ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 881
ББК 83,3 (2Рос=Рус)
Андреева Елена Борисовна
йспирант
kафедра истории русской литературы и фольклора Курганский государственный университет г.Курган Andreeva Elena Borisovna Post-graduate
Department of History of Russian Literature and Folklore Kurgan State University Kurgan [email protected] Кавказская повесть в русле русской литературы ХГХ-начала ХХ веков Caucasian story in Russian literature of the 19th and the beginning of the 20th
century
В данной статье говорится об особенностях жанра кавказской повести. Многие писатели обращались к этому жанру, например, Толстой, Бестужев-Марлинский, Лермонтов, Радожицкий и другие. Сформировался этот жанр в первой четверти ХГХ века и развивается до сих пор. Кавказскую повесть условно можно систематизировать на романтическую и реалистическую. В статье автор рассматривает отличительные черты жанра кавказской повести.
In the article it is told about the main characteristics in the genre of the Caucasian story. A lot of writers used this genre, for example Tolstoi, Bestuzhev-Marlinski, Lermontov, Radozhitski and others. This genre was formed in the first quarter of the 19th century and it was developing as yet. Provisionally we can classify the Caucasian story into romantic and realistic. In this article the author tells about the distinctive characteristics of the Caucasian story.
Ключевые слова: кавказская повесть, жанр, мотив, поэма, романтизм, реализм, образ, эстетика, структура, персонаж, автор.
Key words: the Caucuses Story, genre, cause, poem, romanticism, realism, image, esthetics, structure, hero, author.
Кавказская повесть посвящена Кавказу, его обитателям, их обычаям и
описанию сложных взаимоотношений между русскими и горцами. Часто в основе сюжета лежит столкновение сильных характеров, непреодолимых обстоятельств и глубоких чувств.
Главные герои находятся перед сложной дилеммой, например в повести А.А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» герой вынужден предать лучшего друга, принести его голову в качестве калыма в надежде, что за него выдадут горячо любимую им девушку(1; е.260).
Кавказскую повесть условно можно систематизировать на романтическую и реалистическую. К романтической ветви кавказской повести относятся такие произведения как: А.А.Бестужев-Марлинский «Аммалат-бек», «Мулла-Нур», М.Ю.Лермонтов «Бэла». К реалистичной ветви повестей относятся повести малоизвестного писателя И.Т.Радожицкого «Кыз-Брун», «Казаки», «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат» Толстого, «Два года, бывшие в плену у черкесов» И.Клингера.
Романтическая ветвь повестей противопоставляет экзотику Кавказа обыденной жизни (9; е.270). Это было особенностью взгляда на мир романтиков, у которых двоемирие превращалось в необходимую эстетическую категорию. И под романтическим углом зрения Кавказ начинает приобретать свои особые характеристики. Это чудесная страна, экзотичная. Прежде всего, это прекрасный край. Такую идеализацию довольно сильно критиковали многие произведения того периода. А это только подтверждает влияние данной характеристики. Свобода стала еще одним главным атрибутом народов Кавказа. Многих восхищали горские народы, которые постоянно воевали, пытаясь отстаивать свою свободу и независимость. Т.е. Кавказская война представлялась как событие, возможное именно в этот диком уголке земли, как явление, неотъемлемое от этого сурового края. Интересно, что в свете романтизма война становится ценностью, которая необходима для обеспечения свободы. А свобода очень важна для романтиков.
Т.е. этим и объясняются симпатии романтиков к кавказским народам, их восхищала личность, которая борется за свою свободу и даже готова ради нее умереть. Такое идеализированное представление о кавказских народах соседствовало и с вполне реальным представлением о них. Однако объективное пред-
ставление о кавказцах не препятствовало восхищению перед их стремлением к свободе (5; с.40).
Многие русские писатели сочувствовали горцам, которые не хотели принимать русскую экспансию. Интересно заметить, что почти все писатели в своих творениях давали высказаться своим героям-кавказцам. Это говорит о том, что они стремились понять их менталитет, их нравы и образ мыслей. Итак, основная проблема, вокруг которой строится кавказская повесть - взаимоотношения русских и горцев, непохожесть обычаев и культур.
Часто присутствует любовная интрига, являющаяся центром развития сюжета. Действие протекает в горном ауле, при этом фоном становится русско-кавказская война. В центре событий находится романтический образ кавказца, этическим ядром которого становятся доминанты свободы, чести, достоинства и благородства разбойника.
Человеческие отношения на Кавказе, понимание смысла жизни, хозяйственные занятия, манера одеваться - все это проникнуто доминантами свободы и собственного достоинства. Подлинно мужским занятием считается война, набеги на вражеские отряды.
Т.е. именно в этих набегах мужчина мог себя прославить, поднять свой престиж. Горец стремился не столько захватить чужое добро, сколько повысить свой социальный статус.
Такие понятия как лень, нищета, вероломство выступают в ином качестве. Если человек ничего не делает - то он обдумывает свои рискованные замыслы, нищета становится свободой от роскоши и меркантильности, а вероломство заставляет жить в постоянном напряжении. Такое постоянное напряжение и не позволяет жизни стать обычной, скучной и рутинной.
Т.е. можно говорить о том, что существовало два взгляда на кавказцев: трезвый и идеализированный, затуманенный представлением о величии этого сурового края.
Близок к образу кавказца образ казака. Интересно заметить, что существовала определенная дистанция между казаком и русским, точнее русским мужиком (3; с.200). И образ казака был близок к образу горца. Особенно наглядно это можно увидеть в описании Лукашки в повести Л.Н.Толстого «Казаки».
Именно в образе Лукашки мы видим удивительный сплав души русского человека и этоса горца, с его неизменным законом чести и достоинства. И закон этот воплощается в каждом поступке, во всем поведении человека.
Чтобы понять менталитет и особенности мировоззрения кавказского народа, необходимо понимать его культуру. И эта культура - культура чисто мужского доминирования, с ясно выраженной иерархией и разделением ролей на «мужские» и «женские».
В основе большинства кавказских повестей следующий набор событий: русский попадает на Кавказ и наблюдает удивительную жизнь горцев. Русский человек мечтает проверить себя Кавказом, он хочет что-то изменить свою жизнь, хочет приключений. Кавказ как бы является соблазном свободы, где все ценности неизменны и существуют, казалось бы, еще с основания мира, это красота, достоинство, честь.
Главным героем повести обычно является горец, который может быть разбойником, одиноким всадником, свободным охотником, другом или врагом. Его смутные очертания заставляют напрягать всю свою сущность, и человек становится тем, кто он есть на самом деле. Иногда же и кавказец может оказаться среди русских, если говорить о повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».
Подобное строение сюжета мы можем наблюдать и в повести А.А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Т.е. главный герой повести теряет связь со своей средой, он перестает быть цельным, что и заканчивается в финале его гибелью (8; с.70).
Вообще для кавказской повести характерен несчастливый финал. Отличительной особенностью является то, что даже положительней герой при столкновении с непреодолимыми обстоятельствами, людским коварством и ве-
роломством, в конце концов, становится таким же. При этом необходимо учитывать, что каждый писатель имеет свою манеру повествования, поэтому говорить о кавказской повести можно только в общих чертах. Каждое конкретное произведение имеет свою специфику.
К реалистической ветви кавказских повестей можно отнести такие произведения как «Казаки» Л.Н.Толстого, «Кыз-Брун» И.Т.Радожицкого, И.Клингера «Два года, бывшие в плену у черкесов».
Интересна кавказская повесть Л.Н.Толстого «Казаки». Кажется, в повести место полностью принадлежит традиционной романтической экспозиции. Герой уезжает из чужой ему среды и уезжает на Кавказ в стремлении понять самого себя. Он в смятении, его охватывает неопределенное желание свободы. Подобно многим другим литературным персонажам, Оленин именно на Кавказе пытается найти ответы на вопросы, которые его мучают. Перед ним высятся снежные вершины огромных гор, расстилается безбрежная синева неба, т.е. чудесная природа пленяет Оленина.
На протяжении первых трех глав Толстой описывает душевные переживания Оленина, его неудовлетворенность своей жизнью. Но во всех остальных главах Толстой будто забывает про Оленина и начинает описывать жизнь гре-бенских казаков. Он полностью сосредотачивает внимание на их жизни, занятиях, традициях, обычаях, культуре, праздниках, речи и даже одежде.
т
Толстой подчеркивает органичность и спаянность их жизни, ее неотчужден-ность. И одновременно у каждого человека присутствуют такие понятия как свобода, независимость, вольность. Каждый казак неотделим от общественной жизни, но и в то же время индивидуализирован. Интересен образ служивого казака Лукашки, за свою удаль названный Урваном. Этот молодой человек, необыкновенно мужественен, храбр и с другой стороны чуток и способен на сопереживание, и даже страдание.
Образ молодой казачки Марьяны глубок и проникнут редким обаянием. Она красива, трудолюбива, имеет большое чувство собственного достоинства. Эта девушка умеет любить также сильно, как и ненавидеть.
Одним из главных героев является старый казак дядя Ерошка. Он становится другом Оленина. Именно в этом общении мы видим, насколько они противоположны, и противоположны эти миры, которых олицетворяют Оленин и дядя Ерошка. Старый казак подобен старому дубу, цельному куску скалы. Он добр, испытывает сострадание к любому живому существу, даже к бабочке. Жизнь старого казака неразрывно связана с народом и с природой.
Далее в повести Толстой пытается вписать Оленина в обстановку, в жизнь этого сурового края. Но Оленин навсегда так и остался чужим этому миру, каким и был до приезда на Кавказ.
В конце концов, от Оленина отворачиваются все жители станицы. Молодому человеку ясно, что здесь он никогда не найдет свое место. Он уезжает. А жизнь казаков продолжается. Они заняты своими делами, в которых нет места чужестранцу.
В этой повести Толстой показывает, что романтическая линия сюжета никогда не сможет стать реалистически направленной. Он говорит о том, что романтическая линия фальшива, даже ущербна.
В произведениях, которые существовали до этой повести Толстого, авторы симпатизировали романтическим беглецам и стремились вызвать симпатию и в читателе. Благодаря их нравственным качествам, смелым поступкам, возвышенным отношениям с любимой читатель начинает симпатизировать герою, сопереживать ему.
Оленин, настроенный романтически, не в состоянии выдержать проверки новой жизнью. Гребенские казаки заняты общественной жизнью, они открыты внешнему миру. Оленин постоянно переживает, занимается только тем, что хочет, т.е. он отрывается от окружающей действительности.
Его романтическая попытка обрести свободу на Кавказе, побег от обыденной жизни выглядит неубедительно. Оленин выглядит смешным, слабым, трусливым. Он не обретает ни доверия казаков, ни любви Марьяны. Его высокие переживания выглядят просто фарсом. Писателю не симпатична его фигура, не вызывает она симпатию и у читателя.
Таким образом, мы приходим к закономерному выводу, что писатель предпочитает реалистический принцип изображения действительности.
Интересно, что неисчерпаемый интерес писателей к теме Кавказа остается неизменным не только в XIX веке, но и в ХХ и даже XXI веке. Это даёт все основания утверждать, что это не временное явление, а обязательное и индикативное. Эта тема популярна и присутствует как в массовой литературе, так и в элитарной, как в романтических произведениях, так и в реалистических.
Библиографический список
1.Бестужев-Марлинский А.А. Полн. собрание соч. в 2 томах. Спб., 1990г., с.250-270.
2.Бонди С.М. Комментарий: А.С.Пушкин. Кавказский пленник. М., 1930г., с.50-100.
3. Гасанова З.И. Кавказский горский менталитет в изображении русской литературы XIX века. Махачкала, 2005, с.200-240.
4.Лотман Ю.М. Пути развития русской прозы 1800-1810 г. Спб., 1997г., с.255-274.
5.Мейлах Б.М. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Спб., 1973г., с.30-100.
6.Сурков Е.А. Русская историческая повесть первой трети XIX века. Кемерово, 1991г., 165-187.
7.Чайка Л. А. Жанровое и композиционное своеобразие очерков А.А.Бестужева-Марлинского о Кавказе//Известия Российского государственного университета им. Герцена. М., 2007г., с.45-64.
8.Эмирова Л.А. Кавказская проза А.А.Бестужева-Марлинского. Махачкала, 2002г., с.57-86.
9.Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм XIX века и национальные культуры. М., 1990г., с.160-173.
Bibliography
1.Bestuzhev Marly - A.A. Full . Sobr. 2 vols . SPB . , 1990. , P.250 -270 .
2.Bondi S.M. Comment: Pushkin . Prisoner of the Caucasus . M. , 1930. , P.50 -
3 . Hasanov Z.I. Caucasian highland mentality in the image of Russian literature of the nineteenth century . Makhachkala , 2005, p.200 -240 .
4.Lotman Y.M .Ways of development of Russian prose 1800-1810 , the SPB . , 1997 . , S.255 -274 .
5.Meylah B.M. Russian novel of the nineteenth century . History and problems of the genre. SPB . , 1973. , P.30 -100.
6.Surkov E.A. Russian historical story of the first third of the nineteenth century. Kemerovo, 1991 . , 165-187 .
7.Chayka L.A. Genre and compositional originality essays A.A.Bestuzheva -Marly of the Caucasus / / Proceedings of the Russian State University. Herzen. M. , 2007 . , P.45 -64 .
8.Emirova L.A. Caucasian prose A.A.Bestuzheva - Marly . Makhachkala, 2002. , P.57- 86.
9.Yusufov R.F. Russian romanticism of the nineteenth century and the national culture. M. , 1990. , P.160 -173 .