Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности студентов на занятиях дисциплины «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья»'

Организация исследовательской деятельности студентов на занятиях дисциплины «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОИСКОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАУРАЛЬЯ / ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH WORK OF STUDENTS / FOLK TRADITIONS / CRAFTS / FOLK ARTS AND CRAFTS OF ZAURALIE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведевских Валентина Степановна

В статье рассматриваются способы организации исследовательской деятельности студентов, ее актуальность и значимость. В процессе обучения студентов на дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья» показывается пример поисково-исследовательской деятельности по народным промыслам и ремеслам Курганской области.The article considers the ways of organization of students’ research activity, its relevance and significance. The example of research activity on folk arts and crafts of the Kurgan region is shown in the process of teaching students at the classes of «Folk arts and crafts of Zauralie».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведевских Валентина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности студентов на занятиях дисциплины «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья»»

УДК 378.14

В. С. Медведевских Курганский государственный университет, Курган

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАУРАЛЬЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются способы организации исследовательской деятельности студентов, ее актуальность и значимость. В процессе обучения студентов на дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья» показывается пример поисково-исследовательской деятельности по народным промыслам и ремеслам Курганской области.

Ключевые слова: организация исследовательской деятельности, поисковая работа студентов, народные традиции, промыслы и ремесла, народное декоративно-прикладное искусство Зауралья.

В современном обществе народному творчеству отводится важная роль в осуществлении государственной политики, а также по укреплению межнационального мира и согласия. Художественные промыслы и ремесла являлись неотъемлемой частью жизнедеятельности человека на всех этапах его развития. Сегодня необходимо беречь и сохранять традиции и обычаи народа, которые способствуют эстетическому, духовно-нравственному и гражданско-патриоти-ческому воспитанию молодежи.

«Непреложным фактом является то обстоятельство, что умелое использование культурного наследия, сохранение его, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления», - подчеркнул президент Российской Федерации В. В. Путин [5].

В Указе от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» президент страны Владимир Путин обозначил решение вопросов сохранения культурного наследия приоритетной общенациональной программой [1].

Академик Г. Н. Волков, исследуя такую отрасль педагогической науки, как этнопедагогика, отмечал, что следует учитывать то, что в настоящее время изменились ценности и идеал образования. Ныне внимание сфокусировано не столько на человеке образованном, сколько на человеке культуры, соединившем в своем сознании различные культуры, ориентированном на диалог с ними, а также владеющем родным языком, приобщенном к национальным духовным ценностям своего народа и общечеловеческим знаниям, формирующем научные воззрения на окружающий мир [2, с. 68-71].

Народное искусство Зауралья - это бесценное наследие, являющееся неисчерпаемой копилкой народной мудрости, бытия, нравственных

устоев, духовного богатства и красоты [3, с. 3]. Целью изучения дисциплины «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья» является расширение и углубление знаний студентов по своеобразию культуры родного края, связям народного декоративно-прикладного искусства Зауралья с народными промыслами и ремеслами России, необходимых для результативного осуществления профессиональной деятельности. Одна из основных задач курса - осуществить исследовательскую деятельность, в процессе которой студенты познакомятся с видами художественных промыслов и ремесел русского населения Зауралья XIX-XX вв., их региональными особенностями, в частности, на территории Курганской области.

Исследование («следование изнутри»): в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов; в более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Е. Ю. Фролова в своей научной статье отмечает, что исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для обучающихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Основой исследовательской деятельности является поисковая активность. Поисковая активность - это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов. Поисковая деятельность - это самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение шагов поиска, необходимых для решения поставленной проблемы [6].

Сегодня, когда студенты имеют огромный поток научной информации, необходимо обеспечить усвоение знаний и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования.

Задача преподавателя - выполнять обязанности активного консультанта студентов-исследователей, помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить анализировать информацию, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит их на продуктивный и творческий уровень самостоятельности. Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека [4, с. 15]. Использование поисковой деятельности оказывает воздействие на развитие познавательной активности студентов, их мышле-

ния и развивает культуру речи. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает студент, тем быстрее и полноценнее он развивается в процессе профессиональной педагогической подготовки.

Для организации поисково-исследовательской деятельности студентов университета направлений «Педагогическое образование», «Профессиональное обучение», «Дизайн (по отраслям)» автором были разработаны методические рекомендации, где даны задания для самостоятельных поисковых работ (таблица 1).

Номер Наименование раздела Содержание заданий

раздела дисциплины поисково-исследовательской деятельности

1 Художественно-прикладная Найти в своем городе (селе) жилой или общественный дом, оформлен-

обработка древесины ный домовой резьбой (запечатлеть на фото), рассмотреть отдельные детали с точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности

2 Изделия крестьянского Изучить семантическое значение традиционных мотивов урало-сибир-

искусства Зауралья ской росписи, выявить традиционные схемы построения орнамента и его цветовой строй, определить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента (узор для свадебного сундука, роспись деревянного блюда, украшение зауральской прялки и др.). Исследовать промыслы и ремесла НДПИ Зауралья г. Кургана и Курганской области: плетение из лозы, художественная обработка бересты, художественная обработка соломки

3 Художественная обработка Найти в своем селе, городе изделия из металла (ковка, просеченное же-

металла лезо), рассмотреть, проанализировать отдельные детали с точки зрения конструктивной, изобразительной деятельности и определить их функциональное применение

4 Керамика Исследовать производство глиняной посуды на территории Курганской области (деревня Увальная близ Кургана, Шепотки, районы - Белозерский, Введенский, Шатровский и другие селения). Изучить архивные документы о Куртамышской керамической фабрике

5 Женское художественное Изучить и проанализировать виды народных ремесел Зауралья: ткаче-

ремесло - ткачество ство (ковры или половики), лоскутная техника. Изучить архивный музейный материал Канашинской ковроткацкой фабрики и Далматовской фабрики

6 Зауральская вышивка. Выявить, в чем магическая сила вышитого узора на праздничных обрядо-

Кружевоплетение вых предметах (полотенца, женские рубахи, головные уборы), значение солярных знаков вышивки, особенности зауральской филейной вышивки. Изучить и проанализировать коклюшечное кружево Н. А. Нефедовой и ее последователей, изделия зауральских мастеров-кружевниц

7 Традиционная одежда Исследовать характерные особенности конструкции и декора народного

зауральских крестьян повседневного и праздничного костюма территории Курганской области -русский, башкирский, казачий

8 Современные Собрать информацию и подготовить сообщение о посещенных выставках

формы НДПИ Зауралья, клубах, студиях, школах народных промыслов на терри-

сохранения и тории Курганской области; обзор опубликованных материалов в газетах,

развития журналах, на телевидении и др. источниках о выставках, конкурсах, на-

местного НДПИ Зауралья родных мастерах и их творчестве. Исследовать творчество современных мастеров по народным ремеслам Зауралья г. Кургана и Курганской области: резьба и роспись по дереву, плетение из лозы, художественная обработка бересты, художественная обработка соломки, художественная обработка металла, ткачество (ковры и половики), лоскутная техника, тряпичная народная кукла, вышивка, коклюшечное кружево (по выбору студента)

Таблица 1 - Содержание заданий поисково-исследовательской деятельности на занятиях дисциплины «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья»

Результатом поисковой работы студента яв- ученый. - 2016. - № 9. - С. 1202-1205. - URL: https://moluch. ляется подготовленное сообщение с сопровожде- ru/archive/113/29264/ (дата обращения: 20.05.2019). нием презентации на семинарском занятии, написание реферата с последующим выступлением, оформление и публичный отчет самостоятельной поисковой работы по теме: «Творчество мастера народных ремесел Зауралья». Студентам предлагаются на выбор формы отчетности, например, по страницам научно-исследовательского журнала, видеорепортаж, экскурсия или путешествие (заочные), мастерская «Золотые руки» и др.

Поисковая работа дает возможность студентам самостоятельно исследовать историческое наследие и культурные традиции Зауралья; определить основные отличительные черты народного декоративно-прикладного искусства Зауралья; проанализировать и выявить в изделиях народных ремесел связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы и декора; определить традиционные технологии по изготовлению изделий и их дизайн; иметь представление о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.

Студенты приобретают умения для решения исследовательских задач в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, а также разработки композиции авторской творческой работы (проекта) с учетом традиций народного декоративно-прикладного искусства Зауралья. Необходимо отметить, что овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки выпускников университета - будущих учителей, педагогов, дизайнеров.

Таким образом, разработанные методические рекомендации с подробным содержанием заданий для самостоятельной поисковой работы позволяют успешно организовать исследовательскую деятельность студентов на занятиях дисциплины «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья».

Библиографический список

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07. 05. 2018 г. (ред. от 19.07.2018 г.) // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [официальный

сайт]. - URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500 (дата обращения: 20.05.2019).

2 Волков Г. Н. Вечность воспитания / Г. Н. Волков // Народное образование. - 1994. - № 4. - С. 68-71.

3 Медведевских В. С. Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов. -Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 55 с.

4 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый // Педагогическая библиотека : [сайт]. - URL: http://pedlib.rU/Books/1/0221/1-0221-15.shtml (дата обращения: 26.12.2019)

5 Путин В. В. Сохранение культурного наследия - важнейший фактор развития / В. В. Путин // РИА Новости : [официальный сайт] - URL: https://ria.ru/20050323/39562045.html (дата обращения: 20.05.2019).

6 Фролова Е. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроке математики / Е. Ю. Фролова // Молодой

V. S. Medvedevskikh Kurgan state University, Kurgan

THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AT THE CLASSES OF «FOLK ARTS AND CRAFTS

OF ZAURALIE»

Abstract. The article considers the ways of organization of students' research activity, its relevance and significance. The example of research activity on folk arts and crafts of the Kurgan region is shown in the process of teaching students at the classes of «Folk arts and crafts of Zauralie».

Keywords: organization of research activity, research work of students, folk traditions, crafts, folk arts and crafts of Zauralie.

References

1 O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On national targets and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024]: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018. URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500.

2 Volkov G. N. Vechnost' vospitaniya [Eternity of parenting]. Narodnoe obrazovanie. 1994. No. 4, pp. 68-71.

3 Medvedevskih V. S., Fedosimov G. M. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Zaural'ya [Folk arts and crafts of Zauralie]. Kurgan. Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta. 2012. 55 p.

4 Podlasyj I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov [100 questions - 100 answers]. URL: http:// pedlib.ru/Books/1/0221/1-0221-15.shtml.

5 Putin V. V. Sohranenie kul'turnogo naslediya - vazhnejshij factor razvitiya [Preservation of cultural heritage is the most important factor of development]. URL: https://ria.ru/20050323/39562045.html.

6 Frolova E. Yu. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchihsya na uroke matematiki [Research student activity at the lesson of maths]. Molodoj uchenyj. 2016. No. 9, pp. 1202-1205. URL: https://moluch.ru/ archive/113/29264/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.