Мальцева Л.В. ©
Д.п.н., профессор, кафедра ДПИ и дизайна, Кубанский государственный университет
ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ (ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ
ГОСПОДНЯ)
Аннотация
Статья посвящена, как возрождается культура, традиции кубанских казаков в воспитании подрастающего поколения, чтобы они не забывали свои корни, знали культуру, обычаи и традиции своих предков. Рассказано как на Кубани празднуется праздник Преображения Господня, какие существовали традиции, обычаи, обряды и приметы.
Ключевые слова: традиции, обычаи, обряды, приметы, храмы, спас, богослужение, окропление.
Keywords: Traditions, customs, rituals, signs, churches, spas, service, sprinkling.
Страницы истории земли Кубанской - это особые страницы. Мы прикасаемся, к ним и как бы раздвигаем, занавесу времени проникая, в историю культуры и обычаев кубанских казаков. Есть такой праздник Спас, который особо почитали в кубанских станицах, так называли этот праздник в Черномории (первоначальное название Краснодарского края). Замечательная пора - август. Солнечное утро августа. В воздухе пахнет сладким фруктовым ароматом. Корзинки, наполненные отборными яблоками, грушами, виноградом из своего сада, рано утром казаки всей семьей приходят в церковь. Колокольный звон созывает всех станичников. Сегодня большой праздник -Преображение Господне, в народе именуемый Вторым, или Яблочным, Спасом. И после праздничной литургии станичный священник окропит святой водой дары природы, кушать которые отныне, начиная с Яблочного Спаса, не грех.
Этот религиозный праздник напоминает нам людям, что мы нуждаемся в духовном преображении. Господь в этот день взошел на гору Фавор со своими тремя апостолами -Петром, Иаковом и Иоанном - и преобразился перед ними. Лик Господен засиял, одеяния на нем стали белоснежными, блистающими. Затем явились два пророка - Илья и Моисей, которые беседовали с Христом. А после, как сказано в Евангелии, «явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: сей есть сын мой возлюбленный, Его слушайте».
Все еще по-летнему пригревает августовское солнце в небе, а в садах и огородах -изобилие фруктов, ягод и плодов. Земля плодоносит и щедро раздает нам свои подарки, напитанные светом и теплом. Принимая дары природы, мы искренне радуемся и благодарим Создателя за ниспосланный нам урожай! Праздник урожая, изобилия и полноты жизни называется в народе Яблочным Спасом. Святая Церковь называет этот праздник Преображением Господнем в память о том, как Иисус Христос, взойдя на гору Фавор, предстал перед учениками во всём своём блеске и великолепии, желая укрепить в них веру в то, что Он и есть Сын Божий.
©© Мальцева Л.В., 2012 г.
Своим Преображением Спаситель показал, как может измениться весь земной мир, если люди найдут путь к Богу. Есть второе название праздника - «Спас на горе». Существует легенда в народе, что именно в этот день на библейской горе Фавор собрались Иоанн, Иаков, Петр и Иисус Христос, чтобы помолиться и узнать свою судьбу у пророков. И глас Божий поведал Иисусу о близких страданиях. Однако Христос не испугался предречения, а вернулся к людям и сказал им собирать урожай, чтобы отдать дань Богу их. Теперь 19 августа Православная церковь отмечает Преображение Господне, нареченное в народе Яблочным Спасом.
В этот день с утра во всех храмах Кубани пройдут праздничные богослужения в честь праздника Преображения Господня, будут освещаться плоды яблонь, груш, винограда, слив. Кроме того, раньше в этот праздник казачки пекли пироги с яблоками, варили варенье, чтобы угостить друг друга.
Кроме того, к празднику Преображения на Кубани приурочивался особенный обряд засевания полей. По просьбе хозяев на поле приходил священник со святыми иконами и окроплял вспаханную землю святой водой, причем обыкновенно один из хозяев бросал на освященные места хлебные зерна.
Освещение яблок
Обряд этот, таким образом, служил началом засева. Нельзя еще не заметить, что в старину в день Преображения Господня было обыкновение наделять бедных и неимущих плодами земли. Обряд этот соблюдался так строго, что если кто отказывался исполнить это доброе дело, того считали человеком, недостойным братского общения. О таких людях говорили: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».
Были традиции, которые строго соблюдали казаки. День начинался с церковной службы. В храмы несли на освящение яблоки и другие фрукты - сливы, виноград, груши. По окончанию службы старались раздать как можно больше освященных фруктов. Считалось, что чем щедрее будет человек раздавать яблоки в Спас, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется Бог. Примечательно, что верующие до 19 августа яблоки не ели. Это было связано с существовавшим поверьем, что на том свете детям,
родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.
Зато, когда наступал праздник, начинали, есть свежие яблочки, и блюда из наливных плодов. Обязательно пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес. Вечером все станичники выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
В этот день разрешалось работать только в саду - собирать урожай яблок, груш, слив, винограда. Или на кухне казачки - готовили праздничные блюда: пироги, пирожки, вареники, борщ с пампушками, , варили варенье, сушили яблоки. Все остальные работы по дому - уборка, стирка, шитье - или в поле были под запретом. В народе говорили: Кто на Спаса шьет - до конца дней слезы льет.
Народ придерживался и примет. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. В Яблочный Спас люди старались быть добрыми ко всем окружающим, даже к противным, раздражающим насекомым.
Если муха дважды села на вашу руку в Спас, то человека ожидает успех. Нужно потерпеть и не прогонять надоедливое насекомое. По Яблочному Спасу судили, какая будет осень. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, ясный - суровую зиму. Говорили: «Каков день во второй Спас, таков и Покров».
В народе существовали и обряды в этот праздник. Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
В народе также верили, что до Второго Спаса есть яблоки нельзя, особенно тем, у кого умерли дети. Якобы Дева Мария раздает в раю деткам яблоки, а тем, родители которых не соблюли обычай, не дает. К Спасу, казаки старались собрать все зерновые. Знахари в последний раз заготовляли лечебные травы. Спасовский букет - колоски зерновых, васильки, бархатцы, любисток, мяту - и теперь стремятся сохранить как лекарство на зиму. Спас - еще и день поминания умерших родственников. В светлый день Спаса молятся за души тех, кто отошел в небытие. Этих обычаев придерживаются и ныне. «Пришел Спас - бери рукавицы про запас!», «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка», «На второй Спас и нищий яблочком разговеется!», «Если в этот день идет дождь - будет дождливая осень, если солнечно - сухая», - так звучат народные пословицы.
Будем верить, что ушли и никогда не вернутся времена гонений. Но прежде чем возрождающаяся Россия вновь обретет былую духовность, всем нам придется пройти нелегкий путь через большую нравственную работу покаяния к созданию собственного достоинства, определяемого величием нашей веры Христовой православной и славными деяниями наших предков. Мы должны понять: труднейший для каждого из нас, жителей нашей малой родины - Кубани - будет работа внешняя, а внутренняя. Нелегко вернуть России благосостояние, но несоизмеримо тяжестей очистить свое сердце от злобы, уныния и ожесточения. Этот путь, все мы знаем это, не будет ни коротким, ни легким, но он будет пройден и приведет нас к немерцающей славе нашего Отечества! [3]
Литература
1. Бондарь Н.И., Календарные праздники и обряды кубанского казачества.-Краснодар: Традиция, 2000.
2. Коринфский А.А., Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995.
3. Платов И. Кубань православная-первозванная.- Тамань-Краснодар: ИПО «Лев Толстой», 2000.