Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ КУКЛА ХАКАСОВ В ФОНДОВОМ СОБРАНИИ МИНУСИНСКОГО МУЗЕЯ ИМ. Н.М. МАРТЬЯНОВА'

ТРАДИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ КУКЛА ХАКАСОВ В ФОНДОВОМ СОБРАНИИ МИНУСИНСКОГО МУЗЕЯ ИМ. Н.М. МАРТЬЯНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мартьяновский музей / коллекция / этнографическая игровая кукла / традиционная кукла хакасов / Martianov Museum / collection / ethnographic game doll / traditional Khakas doll

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахремчик Ольга Геннадьевна

В данной работе актуализирована необходимость популяризации культурного наследия народов России. Мартьяновский музей обладает уникальной коллекцией традиционных игровых кукол хакасов, относящейся к концу XIX – началу XX в. Уникальность коллекции в том, что игровая кукла редко сохранялась, так как воздействие на нее было довольно активным и порой агрессивным со стороны играющего с нею ребенка. Небезынтересно, рассматривая и изучая куклу-скрутку, наблюдать, каким образом девочка научалась тем знаниям, умениям и навыкам, которые затем предъявляла к ней взрослая жизнь. Рассказывая об этой коллекции, Мартьяновский музей демонстрирует культурную самобытность хакасского народа и его этнических общностей, вводит в научный и экспозиционный оборот уникальный фондовый материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL KHAKAS GAME DOLL IN THE COLLECTION OF THE MINUSINSK MUSEUM NAMED AFTER N.M. MARTYANOV

In this paper, the need to popularize the cultural heritage of the peoples of Russia is actualized. Martianov Museum has a unique collection of traditional Khakas dolls belonging to the XIX-XX centuries. The uniqueness of the collection is that the game doll was rarely preserved, since the impact on it was quite active and, at times, aggressive on the part of the child playing it. It is not uninteresting, considering and studying a twist doll, to observe how the girl learned the knowledge, skills and abilities that adult life then revealed to her. Talking about this collection, the Martianov Museum demonstrates the cultural identity of the Khakas people and their ethnic communities, introduces a unique material into scientific and exposition circulation.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ КУКЛА ХАКАСОВ В ФОНДОВОМ СОБРАНИИ МИНУСИНСКОГО МУЗЕЯ ИМ. Н.М. МАРТЬЯНОВА»

_Ермолаевские чтения - 2022

Таким образом, мы видим, что интерьер юрты составляли несложные по конструкции, но функционально оптимальные предметы мебели, которые были изготовлены, в основном, из древесины, и были относительно легкими при круглогодичных перекочевках. Предметы мебели, богато декорированные разноцветной росписью, служили основным украшением юрты, их изготовление было прерогативой тувинских столяров, которые одновременно обладали художественным талантом. Этнографические коллекции НМ РТ обладают многочисленными аутентичными образцами предметов интерьера юрты, которые должны исследоваться дальше и публиковаться в музейных каталогах.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Издательство Восточной Литературы, 1961. 218 с.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 315 с.

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 223 с. с ил. и карт.; 4 л. ил.

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

Нурзат У. Б. Юрта - традиционное тувинское жилище в экспозиционно-выставочной деятельности Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: мат-лы III науч.-практ. конф. с междунар. участием (23-25 мая 2019 г.), посв. 90-лет. основания Нац. музея Респ. Тыва. Кызыл, 2019. С. 222-227.

Дыртык-оол М. О., Дыртык-оол А. О. Коллекция колыбелей Национального музея Тувы как этнокультурное наследие тувинцев // Новые исследования Тувы. Электрон. науч. журнал. № 2, 2019. С. 95-104.

Тулуш С. С. Что такое аптара? (дата публикации 12.11.2019) // Нац. музей Республики Тыва: [сайт]. - Кызыл. URL: http://museum.tuva.ru/?p=7788 (дата обращения 22.07.2020).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Комбу Энда Викторовна, хранитель l категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: kombu70@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kombu Enda Viktorovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: kombu70@mail.ru

УДК 069.51(571.51)

ТРАДИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ КУКЛА ХАКАСОВ В ФОНДОВОМ СОБРАНИИ МИНУСИНСКОГО МУЗЕЯ ИМ. Н. М. МАРТЬЯНОВА

Ахремчик О. Г.

Аннотация. В данной работе актуализирована необходимость популяризации культурного наследия народов России. Мартьяновский музей обладает уникальной коллекцией традиционных игровых кукол хакасов, относящейся к концу XIX - началу XX в. Уникальность коллекции в том, что игровая кукла редко сохранялась, так как воздействие на нее было довольно активным и порой агрессивным со стороны играющего с нею ребенка. Небезынтересно, рассматривая и изучая куклу-скрутку, наблюдать, каким образом девочка

_Ермолаевские чтения - 2022

научалась тем знаниям, умениям и навыкам, которые затем предъявляла к ней взрослая жизнь. Рассказывая об этой коллекции, Мартьяновский музей демонстрирует культурную самобытность хакасского народа и его этнических общностей, вводит в научный и экспозиционный оборот уникальный фондовый материал.

Ключевые слова: Мартьяновский музей, коллекция, этнографическая игровая кукла, традиционная кукла хакасов.

TRADITIONAL KHAKAS GAME DOLL IN THE COLLECTION OF THE MINUSINSK MUSEUM NAMED AFTER N. M. MARTYANOV

Akhremchik O. G.

Annotation. In this paper, the need to popularize the cultural heritage of the peoples of Russia is actualized. Martianov Museum has a unique collection of traditional Khakas dolls belonging to the XIX-XX centuries. The uniqueness of the collection is that the game doll was rarely preserved, since the impact on it was quite active and, at times, aggressive on the part of the child playing it. It is not uninteresting, considering and studying a twist doll, to observe how the girl learned the knowledge, skills and abilities that adult life then revealed to her. Talking about this collection, the Martianov Museum demonstrates the cultural identity of the Khakas people and their ethnic communities, introduces a unique material into scientific and exposition circulation.

Keywords: Martianov Museum, collection, ethnographic game doll, traditional Khakas doll.

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции. В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в регионах пройдут фестивали, ярмарки, тематические выставки, лекции, мастер-классы, а также концерты творческих коллективов. Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова подготовит в 2022 году выставочно-издательский проект «Традиционная игровая кукла хакасов», в рамках которого предполагается создание стационарной и передвижной выставок «Дочки-матери» из фондов МКМ им. Н. М. Мартьянова, издание буклета выставки и научно-просветительского альбома с публикацией материалов фондов МАЭ РАН им. Петра Великого и МКМ им. Н. М. Мартьянова при содействии Красноярского отделения РГО. В научно-просветительском альбоме предполагается разместить научные статьи о собирании и комплектовании коллекций, изготовлении и бытовании обрядовых и игровых кукол хакасов, сопроводить фотографии предметов подробным описанием и фотоархивными материалами, собранными в экспедициях РГО в XIX - начале ХХ в. Данный проект стал возможным благодаря соглашению между МАЭ РАН им. Петра Великого, МКМ им. Н. М. Мартьянова и Красноярским отделением РГО, подписанному в сентябре 2021 года в рамках проведения Сибирского исторического форума.

В фондах Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова вот уже более ста лет хранится очень редкая коллекция традиционной игровой куклы коренного населения Хакасско-Минусинской котловины. В книге Е. К. Яковлева «Описание Минусинского музея выпуск IX «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея», изданной на средства В. А. Данилова в 1900 год, указаны на стр. 65 в разделе VI (Продолжение.) 3. Игры. 1. Картон с игрушками и кукольным гардеробом; кэзэгэ - постельная занавеска, 2 мешочка, тюфяк, подушка. 2. Тоже - пого (грудное ж. украшение). Маты для сушки сырцов, 2 зыбки с куклой ребенка, бумажник. 3. Кёкле - картон с куклами из тряпок, изображающими замужних женщин в полных костюмах и прическе (4 №№). 4. Тоже-четыре куклы; две девушки татарки и две замужния. 5. Тоже-четыре куклы; модель сигедек и сикпэн. 6. Тоже с тремя куклами, изображ. Девушек в рубахах и сикпэн [Яковлев, 1900]. О формировании данной коллекции

_Ермолаевские чтения - 2022

мы можем судить по вводной статье «От Комитета Минусинского Музея» к «Объяснительному каталогу этнографического отдела музея». Авторы статьи указывают, что «... издать такую работу удалось благодаря трехлетнему безкорыстному труду Евгения Константиновича Яковлева, посвященному на ознакомление с этнографией Южного и Верхнего Енисея и новому щедрому пожертвованию Виктора Александровича Данилова» [Там же: 1]. И далее там же: «этнографический материал, описанный в настоящем издании, начал собираться с момента основания Музея и пополнялся без перерыва сообразно имевшихся средств, расширения помещения и программы этнографического отдела. Комитет музея сетует, что «Медленный рост этнографических коллекций объясняется необходимостью затрачивать на их приобретение часть тех скудных средств, которыми приходится обеспечивать выполнение всех частей довольно широкой программы Музея» [Там же: II]. Музей приобретал сначала характерные и недорогие предметы быта, недорогие части одежды и исключительно по быту хакасов и тувинцев.

В 1900 году состоялась Первая Всемирная выставка ХХ века, проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября. Она стала и до сих пор остается самой посещаемой выставкой в истории - ее посетили более 50 миллионов человек. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Особенно значительно было участие Российской империи -ближайшего в тот момент союзника Франции. Были представлены на выставке и коллекции Мартьяновского музея. За три года до этой выставки началась работа и подготовка этнографической коллекции, в которую вошли и картоны с куклами для экспонирования в Париже. Яковлев пишет, что на 1900 год в Минусинском музее более 3000 этнографических предметов; из них 2440 - местного происхождения и составляют этнографический отдел, остальные - по этнографии китайцев, японцев, остяков, тунгусов и т.д. Большая часть местного этнографического материала была приобретена за деньги, но немало предметов поступило и в дар. Среди крупных жертвователей «по быту минусинских инородцев» свящ. В. Суховский, семья П. О. Барташева, Д. А. Клеменц, П. Е. Островских, И. К. Доможаков, А. А. Кузнецова [Там же: II].

Кукла всегда трактовалась в народной культуре как оберег, как прообраз самого человека. Антропоморфные изображения в минусинской котловине встречаются, начиная с эпохи энеолита - окуневской культуры. В стеларии Мартьяновского музея хранится окуневское изваяние с изображением женщины с длинными волосами Усть-Есинская Кыс-таш (Каменная девица), которое было обнаружено экспедицией Д. Г. Мессершмидта [Быконя, Федоров, Федоров, 2021: 201] и которое Л. Р. Кызласов называет самым знаменитым окуневским изваянием (III тыс. до н.э.) и «Окуневской Праматерью» [Кызласов, 1986: 287-288]. Прекрасные образцы такой миниатюры явлены нам и в «торгожакских гравированных гальках». Изображения человекообразных фигур, выполненные с разной долей условности, всегда были частью обрядов календарного и жизненного циклов народа, использовались в ритуальных практиках, входили в число жертвенных даров божествам. Со временем культовая составляющая была утрачена, и кукла становится детской игрушкой, которая выполняет функции воспитания. Так как каждый народ создавал кукол по своему образу и подобию, то при некоторой схожести конструкций этнические особенности часто явно выражены и представляют немалый интерес для этнографов. Особенности народной куклы могли быть проявлены в выборе тканей, изготовлении причесок, материалах, из которых эти прически создавались, а также в приемах достижения художественной выразительности. Кроме этнических можно проследить и региональные различия в рамках одного этноса. Детские игры с куклами являлись одним из важнейших аспектов воспитания. Обычно играли «в дочки-матери», «в свадьбу», «в праздник», а также воспроизводили другие бытовые и различные хозяйственные занятия. С момента изготовления куклы, организации ее «жизненного пространства» до моделирования игровой ситуации ребенок получал представления об основных ценностных ориентирах своего сообщества: добре и зле, морально-нравственных принципах, распределении социальных ролей, идеальном визуальном облике. Посредством игры ребенок воспроизводил различные жизненные

_Ермолаевские чтения - 2022

ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения своей этнической группы. В XIX веке у коренных народов Енисейской губернии России широко бытовали куклы-скрутки. Именно такие куклы и находятся в коллекции Мартьяновского музея. Одежда для них сшита из разного вида тканей, использованы кожа, мех. Кукольные прически сделаны из человеческого волоса, судя по толщине, вероятнее всего, девочка использовала для этого свои собственные волосы. Детали лица отсутствуют, так как существовал запрет на детальную проработку лица и человеческой фигуры в детской игрушке, поэтому основной акцент делался на одежде кукол и кукольном инвентаре. Появление лиц и изготовление игрушек из ткани и дерева у хакасов связывают с влиянием русской культуры. Очевидно, что одежда для кукол изготавливалась неумелыми ручками ребенка.

Хакасская одежда достаточна сложна в крое, и поэтому необходимо было учиться у матери, которая шила и повседневную, и праздничную, и верхнюю одежду для всей семьи. Хакасская одежда имеет свои особенности, присущие полукочевому образу жизни сибирского народа, в то же время отвечает не только утилитарным требованиям, но и эстетическим. Немаловажно и то, что одежда выполняла и обережные функции, и все это постигалось девочкой в процессе изготовления своей собственной куклы, в процессе игры. Мы видим, что платье, как и взрослое, выкроено широким в подоле, длинным, с обилием складок у ворота и на рукавах. Подобный крой не сковывает движений. Предпочтение отдавалось ярким цветам, но с течением времени ткань выцвела, местами руинировалась. Так как эти куклы были нашиты на картоны для экспонирования, то полочка выцвела больше, а спинка сохранила свой первоначальный цвет. Сзади платье удлинено, рукава очень широкие, оканчиваются манжетой. В традиционном взрослом наряде полики (наплечники) и манжеты (ээн, моркам) украшались многоцветной вышивкой с растительным орнаментом. В кукольной одежде мы видим лишь некоторые намеки на вышивку, однако, та скрупулёзность и внимание, с которым шилась эта одежда вызывают восхищение и удивление. Трудно представить себе современного ребенка 6-10 лет, который смог бы сделать нечто подобное. На одежде мы можем видеть точып тгккен чгк - декоративный стежок, стягивающий ткань. Его использовали, чтобы сделать сборки у линии соединения рукавов с поликами и линии талии на спинках шуб и сикпенов, встречается на всех типах мужской и женской одежды. Номаан чгк - стебельчатый шов, выполняющийся слева направо или снизу-вверх. Стебельчатый шов выполняется из параллельных стежков одинаковой величины, поставленных наклонно, он встречается в вышивке поликов и манжетов. Всего в хакасской традиции насчитывается около восьми видов швов, которые девочка должна была освоить. Одежда и головные уборы для кукол соответствуют традиционному костюму, отражают пол и определенную возрастную категорию. По одежде кукол из фондов музея совершенно четко прослеживается принадлежность к качинцам (МКМ ОФ 2029-ж, МКМ ОФ 2077, МКМ ОФ 2077/1, МКМ ОФ 2077/2, МКМ ОФ 2077/3) или сагайцам (МКМ ОФ 2068, МКМ ОФ 2068/1, МКМ ОФ 2076, МКМ ОФ 2076/1). По прическе куклы можно определить девушку, замужнюю женщину или вдову. Первых кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. Затем девочка уже сама, под руководством взрослых осваивала приемы мастерства и изучала особенности кроя одежды того народа, к которому принадлежали ее семья и она сама.

Внимательно изучая одежду кукол из фондов Мартьяновского музея, мы увидим неровные строчки, разной длины стежки, разный цвет ниток на одном шве, кусочки тканей, которые приспосабливались в дело. Все это свидетельствует о том, что одежду для куклы шила сама девочка из подручного материала, который остался от изготовления взрослой одежды и отдать его ребенку было не жалко. Таким образом, кукла выступала «тренажером» взрослой жизни и готовила девочку к тому труду, который ей предстояло выполнять в традиционном укладе хакасской семьи. Выходя замуж, девушки могли забирать кукол с собой как символ плодородия.

Куклы-мужчины в детской игровой традиции встречаются гораздо реже кукол-женщин, так как именно с последними происходили разыгрывания реальных событий

_Ермолаевские чтения - 2022

(повседневных и праздничных) «взрослой жизни». Однако, в фондах Минусинского музея мы можем увидеть и кукол-мужчин, что встречается очень редко.

Сегодня в фондовом собрании музея находятся 12 единиц хранения. Это коллекция игровых кукол хакасов конца XIX - начала XX в., тряпичных игровых кукол «Кёкле». В основном, куклы имеют небольшой размер: высота 0,29 м., ширина 0,27 м., толщина 0,02 м. Материалы: ткань х/б, кожа КРС, мех, шелк, волос человека.

Рассказывая о коллекции, экспонируя ее и публикуя, Мартьяновский музей способствует сохранению культурных традиций, актуализирует культурную самобытность хакасского народа и его этнических общностей, вводит в экспозиционный оборот уникальный фондовый материал. Создание своей куклы - особая магия: миниатюрные фигурки оживают в руках ребенка, начинают исполнять отведенные им роли. Попадая в музейное собрание, куклы становятся экспонатами, которые позволяют увидеть разные грани народной культуры. Детские игры с куклами являлись одним из важнейших средств воспитания. Создавая фигурки и кукольное приданое, ребенок приобретал навыки домашних ремесел; воспроизводя в игре различные жизненные ситуации, получал представления о базовых ценностях своего сообщества. Мартьяновский музей может рассказать о народной кукле как элементе передачи знаний, практических умений и навыков от матери к дочери, представляя очень редкую коллекцию, которая сохранилась благодаря самоотверженному труду нескольких поколений музейных хранителей.

Список литературы:

Бутанаев В. Я. Национальная одежда хонгорцев. Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2015. 336 с.

Быконя Г. Ф., И. Г. Федоров, Федоров Я. И. Путевой журнал Даниэля Готлиба Мессершмидта. Научная экспедиция по Енисейской Сибири. 1721-1725 годы / Перевод, составление, комментарии: Красноярск: РАСТР, 2021. 469 с.: ил. с вк.

Кидиекова И. К. Орнамент хакасов / И. К. Кидиекова. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. 157 с.

Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 287-288.

Яковлев Е. К. Описание Минусинского музея. Выпуск IV. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск. Типография В. И. Корнакова, 1900. 65 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ахремчик Ольга Геннадьевна, заместитель директора по научной работе Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. Минусинск, Россия. Электронный адрес: to-olga@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Akhremchik Olga Gennadievna, Deputy Director for Scientific Work of the Minusinsk Regional Museum of Local Lore named after N. M. Martyanov. Minusinsk, Russia. E-mail: to-olga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.