Научная статья на тему 'Традиции, церемонии и ритуалы как истоки патриотизма'

Традиции, церемонии и ритуалы как истоки патриотизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1150
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ЦЕРЕМОНИЯ / CEREMONY / РИТУАЛ / RITUAL / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ИСТОРИЯ / HISTORY / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL RELATIONSHIPS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корбаков Вениамин Валерьевич

В статье раскрывается значимость патриотического воспитания в современной жизни России, с акцентом на отношение государства к патриотизму, как к национальной идее. Рассматривая утвержденные Правительством Российской Федерации государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, автор подчеркивает положительную тенденцию их реализации. В развитие темы, автор показывает институт традиций, церемоний и ритуалов, как феномен, играющий важную роль в жизни как правоохранительных органов, так и человечества в целом. Опираясь на труды различных ученых, таких как В.И. Лутовинов, Я.Л. Алиев, Н.В. Сердюк, О.М. Боева, автор раскрывает герменевтический аспект терминов «традиция», «церемония», «ритуал». Используя хрестоматийные толкования данных терминов, в данной статье показаны их связь, схожесть по сути, зависимость и, в то же время, отличие друг от друга по масштабу, положению в современной комплексной структуре. Также, в статье затрагиваются вопросы взаимосвязи традиций и ритуалов с культурой и образованием. Показаны ключевые особенности традиций правоохранительных органов, отличающие их от традиций гражданских коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS, CEREMONIES AND RITUALS, AS THE ORIGINS OF PATRIOTISM

The article reveals the importance of Patriotic education in modern Russia with emphasis on the state's attitude to patriotism as a national idea. Considering approved by the Government of the Russian Federation State program for the Patriotic education of citizens of the Russian Federation, the author underlines the positive trend of its implementing. At the development of the theme, the author shows the institution of traditions, ceremonies and rituals, as a phenomenon that plays an important role in the lives of law enforcement and humanity in general. Based on the works of various scientists, such as V.I. Lutovinov, I.A. Aliev, N.V. Serdyuk, O.M. Boeva, the author reveals the hermeneutical aspect of the terms "tradition", "ceremony", "ritual". Using the textbook interpretation of these terms, this article shows their relationship, the similarity in essence, dependence and, at the same time, the difference from each other in size, position in the modern complex structure. Also, the article addresses the questions of the relationship of traditions and rituals with culture and education. It shows the key features of the traditions of the law enforcement agencies that distinguish them from traditional civic groups.

Текст научной работы на тему «Традиции, церемонии и ритуалы как истоки патриотизма»

Корбаков Вениамин Валерьевич ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ .

pedagogical sciences

УДК 37.011.33

ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ КАК ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА

© 2017

Корбаков Вениамин Валерьевич, подполковник полиции, адъюнкт 3 факультета кафедры психологии,

педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД России (125993, Россия, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: ven-korbakov@yandex.ru)

Аннотация. В статье раскрывается значимость патриотического воспитания в современной жизни России, с акцентом на отношение государства к патриотизму, как к национальной идее. Рассматривая утвержденные Правительством Российской Федерации государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, автор подчеркивает положительную тенденцию их реализации. В развитие темы, автор показывает институт традиций, церемоний и ритуалов, как феномен, играющий важную роль в жизни как правоохранительных органов, так и человечества в целом. Опираясь на труды различных ученых, таких как В.И. Лутовинов, Я.Л. Алиев, Н.В. Сердюк, О.М. Боева, автор раскрывает герменевтический аспект терминов «традиция», «церемония», «ритуал». Используя хрестоматийные толкования данных терминов, в данной статье показаны их связь, схожесть по сути, зависимость и, в то же время, отличие друг от друга по масштабу, положению в современной комплексной структуре. Также, в статье затрагиваются вопросы взаимосвязи традиций и ритуалов с культурой и образованием. Показаны ключевые особенности традиций правоохранительных органов, отличающие их от традиций гражданских коллективов.

Ключевые слова: патриотизм, образование, воспитание, духовность, общество, нравственность, традиция, церемония, ритуал, патриотическое воспитание, органы внутренних дел, культура, идеология, полиция, история, социальные отношения.

TRADITIONS, CEREMONIES AND RITUALS, AS THE ORIGINS OF PATRIOTISM

© 2017

Korbakov Veniamin Valeryevich, lieutenant colonel of police, post graduate of 3 faculty of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of management of Interior Ministry of Russia (125993, Russia, Moscow, street Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy, 8, e-mail: ven-korbakov@yandex.ru)

Abstract. The article reveals the importance of Patriotic education in modern Russia with emphasis on the state's attitude to patriotism as a national idea. Considering approved by the Government of the Russian Federation State program for the Patriotic education of citizens of the Russian Federation, the author underlines the positive trend of its implementing. At the development of the theme, the author shows the institution of traditions, ceremonies and rituals, as a phenomenon that plays an important role in the lives of law enforcement and humanity in general. Based on the works of various scientists, such as V.I. Lutovinov, I.A. Aliev, N.V. Serdyuk, O.M. Boeva, the author reveals the hermeneutical aspect of the terms "tradition", "ceremony", "ritual". Using the textbook interpretation of these terms, this article shows their relationship, the similarity in essence, dependence and, at the same time, the difference from each other in size, position in the modern complex structure. Also, the article addresses the questions of the relationship of traditions and rituals with culture and education. It shows the key features of the traditions of the law enforcement agencies that distinguish them from traditional civic groups.

Keywords: patriotism, education, upbringing, spirituality, society, morality, tradition, ceremony, ritual, Patriotic education, internal Affairs bodies, culture, ideology, police, history, social relationships.

В последние годы вопросы воспитания патриотизма все чаще поднимаются как в средствах массовой информации, так и в высших эшелонах власти, так как все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом российского патриотического сознания. Существенно обострился национальный вопрос, наблюдается падение престижа государственной, военной и правоохранительной службы. Поэтому возникла неотложность решения на государственном уровне проблем системы патриотического воспитания как основы консолидации общества и укрепления государства. Выступая в июне 2015 г. на церемонии вручения государственных премий за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также в области гуманитарной деятельности, Глава государства подчеркнул, что идеалы патриотизма в стране «настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы» [1]. В ходе встречи с Клубом лидеров, объединяющим предпринимателей из 40 регионов страны, в феврале 2016 года В.В. Путин поделился мнением, что «в России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» [2].

Подтверждением значимости феномена патриотизма в нашей стране является успешное выполнение пяти-годичных государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации [3-6]. Начиная с 2001 года, их реализация способствовала формированию системы патриотического воспитания как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. Итогом ста-

ла тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества. Зачастую, патриотизм и духовно-нравственное воспитание грядущих поколений стало основываться на памяти о лучших качествах нашего народа, проявленных в годы Великой Отечественной войны [7].

Так или иначе, в обществе появилось понимание необходимости возврата к истокам традиционной духовности и нравственности: самопожертвованию ради блага других людей, неподкупности, нравственной чистоплотности, верности долгу, бескорыстию, милосердию, доброте [8].

Однако предпринимаемые в государственной политике меры пока носят больше социально-просветительский характер и слабо способствуют интеграции молодежи в процессы развития страны и активизацию патриотической деятельности [9]. Можно вывод сделать об опоре на традиции и ценности...

Как следует из программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», одним из основных направлений ее реализации является «необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, ценностей патриотизма и духовных традиций страны» [3].

Посредством традиций выполняется целый ряд культурных функций. К примеру, традиции обеспечивают социализацию инкультурации людей; выделяют образцы поведения и ценности, одобренные обществом. Благодаря традициям устанавливается преемственность

186

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Корбаков Вениамин Валерьевич ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ ...

культур. Традиции образуют своеобразную форму хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению [9].

Затрагивая институт традиций и ритуалов, необходимо понимать, что именно они являются тем феноменом, передающимся из века в век, от старшего поколения -молодому, который позволяет, накопив самое лучшее, воздействовать на личность на подсознательном, генетическом уровне. Именно традиции и ритуалы играют важную роль в жизни человечества, культивирует уважение к истории, Родине, «семейному очагу» и другим базовым традиционным ценностям.

В призме правоохранительной системы различные авторы дают свои толкования понятий и роли традиций. Так, доктор юридических наук Я.Л. Алиев, в своей диссертации на тему «Корпоративный традиционализм полиции и режим законности: Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование» указывает, что традиционализм и традиции выражают связь и преемственность разных поколений, эпох, прошлого и настоящего. По его мнению, традициями охватывается то, что принято считать лучшими мировоззренческими и познавательными моделями сознания и социальной практики. Традиции по своей сути являются духовным и предметно-деятельным культурным стержнем, которым обладает любой индивид, любая социальная общность, социальный слой, социальная система. Я.Л. Алиев утверждает, что стабильность, прочность и развитие человека и человечества в целом невозможно без опоры на традиции [10].

По мнению Я.Л. Алиева государственные и национально-культурные традиции России представляют собой единое и одновременно множественное государственно-национальное образование, составной частью которого являются традиции органов внутренних дел.

По своему происхождению, становлению и развитию, по проявлению и реализации в сознании общества Российского народа, традиции выступают совокупностью всех элементов и аспектов как духовного мира и социальной практики, так и всего комплекса, включающего в себя социально-политические нормы, правила и государственно-правовые установления. Именно в традициях наличествует отражение всех социальных противоречий, характеризующих эти нормы, правила и установления.

Нельзя не согласиться, что современная Россия полна острыми социальными противоречиями. Непростым образом складывается ситуация в таких системах отношений как общество - государство, гражданин - государство, органы государства и органы внутренних дел - граждане.

Я.Л. Алиев утверждает, что традиции органов внутренних дел, как явление, отражающее и проявляющее историю и функционирование государства, имеют свои особенности, отличающие их от трудовых и иных общих традиций. Самыми важными из них автор выделяет:

- государственно-правовую и морально-политическую составляющую этих традиций;

- нормативно-обязательные характеристики;

- прямое отношение к политике и всему общественному строю общества, историческому типу социальной системы и историческому типу государства, их связью с общественно-политическими атрибутами;

- специфическую (государственно-политическую и правоохранительную) сферу проявления;

- подчинение жестким, устойчивым предписывающим правилам, нормам и моделям поведения, деятельности и социальных отношений, составляющих их суть и содержание;

- наличие значимой социальной роли и социальных функций;

- наличие юридически значимых последствий при их несоблюдении;

- их нормативно-закрепленную форму;

- наличием определённого несоответствия и противоречия с иными традициями, такими как: политические, национальные, трудовые, боевые, семейные и другие.

Н.В. Сердюк, доктор педагогических наук, доцент, в своей статье «Традиция как основа патриотизма (герменевтический аспект)» утверждает, что человек и традиция «находятся во взаимной зависимости, взаимоформировании, событийны. Образование является важным организующим и направляющим институтом этой событийности. Образование реализует стратегический путь воспитания патриотизма» [11].

Совершенно справедливо Н.В. Сердюк показывает, что базисная суть образования - оказание содействия индивиду в его формировании через представление ему прошлого, совместное раскрытие настоящего и подготовку к будущему, которое бы не уничтожало фундамент прошлого, питалось им, было продолжением прошлого, но не являлось бы его повторением.

Стабилизирующая роль в обществе отведена системе образования, несущей историю, организующей, упорядочивающей процесс социализации, передающей базисные ценности потомкам.

Смысл этой роли заключается в недопущении разрушения традиции творческим человеческим началом смыслопорождения, и, в то же время, защите жизнедеятельности человека от превращения из-за традиций в механический повтор опыта предков. Природа традиции заключается в том, что она интенциональна, а не представляет собой нечто неподвижное. Это является одним из оснований полагать, что в зависимости от эпохи патриотизм проявляется по-разному.

Существование человека в традиции, естественным образом осуществляется через образование. Прежде всего, это связано с представлением традиций как системы согласованных друг с другом базовых истин. Только получая традицию, в том числе обнаруживая ее в самом себе, человек становится человеком. Как существо историческое, человек изначально является вневременным. Это - предварительное условие для патриотичности.

О.М. Боева в своих работах высказывает точку зрения, что формирование истории Российского государства, его культуры, экономики, жизненного уклада происходило под покровительством Православия, которое послужило России в качестве основы, образующей государство, этнос и культуру. Педагогика, составляя часть культуры, на взгляд О.М. Боевой, также должна быть понята и осмыслена в русле традиционных для той или иной страны основ. Цель воспитания нужно выбирать объективно и опираться на то существенное, что является значимым для общества, делает процесс воспитания устойчивым, независимым от социальных изменений. Этим «существенным» для россиян выступает традиция, являющаяся практическим, теоретическим, духовно-нравственным опытом русского народа [12].

Таким образом, анализируя работы указанных авторов, мы видим устойчивую связь понятий «государство», «традиция», «образование», «патриотизм».

Бесспорным является то, что организация патриотического воспитания основана на сохранении и приумножении традиций как народов России в целом, так и органов внутренних дел в частности. В широком смысле слова традиции являются правилами, обычаями, нормами поведения, то есть исторически сложившимися и передаваемыми из поколения в поколение элементами культурного и социального наследия общества. Традиции в органах внутренних дел представляются моральными правилами, образцами и нормами поведения, обычаями, сложившимися в повседневной деятельности сотрудников, побуждающими их выполнять свой служебный долг честно и самоотверженно [13].

Рассматривая вопрос традиций и ритуалов, можно столкнуться с множеством терминов, раскрывающих данные понятия. Но большинство авторов сходятся во мнении, что традиции носят исторических характер и

Корбаков Вениамин Валерьевич pedagogical

ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ ... sciences

изменения традиций зависят от изменений экономических и политических основ общества.

Слово традиция происходит от латинского - (traditio), что означает передача, повествование [14]. Понятие «традиция» в русском языке используется в ряде значений.

Во-первых, оно обозначает некоторые общие черты, особенности целого ряда отличающихся друг от друга социальных явлений, но, в то же время, являющихся однопорядковыми (праздник, церемония, ритуал, обряд и т.д.). Обладая общим, собирательным характером, оно несет в себе более весомое значение, нежели каждый из перечисленных терминов, поскольку в нем раскрывается действительная природа феноменов.

Во-вторых, термин «традиция» используется совместно с терминами «церемония», «обряд», «ритуал» и соответственно понимается как явление того же разряда.

В-третьих, оно рассматривается в качестве синонима к вышеназванным понятиям: «церемония», «обычай», «обряд», «ритуал», «праздник» и т.д. [15].

Рассматривая данные определения, все-таки, следует разграничить понятия «традиция», «церемония» и «ритуал». На сегодняшний момент понятие «традиция» достаточно часто используется во всех сферах жизни общества. Его употребляют, когда речь идет об устойчивых, повторяющихся сторонах, свойствах, отношениях, явлениях социальной действительности. Таким образом, чересчур широкое употребление термина «традиция» практически девальвировало значимость таких понятий, как «церемония» и «ритуал», непосредственно заменив их. Но на сколько это справедливо?

Итак, изучив хрестоматийные толкования термина «традиция», можно сделать вывод, что традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение определенные общественные установления, идеи, ценности, обычаи и нормы поведения людей. В своем развитии, эти нормы могут трансформироваться в моральные законы не только для отдельных индивидов, но и для целых групп, классов, народов. Со временем, традиции приобретают силу «неписаных законов». По факту, все сферы жизни общества содержат элементы традиционности: национальные традиции, воинские традиции, литературные традиции, трудовые традиции, культурные традиции, семейно-бытовые традиции, и т.д. Молодое поколение осваивает сложившиеся традиции, опираясь на подражание старшим, уважение их жизненного опыта и положительных достижений.

Большая советская энциклопедия трактует термин «церемония» (от лат. caerimonia - благоговение; культовый обряд) как установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. В переносном значении - о каком-нибудь действии, длительном или совершаемом методически; условность в поведении [16].

Толковый словарь русского языка дает более развернутое определение с дополненными примерами. Так, согласно трактовке этого словаря, церемония - это установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь: церемония приёма посла, церемония принятия Присяги, свадебная церемония [17]. Стоит обратить внимание, что именно толковый словарь относительно принятия Присяги применяет столь непривычный термин «церемония», а не «ритуал».

Обращаясь снова к Большой советской энциклопедии, мы видим, что ритуал (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония) есть ничто иное, как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символичного поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.) [16].

Итак, мы видим, что термины «церемония» и «ритуал» тесно связаны друг с другом, но вовсе не являются 188

синонимами. Их связь заключается в выражении обрядовых явлений, построенных на традициях общества. Однако, термин «церемония», по сравнению с «ритуалом», является более широким, объемным.

В 1962 году британский антрополог-африканист Макс Глакмен в своих трудах «Очерки о ритуале социальных отношений» разграничил понятия ритуала и церемонии, определив церемонию сложной организацией деятельности человека, не являющейся по сути технической или рекреационной. По мнению М. Глакмена церемония содержит поведенческие формы, которые выражают общественные отношения. Более ограниченную категорию церемониального действия М. Глакмен определил ритуалом. Таким образом, автор показывает скорее количественное различие данных понятий, чем качественное.

Следовательно, рассматривая герменевтику вопроса, схожесть терминов «церемонии» и «ритуала» по сути, и их различие по масштабу охвата, дает возможность полагать, что «ритуал», как ограниченное обрядовое действие, является составной частью сложноорганизован-ной, структурированной «церемонии».

Так или иначе, необходимо понимать, что описанная выше комплексная современная структура «традиций», «церемоний» и «ритуалов» является основой еще более сложного идеологического механизма, называемого «патриотизмом».

Вывод: что систему патриотического воспитания молодежи необходимо выстраивать на основе и с использованием российских национальных традиций. И автор видит в этом дальнейшие перспективы исследования...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Путин: патриотизм так силен в России, что никому не удастся перекодировать нашу страну // [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/2037902.

2. Встреча с активом Клуба лидеров // [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 51263.

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71296398/.

4. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/199483/.

5. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/188373/.

6. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1584972/.

7. Владимиров С.И. «О героях былых времен.» // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).

8. Боева О.М. «К вопросу о духовно-нравственных истоках службы в органах внутренних дел» // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23).

9. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие / А.Н. Вырщиков, С.Н. Климов, М.Б. Кусмерцев, И.В. Метлик (и др.) / под общ. Ред. А.К. Быкова и В.И. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с. -(Воспитательная работа).

10. Алиев Я.Л. «Корпоративный традиционализм полиции и режим законности: Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование» дисс., С-Пб.: 2003.

11. Сердюк Н.В. «Традиция как основа патриотизма

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Корбаков Вениамин Валерьевич ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ ...

(герменевтический аспект)». Материалы слушательской научно-практической конференции «Проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и пути его совершенствования», Академия управления МВД России, М.: 2013.

12. Боева О.М. «Понятие и опыт духовно-нравственного воспитания в системе органов внутренних дел» // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).

13. Дудин Н.М., Абрамов Ю.Б., Непомнящий И.А. Воспитательная работа с личным составом: учебное пособие для курсантов и слушателей дневного и заочного отделений образовательных учреждений МВД России и практических работников правоохранительных органов. Воронеж, 2000.

14. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов : 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2006. - 703 с.

15. Майюров Н.П., Трофимова Т.А. Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке. ДКО МВД России, М.: 2009.

16. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969 - 1978.

17. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.

Статья поступила в редакцию 02.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.