Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНЧУКСКОГО РАЙОНА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЖАНРОВО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА'

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНЧУКСКОГО РАЙОНА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЖАНРОВО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУБАНЬЕ / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА И НАПЕВА / ZAKUBANYE / TRADITIONAL MUSICAL CULTURE / FOLKLORE GENRES / ORGANIZATION OF VERSE AND CHORUS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиганова С.А., Власова М.В.

Статья посвящена традиционной музыкальной культуре кубанского казачества (шире - восточнославянского населения), проживающего на территории Карачаево-Черкесской Республики. До территориальных преобразований в первой четверти ХХ века Зеленчукский район КЧР являлся частью Кубанской области. Работа опирается на документальные полевые материалы, собранные в КЧР участниками Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани в 1998 году, а также автором статьи М.В. Власовой в период 2016-2018 гг. Описана история этнографических исследований, охарактеризована региональная специфика традиции. Проанализированы различные жанры музыкального фольклора (календарные, свадебные, лирические песни) в контексте традиционной обрядовой и бытовой культуры. Периферийное положение зеленчукских станиц относительно центра кубанского региона, расположение их в предгорьях Кавказского хребта определили сохранность редких образцов музыкального фольклора, также упоминаемых в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жиганова С.А., Власова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL MUSICAL CULTURE OF EAST SLAVIC POPULATION OF ZELENCHUK DISTRICT OF KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC: GENRE AND REGIONAL SPECIFICS

The article is devoted to the traditional musical culture of the Kuban Cossacks (more broadly - the East Slavic population) living in the territory of the Karachay-Cherkess Republic. Before the territorial transformation in the first quarter of the twentieth century, the Zelenchuksky district of the KCR was part of the Kuban region. The work is based on documentary field materials collected in the KCR by the participants of the Kuban folklore-ethnographic expedition of the research center of traditional culture of the Kuban in 1998, as well as the author of the article M.V. Vlasova during the period 2016-2018. The history of ethnographic research is described, the regional specificity of the tradition is characterized. Various genres of musical folklore (calendar, wedding, lyric songs) are analyzed in the context of traditional ritual and domestic culture. The peripheral position of Zelenchuk villages relative to the center of the Kuban region, their location in the foothills of the Caucasus Mountain Range, determined the preservation of rare samples of musical folklore, also mentioned in the article.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНЧУКСКОГО РАЙОНА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЖАНРОВО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА»

11. Шнитке А.Г. В поисках своего пути (о творчестве А. Караманова) // Советская музыка. 1961. № 9. С. 29-32.

12. Гулбис Э.Н. Штрихи к биографии // Центр поддержки и развития современного искусства им. Алемдара Караманова. URL: http://www.karamanov.ru

13. Шнитке А.Г. Навстречу слушателю // Советская музыка. 1962. № 1. С. 16-20.

14. Альфреду Шнитке посвящается. Юбилейный. М., 2016. Выпуск 10. 328 с.

15. Денисов Э.В., Шнитке А.Г. «Наши дорогие юбиляры» // Советский музыкант 1968. № 4. С. 3.

16. Раков Николай Петрович // МГК им. Чайковского URL: http://www.mosconsv.ru/ ru/person.aspx?id=42717

References

1. Schnittke is dedicated... to the 70th anniversary of the composer. Moscow, 2004. Issue 4. 312 p.

2. About the newspaper // Russian musician. URL: https://rm.mosconsv.ru/?page_id=2

3. Schnittke A.G. Develop the science of harmony // Sovetskaja musika. 1961. № 10. P. 44-45.

4. Schnittke A.G. From the rostrum of the theoretical conference // Sovetskaja musika. 1966. № 5. 1966. P. 26-27.

5. Schnittke A.G. Subjective notes on objective performance (Review of the concert by A. Lyubimov) // Sovetskaja musika. 1974. № 2. P. 63-65.

6. Alfred Schnittke dedicated. From the collections of the Schnittke center. Moscow, 2003. Issue 3. 312 p.

7. International festival «Moscow autumn» // Union of Moscow composers. URL: http:/ /www.soyuzmashrossii^/moscautumn.htm

8. Ivashkin A.V. Besedy s Alfredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 2003. 320 p.

9. Grigorieva A. Rodion Konstantinovich Shchedrin // Belcanto.ru. URL: https:// www.belcanto.ru/schedrin.html

10. About G. Grigoryan's creative work // Soviet music. 1960. № 5. P. 30-35.

11. Schnittke A.G. in search of his way (about the work of A. Karamanov) // Sovetskaja musika. 1961. № 9. P. 29-32.

12. Gulbis E.N. Strokes to the biography // Center for support and development of contemporary art. The Configuration Of The Ragdoll Mod Karamanov. URL: http:// www. karamanov. ru

13. Schnittke A.G. Towards the listener // Sovetskaja musika. 1962. № 1. P. 16-20.

14. Alfredu Shnitke posvyashchaetsya. Yubilejnyj [Alfred Schnittke dedicated. Anniversary]. Moscow, 2016. Issue 10. 328 p.

15. Denisov E.V., Schnittke A.G. «Our dear anniversaries» // Sovetskaja musika. 1968. № 4. P. 3.

16. Rakov Nikolai Petrovich // MGK im. Tchaikovsky URL: http://www.mosconsv.ru/ ru/person.aspx?id=42717

УДК 78

С.А. ЖИГАНОВА, М.В. ВЛАСОВА

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНЧУКСКОГО РАЙОНА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЖАНРОВО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Жиганова Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сольного и хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), svet1ana2008@mail.ru

Власова Мария Викторовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), masha92_21@mail.com

Аннотация. Статья посвящена традиционной музыкальной культуре кубанского казачества (шире -восточнославянского населения), проживающего на территории Карачаево-Черкесской Республики. До территориальных преобразований в первой четверти ХХ века Зеленчукский район КЧР являлся частью Кубанской области. Работа опирается на документальные полевые материалы, собранные в КЧР участниками Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани в 1998 году, а также автором статьи М.В. Власовой в период 2016-2018 гг. Описана история этнографических исследований, охарактеризована региональная специфика традиции. Проанализированы различные жанры музыкального фольклора (календарные, свадебные, лирические песни) в контексте традиционной обрядовой и бытовой культуры. Периферийное положение зеленчукских станиц относительно центра кубанского региона, расположение их в предгорьях Кавказского хребта определили сохранность редких образцов музыкального фольклора, также упоминаемых в статье.

Ключевые слова: Закубанье, традиционная музыкальная культура, фольклорные жанры, организация стиха и напева.

UDC 78

S.A. ZHIGANOVA, M.V. VLASOVA

TRADITIONAL MUSICAL CULTURE OF EAST SLAVIC POPULATION

OF ZELENCHUK DISTRICT OF KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC: GENRE AND REGIONAL SPECIFICS

Zhiganova Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor of the Department of Solo and Choral Folk Singing of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), svet1ana2008@mail.ru

Vlasova Maria Viktorovna, Master Student of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), masha92_21@mail.com

Abstract. The article is devoted to the traditional musical culture of the Kuban Cossacks (more broadly - the East Slavic population) living in the territory of the Karachay-Cherkess Republic. Before the territorial transformation in the first quarter of the twentieth century, the Zelenchuksky district of the KCR was part of the Kuban region. The work is based on documentary field materials collected in the KCR by the participants of the Kuban folklore-ethnographic expedition of the research center of traditional culture of the Kuban in 1998, as well as the author of the article M.V. Vlasova during the period 2016-2018. The history of ethnographic research is described, the regional specificity of the tradition is characterized. Various genres of musical folklore (calendar, wedding, lyric songs) are analyzed in the context of traditional ritual and domestic culture. The peripheral position of Zelenchuk villages relative to the center of the Kuban region, their location in the foothills of the Caucasus Mountain Range, determined the preservation of rare samples of musical folklore, also mentioned in the article.

Keywords. Zakubanye, traditional musical culture, folklore genres, organization of verse and chorus.

Музыкальный фольклор восточнославянского населения Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики принадлежит к типу традиционных культур позднего формирования [1]. Освоение казаками (шире - восточными славянами) этих мест пришлось на вторую половину XIX века. До 20-х годов XX века территория Карачаево-Черкесской республики входила в состав Кубанской области, и фольклорно-музыкальная традиция Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики является культурой кубанского казачества. Сохранение народной культуры кубанского казачества на территории Зеленчукского района КЧР в течение XX-XXI веков было сопряжено с немалыми трудностями. В значительной степени они связаны с проживанием кубанских казаков в полиэтническом и поликонфессиональном регионе: на территории КЧР насчитываются представители около 80 этносов, из них самые крупные: карачаевцы, русские, черкесы, абазины и ногайцы.

Актуальность темы данного исследования связана с возможностью включения представленных материалов в современную масштабную и многоплановую работу по этнографическому изучению Кубани: фольклор населенных пунктов Урупского и Зелен-чукского районов КЧР существенно пополняет и развивает сложившиеся научные представления о региональной специфике традиционной народной культуры закубанского субрегиона.

Опубликован ряд исследований, обращающихся к теме казачьей культуры на территории КЧР, самые ранние из них принадлежат дореволюционному периоду. Историю заселения Зеленчукского района, межэтнические отношения, устройство жизни верхнекубанских казаков описывали в своих работах Ф.А. Щербина1, П.П. Короленко2, К.К. Аба-за3. Некоторые материалы, характеризующие историю и традиционную культуру местного казачества, можно также найти в «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа», издаваемых в Тифлисе с 80-х годов XIX века до 20-х годов ХХ века. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. история и этнография исследуемой традиции освещалась в публикациях Н.И. Бондаря [2; 3], М.В. Железняковой [4; 5], С.А. Жигановой [6], М.Ф. Куракеевой (Титоренко)4, уроженки станицы Кардоникской, О.В. Матвеева5.

Научная новизна данного исследования обусловлена опорой авторов на документальный, по большей части не публиковавшийся ранее материал. В 1998 году в станицах Урупского и Зеленчукского районов КЧР работала Кубанская фольклорно-этно-графическая экспедиция научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» под научным руководством профессора Николая Ивановича Бондаря. В состав экспедиции входили сотрудники научно-иссле-дователь-ского центра традиционной культуры, а также студенты Краснодарского института культуры. В 2016-2019 гг. самостоятельные фольклорно-этнографические исследования в Зеленчукском районе провела М.В. Власова (Железнякова). Полевые материалы, характеризующие традиционную музыкальную культуру района, создают возможность более подробно и качественно описать на современном этапе жанровую и региональную специфику традиции.

Наибольшую фольклорно-этнографическую наполненность в области обрядовой культуры имеет зимнесвяточный комплекс, который включает в себя ритуалы поздравительных обходов дворов. Музыкальный фольклор станиц Зеленчукского района типичен для закубанской территории. Об этом свидетельствует характерная система музыкальных жанров и ее выражение в конкретных песенных сюжетах, характер диалекта, типы музыкальной организации напевов.

Музыкальные жанры зимнесвяточного цикла включают в себя тропарь и кондак Рождества (исполнялись рано утром 7 января), колядки детские и взрослые (исполнялись вечером 7 января), щедровки детские и взрослые (пели вечером 13 января), мыланки (пели вечером 13 января); посеванки (исполняли утром на Новый год, 14 января).

Специфику традиции определяет наличие в ней довольно редких в контексте кубанской фольклорной культуры жанровых образцов. К ним нужно отнести масленичный музыкальный фольклор, а именно: масленичные припевки: «Масленица-кривошейка, / Чем тибе памянуть харашенька? [9], а также масленичную хороводную «Ой, с-пат тенушок и да й варобью шакпапер(ы) хуваеть», вариант песни с широко известным

1 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. М., 2014. 576 с.

2 Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696-1896: исторический очерк. Краснодар, 1991. 128 с.

3 Абаза К.К. Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории и стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении, для чтения в войсках, семье и школе. СПб., 1890.

4 Куракеева М.Ф. Верхнекубанские казаки: быт, культура, традиции. Черкесск, 1999. 278 с.

5 Матвеев О.В. Народы Северного Кавказа в исторической картине мира кубанского казачества // Кавказский сборник. М., 2005. Т. 2. С. 190-129.

сюжетом «Как поеду ва Китай-горад гулять»: «Ой, с-пат тенушок и да й варо-бью шакпапер(ы) хуваеть, / И вой лелю, лели да й ляли, ой, лели, лели, вое, ляли. / - Ах, вы девушки ж, да малодушки, вы схадитесь пагулять! / И вой лелю, лели да й ляли, ой, лели, лели, вое, ляли»6 [2].

В календарной системе зеленчукской традиции сохранились довольно редкие образцы обрядов, как, например, обряд в праздник святителя Спиридона (25 декабря) и «проводы Марыны» в праздник Ивана Купала (7 июля). В праздник Спиридона до восхода солнца нужно было выбелить хату со словами «Святый Спиридон, высуши мой дом!». Это помогало от сырости в доме. Также в этот день кормили кур, насыпав зерно в рукав, и приговаривали: «Праздник Спиридона / Сядь, курыца, дома. / Яец не сабрать, / Цыплят не сащитать»7. В станице Кардоникской сохранился обряд проводов Марыны на следующий день после праздника Ивана Купала. Срезали веточку дерезы (облепихи), которую называли Мариной, украшали ее фруктами, ягодами, лентами, цветами и шли к реке с пением специальной песни: «Марына рызова, (2) / Да щей дырызова. / Ивана Купала (2) / Сама в воду впала»8. Марын было много, и несли их к реке с разных концов станицы, после чего бросали в воду вместе со своими венками [3].

Свадебный музыкальный фольклор в изучаемой традиции представлен комплексом обрядовых текстов, объединяющих особенности музыкального оформления черноморской и линейной кубанской свадьбы. Черноморская свадебная культура привнесла в традицию множество припевок, исполняемых на один или два политекстовых напева. В поэтических текстах припевок просматривается украинская языковая основа, модифицированная южнорусским «аканьем». По форме это тирады - тексты-миниатюры, объединяющие от 3 до 7 стихов. Все они выполняют комментирующую функцию. Особенностью этих текстов является довольно четкая приуроченность к определенному этапу ритуала. Всего же в районе было зафиксировано около 50 текстов свадебных припевок [6].

Прощальные свадебные песни, наоборот, свидетельствуют о южнорусских культурных «вливаниях». Свадебная песня станицы Кардоникской «Ни стой сосна рано развивайся» исполнялась во время посиделок вечером перед свадьбой: «А свекар гово-рэ: «Добрая гадына», рано, рано, / А свекар говорэ: «Добрая гадына», ой, да, ранэсень... / А свикруха каже: «Чужая дивчина!», рано, рано, / А свикруха каже: «Чужая дивчина!», ой, да ранэсень.»9. О русских истоках зеленчукской свадьбы свидетельствует и распространенная величальная песня с поэтическим рефреном «да лали-ладу»: «Да на горачке ва навой, ва навой / Да лали-ладу, ва навой, ва навой / Да стаял столик дубавой, дубавой, / Да лали-ладу, дубавой, дубавой»10.

В станицах и хуторах Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики сохранился довольно большой пласт неприуроченных песен, которые традиционно исполнялись в досуговых ситуациях, на гулянках, во время застолий, длительных переходов и переездов. Казачий статус традиции определяет наличие в них песен воинской тема-

6 Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции (далее ПМ КФЭЭ)-1998. А/к № 1547 ст. Исправная. ИНФ: Кикова А. Е., 1926 г.р.; Бутова М. С., 1922 г.р., Иссл.: Векшина С.А.

7 Интервью в ст. Исправной Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики с Пономаревой (Башко) М.В., 1936 г.р. 23.02.2018. Аудиозапись хранится в личном архиве автора.

8 ПМ КФЭЭ-1998. А/к № 170 ст. Кардоникская. ИНФ: Нагаева Е. П., 1938 г.р., Нестеренко О К., 1930 г.р., Нестеренко И.Ф., 1933 г.р., Савченко А.П., Травнева К.Т., 1932 г.р., Кириленко В.В., 1927 г.р., Дмитренко В.П., 1937 г.р., Горшкова А.М., 1924 г.р., Беспалова В.П., 1943 г.р., Троцкая М.Д., 1943 г.р. Иссл.: Векшина С.А.

9 Там же.

10 Материалы фольклорно-этнографической экспедиции в станицу Исправную Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики. 28.08.2016. Информанты: Поспелова Н.В., 1940 г.р., Пономарева Н.К., 1939 г.р., Попова Р.И., 1938 г.р. Исследователь Железнякова (Власова) М.В. Аудиозапись хранится в личном архиве автора.

тики. По сюжетам можно условно выделить мужскую и женскую лирику, но между ними нет резкой грани в отношении функционирования и исполнительства. «Последний нонешний денечек», «Развивайся же, зеленый дубочек» звучали во время проводов в армию. Широкое распространение имели песни «Между серыми камнями», «На Северо-Западном фронте», «На взгорья мы стояли на германском берегу», «Ой да вспомним братцы», «Тыхый Дунай, да тыхесенький», «По над лугом, ой да шлях-дороженька», «Ой да за Венгером» т.д. В каждой станице существовал свой вариант текста и напева [4; 5].

Звуковысотный стиль изучаемой традиции в целом можно считать поздним. Образцы неприуроченных песен, записанные в станицах Зеленчукского района, имеют двухголосную фактуру «с подводкой», реже с элементами трехголосия. Для лирического пения характерна мелодическая развитость, которая поддерживается созвучиями, опосредованными гармоническим стилем ладового мышления. Проявляет себя взаимодействие черноморского/линейного (украинского/южнорусского) начал, которое совершенно отчетливо заметно на уровне поэтической организации песен.

Таким образом, за полувековой период развития изучаемой территории (до 20-х годов ХХ века) в Зеленчукском районе выработалась самобытная традиционная культура, основу которой составляли кубанские казачьи традиции. Удаленное местоположение зеленчукских станиц - в предгорьях Главного Кавказского хребта, возможно, стало причиной сохранения здесь редких образцов кубанской фольклорной традиции, нечасто встречающихся вариантов. Микролокальные песенные культуры различных населенных пунктов имеют отличительные черты, которые проявляются в развитой системе вариантов (сюжетных, диалектных, стилевых), однако налицо и общие элементы художественной системы.

Литература

1. Дорохова Е.А., Енговатова М.А. Региональные песенные системы как объект структурно-типологического исследования. М., Архив ПНИЛ РАМ им. Гнесиных (рукопись).

2. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества: моногр. Краснодар, 2012. 376 с.

3. Бондарь Н.И. Потопление Марыны/Марины (материалы к купальской обрядности на Кубани) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999. С. 142-149.

4. Железнякова М.В. Особенности музыкально-этнографической традиции станицы Исправной Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики // Музыковедение в XXI веке: теория, история, исполнительство: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 15 марта 2019 года. Краснодар, 2019. С. 52-57.

5. Железнякова М.В. Лирические песни станицы Сторожевой Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики // Традиционная народная культура в системе современного профессионального образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (20 июня 2019 г.). Краснодар, 2019. С. 22-27.

6. Жиганова С.А. Особенности обрядового свадебного пения станицы Сторожевой Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики (проблемы типологии музыкально-певческого кодирования свадебных ритуалов восточных славян) // Итоги фольклор-но-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999. С. 196-204.

References

1. Dorohova E.A., Engovatova M.A. Regionalnye pesennye sistemy kak ob"ekt strukturno-tipologicheskogo issledovaniya [Regional song systems as an object of structural and typological research]. Moscow, Archiv PSRL RAM n.a. Gnesins (manuscript).

2. Bondar N.I. Kalendarnye prazdniki i obryady kubanskogo kazachestva: monogr. [Calendar holidays and rites of the Kuban Cossacks: monogr.]. Krasnodar, 2012. 376 p.

3. Bondar N.I. The sinking of Maryna/Marina (materials on the Kupala rite in the Kuban ) // Results of folklore and ethnographic studies of the ethnic cultures of the Kuban for 1998. Krasnodar, 1999. P. 142-149.

4. Zheleznyakova M. V. Features of the musical and ethnographic tradition of the village of Correctional Zelenchuk district of the Karachay-Cherkess Republic // Musicology in the 21st century: theory, history, performance: a collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on March 15, 2019. Krasnodar, 2019. P. 52-57.

5. Zheleznyakova M.V. Lyrical songs of the village of Storozheva, Zelenchuk district, Karachay-Cherkess Republic // Traditional folk culture in the system of modern professional education: a collection of materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference (June 20, 2019). Krasnodar, 2019. P. 22-27.

6. Zhiganova S.A. Features of the ceremonial wedding singing of the village of Storozheva, Zelenchuksky district, Karachay-Cherkess Republic (problems of the typology of musical and singing coding of wedding rituals of the Eastern Slavs) // Results of folklore and ethnographic studies of ethnic cultures of the Kuban for 1998. Krasnodar, 1999. P. 196-204.

УДК 784.3 Ю.Э. СЕРОВ

ПЕРВЫЙ ПУШКИНСКИЙ ЦИКЛ1 КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК Д.Д. ШОСТАКОВИЧА

Серов Юрий Эдуардович, директор Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского (Санкт-Петербург, ул. Моховая, 36), serov@nflowers.ru

Аннотация. Предметом исследования является вокальный цикл Д.Д. Шостаковича «Четыре романса на слова А.С. Пушкина». Особое внимание в статье уделяется дневниковому характеру этого сочинения, тесной связи романсов с событиями личной жизни композитора. Автор рассматривает аспекты глубоко оригинального отбора Шостаковичем стихотворений Пушкина, взаимоотношений композитора (через пушкинские тексты) с властью, с событиями, его окружавшими. В пушкинском цикле Шостакович отразил свое восприятие окружающей его жизни, поэзия Пушкина стала для него возможностью высказаться на глубоко личные и даже любовные темы. До сих пор камерно-вокальный цикл композитора 1936 года не рассматривался в подобном ключе и не анализировался в контексте музыкальной дневниковости. В романсах на слова Пушкина камерно-вокальная лирика стала для композитора автобиографичной по своей сути, и этот факт углубляет наши знания о творчестве выдающего музыканта XX века.

Ключевые слова: Шостакович, Пушкин, романс, поэзия в музыке, вокальный цикл, автобиографичность.

UDC 784.3 YU.E. SEROV

THE FIRST PUSHKIN CYCLE AS A MUSICAL DIARY OF D.D. SHOSTAKOVICH

Serov Yurij Eduardovich, Director of the Saint Petersburg Music School named after M.P. Mussorgsky (36, Mokhovaya st., Saint Petersburg), serov@nflowers.ru

Abstract. The subject of the study is the vocal cycle by D.D. Shostakovich «Four romances to the words of A.S. Pushkin». The article pays special attention to the diary character of this composition, the close connection of romances with the events of the composer's personal life. The author considers aspects of Shostakovich's deeply original selection of Pushkin's poems, the composer's relationship

1 Четыре романса на слова А.С. Пушкина. Соч. 46 (1936-1937). 1. Возрождение. 2. Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила. 3. Предчувствие. 4. Стансы [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.