УДК 94 (571) ББК 63.5 (2Рос)6
А.К. ИДИАТУЛЛОВ
ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИ ЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ
(на примере г. Ульяновск)*
Ключевые слова: духовная культура, народные песни, народные танцы, традиция, русские.
В статье анализируются современные компетенции населения г. Ульяновск в области духовной культуры на основе анкетных материалов. Дана краткая характеристика основным элементам народного творчества, праздников, национальных обрядов русского населения; указаны причины воздействия на респондентов нетрадиционной культуры. Исследование показало положительную установку респондентов к русской традиционной и русскоязычной культуре. Самый высокий уровень компетентности у опрошенных наблюдается в сфере праздничной и песенной культуры. Давление массовой культуры не до конца уничтожает этнокультурную специфику. Предполагается усиление позиций православия в регионе. Несмотря на то, что зачастую представление о русской традиции у респондентов носит синкретичный (смешанный) характер, в целом заметна тенденция к осознанию своих исторических корней и национальной идентичности.
В условиях крупного полиэтничного города, коим является Ульяновск, этническая специфика концентрируется, главным образом, в сфере духовной жизни [9. С. 206]. Выяснение современного состояния народного творчества, праздников, национальных обрядов позволит глубже понять особенности идентификации этнических групп Ульяновска, а также выявить возможную реакцию населения города на активные межэтнические и межконфессиональные контакты. Итак, целью статьи является анализ компетенций населения г. Ульяновск в области духовной культуры.
В качестве объекта исследования выбраны русские - самая многочисленная этническая общность региона (76,8%, согласно результатам переписи 2002 г.). В 2014 г. в г. Ульяновск нами было проведено анкетирование 213 человек русской национальности (7 респондентов в возрасте от 61 года и старше, 36 респондентов в возрасте от 41 года до 60 лет, 27 респондентов в возрасте от 26 до 40 лет, 68 респондентов в возрасте от 19 до 25 лет, 75 респондентов в возрасте от 13 до 18 лет). Отбор респондентов проводился методом «снежного кома». При проведении анкетирования были использованы вопросники социологических исследований Т.А. Титовой [9].
В выборке 51 человек (23,9%) имеет среди своего ближайшего окружения (родители, супруг или супруга) представителей 13 народов и этнических групп, что также указывает на интенсивность межнациональных контактов в пределах города (табл. 1).
Анализ анкетных материалов показал, что в целом русское население проявляет высокий интерес к отдельным элементам традиционной духовной культуры. Более 60% респондентов ответили, что знают русские народные песни, танцы, национальные
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-11 -73601 е(р).
Таблица 1
Представители народов, приходящихся родителями и супругами для респондентов
Этноним Количество упоминаний
Мордва 19
Чуваши 17
Татары 15
Украинцы 5
Азербайджанцы 4
Армяне 3
Белорусы, болгары, евреи, казаки, румыны, таджики, узбеки по 2
праздники, обряды, обычаи и традиции. Тем Таблица 2
не менее доля лиц, не ответивших на во- Песни, которью,
просы о знании тех или иных элементов по мнению респ°ндент°в, культуры, также является высокой. Напри- я^яются народными
мер, 50 респондентов (23,5%) не знают ни одной народной песни. 4 респондента не ответили на данный вопрос. Всего респондентами в качестве народной была названа 71 песня. Чаще всего респонденты в качестве русской народной называли песню «Калинка-малинка» (табл. 2), которая на самом деле имеет своего автора. Написана она Иваном Петровичем Ларионовым в 1860 г., а впервые была исполнена в Саратове. Очевидно, что популярность этой песни в качестве народной объясняется влиянием массовой культуры, эстрады, благодаря которой она стала столь широко известна в народе. Однако предположим наличие ещё одной причины, повлиявшей на такое уникальное доминирование её в массовом сознании русского населения. Исследование русских и украинских песен показывает поразительную устойчивость красной калины как поэтического символа любви [2]. Образ калины тесно связан с темой предстоящего замужества, молодости и «красы» девушки, и такие песни часто относятся к свадебным. В нашем анкетировании помимо «Калинки-малинки» зафиксировано ещё две песни, где упоминается этот славянский архетипический символ перехода девушки в замужнее состояние: «Ой, цветёт калина» (написана в 1950 г. Исааком Дунаевским для фильма «Кубанские казаки») и «Калина красная» (русская народная). Показательно, что свадебные песни, исполняемые в XIX в. в соседней Саратовской губернии во время свадебных обрядов, также «изобилуют» красной ягодой:
Как у нас ли во нынешнем саду
Уродился виноград во саду
И калина со малиною,
Чёрна ягодка смородина [7. С. 178].
В списке народными (в исконном понимании этого термина) можно также назвать песни «Во поле берёза стояла...» (хороводная народная песня), «Ой, мороз, мороз.», «Ой, то не вечер» (казачья народная песня, известная также под названием «Сон Степана Разина»), «Чёрный ворон» (казачья народная) и «Яблочко» (созданная в жанре частушки на рубеже Х1Х-ХХ вв.). В то время как «Катюша» - песня авторская: стихи написаны Михаилом Исаковским, а музыка Матвеем Блантером в 1938 г. [6].
Присутствие в списке гимна России объясняется некоторой расплывчатостью этнической идентификации русского населения, как и любой другой титульной нации. Действительно, сам текст гимна лишён откровенных признаков русского этноса и прямо апеллирует к многонациональности страны: «Братских народов союз вековой.». В поисках наднациональных, межэтнических маркеров русские осознают себя интеграционной силой российского государства, но взамен этого рискуют утратить часть этнической самобытности. Фигурирование гимна России в качестве народной песни может также свидетельствовать о том, что для части русских этническая и общероссийская идентичности совпадают [5. С. 174].
Название песни Количество упоминаний
Калинка-малинка 53
Ой, мороз-мороз. 32
Во поле берёза стояла. 28
Катюша 14
Валенки 13
Гимн России 5
Ой, цветёт калина. 5
Ой, то не вечер. 4
Чёрный ворон 4
Частушки 4
Виновата ли я. 3
Рябина кудрявая 3
Яблочко 3
Калина красная 3
78 респондентов (36,6%) не знают ни одного народного танца. Всего респондентами в качестве народного было названо 23 танца. Значительный перевес хоровода (табл. 3) в ответах респондентов вновь заставляет обратиться к глубинным основам русской ментальности. Здесь уместно прозвучит мнение А.В. Терещенко - известного этнографа XIX в.: «Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил их своей жизнью и никто не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как русские славяне... Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью» [8. С. 94]. По всей видимости, давление массовой культуры не до конца уничтожает этнокультурную специфику, имеет место лишь поверхностное стирание ряда этноиндификационных маркеров.
К русским народным танцам в списке относятся барыня, трепак и казачок. Интересно, что схожая по движениям с барыней и трепаком другая русская плясовая - «камаринская», в ответах не была указана, хотя и имеет в отличие от трепака свой напев. Перепляс и присядка, указанные в списке - это элементы танцев, кстати говоря, тех же русских плясовых.
Ещё одна тенденция при ответах на вопрос о танцах и песнях - это установка на потребление не только национальной, но и привнесённой извне культуры. Например, в качестве русских народных танцев фигурируют международный танец вальс, кавказская лезгинка, среднеевропейская полька, а также цыганочка. Такие танцы, как кадриль и яблочко, которые в массовом сознании напрямую ассоциируются с русской культурой, также имеют иностранное происхождение [4; 11]. Песня «Валенки», хотя и воспринимается русской народной благодаря тому, что была в своё время блистательно исполнена Лидией Руслановой, на самом деле уходит своими корнями в цыганскую традиционную культуру. В анкетах указывались и такие заведомо ненародные песни, как «Изгиб гитары жёлтой», что также характеризует весьма причудливый характер восприятия духовной культуры русскими исследуемого региона. В известном смысле традиционного комплекса русской культуры в Ульяновске, особенно в массовой форме, на сегодняшний день не существует. Имеет место отчасти нивелированное и трансформированное под воздействием инородных влияний и заимствований культурное образование, в котором, тем не менее, прослеживаются черты традиционной русской ментальности.
Интересные результаты получены при ответе респондентов на вопрос «Почитаются ли Вашим народом какие-либо места, объекты, памятники как священные?»: 54 респондента (25,4%) не только не назвали ни одного священного места, но и посчитали, что таких мест нет. 10 человек (4,7%) не ответили ничего. Из тех, кто назвал священное место, 92 респондента (61% от назвавших) посещают данные священные места. Значительный перевес объектов православного культа при ответе на данный вопрос - это, с одной стороны, усиление позиций официальной религии в регионе, с другой - отсутствие архитектурного символа новейшего времени. Действительно, актуальность советской архитектуры очевидна, она стала во многом рупором тех побед, которые были достигнуты в XX в. и, в первую очередь, в Великой Отечественной войне. Современность же ознаме-
Таблица 3 Танцы, которые, по мнению респондентов, являются народными
Названия танцев Количество
и элементов танца упоминании
Хоровод 41
Калинка-малинка 15
Барыня 10
Кадриль 10
Ручей 8
Яблочко 6
Цыганочка 6
Присядка 5
Вальс, пляска, перепляс,
трепак по 2
Полька, коровяк, берёзка, лезгинка, казачок по 1
Таблица 4 Объекты, места и памятники, почитаемые как священные
новалась восстановлением, ренессансом православия и шире - духовных основ российского общества на фоне краха старой, советской идеологии [3. С. 137]. На данном этапе только храмы, церкви и монастыри смогли восполнить образовавшуюся пустоту культурных символов (табл. 4).
41 (19,2%) опрошенный не смог вспомнить ни одного народного праздника. Значительная часть опрошенных (табл. 5) упоминала в качестве народных праздников религиозные, что можно объяснить ростом роли православия как этноидентификационного фактора на фоне низкой компетентности части респондентов по другим элементам духовной культуры. Действительно, как отмечают исследователи, для российских респондентов «религия скорее связана не с устойчивой религиозностью и воцерковленностью, а выступает одним из элементов этнической идентичности» [1. С. 44]. Можно также предположить, что усиление религии как фактора этнической идентификации может быть связано с общей нестабильной ситуацией, которую переживает российское общество в постсоветский период, так как кризис общественного развития требует универсального ответа на вопрос о смысле существования и социального действия [10. С. 146], и таким ответом естественным образом становится религия. Другая особенность списка - смешение праздников разного происхождения: международных (8 Марта, Новый год), государственных (День Конституции, День Народного единства), региональных (День Города), языческого происхождения (Иван Купала, Масленица).
Сходные результаты получены при ответе респондентов на вопрос: «Какие в Вашей семье соблюдаются национальные обряды, обычаи, традиции?»: 75 (35%) респондентов не соблюдают ни одного национального обычая или обряда, 17 (7,9%) не дали ответ на данный вопрос. Для большинства респондентов традиционная сфера зачастую ассоциируется с православными обрядами (табл. 6). Отметим, что список народных праздников выглядит гораздо разнообразнее, чем перечень национальных обрядов, традиций и обычаев, соблюдаемых в семьях.
Некоторую осведомлённость демонстрируют респонденты при ответе на вопрос: «Кого Вы считаете национальным героем своего народа?»: 75 (35%) опрошенных либо не знают ни одного
Названия объектов Количество упоминаний
Церкви, храмы, соборы, монастыри 80
Памятники погибшим
в Великой Отечественной войне 15
Кладбища 10
Памятники истории и культуры 6
Памятники В.И. Ленину 3
Таблица 5
Народные праздники,
по мнению респондентов
Название праздника Количество упоминаний
Пасха 97
Рождество 81
Новый год 46
Масленица 40
День Победы 23
Крещение 20
Троица 14
Иван Купала 13
8 Марта 9
1 Мая 7
23 Февраля 7
Яблочный и Медовый Спас 5
Таблица 6 Национальные обряды,
обычаи и традиции, по мнению респондентов
Название обряда, Количество
обычая упоминаний
Пасха 27
Рождество 20
Масленица 10
Соблюдение постов 9
Свадебный обряд 8
Новый год 8
Крещение 8
национального героя, либо считают, что таковых нет. В списке героев оказалось 49 позиций. Приведём некоторые из них. На первом месте оказался Илья Муромец (табл. 7) - во многом компромиссная фигура, успех которой вполне объясним тем, что она синтезирует в себе черты христианского святого, защитника земли русской, реально существовавшего исторического персонажа, а также полумифического, былинного, сказочного и даже анимационного образа (имеется в виду серия современных российских мультфильмов о приключениях трёх богатырей). В этом же контексте фигурируют в списке Добрыня Никитич и Алёша Попович. Значительная часть респондентов рассматривает в качестве национальных героев защитников Родины, как неизвестных солдат, так и знаменитых полководцев (А.В. Суворова, А. Невского). Ещё одна тенденция при ответе на данный вопрос - это очевидная попытка переосмысления с целью возможного синтеза трёх периодов в нашей истории: дореволюционного этапа, советского прошлого и современности.
Таким образом, исследование показало положительную установку респондентов к русской традиционной и русскоязычной (по духу народной) культуре. Самый высокий уровень компетентности у опрошенных наблюдается в сфере праздничной и песенной культуры. Несмотря на то, что зачастую представление о русской традиции у респондентов носит синкретичный (смешанный) характер, в целом заметна тенденция если не к сохранению, то к осознанию своих исторических корней и национальной идентичности.
Литература
1. Ананьина В.Т., Кораблёва Г.Б. Религия как элемент этнической идентификации личности в межнациональных семьях // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XVIII Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана (19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 38-45.
2. Девятко В. Калинка-малинка - это о любви [Электронный ресурс]. URL: http:// www.slo-voart.ru/node/820 (дата обращения: 12.09.2014).
3. Идиатуллов А.К. Религиозность русского населения г. Ульяновска в начале XXI в // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-4(61). С. 135-138.
4.Кадриль, история появления танца [Электронный ресурс]. URL: http://goldpark.ru/2013/ 10/kadril-istoriya-poyavleniya-tanca/ (дата обращения: 12.09.2014).
5. Макарова Г.И. Культурная составляющая современных этнических идентичностей татар и русских в Республике Татарстан (по материалам полуформализованных интервью) // Вопросы культурологии. 2010. № 3. С. 73-78.
6. Песня «Катюша» (история создания и текст стихов) [Электронный ресурс]. URL: http://journal-shkolniku.ru/katyusha.html (дата обращения: 12.09.2014).
7. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1999. Ч. II, III. 335 с.
8. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1999. Ч. IV, V. 333 с.
9. Титова Т. А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. 254 с.
10. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 3(50). С. 140-147.
11. Яблочко, история возникновения танца [Электронный ресурс]. URL: http://hnb.com.ua/ar-ticles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_yablochko-2545 (дата обращения: 12.09.2014).
ИДИАТУЛЛОВ АЗАТ КОРБАНГАЛИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры географии и экологии, Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
Таблица 7
Национальные герои, по мнению респондентов
Имена героев Количество упоминаний
Илья Муромец 23
Юрий Гагарин 17
А.В. Суворов 16
Александр Невский 15
В.И. Ленин 15
Добрыня Никитич 12
Алёша Попович 10
Г. К. Жуков 10
М.И. Кутузов 8
В.В. Путин 8
И.В. Сталин 6
Пётр I 5
А.С. Пушкин 4
A. IDIATULLOV
TRADITIONAL SPIRITUAL CULTURE IN A POLYETNIC REGION (ON THE EXAMPLE OF ULYANOVSK) Key words: spiritual culture, folk songs, folk dances, tradition, the Russians.
The article analyzes modern competences of the population of Ulyanovsk in the field of spiritual culture on the basis of questionnaire findings. A short characteristic is given to basic elements of folk creativity, holidays, folk ceremonies of the Russian population; the reasons for impact on respondents of nonconventional culture are specified. The study showed positive attitude of respondents to the Russian traditional and Russian-speaking culture. The highest level of competence among respondents is observed in the sphere of festive and song culture. The pressure of mass culture does not completely destroy ethnocultural specifics. Strengthening the positions of Orthodoxy in the region is supposed. In spite of the fact that often the idea of the Russian tradition at respondents has a synergetic (mixed) character, in general the tendency to understanding historical roots and national identity is noticeable.
References
1. Ananina V.T., Korableva G.B. Religiya kak element etnicheskoi identifikatsii lichnosti v mezh-natsional'nykh sem'yakh [Religion as an element of ethnic identification in ethnic families]. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: XVIII Mezhdunar. konf. pamyati prof. L.N. Kogana (19-20 marta 2015 g., Ekaterinburg) [Proc. of XVIII Int. Sci. Conf. «Culture, personality, society in modern world: methodology, experience of empirical research»]. Ekaterinburg, 2015, pp. 38-45.
2. Devyatko V. Kalinka-malinka - eto o lyubvi [Kalinka-Malinka is about love]. Available at: http:// www.slovoart.ru/node/820 (Accessed 12 November 2014).
3. Idiatullov A.K. Religioznost' russkogo naseleniya g. Ul'yanovska v nachale XXI v [Religiosity of the Russian population in Ulyanovsk in the beginning of XXI century]. Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo state University], 2015, no. 1-4 (61), pp. 135-138.
4. Kadril', istoriya poyavleniya tantsa [Square dance the history of dance]. Available at: http://goldpark.ru/2013/10/kadril-istoriya-poyavleniya-tanca (Accessed 12 November 2014).
5. Makarova G. I. Kul'turnaya sostavlyayushchaya sovremennykh etnicheskikh identichnostei tatar i russkikh v Respublike Tatarstan (po materialam poluformalizovannykh interv'yu) [the modern Cultural component of the ethnic identity of Tatars and Russians in Tatarstan (materials half formalized interview)]. Voprosy kul'turologii [Questions of cultural studies], 2010, no. 3, pp. 73-78.
6. Pesnya «Katyusha» (istoriya sozdaniya i tekst stikhov) [The song «Katyusha» (the history of creation and the text of verses)]. Available at: http://journal-shkolniku.ru/katyusha.html (Accessed 12 November 2014).
7. Tereshchenko A. V. Byt russkogo naroda [Life of the Russian people]. Moscow, Russkaya kni-ga Publ., 1999, vol. 2-3, 335 p.
8. Tereshchenko A. V. Byt russkogo naroda [Life of the Russian people]. Moscow, Russkaya kni-ga Publ, 1999, vol. 4-5, 333 p.
9. Titova T. A. Etnicheskie men'shinstva v Tatarstane: status, identichnost', kul'tura [The Ethnic minorities in Tatarstan Republic: status, identity, culture]. Kazan, Kazan state university named after V.I. Ul'yanov-Lenin Publ, 2007, 254 p.
10. Shaov A.A. Etnicheskaya i religioznaya identichnost': spetsifika vzaimodeistviya [Ethnic and religious identity: the specificity of the interaction]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe state University], 2009, no. 3 (50), pp. 140-147.
11. Yablochko, istoriya vozniknoveniya tantsa ['Apple', the history of dance]. Available at: http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_yablochko-2545 (Accessed 12 November 2014).
IDIATULLOV AZAT - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of Geography and Ecology Department, Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk ([email protected])._
Ссылка на статью: Идиатуллов А.К. Традиционная духовная культура в полиэтничном регионе (на примере г. Ульяновск) // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 1. - С. 82-87.