Научная статья на тему 'Традиционная система ценностей в современной китайской культуре'

Традиционная система ценностей в современной китайской культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3243
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUES / SYSTEM OF VALUES / CHINA / CHINESE CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митькина Светлана Андреевна

В статье анализируется традиционная система ценностей, которая функционирует в современной китайской культуре. Текст доклада автора на Всероссийской научной конференции «Культура между Логосом и Мифом: к проблеме бессознательного (к 80-летию А. Э. Воскобойникова)», которая прошла в Московском гуманитарном университете 26-27 октября 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional System of Values in Modern Chinese Culture

The paper analyses the traditional system of values that functions in modern Chinese culture. The text of the author’s speech at the All-Russian Scientific Conference “Culture between Logos and Myth: on the Issue of the Unconscious (dedicated to the 80th anniversary of A. E. Voskoboynikov)”, which was held at Moscow University for the Humanities on 26-27 October 2017.

Текст научной работы на тему «Традиционная система ценностей в современной китайской культуре»

DOI: 10.17805/trudy.2018.2.9

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

С. А. Митькина

Московский гуманитарный университет;

Всероссийская академия внешней торговли

Аннотация: В статье анализируется традиционная система ценностей, которая функционирует в современной китайской культуре.

Текст доклада автора на Всероссийской научной конференции «Культура между Логосом и Мифом: к проблеме бессознательного (к 80-летию А. Э. Воскобойникова)», которая прошла в Московском гуманитарном университете 26-27 октября 2017 года.

Ключевые слова: ценности; система ценностей; Китай; китайская культура

TRADITIONAL SYSTEM OF VALUES IN MODERN CHINESE CULTURE

S. A. Mitkina

Moscow University for the Humanities; Russian Foreign Trade Academy

Аннотация: The paper analyses the traditional system of values that functions in modern Chinese culture.

The text of the author's speech at the All-Russian Scientific Conference "Culture between Logos and Myth: on the Issue of the Unconscious (dedicated to the 80th anniversary of A. E. Voskoboynikov)", which was held at Moscow University for the Humanities on 26-27 October 2017.

Ключевые слова: values; system of values; China; Chinese culture

Единственный смысл человеческого существования в том, чтобы зажечь свет во тьме примитивного бытия. Наверное, можно предположить, что мы во власти бессознательного в той же степени, в какой само оно — во власти нашего сознания (Юнг, 1994:321).

Человек в современном прогрессивном обществе, как правило, гордится своим высоким уровнем сознания и, как следствие, социальной значимостью. Однако может ли современный человек в полной мере считать себя

100

господином собственной судьбы? Совершая поступки, принимая важные (или даже повседневные) решения, руководствуемся ли мы исключительно своим осознанным рациональным выбором и свободной волей? Ведь то, что человек считает правильным, по сути, является не чем иным, как принятым в данном обществе клише. Все, что не подпадает под эти клише, исключается из социального сознания и остается в бессознательном.

Однако не каждый из нас с готовностью признает, что действует зачастую неосознанно, всецело отдаваясь таящимся внутри бессознательным силам. «Бессознательное — это специфическая фундаментальная форма ценностно-мотивационной, познавательной и побудительно-волевой активности человека (и социальных групп), имеющая самые многообразные проявления, собственный способ выражения, не находящаяся под непосредственным контролем сознания и связанная с особым характером поведения и деятельности» (Воскобойников, 2012: 123). Человеческое бессознательное невозможно рассмотреть вне связи с культурой социума: ее многоликие формы и символизм, по сути, являются источниками бессознательных первооснов души.

Изначально латинское слово «colere», т. е. культура использовалось только для обозначения обработки человеком почвы. С того момента минуло более двух тысяч лет. Ведь уже в 1 тысячелетии до нашей эры понятие «культура» стало применяться к человеку, его деятельности. Оно стало основной характеристикой воспитания, образования, духовной составляющей человека. Так, являясь определением высокоразвитого достойного человека, понятие «культура» постепенно распространилось и на все человеческое общество. Под социальным определением слова «культура» подразумевается, прежде всего, противоположный естественному спонтанному «животному» поведению человека порядок вещей. Иными словами, культура социума подразумевает под собой систему регуляторов поведения индивидов. Подобными регулятивными элементами культуры на всех этапах эволюции и развития человеческого общества выступали этические нормы, согласно которым в социуме формировалась мораль, правила поведения и ценностные ориентиры. Это показатели духовного, интеллектуального, эстетического развития человека и общества, граница между миром необузданной природы и миром, созданным людьми. «Культура есть оптимальный для данного времени способ регуляции человеческой натуры и группового эгоизма, иными словами, в ней заключается потенция эволюции людей к более высокой организации и более высокой ответственности» (Горелов, Горелова, 2015: 31).

Как совокупность всех видов преобразовательной деятельности, происходящей в человеческом обществе, культура, также является и результатом

этой деятельности. «Это наиболее общая форма коллективного взаимодействия людей, инструмент его стихийного и сознательного упорядочивания» (Флиер, 2011: 141). Иными словами, культура закладывает определенную программу поведения у обитателей социума. При этом, ее реальное отличие от программ других живых существ, имеющих социальное сознание, заключается в том, что она является самосовершенствующейся программой. Она не только отражает наиболее возвышенные стороны человеческой деятельности и утверждает истинно человеческое в человеке, но и является главным оружием человека против упадка и деградации.

Как уже упомяналось выше, основным показателем уровня культуры в обществе являются ценностные ориентиры его обитателей. «В общем пространстве духовной культуры на всех этапах ее эволюции присутствуют ценности и идеалы, которые регламентируют социальное поведение человека» (Горелов, Горелова, 2015: 31). Они с древних времен, пусть и не всегда осознанно, использовались людьми в их повседневной жизни. То есть, ценность — это своеобразный императив, которому человек следует, совершая те или иные поступки. Наличие общих ценностей объединяет людей. Таким образом, ценности могут представлять собой идеалы, предпочтения, духовно-культурные ориентиры социальной группы, общества, нации, человечества в целом. «Человек созидает себя, преодолевая искушения властью, богатством, славой, похотливыми соблазнами. Но особенно важно — ради каких высших ценностей он это совершает, какими смыслами одухотворяет свои поступки» (Воскобойников, 2016: Электр. ресурс).

Интересно, что человек еще с античных времен рассматривался как высшее мерило и источник ценностей. Ярким примером может служить известное суждение видного представителя поздних софистов Протагора: «человек — мера всех вещей». В отрыве от человеческого восприятия понятие ценности урачивает свой смысл. Ценностные ориентации человека закладываются культурой общества, в котором он обитает. Так, ценности, создаваясь общественной культурой, находятся затем под ее охраной, таким образом различные культуры могут породить совершенно разный набор (а порой даже противоположный) ценностей.

Определенный набор ценностей социума может дать четкую характеристику и достаточно полную оценку его обитателей. В данной работе мы сосредоточимся на ценостных ориентирах современного китайского общества, попробуем отследить влияние процесса глобализации на традиционное мировосприятие китайцев.

Итак, человеческий социум — это живой организм, находящийся в непрерывном процессе изменений и метаморфоз. Результаты этого процесса особенно заметны сейчас, когда развитие мировых технологий преобрело

действительно стремительный характер. Каждый день появляется что-то новое, и мы постепенно забываем о старом.

Последнее, однако, с трудом применимо к китайской нации, ввиду незыблемой верности ее представителей многовековым традициям, особого почитания древности, традиционных духовных и культурных ценностей. Современный Китай продолжает развиваться по заложенным с древних времен конфуцианским принципам, т. к. на подсознательном уровне китайца прописано почитание древности и ее учителей.

Традиционная культура Китая — это, прежде всего, культура гармонии, согласия, единения. Ее основные принципы заключаются в стремлении поддержания всеобщего порядка, стабильности и мира. Мировоззрение современного китайского общества строилось под влиянием конфуцианства, где высшей ценностью считается человеколюбие, или, если более по-китайски, гуманность. На его основе должны выстраиваться принципы управления, взаимодействия, общения. Представление о гуманности у человека Востока и Запада настолько не похожи, что на первый взгляд даже кажутся противоположными. То, что конфуцианство считает гуманным, современное западное общество может рассматривать как ущемление человеческих прав, что вовсе не удивительно, ведь с точки зрения конфуцианства интересы общества должны ставиться превыше собственных. Благородный муж (цзюнь цзы), т. е. абсолютный идеал человека в государстве, умеет контролировать свои эгоистические порывы, процветание социума для него важнее, чем собственный успех. Таким образом, предполагается отказ от удовлетворения своих интересов в угоду общественного процветания, а не это ли пресловутое европейское «ущемление интересов личности».

Важную роль в китайском современном обществе играет и традиционное понятие ритуала, т. е. соблюдение таких важных общественных норм, как сыновья почтительность, уважение власти, этикет и т. д. Все это также серьезно дисциплинирует современное китайское общетво. Таким образом, путем строгого, порой даже аскетического воспитания, самоконтроля, соблюдения необходимых ритуалов, китаец должен учиться жить в соответствии с правилами традиционной морали.

Подобные конфуцианские принципы как нельзя лучше «работают» в современных условиях глобализации, поскольку данное учение открыто к внешнему воздействию, оно охотно впитывает западные представления об устройстве мира, его историческом развитии или рыночных методах управления. И чем очевиднее становится внешнее влияние на традиционные китайские реалии со стороны европейской цивилизации, тем сильнее оказывается консолидация социальных сил на основе традиционных ценностей китайской культуры. Результатом подобного проникновения внеш-

них культур в традиционный уклад китайского строя стали реальные достижения в области экономики, образвания, культуры, которые Китай в XXI веке демонстрирует всему миру. На настоящий момент его можно назвать лидером мирового развития.

Эти успехи можно объяснить только тем, что китайская цивилизация, признавая необходимость следования мировым законам экономики, остается при этом верна своей традиционной базовой установке: в качестве абсолютной истины признаются законы высшей мудрости, изложенные в конфуцианском учении: «Государь обращается с подданными в соответствии с ритуалом, а подданные служат государю, основываясь на преданности» (Конфуций, 2015: 3-19). Возможно, именно эта иерархичность китайской модели управления, которая активно поддерживается правительством по сей день, способствовала китайскому «экономическому чуду». Главное оружие китайского правительства на пути к становлению крупнейшей мировой державой — дисциплинированность рабочей силы, готовность простых китайцев безропотно сносить лишения и исполнять приказы. Конфуцианские основы поведения подданных в государстве стали сегодня факторами, обеспечивающими политическую стабильность и высокую производственную дисциплину. Таким образом, конфуцианство для китайского общества не просто скучная научная теория или устаревшее философское учение, а «компендиум вечных универсальных истин, которые верны во всех обстоятельствах и при всех общественных режимах. ... оно воспитывает людей в духе высоких нравственных идеалов, делает их нравственно совершенными, осознающими свое общественное предназначение, свой профессиональный и семейный долг» (Ицзин ... , 1993: 39).

Осознавая невозможность противостоять процессу проникновения западных веяний и связанного с ними образа мышления, Китай все же идет по самостоятельному пути развития. Следуя своей глубокой духовной традиции, культура Китая остается уникальной. Она с удовольствием впитывает прогрессивные мировые идеи, реализуя их у себя в своих сугубо китайских формах (с упором на китайскую специфику), которые, в свою очередь, привносят новизну и оригинальность в мировую культуру. Таким образом, китайская культура обладает выдающейся способностью придавать уже известным идеям новые оригинальные формы, приспосабливая их к своей среде.

Эти главные принципы взаимодействия конфуцианского учения с новыми веяниями современности определили специфику китайского мировоззрения как уникального гармонично развитого комплекса идей. Расхождения во взглядах и мнениях здесь не только не исключаются, но рассматриваются как основа для выработки мирных методов разрешения конфликтов и противоречий.

А противоречий на сегодняшний день в китайском обществе существует немало. Китай уже много лет по праву считается «страной контрастов», которые в ходе стремительного прогресса страны в экономическом плане, усиливаются изо дня в день. Серьезная конфронтация вездесущего европейского культа личности с традиционным китайским самопожертвовнием в угоду государства, громадная экономическая пропасть между богатыми и бедными слоями населения, светлая надежда на будущее и при этом животрепещущий страх быть растоптанными жесточайшей конкуренцией, в условиях которой не позволительно и малейшее промедление или ошибка, — вот основные противоречия, с которыми так или иначе приходится взаимодействовать молодым обитателям китайского социума.

Молодые китайцы хотят быть частью мира. Если издревна в складе ума жителей Поднебесной явно прослеживалась идея национального превосходства над иностранцами, то революция, падение железного занавеса и возможность сравнения себя с европейцами коренным образом изменила высокое самомнение китайцев. Мысль о собственной отсталости, никчемности и невозможности быстро подняться с колен отрезвила самосознание китайцев. В современном Китае молодые люди в условиях жесточайшей конкуренции трудятся изо всех сил, используя все возможности для получения образования, конечно же, в первую очередь ради повышения собственного уровня жизни. Но идея возвышения престижа родной страны в глазах жителей европейского общества, возможность считать себя равными им по уровню материального и морального развития осознанно или бессознательно овладела среднестатистическим молодым китайцем.

Однако, как показывают социологические исследования, в том числе и анкетирование, проведенное в 2015 г. автором данной статьи, в плане духовного развития жители европейского общества могут сильно уступать китайцам. Респондентам предлагалось назвать высшие для себя ценности, среди китайских опрошенных не оказалось ни одного человека, кто бы выделил какую-либо материальную ценность. Высшими моральными ценностями для китайских респондентов оказались общественные ценности, что ясно говорит о том, что главные постулаты конфуцианской морали все еще повсеместно царствуют в китайском обществе, при чем не только среди более возрастного его населения, но и у молодой части.

Таким образом, Китай достойно ответил на вызов, брошенный временем, реализовав сложнейшие задачи в экономической и социальной сфере и достигнув уровня крупнейших мировых держав. Значительную роль в этом процессе сыграло гармоничное сочетание национальных ценностей традиционной китайской культуры, особенно ценностей конфуцианства, с приоритетными достижениями мировой экономики и культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воскобойников, А. Э. (2016) Смысл жизни как высшая ценность человека [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2016/6/ Voskoboinikov_Meaning-of-Life/ (дата обращения 14.11.2017).

Воскобойников, А. Э. (2012) Бессознательное и сознательное в уединении и на миру // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 119-125.

Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2015) Эволюция и смысл культуры. М.: Летний сад.

Конфуций (2015) Суждения и беседы («Лунь юй») / пер. с кит. П. С. Попов. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус.

Ицзин: китайская классическая книга перемен (1993) / сост., пер. с кит. Ю.К. Шуцкий. М. : Русское книгоиздательское товарищество.

Флиер, А. Я. (2011) Культурология 20-11. Авторский сборник эссе и статей. М.: Согласие.

Юнг, К. Г. (1994) Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев.

Дата поступления: 12.12.2017 г.

Митькина Светлана Андреевна — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета; старший преподаватель кафедры восточных языков Всероссийской академии внешней торговли. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р филос. наук, проф. А. Э. Воскобойников.

Mit'kina Svetlana Andreevna, Postgraduate Student, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities; Senior Lecturer, Department of Oriental Languages, Russian Academy of Foreign Trade. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-56-11. E-mail: [email protected]. Research advisor: Doctor of Philosophy, Professor A. E. Voskoboinikov.

Для цитирования:

Митькина С. А. Традиционная система ценностей в современной китайской культуре [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. №2. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/ article/view/696 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2018.2.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.