины, не терпящий угнетения, преданный в дружбе, доброжелательный, не склонный к бахвальству, скромный, готовый вынести все ради защиты своей собственной чести и достоинства. Лев Николаевич проявлял живой интерес к фольклору горских народов, отразившим в пословицах, легендах и преданиях лезгин, даргинцев, лаков, аварцев и других народов, населяющих Дагестан, обычаи, традиции, особенности быта во всех тонкостях и нюансах. Его знаменитая повесть «Хаджи-Мурат» - яркое свидетельство того, что великий писатель-гуманист с нескрываемой доброжелательностью и явным восхищением раскрывает читателю гуманные адаты горских народов. Уже в самом вступлении к бессмертной повести писатель, прибегнув к развернутому сравнению, в художественно-поэтической форме раскрывает одну из самых примечательных черт горского характера - стойкость жизни, стремление к свободе и самоутверждению. Куст «татарина», «вымазанный черноземной грязью», «переехал колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял», стал поводом того, что писателю «вспомнилась одна давнишняя кавказская история» - героическая жизнь и славная смерть «настоящего горца» - наиба Шамиля Хаджи-Мурата» [4].

В повести «Хаджи-Мурат», в этнографических и фольклорных материалах, над которыми писатель работал в течение многих лет, вместилась важная и ценная информация о воспитании подрастающих поколений народов Дагестана, духовно-педагогический анализ творения гениального писателя позволяет составить ясное, глубокое, всестороннее представление об этнической системе воспитания горцев.

Работая над повестью, Толстой досконально изучил содержание многих выпусков «Сборника сведений о кавказских горцах», выходивших во второй половине XIX века в Тифлисе. Эти сборники, хранящиеся в Яснополянском музее, по словам исследовательницы творчества писателя, относящегося к Кавказу, У. Далгат, «испещрены собственноручными пометками Л.Н. Толстого; в общей сложности их насчитывается несколько сотен»[5]. В выписках из сборников писателя описан обширный круг вопросов жизни горцев Дагестана и всего Северного Кавказа, в их числе та-

кие, как «о примирении за убийство», «свадебные обряды», «чудные песни о мщении и удальстве», «домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев», «детские игры», «горцы нянчатся с детьми», «у фонтана камни, юноши сидят, глядя на девушек», «ужин - посылка супа соседу», «праздник вывоза плуга в поле», «похороны», «свобода» и др.

Благодаря изучению творчества русских писателей, в первую очередь, произведений на кавказскую тематику, современные дагестанцы смогли восстановить множество пословиц, бытовавшие в народе в те времена, но вышедшие из употребления в наше время. В них выражены идеи созидательного, мирного труда, гуманных взаимоотношений в семье и джамаате, патриотизма, стремления к дружбе, высокого престижа духовных ценностей, воспитания детей продолжателями достойных дел родителей, предков.

Литература:

1. Бестужев-Марлинский А. Дагестан в русской литературе. — Махачкала, 1960. С. 82.

2. Бестужев-Марлинский А. Мулла-Нур // Учебная хрестоматия по КТНД для 10—11 кл. — М.: Ассоциация авт. и изд. «Тандем». Изд. «Гном— Пресс», 1998. С. 46.

3. Бестужев-Марлинский А. Соч. — М.: Политиздат, 1958. т. I, С. 72.

4. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат. - Махачкала, 1960, С. 3.

5. Далгат У.Б. Л.Н. Толстой и Дагестан. - Махачкала. С. 30.

Literatura:

1. Bestuzhev-Marly A. Dagestan in the Russian literature. - Makhachkala, 1960. 82 p.

2. Bestuzhev-Marly A. Mulla-Hyp // Educational Readings on KTND to 10-11. - M .: Association of Authors. and ed. "Tandem". Ed. "Gnome Press", 1998, p 46.

3. Bestuzhev-Marly A. Vol. - M .: Politizdat, 1958. vol. I, p 72.

4. Leo Tolstoy Hadji Murad. - Makhachkala, 1960, S. 3.

5. Dalgat UB LN Tolstoy and Dagestan. - Makhachkala. S. 30.

ИЗМЕНЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX веков ПОД ВЛИЯНИЕМ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Ахмедова Д. У. кандидат исторических наук, доцент. Филиал ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

в г. Дербенте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.