Научная статья на тему 'Образ моральных ценностей у китайцев'

Образ моральных ценностей у китайцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2864
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КИТАЙЦЕВ / MORALS / VIEW OF CHINESE MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжу Жуйшуан

В данной статье представлено подробное описание и анализ образа моральных ценностей китайцев. Под моральными ценностями подразумеваются основные взгляды и мнения индивида относительно собственного и чужого поведения, моральных качеств и различных социальных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Character of Chinese ethical value

This article detailedly introduces the character of Chinese ethical value, and analyzes the reasons. It is the standard for individuals to judge whether the behavior and quality of themselves and others and all kinds of social phenomenon is ethically valuable.

Текст научной работы на тему «Образ моральных ценностей у китайцев»

УДК 81'23

образ моральных ценностей у китаицев

Чжу Жуйшуан

Аспирант, ИЯз РАН 125009, Москва, Б. Кисловский пер. 1, e-mail: kaixinzhrsh@hotmail.com

В данной статье представлено подробное описание и анализ образа моральных ценностей китайцев. Под моральными ценностями подразумеваются основные взгляды и мнения индивида относительно собственного и чужого поведения, моральных качеств и различных социальных явлений.

Ключевые слова: мораль, моральные ценности китайцев.

Китай является древней цивилизацией свыдающейся традиционной культурой, оказавшей сильнейшее влияние на образ мышления и нормы поведения китайской нации. Основным элементом традиционной китайской культурыявляется конфуцианство, оказавшее влияние на способ мышления, поведение, моральные ценности и формирование личности каждого китайца. В основе традиционной китайской этики лежит семья, ценности которой, в свою очередь, основаны на конфуцианской культуре. Следовательно, все общественные организации основаны насемейных ценностях. Межличностные отношения так же являются производными семейных отношений, в результате чего в центре моральных ценностей так же лежит семья.

Китайская нация за длительный период своего развития сформировала свою традиционную мораль и ценности. Мораль не только содержит в себе особые нормы и порядок действий, но и опирается на высокую степень развития человеческого сознания, совести и убеждений, является продуктом человеческой истории. Система моральных ценностей оказывает влияние на общее понимание и основную оценку индивидуального и коллективного поведения, моральных качеств личности и одновременно служит для нее моделью поведения.

1. Мораль

Особое значение в истории китайской культуры имеет концепция Дао дэ. Лао Дзы говорит: Дао даёт им появиться, Дэ взращивает их, отрешение от мыслей дает им вырасти, внешние условия позволяют им добиться успехов. Поэтому всё сущее без исключения почитает Дао и добродетель 2008: 206]. Здесь

Дао - это истина, которая имеет место на протяжении всей жизни всех живых существ. Иероглиф Дэ впервые появился в период Династии Шан, вплоть до Западной Джоу, и только тогда стал обозначать важность нормы Дао дэ. Ло Годзе считает: Дао дэ есть как раз специфика жизни социума, предопределенная экономическими отношениями, зависит от внутренних убеждений человека и способов сохранения особенностей общества, одновременно на основе представления о добре и зле приводятся оценочные принципиальные нормы, совокупность психологического сознания и поведения [^ 1982]. Вэй Инмин, с одной стороны, считает, что так называемое Дао дэ - это система норм отношений между человеком и природой,

между совершенной индивидуальностью и человеком, который приспосабливается к другому человеку, между поступками и эмоциями, между понимаем о фальше и истине, справедливости и своекорыстии и др. Вместе с тем зависит от общественного мнения и честности руководства [Ш 1990: 27].

Концепция Дао дэ имеет большое влияниена китайское традиционноесозна-ние, Дао дэ стало критерием баланса добра и зла, истины и лжи в разных сферах жизни общества.

Дао в философии обозначает принципы и закономерности изменения явлений. Люди знали, что они сначала постигали само Дао, совершенствали свой уровень Дао, одновременно беспрерывно его распространяли, таким образом, давая людям прочувствовать и осознать Дао 1991].

Согласно конфуцианской школе Дао - это стратегия управления государством и забота о благе народа, наивысшие политические идеалы, основные принципы человеческой жизни, концентрации власти, моральных принципов, понимание Дао дэ как единство сущностей. Есть множество различных концепций Дао дэ, однако, самое важное это то, что в основе основ Дао Дэ является первопричиной. Конфуцианская школа считает, что Дэ это конкретный образ в виде Дао, а также это понимание Дао как прагматически, так и опытным путем. В конфуцианском понимании отношение Дао и Дэ по сути является отношениями между субстанцией и акциденцией, Дао как основа Дэ, то есть Тело, Дэ есть воплощение Дао. Конфуцианское Дэ обычно определяется как Дао - осмысление, осуществление на практике. Это воплощение в конкретной форме в образе Дао. Дао - это основа Дэ, его Тело, Дэ - это все, что достигнуто Дао, это проявление Дао [М 2011: 10].

2. Моральные ценности

Система ценностей содержит много элементов, из которых наиболее важным является мораль. Будучи ядром системы человеческих ценностей, моральная составляющая с каждым днем приобретает все большее значение. Моральные ценности возникают из нравственных ощущений человека, стремящегося к единству добра и красоты, и являются определяющим внутренним принципом отношений человека с природой, другими людьми и сами собой. Моральные ценности соотносятся с конкретной эпохой, обладают устойчивостью, а также множеством особенностей, вызванных различиями культурных типов и индивидуальных особенностей. В нравственной жизни человека моральные ценности выполняют такие функции, как «руководство», «стандарт», «преодоление» и «идентичность».

2.1. в философии

Моральные ценности являются понятием в философии и в целом представляет собой набор положительных качеств, высоконравственного поведения, высоких моральных качеств и благородных моральных идеалов, формирующих духовные ценности. В общественной жизни зачастую каждый человек сознательно или бессознательно оценивает свое и чужое поведение с точки зрения своей системы ценностей.

Китайцы считают, что только самосовершенствованием и культивированием духа можно добиться блага, основанного на морали. Основной принцип: сначала справедливость, затем - благо. В основе китайских традиционных ценностей лежит мораль. Древняя этика является ведущей отраслью в науке, и другие дисциплины

часто используют ее в качестве исходной точки и завершения. Политика как наука сводится к различию между низким и высоконравственным человеком, естественные науки приобрели этическую окраску. Цай Юаньпэй рассматривал этику как «единственную развитую в Китае науку». Мораль является «университетом», тогда как технология - «малым учением» или даже «низкой наукой», которую вместе с астрономией, математикой, географией, гидротехникой и агрономией презирает благочестивый человек. Ло Су показывает, что Китай обладает очень развитой идеологией,в которой нравственные качества важнее детального научного знания

В основе китайской традиционной концепции отсутствует стремление к выгоде, человек рассматривается в качестве нравственного существа, а добро и зло - в качестве естественной природы человека. Главной особенностью человека считается умение различать добро и зло. Добродетель и корысть противоположны друг другу. Для того, чтобы сохранить добродетель, необходимо подавить низменное желание наживы пониманием того, что справедливость всегда важнее прибыли. Китайские традиционные ценности если и включают благополучие (благо), то за ним непременно следуют нормы нравственности, которые за счет ограничения лишнего превращают его в моральное благосостояние.

Основные элементы китайской традиционной системы ценностей являются философскими, они подчеркивают коллективизм, стоявший у истоков китайского способа производства. Со времен династии Цинь люди находились под влиянием конфуцианства, в сознании формировалась система ценностей на основе «совершенствования и спокойствия» посредством таких устремлений к добродетели, как «три превосходных качества» (добродетель, мудрость, мужество), «четыре устоя» (приличие, справедливость, честность, стыд), «пять добродетелей» (добродетель, благопристойность, мудрость, честность и доверие), «восемь благ» (сыновняя почтительность, братство, верность, надежность, такт, справедливость, честность, стыд), в конечном итоге достигнув «совершенной мудрости и добродетели» и самосовершенствования. Через борьбу «справедливости и выгоды», «норм этики и человеческих страстей», «государственного-частного», «знания и действий» стремясь к конфуцианскому «единству человека с добродетелью» 2008: 241].

Добродетель, благопристойность, мудрость, честность и доверие лежат в основе китайских традиционных моральных ценностей, главными из них является добродетель и благопристойность 2007: 158]. Конфуцианская идея «гуманности» определяет отношения между людьми, «добродетель» является основной идеей Конфуция. Эта идея способствует взаимодействию, поддержке, любви и уважению между членами общества [Ш 2006: 70-71].

Согласно конфуцианским традиционным ценностям, человек должен быть до конца верен своей стране и почитать своих родителей. В основе самосовершенствования, соблюдения порядка в доме, управления государством, поддержания мира лежит семья, и все человеческие отношения делятся на отношения между правителем и подчиненными, родителями и детьми, стариками и молодежью, старшими и младшими братьями/сестрами, мужем и женой, друзьями в рамках семьи. При этом особое значение придается «почитанию» («^») и «преданности» («&»). «Почитание» восходит к религиозному ритуалу поклонения предкам. Утвержде-

[^ 1990].

ние, что «из всех моральных принципов самое важное - это почитание родителей» и «сыновняя почтительность — природа морали» позволяют глубже понять основные моральные принципы почитания, на которых основан механизм функционирования семьи и государства как одного организма. Считается, что у милосердных родителей почтительные дети, однако само понятие «милосердие» редко упоминается. Кроме конфуцианских моральных ценностей влияние на китайский народ оказали также даосизм и буддизм.

2.2. в жизни

Древние китайские мыслители считали: «Небо, земля, человек и предметы не являются независимыми, не представляют собой систему противоборствующих элементов, а являются единым неделимым целым. Они все находятся в потоке жизни или в ауре, наполненной жизненной энергией» [Й 2009]. Таким образом, люди не могут находиться вне среды обитания, окружающая среда является необходимым условием для выживания человека. Китайцы издавна придавали значение симбиотическим отношениям между человеком и окружающей средой, и поэтому эти отношения лежат в основе моральных ценностей китайцев. В связи с этим традиционная китайская культура во все отношения вкладывала именно этот смысл.

Жизнь китайцев зависела от аграрных условий, они редко переселялись и все радости и печали разделяли вместе. В условиях самодостаточного натурального хозяйства китайцы зависели от погодных условий и больше внимания уделяли гармонии между небом, землей и человеком.

Социальная надстройка оказывает сильное влияние на формирование моральных ценностей. В Китае правитель использует основные идеи конфуцианства в качестве руководящих принципов общественных моральных ценностей, теоретической основой авторитарного режима.

Конфуцианство ведет к распространению гуманности, развитию человеческого духа до степени «единства с землей и небом», слиянию, при котором каждый элемент сохраняет свою природу и находится на своем месте. Конфуцианское отношение к природному единству подразумевает любовью к порядку, умеренности, стремление к «единству природы и человека».

Китайский буддизм содержит в себе глубокую этическую составляющую, китайские моральные ценности подверглись его сильному влиянию, в буддийских священных сводах большое место уделяется отношениями между человеком и природой. Под влиянием китайских традиционных моральных ценностей отношения древних китайцев с природой отличались относительной гармонией. «Сельский Китай» сохранил поэтичность в китайской истории.

Как мы видим, в китайской кульуре мораль является практическим способом существования человека в мире, является надстройкой и формой сознания. Исходя из этой точки зрения, мораль наделяла различные исторические периоды развития общества различным моральным обликом с соответствующей системой моральных ценностей. Таким образом, понятие морали служит для систематизации научного знания о нравственности и добродетели.

Таким образом, моральные ценности являются важной составляющей всей системы ценностей. Однажды сформировавшись, они оказывают непосредственное влияние на человека, управляют его моральными суждениями и оценками,

контролируют процесс выбора и реализации форм поведения, являются основой индивидуальной системой ценности.

литература

ШШШ. № Ш: Ш^Ш, 2008, 486.

2007, 381.

тяш. Фаи^шпм]. ш: жкх^жтп,2009, 343.

^ШЩ. ФНЛЙ^^Ж^Й, 1991, 264.

±М: лкжш±, 1982, 611.

±М: ШШ&, 1996, 207. Ш^Ш. 1990, 250.

МЛ. штшштмтшшшш—Ш^ШШ^ЙШ^Ж

Ш[Д]. 2011, 10(6): 10-15.

2006, 6: 75-77.

the character of chinese ethical values

Zhu Ruishuang

PhD, The Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences 125009, Moscow, Bolshoy Kislovskiy per. 1 e-mail: kaixinzhrsh@hotmail.com

This article gives a detailed exploration of the character of Chinese ethical values. Moral values are understood as basic attitudes of an individual towards own and alien behaviour, moral standarts and different social phenomena. Keywords: morality, Chinese moral values.

Chen G. Perevod «Lao Dzy» na sovremennyj jazyk [The translation of «Lao Zi» into modern language]. Beijing: Beijing commercial Publ., 2008. 486 p.

Go C. Duh kitajskogo konfucianstva [The spirit of Chinese Confucianism]. Shanghai: Fudan University, 2009. 343 p.

Gu C. Vvedenie v sravnenie kul'tury Kitaja s zapadom [Introduction to the comparison between Chinese and Western cultures]. Beijing: Beijing University, 2007. 381 p.

Jan' C. Moral'nye cennosti i ih vypolnenie cennostej «Dobrodetel', Blagopristojnost', Mudrost', Chestnost' i Vera» [Moral value and their performance values of «Benevolence, Righteousness, Propriety, Wisdom and Integrity»]. Vestnik Cicikarskogo universiteta [Journal of Qiqihar University], 2006. no. 6. pp. 75-77.

LiL. Filosofskaja aksiologija [Philosophical axiology]. Beijing: Renmin University of China, 1991. 264 p.

Lo G. Marksistskaja jetika [Marxist ethics]. Beijing: People's Publ., 1982. 611 p.

Lo S. Problema Kitaja: per. s angl. [The Problem of China]. Beijing: Eastern Publ., 1996. 207 p.

U G. Diskurs morali ponimanija konfucianstva s tochki zrenija sushhnosti i javlenija - opisanie cennostej jadra sovremennogo konfucianstva [Understanding of the moral discourse of Confucianism in terms of the nature and description - core values of the contemporary Confucianism]. Vestnik Czjannan'skogo universiteta [Journal of Jiangnan University], 2011. 10 (6). pp. 10-15.

Vjej I. Poznanie moral'nogo voprosa jetiki [Knowledge of the moral question of ethics]. Beijing: Beijing University, 1990. 250 p.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.