Научная статья на тему 'Традиционная культура сибирского казачества в историко-культурном наследии Алтайского края и перспективы её использования в туризме'

Традиционная культура сибирского казачества в историко-культурном наследии Алтайского края и перспективы её использования в туризме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / АЛТАЙ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОЛЫВАНО-КУЗНЕЦКАЯ ЛИНИЯ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / SIBERIAN COSSACKS / ALTAI / TRADITIONAL CULTURE / KOLYVANO-KUZNETSK MILITARY LINE / TOURIST ROUTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаев В. В., Дунец А. Н.

В статье дано описание истории казачества на территории Алтая, представлены наиболее значимые элементы казачьей культуры, которые подчёркивают специфику данной группы населения. Обозначены тенденции развития казачьей культуры в регионе. Приводится описание туристского маршрута «Казачья подкова Алтая» призванного сохранить и популяризировать казачью культуру в историко-культурном пространстве Алтайского края и Сибири в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE OF THE SIBERIAN COSSACKS AND ITS ROLE IN THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE AND TOURISM IN ALTAI KRAI

The article describes the history of the Cossacks in the Altai territory, presents the most important elements of the Cossack culture that emphasize the specificity of this population group. Trends in the development of the Cossack culture are studied in the region. To save the Cossack culture the authors suggest making touristic routes like “A Cossack horseshoe of Altai”.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура сибирского казачества в историко-культурном наследии Алтайского края и перспективы её использования в туризме»

Раздел 6 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БОРТНИКОВ - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул)

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)

УДК 394.26

Isaev V.V., Dunets A.N. TRADITIONAL CULTURE OF THE SIBERIAN COSSACKS AND ITS ROLE IN THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE AND TOURISM IN ALTAI KRAI. The article describes the history of the Cossacks in the Altai territory, presents the most important elements of the Cossack culture that emphasize the specificity of this population group. Trends in the development of the Cossack culture are studied in the region. To save the Cossack culture the authors suggest making touristic routes like "A Cossack horseshoe of Altai".

Key words: Siberian Cossacks, Altai, traditional culture, Kolyvano-Kuznetsk military line, tourist route.

В.В. Исаев, канд. ист. наук, доц. Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: victor_isaev@mail.ru; А.Н. Дунец, д-р географ. наук, проф. Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: dunets@mail.ru

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

В статье дано описание истории казачества на территории Алтая, представлены наиболее значимые элементы казачьей культуры, которые подчёркивают специфику данной группы населения. Обозначены тенденции развития казачьей культуры в регионе. Приводится описание туристского маршрута «Казачья подкова Алтая» призванного сохранить и популяризировать казачью культуру в историко-культурном пространстве Алтайского края и Сибири в целом.

Ключевые слова: сибирское казачество, Алтай, традиционная культура, Колывано-Кузнецкая линия, туристский маршрут.

Историко-культурный потенциал Алтайского края складывался на протяжении длительного исторического пути и вобрал в себя разнообразные культурные элементы народов и этнографических групп, населявших его территорию в различные исторические периоды. В настоящее время это богатейшее культурное наследие объединено общим понятием культура Алтайского края.

Важнейшей его составляющей является культура сибирского казачества.

Сибирские казаки пришли на территорию Алтая в начале XVIII в. на волне российской колонизации Сибири, положив начало первым русским населённым пунктам Бийской и Белоярс-кой крепостям. Важнейшими задачами казачества на Алтае являлись защита предприятий горнозаводской промышленности и русского населения осваивавшего новый российский регион от нападений джунгар и их союзников. Для выполнения этих задач была построена Колывано-Кузнецкая оборонительная линия, протянувшаяся на 749 вёрст от Усть-Каменогорской крепости к Кузнецку и включавшая в себя 9 крепостей и форпостов, а также 53 редута. В конце XVIII в. с устранением военной опасности казачество переходит наряду с военной службой к хозяйственной деятельности. В 1848 г. северный участок линии Куз-нецк-Бийск был упразднён и до 1917 г. продолжал существовать её южный сегмент - Бийская линия, включавший 20 населённых пунктов. К этому времени казаки активно занимались земледелием, животноводством (скотоводство и коневодство), различными промыслами. Сибирские казаки на Алтае первыми ос-

воили пчеловодство и сыроделие, одни из первых маслозаводов также появились в казачьих станицах [1, с. 4-6].

Культура сибирского казачества наиболее наглядно проявилась в архитектуре, одежде, бытовых традициях.

Среди населенных пунктов Алтая казачьи поселки резко выделялись правильностью форм. Планировка селений была линейной, т.к. они строились по типу военных поселений.

Станицы и поселки застраивались по уличному типу. Дома стояли у переднего края усадьбы. Усадьба выходила узкой стороной на улицу. Г.Н. Потанин, писавший о быте казаков, отмечал однотипность строений: каждый дом состоял из избы и горницы, разделенных сенями, которые имели четыре двери: 2 в комнаты и по одной на улицу и во двор. Избы Г.Н. Потанин отмечает как редкость для казачьих селений. Тип строений, описанный Потаниным, назывался «связь» (две комнаты соединенными сенями). «Связь» - наиболее распространенная в середине XIX в. жилая постройка. Казачьи и крестьянские дома типа «связь» отличались и некоторыми деталями: оконные проемы казачьих домов были больше. Крыши менее крутые, чем у крестьянских домов [2, с. 71].

В отличие от крестьянских усадеб в посёлках казаков двор для скота, по требованию администрации, выносился за селение. Для содержания скота на усадьбе (если такое допускалось), в дальнем ее конце, сооружался «пригон» - участок, где днем содержался скот, не отгоняемый в стадо. Там же находились и въездные ворота. Переднюю часть усадьбы занимал жилой дом. Кроме скотного двора, на участке казаков могли находить-

ся амбар, «завозни» - крыша над двором с глухой стеной, где хранили сбрую, телеги, сани и т.п. «Завозни» использовались в качестве дополнительного помещения для хранения инвентаря. На усадьбе сооружались погреб и «малушка» (рубленая избушка).

Малушка-«стряпушка», стряпчая изба, обычно стояла позади дома. В ней имелась русская печь, как и в доме. Сеней малушка не имела. Зимой здесь содержали телят и птицу, а летом стряпали. Эту постройку возводили в первую очередь. В ней жила семья до возведения основного дома.

Внутреннее убранство казачьих домов тоже отличалось от крестьянского. Если крестьяне могли на зиму брать птицу или молодняк в жилую избу, то казаки никогда. Для этого существовала «малушка». Интерьер казачьего дома был приближен к интерьеру жилых помещений мещан (горожан). На окнах висели занавески, как правило, не украшенные вышивкой в крестьянских традициях.

В одежде казаков, кроме форменного платья для служащих, заметно больше, чем у других категорий русского населения Алтая, проявилось влияние костюма городского мещанства XIX в. С XIX в. форма Алтайского отдела Сибирского казачьего войска была коричневого цвета, брюки-шаровары шились обязательно с лампасами. Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи прикрывали боковой шов шароваров. У казаков лампас приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Кроме этого, лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символ казачьей независимости и обособленности. У Алтайских казаков лампасы были алого цвета. Брюки-шаровары и форменная рубашка дополнялись фуражкой с кокардой, шинелью, теплушкой, которую надевали под шинель. Унтер-офицер и офицеры носили бекешу. В зимнее время фуражка заменялась папахой с коротким мехом. Как правило, казаки имели два комплекта формы. Для ношения в станице шили милистиновую, а, собираясь в полк, надевали суконную форму. Форменное платье очень берегли, надевали только по праздникам, а повседневно носили только форменную фуражку, что выделяло казаков среди окрестного населения. На фуражку в летнее время надевали белый холщевый чехол, чтобы предохранить ее от выгорания. В зимнее время, оберегая папаху, казаки, как и крестьяне, носили колпак (башлык) вплоть до середины XIX в.

Казаки были зажиточнее крестьян. В.А. Липинская приводит сведения информаторов, что у крестьянина было до 4 хол-щевых рубах, а у казака десять рубах тонкого холста и двенадцать портов.

Повседневным головным убором был бумажный платок, праздничным - пуховые «киргизские» платки, шелковые шали и полушалки. Кроме них, казачки носили и кружевные «наколки», украшенные лентами. В домашнем быту казачки редко пользовались фартуком, считая его крестьянской одеждой. Если фартук шили, то обязательно без грудки и не украшали его вышивкой. Сначала как праздничная, а затем и повседневная, у казачек появляется «парочка» - кофта и юбка из одинакового покупного материала. Юбку «парочки» шили широкую, заложенную складками у пояса; кофту - обтяжную, приталенную, на подкладке, с застёжкой на боку или сзади, со строчкой, рюшем, кружевами; рукава длинные, узкие, иногда с буфами у плеча. Женское платье дополнялось украшениями. Это и всевозможные бусы, и обязательные серьги, и кольца. Кольцо у казаков - типично женская символика. Серебряное кольцо на левой руке -девушка на выданье. Серебряное колечко на правой руке означало, что девушка уже просватана. Если кольцо имело бирюзовую вставку - жених служит, (бирюза почиталась как камень тоски). Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведена (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова (второе кольцо умершего мужа). Получив кольцо при венчании, казаки не носили его на руке. Иногда мужчины носили кольцо в ладанке [3, с. 169].

Духовная культура сибирских казаков проживавших на Алтае представляет собой сочетание культурных традиций казачества в целом. Духовная культура казачества многогранна, и одно из ее проявлений - песенное творчество. Песня занимает видное место в календарных, обрядовых и религиозных праздниках всего русского народа, и казачество здесь не исключение. Кроме традиционных обрядовых песен, жанровый состав песенного фольклора алтайских казаков был широким и разно-

образным: свадебные, хороводные, лирические, скорые, плясовые, шуточные, походные, строевые, рекрутские песни, романсы (в том числе городские), баллады.

Ярким выражением духовной культуры казачества на Алтае является праздники. Наряду с общехристианскими, на Алтае особой любовью пользовались Рождество, Пасха, Троица. Кроме того, каждый казак отмечал Престольный день своей станицы. Обязательным праздником был Войсковой праздник, т.е. день своего войска. На Алтае в XIX в. отмечали День Сибирского казачества (6 декабря по ст. стилю).

Более двухсот лет казаки праздновали День казачки, или День матери (21 ноября по ст. стилю и 4 декабря по-новому). Казачество - довольно религиозное сословие, и поэтому такое количество религиозных войсковых праздников неудивительно. Отправляясь на службу, молодой казак должен был знать 16 обязательных молитв и 10 заповедей.

Своеобразным светским праздником были состязания в стрельбе и наездничестве, служившие главным итогом летних военных сборов. Этих состязаний ждали не только молодые казаки, чтобы показать свою удаль, но и всё население станицы. Тремя призами за лучшую стрельбу были винтовка, шинель с фуражкой или шашка и патронташ. Наиболее почетной, памятной на всю жизнь для казака была победа в состязаниях по наездничеству и джигитовке. Первый приз - казачье седло. Особым поощрением молодых победителей было объявление о результатах состязаний в приказе по Сибирскому казачьему войску [4, с. 20-30].

Серьёзный удар по культурным традициям казачества был нанесён в советский период истории. На Алтае, охваченном событиями гражданской войны само слово «казак» приобрело негативный оттенок. Многие представители казачества предпочитали не упоминать о своём социальном происхождении и тем более подчёркивать свою идентичность в культурных мероприятиях.

Процессы возрождения казачества, обозначившиеся в нашей стране в 1990-е гг. способствовали росту интереса к истории и неповторимой культуре этой самобытной группе населения России.

В Алтайском крае, позиционирующем себя как туристский регион, сохранение культуры сибирского казачества находит отражение в сфере туризма.

В декабре 2011 г. преподавателями Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (г. Барнаул) А.Н. Дунцом и В.В. Исаевым разработан туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» призванный познакомить жителей и гостей Алтайского края с историей и традиционной культурой казачества.

Значительная часть маршрута проходит по территории бывшей Колывано-Кузнецкой линии и населённым пунктам, где в настоящее время проживают потомки сибирских казаков.

Маршрут имеет межрегиональный и трансграничный характер, так как включает территории Алтайского края, Кемеровской области и восточного Казахстана. Ряд районов Алтайского края, по которым проходит маршрут, в настоящее время слабо задействован в региональном туризме. Реализация проекта позволит не только стимулировать развитие туризма, но и будет способствовать созданию инфраструктуры, новых рабочих мест в таких районах как Ельцовский, Солтонский, Быстроистокский, Петропавловский и Третьяковский. Туристский маршрут открывает новые направления развития туризма в уже известных Чарыш-ском, Курьинском, Змеиногорском, Краснощековском районах, а также городе Бийске [5].

Во время путешествия по данному маршруту, туристы смогут посмотреть концертно-театрализованные представления, встретиться с атаманом и казаками станицы, принять участие в казачьих обрядах: свадьба, посвящение в казаки, купание коней, попробовать традиционную казачью кухню, познакомиться с селом, мастерством местных ремесленников, обучиться работе с казачьей шашкой, нагайкой, бичом, арканом. Предусматриваются зимние и летние катания на тройках и многое другое.

Идея создания данного маршрута получила поддержку на заседании «Рабочей группы по делам казачества в Алтайском крае», а также администрации Алтайского края. В июле 2012 г. состоялась презентация маршрута на Первом международном форуме «Сельский туризм в России». Ярким событием, способствующим продвижению маршрута стало открытие казачьей усадьбы в с. Новопокровка. С 20 по 25 августа. 2012 г. был орга-

низовал информационный тур по алтайской части маршрута, для представителей турбизнеса Алтайского края и Новосибирской области, органов краевой и муниципальной власти, казачества Алтайского края, СМИ. Проведенная работа позволила заинтересовать местное, казачье население в создании гостевых домов и программ обслуживания. В настоящее время экскурсионные и туристские предприятия приступили к организации первых туров по маршруту «Казачья подкова Алтая». 14 октября

Библиографический список

2012 г. в рамках популяризации маршрута был проведен «Покровский фестиваль», участники которого ознакомились с традициями сибирского казачества на территории Быстроистокс-кого района Алтайского края.

Туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» становится брендовым туром межрегионального и трансграничного значения, а историко-культурный туризм одним из факторов возрождения казачества и сельских поселений Алтая.

1. Исаев, В.В. Казачество Бийской линии в революции и Гражданской войне: монография. - Барнаул, 2004.

2. Потанин, Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. - СПб. - 1959. - № 9.

3. Липинская, В.А. Русское население Алтайского края. - М., 1987.

4. Бондарева, Н.И. Проснулась да станица: культурно-бытовые традиции чарышского казачества. - Барнаул, 2006.

5. Дунец, А.Н. Туристско-рекреационные комплексы горного региона: монография. - Барнаул, 2011.

Bibliography

1. Isaev, V.V. Kazachestvo Biyjskoyj linii v revolyucii i Grazhdanskoyj voyjne: monografiya. - Barnaul, 2004.

2. Potanin, G.N. Polgoda v Altae // Russkoe slovo. - SPb. - 1959. - № 9.

3. Lipinskaya, V.A. Russkoe naselenie Altayjskogo kraya. - M., 1987.

4. Bondareva, N.I. Prosnulasj da stanica: kuljturno-bihtovihe tradicii charihshskogo kazachestva. - Barnaul, 2006.

5. Dunec, A.N. Turistsko-rekreacionnihe kompleksih gornogo regiona: monografiya. - Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 17.06.14

УДК 008:316.34/.35; 316.7

Podcherednichenko N.A. FEATURES OF THE MUSIC OF FOLK ART OF THE ARKHANGELSK REGION.

Uniqueness is a distinctive feature of the culture of the Arkhangelsk Region. A territorial isolation contributed to the fact that in this region, like nowhere else, ancient domestic and cultural traditions of people remain almost untouched. This article examines the features of musical and performing, vocal, intonation, symbolic and musical traditions of the Arkhangelsk Region.

Key words: Arkhangelsk Region, musical culture, musical arts, traditional folklore genres, song folklore.

Н.А. Подчередниченко, старший методист каф. теории и методики предмета Архангельского областного института открытого образования, аспирант каф. культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета, г. Архангельск, E-mail: PNA966@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Отличительной особенностью культуры Архангельской областиявляется ее уникальность. Обособленность территории края от центра России способствовала тому, что здесь сохранялись до недавнего времени почти в неизменном виде древние бытовые и культурные традиции народа. В данной статье рассматриваются особенности музыкально-исполнительских, вокально-интонационных, символических музыкальных традиций Архангельской области.

Ключевые слова: Архангельская область, музыкальная культура, музыкальное творчество, традиционные фольклорные жанры, песенный фольклор.

Архангельская область представляет собой уникальный фольклорно-этнографический регион, привлекавший к себе внимание собирателей и исследователей народного музыкального фольклора, начиная с XIX века. В XIX - начале XX веков здесь были сделаны крупнейшие музыкально-фольклорные открытия. Феномен музыкального народного творчества Архангельской области является объектом научного поиска различных исследователей. Целью данной работы является анализ особенностей музыкального народного творчества Архангельской области. Теоретическая и научно-практическая значимость работы определяется комплексным интегративным подходом к анализу проблемы, построенному на обобщении культурологических, этнографических материалов. Автором осуществлена попытка всестороннего рассмотрения особенностей музыкально-исполнительских, вокально-интонационных, символических музыкальных традиций Архангельской области. Практическими материалами исследования выступили этнографические материалы Лешуконского, Шенкурского, Пинежского, Устьянского, Коношского, Верхнетоемского районов, так в этих районах и в наши дни сохраняются и поддерживаются народные песенные традиции, характерные для Архангельской области.

Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих

традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства, в то время как по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно. В Архангельской области мужчины принимали участие в народных игрищах, праздниках, но во время исполнения песен были лишь участниками хороводов, игр, плясок под песни. До сегодняшнего дня традиционное народное песенное исполнительство в Архангельской области - удел женщин. Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках - никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности - внутреннее душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души [1]. М.С. Бог-данков отмечает следующие исполнительские особенности женщин Архангельской области: «... они почти всегда настроены поэтически-грустно... Нет нет да и заплачет женщина, часто «сти-хотворничая», то есть выговаривая нараспев импровизированные стихи, которые содержат причину ее грусти» [2, с. 41].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.