А. И. Ракитянская
Традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма
Для современной России всеобщим жизненно важным смыслом деятельности государства и народа становится духовность. Во многих культурных системах, философских традициях этот вопрос имеет особое звучание. До сих пор актуальны определенные различия между светскими и религиозными, эстетическими и философскими представлениями о духовности. И это вполне естественно, ведь духовное охватывает все сферы и уровни человеческой жизнедеятельности. В качестве объективного продукта человеческого духа духовность предстает в виде национальных культур и единой мировой культуры, цивилизации. Эти формы духовности духа народа становятся наследием последующих поколений, передавать которое можно лишь путем социализации, то есть приобщения к культуре. Туризм способен удовлетворить ряд духовных потребностей человека.
К историко-культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности и для передачи последующим поколениям. Сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия возможно через традицию. Она выступает как форма передачи человеческого опыта. Неслучайно во всех трактовках этого слова сохраняется его первоначальный смысл с подчеркиванием таких черт, как устойчивость, преемственность, передача из поколения в поколение.
Каждое новое поколение людей включается в жизнь, в мир предметов и отношений, в мир знаков и символов, созданных предшествующими поколениями. В обыденном применении, литературе, живой речи термин «традиция» употребляется для обозначения её составляющих: производственной, бытовой, фольклорной, песенной и т. д. Одним из компонентов традиции являются обряды, смысл которых заключен в их символическом действии. Символика имеет большое значение для осознания человеком своей принадлежности к культуре народа.
Общество формирует многообразные формы и способы передачи ценностей культуры. Накопленный опыт людей фиксируется, как правило, в традициях, а также в различных знаковых системах. Соответственно различаются два основных пути усвоения людьми сокровищницы ценностей культуры: освоение мира культурных традиций, а также овладение знаковыми системами культуры. Тради-
126
ции, как подчеркивает В.А. Малинин, образуют объективную форму общественного развития1.
С одной стороны, они выступают формой сохранения и развития духовной культуры, а с другой - способом, механизмом передачи преемственности культуры. Термин «традиция» берет начало от латинского слова «traditio», что означает «передачу чего-либо»2. В таком значении оно употребляется в энциклопедических и толковых словарях3. Традиция - это специфический тип социокультурных отношений, выражающих преемственную связь поколений в различных сферах их деятельности (производстве, быту, науке, культуре, семье). Как форма аккумуляции, сохранения, воспроизводства и передачи социального опыта традиции имеют сложную структуру. Они включают идеи и убеждения, представления и взгляды, социальные идеалы и ценности, принципы и нормы, интересы и потребности, чувства и эмоции, привычки и вкусы, обычаи, обряды, праздники и торжественные церемонии. Как составной элемент культуры традиции характеризуют образ жизни людей, способствуют формированию духовного мира личности. Содержание традиций определяется социально-экономическими условиями и типом культуры. В процессе развития общества функции традиций изменялись. Если на ранних ступенях исторического развития традиции были универсальной формой укрепления социальной организации и развития культуры, то с развитием общества и усложнением его структуры их прежняя значимость оказалась более узкой. Традиции, обычаи и праздники включают обряды и их элементы, но не сводятся к ним. Символический характер обряда, подчеркивает Д.М. Угринович, является главной особенностью, отличающей его от обычая4.
Обряд функционирует в сфере духовной культуры. Его цель -это передача идей, ценностей, взглядов, мыслей, чувств, отношений5. Если символические обрядовые действия выступают как форма овладения ценностями культуры, то при этом они целесообразны. Обряды можно рассматривать как совокупность символических и целесообразных коллективных действий, направленных на отражение и утверждение наиболее существенных общественных, семейных и межличностных отношений, складывающихся в жизни людей. Обряд - это совокупность тради-
1 Малинин В.А. К диалектике традиций в общественном сознании // Диалектика материальной и культурной жизни общества. М., 1966.
2 Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. С. 663.
3 Культурология: ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университ; Книга,1998. С. 265.
4 Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. С. 21.
5 Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. М.: Вече, 2005. С. 315.
127
ционных коллективных действий, направленных на торжественное ознаменование наиболее значимых событий в жизни коллектива, семьи, личности, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Обряды обусловлены обычаем, традицией, а иногда и законом. Обряд не только оформляет, но выражает и раскрывает внутренний смысл событий, формирует связанные с этим событием мысли и взгляды, чувства и настроения. Содержание обряда раскрывается через символические действия, наставления, пожелания, песни, символы и т. д.
Иногда с обрядом и церемонией отождествляется ритуал, который с основанием можно рассматривать как правило обрядового поведения. Это официально принятое правило, строго фиксированный обычаем порядок обрядовых действий, а также самого обряда. В таком понимании ритуал совпадает с термином «протокол» в сфере дипломатических отношений. Такой подход позволяет четко разграничить понятия «обряд» и «ритуал». Ритуал отличается от обряда тем, что он дает представление только о порядке проведения обрядовых действий, указывает на организацию, внутреннюю структуру элементов обряда; он составляет форму обряда.
Обряды, ритуалы, праздничные действия - это содержание праздника. Праздники являются устойчивыми образованиями, выступают относительно самостоятельной формой в системе культуры народа. Они имеют большое мировоззренческое значение и являются важным регулятором общественных отношений. Смысл праздничного мироощущения, как убедительно показал М. Бахтин в результате анализа карнавалов эпохи Возрождения, - это «пафос обновления мира». Не случайно он называет празднества «первичной формой человеческой культуры»1.
Первичная форма культуры в процессе общественного прогресса, совершенствуясь, была закреплена традицией. В структуру каждого праздника входит определенная система официальных и политических мероприятий, обрядов и церемоний, театрализованных зрелищ, семейных торжеств и развлечений, наиболее полно олицетворяющих идею данного праздника и закрепленных за ним действий. В таком случае празднику соответствует система действий, обрядов, церемоний. «Старые деревенские развлечения были в основном обрядовыми действиями,- пишет Д. Балашов, - а обряд шире искусства в том отношении, что искусством, даже на уровне самодеятельности, занимается тот, у кого лучше выходит, кто наделен особыми способностями, талантом, иначе «стыдно» (да и то, всякий ли выйдет на сцену из тех, кто со способностями!). Обряд же
1 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. С. 24.
128
есть обычай, для всех как бы даже обязательный и уж во всяком случае, не зазорный. Напротив, зазорно оставаться в стороне. Хоровод обрядовый водят все девушки, а не только «артисты», и тут уж никто не скажет, не подумает, что «стыдно». Ряженными ходят и молодежь, и люди 50-60 лет. Обряд и только обряд в силу своей специфики вовлекал всех граждан в художественное «действо», никого не оставлял в стороне. При этом тонко учитывались и индивидуальные способности»1.
Народные праздники, обряды и забавы тесно связаны с искусством. Они включают, подчиняясь главной идее торжества, такие элементы искусства, как песни, игры, танцы, музыку, различные импровизации и забавы, рассчитанные на всех участников, независимо от возраста, национальности и профессиональной ориентации. В этом смысле каждый праздник и обряд представляют определенную целостность. Вместе с тем праздники и обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе, их идеалы, прежде всего реальную жизнь человека, его связи с обществом, другими людьми и природой, причем не любые связи, а наиболее существенные, имеющие значение как для личности, так и для общества в целом. Общество вырабатывает образно-чувственные формы отражения, закрепления и передачи новым поколениям ценностей духовной культуры, отражающих реальную жизнь людей, их образ жизни.
Взаимосвязь традиции и культуры несет в себе сущность исторического процесса, определяющего рождение и становление одного из другого. Любая традиция - это культура. Усвоение культуры предполагает её сохранение, а также передачу новым поколениям.
Все имеет начало, продолжение и конец, но каждое явление несет на себе обязательно печать, опыт и характер того или иного времени, чем и определяется традиция как результат развития культуры. Ведь без культуры невозможно существования традиции, ибо в процессе деятельности человека, она, культура, несет на себе отпечаток закономерной активности и спонтанного осознания действий, что естественным образом ведет к закреплению и утверждению традиций. Общество не может существовать без традиционного, только ему присущего мироощущения. Знаки, символизирующие данный народ или этнос, возникли одновременно с появлением этого народа, поэтому и культура, как и традиция стала носить функциональный характер.
Благодаря туристской деятельности человечество приобретает возможность познакомиться с культурой и бытом различных наро-
1
1 Балашов Д. Традиционное и современное // Наука и религия. 1969. № 12. С. 28.
129
дов, с национальной одеждой, а также приобщиться к участию в традиционных праздниках, вкусить блюда национальной кухни и купить предметы традиционного быта в качестве сувениров. По приезду домой из поездки туристы, общаясь со своими друзьями, родственниками, делятся впечатлениями об особенностях культуры посещенного региона, показывают приобретенные изделия. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных народов.
В данное время в Ленинградской области разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-
экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования. Например, в Подпорожском и Тихвинском районах расположены самые живописные уголки природного парка - Вепсский лес. Помимо удивительной природной красоты туристы могут насладиться тихой размеренной деревенской жизнью и познакомиться с бытом и традициями древнего народа - вепсов.
Россия выступает как самодостаточная региональная цивилизация, основа бытия которой покоится на мощном фундаменте русской духовной культуры, где туризм выступает как проводник между прошлым и будущим.
Н. Н. Андреева
Традиционная и электронная формы книги: проблема их взаимодействия в современной культуре
Современные технологии использования информации оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, культуре. Специфика современной ситуации такова, что изменения в культуре под воздействием информационных технологий стремительны, обладают всеобщим действием, многие перспективные направления развития только намечаются, но быстро могут воплотиться в жизнь. Особенной, интересной оказывается сохранность хорошо знакомого, старого, давно существующего. Одним из примеров может служить книга, именно судьба печатной книги - предмет осмысления в этой статье.
«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» - изречение Фрэнсиса Бэкона. Производство литературы определяется как часть духовной жизни: знание, язык, искусство,
130