Научная статья на тему 'Сущность и специфика празднично-обрядовой культуры современного российского села'

Сущность и специфика празднично-обрядовой культуры современного российского села Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1297
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
празднично-обрядовая культура / обряд / ритуал / обрядовая культура / праздник / этнос.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шперлинг Татьяна Николаевна

в статье рассматриваются сущность, специфика и проблемы формирования празднично-обрядовой культуры современного российского села, связанные с процессами национально-культурного возрождения в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика празднично-обрядовой культуры современного российского села»

2. Инклюзивное образование. Выпуск № 1. / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 232 с.

3. Закон об образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Митчелл Д.Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Стратегии командного сотрудничества: сборник материалов. М.: РООИ «Перспектива», 2012. 256 с.

5. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. СПб, 2010. 398 с.

6. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. СПб, 2010. 421 с.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СЕЛА

Шперлинг Т.Н.

Шперлинг Татьяна Николаевна - магистрант, кафедра менеджмента и технологий социально-культурной деятельности.

Московский государственный институт культуры, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются сущность, специфика и проблемы формирования празднично-обрядовой культуры современного российского села, связанные с процессами национально-культурного возрождения в современном российском обществе.

Ключевые слова: празднично-обрядовая культура; обряд; ритуал; обрядовая культура; праздник; этнос.

Праздники и обряды, которые реализуются в жизни сельского общества, являются предметом целого ряда исследований, книг, статей о том, в чем проявляется празднично-обрядовая культура села и стоит отметить, что само рассматриваемое понятие не является полностью изученным феноменом социокультурного бытия. Например, понятие «культура» в научной зарубежной и отечественной литературе многие исследователи рассматривают, как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми.

Зарубежный исследователь Альберт К. Кафанья, рассматривает культуру как социальное наследие и как постоянно накапливающийся, формирующийся социальный (культурный) опыт. Автор придает культуре педагогический вектор и понимает под культурой поведение, направленное на гармоничное времяпрепровождение и общение в обществе. Автор рассматривает культуру как «общее для членов общества поведение», только ограниченное конкретной социальной средой человека [1].

В соответствии с мнением Аленькова Ю.В., Данилевича С.А., понятие культуры включает три составляющих [2]:

1. Жизненные ценности, обозначающие самые важные понятия в жизни. Они являются основой культуры.

2. Нормы поведения, которые отражаются в понятиях морали и нравственности. Данные понятия отражают поведение человека в различных ситуациях.

3. Артефакты, являющиеся предметами способными нести информацию о прошлых временах, людях, событиях.

Культура является главным средством возвышения человеческой нравственности и представляет собой, с одной стороны, совокупность всех отражений социального наследия, с другой, постоянно накапливающийся, формирующийся социальный (культурный) опыт, ограниченный рамками конкретной социальной среды человека.

Во многих этнографических работах зарубежных и российских авторов, таких как А. ван Геннеп [3], М. Мосс [4], К. Фок [5] и А.К. Байбурин [6], Е.Ю. Стрельцова [7]и др. в качестве синонима слова «ритуал» применяется термин «обряд». Понятия «ритуал» и «обряд» часто отождествляются в научной литературе, где ритуал и обряд синонимично заменяют друг друга в большинстве контекстов. Однако, стоит отметить, что данные понятия не всегда могут использоваться как абсолютные синонимы. Например, обряд не подразумевает под собой предписанного или официального действия, он установлен общественным мнением и связан с взглядами, нормами и принципами коллектива. В то же время ритуал - это жесткая стереотипизация поведения, так как он необходим для передачи культурного наследия новым поколениям и самосохранения общества [8].

Таким образом, приходим к пониманию, что «обряд» является формой символического поведения и призван придавать торжественное значение заранее установленным повторяющимся действиям.

И обряд, и ритуал призваны сплотить коллектив и отделить его от другой общности. То есть функции, которые они выполняют, одинаковы. И ритуал, и обряд -это звенья одной системы, которые имеют свои религиозные, нормативные и бытовые особенности [9]. Все это говорит о том, что данные явления преследуют общую цель - они призваны возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния групп, в которых возникли [10].

Многие работы в научной литературе посвящены обрядовой культуре, например в исследованиях Головлевой Е.Л. [11], Кистова А.В., Тамаровской А.Н. [12], рассматривается происхождение обрядовой культуры на основе природы ритуалов и обрядов, с религиозной, социальной и национальной точки зрения. В каждой народности можно встретить большое количество определенных традиций, обычаев, обрядов, устного народного творчества, национальной одежды, музыкальной и танцевальной культуры, национальных игр и особенностей быта, религиозных особенностей и на эти традиции наложен отпечаток социума.

В исследованиях отечественного автора Головлевой Е.Л. функции обрядовой культуры человека включают [13]:

- Идентификацию культуры;

- Выявление отличительных особенностей одной культуры от другой;

- Сохранение национальной идентичности.

Знание особенностей обрядовой культуры у различных народов и в различных культурах помогает выстраивать гармоничные отношения в процессе межкультурного взаимодействия.

Оценки прошлого, настоящего и будущего, которые делает человек исходя из определения развитости и состояния обрядовой культуры, способствуют становлению культурно-исторической ориентации общества и его личностей, потому что она отражает отношение к жизни и смерти, ко времени и пространству, к труду, религиозные представления, принятые в той или иной социокультурной среде. Данная ориентация является историчной, т.е. изменяется вместе с развитием общества. Значимость роли культуры и истории заключается, в конечном счете, в генерировании ценностных ориентаций, основанных на предыдущих, исторических опытах и новых реалиях современной жизни [14].

Таким образом, обрядовая культура является комплексным понятием и представляет собой совокупность обрядов и их значения и практики обрядовых

51

действий, а также их включенность в повседневную жизнь. В его состав входит вербальная и невербальная составляющие, выражаемые в обрядовом поведении, обрядовых жестах, обрядовом фольклоре (пение, вербальные тексты, танцы, музыкальное сопровождение), материальными компонентами обрядов. Это способствует различению обрядовой культуры отдельного человека и общества. Уровень обрядовой культуры индивида можно определить при помощи таких критериев как: знание традиций и обрядов, истории своего народа, осуществление практических действий при помощи приобретенных знаний. В данном случае важной составляющей будет отношение самого человека к культурным основам общества, в котором он находится, насколько он себя соотносит с ними и насколько глубоко обряды и обычаи проникли в его сознание.

Как отмечает ученый Ю.В. Бромлей, этнос - это человеческий коллектив, объединенный верой в общее происхождение, обладающий традицией, языком и на этой основе отличающийся от других подобных групп населения [15]. Л.Н. Гумилев же, в свою очередь, считал, что этнос в своей сущности не является ни обществом, ни социальной системой, а выступает природным феноменом [16].

В представлении автора настоящей статьи этносы являются группами, отличающимися от других групп языковыми, культурными особенностями и территориальной общностью. Этническая территория оказывает влияние на особенности хозяйственной деятельности людей, их культуры, социальных норм. Язык представляется символом этнической принадлежности и является одним из наиболее значимых объективных признаков этноса. Компоненты материальной и духовной культуры этноса также являются важнейшими отличительными признаками этноса.

Существенные признаки, определяющие содержание понятия «этнос», являются культурными и психологическими, т.е. в целом духовными. Понятно, что любая человеческая общность не может существовать без социальной составляющей. Вместе с тем сущность понятия «этнос» определяется не социальным компонентом, а культурным. Среди культурных компонентов следует особо выделить язык, обычаи, традиции, своеобразный быт людей и т. п. Благодаря этим культурным особенностям формируется этнос.

Отечественный автор Е.П. Мальцева рассматривает празднично-обрядовую культуру как ценный источник этнокультурной информации об определённых общественных установлениях, нормах поведения, обычаях, обрядах определенного общества и в том числе, и в современных российских селах. По мнению автора, этнокультурные знания, как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет целостность общества, обеспечивает его историческую сохранность, эти понятия можно отнести и к современному российскому селу. Образование и воспитание на народных традициях является частью этнокультуры современного российского села, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции от поколения к поколению [17].

На рубеже веков исследовательский интерес был сосредоточен на определении типов обрядов и праздников, их генезиса и трансформации в изменяющейся социокультурной ситуации, а также роли традиционного обряда и праздника в современной интерпретации в воспитании молодого поколения. Праздник является сложным общественно-культурным явлением и изучается широким кругом наук -историей, психологией и др. Праздник для современного человека нельзя недооценивать. Праздник примиряет людей с не всегда безоблачной действительностью, дает людям шанс на время почувствовать иллюзию свободы, благодаря особой эмоциональной атмосфере [18].

Исследователь С. Шмаков определял признаки значимости и событийности праздников: «Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника» [19].

Волко Г.Н., Волкова А.А. и Белошапка Р.А. высказывают мнение, что празднично-обрядовая культура для современного человека должна являться важнейшей ценностной составляющей для полноценного воспитания гармоничной личности, дающей возможность к самовыражению, самосохранению, не только с позиции обогащения знаний, но и реального потенциала для всестороннего развития в современной социокультурной среде [20].

Следовательно, данный вид культуры выполняет множество функций и способствует возобновлению общественных связей современного российского села. Народные обряды и традиции — это всегда коллективные действия и коллективные переживания жителей современного российского села. Опыт участия в них жителей современного российского села - уникален, неповторим, ни с чем несравним. Народные традиции воплощают в себе нравственные и эстетические ценности, способствует укреплению связей личностей жителей современного российского села, являются регулятором поведения людей, их образа жизни и миропонимания.

Празднично-обрядовая культура современного российского села в соответствии с мнением автора настоящей статьи может рассматриваться как своеобразное отражение этнической, духовной социально-политической, историко-культурной, жизни всего этнического общества/нации на различных этапах его развития. С одной стороны, праздники и обряды жителей современного российского села отражают типологическую общность человеческой культуры, а с другой - несут на себе печать этнической специфики.

В традиционном сельском обществе в празднике как особой фазе культурной жизни в едином комплексе выступают обычаи, ритуалы, праздничные церемонии, элементы материальной культуры (костюмы, украшения, обрядовые блюда, декор жилища и т.д.), нормы поведения и т.д., которые в совокупности формируют отличную от будничного времени атмосферу праздника.

В современном обществе, в том числе в современных селах с его размытостью границ повседневного и праздничного бытия, фестивизацией праздника, его частичным превращением в зрелище - природа праздника существенно изменилась вследствие трансформации социума и его культурной жизни. В связи с этим возникает вопрос о функциональности современных этнических праздников в передаче этнокультурных традиций, в формировании этнокультурной идентичности сельской молодежи.

На необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества и совершенствования государственной политики по основным направлениям воспитания, указывает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, на основе Указа Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [21], где в качестве главной цели выдвигается необходимость сохранения этнокультурной самобытности народов, направление на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развитие их национальных языков и культур.

Этнокультурная среда как макро- и микросреда транслирует национальные ценности на уровне [22]:

- общественных институтов, прав и норм жизнедеятельности;

- ближайшего окружения молодежи, складывающегося из учебного заведения, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, клуб и др.), семьи, молодежных объединений.

Традиционные праздничные обряды в современных селах могут включать различные праздники и обряды, например празднование нового года, масленицы, пасхи и т.д. Социально-политические преобразования второй четверти - конца 20 в. привели к существенной трансформации религиозных верований и обрядности, т.е. утрате празднично-обрядовых элементов, их десакрализации, что разрушительно сказалось на всей системе этнической сельского населения.

53

Процессы национально-культурного возрождения в современном обществе непосредственно связаны с актуализацией праздничной культуры, однако на ее функциональной и содержательной природе отражаются изменение социального контекста праздников в селах, влияние современной массовой культуры, тенденций модернизации и глобализации общества.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. 495 с.

2. Аленькова Ю.В., Данилевич С.А. Культурология. Могилев: МГУ им. Кулешова, 2012. 256 с.

3. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов: пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.

4. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии: пер. с франц. М.: Издательство «КДУ», 2011. 416 с.

5. Фокс К. Англия и англичане. О чем молчат путеводители. М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2013. 512 с.

6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Издательство «Наука», 1993. 240 с.

7. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.05. Москва, 2005. 419 с.

8. Триль Ю.Н. Ритуал в традиционной культуре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. № 61. С. 263.

9. Клопыжникова А.А. Ритуал как кодификация обряда. Электронное научное издание «Аналитика культурологии», 2009.

10.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: Издательство «Канон+», 1998. 432 с.

11. Головлева Е.Л.Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Golovleva/ (дата обращения: 21.11.2018).

12. Кистова А.В., Тамаровская А.Н. Произведения архитектуры и культурная идентичность // Современные проблемы науки и образования, 2014.№ 4. С. 597.

13. Головлева Е.Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Golovleva/ (дата обращения: 21.11.2018).

14. Кистова А.В., Тамаровская А.Н. Произведения архитектуры и культурная идентичность // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 4. С. 597.

15. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы, 1971. Вып. 1. С. 9-33.

16. Гаджиев Р.С. К содержанию понятия «этнос» (социально-философский анализ) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsu.rU/rs/mw/link/Media:/38703/8.pdf/ (дата обращения: 21.11.2018).

17. Мальцева Е.П. Народная музыкальная культура в современном мире: взаимодействие науки, образования, практики Сборник докладов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, 2017. С. 42-44.

18. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. М.: Форум, 2009.

19. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А. Шмаков. М., 2013. 7 с.

20. Волкова А.А., Белошапка Р.А. Празднично обрядовая деятельность в современных условиях // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXXШ-LXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 6 (64). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 40-43.

54

21. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 22.11.2018).

22. Алиева Б.Ш., Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Махачкала: Издательство ДГУ, 2014. 139.

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Воронцова Е.А.

Воронцова Екатерина Александровна - студент-магистрант, Педагогический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: статья посвящена исследованию влияния цвета в современном искусстве на эмоциональное состояние человека. Как различные цвета воздействуют на человека и способны влиять на эмоциональный фон человека в повседневной жизни, в окружающей нас среде. Рассмотрение объективных, так и субъективных причин влияния. Также в ней рассматривается аспект воздействия цветов на человека в зависимости от историко-культурного фактора. Автор говорит о том, как важно при создании вещей, которые окружают человека повседневно, - картины, утилитарные дизайнерские проекты, - понимать гармонию цветовых сочетаний для достижения хорошего воздействия на потребителя того или иного товара. Соответственно автор считает, что в будущем введение в учебный процесс цветопсихологии для студентов-дизайнеров может стать предпосылкой не только к креативу и творческому потоку, но и идеям, как помогать людям корректировать свое настроение, что поможет в дальнейшем рассматривать творческие профессии по-новому.

Ключевые слова: цвет, психология, искусство, композиция, взаимосвязь, новаторство, настроение, чувства, влияние, художник, дизайнеры.

ВО!: 10.24411/2413-7111-2019-10101

Культура сегодня все в большей степени начинает пониматься как совокупность знаковых систем, при помощи которых человечество закрепляет и сохраняет свои ценности, выстраивает и осуществляет связи с окружающим миром. Особенно значимо - символическое постижение мира, т.е. восприятие и оперирование вещами, в том числе и костюмом, как знаками, т.е. тем, что указывает на нечто выходящее за пределы своего чисто утилитарного назначения. Еще Эрнст Кассирер отмечал тенденцию к «сокращению» физической реальности, выражающемуся в том, что в жизни человека все большее место занимают лингвистические формы, художественные образы, мифические символы, и ничего уже нельзя увидеть иначе, как через эти искусственные опосредования [4].

Не является исключением из этого процесса и костюм, в концепции культуры кроме того приступает представлять равно как конкретного рода символ. Использование чего бы то ни было в качестве знака достаточно произвольно и опирается на явное или молчаливо подразумеваемое соглашение о приписывании означающему какого-либо определенного смысла - означаемого. Однако знаковые системы, используемые в культурно-историческом контексте, обладают рядом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.