УДК 84
Мальцева Людмила Валентиновна
доктор педагогических наук, доцент, профессор
Кубанского государственного университета.
Художественно-графический факультет, кафедра
декоративно-прикладного искусства и дизайна
milena. [email protected]
Maliceva Lyudmila Valentinovna
doctor of the pedagogical sciences, assistant professor,
professorKubanskiystateuniversity
milena. [email protected]
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ (ПРОВОДЫ НА СЛУЖБУ)
REVIVAL OF TRADITIONS OF THE KUBAN COSSACKS (FAREWELL ON SERVICE)
Аннотация.В статье поднимается вопрос об исторических, нравственных и патриотических ценностях кубанского казачества как обращение к исторической памяти, возрождению традиций наших предков. Обосновывается необходимость развивать и формировать духовную культуру молодого поколения, воспитывать молодежь, нравственные и патриотические ценности, прививать любовь к родным традициям, обычаям своего народа.
Ключевые слова: история, патриотизм, духовный мир, молодежь, ценности, культура, традиции, обычаи.
Abstract. The article raises the question of the historical, moral and patriotic values of the kuban Cossacks. Appeal to historical memory, reviving the traditions of our ancestors, the need to develop and build the spiritual culture of the younger generation. To educate young people, moral and patriotic values, instill a love of native traditions and customs of his people.
Keywords: history, patriotism, spiritual world, young people, values, culture, traditions and customs.
Сегодня как никогда Россия катастрофически теряет свои исторические, нравственные и патриотические ценности, свою культуру, и именно сегодня мы должны использовать свой шанс сохранить и передать будущим поколениям все наше историческое, духовное наследие нашего народа.В последнее время деформированы нравственные чувства: любовь к отчему дому, к родной природе, к своему народу, к России и ко многому тому, что связано с ней в жизни каждого человека.
Сейчас наше общество переживает духовный кризис, протекающий на фоне идеологической неопределенности, разрушения базовых ценностно-
нормативных основ бытия, снижения роли российской культуры в общемировом цивилизационном процессе. Нельзя допустить, чтобы наши исторические, культурные, нравственные ценности исчезли. Растущее чувство тревоги, незащищенности усиливает социальную и межэтническую напряженность общества, рождает агрессию по отношению к «чужим», которая становится способом самозащиты и формой самосохранения. Человечество в процессе эволюции передавало культурные ценности через систему воспитания. Воспитание в любом обществе являлось естественным организмом, обеспечивающим передачу жизненного опыта и ценностей, участвующим в процессе становления личности, формирующих «модель общекультурных повседневных отношений».
Кубанские казаки - народ своеобразный и особенный, поэтому в деле формирования или воспитания казачат уделяли особое внимание традициям, культуре, обычаям. Характерной чертой национальной системы воспитания в кубанских семьях всегда был патриотизм. Сегодня назрела необходимость воссоздания собственных национальных традиций образования и воспитания. Система воспитания, в которой одной из составляющих является патриотическое воспитание, помогает сохранить культуру и духовность народа, приобщить к ним подрастающее поколение. Традиции кубанских казаков основаны на традициях, без которых и в настоящее время сложно представить себе Кубань. Казачество - это своеобразная культурная среда, со своими особенностями и традициями. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Обычаи, традиции необходимо сохранять в памяти народа. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Обязанностью любого казака было военное дело, все мужчины по достижению совершеннолетия принимали присягу и проходили занятия по строевой подготовке в станице или на хуторе, а затем обучались в специальных военных лагерях. До ухода на военную службу молодой казак освобождался от ежедневной работы по хозяйству и был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И. Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов, входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы [9]. Отсутствие, негодность какого-либо элемента при проверке новобранца станичным атаманом за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь - отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки. Примерно за день до назначенной даты проводов, утром казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Молодые
казаки покупали в храме «охресты» (хоругвь), которые хранились в станичной церкви до их возвращения со службы[1].
Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Как себя вести в храме, знал каждый казак. Обычно перед входом в храм читают молитву на входе. После этого православный христианин трижды осеняет себя крестным знамением, мысленно произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Войдя в среднюю часть храма, должен осенить себя трижды знамением. Из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна «примечали», какая судьба ждет казака: если конь стоит, опустив голову во время церковной службы - казак домой не вернется [2]. После церковной службы станичный атаман, почетные старики напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на служ-бу»[3].
Часто на проводы казака не приглашали, станичники приходили сами. В других случаях новобранец сам лично ходил по станице и приглашал. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашку, бритву, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной»[4]. В некоторых станицах новобранец, если был не женат, вечером шел приглашать молодежь. Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Уже за столом крестная мать перевязывала новобранца крест-накрест рушником. Девушки прикалывали булавками платочки, цветы к черкеске на груди казака, либо перевязывали ему руки.
После благословения в храме казак возвращался в дом за умышленно оставленной вещью. Хотя в обычной жизни возвращение рассматривается как неблагоприятное для будущих дел явление, но в данном случае считалось, что это поспособствует его возвращению со службы. При этом выходил новобранец из дома спиной вперед - поочередно закрывая двери из комнат в «колидор», из «колидора» во двор. Дом новобранец должен был сам закрыть на замок, а ключ отдать родителям[5].Важным этапом считался выход со двора. Казак должен был выйти только через ворота, при этом некоторые информаторы отмечают, что на воротах простилали рушник [6]. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена, ведя коня, гости. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»[7]. Считалось, если конь заржет, то его хозяин со службы не вернется.На улице казак кланялся на четыре стороны. Женатый казак садился на коня и, сидя в седле, одевал жене черную шаль - «печальник». Этот головной убор женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. К площади, где собирались все казаки, неженатого новобранца девушки вели под руки. Женатый казак сидел на коне, которого вела жена до места сбора. В качестве оберега мог-
ли использовать землю, которую казак должен был взять на границе станичного юрта - «обжитого», «человеческого», «своего» с «чужим», «неосвоенным» пространством, а затем засыпать ее себе за воротник: «родная земля сохранит тебя от погибели и приведет живым туда, откуда она взята»[8]. При этом оружие - пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын. племянник, но не взрослый мужчина. Распространено было брать в поход частицу родной земли. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных (на худой конец - просто в саду или возле дома). Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии, актуализируясь на крупных поворотах истории. Произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовной ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Особой бедой является историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственность за сохранение и развитие своего культурного наследия.
Необходимо изучать историю, культуру, традиции, обычаи, рассказы о наших кубанских казаках, которые первыми заселили кубанскую землю, как их провожали на службу всей станицей или хутором, а затем воспроизвести понравившие и интересные эпизоды истории в своих творческих работах. Сейчас идет процесс возрождения казачества. Но он имеет сложные социально-экономические, правовые, политические и культурологические аспекты. Из среды казачества вышли известные общественные и военные деятели, ученые, знаменитые писатели. Чтобы понять, что такое казачья Кубань, нужно поехать в Атамань. В ней, как в зеркале, отразились казачьи традиции, быт и культура.Все смешалось: быль и сказка, музейная редкость и предметы повседневного быта, жанровые сценки и реальный колорит кубанской станицы, все богатство кубанской земли, вся щедрость ее народа, все многообразие и красочность казачьих обычаев.
Литература
1. Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция (далее КФЭЭ)-1995. Аудиокассета (далее А/К) №812.Краснодарский край, Север-
скийрайон, ст.Калужская. Информант (далее инф-нт): Павленко И.С. (1907 г.р.)
2. КФЭЭ-1998. А/К №1568. Карачаево-Черкесская Республика (далее КЧР), Зеленчукский район. ст.Исправная. Инф-нт: Танцурина И.А. (1917 г.р.).
3. КФЭЭ-1998. А/К №1585. КЧР, Зеленчукский район ст. Исправная. Инф-нт: Боков Д.А. (1905 г.р.).
4. КФЭЭ-2003. А/К №2986. Краснодарский край. Павловский район, ст. Незамаевская. Инф-т: Павловский А.Ф (1913 г.р.), Бондарчук Н.П. (1935 г.р.).
5. КФЭЭ-2003. А/К №2986. Краснодарский край. Павловский район, ст. Незамаевская. Инф-т: Павловский А.Ф (1913 г.р.), Бондарчук Н.П. (1935 г.р.).
6. КФЭЭ-1997. А/К № 1337. Краснодарский край, Курганинский район, ст. Родниковская. Инф-нт: фольклорный коллектив.
7. КФЭЭ-2001. А/К № 2334. Краснодарский край. Каневской район, ст. Челбасская. Инф-нт: Татарко Г.Г. (1916 г.р.).
8. Прийма И. Мои воспоминания.// Родная Кубань. 1999. №1. С. 71.
9. Прийма И. Мои воспоминания.// Родная Кубань. 1999. №1.
Literature
1 . Kuban folklore and ethnographic expedition (further KFEE)-1995. Audio cassette (further А/К) No. 812. Krasnodar Krai, Seversk area, Art. Kaluga. Informant (further inf-nt): Pavlenko I.S. (1907)
2 . KFEE-1998. А/К No. 1568. Karachay-Cherkess Republic (further KChR), Zelenchuksky area. Art. Serviceable. Inf-nt: Tantsurina I.A. (1917).
3 . KFEE-1998. А/К No. 1585. KChR, Zelenchuksky region of the Art. Serviceable. Inf-nt: Bokov D.A. (1905).
4 . KFEE-2003. А/К No. 2986. Krasnodar Krai. Pavlovsk area, Art. Nezamayevsky. Inf-t: Pavlovsk A.F (1913), BondarchukN. P. (1935).
5 . KFEE-2003. А/К No. 2986. Krasnodar Krai. Pavlovsk area, Art. Nezamayevsky. Inf-t: Pavlovsk A.F (1913), Bondarchuk N. P. (1935).
6 . KFEE-1997. А/К No. 1337. Krasnodar Krai, Kurganinsky area, Art. Rodnikovsky. Inf-nt: folklore collective.
7 . KFEE-2001. А/К No. 2334. Krasnodar Krai. Kanevsky area, Art. Chel-bassky. Inf-nt: Tatarko G.G. (1916).
8 . Priyma I. Mine воспоминания./fNative Kuban. 1999 . No. 1. Page 71.
9 . Priyma I. Mine воспоминания./fNative Kuban. 1999 . No. 1.