Научная статья на тему 'РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ ВИДОВ ЯКУТСКОЙ ОДЕЖДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБРАЗОВ КАРТИНЫ М.М. НОСОВА "ЫСЫАХ")'

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ ВИДОВ ЯКУТСКОЙ ОДЕЖДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБРАЗОВ КАРТИНЫ М.М. НОСОВА "ЫСЫАХ") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЯКУТОВ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / КОСТЮМ / РИТУАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК / YAKUT FOLK COSTUME / RECONSTRUCTION / HYPOTHETICAL RECONSTRUCTION / COSTUME / RITUAL CLOTHING / FUNERARY MONUMENTS / ARCHAEOLOGICAL MATERIAL / GRAPHIC SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Светлана Ивановна, Прокопьева Александра Николаевна

В статье рассматривается опыт проведения гипотетической реконструкции и применения метода реплики при изготовлении народного костюма. За основу реконструкции была взята картина М.М. Носова «Якуты в ХVII веке. Ысыах», где художник, отталкиваясь от археологических материалов, воссоздал художественные образы людей в костюмах якутов XVII века. При реконструкции костюма нами был изучен археологический материал, хранящийся в музеях Якутии, изобразительные источники и этнографическая литература. Материалы этнографических и археологических экспедиций, а также основанное на них огромное изобразительное наследие М.М. Носова, позволяют заключить, что у якутов в ХVII-ХVIII веках существовала своеобразная культура одежды, совершенно отличная от культуры одежды последующего ХIХ столетия и почти полностью забытая в ХХ веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрова Светлана Ивановна, Прокопьева Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF ANCIENT TYPES OF YAKUT CLOTHES (ON THE MATERIALS OF IMAGES OF PICTURE OF M.M. NOSOV "YSYAKH")

In the article considered the experience of conducting a hypothetical reconstruction and the usage of the replica method in the manufacture of folk costumes. As the basis of the reconstruction was taken the picture of M.M.Nosov “Yakuts in the ХVII century. Ysyakh”, where the artist, making a start from the archaeological material, recreated the artistic image of the Yakut costume of the XVII century. During the reconstruction of the costume, there were studied archaeological material stored in the museums of Yakutia, graphic sources and ethnographic literature. The materials of ethnographic and archaeological expeditions, as well as the immense graphic heritage of M.M. Nosov, allow us to conclude that the Yakuts of the XVII-XVIII centuries existed a peculiar culture of clothing, completely different from the culture of clothing of the subsequent XIX century and almost completely forgotten in the XX century.

Текст научной работы на тему «РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ ВИДОВ ЯКУТСКОЙ ОДЕЖДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБРАЗОВ КАРТИНЫ М.М. НОСОВА "ЫСЫАХ")»

7. Гао Цзясинь. Национальная хореография в Китае: история и семантика // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. - Улан-Удэ, 2018. - № 3(7). - С. 104-111.

S. Лю Цин Чжунгогудайудаофт'Й'ТСЙ!® (Китайское древнее танцевальное искусство). - Пекин: Шануиньшугуан,

1991. - 136 с.

9. Сунь Цянь. Танцевальное искусство Китая ХХ века: национальное своеобразие и влияние западных традиций. - Пекин,

1992. - С.183-184.

10. Чэнь Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. - Вып. 12. - 2012. - С. 58-73.

11. Чэнь Цзин. Танцевальное искусство Китая эпохи правления династии Тан // Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусства: II Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (21 апреля 2011 года): Сб. докладов и тезисов. - М.: Издательский Дом МГАХ, 2011. - С. 148-156.

12. Ши Чжунвэнь.¿{ф^.Чжунго цюаньши ФН^Й. (Полная история Китая). Т.8. - Пекин, 1994. - С. 136-166.

13. Ван Ниннин.£тт. Чжунго гудай лэудао ши (История древнего китайского музыка и танца). - Шаньси, -2009. - С.98

References and Sources

1. Van Kefen' CHzhungo gudaj udao shihua ФШЙ^ЙШФЙ (Ob istorii i drevnekitajskogo tanceval'nogo iskusstva). - Pekin, 19S0. - 256 s.

2. Van Kefen. Postupatel'naya istoriya kitajskogo tanca. - SHanhaj: Izdatel'stvo Naroda. 19S9. - 324 s.

3. Van CHzhun-lo SujTan U-daj shi (Istoriya [epoh] Suj, Tani Pyati dinastij). T.2. - SHanhaj, 2003. - S. 126S-125S.

4. Van CHzhun-lo Vejczin' nan'bejchao shi ШШШ^(Istoriya [epoh] Vej, Czin', Severnyh i YUzhnyh dinastij). - SHanhaj, 2004. - S. 93S-943.

5. Van Ninnin.lTT. CHzhungo gudaj leudao shi (Istoriya drevnej kitajskoj muzyki i tanca). - SHan'si: Narodnyj izdatel'skij dom, 2009. - 163 s.

6. Vac A.B. Tanceval'noe iskusstvo Kitaya: Istoriya i sovremennost'. - SPb: Planeta muzyki, Lan', 2011. - 20S s.

7. Gao Czyasin'. Nacional'naya horeografiya v Kitae: istoriya i semantika // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - Ulan-Ude, 201S. - № 3(7). - S. 104-111.

S. Lyu Cin . CHzhungogudajudao'ÎlH'fi''№SïS (Kitajskoe drevnee tanceval'noe iskusstvo). - Pekin: SHanuin'shuguan, 1991. - 136 s.

9. Sun' Cyan'. Tanceval'noe iskusstvo Kitaya HKH veka: nacional'noe svoeobrazie i vliyanie zapadnyh tradicij. - Pekin, 1992. - S.1S3-1S4.

10. CHen' Czin. Pedagogicheskie osnovy razvitiya nacional'nyh tradicij horeografii Kitaya // Innovacionnye tekhnologii obucheniya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. - Vyp.12. - 2012. - S. 5S-73.

11. CHen' Czin. Tanceval'noe iskusstvo Kitaya epohi pravleniya dinastii Tan // Aktual'nye voprosy obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva: II Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov i aspirantov (21 aprelya 2011 goda): Sb. dokladov i tezisov. - M.: Izdatel'skij Dom MGAH, 2011. - S. 14S-156.

12. Shi Chzhunven'.íttX.CHzhungo cyuan'shi ФШЙФ. (Polnaya istoriya Kitaya). T.S. - Pekin, 1994. - S. 136-166.

13. Van Ninnin.lTT. CHzhungo gudaj leudao shi (Istoriya drevnego kitajskogo muzyka i tanca). - SHan'si, -2009. - S.9S.

ГАО ЦЗЯ СИНЬ - аспирант, Восточно-Сибирский государственный институт культуры ([email protected]). НИКОЛАЕВА ДАРИМА АНАТОЛЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственные институт культуры ([email protected]).

GAO, JIAXIN - postgraduate student, East-Siberian State Institute of Culture.

NIKOLAEVA, DARIMA A. - Doctor of History, Professor, East-Siberian State Institute of Culture.

УДК 94(47).04/06:903.24(571.56)

ПЕТРОВА С.И., ПРОКОПЬЕВА А.Н. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ ВИДОВ ЯКУТСКОЙ ОДЕЖДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБРАЗОВ КАРТИНЫ М.М. НОСОВА «ЫСЫАХ»)

Ключевые слова: народный костюм якутов, реконструкция, гипотетическая реконструкция, костюм, ритуальная одежда, погребальные памятники, археологический материал, изобразительный источник.

В статье рассматривается опыт проведения гипотетической реконструкции и применения метода реплики при изготовлении народного костюма. За основу реконструкции была взята картина М.М. Носова «Якуты в ХVП веке. Ысыах», где художник, отталкиваясь от археологических материалов, воссоздал художественные образы людей в костюмах якутов XVII века. При реконструкции костюма нами был изучен археологический материал, хранящийся в музеях Якутии, изобразительные источники и этнографическая литература. Материалы этнографических и археологических экспедиций, а также основанное на них огромное изобразительное наследие М.М. Носова, позволяют заключить, что у якутов в ХУП-ХУШ веках существовала своеобразная культура одежды, совершенно отличная от культуры одежды последующего ХК столетия и почти полностью забытая в ХХ веке.

PETROVA, S.I., PROKOPEVA, A.N. RECONSTRUCTION OF ANCIENT TYPES OF YAKUT CLOTHES (ON THE MATERIALS OF IMAGES OF PICTURE OF M.M. NOSOV "YSYAKH")

Keywords: Yakut folk costume, reconstruction, hypothetical reconstruction, costume, ritual clothing, funerary monuments, archaeological material, graphic source.

In the article considered the experience of conducting a hypothetical reconstruction and the usage of the replica method in the manufacture of folk costumes. As the basis of the reconstruction was taken the picture of M.M.Nosov "Yakuts in

209

the XVII century. Ysyakh", where the artist, making a start from the archaeological material, recreated the artistic image of the Yakut costume of the XVII century. During the reconstruction of the costume, there were studied archaeological material stored in the museums of Yakutia, graphic sources and ethnographic literature. The materials of ethnographic and archaeological expeditions, as well as the immense graphic heritage of M.M. Nosov, allow us to conclude that the Yakuts of the XVII-XVIII centuries existed a peculiar culture of clothing, completely different from the culture of clothing of the subsequent XIX century and almost completely forgotten in the XX century.

В настоящее время в социокультурном пространстве всего российского общества с каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Ярким маркером культуры любого народа является народный костюм.

В современной якутской этнографии народный костюм якутов (самоназвание «саха») наиболее полно представлен видами одежды XIX века, сохранившимися в фондах различных республиканских, российских и зарубежных музеев. При этом виды одежды дохристианского периода в основном не сохранились. Те фрагментарные описания в письменных источниках, изображения, которые были сделаны ранними исследователями, на наш взгляд, не всегда достоверны. Это обстоятельство порождает определенные проблемы с реконструкцией видов народной одежды якутов в современном социокультурном пространстве. В отмеченном контексте особую ценность для технологической реконструкции якутской одежды прошлого представляют ранние графические зарисовки различных ее видов, отдельные разрозненные элементы из музейных фондов, а также материалы ранних и современных археологических раскопок. Как не покажется парадоксальным, но определенное значение здесь имеет также художественное творчество, в том числе произведения живописцев.

В последнее время имя Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народного художника ЯАССР, известного краеведа, этнографа-художника М.М. Носова (1887-1960) известно всем, кто интересуется искусством традиционного шитья якутов. В немалой степени эта популярность обеспечена благодаря последним выпускам его красочных альбомов по материальной культуре якутов. Обращаясь к его творчеству, следует особо подчеркнуть, что свои этнографические изобразительные материалы М.М. Носов выполнял, основываясь не просто на художественной интуиции. Огромное внимание он уделял материалам этнографических музейных коллекций, археологических раскопок Е.Д. Стрелова, И.Д. Новгородова, М.И. Ковинина, С.И. Боло. Наряду с этим, в 30-40-е годы XX столетия он лично участвовал в музейной экспедиционной деятельности, а также принимал участие в археологических раскопках, в рамках которых художник профессионально занимался реконструкцией одежды. Много рисунков и зарисовок им было сделано также во время частных творческих поездок в центральные районы республики. В одно время М.М. Носов подвергся резкой критике со стороны научного сообщества, и его альбомы с этнографическими зарисовками не были своевременно изданы. В 1950-х годах он был обвинен в приукрашивании археологических материалов при их художественной реставрации [1, с.145]. Сегодня с такой критикой вряд ли можно согласиться. Более того, уместно отметить, что М.М. Носов делал свои зарисовки непосредственно на местах раскопок. Так как в те времена фотофиксация была развита слабо, в состав экспедиций обязательно входил художник. Полагаем, что в сугубо научных экспедициях специалисты, лично проводившие выемку археологических материалов, вряд ли допустили бы такое приукрашивание.

Сегодня альбомы М.М. Носова признаны и научным сообществом, и широкой общественностью. Они вносят большой вклад в этнографию и прикладную культурологию, помогают исследованию этнокультурных традиций народа саха. В этой связи, в рамках подготовки к ежегодному празднику «ысыах» Немюгинского наслега Xангаласского улуса было решено выполнить реконструкцию якутских костюмов по археологическим материалам, а также по известной картине М.М. Носова «Якуты в XVII веке. Ысыах». Эта картина находится в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского (далее ЯГОМИиКНС) (Инв.№ КП 5074 Ж-163). Для

практической реализации данного проекта организаторы обратились к мастерам-ювелирам и мастерицам по национальному шитью, которые взялись бы за реконструкцию различных видов одежды с персонажей картины. Так как реконструкция народной одежды требует научного подхода, в работу над проектом были приглашены этнографы и археологи СевероВосточного федерального университета, специалисты Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и музейные работники, которые непосредственно занимаются прикладным исследованием материальной культуры.

На картине изображено 33 персонажа (30 взрослых и трое детей), из них 9 образов являются центральными. Проводя сопоставительный анализ, мы пришли к выводу, что костюмы этих персонажей были написаны по материалам археологических раскопок якутских погребений. Это раскопки Е.Д. Стрелова в 1914-1922 гг., М.И. Ковынина, И.Д. Новгородова и С.И. Боло в 1937-1938 гг. Так, мужчина в возрасте, стоящий лицом к зрителю, одет в богатый костюм, в котором явно изображены кафтан и шапка, найденные в могиле известного якутского родоначальника Аба Уос Дьорго Идельгиева, жившего в конце XVI и начала XVII века в местности Киис Тиэрбит Мегино-Кангаласского района. Из того же родового могильника происходит нарядный женский вид одежды «тангалай сон» и женская шапка, которая известна в описаниях исследователей якутской древней культуры под названием «муостаах нуогайдаах бэргэhэ» (шапка с веером) на всаднице. М.М. Носов относит «тангалай сон» к теплым меховым шубам и отмечает, что название шубы происходит от сокращенного «таналайдыы тигиилээх сон» (орнаментированный под тангалай, расшитый под тангалай). Также из материалов этого же погребения происходит головное украшение «бастынга» на центральной женской фигуре картины.

Одежда женщины на правой части картины является сборной. Так, чепец типа «бобуонньук», сшитый из синей материи «тордо» и украшенный бисерной вышивкой, представляет собой аналог находки из могилы известного князца Нестера Дьячковского -Омуоруйа в Ожулунском наслеге Чурапчинского района. Такие круглые капоры - колпачки, сшитые из материи и украшенные по краям разнообразной меховой оторочкой и бисерной вышивкой, обнаруживаются в богатых погребениях XVIII в. на голове покойника - обычно под шапкой. Нарядная безрукавка с металлическими подвесками на женщине является проекцией безрукавки, обнаруженной в погребении дочери вышеупомянутого Нестера Дьячковского - Марины Дьячковской. В картине под безрукавку на стоящей женщине надето синее платье с бисерной оторочкой. Такого типа платье было извлечено Е.Д. Стреловым из погребения женщины на территории Хоринского наслега бывшего Западно-Кангаласского, ныне Хангаласского улуса. Носов отмечает этот вид женского платья, как нательную рубаху «халадай» [2]. Одежда была сшита из синей дабы на холщевой подкладке, е точные обмеры не сделаны. В данной одежде интерес представляет своеобразная бисерная нашивка, которая прикреплена у талии на передней части одежды, к краям которой прикреплены с одной стороны игольница, с другой - кожаный мешочек. М.М. Носов отмечает, что форма бисерной нашивки напоминает контур передней луки конского седла. В картине можно увидеть и аналоги фрагментов одежды, извлеченных из погребения женщины на территории Орджоникидзевского района на гребне «Лысой горы» - между Хоринской и Атласовской горными распадками (рукава, полы и подол опушены темно-коричневым мехом) [3].

Мужчины, танцующие в круговом танце и стоящие к зрителю правым боком, одеты в камзолы, имеющие несколько схожих прототипов. Это шубы и камзолы из погребений «Холболоох» в Бахсытском наслеге Чурапчинского района, шуба и камзол из разных погребений на «Лысой горе» близ г. Якутска. Эти изделия объединяет фасон: длинные рукава, где верхняя часть до локтей опушена мехом, боковые и задние разрезы, отсутствие воротника. Костюмы стоящих спиной людей в центре картины художник взял также с использованием археологических материалов. Эти виды одежды составляли раньше наиболее употребительный фасон наружного костюма: с расширяющимися к низу и с разрезами до опояски с оттопыривающими кромками - «кокуора оноо» [4].

Интерес представляют также оформление и декор одежды: бисерные или с ажурными сквозными вырезами, с просвечиваемыми разноцветными нашивками на плечах, и верхней, нижней части рукавов, по средней части спины, по боковым швам. Такими прорезными аппликационными нашивками и бисерным декором оформлялись не только женские, но и мужские камзолы, натазники и ноговицы, которые представлены ранними и современными археологическими материалами [1, с.150; 5; 6]. Заметим, что археологи отмечают при этом такую характерную особенность в декоре одежды - чем древнее погребение, тем меньше встречается в одежде бус, корольков и бисера.

Нами были изучены фрагменты одежды XVIII века, хранящиеся в музеях. Например, в фондах ЯГОМИиКНС хранится фрагмент верхней одежды, по своему оформлению схожий с кафтаном из погребения Аба Уос Дьорго и некоего Акатта [4]. Фрагмент состоит из кожаных частей одежды [Инв№ Амп-1 65/39]: опояски, декоративных полос боковой части, спинки и переднего борта. Изделие было отрезным по талии, юбка собрана в мелкие сборки. С внутренней стороны одежда была подбита светлым мехом; местами сохранились вставки из коричневой ткани. Вероятно, это был распашной однобортный кафтан, опушенный вдоль кромок бортов и подолов. По своему фасону изделие близко к камзолу из погребения женщины в местности Киис Тиэрбит - родового могильника Аба Уос Дьорго [7, с. 112-113]. Особенностями фасона этих изделий являются присборенные юбки, которые не очень часто встречаются в археологических раскопках.

Основные сохранившиеся элементы - это кожаные полосы, служившие основой декоративного оформления изделия. Эти части являются ценным источником для реконструкции изделия, для изучения особенностей швов и технических приемов. На специально подготовленном лоскуте кожи путем перфорации специальным инструментом наносились отверстия круглой, ногтевидной и полусферической форм. Расположение отверстий было систематическим и составляло определенный раппорт. Пространства между линиями отверстий украшалась вышивкой цветными нитками. Под эти кожаные полосы подкладывали ткань (в данном случае синего и зеленого цвета) таким образом, чтобы она просвечивала через отверстия. Ткань и кожа соединялись между собой: края отверстий сшивались с тканью стебельчатым швом. Судя по археологическим источникам, описанный прием декорирования был распространен на территории Центральной Якутии, но все же довольно редко встречается в материалах погребений. Из-за довольно трудоемкий работы, подобные изделия могли быть единичными, что может указывать на особый статус погребенных. К сожалению, И.В. Константинов конкретно не указывает в своем труде на подобное изделие, но судя по сохранившемуся полевому шифру и описанию сопроводительного инвентаря, оно было извлечено из женского погребения в местности Ампаардаах Мегино-Кангаласского улуса [7, с.47]. Богатый сопроводительный инвентарь также говорит в пользу высокого статуса погребенной.

В процессе воссоздания видов одежды из картины М.М. Носова нами предложен один из современных методов исторической реконструкции - гипотетическая реконструкция, когда костюм уже не имеет оригинала и восстанавливается методом предположения, т.е. по письменным или изобразительным источникам. В данном случае были использованы описания из ранних научных статей М.М. Носова и археолога И.Д. Новгородова, материалы из погребальных памятников якутов из фондов Музея археологии, этнографии и высшей школы Северо-Восточного федерального университета и ЯГОМИиКНС. Также был использован метод реплики, когда в реконструкции костюма используются размеры современного владельца. В материале реконструированных костюмов были использованы обработанные ручным способом шкуры пушных зверей - соболя, лисы, белки, рыси и оленьей ровдуги, а также современные тканые материалы, имеющие наибольшее приближение по внешнему виду к «исходнику». Вышеупомянутая технологическая обработка древнего декора и в научном, и в технологическом плане недостаточно изучена и является очень сложной для современных мастериц, поэтому мастерицами были использованы наиболее приемлемые на сегодняшний день технологии ручного шитья. В крое одежды полностью соблюдались

212

очертания основных деталей кроя, пропорции прототипа, композиционный строй бисерной вышивки, некоторые технические приемы выполнения. Весь бисерный декор вышит ручным способом. Обработка металлических декоров и подвесных украшений из меди, которые обязательно присутствуют в якутских костюмах, также выполнены по традиционной технологии обработки литья и штамповки.

Как показала наша реконструкция, внешний вид старинных видов одежды, взятых для образов картины из археологических материалов, выделяется своеобразием покроев и фасонов. Благодаря не только многим материалам ранних и современных археологических экспедиций, но и огромному изобразительному наследию М.М. Носова, мы удостоверились в том, что у якутов в ХVII-ХVIII веках существовала своеобразная культура одежды, совершенно отличная от культуры одежды последующего ХЕХ столетия и почти полностью забытая в ХХ веке. Выполнение таких уникальных видов одежды требовало от мастериц и мастеров не только художественного вкуса, но и высокого мастерства.

Литература и источники

1. Новгородов И.Д. Археологические раскопки музея // Сборник научных статей Якутского респ. краевед. музея им. Ем. Ярославского. - Вып.1. - Якутск: Кн. изд., 1955.

2. Носов М.М. Одежда и украшения у якутов Х'УП -ХУШ веков// Сборник научных статей Якутского респ. краевед. музея им. Ем. Ярославского. - Вып.1. - Якутск: Кн. изд., 1955. - С.106-107; 109; 11S.

3. Носов М.М. Художественно-бытовые изделия якутов ХУШ - начала ХХ веков. - Якутск: Кн. изд, 1988. - С.13; 30.

4. Носов М.М. Одежда и украшения у якутов Х'УП - ХХ вв./ [науч.ред. С.К. Колодезников]. - Якутск: Студия «ТТЬ»: ЯНЦ СО РАН, 2010. - С.9; 18-20; 26.

5. Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции) / Под ред. Эрика Крубези, Анатолия Алексеева. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - С.36-37.

6. Кирьянов Н.С. Отчет о проведении археологических полевых работ (раскопок) на территории выявленных объектов культурного наследия в местности «Ат-Дабан» в Хангаласском районе Республики Саха (Якутия) в 2016 году (Открытый лист №746 от 15 июня 2016 года). - Том I. - С.71.

7. КонстантиновИ.В. Материальная культура якутов XVIII в.: (по материалам погребений). - Якутск: Якутиздат, 1971.

References and Sources

1. Novgorodov I.D. Arheologicheskie raskopki muzeya // Sbornik nauchnyh statej YAkutskogo resp. kraeved. muzeya im. Em. Yaroslavskogo. - Vyp. 1. - Yakutsk: Kn. izd., 1955.

2. Nosov M.M. Odezhda i ukrasheniya u yakutov HVII -HVIII vekov// Sbornik nauchnyh statej Yakutskogo resp. kraeved. muzeya im. Em. YAroslavskogo. - Vyp.1. - Yakutsk: Kn. izd., 1955. - S.106-107; 109; 11S.

3. Nosov M.M. Hudozhestvenno-bytovye izdeliya yakutov HVIII - nachala HKH vekov. - Yakutsk: Kn. izd, 19SS. - S.13; 30.

4. Nosov M.M. Odezhda i ukrasheniya u yakutov HVII - HKH vv./ [nauch.red. S.K. Kolodeznikov]. - Yakutsk: Studiya «TTL»: YANC SO RAN, 2010. - S.9; 1S-20; 26.

5. Mir drevnih yakutov: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij (po materialam saha-francuzskoj arheologicheskoj ekspedicii) / Pod red. Erika Krubezi, Anatoliya Alekseeva. - Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2012. - S.36-37.

6. Kir'yanov N.S. Otchet o provedenii arheologicheskih polevyh rabot (raskopok) na territorii vyyavlennyh ob"ektov kul'turnogo naslediya v mestnosti «At-Daban» v Hangalasskom rajone Respubliki Saha (Yakutiya) v 2016 godu (Otkrytyj list №746 ot 15 iyunya 2016 goda). - Tom I. - S.71.

7. Konstantinov I.V. Material'naya kul'tura yakutov XVIII v.: (po materialam pogrebenij). - Yakutsk: Yakutizdat, 1971.

ПЕТРОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры фольклора и культуры СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова ([email protected])

ПРОКОПЬЕВА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА - научный сотрудник лаборатории «Человек в Арктике» Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ([email protected]) PETROVA, SVETLANA I - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Folklore and Culture of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

PROKOPEVA, ALEKSANDRA N. - Researcher of the Laboratory "Man in the Arctic" of the Institute of Humanities Research and Problems of Indigenous Peoples of the North of the SB RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.