Научная статья на тему 'Традиционная народная культура на примере кустарно-художественных промыслов Дагестана'

Традиционная народная культура на примере кустарно-художественных промыслов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
559
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАСЕЧКА / ГРАВИРОВКА / ПРОМЫСЛЫ / КЕРАМИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ЭТНОС / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдулаева Ильмира Абдурагимовна, Шарбузова Хадижат Зайнулабидовна

Статья посвящена сложному и многогранному явлению дагестанской культуры народным художественным промыслам. Предпринята попытка обосновать необходимость сохранения и популяризации традиционной культуры в условиях глобализации с целью дальнейшей консолидации российского общества. Автор акцентирует внимание на специфике традиционной культуры республики на примере декоративно-прикладного искусства таких центров, как Балхар, Унцукуль и Кубачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Абдулаева Ильмира Абдурагимовна, Шарбузова Хадижат Зайнулабидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная народная культура на примере кустарно-художественных промыслов Дагестана»

УДК 371.486

Абдулаева Ильмира Абдурагимовна

кандидат философских наук, доцент. филиал Дагестанского государственного университета в г. Кизляр ilmira.abdulaeva @mail.ru

Шарбузова Хадижат Зайнулабидовна

кандидат педагогических наук, доцент. филиал Дагестанского государственного университета в г. Кизляр РД x_shar@mail.ru

Традиционная народная

КУЛЬТУРА НА ПРИМЕРЕ КУСТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ДАГЕСТАНА

Il’mira Abdulaeva

candidate of philosophical Sciences, associate professor. Dagestan State University, branch in Kizlyar ilmira.abdulaeva @mail.ru

Khadizhat Sharbuzova

candidate of pedagogical Sciences, professor. Dagestan State University, branch in Kizlyar x_shar@mail.ru

Traditional folk culture ON

THE EXAMPLE OF DAGESTAN HANDICRAFT-ARTS

Аннотация. Статья посвящена сложному и многогранному явлению дагестанской культуры -народным художественным промыслам. Предпринята попытка обосновать необходимость сохранения и популяризации традиционной культуры в условиях глобализации с целью дальнейшей консолидации российского общества. Автор акцентирует внимание на специфике традиционной культуры республики на примере декоративно-прикладного искусства таких центров, как Балхар, Унцукуль и Кубани.

Ключевые слова: декоративно-прикладное

искусство, насечка, гравировка, промыслы, керамика, традиционные промыслы, этнос, мультикультурализм.

Annotation. The article is devoted to a complex and multifaceted phenomenon of the Dagestan culture - folk arts and crafts. An attempt is made to justify the need for preserving and promoting traditional culture in the context of globalization with a view to further consolidation of the Russian society. The author focuses on the specifics of the traditional culture of the Republic on the example of decorative art centers such as Balkhar, Untsukul and Kubachi.

Keywords: decorative arts, chiseling, engraving, crafts, ceramics, traditional crafts, ethnic group, multiculturalism.

Предлагаемая статья связана с исследованиями традиционной народной культуры Дагестана. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена желанием популяризовать культурный потенциал этносов, населяющих республику, с их богатым историческим и культурным наследием. Такой регион как Дагестан выполняет роль хранителя традиционной культуры, патриархальности, самобытности и первозданное™ национальной культуры.

В условиях глобализации очень важно осознать, что провинция, её многонациональное™, мощный традиционный потенциал, исторический и культурный опыт способствуют не только сохранению самобытности России в целом, но и оказывают влияние на дальнейшее развитие страны и её народов, для их свободного национального самоутверждения и популяризации своего этнокультурного наследия.

Республика Дагестан уникальна по разнообразному составу населения. Население республики представлено 102 этносами, из которых 30 коренные народы, представляющие единую си-

стему этнических групп. Объединяющим и консолидирующим фактором выступает традиционная народная культура, которая впитала в себя духовные потоки Востока и Запада, Севера и Юга, христианства и мусульманства.

Дагестанская традиционная культура - это локализованный в пространстве и времени вариант культуры, цивилизационное образование, в котором, по мнению исследователя В.Г. Федотова, «ценностные ориентации всегда преобладают над целевыми, поэтому западная рациональность отсутствует ...» [1], эта культура имеет ряд особенностей, связанных с природно-^има-тическими и историческими условиями, хозяйственно-экономическим укладом, этнокультурной спецификой и самобытным искусством.

Переход искусства от традиционного господствовавшего средневекового типа к системе художественности Нового времени начинается в Дагестане в XIX веке. В искусстве отчетливо утверждается тип гуманизма, восходящий типологически к ренессансному, воплощается новое понимание мира и человека в нем. Доминирующий характер

21

обретает освобождение художественного творчества от фольклорно-мифологических традиций, преодоления анонимности, ослабления каноничности жанрово-стилевых признаков. Во всех сферах искусства возрастает роль творческой индивидуальности, дифференцируются переходные стадии народного профессионализма, происходит становление развитых форм личностно-авторского самовыражения.

Таким образом, историко-художественный процесс, протекавший в Дагестане во второй половине XIX и отчасти начале XX столетия - это блистательная эпоха декоративно-при^адного искусства, представленного в крупнейших центрах кустарно-художественных промыслов. В этом виде искусства преобладающими по значению становятся художественно-эстетичес кие критерии. Изделия дагестанских мастеров обретают огромную популярность в России, в странах Европы, Ближнего Востока, выходят на рынки Америки и Северной Африки, что подтверждало наметившуюся тенденцию перехода искусства Дагестана к профессиональному авторскому типу творчества: возрастают формы индивидуального и индивидуализированного авторского самовыражения, утверждается новое понимание окружающего мира, места и роли человека в нем [2, 3, 4].

Народное искусство - искусство традиции. В нем учиты вается «традиция видения, традиция чувствования в тесной связи с традици ей творческого действия ... Традиция есть сила коллективного, она действует как закон развития. Но поскольку само народное искусство есть традиция, то его содержание есть содержание коллективного. Именно здесь коренится главный ценностный критерий народного творчества». Знание истоков народного творче ства, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъем лемую часть духовной культуры народа. По мнению исследователей, «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к различным сторонам культуры, к раз ным ее формам - вот черта истинно культурного человека» [5, 6].

Синтез природного и народного выделяется как главный источник эсте тических переживаний в искусстве.

Народное декоративно-при^адное искусство дагестанцев представлено балхарской керамикой, унцукульскими насечками, кубачинской гравировкой. Это достаточно сложное и многогранное явление культуры, занимающее особое место среди всех видов народного творчества и в современной культуре республики. Народные художественные промыслы Дагестана «но сипи четко выраженный прикладной характер, определяемый хо зяйственными и бытовыми запросами» [7, 8].

Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ,

форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона. Каждая школа имеет свои композиционные схемы, при емы, сюжеты, переходящие из произведения в произведение. Каждый мастер, соответственно своему художественному чувству, по-своему переосмысливает изделие, и ее неповторимость несет свое обаяние. Например, селение Унцу-куль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-при^адного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские. Унцукульские мастера в основном для инкрустации медью, мельхиором, серебром применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Если в конце XlX века рынком сбыта были такие центры, как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу.

Наиболее самобытным, стабильно сохранившим традиции древнего мастерства гончарного производства является аул Балхар. Веками отточенная техника позволяет балхаркам создавать равномерно тонкие изделия, могущие противостоять внутренним напряжениям материала, возникающим во время сушки и обжига. Роспись изделий Балхара - явление самобытное и оригинальное. Это одно из их главных достоинств. Заслуживает внимания возрождение в Балхаре древней глиняной игрушки-скульптуры, которую создают сейчас мастера среднего и младшего поколения. Позднее, когда реализация балхарской керамики происходила уже организованным порядком, этот вид изделий был незаслуженно забыт. Ныне в Балхаре игрушка-скульптура восстановлена в своем статусе.

Характерным для развития декоративно-прикладного искусства Дагестана является дальнейшее углубление специализации, как отдельных кустар-но-одожественных центров, так и формирование локальных школ, в которых творческая индивидуальность мастера оказывает все более заметное влияние на традицию. Так, легендарную славу обрели кубачинские мастера, выработавшие свой стиль и художественные приемы. Среди них гордость Дагестана - Омар Атта Гаджи Закарьяев, Гаджиабдула Ибрагимов, Бахмуд и Абдула Тубчи-евы, Магомед Чамсудинов и многие другие [9, 10]. В Кази-Кумухе и далеко за его пределами славилось искусство потомственных мастеров Шахшае-вых, Парамазовых, Габибовых, Гузуновых, Кажпа-евых, Каплановых и др. Изделия этих мастеров ценились очень высоко и имели также широкий сбыт [11].

К этой же плеяде мастеров принадлежат мастера-оружейники Чаландар из Гамсутля, Абита

22

Амирханов из Эндери, потомственные мастера из рода Базалай из Казанище, братья Газиевы из Гоцатля и мн. др.

По словам Е.И. Козубского: «Во многих из отраслей этого промысла дагестанские горцы достигли высокой степени совершенства своих изделий и приобрели вполне заслуженную известность: их изделия расходятся по всему Кавказскому краю и охотно покупаются во внутренних губерниях империи, в последнее время они нашли себе сбыт даже за границей, в Париже и Лондоне» [12, 13].

Весьма значительную роль в формировании многообразия хо зяйственных укладов, культурных традиций различных народное тей Дагестана сыграла и многонациональность этого региона, и то обстоятельство, что прикаспийская, равнинная часть республи ки с древних времен была своего рода географическим коридором, соединяющим Европу и Азию. Это нашло отражение в древнем названии «Каспийские» или «Железные» ворота. Каждый народ, проходивший этим путем, оставлял свой след в культуре местных племен, что способствовало формированию совершенно уникально го по своеобразию национально-художественного региона.

Даге стан исконно выделялся интенсивным развитием различных видов деко ративно-при^адного искусства, и особенно орнаментального искусства. В частности, об этом свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные высокохудожественные образцы архитектурного декора из разных зон Да-

Литература:

1. Федотова ВТ. Социальные знания и социальные изменения / В.Г. Федотова, В.Б. Власова и др. М., 2001.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. Ильенков Э.В. Школа должна учить думать. М., 2000.; Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.

3. Кияшенко НМ. Эстетика - философская наука. М., 2005.

4. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

5. Новоселов ЮНЗ. Рисунок, живопись, композиция : методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.

6. Лихачев ВТ- Художественное наследие Древней Руси и современность / В.Д. Лихачев, Д.С. Лихачев. Л. : Наука, 1971.

7. Раджабов ИМ. Художественные традиции и изобразительное ис кусство в школе. Махачкала : Дагучпедгиз, 1990.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие : Сокращ. пер. с англ. Самохина В.Н. М. : Наука, 1974.

гестана, отличающегося своеобразием, зачастую неповторимо-самобытным характером (резьба по камню и дереву, стуковые и лепные релье фы) [14].

Нигде на Кавказе в XIX в. не было такого количества кустарных производств, как в Дагестане, что было порождено сложными природно-географическими условиями и особенностями хозяйственно-бытового уклада.

В настоящее время народное декоративноприкладное творчество вызывает значительный интерес не только в экономи ческом и практическо-бытовом аспектах, но и в научном, а также в плане патриотического, художественно-эстетического и этиче ского воспитания дагестанцев.

В городах и аулах Дагестана плодотворно трудится большое количество народных художников-умельцев, чьи изделия, подлинные произведения искусства, известны и высоко ценятся далеко за пределами нашей страны. Однако путь к всенародному и общемировому признанию достаточно долгий и трудный. Каждый из мастеров дол жен был пройти нелегкую жизненную и творческую школу, тща тельно усвоить уроки своих учителей -знаменитых мастеров прошлого, перенять творческий опыт и секреты древнего народ ного искусства. Именно мастерам мы обязаны тем, что еще в условиях цар ской России начала прошлого века они сумели отстоять школы народного мастерства в Дагестане, эстетические основы традиционных изделии, не поддавшись на новомодные веяния, и передавали новым поколе ниям свои умения и навыки в неприкосновенной сохранности.

Literature:

1. Fedotova V.G. Social knowledge and social changes / V.G. Fedotova, B.G. Vlasova et al. M., 2001.

2. Bondarevskaya E. V. Theory and practice of personality-oriented education. Rostov-on-Don, 2000. . Ilyenkov E. V. School should teach to think. M., 2000.; Il'in E. N. The art of communication. M., 1982.

3. Kiyashenko N.I. Aesthetics is a philosophical science. M., 2005.

4. Nechaev V.I. Sociology of education. M., 1992.

5. Novoselov Yu.V. Drawing, painting, composition : methodological recommendations for the listeners of preparatory departments of pedagogical institutes. M. : Moscow State Pedagogical Institute n. a. V.I. Lenin, 1985.

6. Likhachev D. V. Artistic heritage of Ancient Rus and modernity / D.V. Likhachev, D.S. Likhachev. Leningrad : Science, 1971.

7. Radzhabov I.M. Artistic tradition and fine art at school. Makhachkala : Daguchpedgiz, 1990.

8. Arnheim R. Art and visual perception : trans. from English by V.N. Samokhin. M. : Science, 1974.

23

9. Алиханов Р. Кубачинские очерки // Искусство Кубачи. Л., 1976. 9. Alikhanov R. Kubachi essays // The Art of Kuba-chi. Leningrad, 1976.

10. Бардин РА. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М. : Высшая школа, 1990. 10. Bardin R.A. Products of national art crafts and souvenirs. M. : Higher school, 1990.

11. Габи ев Д.-М.С. Лакское ювелирное искусство XIX-XX вв. В кн. // Сб. трудов НИИХП. М., 1973. 11. Gabiev D.-M.S. Lak jewelry art of the XIX-XX centuries // Collection of works of SRIAI. M., 1973.

12. Козубский ЕМ. Памятная книжка и адрескалендарь Дагестанской области на 1901 год. Темир-Хан-Шура, 1901. 12. Kozubskii E.I. Memorial book and address-calendar of the Dagestan region in 1901. Temir-Khan-Shura, 1901.

13. Герчук Ю. Что такое орнамент? ДИ СССР, 1976. № 1. 13. Gerchuk Yu. What is an ornament? DI USSR, 1976. № 1.

14. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М. : Наука, 1982. 14. Debirov P.M. Woodcarving in Dagestan. M. : Science, 1982.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.