Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ'

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
540
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / НАРОДНЫЙ МАСТЕР / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ARTS AND CRAFTS / SPIRITUAL VALUES / ART AND CULTURE / NATIONAL AND CULTURAL TRADITIONS / FOLK ARTS AND CRAFTS / FOLK ARTIST / ETHNIC HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерошенко Юлия Владимировна

Развитие народной художественной культуры Воронежского Края, его специфика, традиции. Процесс и результаты народного декоративно-прикладного искусства, связь с представлениями народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений. Роль народного декоративно-прикладного искусства в усилении влияния гуманистических идей и престиж государства, духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ерошенко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONS OF RUSSIAN FOLK ART CULTURE VORONEZH EDGE

The development of national arts and crafts, its specific character and traditions. The process and results of the national arts and crafts, the submission of the people of the world, with the features of its national character and creative aspirations. The role of the national arts and crafts in enhancing the intellectual potential of the state, increase the influence of humanistic ideas and the prestige of the state and spiritual values.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ»

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

Ерошенко Юлия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический университет

Развитие народной художественной культуры Воронежского Края, его специфика, традиции. Процесс и результаты народного декоративно-прикладного искусства, связь с представлениями народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений. Роль народного декоративно-прикладного искусства в усилении влияния гуманистических идей и престиж государства, духовных ценностей.

Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство, духовные ценности, художественная культура, национально-культурные традиции, народные художественные промыслы, народный мастер, этническая история.

THE TRADITIONS OF RUSSIAN FOLK ART CULTURE VORONEZH EDGE

Eroshenko Iyliya,

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Fine Arts Chair, Voronezh State Pedagogical University

The development of national arts and crafts, its specific character and traditions. The process and results of the national arts and crafts, the submission of the people of the world, with the features of its national character and creative aspirations. The role of the national arts and crafts in enhancing the intellectual potential of the state, increase the influence of humanistic ideas and the prestige of the state and spiritual values.

Key words: Arts and crafts, spiritual values, art and culture, national and cultural traditions, folk arts and crafts, folk artist, ethnic history.

Русская народная художественная культура является важной частью художественной культуры общества. Ее развитие происходит под влияни-ем принятых и утвердившихся в России художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира.

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы В.С. Воронова, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Ильина, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Семеновой и других ученых. В Воронежской области изучением народного художественного творчества занимались: Е.Н. Губанова, А.В. Калинин, М.С. Шмойлов. Изучение народного искусства позволило исследователям определить его место в современной культуре общества.

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы, художественные изделия и т.д.).

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Одной из главных проблем современности является сохранение и развитие национально-культурных традиций, художественных промыслов и обычаев.

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Таким образом, народная художественная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов, народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Разнообразный жанрово-видовой состав народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) включает в себя различные виды художе-ственного творчества и различные формы его организации. Полифункцио-нальность НДПИ заключается в его неразрывной связи с мировоззрением и нравственно эстетическими нормами различных социальных слоев населения. В народном декоративно-прикладном искусстве можно обнаружить наличие общечеловеческих и национальных проявлений. Развитие НДПИ осуществляется на основе принципов общности и преемственности традиций [7].

Традиции оказывают большое влияние на психологию людей, они являются средством воспитании, развития личностных качеств. Особенности традиции - это преемственность и повторяемость. Преемственность позволяет передавать знания и умения новым поколениям, избавляя людей от необходимости достигать то, что уже достигнуто. Повторяемость дает возможность традиции стать потребностью, привычкой определенного количества людей, социальных групп, народностей.

Познание культурного наследия региона, являющегося составной частью окружающего мира и отражающего историческое развитие общества, помогает также понять

значимость прошлого для настоящего и будущего, что способствует становлению исторического сознания, представляющего собой систему знаний, взглядов, представлений, эмоций, чувств, традиций, обрядов, художественных образов, идей, теорий, концепций, в которых индивиды, социальные группы, классы, народы и нации, человечество осознает свое прошлое, воспроизводит движение в пространстве и времени.

В произведениях народного искусства отражается духовно-ценностное постижение мира, в них всегда первичен образ, духовная функция. Познавая бесценность кладезя народной художественной культуры, подрастающее поколение постигнет традиции, являющиеся неотъемлемой частью этнического сознания, его коллективной исторической памятью. Такой памятью выступают, прежде всего, духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, декоративно-прикладное искусство.

На определенном этапе исторического развития (в процессе разложения натурального хозяйства и зарождения товарного уклада) за крестьянскими ремеслами закрепляется термин «промысел», т.е. занятие, ремесло, производство, дело, дающее пропитание и доход.

Именно в этом значении понятие промысел связывается с крестьян-скими ремеслами, поскольку их роль была определена необходимостью дополнительного заработка, а основным занятием было сельское хозяйство.

Н.Н. Мамонтова считает, что «учитывая все аспекты применения термина «промысел», все же необходимо опираться в основном на базовый термин «ремесло», имеющий достаточно строгое научное содержание - как историко-культурное, так и социально-экономическое. Практически во всех «художественных промыслах» мы имеем дело с ремеслом - мелким индивидуальным ручным производством изделий на основе личного мастерства с применением простых орудий труда». Домашнее ремесленное производство было прочной стороной земледелия, и вся последующая история развития ремесел и промыслов - это история их выделения из сельского хозяйства и превращений в самостоятельный вид деятельности.

К моменту создания славянского государства - Киевской Руси, худо-жественные ремесла достигли высокого уровня развития. К ним относились различные виды резьбы по кости, дереву, художественная обработка металла, гончарное дело и ткачество. Уже в 10-11 веках у восточных славян возникали мастерские, поселки ремесленников, создавались товарищества - «братчины», объединявшие людей, занимавшихся одним видом ремесла.

Переход в 16 веке от домашнего ремесла к товарному производству привел к выделению целых областей, городов, занимающихся одним видом ремесла. Связь с источником сырья определила возникновение всех видов народных промыслов в Воронежской области. Помимо сел и городов крупными центрами художественных ремесел становились монастыри, при которых создавались производственные и учебные мастерские.

Крестьянские ремесла и промыслы рано сложились в важную отрасль экономики, отвечавшую потребностям страны. Они представляли собой сложную разветвленную структуру, концентрировавшую традиционные ремесленные навыки этико-эстетические взгляды народа художественный опыт в изготовлении определенного вида из-

делий. Передача этого художественного опыта, трудовых умений и мастерства, воспитательное воздействие являлись важным и решающим для сохранения и дальнейшего развития любого вида народного творчества.

Труд в Воронежской губернии был связан, прежде всего, с работой на земле, животноводством, садоводством, народными промыслами. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к «матери - сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд - всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться» [3].

В Воронежской области бытовали различные ремесла и художественные промыслы. Так, до революции, в селе Касторное, была организована ковроткацкая школа, куда ежегодно принималось 10-15 способных девочек, преимущественно из детских приютов. В Рамони княгиня Оль-денбургская, которая сама занималась живописью, также имела две ковроткацкие мастерские, где обучались художественному ткачеству и вязанию кружев молодые девушки. Ковры из ее мастерских получали медали на международных выставках.

Продукция этих мастерских в основном шла богатым людям, часть ее увозили английские купцы. Выделывали ковры для внутренних и внешних рынков, помимо уже упоминавшихся мастерских и пунктов, на фабриках князя А. А. Щербакова в селе Михайловка Павловского уезда и подполковницы Елены Яновой в Богучарском уезде, в мастерской помещицы Пановой в Боброве, в Деревне Лиски, у мона-хининь села Таволжанка Новохоперского уезда, у великой княгини Ольги Александровны в селе Старо-Животиное, у помещицы Чеколевой в селе Горожанка Задонскою уезда.

Так, в 1909 году в пригородной слободе г. Острогожска Лушниковке была организована учебная ткацкая мастерская как отделение Московского Строгановского училища.

В наше время в некоторых районах существуют Дома ремесел. Некоторые пытаются возрождать утраченные знания. К таким Домам ремесел относятся Воробьевский, Борисоглебский, Острогожский.

Основная работа коллектива «Борисоглебского Дома ремесел» - это бесплатное обучение всех желающих разным видам промыслов. Самыми популярными и наиболее посещаемыми являются занятия по резьбе по дереву. Сюда приходят заниматься не только подростки, но и мужчины в летах, а иногда даже девушки. Во время обучения можно получить все необходимые навыки работы с деревом, различным техникам резьбы, начиная с простейших и переходя к более сложным.

При рассмотрении отдельных изделий народных мастеров нас поражает необычайная пластика формы, ясность узора, образность, гармоничное сочетание цветов, красота пропорций, ритмов, которые сформировались в результате творческой деятельности. Художественное совершенство предметов народного искусства - это результат понимания творцом пластических и художественных свойств материалов. Удивительно выверенная композиция орнаментов и узоров в вышивке, ткачестве, керамике, домовой резьбе говорит о высоком художественном вкусе и эмоциональном отношении мастеров к миру. Но красота предметов не только в украшении, сама форма, даже самая простая, которая хорошо отвечает своему практическому назначению, имеет свое художественное содержание. Изделия, которые использовались в праздничных обрядах и для подарков, конечно, особенно отличались нарядностью и красочностью, в них проявлялась фантазия и ум, вкус, изобретательность и наблюдательность мастеров. Работы народных мастеров всегда несут радость, пожелание благополучие и радость людям. «Жизнеутверждающие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства. Постоянный мотив традиционного русского орнамента - это изображение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле. Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость. Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде традиционного русского народного искусства, - цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни» [6, С.5].

«Говоря о глубокой традиционности народного искусства, - пишет Т.М. Разина,- мы имеем в виду, что многие его идеи, образы, сюжеты, орнамент, технические приемы и формы предметов возникли в очень отдаленные эпохи и устойчиво сохраняются в творчестве народа, иногда вплоть до нашего времени» [8, С.66].

Орнамент присутствует во всех видах народного художественного творчества. В Воронежской губернии наиболее развито искусство орнамента в вышивке, ткачестве, ковровом промысле, вязании. Строгим цензором, следящим за выполнением норм традиций, выступал коллектив того или иного района или деревни. Строгие рамки норм и стиля позволяют знатокам народного искусства и местному населению легко установить, в какой местности создано это произведение. Вместе с тем одновременно со строгим следованием нормам традиции одним из типичных и основных признаков всех видов народного искусства является импровизация их творцов-исполнителей. [1, С.393].

Искусство ручного узорного ткачества Воронежской области ярко проявилось как в народной одежде, так и в других предметах крестьянского обихода: полотенцах, скатертях, коврах. Широко была распространена во второй половине девятнадцатого, да и в двадцатом веке выделка безворсовых ковровых изделий: попонок, постилок, тропинок, покрышек и т. д.

Прядение и ткачество были исконно женскими занятиями. Ткали обычно ранней весной во время Великого поста. У каждой женщины была своя прялка, а ткацкий стан был общесемейным. Все художественные ткани и ковры в основном выполнялись на простом горизонтальном ручном стане. На нем ткались также холсты, сукна, разная пестряд-ная ткань, сарафанина, паневина, кушаки, редника, покро-мина, дерюжки, столешники, утирки и многое другое.

Различными приемами мастерства владели многие жители сельской местности, но среди них всегда выделялись особо одаренные и талантливые мастера, которые не только повторяли или варьировали типичные для той или иной местности традиционные изделия, но и более активно проявляли свои творческие способности. Такие мастера выступали с новыми предложениями, которые затем осваивались и становились нормой для других мастеров.

Цветовая гамма ковров и художественных тканей глубоко традиционна. Строилась она на сопоставлении чистых, ярких контрастных цветов: малинового и красного с зеленым, синего с желтым, оранжевого с фиолетовым. Земля

- так назывался фон ковра или особой нарядной ткани - в большинстве случаев ставилась черной. А по черной земле уже разбрасывались яркие краски в виде чудесных сплетений орнаментальных форм. Это символ всего растущего на черноземе и питающегося его соками. Ковры были иногда с каймой (так называемые рамочные), но чаще всего - без нее, со свободными композициями, не закованными в раму. Орнамент был, как правило, геометрический символического характера, частично доставшийся нам от предков-язычников.

Воронежские ковры отличаются яркостью и многокрасочностью. По-добные коврики в село Елань-Колено встречаются в домах жителей и в настоящее время. От матери к дочери, из поколения в поколение передавались секреты крашения пряжи, узоры, приемы работы. Коврики имели черный фон — символ земли, квадраты с лучами малинового, разового и красного цвета, стилизованные цветы и колосья - преимущественно зеленого цвета.

Особое значение имел цвет и его использование в составлении орнаментов, окрашивании изделий, выборе готовых тканей. Белый цвет с древних времен символизирует душевную чистоту, непорочность. Белый цвет полотенца символизировал трудолюбие, память. Черный цвет в Воронежской губернии был самым главным и символизировал черноземную землю, нашу матушку - кормилицу, красный

- душевное богатство, красоту и веселье, смелость, здоровье. Зеленый цвет символизирует умиротворение, начало жизни - приход весны, омоложение и возрождение жизни на земле, малиновый и розовый - закат и восход солнца, благую весть. Желтый цвет символизировал разлуку, увядание природы, осеннее золотое свечение Солнца - Ярилы, синий - материальное и духовное богатство, благородство, покой; коричневый - болезнь, мрачность и никогда не использовался в орнаментах.

После революции в начале 1930-х годов в Воронежской области были организованы две ткацкие артели, одна из них - в 1932 году в селе Елань-Колено Новохоперского района; другая - в 1934 году в расположенном недалеко от Елань-Колена поселке Таловая, где также начали заниматься ткачеством. Коллектив местного комбината бытового обслуживания и художественных промыслов стремился сохранить искусство ковроткачества, созданное поколениями

По старым образцам мастера создавали великолепные вещи. Елань-Коленовская фабрика выпускала ковры, изготовленные в старых традициях, со сложным орнаментом и богатой расцветкой. В одном случае переплетения прямоугольников, линий, полос, светлых пятен создают красочные узоры, в другом случае орнамент ковра состоит из уступчатых ромбов, густо заполняющих центральное поле, в третьем - только из полос.

В суровые годы Великой Отечественной войны обе артели ткали мешковину, бортовку, полотна, которые шли на полотенца и другие изделия домашнего обихода. Небольшое количество шерстяной пряжи, поступавшее в распоряжение артелей, использовалось для вязания варежек и носков для нужд фронта.

Серьезные поиски ассортимента и художественной направленности воронежских ткацких предприятий были начаты уже после Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов. В создании первых изделий, их вариантов, в деле обучения мастериц большое участие приняли потомственные ткачихи А.П. Маленькая и М.Ф. Рогачева. Выполненные ими пледы красивы и радостны по цветовым сочетаниям, интересны по ритму чередования полос, пропорциям клеток.

Таким образом, в конце 1940-х - начале 1950-х годов появились тканые изделия, созданные на основе местных традиций и нашедшие место в современном жилом интерьере. Они определили дальнейшее направление творческих поисков и развития воронежского художественного ткачества.

Особенности Воронежского традиционного костюма обусловили развитие ткачества. Практически вся одежда шилась из домотканых тканей. В каждой семье пряжу изготавливали сами изо льна, шерсти и конопли. Для окрашивания использовали растительные красители. Только в 19 веке начали использовать фабричные ткани.

Ручное узорное ткачество - один из древних видов русского народного искусства. В нем отражены такие свойственные всему народному творчеству черты, как высокое мастерство, богатство орнамента, колорита, жизнеутверждающий строй образов.

Большим своеобразием искусство воронежского узорного ткачества проявилось тип традиционных поясов -обязательного элемента нарядной, праздничной одежды. Женский пояс - покромка - ткался из тонкой черной шерсти саржевым переплетением и представлял собой длинную полосу (длиной около 3 метров, шириной - 4 см), которую несколько раз обертывали вокруг талии. Его основным декоративным акцентом были концы в виде расширяющихся книзу лопастей, иногда квадратной или прямоугольной формы, выполненных в технике многоцветного узорного ткачества. По краям лопасти обшивались крупным белым бисером, наборными бисерными розетками, длинной бахромой с бисером на концах. Ритм и цветовая гамма узора лопастей пояса подобраны столь гармонично, что издали, напоминают тончайший инкрустированный узор. Таких тканых, реже - плетеных поясов было в Воронежской губернии бесконечное множество разнообразных по размерам и расцветке.

Верность русскому фольклору, песням, танцу, русскому духу во всем призывала мастериц-художниц мыслить, разрабатывать рисунок в любом жанре искусства глубоко национально. Например, узор персидского огурца, варьируемый у нас в декоративно-прикладном искусстве и поныне, используется мастерицами только как сильно изменен-ный контур, в который они мастерски вписывают русские мотивы, черпая их из окружающего растительного и животного мира, подвергнутого различной степени обобщения, элементы славянского орнамента языческого происхождения

Изготовлением вязаных платков занимались в Русанов-ском, Поворинском, Борисоглебском и Терновском районах. Искусство вязания платков всегда передавалось из поколе-

ния в поколение. Вязание одного платка занимает от пяти дней до месяца. Обработка пуха очень трудоемка: в период линьки в феврале-марте, пух вычесывают с коз специальным гребнем, руками выбирают сор, просушивают, рыхлят и неоднократно прочесывают специальными двухрядными гребнями - «ческами», отделяя длинный волокнистый пух от «охлопков» и правильно укладывая волокна, затем прядут вручную на прялках и сматывают пряжу в клубок. Только после этого можно приступать к вязанию.

Платки вяжут на двух стальных спицах двухизнаночной гладью. Такая вязка так и называется - «платковая». Готовые белые «паутинки» стирают (чистят) в мыльном растворе, отбеливают и натягивают на раму (пяльцы). Серые платки обычно сбрызгивают водой и пушат, а иногда тоже натягивают на раму. Каждая мастерица знает множество орнаментальных элементов и их комбинаций.

Производство керамических изделий было распространено во многих местах Воронежской губернии. Этому способствовали богатейшие залежи на территории нашего края гончарных и огнеупорных глин (красного, белого и зеленовато-серого жгущихся сортов). Производством керамики занимались обычно на окраинах селений - по берегам рек, ближе к воде и залежам глины.

В Воронежской области изготовление керамических изделий появилось еще до монголо-татарского ига, только тогда не использовали гончарный круг, а лепили горшки руками. Во времена феодальной раздробленности территория Воронежской области входила в Рязанское княжество, и именно в это время начала активно заселятся. Переселенцы привезли древние приемы изготовления керамических изделий, гончарный круг и элементы традиционного русского орнамента. С тех пор на Воронежской земле древнерусское народное наследие искусства керамики стало развиваться самостоятельно. В течение нескольких веков формировалась самобытность и традиции, где и сегодня присутствуют и символика, и мифология древних славян. В 16 веке в Воронеже появилась гончарная слободка, где мелкие гончарные мастерские развивались и передавали свое мастерство «от деда к отцу, от отца к сыну».

Много интересных сведений об этом можно найти в упоминаемом выше статистико-экономическом словаре, изданным Воронежским губсовнархозом. Оказывается, «изделия воронежцев (кувшины-водоносы, посуда, трубки и пр.) славились в 17 веке далеко за пределами губернии и были предметами вывоза на юг». Узнаем мы из этого словаря о мастерах Карачуна, Кривоборья, Оськино, Коротояка, Среднего и Нижнего Карачана, Калача, Клеповки, Гвазды, Пузево, Белогорья и других мест.

В Карачуне, помимо посуды, женщины и дети-подростки делали замечательные по своим художественным качествам игрушки, расписанные яркими глазурями, свистушки, которые изображали причудливых птиц скачущих коней, всадников, фигурки различных домашних и диких животных. Яркие краски для керамики привозили из Германии. В селе Клеповке формовали декоративные фигурки барынь, также квасники, лампады и много другой разной посуды.

В Воронеже, на Гусиновке работал керамический завод Попова на котором кроме кафеля вырабатывались цветные изразцы для печей, карнизы и рельефы. Несколько изразцов хранится в Воронежском краеведческом музее.

В наше время гончарный промысел существует в поселке Рамонь, где в 1960 году была открыта керамическая фа-

брика. Фабрика вошла в число ведущих майоликовых художественных промысловых центров нашей страны. За время существования фабрики в ассортимент входило более 300 наименований изделий: чайные и кофейные сервизы, столовые и коньячные наборы, миски, квасники, кружки и кувшины, декоративные вазы, кашпо, подсвечники и многое другое. В орнамент вводились новые современные элементы, но сохранялись древние символы и в своем длительном историческом бытии не раз служили тематической основой, которая легко воспринималась.

В Воронежской губернии широко была развита художественная обработка дерева. С давних времен дерево было одним из наиболее любимых в нашем народе материалов. Лесные богатства Воронежского края делали его легко доступным.

Большую художественную значимость имела домовая резьба, которая достойна занять важное место в истории отечественной культуры. Она всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия - доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции.

Огромное распространение и развитие домовая резьба получила на востоке Воронежской области в небольшом провинциальном городке Борисоглебске, который до своего основания (в 1698 году) назывался Павловской крепостью. Строительство кораблей для Азовской флотилии способствовало привлечению сюда населения для хозяйственного освоения местности. В связи с этим появились и корабельные мастера, не только из разных уголков России, но также и из-за границы. Всем известно, что корабли раньше строились из дерева, богато украшались резьбой. Мастера перенесли этот вид резьбы «с воды на берег» и таким образом стали украшать свои жилища. В это время активно строились дома, как усадьбы зажиточных крестьян, купцов, государственных деятелей, так и жилища простого люда. Большое количество построек тех времен дошло до наших дней.

В селе Петино, Хохольского района, изготавливали плетеные изделия из лозы. Этим ремеслом владели почти в каждом доме и плели не только корзины, но и столы, стулья, абажуры и другие изделия. В Задонском районе, деревне Даньшиной также был развит корзиночный промысел. В Павловске жили и творили мастера резных и расписных блюд, шкатулок, сундуков, резных форм для куличей.

На воронежской земле пряники повсеместно на протяжении сотен лет были излюбленным лакомством для людей всех возрастов. Нашим воронежским пряникам не уступали доже прославленным тульским. У воронежских пряников богаче разнообразие форм. Дело в том, что воронежские пряники готовились ручным способом. Это давало возможность мастерицам проявить все богатство художественной фантазии. Воронежские пряники были очень яркими, чаще всего малиновыми. Эти маленькие художественные произведения народные мастера, жившие в разных селах Воронежской губернии, создавали на-столько своеобразные по форме и цвету, что по манере исполнения нетрудно отличить пряник, сделанный, к примеру, в Бутурлиновке, от пряника, сделанного в Новохоперске или Клеповке. «Жаворонки», «салдохрести» н другие вылепливали из теста вручную без применения формы. [4].

Сочетание строгой, графически четкой черной вышивки на рубахе и в переднике с живописной, многоцветной,

построенной на цветовых кон-трастах поневой, можно встретить только в Воронежской области в Коротоякском и Острогожском районах. А в Павловском и Бутурлинов-ском районах противоположное решение: сравнительно скупо украшенная но подолу понева и строгий черный ко-соклинныи сарафан как бы успокаивают и уравновешивают буйство красок узорной полихромной поверхности рубахи. Пристрастие к тому или другому цвету в народном искусстве, можно объяснить его смысловой нагрузкой, уходящей корнями в глубокую древность, но, как правило, утратившей в дальнейшем свое значение, но продолжающей жить в качестве декоративного элемента, характерного для той или другой области. Отличающим Воронежскую область, является черный цвет. В юго-западных районах области праздничные и свадебные рубахи, имевшие особое значение, украшались исключительно черной вышивкой на белом фоне, что придавало им торжественное звучание. [9].

В традиционном костюме Воронежской губернии мы видим присутствие практически всех женских рукоделий. Особенно ярко представлено ткачество и вышивка. Для вышивки юга России характерен геометрический орнамент прямолинейных форм. Отличительной чертой воронежских вышивок можно считать интенсивность колорита и цветовую насыщенность.

Праздничную одежду, в частности рубаху, делали обычно из более тонкого, иногда полубумажного холста и украшали тканьем и вышивкой.

Наиболее богато украшали свадебные рубахи. В ряде мест праздничные рубахи делали из кумача, сатина, а штаны из плиса. Верхняя праздничная одежда была того же покроя, что и будничная, но в праздник старались надевать новые или малоношеные вещи. [5].

Крестьяне, а также городские мастера - ремесленники почти вручную из различных материалов изготавливали посуду, домашнюю утварь, игрушки, орудия труда, одежду обувь, украшения и т. д. Навыки и умения обработки различных материалов приобретались с детства. Из поколения в поколение передавались накопленные веками навыки мастерства в обработке различных материалов. Многими поколениями отобраны и доведены до высокого уровня выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, орнаментальная культура, основные, устойчивые особенности национального характера предметов.

В. Ванслов пишет, что наиболее простое художественное применение закономерности геометрических форм, цвета и света находит свое выражение в декоративно-прикладном искусстве [2]. Далее он подчеркивает огромную роль орнамента в эстетическом оформлении многообразных предметов быта, архитектуре. Симметрия и ритм находят широчайшее применение в языке различных видов искусства, но подлинной их сферой является именно орнамент. В них выражается общий эстетический принцип единства в многообразии. Конкретная мера многообразия и единства форм в симметрии того или иного орнамента определяется как его прикладным значением, так и эстетико-выразительной задачей. В создании орнамента используется не только пространственно-геометрические закономерности и формы, но также цвет, светотень, которая подчеркивает или иллюзорно создает рельеф и определенное значение в выразительности имеет фактура. Рассмотрение образности орнамента как органичного единства мотивов и композиционной структуры дает возможность увидеть в нем полнокровное

художественное целое, в котором специфически проявляется универсальный, всеобщий закон бытия - единства формы и содержания.

Изучение особенностей изготовления и художественного оформления изделий народного декоративно-прикладного искусства позволяет более глубоко познать законы симметрии, пропорции и формы, ритма, света и цвета, формирует умения и навыки работы с различными материалами.

В настоящее время большое внимание развитию и сохранению народных художественных ремесел уделяют профессиональные учебные заведения Воронежской области. К их числу относятся Воронежский государственный педагогический университет, Воронежское художественное училище, Борисоглебский педагогический колледж. Выпускники вышеперечисленных образовательных организаций продолжают традиции русской народной художественной культуры в своей профессиональной, творческой и педагогической деятельности.

Народное декоративно-прикладное искусство играет очень важную роль, предполагая погружение в родную культуру, через ее художественные образы и осознание ее в российском и мировом художественно-культурном пространстве. Народное искусство несет выражение национального характера. Наиболее стабильным в этнической истории всегда был и остается дух народа, проявляющийся в любви к родному языку, обычаям, искусству. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию духовной личности, системы ее ценностей,

того стержня, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность.

Необходимо выявлять возможности традиционной народной культуры в системе средств становления, развития и образования личности, направленных на духовное, социально-этническое самоопределение, способности к адаптации, и в конечном итоге самореализации личности в сложившейся системе многоэтнического общества.

Таким образом, являясь не обычной и важной стороной деятельности человека, народная художественная культура служит основой формирования зрелой личности, служит связующим звеном, с помощью которого складывается представление о народе и себе как его части.

Синтез утилитарного и духовного - отличительная черта искусства народных промыслов и ремесел, которая сложилась в процессе развития всей практической и творческой деятельности человека. Искусство окружало человека, позволяло вникнуть в суть окружающих явлений и обогащало знаниями. Каждая вещь была наполнена глубоким смыслом, она отражала картину мира, исходя из своего предназначения, и приносило человеку радость и эстетическое наслаждение. Художественное начало органически вливалось в процесс изготовления утилитарных изделий. Трудно переоценить художественные достоинства народных художественных промыслов.

Приобщение к культуре родного края имеет огромное воспитательное значение. Развитие личностных качеств позволяет осознавать себя частью своего народа, воспитывает потребность в сохранении национальной культуры, продолжении традиций народных художественных промыслов.

Ссылки:

1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. - М. : 1971. - С. 393.

2. Ванслов В. Содержание и форма в искусстве / В. Ванслов. - М. : гос. изд.-во «Искусство», 1956. - 370 с. : С. 183.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М. : Рипол Классик, 2001. - 448 с. : ил.

4. Ерошенко, Ю. В. Развитие художественно-педагогических спо-собностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры : Дис...канд.пед.наук:Спец.13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство) / Кур.гос.ун-т . - М., 2006 . - 281 с: ил.

5. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарев. - Воронеж, 1994. - 37 с. : ил.

6. Попова О.С. Русское народное искусство / О.С. Попова. - М. : «Легкая индустрия», 1972. - 192 с. : ил.

7. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства : Специ-фика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла. Народное ис-кусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество / Т.М. Разина. - М. : Советский художник, 1985. - 191 с.

8. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства / Т.М. Разина. - М., 1970. - С.66.

9. Славянский мир / Сост. Р.В. Андреева, В.В. Будаков, Л.Ф. Попова. - Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.