Научная статья на тему 'Традиции осмысления проблемы смысла жизни в творчестве В. М. Шукшина'

Традиции осмысления проблемы смысла жизни в творчестве В. М. Шукшина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
874
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ / TRADITIONS / SPIRITUALITY / MAN / MEANING OF LIFE / HUMAN EXISTENCE / RUSSIAN PHILOSOPHY / SOVIET LITERATURE / CREATIVITY / PROBLEM OF LIFE AND DEATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сытых О.Л., Синцова Л.К.

В статье рассматриваются традиции осмысления проблемы смысла жизни в творчестве В.М. Шукшина. На протяжении последних столетий эта проблема оказалась в сфере повышенного внимания философов, писателей, литературоведов. Её постановка и решение были сугубо индивидуальными для каждого из отечественных мыслителей. Но каждый из них был представителем русской культуры и человеком своей эпохи. И в этом плане следовал и русским национальным традициям и отражал веяния эпохи, в которой он жил, В.М. Шукшин. Он, с одной стороны, в духе русской философии показывает «вечные искания» русского человека, не удовлетворённого «повседневным бытием» и ищущего «запредельный» смысл своего существования, с другой стороны, он, раскрывает эту проблему через своих героев, показывая и сложности жизни человека сибирской (алтайской) деревни в непростой период советской власти. Авторы статьи выделяют и анализируют три разных ситуации, в которых герои В.М. Шукшина задумываются о смысле жизни. Первая ситуация, когда смысл жизни для человека кажется вполне ясным и очевидным, вторая ситуация (о ней больше всего размышлений писателя), когда человек оказывается перед лицом смерти и третья ситуация, когда тоскующая душа человека «мечется» в поисках смысла жизни. И эти ситуации, но в другом историческом времени и с другими героями известны по русской философии и русской литературе. И в этом плане В.М. Шукшин сохраняет и продолжает традиции, показывая духовность русского (советского) человека, как неотъемлемое его качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF UNDERSTANDIMG M PRODLMM OF MEANING OF LIFE IN WORKS OFV.M. SHUKSHIN

The article deals with traditions of understanding the meaning of life in works of V.M. Shukshin. Over the past centuries, this problem has been in the sphere of increased attention of philosophers, writers, literary critics. Its setting and decision are strictly individual for every Russian thinker. In this regard, the Russian national traditions reflect trends of the era in which Shukshin lived. He, on the one hand, in the spirit of Russian philosophy shows ”an eternal quest” of the Russian man, not satisfied with “the everyday life” and looking for “transcendent” meaning of the existence. The writer reveals this problem through his characters, showing the complexity of human life in a Siberian (Altai) village in the difficult period of Soviet time. The authors identify and analyze three different situations, in which characters of V.M. Shukshin think about the meaning of life. The first situation involves the meaning of life being quite clear and obvious; the second situation (about it there are most of the writer’s reflections found) is about a person who faces death; the third situation is about longing of the soul that is in search of the meaning of life. V.M. Shukshin keeps and continues traditions, showing the spirituality of the Russian (Soviet) man as his inherent quality.

Текст научной работы на тему «Традиции осмысления проблемы смысла жизни в творчестве В. М. Шукшина»

4. В составе сложных имен особую группу составляют комбинированные имена, состоящие из частей или слогов имен родителей и близких, а также тувинского и русского слов;

5. В образовании сложных личных имен в качестве антропокомпонентов больше употребляются имена существительные и имена прилагательные, по

Библиографический список

сравнению с именами числительными, которые редко встречаются в имяобразо-вании тувинского народа.

6. В связи с соблюдением обычаев и традиций имянаречения народа предпочтение родители до настоящего времени предпочитают имена, характеризующие внешность ребенка.

1. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: Сов. энциклопедия, 1990: 346 - 347.

2. Катанов Н.Ф. Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903.

3. Чадамба З.Б. Тувинские имена. Справочник личных имен народов РСФСР. Москва, 1965: 174 - 177.

4. Вайнштейн С.И. Личные имен, термины родства и прозвища у тувинцев. Ономастика. Москва: Наука, 1969: 125 - 132.

5. Монгуш Д.А. Сокращенная форма личных имен в тувинском языке. УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1973: 146 - 155.

6. Бичелдей К.А. Тыва дыл болгаш еске дылдар (Тувинский и другие языки). Тыва дыл болгаш чугаа культуразы (Тувинский язык и культура речи). Кызыл, 1993: 62 - 75.

7. Лудуп РД. Адьщ-шолац чажыттары (Тайны имени твоего). Башкы. Кызыл, 1996; 6, 7.

8. Сувандии Н.Д. О некоторых компонентах сложных антропонимов в тувинском языке. Тюркская руника: язык, история, культура. Абакан, 2013; 118 - 120.

9. Сувандии Н.Д. Способы образования прозвищ в тувинском языке. Казанская наука. Казань, 2018; 3: 84 - 87.

10. Сувандии Н.Д. Тувинская антропонимия. Кызыл: РИО ТувГУ, 2011.

11. Сат Ш.Ч., Салзынмаа Е.Б. Амгы тыва литературлуг дыл (Современный тувинский литературный язык). Кызыл, 1980: 86. References

1. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Sov. 'enciklopediya, 1990: 346 - 347.

2. Katanov N.F. Opyt issledovaniya uryanhajskogo yazyka s ukazaniem glavnejshih rodstvennyh otnoshenij ego k drugim yazykam tyurkskogo kornya. Kazan', 1903.

3. Chadamba Z.B. Tuvinskie imena. Spravochniklichnyh imen narodov RSFSR. Moskva, 1965: 174 - 177.

4. Vajnshtejn S.I. Lichnye imen, terminy rodstva i prozvischa u tuvincev. Onomastika. Moskva: Nauka, 1969: 125 - 132.

5. Mongush D.A. Sokraschennaya forma lichnyh imen v tuvinskom yazyke. UZ TNIIYaLI. Kyzyl, 1973: 146 - 155.

6. Bicheldej K.A. Tyva dyl bolgash eske dyldar (Tuvinskij i drugie yazyki). Tyva dyl bolgash chugaa kul'turazy (Tuvinskijyazyk i kultura rechi). Kyzyl, 1993: 62 - 75.

7. Ludup R.D. Adyn-sholan chazhyttary (Tajny imeni tvoego). Bashky. Kyzyl, 1996; 6, 7.

8. Suvandii N.D. O nekotoryh komponentah slozhnyh antroponimov v tuvinskom yazyke. Tyurkskaya runika: yazyk, istoriya, kul'tura. Abakan, 2013; 118 - 120.

9. Suvandii N.D. Sposoby obrazovaniya prozvisch v tuvinskom yazyke. Kazanskaya nauka. Kazan', 2018; 3: 84 - 87.

10. Suvandii N.D. Tuvinskaya antroponimiya. Kyzyl: RIO TuvGU, 2011.

11. Sat Sh.Ch., Salzynmaa E.B. Amgy tyva literaturlug dyl (Sovremennyj tuvinskijliteraturnyjyazyk). Kyzyl, 1980: 86.

Статья поступила в редакцию 15.04.19

УДК 821.161.1-93

Sytykh O.L., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: Sytykh@yandex.ru

Sintsova L.K., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: Lud-Sintsova@yandex.ru

THE TRADITION OF UNDERSTANDING A PROBLEM OF MEANING OF LIFE IN WORKS OF V.M. SHUKSHIN. The article deals with traditions of understanding the meaning of life in works of V.M. Shukshin. Over the past centuries, this problem has been in the sphere of increased attention of philosophers, writers, literary critics. Its setting and decision are strictly individual for every Russian thinker. In this regard, the Russian national traditions reflect trends of the era in which Shukshin lived. He, on the one hand, in the spirit of Russian philosophy shows "an eternal quest" of the Russian man, not satisfied with "the everyday life" and looking for "transcendent" meaning of the existence. The writer reveals this problem through his characters, showing the complexity of human life in a Siberian (Altai) village in the difficult period of Soviet time. The authors identify and analyze three different situations, in which characters of V.M. Shukshin think about the meaning of life. The first situation involves the meaning of life being quite clear and obvious; the second situation (about it there are most of the writer's reflections found) is about a person who faces death; the third situation is about longing of the soul that is in search of the meaning of life. V.M. Shukshin keeps and continues traditions, showing the spirituality of the Russian (Soviet) man as his inherent quality.

Key words: traditions, spirituality, man, meaning of life, human existence, Russian philosophy, Soviet literature, creativity, problem of life and death.

О.Л. Сытых, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: Sytykh@yandex.ru

Л.К. Синцова, д-р филос. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: Lud-Sintsova@yandex.ru

ТРАДИЦИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ШУКШИНА

В статье рассматриваются традиции осмысления проблемы смысла жизни в творчестве В.М. Шукшина. На протяжении последних столетий эта проблема оказалась в сфере повышенного внимания философов, писателей, литературоведов. Её постановка и решение были сугубо индивидуальными для каждого из отечественных мыслителей. Но каждый из них был представителем русской культуры и человеком своей эпохи. И в этом плане следовал и русским национальным традициям и отражал веяния эпохи, в которой он жил, В.М. Шукшин. Он, с одной стороны, в духе русской философии показывает «вечные искания» русского человека, не удовлетворённого «повседневным бытием» и ищущего «запредельный» смысл своего существования, с другой стороны, он, раскрывает эту проблему через своих героев, показывая и сложности жизни человека сибирской (алтайской) деревни в непростой период советской власти. Авторы статьи выделяют и анализируют три разных ситуации, в которых герои В.М. Шукшина задумываются о смысле жизни. Первая ситуация, когда смысл жизни для человека кажется вполне ясным и очевидным, вторая ситуация (о ней больше всего размышлений писателя), когда человек оказывается перед лицом смерти и третья ситуация, когда тоскующая душа человека «мечется» в поисках смысла жизни. И эти ситуации, но в другом историческом времени и с другими героями известны по русской философии и русской литературе. И в этом плане В.М. Шукшин сохраняет и продолжает традиции, показывая духовность русского (советского) человека, как неотъемлемое его качество.

Ключевые слова: традиции, духовность, человек, смысл жизни, существование человека, русская философия, советская литература, творчество, проблема жизни и смерти.

Проблема смысла жизни является одной из наиболее обсуждаемых в мировой философской и художественной литературе. Эта проблема поднималась и обсуждалась в произведения античных мыслителей, мыслителей средневековья, Нового времени, наших современников. Эта проблема пронизывает всю классическую художественную литературу.

На фоне глобальных кризисов (экологический, экономический, социальный, политический и др.), с которыми столкнулось человечество на рубеже ХХ-ХХ1 вв., и которые поставили под сомненье возможность дальнейшего суще-

ствования человечества, проблема поиска смысла жизни выглядит достаточно наивно и утопично. Однако следует отметить, что именно в такие переломные периоды развития человечества актуализировались проблемы человека, его бытия, его предназначения, о чем свидетельствует история развитие как западной, так и отечественной философии.

Достаточно интересна, но не бесспорна, попытка классификации основных подходов к определению смысла жизни в развитии мировой философской мысли представлена в работе Н.В. Гайдабрус «Смысл жизни в условиях глобальных

проблем современности». Автор выделяет ряд направлений, которые сложились в решении данной проблемы в истории философской мысли. Прежде всего, автор выделяет концепции раскрывающие проблему смысла жизни «по положению в структуре бытия», что позволило вычленить основные группы теорий: 1) смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях (подобный подход присущ восточной философии, западной средневековой философии, русской религиозно-идеалистической философии); 2) смысл жизни находится за пределами жизни (французское Просвещение, позитивизм, марксистская философия, славянофильство, западничество); 3) смысл жизни создается самим субъектом (философия жизни, экзистенциализм, философская антропология) [1].

Следующее основание, которое выделяет Н.В. Гайдабрус, позволило выделить номиналистический и реалистический подходы в решении данной проблемы. Реалистические концепции предполагают существование смысла как общее, заданное всем людям понятие и имеет всеобщее значение. Номинализм предполагает, что смысл жизни есть понятие экзистенциальное и вырабатывается самим индивидом. Говорить о смысле жизни вообще, безотносительно к конкретному человеку в рамках данной позиции невозможно.

И третье основание для систематизации существующих подходов к осмыслению проблемы смысла жизни Н.В. Гайдабрус усматривает в содержании смысложизненных установок, что позволило выделить пессимистический или нигилистический, скептический и оптимистический или ценностный подход, что позволяет проследить основные направления в осмыслении поставленной проблемы. Однако следует отметить, что на протяжении веков осмысление проблемы смысла человеческого существования складывалось в рамках национальных традиций.

В отечественной культуре сложились определенные традиции в разработке данной проблемы. Однако сама постановка и решение проблемы в значительной степени определялись характером эпохи, теми историческими событиями, которые происходили в стране. Смыслы человеческой жизни всегда переплетались с судьбой России.

В настоящее время обращение к данной проблеме, ставшей уже традиционной для русской культуры, обусловлено духовным кризисом современного российского общества, отсутствием идеи или цели, «объединяющей общество и дающей ему высокий смысл» [2]. Сегодня цели и смыслы человеческого бытия озвучивают не философы и писатели, а реклама и сводки новостей: «Самая богатая женщина России по версии Forbs», «Самая молодая миллиардерша в мире», «Самый богатый человек (наш соотечественник) в Лондоне» и т. д. Это и есть «герои» нашего времени. Сегодня активно пропагандируется идея, согласно которой цель жизни и смысл жизни - деньги. Но проблема смысла жизни человека в отечественной традиции никогда не относилась к финансовой, экономической сфере, а была в сфере сугубо нравственной.

Проблема смысла жизни получила широкое освещение в русской дореволюционной философской мысли в трудах В.С. Соловьева, К.Д. Кавелина, Е.Н. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, В.В. Розанова и др.

Началом обсуждения этой проблемы в русской философии считают статью В.В. Розанова, опубликованную в 1892 г «Цель человеческой жизни». В ней мыслитель пишет, что «Истина, добро и свобода суть главные и постоянные идеалы, к осуществлению которых направляется человеческая природа в главных элементах своих - разуме, чувстве и воле» [3].

Вслед за этой статьёй вышел целый ряд публикаций о смысле жизни, носящих религиозно-философский характер. В 1896 г В.С. Соловьёв напечатал статью «Нравственный смысл жизни», которая в дальнейшем стала предисловием к его фундаментальному труду «Оправдание добра». «Нравственный смысл жизни, по мнению философа, - первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум...» [4, с. 96].

Значимыми для русской философии были труды А.И. Введенского, М.М. Та-реева, Е.Н. Трубецкого, в которых проблема смысла жизни анализировалась с религиозно-философской точки зрения и в контексте ценностного подхода, разделяемого многими русскими и советскими философами.

В советской философии разработка проблемы смысла жизни и предназначения человека нашла свое продолжение в трудах И.Т. Фролова, Ю.Б. Борева, Л.Н. Когана, В.П. Тугаринова, С.С. Батенина, Ю.Г. Согомонова и многих других. В советской философии отстаивалась идея, что цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а, следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной [5].

В отечественной художественной литературе, начиная с А.С. Пушкина, поднимался вопрос о ценности человеческой жизни, о ее оправдании. Проблема поиска смысла человеческого бытия представлена в произведениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, В.Г Белинского, Н.Г Чернышевского, А.И. Герцена, А.П. Чехова и др.

В своём творчестве великие русские писатели отражали национальный характер и взгляды русского человека на жизнь и место человека в мире, то есть философию народа. Общепризнано, что к таким «философствующим» писателям России, прежде всего, относятся Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Однако традиция литературного творческого «философствования» не прерывалась и в годы советской власти. Ряд писателей советского периода (Н. Островский,

К. Симонов, Ю. Тихонов, А. Вампилов, В. Распутин, В. Шукшин и др.) в своих произведениях выражали дух народа, национальный характер, поставили важные философские проблемы, актуализируя их для определённой исторической эпохи и страны, в которой они жили.

В данной статье мы остановимся на творчестве В.М. Шукшина, покажем как в его произведениях (рассказах) выражена его философия и самая важная и всегда актуальная философская проблема - смысла жизни.

Герои В.М. Шукшина - простые деревенские люди, пытающиеся ответить на вечные вопрос: зачем жить? для чего жить? И эти поиски ответов выводят их за мир повседневности, «вырывают» их из суеты будней. И тогда, становится отчётливо видно, что духовность - это неотъемлемая часть человеческого существа и присуща она человеку независимо от его происхождения и места проживания. Найти смысл жизни, сохранить и не потерять себя - важная часть размышлений В. Шукшина и его героев.

Для некоторых людей смысл жизни, как показывает В. Шукшин, очевиден. Так спокойно, не особо задумываясь, рассуждает героиня его рассказа «Письмо» старуха Кандаурова о своей жизни, о её смысле и о детях: «Да у меня же смысл был, я их растила, да учила старалась... А ты-то зачем жила?» - обращается она к своей бездетной односельчанке Ильичихе, к которой она пришла разгадывать сон, вызвавшей у неё тревогу за детей [6, с. 210]. Представление о смысле жизни предельно ясно.

Иногда о жизни, её смысле человек задумывается перед лицом смерти. Герой рассказа «Залётный» Саня - человек часто «выпивающей», больной и осознающей приближение смерти рассуждает: «Да здравствует смерть! Если мы не в состоянии постичь её, то зато смерть позволяет понять нам, что жизнь -прекрасна. И это совсем не грустно, нет. Может быть, бессмысленно - да. Да, это бессмысленно.» [7, с. 316]. И здесь тема человеческого существования, жизни человека и её смысла, её понимания связана со смертью, которая и открывает красоту жизни.

В целом ряде рассказов В. Шукшина связаны воедино вопросы смерти, смысла жизни и самоубийства. Философский вопрос о том есть ли смысл жизни у человека, идущего на самоубийство? - не имеет однозначного ответа. Этот вопрос в Западной философии остро поставили философы-экзистенциалисты. Так, А. Камю в «Мифе о Сизифе» пишет: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа - за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума» [8].

В. Шукшин, рассказывая о своих героях, решивших уйти из жизни, пытается осмыслить и раскрыть для читателей эту очевидность.

Колька из рассказа «Жена мужа в Париж провожала» имеет своё представление о радости, счастье, благополучии. Он любит петь, играть на гармошке, веселить соседей. Судьба из сибирской провинции забрасывает его в Москву, где он женится, и жена не принимает его таким - какой он есть. Игра на гармони и песни в городском дворе, над которыми подсмеиваются соседи, раздражают жену. Но он не может и не хочет себя менять. При этом к нему приходит чёткое осознание того, что они с женой разные люди. Но у них - дочь, перед которой у Кольки есть и ответственность. Он стремится заработать на содержание семьи, но это оборачивается маленькими заработками по сравнению с заработной платой жены. Безвыходность ситуации приводит Кольку к самоубийству. Можно бы уйти, вернуться в родные места, но мешает ответственность пред дочерью. Но и жить так дольше невозможно! И Колька прерывает душевные страдания, добровольно уходя из жизни. Потеря себя, невозможность самовыражения, душевного равновесия привели его к потере смысла жизни [9].

Пытается уйти из жизни и другой герой В. Шукшина из рассказа «Нечаянный выстрел». Здесь соединяются воедино три вечных темы: неразделённой любви, смерти и смысла жизни. По сюжету герой влюбляется в соседскую девушку и считает, что препятствием для её любви является его физический недостаток (высохшая и фактически не функционирующая нога). Он идёт на операцию (ампутацию), надеясь заменить её на протез, который позволит ему ходить также, как ходят другие и тогда он будет иметь возможность и право связать свою жизнь с любимой девушкой. Она стала смыслом его жизни. Но ожидания не оправдались, на протезе он не может ходить, а значит - всё было «напрасно». Он пытается покончить с собой, понимая, что главное в его жизни (жизнь с любимым человеком) недостижимо. Он ранил себя, пережил это большое горе своей жизни - потерю веры в достижимость счастья с любимым человеком и продолжает жить [10].

И ещё один рассказ о самоубийстве и смысле жизни. Это рассказ «Сураз». В нём также «замешены» чувства, хотя центральной идеей скорее является осознание себя, своего бессмысленного существования и, в какой-то степени - «измена себе», тому внутреннему восприятию себя, которое было присуще герою и которое, вдруг, оказалось возможным изменить. Или точнее, изменить пришлось, но эта измена «собственному Я» приводит героя к размышлению о смысле жизни и к мысли о самоубийстве. Уход из жизни - это лучше, чем жить бессмысленной жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.