смычковой музыки в современном армянском исполнительстве
30
Зимина Екатерина Андреевна
Профессор кафедры струнных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженная артистка РФ E-mail: allegro19542@yandex.ru
Григорян Вардуи Дерениковна
Артистка Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Л. Ростроповича E-mail: rozochka.94@bk.ru
Статья содержит обзор современного состояния армянского исполнительства на струнных смычковых инструментах. Авторы дают краткую характеристику деятельности ведущих музыкантов ХХ-ХХ1 веков и приходят к выводу о сохранении элементов армянской традиции в глубоком осознании национальной идентичности, внимании к музыке выдающихся армянских композиторов, особом эмоциональном накале и экспрессии звучания в сочетании с чутким отношением к тембральной составляющей скрипичного тона.
Ключевые слова:
струнные смычковые инструменты, исполнительство, традиция, Армения
Смычковое искусство в Армении является до сих пор неисследованной частью армянской музыкальной культуры. Сложность изучения раннего этапа ее развития усугубляется почти полным отсутствием изобразительного материала — обстоятельство, которое наблюдается, кстати, и в европейском искусстве, если не считать двух ранних изображений смычковых инструментов в городе Бошер-виле (Нормандия) и Киеве.
В Х-Х1 веках в Армении происходил мощный подъем экономической и культурной жизни, а поскольку эта страна была тесно связана территориально, экономически и культурно с восточными странами, где принцип смычкового звукоизвлечения был известен, то мы можем все же предположить, не имея прямых данных, что смычковые инструменты к X веку входили в состав армянского инструментария. Среди наиболее распространенных струнных инструментов можно назвать кяманчу, ребаб и руд. Она была тесно связана с искусством народных поэтов-певцов, так называемых гусанов, чье искусство объединяло слово, пение, жест, мимическую игру и сопровождение на инструменте.
При этом анализ сохранившегося от гусанов наследия убедительно показывает, какого высокого технического мастерства в игре на своих инструментах они достигали. В рассматриваемый период и последующие века число исполнителей на инструментах очень выросло и привело к тому, что в больших городах они объединялись в своеобразные союзы, цехи.
Богатые традиции смычковой культуры в музыке Армении обусловили мощное развитие национального скрипичного исполнительства. Многие столетия формировались и передавались из поколения в поколение исполнительский опыт и национальная манера игры на смычковых инструментах. В ХХ столетии данный процесс приобретает профессиональный характер. Сегодня армянскую музыкальную культуру прославляет плеяда молодых талантливых скрипачей, которые развивают национальный опыт смычкового исполнительства в русле лучших европейских академических традиций. В ХХ-ХХ1 веках армянское скрипичное исполнительство представлено творчеством таких музыкантов, как А. Габриэлян, Р. Ага-ронян, С. Ервинян, С. Ростомян, А. Цицикян, Ж. Е. Тер-Мер-герян, Н. Мадоян, К. Шахгал-дян, С. Хачатрян, А. Меликян, Э. Чкнаворян и многие другие.
Неповторимым своеобразием и национальным колоритом характеризуется творчество одного из крупнейших армянских скрипачей прошлого века — Авета Карповича Га-бриэляна (1899-1993). Выдающийся скрипач и педагог, Лауреат Государственной премии СССР, этот музыкант выступал также в качестве ансамблиста с выдающимися пианистами своего времени — К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом. Лучшие традиции национальной школы скрипичной игры он передал плеяде своих блестящих учеников. Именно А. Габриэляну Арам Хачатурян посвятил одно
ЗИМИНА Е. А., ГРИГОРПН В. Д. ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СМЫЧКОВОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ
из известных скрипичных сочинений — «Танец».
На протяжении своего жизненного пути музыкант вел активную концертную деятельность. В свои сольные концерты Авет Карпович с удовольствием включал произведения выдающихся армянских композиторов — Комитаса, Н. Тиграняна, А. Спендиарова, А. Хачатуряна, А. Долуханяна, А. Бабаджаняна, К. Орбеляна, Л. Сарьяна. Авет Габриэлян вместе с квартетом имени Комитаса много и успешно гастролировал. Музыканты выступали в Англии, ГДР, Чехословакии, Австрии, Румынии, Исландии, Норвегии, Венгрии, Японии, США, Польше, Канаде, Голландии.
Выдающимся армянским скрипачом современности является Рубен Агаронян (1974). Исполнитель окончил Московскую консерваторию по классу Ю. Янкелевича, затем аспирантуру у Л. Когана. В 1972 году победил в труднейшем и престижнейшем Монреальском международном конкурсе, в 1974 году на Пятом Международном конкурсе имени Чайковского разделил второе место с Юджином Фодором и Русудан Гвасалия (первая премия в этот раз не присуждалась).
С 1971 года преподавал в Ереванской консерватории, будучи в звании профессора. С 1982-го руководил Государственным Камерным оркестром Армении. Музыкант отмечен такими званиями, как Народный артист Армянской ССР (1980), лауреат Государственной премии Армянской ССР (1988) и рядом российских почетных званий и премий.
В 1996 году переехал в Россию, чтобы занять место первой скрипки в знаменитом Квартете имени Бородина. По сей день музыкант выступает в составе этого коллектива, имеющего
старейшую историю и статус одного из значительных российских камерных ансамблей.
В XXI веке продолжает активную исполнительскую деятельность поколение музыкантов, родившихся в 60-70 годы прошлого столетия. Одним из представителей армянской скрипичной школы последней трети ХХ столетия является Самвел Ервинян (1966). Музыкант выступает по всему миру с сольными концертами и в качестве солиста с оркестрами, а также в ансамбле с известным музыкантом, мульти-инстру-менталистом Янни (Янни Хри-сомаллис, <^апш»). Американская федерация музыкантов признает Ервиняна «скрипачом с исключительными способностями, что подтверждается постоянным международным признанием» [4]. Его классический репертуар включает в себя такие произведения, как Адажио и Фуга И. С. Баха соль минор, Концерт для скрипки Моцарта № 5, Каприс № 21 Н. Паганини, «Цыганские напевы» А. Сарасате, Соната «Баллада» № 3 Э. Изаи и пьесы Гершвина из знаменитой «Порги и Бесс». Кроме исполнительской деятельности, С. Ервинян проявил себя и в научной сфере, защитив в 2003 году кандидатскую диссертацию в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.
Армянский рекордсмен Николай Мадоян (1973) является продолжателем исполнительских традиций своих известных педагогов — Богданяна, Брона, Стерна. Музыкант принимал участие в концертах со всемирно известными дирижерами и лучшими симфоническими оркестрами мира.
Самым ошеломляющим фактом биографии армянского скрипача является установленный им рекорд, вошедший в
книгу рекордов Гиннесса и в армянскую «Книгу богатырей» [2]: 11-12 февраля 2017 года в Доме камерной музыки имени Комитаса на протяжении 33 часов, с перерывами лишь по 5 минут каждый час, Мадоян исполнил 59 избранных произведений классической музыки.
В 1988 году он стал победителем Всесоюзного конкурса имени Чайковского для молодых исполнителей, а в 1991 году — Международного конкурса скрипачей имени Георга Кулленкампфа.
В Европе Мадоян дебютировал как концертирующий солист на фестивале в Шлезвиг-Гольштейне с оркестром Мариин-ского театра под управлением Валерия Гергиева. Среди последующих заметных выступлений Мадояна — турне по Германии с камерным оркестром «London Mozart Players» (1996, 12 концертов, дирижер Матиас Бамерт) и исполнение 24 каприсов Николо Паганини в генуэзской церкви Сан-Донато, где был крещен композитор (2000). В настоящее время Мадоян проживает в Германии. Артист удостоен звания заслуженного артиста РА, а также звания почетного профессора Ереванской государственной консерватории.
Традиции армянской смычковой музыки продолжает и выпускник Московской государственной консерватории класса профессора Виктора Третьякова Карэн Шахгалдян (1978).
В 2003 году Карэн закончил аспирантуру Московской государственной консерватории по классу скрипки под руководством профессора М. С. Гле-заровой. За плечами молодого музыканта гастроли во множестве городов России, победа на международном конкурсе, мастер-классы с выдающимися скрипачами современности. Карэн играл в оркестре «Вирту-
31
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
32
озы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. Впереди, как отмечает сам музыкант в своей официальной биографии, — «грандиозные планы, гастроли, выступления, победы».
Совместно со своими земляками Кареном Кочаряном (виолончель) и Армине Григорян (фортепиано), К. Шахгалдян является участником фортепианного трио им. А. Хачатуряна, которое с гордостью носит имя великого армянского композитора. Репертуар трио включает в себя преимущественно композиции армянских авторов, в чем и заключается уникальность и своеобразие коллектива, его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Музыканты, владеющие ансамблевой игрой на высоком уровне, неоднократно покоряли российскую и европейскую публику тонким прочтением знаменитого Адажио из «Спартака», «Ноктюрна» Арно Бабаджаняна, камерными сочинениями современного композитора Алексея Шора.
Одним из наиболее ярких армянских скрипачей современности является Сергей Хачатрян (1985) — заслуженный артист Республики Армения. Лауреат международных конкурсов, обладатель престижных премий в области академического исполнительства, С. Хачатрян выступает с лучшими оркестрами мира, в том числе с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Спектр творческих интересов скрипача широк — от
И. С. Баха и Л. В. Бетховена, до Я. Сибелиуса и Д. Д. Шостаковича. Однако несмотря на то, что музыкант является приверженцем академической скрипичной литературы, следует отметить, что манера игры и творческое кредо музыканта неразрывно связаны с армянской ментальностью и национальной культурой.
Так, вместе с сестрой Сергей Хачатрян выпустил диск «Моя Армения», посвященный 100-летию геноцида армян. В интервью журналу «Русские эмираты» молодой исполнитель так характеризует свое чувствование музыки: «...Я с детства люблю драматическую музыку. Я бы сказал, что меланхолия — национальная черта нашего народа, которая исходит из его истории. Мне трудно судить, как проявляют себя армянские корни. Прежде всего, я пытаюсь понять композитора, донести его идею. Конечно, когда пропускаешь ее через себя, на нее накладывают отпечаток и твоя манера игры, и твой характер. Это трансформация, которая идет из глубины души...» [5].
Последнее высказывание как нельзя лучше характеризует уникальность современной армянской исполнительской, и в частности, скрипичной, культуры: профессионализм высочайшего уровня, бережное отношение к традициям скрипичной школы, воспринятым у лучших педагогов (как правило, речь идет о музыкантах с мировой известностью, получивших образование в Ереванской и Московской консерваториях),
свободное владение сложнейшим скрипичным и камерным репертуаром — и в то же время глубокое осознание национальной идентичности, внимание к музыке выдающихся армянских композиторов, особый эмоциональный накал и экспрессия звучания в сочетании с чутким отношением к тембральной составляющей скрипичного тона.
Литература
1. Авдолян К. А. Национальный стиль в армянской музыкальной культуре XX века: авто-реф. ... канд. искусствовед. М., 2011. 27 с.
2. Ервинян С. Официальный сайт композитора. URL: http://samvelyervinyan.com/ home/resume/ (дата обращения: 13.03.2020).
3. Николай Мадоян: Sputnik/ Ереван. URL: https://sptnkne. ws/faMQ (дата обращения: 04.03.2020).
4. Папазян А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша-Али, (Институт по изучению восточных рукописей Ак. наук Узб. ССР, рукопись 449. «Обществен, науки) // Известия Академии наук Армянской ССР. 1952. № 5. С. 83.
5. Хачатрян С. «Музыка — это моя вера» // «Русские Эмираты». 2016. Вып. 72/2. URL: https://russianemirates.com/ content/re/2903/5003/ (дата обращения: 04.03.2020).
6. Шахгалдян К. Официальный сайт исполнителя. URL: http://shakh-music.com/ karen.html (дата обращения: 04.03.2020).