Карданова Бэла Баубековна
ЖАНРОВАЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СТИЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ПЕСЕН, СВЯЗАННЫХ С ПЕРИОДОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, У КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ
В статье рассматриваются основные жанры песенного фольклора кубанских ногайцев, связанные с периодом социализации детей (с 5-6 лет). Обосновывается их бытовая обусловленность, функциональное предназначение в осознании окружающей действительности, приобщении к трудовой и обрядовой жизни социума, параллельном освоении традиционного музыкального фольклора. Изучение данного жанрового пласта важно в силу его особого воспитательного значения в период вхождения ребенка в свою традиционную культуру. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-1/21 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 1. C. 92-94. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 392.1 Искусствоведение
В статье рассматриваются основные жанры песенного фольклора кубанских ногайцев, связанные с периодом социализации детей (с 5-6 лет). Обосновывается их бытовая обусловленность, функциональное предназначение в осознании окружающей действительности, приобщении к трудовой и обрядовой жизни социума, параллельном освоении традиционного музыкального фольклора. Изучение данного жанрового пласта важно в силу его особого воспитательного значения в период вхождения ребёнка в свою традиционную культуру.
Ключевые слова и фразы: кубанские ногайцы; этническая специфика; жизненный цикл; период социализации; жанровая группа; функциональное назначение; стилевые нормы; стихотворные структуры; синтагма.
Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск [email protected]
ЖАНРОВАЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СТИЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ПЕСЕН, СВЯЗАННЫХ С ПЕРИОДОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, У КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ
Неотъемлемой частью богатой и самобытной культуры кубанских ногайцев является песенный фольклор, широко применявшийся в народном быту. Самостоятельный пласт составляют произведения, относящиеся к раннему жизненному циклу человека. В их число входят песни, связанные с периодом социализации детей, к которому относится возраст с 5-6 лет, когда дети начинают осознавать окружающую действительность, приобщаться к трудовой и обрядовой жизни семьи, общины, одновременно осваивая традиционный музыкальный фольклор своего народа.
Как говорят этнографические и этномузыкологические источники, весь детский песенный пласт кубанских ногайцев освещен в научной литературе менее других фольклорных жанров. К числу немногочисленных публикаций по обозначенной теме можно отнести работы автора данной статьи: фольклорный сборник на ногайском языке «Как-как, каргалар» [3] и научную статью «Детские песни ногайцев» [2].
К собственно фольклорным жанрам, связанным с периодом социализации детей, относятся игровые песни, считалки, дразнилки, насмешки и др., которые наделены множеством функций: подготовка детей к совместному общению (развлечениям, играм), воспитание, расширение кругозора детей и т.д. В свою очередь, их развлекательно-активизирующее предназначение во многом обусловило манеру исполнения - как правило, громко, энергично. Наиболее распространенными в детской среде остаются игры и сопровождающие их песни, назначение которых сводится к активизации физического развития ребенка (сноровки, силы, ловкости, смелости и др.):
- Муна туьеге минерсинъме, минмессинъме?
- Минермен.
- Боьри келсе, коркарсынъма, коркпассынъма?
- Коркпаспан.
- Бах [3, с. 28]! /
- На этого верблюда сядешь или не сядешь?
- Сяду.
- Волк придет, испугаешься или не испугаешься?
- Не испугаюсь.
- Бах! 1
Среди детей были весьма популярны игры в бабки (асык), молчанки (уьндемес ойынлары), жмурки (ясы-рынмак), которые, как правило, сопровождались диалогами:
- Каз, каз!
- Гыйк, гыйк!
- Тав арасыннан боьрилер келеятыр, кашынъыз [Там же, с. 27]! /
- Каз, каз!
- Гыйк, гыйк!
- Идут волки между гор, убегайте!
Перед началом какой-либо игры дети исполняли считалки, разыгрываемые по традиционному сценарию: «Один из участников... ритмично и выразительно скандирует считалку, представляющую собой небольшой по объему рифмованный стих. При произнесении считалки ведущий прикасается рукой к каждому участнику игры» [1, с. 344]. Подобные считалки подготавливали детей к совместной игре [3, с. 29].
1 Здесь и далее перевод А. Каплановой.
ISSN 1997-292X
№ 12 (86) 2017, часть 1
93
Любимым развлечением детей была игра в
Бир деген - бирлик, Эки деген - экилик, Уьш деген -уьшлик. Доьрт деген - доьртлик, Бес деген - беслик, Алты деген - асык, Ети деген - елке, Сегиз деген - серке, Тогыз деген - тарка, Он деген - оймак, Кыдыра келмек, Быты сынмак,
Казак шыкпак [Там же, с. 28].
[, также сопровождаемая жеребьёвкой-считалкой:
Один - это единица, Два - это двойка, Три - это тройка, Четыре - это четверка, Пять - это пятерка, Шесть - это альчики, Семь - это затылок, Восемь - это козел, Девять - расходиться, Десять - долбить, Пойти прогуляться, Бедро сломать, Казаковать не ходить.
Исследователи отмечают, что считалки связаны с древними формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с архаичной верой в число и с условной речью, возникшей на основании табуирования чисел [1, с. 344].
Дразнилки и насмешки, относящиеся к разряду сатиры, выполняют регулирующую функцию - определяют место ребёнка в детском социуме. Оба жанра, как правило, «являются спонтанным порождением детских ссор и столкновений, что обусловливает их импровизационный характер создания и исполнения» [Там же, с. 346]. У них обычно отсутствует конкретная мотивация, они возникают из прозвищ - рифмованных прибавлений к именам, из повторений разных форм имен и т.п. [Там же]. В рифмованной речитации могут высмеивать всё то, что воспринимается детьми как негативное (лень, безделье, жадность, чревоугодие и пр.):
Токал, токал, тоймас, Казанда уьйре коймас, Кеше бердим бир сыйрак, Куьндиз бердим бир сыйрак, Тоймадынъма, токалак [3, с. 22]?
Бритоголовый не насытится, В казане уьйре1 не оставит, Ночью дал одну ляжку, Днем дал одну ляжку, Не насытился бритоголовый?
Предметом насмешек могут быть выпавшие коренные зубы, заикание, бритая голова и т.п.:
Келме меним касыма,
Кели тиер басынъа,
Кели тийсе, ток этер,
Таз басынъды йок этер [Там же].
Не подходи ко мне,
Ножная ступка головы коснется,
Ножная ступка если коснется, сытым сделает,
Плешивую голову на «нет» сведет.
В музыкально-фольклорных жанрах кубанских ногайцев, связанных с периодом социализации детей, выработались и утвердились определенные стилевые нормы поэтического стиха и мелодического напева. Так, большинство песенных текстов представлено традиционным цезурованным семисложником (4 + 3). Другие стихотворные структуры, как правило, образуются за счет сужений (усечений) первой или второй синтагм. Чаще всего встречаются пяти- и шестисложные структуры:
- пятисложник, образованный усечением первой синтагмы до двух слогов («Ап-куьп, алтын туьп»):
2 + 3 сл.
4 + 4 ед. вр.;
- шестисложник, образованный усечением первой синтагмы до трех слогов («Ак бала, ак бала») [7]:
3 + 3 сл.
4 + 4 ед. вр.
Стихотворные структуры формируются и за счет сужения второго полустишия:
- шестисложник («Меним бебем топ-топ») [Там же]: 4 + 2 сл. 4 + 4 ед. вр.
1 Уьйре - пшенный суп, похлебка.
Расширение структуры может происходить за счёт увеличения количества слогов в первой слоговой группе, например, восьмисложник может образоваться за счёт введения триоли на первой или второй долях («Айланайым, кетейим») [Там же]:
5 + 3 сл. 4 + 4 ед. вр.
3 + 5 сл.
4 + 4 ед. вр.
2 V \\ ==i V I \ ^
4 y ' ' =1 F==j 1==\ —J —
о - ныиъ оар.
В детских играх и сопровождающих их песнях на первое место выходит словесная игра и диалогичность. Ритмоинтонационной основой мелодических напевов служат несложные речитативные или песенно-речитативные построения, в которых секундово-терцовые сопряжения сочетаются с кварто-квинтовыми «мобилизующими» скачками.
Итак, можно утверждать, что песни кубанских ногайцев, связанные с периодом социализации детей, представляют собой целостную жанровую систему, в которой каждая группа имеет своё функционально-бытовое назначение, обусловливающее их стилевые нормы. Объединяющим началом в них являются исполнительские традиции - они создаются и поются детьми. В отличие от жанров материнского фольклора, песни периода социализации детей построены в форме игр или забав, в которых ребенок является не только основным объектом, но и непосредственным участником.
Список источников
1. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта; Наука, 1998. 400 с.
2. Карданова Б. Б. Детские песни ногайцев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии: сб. научных трудов. Черкесск: Адыгея, 1991. С. 150-164.
3. Карданова Б. Б. Как-как, каргалар. Черкесск: Ставропольское книжное издательство; Карачаево-Черкесское отделение, 1989. 40 с.
4. Ногай халк йырлары (Ногайские народные песни) / сост. С. А.-Х. Калмыкова. М.: Наука, 1969. 216 с.
5. Полевая запись автора статьи Кардановой Б. Б. 1976 г. в ауле Кизил-Юрт Хабезского района КЧАО / инф. М.-Х. Була-тукова, 1900 г.р.
6. Полевая запись автора статьи Кардановой Б. Б. 1979 г. в ауле Кобан-Халк Адыге-Хабльского района КЧАО / инф. К.-Х. Баисова, 1949 г.р.
7. Полевая запись автора статьи Кардановой Б. Б. 1980 г. в ауле Кобан-Халк Адыге-Хабльского района КЧАО / инф. К.-Х. Баисова, 1905 г.р.
THE GENRE, FUNCTIONAL AND STYLE SPECIFICITY OF THE SONGS RELATED TO THE PERIOD OF CHILDREN SOCIALIZATION AMONG THE KUBAN NOGAIS
Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Karachaevo-Cherkessky State University named after U. D. Aliev, Karachaevsk Beka-09@yandex. ru
The article considers the main genres of song folklore of the Kuban Nogais, related to the period of socialization of children (from 5-6 years). The author substantiates everyday conditionality, functional purpose in understanding the surrounding reality, familiarizing with the labor and ritual life of the society, parallel mastering of traditional musical folklore. The study of this genre stratum is important because of its special educational value in the period when the child enters his/her traditional culture.
Key words and phrases: Kuban Nogais; ethnic specificity; life cycle; socialization period; genre group; functional purpose; style rules; poetic structures; syntagma.