Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СМЫЧКОВОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ'

ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СМЫЧКОВОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ТРАДИЦИЯ / АРМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зимина Екатерина Андреевна, Григорян Вардуи Дерениковна

Статья содержит обзор современного состояния армянского исполнительства на струнных смычковых инструментах. Авторы дают краткую характеристику деятельности ведущих музыкантов ХХ-XXI вв. и приходят к выводу о сохранении элементов армянской традиции в глубоком осознании национальной идентичности, внимании к музыке выдающихся армянских композиторов, особом эмоциональном накале и экспрессии звучания в сочетании с чутким отношением к тембральной составляющей скрипичного тона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF NATIONAL BOW MUSIC IN CONTEMPORARY ARMENIAN PERFORMING

The article provides an overview of the current state of the Armeni an performance on stringed bowed instruments. The authors give a brief description of the activities of the leading musicians of the XX-XXI centuries and come to the conclusion that the elements of the Armenian tradition are preserved in a deep awareness of national identity, attention to the music of prominent Armenian composers, special emotional intensity and expression of sound, combined with a sensitive attitude to the timbrecomponent of the violin tone

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СМЫЧКОВОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ»

смычковой музыки в современном армянском исполнительстве

30

Зимина Екатерина Андреевна

Профессор кафедры струнных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженная артистка РФ E-mail: allegro19542@yandex.ru

Григорян Вардуи Дерениковна

Артистка Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Л. Ростроповича E-mail: rozochka.94@bk.ru

Статья содержит обзор современного состояния армянского исполнительства на струнных смычковых инструментах. Авторы дают краткую характеристику деятельности ведущих музыкантов ХХ-ХХ1 веков и приходят к выводу о сохранении элементов армянской традиции в глубоком осознании национальной идентичности, внимании к музыке выдающихся армянских композиторов, особом эмоциональном накале и экспрессии звучания в сочетании с чутким отношением к тембральной составляющей скрипичного тона.

Ключевые слова:

струнные смычковые инструменты, исполнительство, традиция, Армения

Смычковое искусство в Армении является до сих пор неисследованной частью армянской музыкальной культуры. Сложность изучения раннего этапа ее развития усугубляется почти полным отсутствием изобразительного материала — обстоятельство, которое наблюдается, кстати, и в европейском искусстве, если не считать двух ранних изображений смычковых инструментов в городе Бошер-виле (Нормандия) и Киеве.

В Х-Х1 веках в Армении происходил мощный подъем экономической и культурной жизни, а поскольку эта страна была тесно связана территориально, экономически и культурно с восточными странами, где принцип смычкового звукоизвлечения был известен, то мы можем все же предположить, не имея прямых данных, что смычковые инструменты к X веку входили в состав армянского инструментария. Среди наиболее распространенных струнных инструментов можно назвать кяманчу, ребаб и руд. Она была тесно связана с искусством народных поэтов-певцов, так называемых гусанов, чье искусство объединяло слово, пение, жест, мимическую игру и сопровождение на инструменте.

При этом анализ сохранившегося от гусанов наследия убедительно показывает, какого высокого технического мастерства в игре на своих инструментах они достигали. В рассматриваемый период и последующие века число исполнителей на инструментах очень выросло и привело к тому, что в больших городах они объединялись в своеобразные союзы, цехи.

Богатые традиции смычковой культуры в музыке Армении обусловили мощное развитие национального скрипичного исполнительства. Многие столетия формировались и передавались из поколения в поколение исполнительский опыт и национальная манера игры на смычковых инструментах. В ХХ столетии данный процесс приобретает профессиональный характер. Сегодня армянскую музыкальную культуру прославляет плеяда молодых талантливых скрипачей, которые развивают национальный опыт смычкового исполнительства в русле лучших европейских академических традиций. В ХХ-ХХ1 веках армянское скрипичное исполнительство представлено творчеством таких музыкантов, как А. Габриэлян, Р. Ага-ронян, С. Ервинян, С. Ростомян, А. Цицикян, Ж. Е. Тер-Мер-герян, Н. Мадоян, К. Шахгал-дян, С. Хачатрян, А. Меликян, Э. Чкнаворян и многие другие.

Неповторимым своеобразием и национальным колоритом характеризуется творчество одного из крупнейших армянских скрипачей прошлого века — Авета Карповича Га-бриэляна (1899-1993). Выдающийся скрипач и педагог, Лауреат Государственной премии СССР, этот музыкант выступал также в качестве ансамблиста с выдающимися пианистами своего времени — К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом. Лучшие традиции национальной школы скрипичной игры он передал плеяде своих блестящих учеников. Именно А. Габриэляну Арам Хачатурян посвятил одно

ЗИМИНА Е. А., ГРИГОРПН В. Д. ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СМЫЧКОВОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

из известных скрипичных сочинений — «Танец».

На протяжении своего жизненного пути музыкант вел активную концертную деятельность. В свои сольные концерты Авет Карпович с удовольствием включал произведения выдающихся армянских композиторов — Комитаса, Н. Тиграняна, А. Спендиарова, А. Хачатуряна, А. Долуханяна, А. Бабаджаняна, К. Орбеляна, Л. Сарьяна. Авет Габриэлян вместе с квартетом имени Комитаса много и успешно гастролировал. Музыканты выступали в Англии, ГДР, Чехословакии, Австрии, Румынии, Исландии, Норвегии, Венгрии, Японии, США, Польше, Канаде, Голландии.

Выдающимся армянским скрипачом современности является Рубен Агаронян (1974). Исполнитель окончил Московскую консерваторию по классу Ю. Янкелевича, затем аспирантуру у Л. Когана. В 1972 году победил в труднейшем и престижнейшем Монреальском международном конкурсе, в 1974 году на Пятом Международном конкурсе имени Чайковского разделил второе место с Юджином Фодором и Русудан Гвасалия (первая премия в этот раз не присуждалась).

С 1971 года преподавал в Ереванской консерватории, будучи в звании профессора. С 1982-го руководил Государственным Камерным оркестром Армении. Музыкант отмечен такими званиями, как Народный артист Армянской ССР (1980), лауреат Государственной премии Армянской ССР (1988) и рядом российских почетных званий и премий.

В 1996 году переехал в Россию, чтобы занять место первой скрипки в знаменитом Квартете имени Бородина. По сей день музыкант выступает в составе этого коллектива, имеющего

старейшую историю и статус одного из значительных российских камерных ансамблей.

В XXI веке продолжает активную исполнительскую деятельность поколение музыкантов, родившихся в 60-70 годы прошлого столетия. Одним из представителей армянской скрипичной школы последней трети ХХ столетия является Самвел Ервинян (1966). Музыкант выступает по всему миру с сольными концертами и в качестве солиста с оркестрами, а также в ансамбле с известным музыкантом, мульти-инстру-менталистом Янни (Янни Хри-сомаллис, <^апш»). Американская федерация музыкантов признает Ервиняна «скрипачом с исключительными способностями, что подтверждается постоянным международным признанием» [4]. Его классический репертуар включает в себя такие произведения, как Адажио и Фуга И. С. Баха соль минор, Концерт для скрипки Моцарта № 5, Каприс № 21 Н. Паганини, «Цыганские напевы» А. Сарасате, Соната «Баллада» № 3 Э. Изаи и пьесы Гершвина из знаменитой «Порги и Бесс». Кроме исполнительской деятельности, С. Ервинян проявил себя и в научной сфере, защитив в 2003 году кандидатскую диссертацию в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.

Армянский рекордсмен Николай Мадоян (1973) является продолжателем исполнительских традиций своих известных педагогов — Богданяна, Брона, Стерна. Музыкант принимал участие в концертах со всемирно известными дирижерами и лучшими симфоническими оркестрами мира.

Самым ошеломляющим фактом биографии армянского скрипача является установленный им рекорд, вошедший в

книгу рекордов Гиннесса и в армянскую «Книгу богатырей» [2]: 11-12 февраля 2017 года в Доме камерной музыки имени Комитаса на протяжении 33 часов, с перерывами лишь по 5 минут каждый час, Мадоян исполнил 59 избранных произведений классической музыки.

В 1988 году он стал победителем Всесоюзного конкурса имени Чайковского для молодых исполнителей, а в 1991 году — Международного конкурса скрипачей имени Георга Кулленкампфа.

В Европе Мадоян дебютировал как концертирующий солист на фестивале в Шлезвиг-Гольштейне с оркестром Мариин-ского театра под управлением Валерия Гергиева. Среди последующих заметных выступлений Мадояна — турне по Германии с камерным оркестром «London Mozart Players» (1996, 12 концертов, дирижер Матиас Бамерт) и исполнение 24 каприсов Николо Паганини в генуэзской церкви Сан-Донато, где был крещен композитор (2000). В настоящее время Мадоян проживает в Германии. Артист удостоен звания заслуженного артиста РА, а также звания почетного профессора Ереванской государственной консерватории.

Традиции армянской смычковой музыки продолжает и выпускник Московской государственной консерватории класса профессора Виктора Третьякова Карэн Шахгалдян (1978).

В 2003 году Карэн закончил аспирантуру Московской государственной консерватории по классу скрипки под руководством профессора М. С. Гле-заровой. За плечами молодого музыканта гастроли во множестве городов России, победа на международном конкурсе, мастер-классы с выдающимися скрипачами современности. Карэн играл в оркестре «Вирту-

31

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

32

озы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. Впереди, как отмечает сам музыкант в своей официальной биографии, — «грандиозные планы, гастроли, выступления, победы».

Совместно со своими земляками Кареном Кочаряном (виолончель) и Армине Григорян (фортепиано), К. Шахгалдян является участником фортепианного трио им. А. Хачатуряна, которое с гордостью носит имя великого армянского композитора. Репертуар трио включает в себя преимущественно композиции армянских авторов, в чем и заключается уникальность и своеобразие коллектива, его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Музыканты, владеющие ансамблевой игрой на высоком уровне, неоднократно покоряли российскую и европейскую публику тонким прочтением знаменитого Адажио из «Спартака», «Ноктюрна» Арно Бабаджаняна, камерными сочинениями современного композитора Алексея Шора.

Одним из наиболее ярких армянских скрипачей современности является Сергей Хачатрян (1985) — заслуженный артист Республики Армения. Лауреат международных конкурсов, обладатель престижных премий в области академического исполнительства, С. Хачатрян выступает с лучшими оркестрами мира, в том числе с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Спектр творческих интересов скрипача широк — от

И. С. Баха и Л. В. Бетховена, до Я. Сибелиуса и Д. Д. Шостаковича. Однако несмотря на то, что музыкант является приверженцем академической скрипичной литературы, следует отметить, что манера игры и творческое кредо музыканта неразрывно связаны с армянской ментальностью и национальной культурой.

Так, вместе с сестрой Сергей Хачатрян выпустил диск «Моя Армения», посвященный 100-летию геноцида армян. В интервью журналу «Русские эмираты» молодой исполнитель так характеризует свое чувствование музыки: «...Я с детства люблю драматическую музыку. Я бы сказал, что меланхолия — национальная черта нашего народа, которая исходит из его истории. Мне трудно судить, как проявляют себя армянские корни. Прежде всего, я пытаюсь понять композитора, донести его идею. Конечно, когда пропускаешь ее через себя, на нее накладывают отпечаток и твоя манера игры, и твой характер. Это трансформация, которая идет из глубины души...» [5].

Последнее высказывание как нельзя лучше характеризует уникальность современной армянской исполнительской, и в частности, скрипичной, культуры: профессионализм высочайшего уровня, бережное отношение к традициям скрипичной школы, воспринятым у лучших педагогов (как правило, речь идет о музыкантах с мировой известностью, получивших образование в Ереванской и Московской консерваториях),

свободное владение сложнейшим скрипичным и камерным репертуаром — и в то же время глубокое осознание национальной идентичности, внимание к музыке выдающихся армянских композиторов, особый эмоциональный накал и экспрессия звучания в сочетании с чутким отношением к тембральной составляющей скрипичного тона.

Литература

1. Авдолян К. А. Национальный стиль в армянской музыкальной культуре XX века: авто-реф. ... канд. искусствовед. М., 2011. 27 с.

2. Ервинян С. Официальный сайт композитора. URL: http://samvelyervinyan.com/ home/resume/ (дата обращения: 13.03.2020).

3. Николай Мадоян: Sputnik/ Ереван. URL: https://sptnkne. ws/faMQ (дата обращения: 04.03.2020).

4. Папазян А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша-Али, (Институт по изучению восточных рукописей Ак. наук Узб. ССР, рукопись 449. «Обществен, науки) // Известия Академии наук Армянской ССР. 1952. № 5. С. 83.

5. Хачатрян С. «Музыка — это моя вера» // «Русские Эмираты». 2016. Вып. 72/2. URL: https://russianemirates.com/ content/re/2903/5003/ (дата обращения: 04.03.2020).

6. Шахгалдян К. Официальный сайт исполнителя. URL: http://shakh-music.com/ karen.html (дата обращения: 04.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.