Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ В ЖУРНАЛЕ «КИРПИ» («ЁЖ») В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ИЗДАНИЯ'

ТРАДИЦИИ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ В ЖУРНАЛЕ «КИРПИ» («ЁЖ») В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ИЗДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
231
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
графика / художник / карикатура / сатира / «Кирпи» («Ёж») / журнал / художественная традиция. / graphics / artist / cartoon / satire / Hedgehog / journal / artistic tradition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гюнай Байрам Кызы Касумханлы

Начало издания Азербайджанского сатирического журнала «Кирпи» («Ёж») в 1952 году являлось своего рода требованием того времени. Главной причиной особого интереса к этому журналу стало издание в нем разнообразных и ценных карикатур. Бесценная деятельность на страницах журнала таких художников как Наджафгулу Исмаилов, Гусейн Алиев, Умид Гусейнов, Гасан Хагвердиев, Садыг Шариф-заде, Ризван Гулиев, Всеволод Тернавский, Зия Каримбейли, Петр Шандин, Ариф Алескеров, Эдуард Аб-дуллаев, Аликбар Зейналов, Адиль Эльчин, Гафиз Насироглы и др. повлияла и дала большой импульс воз-никновению и формированию новых традиций в азербайджанской карикатуре. Несмотря на то, что в те годы журнал служил советской идеологии в основном из-за требований времени, но все же традицион-ные принципы в живописи и графике Азербайджана были более заметными. Журнал «Кирпи» («Ёж»), в котором на первый план выдвигались личные интересы и общественная мораль, мастерски отражал общество того времени с помощью художественного обобщения харак¬тер¬ных личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONS FORMED IN THE CARTOON GENRE OF THE FIRST YEARS OF ACTIVITY OF THE JOURNAL “KIRPI” (“HEDGEHOG”)

The activity of the journal “Hedgehog”, which was established in 1952, began to act as a kind of a time-consuming. The inclusion of valuable cartoons published in the journal was the main reason for its special interest. The invaluable activity of some artists such as Najafgulu Ismayilov, Huseyn Aliyev, Umid Huseynov, Hasan Hagverdiyev, Sadig Sharifzade, Rizvan Guliyev, Vselod ternavski, Ziya Karimbayli, Pyotr Shandin, Arif Alasgarov, Eduard Abdullayev, Alakbar Zeynalov, Adil Elchin, Hafiz Nasiroglu gave a great impetus to the formation and creation of new traditions in the Azerbaijani cartoon. Of course, in spite of the fact that in those years it served the Soviet ideology, mainly due to the demand of time, the traditional principles of Azerbaijani painting and graphics manifested themselves in the forefront. The journal “Hedgehog” with more personal interest, where public morality was at the forefront, was able to show masterfully the society with the artistic generalization of characteristic individuals.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ В ЖУРНАЛЕ «КИРПИ» («ЁЖ») В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ИЗДАНИЯ»

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©21 / ART

33

УДК745/749

Гюнай Байрам кызы Касумханлы Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-33-35

ТРАДИЦИИ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ В ЖУРНАЛЕ «КИРПИ» («ЁЖ») В ПЕРВЫЕ ГОДЫ

ИЗДАНИЯ

Gunay Bayram gizi Gasimkhanli

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

THE TRADITIONS FORMED IN THE CARTOON GENRE OF THE FIRST YEARS OF ACTIVITY

OF THE JOURNAL "KIRPI" ("HEDGEHOG")

Аннотация

Начало издания Азербайджанского сатирического журнала «Кирпи» («Ёж») в 1952 году являлось своего рода требованием того времени. Главной причиной особого интереса к этому журналу стало издание в нем разнообразных и ценных карикатур. Бесценная деятельность на страницах журнала таких художников как Наджафгулу Исмаилов, Гусейн Алиев, Умид Гусейнов, Гасан Хагвердиев, Садыг Шариф-заде, Ризван Гулиев, Всеволод Тернавский, Зия Каримбейли, Петр Шандин, Ариф Алескеров, Эдуард Аб-дуллаев, Аликбар Зейналов, Адиль Эльчин, Гафиз Насироглы и др. повлияла и дала большой импульс возникновению и формированию новых традиций в азербайджанской карикатуре. Несмотря на то, что в те годы журнал служил советской идеологии в основном из-за требований времени, но все же традиционные принципы в живописи и графике Азербайджана были более заметными. Журнал «Кирпи» («Ёж»), в котором на первый план выдвигались личные интересы и общественная мораль, мастерски отражал общество того времени с помощью художественного обобщения характерных личностей.

Abstract

The activity of the journal "Hedgehog", which was established in 1952, began to act as a kind of a time-consuming. The inclusion of valuable cartoons published in the journal was the main reason for its special interest. The invaluable activity of some artists such as Najafgulu Ismayilov, Huseyn Aliyev, Umid Huseynov, Hasan Hagverdiyev, Sadig Sharifzade, Rizvan Guliyev, Vselod ternavski, Ziya Karimbayli, Pyotr Shandin, Arif Alasga-rov, Eduard Abdullayev, Alakbar Zeynalov, Adil Elchin, Hafiz Nasiroglu gave a great impetus to the formation and creation ofnew traditions in the Azerbaijani cartoon. Of course, in spite of the fact that in those years it served the Soviet ideology, mainly due to the demand of time, the traditional principles of Azerbaijani painting and graphics manifested themselves in the forefront. The journal "Hedgehog" with more personal interest, where public morality was at the forefront, was able to show masterfully the society with the artistic generalization of characteristic individuals.

Ключевые слова: графика, художник, карикатура, сатира, «Кирпи» («Ёж»), журнал, художественная традиция.

Keywords: graphics, artist, cartoon, satire, Hedgehog, journal, artistic tradition

Введение. Журнал «Кирпи» («Ёж»), с момента еще крепко держат это знамя» во второй позволяют своего основания в 1952 году, привлекал внимание в лучшей форме понять идею произведения. В этой не только творческими образцами, пропагандирую- работе превращение народных идей в знамя лич-щими Коммунистическую партию и идеологию, но ных интересов, представлено с большим мастери работами, раскрывающими все недостатки обще- ством, а композиционная структура, которая четко ственных структур и общества в целом. Рассмот- выражает смысл произведения, построена таким рим образец творчества вышеуказанного года. На образом, что позволяет зрителям оценить ее по до-картине посвященной Октябрьской революции стоинству. Таким образом, смелые шаги журнала 1917 года, изображен солдат с красным флагом в "Кирпи" («Ёж»), продолжавшего политику демо-центре ожесточенной битвы, пытающийся проде- кратической прессы после журнала «Молла монстрировать свою силу под лозунгом «За силу Насреддин», с первых дней стали стремительно Советов». Эта картина привлекает внимание как развиваться и бороться за общественную и мораль-большая политическая пропаганда тех лет, которая ную позицию. Выбранные в этой связи темы стали была внедрена в психологию человека. основой для возникновения новой традиции.

Далее, в сюжете, изображенной в нижней ча- Другая иллюстрация, представляющая корыст-

сти работы, указана дата - 1952-й год. Слова «пере- ные интересы руководителей различных учрежде-ходящее красное знамя» начертаны на развеваю- ний и органов как обобщение этих типов, сразу щемся красном флаге, в руках людей, праздную- привлекает внимание своим сатирическим художе-щих 35-ю годовщину Октябрьской революции. ственным решением, вызывая у зрителей не только Слова «они крепко держали это знамя во время Ок- сожаление, но и смех. тябрьской революции» в первой сцене, и «они все

34

лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021

В карикатуре, созданной художником по прозвищу Бе-Ша, в юмористическом ключе оживлен образ крупного инспектора с полными руками, идущего к машине, который попал в нелепую ситуацию. Само по себе это одна из главных сцен горькой правды общества того времени. Инспектор, пришедший с проверкой на базу, задерживает преступника на месте преступления, но не может заставить его подписать акт, так как «он вышел из базы не с пустыми руками». Эта ситуация высмеивается и критикуется обычными служащими, которые разговаривают друг с другом на заднем плане. Слово «База» написано заглавными буквами на красной доске, висящей на стене. Таким образом, художник создает особую возможность привлечь внимание на главную идею. Здесь, в противостоянии инспектора и директора базы, резкое отношение художника отражается в отношении этих двух персонажей, один из которых, в действительности, не должен допустить никакого преступления или мошенничества, а другой скрывать преступление для своей личной выгоды. Инспектор представлен в преувеличенном образе в белом костюме и панамой на голове, а руки его полны коробок и открытых «импортных» товаров, которые в те времена, возможно было найти только в специальных базах. То же можно сказать и о начальнике базы с довольным от происходящего видом. И его лестное открывание двери машины вызывает к нему еще большее отвращение.

В другой иллюстрации, критикующей произвол и некомпетентность должностных лиц, обращает на себя внимание глубокая и содержательная ирония художника. В этот период все образы в центре многофигурной композиции карикатуры, созданной М. Рахмангуловым, входившим в число талантливых художников, работавших в журнале в тот период, принимают участие в художественной ценности работы, как основные элементы. Подзаголовок - «Белеш! Разве это не товарищ Игнатьев, начальник нашего райотдела? Он нашел неглубокое, мелкое место для перехода, давай пройдем за ним» - внесли ясность композиции. Волнение людей, движущихся по очень узкому и опасному мосту, представлено в комическом плане. В центре картины изображение затонувшей дороги напоминает текущую реку. Там пытаются любым способом вытащить машины, которые вынуждены двигаться по этому мосту.

В работе в жалкой форме отражен глава райотдела, виновный в случившемся, который находит более мелкое, неглубокое место для переезда, и этим, будто бы, решает созданную проблему, и другие манкурты, следуя за ним, поддерживают этого жалкого чиновника. В целом, основное требование советского режима к искусству, литературе, прессе и общественному вещанию характеризуется его попытками критически социализироваться в регулировании нравственного порядка в обществе. Разумеется, речь идет не о негативной критике, ставшей общественной болезнью, а о борьбе за принципиальность, которая поддерживает соблюдение законов, служащие нравственности общества в целом. А это дает основание оценивать, как своего рода

служение советской идеологии. Однако нельзя сказать, что художники продолжали свою деятельность, отказавшись от национально-художественных традиций. Национальный дух в произведениях всегда чувствовался на первом плане.

Каждый художник для раскрытия тематики и идеи работы и привлечения внимания зрителя обращается к памфлету и сатирическому подходу к обобщенному образу членов общества или отдельных лиц (1, 56). Художники, с чувством эмпатии, обращались к своей аудитории, и этим приглашали их видеть и воспринимать не только характер одного человека или же события, но относится к этому в более широком аспекте.

Например, карикатура на тему и рисунок читателей М.Петко и И.Левичева может служить ярким примером сказанного. Сюжет этой карикатуры, созданной в 1952 году, унаследован от возникновения такой традиции, как «Выполнение годового плана за счет рыбы кильки с использованием метода электрического лёгкого лова в рыболовной промышленности СССР в Азербайджане». На карикатуре изображением больших рыб, смотрящих на маленьких рыбешек, собравшихся на свет лампы, и словами «Нас даже в темноте не ловят», подверглась резкой критике лживость чиновников.

Или же на другой карикатуре художник резко критикует формальную систему администрирования под видом отдыха, представляя образы в виде преувеличенного художественного выражения, привлекает интерес зрителя. В работе произвол и несерьезность руководства курортной администрации нашли свое удачное решение в полноценной, содержательной композиционной структуре, не нуждающейся в раскрытии. Неудобство людей, лежащих на полу в коридоре, близко друг к другу, говорят о страданиях и неудобствах, нежели об отдыхе. Перенаселенность курорта заставляет отдыхающих строить гамаки на перегородках и на деревьях во дворе. Самый интересный нюанс в том, что это центр семейного отдыха, где ребенок пытается поспать в кроватке, черная кошка роется в горшке, мужчины сидят на скамейке и разговаривают, другие играют в карты в гамаке чуть выше, женщина неловко держа ребенка за спину пытается уложить его спать, усталость тех, кто качает ноги с балкона, и дискомфорт других людей, которые хотели спать, - все это было собрано на одной сцене. И эта карикатура отражение всего лишь одной из «обычных ночей, арендованных курортной администрации». Художник, изображая луну, которая с удивлением наблюдает эту картину в темноте ночи, смог привлечь внимание зрителя.

С 1952 года, когда журнал был впервые опубликован, карикатуры, в которых смело и недвусмысленно разоблачались недостатки общества и отдельных структур, также играли свою незаменимую роль в развитии демократической прессы. Это «оружие» - создавать большой эффект от краткого изложения выбранной тематики, высмеивать, заставлять задуматься и т.д., - в руках художников своей простотой и легкостью для понимания могло вызвать интерес у зрителя каждого сословия.

«шушмум-лщугмау» #221109), 2021 / лят

35

Карикатуры и рисунки художников, работающих в журнале, к статьям, очеркам, рассказам, публикуемых в журнале, в более глубокой форме передавали читателю тематику этих произведений (2, 17). Глубокий психологический подход и раскрытие образов всегда находилось в центре внимания как выражение большого опыта художника. Например, на карикатуре, изображающем сцену в мебельном магазине, продавец представляет мебель покупателям и объясняет ее качества. Однако гиперболический подход здесь раскрывает смысл произведения с выражением комической сцены, созданной продавцом, который на самом деле представляет собой откровение истины. Покупатели ищут разбирающийся шкаф, а продавец им говорит: «Я не знаю, как установить, но вы можете быть уверены, что он будет разобранным ...», и это ясно показывает некомпетентность мебельных заводов и фабрик того времени.

В этот период художники, работающие в журнале, в своих работах описывали абсурдную и во многих случаях юмористическую формальность не только учреждений и структур, но и так называемое новаторство в национальных традициях. В то же время злоупотребление ситуацией со стороны некоторых структур стало обычным явлением. На карикатуре талантливого художника Казим Казимзаде, представлен образ начальника транспортной конторы с особой утрированной формой черт лица, который с чувством радости наблюдает мастера, вещающего доску на стену. Эта радость на его лице ставит его в комическую ситуацию, и говорит об его поверхностном мышлении. На этой большой доске выгравированы слова «Транспортная контора имени Мохсуна Санани принимает заявки у клиентов на паломничество к пирам Алиаягы и Нардаранский, могилу Мирмохсун аги, на торговлю в деревни, на танцы на свадьбы, на причитания на поминки». Превращение в объект юмора этого начальника, который занимается организацией неуместных, несвязанных и противоречивых событий, запечатлевается в памяти зрителя четким стилем выражения в сочетании с композицией в целом. Для привлечения внимания художник представляет зеленую рамку на серой стене крупным читаемым шрифтом на слегка темном фоне и мастерски умеет привлечь внимание, разрисовав дверь конторы красным цветом, а машину контрастным синим. Художники всегда умело выражали несправедливость того времени в своих работах, и порой языком великих писателей и поэтов, создавших ценные литературные произведения, они критиковали недостатки и обнажали бесхарак-

терность негативных типов. Одной из таких ситуаций - неприемлемой в литературной среде того времени - считается статья Микаила Рафили, которая представляла собой клевету на азербайджанских классиков. Азербайджанские ученые и профессора обсудив эту статью резко осудили, в результате чего Микаил Рафили был уволен из института. Эта сцена нашло свое своеобразное отражение в работе талантливого художника Наджафгулу Исмайлова (3, 73). На картине изображен институтский двор, великие классики Джалил Мамедгулузаде и Мирза Алекпер Сабир сидят бок о бок на скамейке. На вопрос Мирзы Джалила показывающего Рафили -«Откуда он взял этого петуха?» Сабир отвечает «На собрании подарили». Художнику удалось повысить чувствительность, изобразив героя в особо преувеличенных формах, нервно двигавшегося с петухом за пазухой.

В творческой работе художника П.Шандина, сотрудничающего с журналом, мы встречаем сцену, которая выражает всестороннюю мощь азербайджанского нефтяника. На сцене, отражающей организованный в Баку зимний бассейн для нефтяников, по-настоящему ожили профессиональные прыжки спортсмена на очень высоком уровне, за которыми с интересом наблюдали зрители (4, 24). Внизу разговаривают двое - спортсмен и женщина, которая пришла на проверку. Женщина думает, что прыгун - мастер спорта, и большие признаки удивления появляются на ее лице, когда она узнает, что это обычный нефтяник. В пастельных тонах, которые может представить журнал, фоновое изображение зрителей, смелый прыжок спортсмена на передней сцене и присутствие двух человек на переднем плане, раскрывающих смысл произведения, позволяют каждому элементу четко выразить себя. Момент любопытства и азарта зрителей, состоящий из двух рядов, художник оживил по-настоящему, благодаря правильной осанке, даже по силуэтам.

Заключение. Таким образом, художественное выражение национальных, традиционных форм всегда было на первом месте на карикатурах, публикуемых в журнале «Кирпи» («Ёж»).

Литература

1. Гаджизаде Б. Развитие Азербайджанской карикатуры. Баку: Сада, 2008 (на азерб.языке)

2. Гаджизаде Б. 100 летняя история нашей карикатуры. Баку: Сада, 2006 (на азерб.языке)

3. Абдуллаев В. Творчество карикатуры художника Наджафкули Исмаилова // журнал «Гобу-стан», № 4, 2010, с.73-76 (на азерб.языке).

4. Наджафов М. Художники-карикатуристы Азербайджана. Баку: Ишыг, 1972 (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.