Научная статья на тему 'Традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма'

Традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1101
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма»

А. И. Ракитянская

Традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма

Для современной России всеобщим жизненно важным смыслом деятельности государства и народа становится духовность. Во многих культурных системах, философских традициях этот вопрос имеет особое звучание. До сих пор актуальны определенные различия между светскими и религиозными, эстетическими и философскими представлениями о духовности. И это вполне естественно, ведь духовное охватывает все сферы и уровни человеческой жизнедеятельности. В качестве объективного продукта человеческого духа духовность предстает в виде национальных культур и единой мировой культуры, цивилизации. Эти формы духовности духа народа становятся наследием последующих поколений, передавать которое можно лишь путем социализации, то есть приобщения к культуре. Туризм способен удовлетворить ряд духовных потребностей человека.

К историко-культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности и для передачи последующим поколениям. Сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия возможно через традицию. Она выступает как форма передачи человеческого опыта. Неслучайно во всех трактовках этого слова сохраняется его первоначальный смысл с подчеркиванием таких черт, как устойчивость, преемственность, передача из поколения в поколение.

Каждое новое поколение людей включается в жизнь, в мир предметов и отношений, в мир знаков и символов, созданных предшествующими поколениями. В обыденном применении, литературе, живой речи термин «традиция» употребляется для обозначения её составляющих: производственной, бытовой, фольклорной, песенной и т. д. Одним из компонентов традиции являются обряды, смысл которых заключен в их символическом действии. Символика имеет большое значение для осознания человеком своей принадлежности к культуре народа.

Общество формирует многообразные формы и способы передачи ценностей культуры. Накопленный опыт людей фиксируется, как правило, в традициях, а также в различных знаковых системах. Соответственно различаются два основных пути усвоения людьми сокровищницы ценностей культуры: освоение мира культурных традиций, а также овладение знаковыми системами культуры. Тради-

126

ции, как подчеркивает В.А. Малинин, образуют объективную форму общественного развития1.

С одной стороны, они выступают формой сохранения и развития духовной культуры, а с другой - способом, механизмом передачи преемственности культуры. Термин «традиция» берет начало от латинского слова «traditio», что означает «передачу чего-либо»2. В таком значении оно употребляется в энциклопедических и толковых словарях3. Традиция - это специфический тип социокультурных отношений, выражающих преемственную связь поколений в различных сферах их деятельности (производстве, быту, науке, культуре, семье). Как форма аккумуляции, сохранения, воспроизводства и передачи социального опыта традиции имеют сложную структуру. Они включают идеи и убеждения, представления и взгляды, социальные идеалы и ценности, принципы и нормы, интересы и потребности, чувства и эмоции, привычки и вкусы, обычаи, обряды, праздники и торжественные церемонии. Как составной элемент культуры традиции характеризуют образ жизни людей, способствуют формированию духовного мира личности. Содержание традиций определяется социально-экономическими условиями и типом культуры. В процессе развития общества функции традиций изменялись. Если на ранних ступенях исторического развития традиции были универсальной формой укрепления социальной организации и развития культуры, то с развитием общества и усложнением его структуры их прежняя значимость оказалась более узкой. Традиции, обычаи и праздники включают обряды и их элементы, но не сводятся к ним. Символический характер обряда, подчеркивает Д.М. Угринович, является главной особенностью, отличающей его от обычая4.

Обряд функционирует в сфере духовной культуры. Его цель -это передача идей, ценностей, взглядов, мыслей, чувств, отношений5. Если символические обрядовые действия выступают как форма овладения ценностями культуры, то при этом они целесообразны. Обряды можно рассматривать как совокупность символических и целесообразных коллективных действий, направленных на отражение и утверждение наиболее существенных общественных, семейных и межличностных отношений, складывающихся в жизни людей. Обряд - это совокупность тради-

1 Малинин В.А. К диалектике традиций в общественном сознании // Диалектика материальной и культурной жизни общества. М., 1966.

2 Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. С. 663.

3 Культурология: ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университ; Книга,1998. С. 265.

4 Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. С. 21.

5 Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. М.: Вече, 2005. С. 315.

127

ционных коллективных действий, направленных на торжественное ознаменование наиболее значимых событий в жизни коллектива, семьи, личности, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Обряды обусловлены обычаем, традицией, а иногда и законом. Обряд не только оформляет, но выражает и раскрывает внутренний смысл событий, формирует связанные с этим событием мысли и взгляды, чувства и настроения. Содержание обряда раскрывается через символические действия, наставления, пожелания, песни, символы и т. д.

Иногда с обрядом и церемонией отождествляется ритуал, который с основанием можно рассматривать как правило обрядового поведения. Это официально принятое правило, строго фиксированный обычаем порядок обрядовых действий, а также самого обряда. В таком понимании ритуал совпадает с термином «протокол» в сфере дипломатических отношений. Такой подход позволяет четко разграничить понятия «обряд» и «ритуал». Ритуал отличается от обряда тем, что он дает представление только о порядке проведения обрядовых действий, указывает на организацию, внутреннюю структуру элементов обряда; он составляет форму обряда.

Обряды, ритуалы, праздничные действия - это содержание праздника. Праздники являются устойчивыми образованиями, выступают относительно самостоятельной формой в системе культуры народа. Они имеют большое мировоззренческое значение и являются важным регулятором общественных отношений. Смысл праздничного мироощущения, как убедительно показал М. Бахтин в результате анализа карнавалов эпохи Возрождения, - это «пафос обновления мира». Не случайно он называет празднества «первичной формой человеческой культуры»1.

Первичная форма культуры в процессе общественного прогресса, совершенствуясь, была закреплена традицией. В структуру каждого праздника входит определенная система официальных и политических мероприятий, обрядов и церемоний, театрализованных зрелищ, семейных торжеств и развлечений, наиболее полно олицетворяющих идею данного праздника и закрепленных за ним действий. В таком случае празднику соответствует система действий, обрядов, церемоний. «Старые деревенские развлечения были в основном обрядовыми действиями,- пишет Д. Балашов, - а обряд шире искусства в том отношении, что искусством, даже на уровне самодеятельности, занимается тот, у кого лучше выходит, кто наделен особыми способностями, талантом, иначе «стыдно» (да и то, всякий ли выйдет на сцену из тех, кто со способностями!). Обряд же

1 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. С. 24.

128

есть обычай, для всех как бы даже обязательный и уж во всяком случае, не зазорный. Напротив, зазорно оставаться в стороне. Хоровод обрядовый водят все девушки, а не только «артисты», и тут уж никто не скажет, не подумает, что «стыдно». Ряженными ходят и молодежь, и люди 50-60 лет. Обряд и только обряд в силу своей специфики вовлекал всех граждан в художественное «действо», никого не оставлял в стороне. При этом тонко учитывались и индивидуальные способности»1.

Народные праздники, обряды и забавы тесно связаны с искусством. Они включают, подчиняясь главной идее торжества, такие элементы искусства, как песни, игры, танцы, музыку, различные импровизации и забавы, рассчитанные на всех участников, независимо от возраста, национальности и профессиональной ориентации. В этом смысле каждый праздник и обряд представляют определенную целостность. Вместе с тем праздники и обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе, их идеалы, прежде всего реальную жизнь человека, его связи с обществом, другими людьми и природой, причем не любые связи, а наиболее существенные, имеющие значение как для личности, так и для общества в целом. Общество вырабатывает образно-чувственные формы отражения, закрепления и передачи новым поколениям ценностей духовной культуры, отражающих реальную жизнь людей, их образ жизни.

Взаимосвязь традиции и культуры несет в себе сущность исторического процесса, определяющего рождение и становление одного из другого. Любая традиция - это культура. Усвоение культуры предполагает её сохранение, а также передачу новым поколениям.

Все имеет начало, продолжение и конец, но каждое явление несет на себе обязательно печать, опыт и характер того или иного времени, чем и определяется традиция как результат развития культуры. Ведь без культуры невозможно существования традиции, ибо в процессе деятельности человека, она, культура, несет на себе отпечаток закономерной активности и спонтанного осознания действий, что естественным образом ведет к закреплению и утверждению традиций. Общество не может существовать без традиционного, только ему присущего мироощущения. Знаки, символизирующие данный народ или этнос, возникли одновременно с появлением этого народа, поэтому и культура, как и традиция стала носить функциональный характер.

Благодаря туристской деятельности человечество приобретает возможность познакомиться с культурой и бытом различных наро-

1

1 Балашов Д. Традиционное и современное // Наука и религия. 1969. № 12. С. 28.

129

дов, с национальной одеждой, а также приобщиться к участию в традиционных праздниках, вкусить блюда национальной кухни и купить предметы традиционного быта в качестве сувениров. По приезду домой из поездки туристы, общаясь со своими друзьями, родственниками, делятся впечатлениями об особенностях культуры посещенного региона, показывают приобретенные изделия. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных народов.

В данное время в Ленинградской области разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-

экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования. Например, в Подпорожском и Тихвинском районах расположены самые живописные уголки природного парка - Вепсский лес. Помимо удивительной природной красоты туристы могут насладиться тихой размеренной деревенской жизнью и познакомиться с бытом и традициями древнего народа - вепсов.

Россия выступает как самодостаточная региональная цивилизация, основа бытия которой покоится на мощном фундаменте русской духовной культуры, где туризм выступает как проводник между прошлым и будущим.

Н. Н. Андреева

Традиционная и электронная формы книги: проблема их взаимодействия в современной культуре

Современные технологии использования информации оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, культуре. Специфика современной ситуации такова, что изменения в культуре под воздействием информационных технологий стремительны, обладают всеобщим действием, многие перспективные направления развития только намечаются, но быстро могут воплотиться в жизнь. Особенной, интересной оказывается сохранность хорошо знакомого, старого, давно существующего. Одним из примеров может служить книга, именно судьба печатной книги - предмет осмысления в этой статье.

«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» - изречение Фрэнсиса Бэкона. Производство литературы определяется как часть духовной жизни: знание, язык, искусство,

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.