УДК 94 (571) ББК 63.5 (2Рос)6
А.К. ИДИАТУЛЛОВ РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАЗАХОВ РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Ключевые слова: религиозность, казахи, ислам, синкретизм.
На основе анализа данных интернет-опроса исследованы общие тенденции в религиозности казахов России. Автор приходит к выводу, что первичная религиозность респондентов находится на высоком уровне. Но большинство опрошенных казахов посещают мечеть довольно редко или по большим исламским праздникам. Автор считает, что идентификация с мусульманством у казахов основана в основном на обрядовой стороне ислама Кроме того, предполагается влияние на религиозные представления казахов элементов православной и языческой культур.
Казахи - народ тюркской группы алтайской языковой семьи, верующие которого традиционно исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба. По данным переписей 2002 и 2010 гг., их численность насчитывает 654 и 648 тыс. человек, соответственно, составляя 0,45% от населения страны. По этому показателю казахи занимают десятое место среди всех народов России и третье - среди тюркских народов, исповедующих ислам (после татар и башкир). Расселены российские казахи преимущественно вдоль границы нашей страны с Казахстаном.
Цель статьи - рассмотрение современных религиозных представлений казахов. В основу работы легли данные интернет-опроса и ряд этнографических и социологических исследований по религиозности как этого народа, так и других тюрков-мусульман. Достоверность материалов, полученных с помощью опроса, обеспечивается тем, что участие в анкетировании возможно с каждого компьютера только один раз. Всего в опросе приняло участие 100 казахов (37 мужчин и 61 женщина; 27 лиц в возрасте 15-18 лет, 64 человека в возрасте 19-25 лет, 9 респондентов в возрасте 26-40 лет). И хотя выборку нельзя считать репрезентативной, на наш взгляд, данные, полученные в ходе опроса, могут дать некоторое представление о современном состоянии религиозности казахов, особенно среди молодёжи. Дело в том, что вопросы анкеты учитывали не только религиозную самоидентификацию респондентов, но и были направлены на выявление степени вовлечённости опрашиваемых в исламскую, традиционную тюркскую, неоязыческую и православную культуры.
Анализ анкет показывает, что первичная религиозность опрошенных казахов находится на весьма высоком уровне. В частности, большинство респондентов относят себя к мусульманам и верующим (см. таблицу). Это вполне предсказуемые данные, так как распространение исламской идентичности вглубь и вширь - довольно характерное явление для мусульманских народов России и ряда соседних государств. Например, из казахов Монголии 83,3% назвали себя верующими, а 96% отнесли себя к мусульманам [1. С. 69]. Сходные цифры были получены и при изучении первичной религиозности татар Ульяновской области, среди которых к мусульманам отнесли себя более 94,3% респондентов [2, С. 15], а также студентов карачаевской национальности, среди которых к верующим отнесли 91,6% респондентов [3]. Кстати сказать, в новейшей историографии появился ряд исследований на тему «исламизации» казахов, которая во многом была осуществлена во времена Екатерины II [5, С. 148]. В этой связи оказывается весьма интересным тот факт, что позднее приобщение к исламу по сравнению со временем приобщения к нему тех же татар, почти никак не отразилось на первичной религи-
озности казахов. Иными словами, современная религиозная и конфессиональная самоидентификация казахов мало зависит от времени интеграции в исламскую культуру и является следствием общего для многих народов России религиозного ренессанса.
Религиозные убеждения, представления и обряды казахов
Религиозные убеждения, представления и обряды Человек из 100 опрошенных
Верующие 63
Колеблющиеся 25
Неверующие 4
Относят себя к мусульманам 89
Не относят себя ни к какой религии 5
Верят в существование человеческой души 91
Не верят в существование человеческой души 2
Празднуют Курбан-байрам и Ураза-байрам, так как считают эти праздники священными 44
Празднуют Курбан-байрам и Ураза-байрам, так как это принято в семье и народе 41
Относятся к Курбан-байраму и Ураза-байраму безразлично 7
Считают Иисуса Пророком 55
Считают Иисуса Богом 23
Считают Иисуса обычной исторической личностью 7
Посещают мечеть каждый день 0
Посещают мечеть каждую пятницу 9
Посещают мечеть 1 раз в месяц 14
Посещают мечеть на Курбан-байрам и Ураза-байрам 4
Посещают мечеть очень редко (1 раз за последние 2-3 года) 32
Были пару раз в мечети 16
Никогда не посещали мечеть 15
Обращались к магам, колдунам, экстрасенсам, так как считают, что многие из них обладают сверхъестественными способностями 6
Обращались к магам, колдунам, экстрасенсам, так как считают, что благодаря им сохраняются народные обычаи и традиции 1
Обращались к магам, колдунам, экстрасенсам ради интереса 20
Не обращались к магам, колдунам, экстрасенсам, так как магия - большой грех 27
Не обращались к магам, колдунам, экстрасенсам, так как они шарлатаны 24
Гадали на картах 17
Гадали по книге 6
Гадали по руке 6
Не гадали 58
Детальное рассмотрение ответов показывает, что столь высокий уровень религиозной и конфессиональной самоидентификации зачастую базируется на довольно хрупком фундаменте представлений о том, что значит быть мусульманином. По всей видимости, для опрошенных идентификация с мусульманством основана по большей части на обрядовой стороне ислама, соблюдении ряда ключевых предписаний, например праздновании самых главных праздников - Курбан-байрама и Ураза-байрама. Так, по тем или иным причинам принимают участие в этих праздниках 85% опрошенных (см. таблицу). Отчасти это закономерно, так как в суннитском исламе обрядовая сторона действительно имеет огромное значение. Тем не менее нельзя не отметить, что почти в половине случаев это делается скорее как дань традиции. То есть здесь мы имеем дело с весьма характерным для тюрков-мусульман России явлением: смешением этнического и религиозного сознания, когда, к примеру, мусульманские праздники воспринимаются народными, а народные осмысливаются в мусуль-
манском духе. По этой причине для установления степени вовлечённости респондентов в исламскую обрядность более показательными нам кажутся ответы респондентов на вопрос о частоте посещения мечетей. Большинство опрошенных казахов, как видно из таблицы, посещают мечеть довольно редко или по большим исламским праздникам. В этом смысле, религиозность казахов, как и многих других тюркских народов, носит во многом внешний, атрибутивный характер и редко (лишь 9 человек посещают мечеть каждую пятницу) наполняется более глубоким исламским содержанием.
По итогам опроса отмечено и некоторое влияние на религиозные представления казахов православной культуры. Так, часть респондентов считают Иисуса Богом (см. таблицу), хотя, как известно, в исламе он почитается в качестве одного из пророков. В ряду возможных объяснений данного феномена отметим следующие: 1) низкий уровень религиозной грамотности респондентов, особенно молодёжи; 2) бытовые и культурные контакты казахов с православным окружением. Не вдаваясь в глубокий анализ влияния иноконфес-сионального окружения на современную религиозность казахов, отметим, что результаты такого влияния достаточно убедительно описаны в этнографической литературе. Например, отмечено использование ими святой воды. «Они её заготавливают 19 января, на Крещение. Причём крайне редко эту воду святят в церкви, но воду из водопровода, из-под крана считают наделённой святостью, а потому целительной. Как правило, такую воду казахи используют для умывания младенцев и маленьких детей во время болезней (потирая дверные и оконные ручки, а затем этой водой умывая ребёнка. Вместе с этим читают и суры из Корана, обводя вокруг головы ребёнка какую-либо из его вещей: «И вот моментально ведь ребёнок успокаивается») [4. С. 93-94]. Думается, что в таком случае можно говорить о своеобразном религиозном синкретизме среди казахов России, когда элементы православия и ислама гармонично переплетаются между собой.
В заключение обозначим ещё один элемент современных религиозных представлений казахов. Речь идёт о магии. Истоки её в современном религиозном мировоззрении пока остаются неясными. Мы предполагаем её двойственную природу. С одной стороны, очевидно влияние традиционных тюркских представлений казахов, которые напрямую связаны с шаманизмом и тенгри-анством. Отсюда - обращение к колдунам и магам как к людям со сверхъестественными способностями, благодаря которым сохраняются народные традиции и обычаи (см. таблицу). С другой стороны, нельзя категорически отвергнуть мнение о неоязыческой природе подобных воззрений. Мы склоняемся к тому, чтобы рассматривать ответы респондентов о гаданиях и обращениях к магам, колдунам и экстрасенсам как новое явление. В пользу такого предположения говорит, например, тот факт, что чаще гадание респондентами производилось на картах или по руке. Подобные гадательные практики, разумеется, сложно считать исконно казахскими или тюркскими.
Справедливости ради заметим, что такая сложная и во многом противоречивая картина вторичной религиозности казахов вовсе не означает их индифферентного отношения к религии. Конечно, нерелигиозные группы казахов имеют место быть: 15 респондентов никогда не были в мечети, 5 человек прямо не относят себя ни к одной религии. Однако 91 из 100 опрошенных нами казахов ответили, что верят в существование человеческой души. Их оказалось больше мусульман и верующих, что позволяет предположить, что для большинства казахов, независимо от их религиозной самоидентификации, духовные поиски остаются важной частью их ментальной жизни.
Подводя итог исследованию, ещё раз подчеркнём, что на фоне высокого уровня первичной религиозности казахи не всегда соблюдают все требования и обряды ислама, не владеют ключевыми религиозными знаниями. В то же время для религиозного сознания респондентов характерна синкретизация исламских, православных и неоязыческих представлений.
Литература
1. Ванчикова Ц.П., Цэцэндамба С. Религиозная ситуация в Монголии: 1990-2009 гг. // Гуманитарный вектор. 2014. № 3 (39). С. 67-72.
2. Идиатуллов А. К. Религиозный синкретизм татар-мишарей Ульяновской области: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2010. 23 с.
3. Идиатуллов А. К. Религиозность карачаевских студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 718.
4. Ларина Е.И., Наумова Н.Б. Современное религиозное сознание российских казахов и ислам имамов // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 83-96.
5. Лысенко Ю.А. «Татарский вопрос» в конфессиональной политике Российской империи в Казахстане (конец XVIII - начало ХХ в.) // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3. С. 146-152.
ИДИАТУЛЛОВ АЗАТ КОРБАНГАЛИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры географии, Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
A. IDIATULLOV
RELIGIOSITY OF RUSSIA'S KAZAKHS IN EARLY XXI CENTURY
Key words: religiosity, Kazakhs, Islam, syncretism.
Based on the analysis of the Internet survey data, the author investigates general religiosity tendencies of Russian Kazakhs and concludes that the initial religiosity of the respondents is quite at a high level. However, the majority of the surveyed Kazakhs visited a mosque rather seldom or only on big Islamic holidays. The author considers that Kazakhs' identification with Islam is generally based on its ceremonial part. Besides, the elements of orthodox and pagan cultures are supposed to have influenced the religious views of Kazakhs.
References
1. Vanchikova Ts.P., Tsetsendamba S. Religioznaya situatsiya v Mongolii: 1990-2009 gg. [Religious Situation in Mongolia: 1990-2009]. Gumanitarnyi vektor [Humanitarian vector], 2014, no. 3 (39), pp. 67-72.
2. Idiatullov A.K. Religioznyi sinkretizm tatar-misharei Ul'yanovskoi oblasti: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Religious syncretism of Ulyanovsk region Tatar-Mishars. Abstract of PhD thesis]. Cheboksary, 2010, 23 p.
3. Idiatullov A.K. Religioznost' karachaevskikh studentov [Religiosity of Karachay students]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary problems of sciences and education]. 2014. no. 5. p. 718.
4. Larina E.I., Naumova N.B. Sovremennoe religioznoe soznanie rossiiskikh kazakhov i islam im-amov [Contemporary Religious Consciousness of Russian Kazakhs and the Islam of Imams]. Etnogra-ficheskoe obozrenie [Etnograficheskoe obozrenie], 2008, no. 1, pp. 83-96.
5. Lysenko Yu.A. «Tatarskii vopros» v konfessional'noi politike Rossiiskoi imperii v Kazakhstane (konets XVIII - nachalo XX v.) [«Tatar's problem» in the Confessional Policy of Russian Empire in Kazakhstan (the End of the XVIIIh - the Early XXth Centuries)]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [News of Altai state university], 2010, no. 4-3, pp. 146-152.
IDIATULLOV AZAT - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Geography Department, Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia.
Ссылка на статью: Идиатуллов А.К. Религиозность казахов России в начале XXI века // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 95-98.