Научная статья на тему 'Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства'

Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
237
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА / ВЫШИВКА / РОСПИСЬ / РЕЗЬБА / ТВОРЧЕСТВО / DECORATIVE AND APPLIED ART / SOLARSYMBOLS / EMBROIDERY / PAINTING / CARVING / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черникова С.М.

В статье рассматриваются вопросы традиций народного творчества в декоративно-прикладном искусстве. Солярная символика как мироощущение древних славян и отражение ее «магической силы» в произведениях народных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF FOLK ART IN VOCATIONAL TRAINING ARTS AND CRAFTS ARTISTS

The article considers the questions of creativity traditions in arts and crafts. Solar symbolism as the worldview of the ancient Slavs and the reflection of «magicalpower» inworks of folk artists.

Текст научной работы на тему «Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства»

УДК 687.1.016

UDC 687.1.016

ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myrzin13@rambler.ru

CHERNIKOVA S.M.

Doctor of pedagogical sciences, associate professor, Department of arts, crafts and technical charts, Orel State

University

E-mail: myrzin13@rambler.ru

ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКОВ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

TRADITIONS OF FOLK ART IN VOCATIONAL TRAINING ARTS AND CRAFTS ARTISTS

В статье рассматриваются вопросы традиций народного творчества в декоративно-прикладном искусстве. Солярная символика - как мироощущение древних славян и отражение ее «магической силы» в произведениях народных мастеров.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, солярная символика, вышивка, роспись, резьба, творчество.

The article considers the questions of creativity traditions in arts and crafts. Solar symbolism as the worldview of the ancient Slavs and the reflection of «magicalpower» inworks of folk artists.

Keywords: decorative and applied art, solarsymbols, embroidery, painting, carving, creativity.

Развивая научный и творческий потенциал личности, мы постоянно обращаемся к истокам народного творчества. Изучая традиции, историю, технологию того или иного промысла обращаем внимание не только на художественную и эстетическую составляющую, но и на понимание того, что ничего в народном искусстве не было случайным. Закономерность составления орнамента, цветовой строй, символичность образов - все это подразумевало защитную, магическую силу.

Примерно до начала ХХ века народное искусство называлось крестьянским, свое летоисчисление оно ведет еще со времен языческой культуры. Именно в эту пору и складываются основные мотивы и символы народной орнаментики, которая несло не только декоративную нагрузку, но и служила оберегом для крестьян. Свое мироощущения и понимание своего присутствия на земле крестьяне выражали в языческих культах, которые частично потом перекочевали в христианство, в фольклоре, в украшениях бытовых предметах, в домоустройстве... С дохристианских времен орнаменты донесли до нас знаки аграрно-магической символики, занимаясь земледелием, крестьянин радовался солнцу, дождю, обильному урожаю, пытаясь огородить себя от «гнева природы» оберегал и защищал себя солярными знаками и символами. Так в предметах домашнего быта, в одежде, убранстве избы везде присутствовала защитная сила солярных знаков. Особенно богато декорировалась одежда крестьян. К производству тканей относились женщины с особенным трепетом и любовью, труд и работа от выращивания льна и до конечного производства и отделки одежды был долгий и трудный.

Поэтому изношенную одежду никогда не выкидывали, ее перешивали для детей, а когда ткань совсем изнашивалась уцелевшие кусочки вырезались и из них составлялись лоскутные одеяла, шились покрывала на кровать. Крой в одежде крестьян был прост, зато в декоре женщины показывали все свое мастерство и умение. «В вышивке предстает перед нами народное осознание мира и природы, своего рода народная поэтическая мифология. И эта крестьянская символика может быть то простой, то сложной, но всегда вызвана к жизни мировоззрением крестьянина, его верованиями, взглядами на мир, на жизнь, и никогда не воспроизводит окружающую действительность. Образы русского узорочья, имеющие большое сходство с вышивкой восточных, южных и западных славян, на наш взгляд, олицетворяют древние представления народов индоевропейской семьи, когда земледелие стало главным средством их существования» [7, с.332].

Солярная символика - символика Солнца. У Славянских Язычников они назывались Даждьбог, Сварог, Хорс. Все светлые боги приносили только блага, материальные и духовные, жили они в мире Прави - небесном мире. Правью считался идеальный мир, где жили только добрые и чистые боги. Основной знак солярной символики считается свастика, он изображал Солнце, был направлен на блага и справедливость в мире, всегда был обращен к светлым богам. Языческие Славяне свастику называли Коловрат или Солнцеворот, слово Коло символизирует круг отсюда и Кольцо, Колесо, поэтому в отличии от свастики, где солнце имеет четыре луча в своей основе, Коловрат больше по начерта-

© Черникова С.М. © Chernikova S.M.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (79), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 79. 2018

нию похож на круг поэтому имеет 6, 8 лучей. Коловрат у древних язычников считался знаком бога Сварога, бога творца и бога мудрости, он создал Землю, людей, относится этот знак к знакам Прави. Знак Коловрата символизирует так же устройство вселенной, центр которой находится на небесной оси, она поворачивается вокруг и делает смену дня и ночи, года. На праздник Масленицы люди крутят колесо установленное на оси, к колесу привязывают разноцветные ленты за которые участники праздника поворачивают Коловрат, чем символизируют смену времени года (провожают зиму и встречают весну). Во время всех солнечных праздниках у Древних Славян существовал обычай катать горящее колесо с холма, что символизировало Солнце.Еще один излюбленный знак Древних Славян - Громовой знак. Применялся он в росписях, вышивке, резьбе по дереву. На избах его вырезали на кокошнике в качестве громоотвода, применялся в деревянной резьбе прялок. Этот знак символизировал так же мужество, силу, воинскую доблесть и часто использовался в декоре мужских рубах, шлемах, изображался на доспехах и пластинах воинов. Триксель - Числобог, солярный знак этот связывает человека с временем, с жизнью. Изображение его похоже с движением на трех ногах и с согнутыми коленями. Этот знак как бы ведет человека и направляет его жизнь в нужном для него направлении. В орнаменте Древних Славян часто присутствует изображение креста. Крест - символ жизни, неба, вечности, есть так же мнение среди искусствоведов, что Крест - символ соединения женского и мужского начала. Горизонтальная черта обозначает женское начало, вертикальная - мужское начало. Изображение Креста различно, есть крест с прямым изображением лучей, существует изображение косого креста. Прямой крест рассматривают как модель Мира, где горизонтальная черта - это мир Яви, а вертикальная - Мировое Дерево. Мировое Дерево в Языческой культуре состоял из мира Прави - обычно это верхняя часть креста и Мира Нави - нижняя часть креста. У языческих славян крест символизировал огонь, кресты ставили в избе над окном, дверью, воротами, возле дорог, по краю улицы, носили на шее, украшали свадебный пирог. В праздничный день Коляды крест рисовали не только на домах, но и земледельческих орудиях, на хозяйственной утвари. Изображение креста изгонял злой дух, поэтому и помещали его там, куда могли проникнуть злые духи: в жилище через двери, окна; чтобы не настиг в пути - на дороге; чтобы не сглазили молодых на свадебном каравае... В народных поверьях земной огонь носил в себе божественное происхождение. Огонь считался посланцем небес, даром неба. Многие народные праздники сопровождаются огнем, Коляды - праздник зимнего солнца, Иван Купалы - праздник летнего солнца. Крест имеет четыре луча, число 4 у Древних Славян связано с четырьмя стихиями, с четырьмя временем года, бог Святовит изображался с четырьмя головами, древние идолы имели четыре лика повернутые в разные концы света. Изображение солярного знака Колокрыж распространено в орнаментах Кельтской культуры,

но так же встречается и в культуре Древних Славян, его называли «крестом воина». В солярной символики Древних Славян часто встречаются знаки Природы, Земли, Плодородия. В народном фольклоре Землю не иначе как Мать-земля, Матушка-природа не называли, она всегда ассоциировалась с плодородием, с рождением урожая, подательницей земных благ, она кормит, обувает, одевает. Культ Земли тесно связан с женским культом Богини Макошь, Матери - Сыра Земля, женщина у Язычников тесно связана с землею, так же рожает, кормит, оберегает своих детей, свою семью. Символика плодородия изображалась в геометрической орнаментики в виде ромба или квадрата, они могли быть в центре разделены еще на квадраты, этот символ обозначал поле. Если в центре ромба или квадратов изображали точку, это означало, что поле засеяно, оно плодоносит и является источником изобилия. Символом природы или как называли древние славяне «Мировое дерево» означалось все строение мироздания. Ось мира - это ствол который держит весь Мир. Крона этого дерева - мир Прави, ствол - мир Яви, в корнях - мир Нави. Природа нашими предками изображалась различными символами так лес изображался несколькими схематичными деревьями, притом каждое растение принадлежало к разным «силам». Сосна обозначала веру и магию и относилась к «светлой» символике, в то время как ель считалась деревом темным. Изображалась сосна в виде перевернутой ели, часто вмести с богиней Макошь, которая держала ветки в руках как символ продолжения рода, традиций и богослужения. Многие светлые боги у древних славян обращались в птиц, они символизируют небо, то что участвовало в культовых обрядах, более мирское изображение птиц часто встречается в вышивках, росписях, домовой резьбе, здесь как бы птицы изображались более эстетично, в основном это сказочные птицы - Сирин, Гамаюн, Алконост. Вода источник жизни на земле так же как солнце, земля и воздух. Именно из воды в мифологии древних славян родилась земля. Вода не только источник жизни материальной, но и источник душевного очищения, перед и после боя воины проходили обряд омовения; пред свадьбой молодожены смывали с себя всю темную силу, чтобы ничего не могло помешать свадебному обряду; жрецы перед совершением обряда тоже должен пройти процесс очищения и омовения. Кроме самой воды в культе древних славян играл не маловажную роль процесс течения воды - это показатель времени, отсюда в народе сложились поговорки «в одну и ту же реку не войти дважды», «сколько воды утекло с тех пор», вода постоянно течет и меняется, как меняются времена года, время и жизнь. В мифологии древних славян различают воду небесную и воду речную, небесная вода приноси материальное изобилие, благодаря ей набирают силу растения, если есть трава значит есть где пастись сколу, значит будет мясо и молоко. Дождевая вода в отличии от речной носит мужское оплодотворяющее начало. Речная вода пришла из земли (ключи, родники, реки), она чаще всего символизирует время. Изображали воду в орнаментах

в виде волнистой линии. В мифологии древних славян существует символ огня, который делится на небесный огонь и земной огонь Небесный огонь- это огонь Сварога и Тора. Земной огонь - это огонь Нави (подземное огненное царство), огнь нави содержит в своем понимание разрушающую силу, сжигающую добро и свет. Небесный огонь это огнь душевной силы - силы любви. Большое значение в солярной символике играл цвет «Красный олицетворял тепло, огонь, солнце, но в то же время сохранял негативный оттенок, символизируя кровь. Белый цвет выступал как образ блага, олицетворяя дневной свет, молоко, воду, являясь символом

жизнетворных начал. Черный использовался как символ мрака, ночи, смерти и зла. Цвет у древних народов выполнял функцию слова, включенного в живописное изображение или орнамент» [5, с.15].

В данном материале мы попытались рассмотреть, как отразилась солярная символика в орнаментах народного творчества и различных видах декоративно-прикладного искусства. Проследили взаимосвязь и проникновение одного и того же образа в различные сферы жизни и быта крестьян. А так же рассмотрели культовое и обрядовое значение солярных символов.

Библиографический список

1. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М.: Вузовская книга, 2003. 424 с.

2. Бузин В.С. Этнография русских: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2007. 421 с.

3. Лихачев Д.С.Русское искусство. От древности до авангарда. М.: Искусство, 1993. 408 с.

4. Народная культура в современных условиях. Учебное пособие. М: культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2000. 219 с.

5. Пилюгайцева Ю.И. Методическая система обучения колористике студентов в Многопрофильном колледже: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.И. Пилюгайцева. Орел, 2016. 236с.

6. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции [электронньшресурс]:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Chern/index.php

7. Черникова С.М. Традиции народной вышивки Орловский спис в обучении и воспитании школьников // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. №4 (60). С. 332.

References

1. BelovinskyL.V. History of Russian material culture. Moscow: The University Book, 2003. 424 p.

2. Buzin V.S. Ethnography of Russians: Textbook. St.Petersburg:The St.Petersburg publishing house. University, 2007. 421 p.

3. LikhachevD.S. Russian art. From antiquity to the avant-garde/DSLikhachev. M.: Art, 1993. 408 p.

4. Folk culture in modern conditions. Tutorial. M:culture of the Russian Federation. Ros.in-t cultural studies, 2000. 219 p.

5. Pilyugaytseva Y.I. Methodical system of teaching students in the Multiprofile College: dis. ... c.p.Sciences: 13.00.08 / Y.I. Pilyugaytseva. Orel, 2016. 236 p.

6. Chernyavskaya Y. Folk culture and national traditions[electronic resource]: http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Chern/I ndex.php

7. Chernikova S.M. Traditions of folk embroidery Orlovsky list inraining and education of schoolchildren //Orlovsky's scientific notestate University. 2014. No. 4 (60). Pp. 332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.