Научная статья на тему 'Традиционная одежда якутов XIX – начала ХХ вв.: природное сырье и новые материалы (количественный подход и анализ)'

Традиционная одежда якутов XIX – начала ХХ вв.: природное сырье и новые материалы (количественный подход и анализ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционный костюм якутов / материалы одежды / текстиль / меховые изделия / трансформация костюма / Yakut traditional costume / clothing materials / textiles / fur products / costume transformation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Айталина Родионовна

В статье рассматривается вопрос материального состава традиционной одежды якутов XIX – начала ХХ вв. Фокус направлен на материалы традиционного костюма, а также на применяемые методы количественного анализа, что является новизной данного исследования. С использованием этнографических и музейных источников рассматриваются количественные данные для интерпретации материалов, используемых в пошиве одежды изучаемого периода, и их соотношение между собой по гендерному, экономическому и хронологическому признакам. В рамках исследования были собраны следующие базы данных: «Традиционная наплечная одежда якутов XIX – начала XX вв. (по этнографическим и музейным материалам)», «Материалы головных уборов якутов XIX – начала XX вв. (по этнографическим и музейным материалам)». Часть данных задействована в исследовании – по 62 экземплярам верхней одежды использован предлагаемый подход. Результаты показали возможность проследить разницу в материалах костюма у мужчин и женщин, динамику роста доли текстиля на протяжении изучаемого периода и определить, какие материалы чаще используется в богато декорированных изделиях. Осуществлялся анализ этнографических данных. Такой этноисторический подход оказался достаточно информативным и, на взгляд автора, имеет потенциал для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Yakut Clothing of the 19th – Early 20th Centuries: Natural and New Materials (Quantitative Approach and Analysis)

The article deals with the issue of the material composition of the traditional clothes of the Yakuts of the 19th – early 20th centuries. The focus on the materials of the traditional costume, as well as the applied methods of quantitative analysis are the novelty of this study. Using of ethnographic and museum sources, quantitative data are analyzed, according to which the materials used in tailoring of the studied period and their correlation by gender, economic and chronological characteristics are interpreted. As part of the study, the databases “Traditional shoulder clothing of the Yakuts of the 19th – early 20th centuries (Based on ethnographic and museum materials were collected)”, “Materials of Yakut headdresses of the 19th – early 20th century (Based on ethnographic and museum materials). Part of the data is involved in the study: the proposed approach was tested on 62 items of outerwear. The results showed the ability to trace the difference in the materials of the costume for men and women, the dynamics of the growth in the share of textiles during the study period and determine what is more often used in richly decorated items. Ethnographic data were used in the analysis. Such an ethno-historical approach turned out to be quite informative and, in the author’s opinion, has further potential.

Текст научной работы на тему «Традиционная одежда якутов XIX – начала ХХ вв.: природное сырье и новые материалы (количественный подход и анализ)»

DOI: 10.25693/SVGV2023. 44.3.003 УДК 391(=512.157)"18/19"

Традиционная одежда якутов XIX - начала ХХ вв.: природное сырье и новые материалы (количественный подход и анализ)*

А.Р. Федорова © [X]

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН,

г. Якутск, Российская Федерация, aytap@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос материального состава традиционной одежды якутов XIX -начала ХХ вв. Фокус направлен на материалы традиционного костюма, а также на применяемые методы количественного анализа, что является новизной данного исследования. С использованием этнографических и музейных источников рассматриваются количественные данные для интерпретации материалов, используемых в пошиве одежды изучаемого периода, и их соотношение между собой по тендерному, экономическому и хронологическому признакам. В рамках исследования были собраны следующие базы данных: «Традиционная наплечная одежда якутов XIX - начала XX вв. (по этнографическим и музейным материалам)», «Материалы головных уборов якутов XIX - начала XX вв. (по этнографическим и музейным материалам)». Часть данных задействована в исследовании - по 62 экземплярам верхней одежды использован предлагаемый подход. Результаты показали возможность проследить разницу в материалах костюма у мужчин и женщин, динамику роста доли текстиля на протяжении изучаемого периода и определить, какие материалы чаще используется в богато декорированных изделиях. Осуществлялся анализ этнографических данных. Такой этноисторический подход оказался достаточно информативным и, на взгляд автора, имеет потенциал для дальнейших исследований.

Ключевые слова: традиционный костюм якутов, материалы одежды, текстиль, меховые изделия, трансформация костюма

Для цитирования: Федорова А.Р. Традиционная одежда якутов XIX - начала ХХ вв.: природное сырье и новые материалы (количественный подход и анализ) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. .№3(44). С. 31-46. DOI: 10.25693/SVGV.2023.44.3.003

Traditional Yakut Clothing of the 19th - Early 20th Centuries: Natural and New Materials (Quantitative Approach and Analysis)

A.R. Fedorova 0 [X]

IInstitute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russian Federation,

aytap@mail.ru

Abstract. The article deals with the issue of the material composition of the traditional clothes of the Yakuts of the 19th - early 20th centuries. The focus on the materials of the traditional costume, as well as the applied methods of quantitative analysis are the novelty of this study. Using of ethnographic and museum sources, quantitative data are analyzed, according to which the materials used in tailoring of the studied period and their correlation by gender, economic and chronological characteristics are interpreted. As part of the study, the databases "Traditional shoulder

Исследование выполнено с использованием научного оборудования ЦКП Федерального исследовательского центра Якутского научного центра СО РАН в рамках реализации мероприятий по гранту №13.ЦКП.21.0016.

© Федорова А.Р, 2023

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

clothing of the Yakuts of the 19th - early 20th centuries (Based on ethnographic and museum materials were collected)", "Materials of Yakut headdresses of the 19th - early 20th century (Based on ethnographic and museum materials). Part of the data is involved in the study: the proposed approach was tested on 62 items of outerwear. The results showed the ability to trace the difference in the materials of the costume for men and women, the dynamics of the growth in the share of textiles during the study period and determine what is more often used in richly decorated items. Ethnographic data were used in the analysis. Such an ethno-historical approach turned out to be quite informative and, in the author's opinion, has further potential.

Keywords: Yakut traditional costume, clothing materials, textiles, fur products, costume transformation

For citation: Fedorova A.R. Traditional Yakut clothing of the 19th - early 20th centuries: natural and new materials (quantitative approach and analysis). In: North-Eastern Journal of Humanities. 2023. №3 (44). Pp. 31-46. DOI: 10.25693/SVGV.2023.44.3.003 (In Russian)

I. Введение. В XIX веке на территории Якутии происходит процесс трансформации костюмного комплекса и его материалов. Менялся не только визуальный облик костюма - торговля, перемены в социуме, взаимопроникновение с другими культурами повлияли и на то, как якуты носили одежду и из чего ее изготавливали.

Трансформация якутского костюма, произошедшая с XVII по XIX век, сильно изменила его облик и состав. На сегодняшний день исследования описывают архаичную якутскую одежду как удобный, герметичный костюм из натуральных материалов: нательное платье, натазники, ноговицы, торбаса, головной убор и верхняя зимняя одежда [Гаврильева, 1998: 19]. Декор и материалы классического комплекта якутского убранства варьировались в зависимости от социального положения, времени года и повода [Константинов, 1971: 64]. Причем из кожи и меха изготавливалась не только зимняя и демисезонная верхняя одежда, но и нательная, и летняя [Гаврильева, 1998: 17]. Ситуация поменялась с вхождением территории Якутии в состав Российского государства. Этот период ознаменовывается динамичным изменением социальной структуры общества, этнического состава населения и вовлечением якутов в рыночные отношения. И.В. Константинов отмечал, что «сравнивая платья якутов XVIII и конца XIX веков, можно заметить большие изменения, которые делают их внешне почти непохожими» [Константинов, 1971: 65].

Привозимые на ярмарки ткани русского производства получили большое распространение, в городах интенсивно шло внедрение русской городской одежды [Петрова, 2013: 49]. Как отмечает С.А. Токарев, уже «в XIX веке в одежде

якуты меньше сохранили самобытности. В будничной обстановке они часто носили одежду русского покроя» [Токарев, 1940: 189].

В связи с этим интерес в контексте изучения культуры якутов представляют роль и место кожаных и меховых изделий в одежде якутов XIX - начала XX вв. Если традиционный костюм достаточно стремительно трансформировался в изучаемый период, то интенсивность использования натурального меха в одежде оставалась высокой достаточно долго. Такое положение продиктовано природно-климатическими условиями региона, но с развитием торговли и технологий легкой промышленности в Сибири наблюдается процесс, когда и меховые изделия заменяются альтернативными материалами. В этом ключе интересен материальный состав традиционного якутского костюма. Для анализа использовались данные из научной литературы по отдельным описаниям традиционной одежды якутов с применением количественных методов и рассматривались материалы для пошива одежды и их трансформации в гендерном и экономическом срезе. Исследовательская задача могла быть решена с помощью предложенного подхода, по которому был проведен количественный анализ с применением этнографических и музейных источников по якутскому костюму XIX - начала XX вв. Таким образом, цель данной статьи - установить насколько информативным может быть подобный анализ костюма и какие именно новые знания будут получены.

Якутский костюм впервые описали в XVIII в. путешественники И. Идес [Идес, 1967], Ф. Стра-ленберг ^гаЫепЬе^, 1730], Я. Линденау [Лин-денау, 1983] и И.Г. Георги [Георги, 1799]. Яркие

изменения в эволюции якутского костюма мы можем наблюдать в более поздних исследованиях Н.О. Щукина [Щукин, 1854], А.Ф. Mидден-дорфа ^иддендорф, 1S7S], Р. Mаака ^аак, 1SS7], В.Л. Оерошевского [Оерошевский, 1993] и И.А. Xудякова рудяков, 2016]. Новый этап более глубоких исследований и осмысления предшествующего материала начинается в советскую эпоху такими исследователями, как Е.Д. Огрелов [Отрелов, 1937], В. Иохельсон [Jo-chelson, 1933], А.П. Окладников [Окладников, 1949], M.M. Носов [Носов, 1957], И.В. Константинов [Константинов, 1971]. €овременные исследования комплекса якутской одежды нашли свое отражение в трудах Р.С Гаврильевой [Гав-рильева, 1998] и €.И. Петровой [Петрова, 2013].

В исследованиях традиционной якутской одежды большое внимание уделяется формам, визуальному облику и семантическому значению якутского костюма и его элементов. Однако в трудах, изучающих процесс трансформации традиционной одежды якутов и влияния на него русской культуры, не исследован подробно вопрос состава материалов якутского костюма и его изменения в условиях модернизации XIX-XX вв. Выбор одежды и ее материалов отражает культурные ценности и убеждения, связанные с эстетикой, экономикой, традициями и индивидуальностью. Mатериальная культура в этом ключе - достаточно изменчивый и показательный маркер. К примеру, в концепции M. Роуча и К. Mусы [Roach, Musa, 1980] функция одежды заключается в создании физической среды и культурной коммуникации. Их исследование предполагает, что различия в окружающей среде, сырье, политических системах, технологиях отражаются на одежде и социальных группах. Отечественный сценарий распространения в российском обществе европейского костюма в течение XVIII-XX вв. и связи этих процессов с модернизацией и новыми ценностными представлениями подробно рассмотрены в диссертации Т.О. Волобуевой «Эволюция городского костюма как отражение модер-низационных процессов в российском обществе второй половины XIX - начала XX вв.» [Волобуева, 2008]. Отдельно хотелось бы отметить, что, несомненно, для жителей арктических широт натуральные материалы имеют намного большее значение. Примером исследо-

вания опыта других нордических народов является труд Дж. Оукс и Р. Рив «Сравнение исторической и современной одежды из кожи, используемой в Северной Гренландии: этнои-сторический подход» [Oakes, Riewe, 1992], где авторы рассмотрели экологические, культурные, религиозные и политические факторы, влияющие на временные вариации в производстве одежды из кожи, используемой в «высокотрадиционных» обществах.

В данной работе, опираясь на предшествующий опыт, мы попытаемся взглянуть на проблему трансформации традиционного костюма якутов XIX - начала ХХ вв. через процесс замещения продуктов животноводства в одежде альтернативными материалами. Результаты расширят знания о традиционном костюме, определят спектр используемых материалов и частоту их применения в пошиве. Такие данные могут быть полезны не только в теоретическом ключе, но и для практической работы при реконструкции традиционной одежды. Также хотелось бы отметить апробационный характер исследования, методика которого может иметь потенциал для дальнейшего изучения материальной культуры путем получения статистических данных из объемного массива накопленной информации.

II. Материалы и методы. Объектом изучения в данном исследовании являются материалы, используемые для изготовления одежды. Количественный анализ различных материалов в составе костюма якутов XIX - начала XX вв. позволит выявить особенности замещения традиционной меховой и кожаной одежды текстилем, выявить изменения в использовании меха различных сортов, его сочетания с материалами привозного происхождения. На основе проведенного анализа автор предлагает провести обзор якутского костюма XIX - начала ХХ вв., проанализировать его материалы и модификации.

Основой для анализа материалов костюма послужат количественные данные, по которой генеральной совокупностью будет считаться ограниченное количество собранной информации о якутском костюме XIX-ХХ вв. Применение и апробация такого подхода для интерпретации костюмного комплекса изучаемого периода также можно считать новизной исследования.

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

Для изучения материалов одежды XIX - начала ХХ в. мы обратились к этнографическим описаниям традиционного костюма якутов. Как показывает практика, далеко не все этнографические описания традиционной одежды несут в себе подробную информацию о материалах. Часто данные ограничиваются фасоном, описание состава одежды отсутствует, либо дается очень кратко. В связи с этим нами собраны данные об имеющихся в этнографической литературе или музейных фондах экземплярах традиционного костюма с информацией о материалах. Оба вида источников имеют свои достоинства и недостатки, - этнографические труды могут быть более подробными в описании формы, покроя, семантических особенностей костюма, но не всегда уделяют должное внимание составу, музейные же экспонаты более подробно описывают материалы. Большая часть собранных материалов является музейными источниками, поскольку именно в них содержатся подтвержденные данные, дающие больше необходимой информации. Использование этих данных в совокупности представляется наиболее достоверной методикой. Таким образом, для изучения материалов якутского костюма XIX века применен этноисторический метод - объединены опубликованные этнографические материалы, архивные данные и музейные источники для получения разносторонней информации о материальном составе якутского костюма.

Для наполнения баз данных исследованы вышеупомянутые труды В.Л. Серошевского, М.М. Носова, И.В. Константинова, Р.С. Гаври-льевой, С.И. Петровой, Н.С. Щукина. Большой пласт информации о материалах одежды получен из каталогов российских и зарубежных музеев, а также альбома-каталога «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XIX - начало XX вв.)» [Материальная..., 2017]. Так, описываемые экземпляры хранятся в фондах Американского музея естественной истории (Нью-Йорк), Национального музея естественной истории (Вашингтон), Берлинского этнологического музея, Музеев этнологии Дрездена и Лейпцига, Музея антропологии и этнологии им. Петра Великого, Российского этнографического музея, Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера. Итого в базах собрано на основе

литературы 59 сведений о традиционной одежде якутов XIX - начала XX вв. и 204 по материалам музейных коллекций.

Основными критериями отбора данных выбраны принадлежность одежды к якутам, датировка изготовления (XIX - начало XX вв.) и наличие данных о материалах. Для качественной и удобной систематизации сформированы следующие базы данных: «Традиционная наплечная одежда якутов XIX - начала XX вв. (по этнографическим и музейным материалам)», «Материалы головных уборов якутов XIX - начала XX вв. (по этнографическим и музейным материалам)». В итоге получены данные о 96 экземплярах плечевой верхней и нательной одежды, 59 головных уборах и 110 предметах обуви и аксессуаров, к которым отнесены все прочие элементы костюма (поясная одежда и периферийные части костюма) с датировкой и описанием фасона и материалов.

Далее для апробации предлагаемого метода будет проведен анализ верхней традиционной одежды. Для выявления закономерностей будут использованы данные по разным критериям - датировке, полу, сопроводительному декору. Также в ходе анализа нами будут изучены этнографические материалы, которые бы дополняли, подтверждали или опровергали полученные гипотетические данные. Таким образом, по итогу исследования будет понятно, насколько релевантным является предложенный подход и может ли быть достаточно репрезентативным подобный анализ. В качестве образца для анализа была выбрана верхняя одежда как наиболее многочисленная группа элементов костюма, в этой категории представлен большой спектр различных материалов - как текстиль в разных вариациях, так и мех, кожа животных. Именно верхняя одежда наиболее подробно представлена в научной этнографической литературе, что позволило бы задействовать эти данные для сравнения.

Всего для анализа отобраны 62 предмета верхней одежды, которые включают в себя как зимние, так и демисезонные и летние варианты плечевых изделий. Из всех изделий, описанных в базе данных, для анализа была исключена нательная одежда и те предметы, которые не имели гендерного определения. Исключение составляют 4 детских изделия, которые и в источ-

Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities { 2023; 3(44): 31-46

никах не имели привязки к полу. Таким образом, всего будет использовано:

16 - бууктаах сон (зимнее нарядное пальто с рукавами буфами);

15 - оноолоох сон (летнее пальто с разрезом на спине);

8 - хотойдоох сон (шуба с изображением орла);

6 - сагынньах (меховая доха);

5 - кытыылаах сон (летнее нарядное пальто с окантовкой);

5 - сарыы сон (пальто из ровдуги);

4 - ого сагынньях (детская меховая доха);

2 - тирии сон (пальто из кожи);

1 - тангалай (женское нарядное меховое платье с характерным узором).

В основе структурирования и описания материалов традиционного костюма положен набор признаков, наиболее важными из которых являются датировка, вид изделия, пол, материал, описание конструкции, территориальная привязка и источник. Исследуемый материал группируется по тематическим разделам баз данных: плечевая одежда, головные уборы, аксес-

суары и периферийная часть костюма (обувь, натазники, ноговицы, рукавицы и др.).

III. Результаты. В пошиве перечисленных предметов были использованы следующие материалы:

Сукно встречается в 28 изделиях (45%), хлопчатобумажная ткань - 13, бархат - 10, шелк

- 8, плотная ткань - 6, тафта - 3, парча - 2, фланель - 1, полушелк - 1, шерсть - 1, кожа - 15, ровдуга - 9, замша - - 3;

Мех представлен в изделиях:

- шкурами домашних животных: шкура жеребенка - 9, шкура теленка - 6, шкура лошади

- 2, овчина - 3, конский волос - 1, шкура домашнего скота (без уточнения принадлежности) - 1;

- шкурами диких животных: рысь - 7, лиса

- 6, соболь - 5, белка - 5, бобер - 4, выдра - 4, тарбаган - 4, росомаха - 3, заяц - 3, волк - 2, морской котик - 1, темный мех - 1, в 3 изделиях некоторые части указывались без уточнения как «мех».

Частота использования материалов отражена нами для наглядности в виде диаграммы:

Рис. 1. Частота использования в верхней одежде текстильных и натуральных материалов Fig. 1. Frequency of use of textile and natural materials in outerwear

Полученный срез, на наш взгляд, в целом передает объективную картину используемой якутами пушнины. Судя по этнографическим материалам, для изготовления одежды использовался практически весь спектр доступной фауны, исключения могли составлять лишь некоторые локальные тотемные животные [Алексеев, 1975: 36]. Подтверждение находится в этнографической и научной литературе. Р.С. Гаври-льева пишет, что часто для украшения одежды

использовали мех белки, горностая, бобра, выдры, соболя, рыси, тарбагана, волка и лисы [Гаврильева, 1998: 16]. В.Л. Серошевский также подчеркивал ценность для якутов бобра и тарбагана, что связывал с южным происхождением предков якутов [Серошевский, 1993: 321]. Я.И. Линденау описывал костюм XVIII века следующим образом: шапка из волчьего меха, отороченная росомахой, шуба из сукна или замши, подбитая белкой (при этом бедняки вместо

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

белки используют зайца) и отороченная по подолу выдрой или бобром, саныях из волка (богатые делают ее из соболя, но теперь чаще довольствуются волком, а бедные используют шкуру оленя и жеребцов), штаны из камусов и волчьей шкуры, чулки из ровдуги, зайца и собаки, боа из беличьих хвостов, наколенники из

ровдуги [Линденау, 1983: 25-26]. В XIX веке разнообразие используемой пушнины оставалось все тем же, за исключением ощутимого уменьшения (но не исключения) использования в пошиве одежды ясачных зверей в связи с сокращением их численности и подорожания [Иванов, 1992: 37-39].

Таблица 1. Состав и процентное соотношение используемых материалов в верхней одежде Table 1. Composition and percentage of materials used in outwear

№ Тип верхней одежды Кол-во Мех и кожа Текстиль Декор

1 Хотойдоох сон (шуба с изображением орла) 8 Шкура жеребенка (3), теленка (2), олененка (1), волка (1), тарбагана (1), рыси (1) Декоративные аппликации из меха рыси (1), росомахи (2), жеребенка (3), белки (2), волка (1), выдры (3), лисицы (2), камусов жеребенка (1), теленка (1), лошади (1), коровы (1), собаки (1) Шелк (1) Воротник из ткани и бархата

2 Бууктаах сон (зимнее нарядное пальто с рукавами буфами) 16 Ровдуга (1), отделка из меха выдры (2), соболя (3), бобра (3), рыси (4), тарбагана (1), белки (1), морского котика (1), шкуры жеребенка (1) Меховой подклад (1), из овчины (3), зайца (1), белки (3) Сукно (11), отделка из сукна (4), шелка (3) полушелка (1), парчи (2), бархата (1) Воротник из горностая (1), лисы (4), соболя (1), бархата (1), металлизированные вышивки (1), серебряные и металлические бляшки (6), металлические пуговицы (4), бисер (2)

3 Са§ынньах (меховая доха) 6 Телячьи (1), жеребячьи шкуры (2), конская шкура (1), мех рыси (1), шкура домашнего скота (1) Тканевый подклад (1)

4 Кытыылаах сон (летнее нарядное пальто с окантовкой) 5 Ровдуга (1) Сукно (3), плотная ткань (1) Воротники из меха лисы (1), бобра (1), соболя (1) и ткани (1). Одно пальто подбито зайцем (1), а другое имеет хлопчатобумажный подклад (1). Декоративная окантовка по рукавам, полам и подолу выполнена из шелка (2), бархата (1), сукна (4), меха выдры (1). Застегиваются на металлические пуговицы

5 Оноолоох сон (летнее пальто разрезом на спине) 15 Сукно (10), тафта (3), шелк (2) Воротник выполнялся из бархата (6), плиса (2), хлопка (1), подклад из хлопковой ткани (6), застегивается на металлические пуговицы (6). В отдельных случаях декорировалось шелком с набивным рисунком (1), разноцветным сукном (2), 1 экземпляр был подбит беличьим мехом

6 Сарыы сон (пальто из ровдуги) или Тирии сон (пальто из кожи) 7 Оленья ровдуга (6) и телячья шкура (1) Воротник сделан из бархата (1), кожи (1) и шерсти (1), в двух вариантах тканью были украшены полы, подол и манжеты

7 О$о сагынньяга (Шуба детская) 4 Шкура жеребенка (2), шкура теленка (2) -

8 Тангалай (женское нарядное меховое платье с характерным узором) 1 Оленья ровдуга (1), мех росомахи (1) Украшен полосками бисера и серебра, нашитыми на тканевые и кожаные ленты (1)

9 Зипун 1 - Сукно (1) -

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

Далее к рассмотрению предлагаются традиционные типы верхней одежды с описанием их состава и декора. Верхняя одежда изготавливалась как из шкур, так и из плотной материи, дорогостоящие материалы используются больше аппликативно в силу величины изделия. Даже принятый считаться дорогим элементом одежды хотойдоох сон (досл. «шуба с орлом») шьется из шкур жеребенка, теленка, олененка, волка, тарбагана, рыси.

Верхняя одежда представляет собой распашные шубы с мехом наружу, без воротника или с маленьким стоячим воротничком, рукава втачные, суживающиеся к запястью, завязываются кожаными тесемками [Николаева, Готовцева, 2020: 138]. По сведениям А.П. Окладникова, такая шуба изначально предназначалась для мужчин, но впоследствии уступила свое место более короткой куртке «сон» и стала исключительно женской одеждой [Окладников, 1949: 257258]. Рассмотрено 8 экземпляров, где в качестве декоративных вставок на манжетах, воротнике и спине использовался мех рыси, росомахи, жеребенка, белки, волка, выдры, лисицы, камусов жеребенка, теленка, лошади, коровы, собаки, два варианта имели воротник из ткани и бархата. Один вариант хотойдоох сон, изготовленный в XIX веке, сшит из голубой шелковой материи.

Другой нарядный зимний вариант верхнего одеяния - сильно расширяющийся по силуэту бууктаах сон - женская парадная шуба с отложным меховым воротником, меховой подкладкой, оторачивается по бортам, подолу, разрезу на спинке и низу рукавов двумя рядами меха, а также отделывается полосами цветной ткани, расположенными параллельно линиям меховых опушек. По линии швов нашиваются узкие полосы серебряных бляшек и бисера [Петрова, 2013: 31]. Рассмотрено 16 экземпляров, в исследованных вариантах этой шубы воротник изготавливался из выдры, соболя, белки, красной лисицы, горностая и бархата. По подолу буук-таах сон декорировался мехом рыси, соболя, белки, бобра, тарбагана и морского котика. Изнутри такую шубу подбивают для тепла овчиной, мехом белки и зайца. Кроме того, это нарядное изделие, как правило, застегивается на металлические пуговицы и бывает богато украшено металлизированными вышивками, серебряными бляшками, аппликациями из ткани.

Рис. 2. Фотография. Женщины в парадных меховых шубах бууктаах сон. Каталог ГБУ РС(Я) «Якутский музей». Номер по КП (ГИК): ЯГОМ КПФ-28611/19

Fig. 2. Photo. Women in dressy fur coats Buukta-akh son. Catalog of the State Budgetary Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) "Yakutsk Museum"

В качестве дорожного и более теплого верхнего одеяния якутами использовался сагынньах -верхняя шуба без подклада, сшитая мехом наружу [Петрова, 2013: 129]. Всего было рассмотрено 5 таких изделий, они были изготовлены из телячьих, жеребячьих шкур и один, по всей видимости, дорогой вариант был изготовлен из рыси.

Роль демисезонной верхней одежды выполняли пальто, сделанные из более легких материалов. Место летнего женского праздничного одеяния занимал в якутском гардеробе кыты-ылаах сон (дословно «шуба с окантовкой»). Данный предмет гардероба представлял из себя расширяющееся к низу пальто с рукавами буфами и отложным воротником. Рассмотренные 5 экземпляров были сшиты из ровдуги, сукна, шелка или плиса. Воротники выполнены из меха лисы, бобра и соболя. Одно пальто было подбито зайцем, а другое имело хлопчатобумажный подклад.

Другой нарядный вариант демисезонного пальто - оноолоох сон (15 изделий), его носили как мужчины, так и женщины. В отличие от предыдущего варианта, он изготавливался исключительно из материи и не декорировался вставками ткани по периметру изделия. Рассмотренные варианты изготовлены из сукна, тафты и плотного шелка. Воротники выполнены из бархата и плиса, иногда имеют подклад из хлопчатобумажной ткани. Как правило, оба варианта застегиваются посередине металлическими пуговицами. Менее декоративно украшен бывает сарыы сон (пальто из ровдуги) или тирии сон (пальто из кожи). Рассмотрено 7 вариантов, которые исполняются из продымленной оленьей кожи, ровдуги и телячьей шкуры. Воротник у них бывает сделан из бархата, кожи и шерсти, также в двух вариантах тканью были украшены полы, подол и манжеты. Силуэт, в отличие от всех предыдущих вариантов, может быть прилегающим, не имеет подклада.

Несколько выделяются из всех изучаемых предметов тангалай, раскопанный Н.Д. Архи-повым в Оленекском районе, который он датирует концом XVIII - началом XIX вв. [Архипов, 1989: 155]. В целом, тангалай относят к более архаичной одежде XVП-XVШ вв. [Петрова, 2017], но некоторые источники описывают его бытование и в XIX веке [Щукин, 1877: 374]. И.Г. Георги описывал тангалай как платье из замши, которое по краям опушается «хорошею мягкою рухлядью». По краям же, как и по всем швам, испещряется красивыми вычурами, корольками [Георги, 1799: 176]. Изученный тангалай, датированный XIX веком, изготовлен из ровдуги, по бортам окантован мехом росомахи. Полочки и воротник густо вышиты бисером белого, черного и голубого цветов. По нижнему краю тангалай украшен подвесками из бусин, металлическими трубочками и жетонами. Бисерный декор с металлическими нашивками сначала выполнялся на кожаной и тканевой основе, после этого лента пришивалась к готовому изделию. Также в единственном экземпляре представлен суконный «супун», описанный Бергом в 1853 г. [Берг, 1853: 33-34], использовавшийся в приданом невесты. Этот предмет одежды является перенятым из русской культуры зипуном -распашным суконным кафтаном.

Пригодны для анализа данные по половозрастному признаку. Из имеющихся образцов верхней одежды:

- 4 - детские изделия;

- 47 - женские;

- 16 - мужские.

Стоит упомянуть, что диспропорция связана с меньшей представленностью мужской одежды в этнографических источниках и музейных материалах.

В женских плечевых изделиях текстильные материалы встречаются 65 раз (46%), при этом исключительно из текстиля представлены 13 изделий (27,7%). Используемые материалы этой области представлены сукном - 28, хлопчатобумажной тканью - 15, бархатом - 8, шелком - 7, тафтой - 3, парчей - 2, фланелью - 1.

Исключительно из меха и кожи домашних животных - 2 (4,3%), при этом использование шкур домашних животных в одежде наряду с другими материалами остается достаточно высоким - 18,2%. Наиболее часто в женских плечевых изделиях используется: мех рыси - 7, лисы - 6, соболя - 5, белки - 5, бобра - 4, выдры - 4, жеребенка - 4, росомахи - 3, теленка - 3, овцы - 3 и тарбагана - 3.

В мужской плечевой одежде:

- ткань - 12 (37,5%);

- исключительно из текстиля - 5;

- меховые материалы представлены меньшим разнообразием - шкура не домашних животных была использована только в одном изделии.

Наглядно данные показатели отражены в диаграммах ниже (см. рис. 3).

Женская одежда часто богато декорирована, использует в изготовлении дорогие меха и ткани. По этнографическим источникам также можно увидеть гендерную разницу в этом аспекте. Еще А.Ф. Миддендорф отмечал, что «страсть щеголять преимущественно проявляется в параде женщины <. > Да и мужья не прочь поважничать богатыми нарядами своих жен» [Миддендорф, 1878: 829-830]. Р.К. Маак писал, что женская шапка, в отличие от мужской, декорируется сукном, вышитом узорами. Кроме того, она бывает опушена мехом росомахи, сзади - рысью, бобром или лапками черно-бурых лисиц, а также имеет туосахта [Маак, 1887: 64].

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Доля используемых материалов в мужской и женской верхней одежде Fig. 3. Percentage of materials used in men's and women's outerwear

Особое богатство женскому одеянию придает свадебный наряд, а также приданое, которые в дальнейшем и составляют сегмент праздничного гардероба якутки [Петрова, 2006: 7].

Покрой и фасон детской одежды у якутов полностью совпадал с фасоном одежды взрослых [Петрова, 2013: 50]. Серошевский отмечал, что разница заключается только в большей пестроте и всевозможных украшениях [Серошев-ский, 1993: 513]. По собранным материалам можно установить, что все 4 детских элемента плечевой одежды были изготовлены из шкур домашних животных - жеребенка и теленка1, декор и украшения отсутствуют.

Для анализа наиболее дорогостоящих плечевых изделий, признаков праздничности и материальной ценности якутов, нами выделены в качестве критерия декорирование бисером, серебряными или металлическими подвесками, использование в пошиве дорогостоящих тканей (шелк, бархат, тафта, парча). Всего условно богатыми можно назвать 29 изделий: 3 - мужских, 26 - женских.

Женские изделия украшены: бисером - 5, бусинами - 1, серебряной нитью - 2, металлизированной вышивкой - 1, металлическими подвесками - 2, серебряными подвесками - 2. Использован в пошиве: бархат - 9, шелк - 7, тафта - 3, парча - 2.

Выявлено, что в сопровождении с таким декором в пошиве женских изделий использовались:

- сукно - 18, хлопчатобумажная ткань - 10, ровдуга - 4;

- мех диких животных: соболь - 5, рысь - 5, лиса - 4, бобер - 4, белка - 3, выдра - 3, тарбаган - 2, замша - 2, заяц - 2, росомаха - 2, кожа - 2, шерсть - 1, горностай - 1, морской котик - 1.

Стоит отметить, что в полученных результатах вместе с праздничным декором используется более дорогой мех. А.Ф. Миддендорф указывал, что когда якутке нужно проявить особый блеск, то на помощь медвежеподобному меху росомахи приходят бобер и соболь [Мидден-дорф, 1878: 829-830]. По данным статистических отчетов о ярмарках и торговле в Якутске в 1882 году, средняя цена за шкурку чернобурки составляла 70-100 руб., соболя от 15 до 35 руб., медведя 10-20 руб., горностая 12-18 коп., шкура песца белого за 6 руб., песца голубого 20-25 руб., лисы красной 4-5 руб., колонка 1,4-1,5 руб.2 По материалам В.П. Захарова, в 1890 году бобер оценивался в 10-16 руб. за шкурку, белка 14-16 коп., заяц 1 коп. [Захаров, 1995: 77].

Цены на меховые изделия, особенно в более ранних источниках, имеют достаточно большой диапазон. По всей видимости, это зависело от транспортных расходов, спроса, сложностей с логистикой. Также одними из факторов неравномерного ценообразования стали неотрегулированный рынок и использование прямого обмена. Британский путешественник Джон Кох-рейн писал о русских купцах в 1820 году, что

'Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622822, Российская Федерация. Традиционная наплечная одежда якутов XIX - начала XX в. (по этнографическим и музейным материалам): № 2022622792 : заявл. 07.11.2022 : опубл. 10.11.2022 / А.Р. Федорова. - ЕБМ 07ИИЬ0. ^Национальный архив РС(Я) Р. 1413, Оп. 2, Д. 173.

«если бы купцы были обязаны брать больше качественных и необходимых товаров... чем все это барахло, то и их торговлю можно было бы меньше критиковать в нравственном аспекте.» [Cochrane, 1824: 132]. Причем ценность меховых изделий менялась на протяжении всего периода, поскольку на нее влиял торговый спрос, добыча и сбор ясака. Кроме очевидного уменьшения использования меха соболя в связи с его истреблением на протяжении XVIII века, увеличивалась и актуальность другой пушнины. К примеру, с середины XVII века до 1830-х гг. в связи с модой на бобровые шапки в Европе бобровый мех стал очень высоко цениться и в Якутии, резко став престижным и модным [Мир древних., 2012: 152].

При этом не наблюдаются разночтения в формах и силуэтах. М.М. Носов указывал, что внешний вид, покрой, фасон, а частично и отделка одежды XIX века у всех слоев населения были одностильными, но материал, из которого она изготовлялась, резко отличался. Другими словами, фасон элементов гардероба якутов разных социальных слоев был схож и различался только ценой материалов. Если богатые слои населения носили шубы бууктаах сон из дорогого меха, с разноцветным суконным покроем, то менее обеспеченные люди, составлявшие большинство населения, обзаводились шубой этого же стиля, но из заячьего меха, с покроем из сатина или камлота [Носов, 1957: 123].

Очевидные различия в XIX веке приобретают убранство горожан и жителей сельской среды. Зажиточные представители якутской элиты, которые нередко жили в городе, активно приобщались к русской городской культуре, что отражалось и на моде, покрое одежды. Но остальная масса якутского населения сохранила более близкий к национальному виду фасон в полной мере до самой революции. И порой одежда из текстиля стоила даже дороже, чем изделие из кожи и меха. Р. К. Маак пишет, что обычную рубаху весьма часто, особенно у бедных якутов, заменяет короткая кожаная шуба, обыкновенно шерстью внутрь [Маак, 1887: 63].

Некоторую динамику можно наблюдать в хронологическом аспекте. Многие из собранных материалов имеют датировку не только относительно века, но и по его периодам: началу, середине, второй половине, концу.

Мы имеем возможность проследить следующие изменения в занимаемой текстилем доле из всех материалов при создании одежды. В изделиях, которые датируются началом XIX в., текстиль составляет 37,5%. К XIX в. были отнесены 7 изделий без указания периода, в них из всего разнообразия используемых материалов (18 разновидностей) ткань встречается в 22%. Верхняя одежда второй половины XIX в. состоит из текстиля на 42,5%. В конце XIX - начале ХХ вв. ткань применялась в 47,5%.

Таким образом, наблюдается увеличение доли текстильных материалов в традиционной одежде якутов, но большая часть сырья уже в начале XX века все еще принадлежит коже и меху. Также в хронологической динамике можно проследить усложнение отделки и увеличение количества задействованных материалов в пошиве изделий.

По нашим сведениям, 5 изделий (2 оноолоох сон, 1 сарыы сон, 1 сагынньах и 1 зипун), датировка которых относится к началу XIX века, описаны как односоставные (4 изделия) и двусоставные (1 изделие), им же можно сопоставить такое же количество экземпляров верхней одежды (4 бууктаах сон, 1 оноолоох сон), которые датируются началом ХХ века, где в 4 изделиях использовано 3 и более разных материалов, а одно изделие является односоставным.

Импортируемые материалы, в том числе и текстиль, в XIX веке получали все большую популярность сначала в городах, а затем распространялись и дальше [Петрова, 2013: 60]. Исследования в области археологии показывают, что в материалах одежды в погребениях якутов также прослеживается эволюция. Если в ранних погребениях основой одежды являются шкуры домашних животных, то в XVIII веке наблюдается разнообразие мехов, появление импортных материлов, а в погребениях XIX века отмечается все большее распространение одежды из тканей ^гиЬегу, 2007: 114].

IV. Обсуждение. Изучаемый период был ознаменован активным периодом трансформации якутского костюма. На протяжении периода с конца XVIII - начала ХХ вв. в Якутии функционировало несколько ярмарок, на которой происходила реализация «мягкой рухляди». За 1851-1860, 1871-1917 гг. там было реализовано, по неполным сведениям, в тысячах шкурок

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

«189,5 соболиных, 287,7 - красной лисицы, 40,4 сиводушки, 2,1 чернобурки, 25 284,4 белки, 2008,6 горностая, 131,5 колонка, 643,1 белого песца, 45 мелкого, 1,4 - голубого песца, 10,6 медведя, 549 зайца, 261 пуд беличьего хвоста, 4,7 куньих, 10,2 речного бобра, 0,4 выдры, 0,2 рыси, 0,4 волка на 26 917 тыс. рублей» [Захаров, 1995: 56]. В свою очередь, через эти ярмарки происходил и ввоз в Якутскую область значительного количества разнообразных товаров. Такое вовлечение в торговый оборот, несомненно, отразилось и на якутском костюме.

Еще В.Л. Серошевский записывал рассказы якутов о том, что «теперь пошли ситцы, дабы, шелка, сукна да бейбереты, а старинное якутское платье было: табаган, лисица, соболь, рысь, бобер... а еще раньше - кобылья и коровья кожа» [Серошевский, 1993: 316]. Тоже самое отмечал Р.К. Маак: «После знакомства с русскими кожи и меха стали постепенно заменяться бумажными, холщовыми, суконными и даже шелковыми тканями» [Маак, 1887: 61]. С.В. Бахрушин и С.А. Токарев в 1950-х гг. пишут, что «и до прихода русских пушной промысел очевидно был развит. Об этом можно судить по распространенности меховой одежды: шуб, санаяхов, тангалаев и т.п. из собольих, лисьих, волчьих и прочих мехов. Хотя у нас и нет подробного описания якутской одежды XVII в., но несомненно, что она в гораздо большей степени, чем впоследствии, шилась из меха: вероятно, не только верхняя зимняя одежда, как теперь, но и нижняя, и притом летняя изготовлялась либо из выделанной кожи, либо из меха» [Бахрушин, Токарев, 1953: 72].

М.М. Носов указывал, что уменьшение отделки одежды бисером произошло благодаря начавшемуся завозу в Якутию образцов русской одежды, для отделки которой использовалась блестящая мишура и различные цветастые аппликационные прошивки, значительно более дешевые в сравнении с бисером и особенно с дорогостоящими крупными корольками [Носов, 1957: 118]. Причем использование в одежде ткани как импортного товара, по всей видимости, было признаком элитарности и престижа. Об этом нам могут свидетельствовать данные А.Ф. Миддендорфа: «Удерживалась старинная,

'Национальный архив РС(Я) Ф. И31, Оп. 2, Д. 706.

Национальный архив РС(Я) Ф. 19, Ед.хр. 166, Оп.

национальная часть одежды, покрои и узоры, но вместе с тем уже в то время проложили себе путь к якутам принадлежности русского платья, и даже целые наряды. Большим почетом пользовались уже жилетки, по возможности с красною спинкою, и там, где появлялась цветная или пестрая сорочка, она свидетельствовала о своем происхождении, служа верхним платьем, т.е. прикрывая наполовину штаны» [Миддендорф, 1878: 831].

Отчеты о проведении ярмарок в г. Якутске и г. Олекминске и другие документы дают некоторые сведения о снабжении Якутской области мануфактурой. Известно, что сукно, продаваемое на якутских ярмарках, производилось на Тельминской казенной суконной фабрике1. Цены на них в середине XIX века составляли: 100 рублей за 50 аршин тонкого сукна, 100 рублей за 115 аршин фабричного сукна, 75 рублей за 250 аршин сермяжного (грубого неокрашенного) сукна, дабы 260 рублей за 50 тонн, полушелковая ткань 20 рублей за 10 аршин2.

Таким образом, в период с XVII по XIX вв. происходит процесс трансформации материалов якутского костюма. С XVIII века активизируется торговля в регионе, причем не только односторонне, в виде экспорта пушнины увеличивается и разнообразие привозных товаров, в том числе сырья для одежды. Такое положение влияет как на изготовление и материалы одежды ввиду подорожания ясачной пушнины и завоза новых товаров, так и на эстетические предпочтения и силуэты, возникновение буфов и декоративных складок как показатель богатства [Петрова, 2013: 60].

V. Заключение. Несмотря на множество исследований традиционного комплекса якутской одежды, остаются вопросы, связанные с трансформацией этнической природы и региональных изменений традиционного костюма в историческом измерении. Использование новых методов и подходов дает возможность проследить основные тенденции развития традиционного якутского костюма XIX - начала ХХ вв. на уровне количественных репрезентативных характеристик (выделение и описание хронологических маркеров).

1, Л. 5; Ф. 19, Оп. 1, Д. 987.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на популярность текстиля, мех все еще занимал важное место в гардеробе якутов XIX - начала ХХ вв. Чаще всего в исследуемых экземплярах верхней одежды использовался мех жеребенка, рыси, теленка, лисы, соболя, белки, бобра и тарбагана. Цельные крупные изделия из дорогого меха мелких животных - большая редкость, и даже в праздничной одежде такие шкуры используют в декорировании манжетов, воротника или подола. Повседневные варианты шуб, одежда, имеющая большую степень износа, детская одежда шьются преимущественно из кожи и меха сельскохозяйственных животных.

Наиболее популярной тканью оказалось сукно, которое используется как в зимних, так и в демисезонных вариантах верхней одежды, а также в качестве декоративных вставок. Второй по частоте использования является хлопчатобумажная ткань, которая в более плотных вариантах могла применяться как верхнее покрытие пальто и в качестве подклада. Также популярностью пользовались шелк и бархат.

В сопровождении с дорогим декором выбирали текстиль и мех средних и мелких пушных зверей. Стоит отметить, что праздничными и дорогими можно назвать и другие изделия, декорирование которых отличается от выделенных нами признаков. К примеру, хотойдоох сон, который принято считать дорогим предметом гардероба, изготавливается без металлического или текстильного декора. Ценность якутской одежды часто определяется не ее материалами, но искусностью и сложностью отделки, разнообразием материалов и техник.

Анализ позволяет выявить гендерную разницу в использовании материалов при пошиве одежды. В женских изделиях текстиль применяется чаще, они богаче декорированы, именно в женской одежде используется более дорогая и разнообразная пушнина. Даже ограниченный потенциал хронологических данных по собранным материалам показывает динамику роста в использовании текстильного сырья на протяжении всего XIX и начала ХХ вв., но при этом большая часть сырья даже в начале XX столетия все еще относится к коже и меху.

Все полученные результаты в целом соотносятся с имеющимися этнографическими данными о традиционном костюме якутов. Количе-

ственный анализ оказался информативным в гендерном и экономическом срезе - в тех самых аспектах, где существует четкое разграничение и данные не предполагают вариативности. Несколько более сложным является анализ данных по хронологии, поскольку точной датировки многие материалы не имеют. Такой подход может быть релевантным в том случае, если имеется достаточное количество материалов для развернутого анализа. К примеру, количество детской одежды не позволило сделать полноценный анализ и какие-либо выводы. В дальнейшем предложенный количественный подход можно применить для анализа других частей традиционного костюма. В частности, предлагаемые методы позволят определить, в каких элементах костюма преобладает тот или иной материал, как происходит замена материала в определенный период времени, какие части костюма активно трансформируются или остаются более устойчивыми.

Список литературы:

Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале ХХ вв. Новосибирск: Наука, 1975. 197 с.

Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1989. 188 с.

Бахрушин С.В., Токарев С.А. Якутия в XVII веке (Очерки). Якутск: Якутское книжное изд-во, 1953. 439 с.

Берг Н.С. Свадебные обряды якутов // Вестник Императорского Русского географического общества. Ч. 3. Отд. 3. СПб.: Типография Эдуарда Веймара, 1853. С. 33-34.

Волобуева Т.О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX - начала XX вв.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2008. 26 с.

Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII - середины XVIII века. Новосибирск: Наука, 1998. 141 с.

Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Ч. II. СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. 178 с.

Захаров В.П. Пушной промысел и торговля в Якутии (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1995. 135 с.

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

Иванов В.Ф. Социально-экономические отношения в Якутии (конец XVII - начало XIX в.). Новосибирск: Наука, 1992. 228 с.

Идес И. Заметки о русском посольстве в Китае (1692-1695 гг.). М.: Наука, 1967. 404 с.

Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений). Якутск: Якутское книжное изд-во, 1971. 210 с.

Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографиче-ские материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. 176 с.

Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. Ч. 3. Изд. 1-е. СПб.: Типография и хромолитография А. Траншеля, 1887. 192 с.

Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII - начало XX вв.): альбом-каталог [Автор-составитель З. Иванова-Унарова]. Т. 1. Якутск: Бичик, 2017. 781 с.

Миддендорф А.Ф. Путешествие на северо-восток Сибири. Ч. 2. Отд. 6: Север и восток Сибири в естественноисторическом отношении. Коренные жители Сибири. СПб.: Типография Академии наук, 1878. С. 571-833.

Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции) [Под ред. Э. Крюбези, А. Алексеева]. Якутск: Изд-во СВФУ, 2012. 225 с.

Николаева Т.Н., Готовцева Л.М. Из глубин древности: история «хотойдоох сон» // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. 2020. № 1(27). С. 137-150.

Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов. Сб. науч. ст. ЯКМ. Вып. 2. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1957. С.116-152.

Окладников А.П. История Якутии. Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству. Т. 1. Якутск: Якутгосиздат, 1949. 498 с.

Петрова С.И. Народный костюм якутов: истори-ко- этнографическое и искусствоведческое исследование. Новосибирск: Наука, 2013. 207 с.

Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция. Новосибирск: Наука, 2006. 104 с.

Петрова С.И., Прокопьева А.Н. Якутская одежда тангалай: крой, отделка, технологии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2023. № 1(60). С. 151-161. DOI: 10.20874/2071-0437-202360-1-13

Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. 736 с.

Стрелов Е.Д. Одежда и украшения якутки в половине XVIII века // Советская этнография. № 2-3. 1937. С. 75-99.

Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1940. 247 с.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. 2-е изд. Якутск: Бичик, 2016. 448 с.

Щукин Н.С. Якуты. Кн. VII. СПб.: Типография журнала Министерства внутренних дел, 1854. 46 с.

Cochrane J.D. Narrative of a Pedestrian journey through Russia and Siberian Tartary from the Frontier in China to the frozen Sea and Kamchatka. London: Murray and son ed., 1824. 132 p.

Grubezy E., Alexeev A. Chamane. Kyys, jeune fille des glaces. Paris: Edirions Errance, 2007. 166 p.

Jochelson W. The Jakut. Anthropological Papers of the American Museum of Nature History. Vol. XXXIII. Part II. New York, 1933. 225 p.

Oakes J., Riewe R.A Comparison of Historical and Contemporary Skin Clothing Used in North Greenland: An Ethnohistorical Approach. Clothing and Textiles Research Journal. 1992. № 10(3). Pp. 76-85. DOI: 10.1177/0887302X9201000310

Roach M., Musa K. New perspectives on the history of Western dress. New York: NutriGuides, 1980. 295 p.

Strahlenberg J. Das nord und Ostliche Theil Von Europa und Asia. Stockholm, 1730. 438 p.

References:

Alekseev N.A. Tradicionnye religioznye verovanija yakutov v XIX - nachale ХХ veka. [Traditional religious beliefs of Yakuts in the 19th - early 20th centuries]. Novosibirsk: Science Publ., 1975. 197 p. (In Russian)

Arhipov N.D. Drevnie kultury Yakutii [Ancient cultures of Yakutia]. Yakutsk: Yakut book Publ., 1989. 188 p. (In Russian)

Bahrushin S.V., Tokarev S.A. Yakutija v XVII veke (Ocherki) [Yakutia in the 17th century (Essays)]. Yakutsk: Yakut book Publ., 1953. 439 p. (In Russian)

Berg N.S. Svadebnye obrjady jakutov [Wedding ceremonies of the Yakuts]. VestnikImperatorskogo Russk-ogo Geograficheskogo Obshestva [Bulletin of Imperial Russian Geographical Society]. Part 3. Sector 3. Saint Petersburg: publ. in Typography of Eduard Weimar, 1853. Pp. 33-34. (In Russian)

Cochrane J.D. Narrative of a Pedestrian journey through Russia and Siberian Tartary from the Frontier in China to the frozen Sea and Kamchatka. London: Murray and son ed., 1824. 132 p.

Gavrileva R.S. Odezhda naroda saha konca XVII — serediny XVIII vv. [Clothing of the Sakha people of the late 17th - in the middle 18th centuries]. Novosibirsk: Science Publ., 1998. 141 p. (In Russian)

Georgi I.G. Opisanie vseh obitajushhih v Rossijskom gosudarstve narodov, ih zhitejskih obrjadov, obykno-venij, odezhd, zhilishh, uprazhnenij, zabav, veroispove-

danij i drugih dostopamjatnostej [A description of all the peoples inhabiting the Russian state, their everyday rituals, customs, clothing, dwellings, exercises, amusements, religious beliefs, and other memorabilia]. Saint Petersburg: Publ. in Imperial Academy of Science, 1799. Part II. 178 p. (In Russian)

Grubezy E., Alexeev A. Chamane. Kyys, jeune fille des glaces. Paris: Edirions Errance, 2007. 166 p. (In French)

Ivanov V.F. Socialno-ekonomicheskie otnoshenija v Yakutii (konec XVII - nachalo XIX veka) [Socio-economic relations in Yakutia (late 17th - early 19th century)]. Novosibirsk: Science Publ., 1992. 228 p. (In Russian)

Ides I. Zametki o russkom posolstve v Kitae (1692— 1695 gg.) [Notes on the Russian Embassy to China (1692-1695)]. Moscow: Science Publ., 1967. 404 p. (In Russian)

Jochelson W. The Jakut. Anthropological Papers of the American Museum of Nature History. Vol. XXXIII, Part II. New-York, 1933. 225 p.

Konstantinov I.V. Materialnaja kultura jakutov XVIII veka (po materialam pogrebenij) [The material culture of the Yakuts in the 18th century (on the burial materials)]. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1971. 210 p. (In Russian)

Lindenau Y.I. Opisanie narodov Sibiri (pervaja po-lovinaXVIII veka): Istoriko-jetnograficheskie materialy o narodah Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the peoples of Siberia (the first half of the 18th century): historical and ethnographic materials about the peoples of Siberia and the Northeast]. Magadan: Magadan Book Publ., 1983. 176 p. (In Russian)

Maak R.K. Viljujskij okrug Jakutskoj oblasti [Vilyui district of Yakutia region]. Part 3. Ed. 1. Saint Petersburg: Publ. in Typography of A. Transhel, 1887. 192 p. (In Russian)

Materialnaja i duhovnaja kultura narodov Yakutii v muzejah mira (XVII - nachalo XX vv.) [Material and spiritual culture of the peoples of Yakutia in the museums of the world (17th - early 20th centuries)]. Publ. by Z. Ivanova-Unarova. Vol. 1. Yakutsk: Publ. in Bichik, 2017. 781 p. (In Russian)

Middendorf A.F. Puteshestvie na severo-vostok Sibiri. Ch. 2, otd. 6: Sever i vostok Sibiri v estestvennois-toricheskom otnoshenii. Korennye zhiteli Sibiri [Journey to the North-East of Siberia. Ch. 2. Sector. 6: The North and East of Siberia in natural history. The natives of Siberia]. Saint Petersburg: Publ. in Academy of Science, 1878. Pp. 571-833. (In Russian)

Mir drevnih jakutov: opyt mezhdisciplinarnyh issle-dovanij (po materialam saha-francuzskoj arheo-logicheskoj jekspedicii) [The world of ancient Yakuts: experience of interdisciplinary researches (based on Sakha-French Archaeological Expedition)]. Edited by

Erik Krjubezi, A. Alekseev. Yakutsk: Publ. in Northeastern Federal University, 2012. 225 p. (In Russian)

Nikolaeva T.N., Gotovceva L.M. Iz glubin drevnosti: istoriya "hotojdooh son" [From the depths of ancient: the history of "hotoidooh son"]. Tomskij zhurnalLING i ANTR [Tomsk Journal LING & ANTHRO]. 2020. № 1 (27). Pp. 137-150. (In Russian)

Nosov M.M. Jevoljucionnoe razvitie jakutskoj odezhdy s konca XVIII do 1920-h godov [Evolutionary development of Yakut clothing from the late 18th century to the 1920s]. Collection of scientific articles of Yakut Republican Museum of Local Lore. Vol. 2. Yakutsk: Yakutsk Book Publ., 1957. Pp. 116-152. (In Russian)

Oakes J., Riewe R.A Comparison of Historical and Contemporary Skin Clothing Used in North Greenland: An Ethno-historical Approach. Clothing and Textiles Research Journal. 1992. № 10 (3). Pp. 76-85. DOI: 10.1177/0887302X9201000310

Okladnikov A.P. Istoriya Yakutii. Proshloe Yakutii do prisoedineniya k russkomu gosudarstvu [History of Yakutia. The past of Yakutia before joining the Russian state.]. Vol. 1. Yakutsk: Publ. in Yakutgosizdat, 1949. 498 p. (In Russian)

Petrova S.I. Narodnyj kostjumjakutov: istoriko-jetno-graficheskoe i iskusstvovedcheskoe issledovanie [Yakuts national costume: historical, ethnographic and art history research]. Novosibirsk: Science Publ., 2013. 207 p. (In Russian)

Petrova S.I. Svadebnyj narjad jakutov: tradicii i rekonstrukcija [Wedding dress of the Yakuts: traditions and reconstruction]. Novosibirsk: Science Publ., 2006. 104 p. (In Russian)

Petrova S.I., Prokopeva A.N. Jakutskaja odezhda tangalai: kroi, otdelka, tehnologii [Yakutian clothes tan-galai: cut, trim, technology]. Vestnik arheologii, antrop-ologii i etnografii [Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography]. 2023. № 1 (60). Pp. 151-161. (In Russian)

Roach M., Musa K. New perspectives on the history of Western dress. New York: NutriGuides, 1980. 295 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Seroshevskij V.L. Jakuty: opyt jetnograficheskogo issledovanija. 2-e izd. [Yakuts: the experience of ethnographic research. 2nd ed.]. Moscow: Russian Political Encyclopedia Publ., 1993. 736 p. (In Russian)

Strahlenberg J. Das nord und Ostliche Theil Von Europa und Asia. Stockholm, 1730. 438 p. (In German)

Strelov E.D. Odezhda i ukrashenija jakutki v po-lovine XVIII veka [Clothing and ornaments of the Yakut in the middle of the 18th century]. Sovetskaja jetnografi-ja [Soviet Ethnography]. № 2-3. 1937. Pp. 75-99. (In Russian)

Tokarev S.A. Ocherk istorii yakutskogo naroda [Essay on the history of the Yakut people]. Moscow: State Socio-economic Publ., 1940. 247 p. (In Russian)

2023; 3(44): 31-46 Северо-Восточный гуманитарный вестник / North-Eastern Journal of Humanities

Hudjakov I.A. Kratkoe opisanie Verhojanskogo ok-ruga. 2-e izd. [A brief description of the Verkhoyanskiy district. 2nd ed.]. Yakutsk: Publ. in Bichik, 2016. 448 p. (In Russian)

Shukin N.S. Yakuty [Yakuts]. Vol. 7. Saint Petersburg: Publ. in Typography of Journal Ministry of the Interior, 1854. 46 p. (In Russian)

Volobueva T.O. Jevoljucija gorodskogo kostjuma kak otrazhenie modernizacionnyh processov v rossijskom

Сведения об авторе:

Федорова Айталина Родионовна - м.н.с. лаборатории «Человек в Арктике» Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера СО РАН; г. Якутск, Российская Федерация;

https://orcid.org/0000-0002-6487-3914;

aytap@mail.ru.

obshhestve vtoroj poloviny XIX - nachala XX vv. [Evolution of the town costume as a reflection of modernization processes in Russian society in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Abstract of the dissertation of the Cand. Sci. (History). Moscow, 2008. 26 p. (In Russian)

Zaharov V.P. Pushnoj promysle i torgovlja v Jakutii (konec XIX - nachalo XX veka.) [Fur trade and trade in Yakutia (late 19th - early 20th century)]. Novosibirsk: Science Publ., 1995. 135 p. (In Russian)

Information about the author:

Fedorova Aitalina Rodionovna - Junior Researcher of Laboratory "Man in the Arctic" of the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS; Yakutsk, Russian Federation;

https://orcid.org/0000-0002-6487-3914;

aytap@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.