Научная статья на тему 'Традиции мировой эстетики в творчестве русских эмигрантов первой волны'

Традиции мировой эстетики в творчестве русских эмигрантов первой волны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ИСКУССТВО / ЭСТЕТИКА ТВОРЧЕСТВА / FASHION / ART / AESTHETICS OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левкович Людмила Николаевна

Рецензия на книгу А.А. Васильева «Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода» (М., 2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of world aesthetics in the creativity of Russian emigrants of the first wave

The review of the book of A.A. Vasiliev The beauty in exile: the creativity of Russian emigrants of the first wave: Art and fashion (Moscow, 2008).

Текст научной работы на тему «Традиции мировой эстетики в творчестве русских эмигрантов первой волны»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2009. № 1

ТРАДИЦИИ МИРОВОЙ ЭСТЕТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских

эмигрантов первой волны: Искусство и мода. Изд. 8-е. —

М.: Слово/Slovo, 2008. — 480 с.

Рецензия на книгу А.А. Васильева «Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода» (М., 2008).

Ключевые слова: мода, искусство, эстетика творчества.

The review of the book of A.A. Vasiliev "The beauty in exile: the creativity of Russian emigrants of the first wave: Art and fashion" (Moscow, 2008).

Key words: fashion, art, aesthetics of creativity

Книга А.А. Васильева «Красота в изгнании» посвящена глубокому исследованию деятельности русских эмигрантов первой волны в области моды начала XX в. Автор рассказывает о жизни русского зарубежья 20-30-х гг, описывает историю домов высокой моды, созданных русскими эмигрантами за границей, в первую очередь в Берлине, Константинополе, Харбине, работы художников и дизайнеров, а также судьбы известных русских манекенщиц 20-х, 30-х и 40-х гг. XX в.

«Ценными источниками, без которых невозможно почувствовать атмосферу, в которой рождалась и жила «красота в изгнании», является достаточно обширная мемуарная литература, в том числе воспоминания тех, кто так или иначе участвовал в художественной жизни интересующей нас эпохи или близко знал ее участников. Вместе с тем надо отметить, что основным полем исследовательской работы, посвященной культуре русского зарубежья, традиционно являются история философии и история литературы. Эти области к настоящему времени уже достаточно хорошо изучены. Вопросы же «материальной» эстетики, воплощаемой в предметных формах изобразительного и прикладного искусства, а отчасти даже в кино, затрагивались в имеющейся научной литературе лишь спорадически. Что же касается вклада русских эмигрантов в развитие эстетики и индустрии моды, поставившего их в 20-30-е гг. прошлого века на один уровень с такими признанными мэтрами от «кутюр», как П. Пуаре и Г. Шанель, то эта тема остается почти не изученной. Автору пришлось самому восстанавливать «историю вопроса», используя отзывы, публиковавшиеся в старой эмигрантской и иноязычной периодике, материалы интервью, взятые им в раз-

ные годы у отдельных, еще доживавших свой век свидетелей эпохи, а также письма. Кроме того, автор опирался в своих выводах на сохранившиеся в различных зарубежных музеях образцы творчества известных русских художников и модельеров и на собранную им собственную коллекцию изделий русских ателье и домов моды 20—30 гг. XX века»1 .

Стиль записанных А.А. Васильевым бесед и журнальных и газетных публикаций, приведенных в книге, сохраняется в первозданном виде, таким образом документы свидетельства и фотографии, собранные в книге, позволяют максимально точно передать дух времени и особую атмосферу эмигрантской среды.

Структуру «Красоты в изгнании» автор обозначил 21 главами. Первая глава «Русские сезоны и мода» посвящена анализу значительного влияния русских артистов и художников на художественную жизнь и эстетическое сознание Запада начала XX в., превращение «русского стиля» в значимое явление мировой культуры, начиная с 1900 г.: «До массового исхода эмигрантов из России в результате революции и Гражданской войны Европа познакомилась с культурой великой страны благодаря Русским сезонам Сергея Павловича Дягилева и другим более ранним манифестациям русского искусства за границей, в частности выставкам, организованным княгиней Марией Клавдиевной Тенишовой»2. Во второй главе «Русская мода времен Первой мировой войны и великого исхода» исследуется трансформация женской одежды в условиях войны и революции 1917 г., приведшей к массовым переселениям русской элиты, цвета русской нации — аристократии, офицерства, научной и художественной интеллигенции: «Грузясь на пароходы, судна и суденышки, лучшая часть населения огромной России, в прошлом главный потребитель русского модного рынка, была вынуждена выбрать путь долгого изгнания — изгнания, породившего в Европе невиданный ранее интерес ко всему русскому в моде и искусстве»3. Три последующих главы книги повествуют об эстетических вкусах и художественной жизни русских эмигрантов в Константинополе, Берлине и Харбине («за пределами России более русского города не существовало»)4: «После подобного наплыва русских художников, музыкантов и артистов все русское приобрело масштабы повальной моды»5. Шестая глава посвящена кустарному производству русских эмигрантов, ставшему благодатной почвой для насаждения в странах Европы неведомого ранее

1 Васильев А.А. Искусство и мода (творчество русских эмигрантов первой волны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2008. №. 2. С. 116.

2 Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода. Изд. 8-е. М., Слово^к>то. 2008. С. 9.

3 Там же. С. 58—59.

4 Там же. С. 109.

5 Там же. С. 103.

восточноевропейского «народно-крестьянского» стиля в одежде». В частности широкую известность приобрел дом моды «Китмир», «который объединил русских вышивальщиц, работавших на дому. Постоянная работа превратила кустарей в профессионалов высокой моды. «Китмир» функционировал в Париже с 1921 по 1928 г. и имел эксклюзивный контракт с «Шанель». Основательница и художественный руководитель дома — Великая княгиня Мария Павловна Романова, кузина императора Николая II»6. Последующие одиннадцать глав посвящены феномену русских домов моды, в первую очередь, домам моды «Поль Каре», «Тао», «Итеб», «Ирфе», «Бери», «Арданс», «Валентина», а также домам белья «Хитрово», «Адлерберг», «Лор Белен». Интересна цитата из журнала "Vogue" от 15 декабря 1920 г. (глава 8 «Красоты в изгнании»): «Невзгоды в России привлекли внимание к самобытным крестьянским костюмам. Все мы знаем о волне интереса к русским костюмам в мире Далее А.А. Васильев обращается к истории известного дома элегантной моды»7. Глава 19 посвящена русским эмигрантам-иллюстраторам моды и создателям тканей. И наконец, последние две главы повествуют о русских красавицах 20-х, 30-х и 40-х гг.

Жизнь в изгнании российской эмиграции первой волны можно рассматривать как модель социального и духовного самоутверждения, альтернативную одновременно дореволюционной российской и советской модели. Культура «зарубежной Руси» со всей очевидностью подтверждает ошибочность отождествления этнического и национального в жизни общества, особенно в сфере культуры. Этническое начало фиксирует общность происхождения, совместное проживание членов этой общности на единой территории, их «кровь и почву». Понятие национальной общности несравненно шире, оно объединяет людей на больших пространствах, в том числе не связанных единой государственной границей. В эту общность могут входить люди и не связанные кровной, родоплемен-ной связью. Их принадлежность к национальной культуре определяется общим языком, образом мысли, единством социального и культурного опыта. Поэтому культура «зарубежной Руси» должна рассматриваться как составная часть русской культуры и эстетики со всеми ее национальными особенностями и многообразием художественных пристрастий.

Завершая свою книгу А.А. Васильев пишет: «...пусть же эта книга станет данью памяти о тех первых создателях и провозвестниках моды, кто, оказавшись в изгнании, далеко от России, своим упорным трудом, талантом и красотой заставил говорить о себе мир».

Л.Н. Левкович*

6 Там же. С. 151.

7 Там же. С. 181.

* Левкович Людмила Николаевна — кандидат философских наук, доцент Государственного университета управления, 916-343-15-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.