Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ КОЧЕВЫХ ПЛЕМЁН В РУССКОМ БОЕВОМ ИСКУССТВЕ'

ТРАДИЦИИ КОЧЕВЫХ ПЛЕМЁН В РУССКОМ БОЕВОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ КОЧЕВЫХ ПЛЕМЁН В РУССКОМ БОЕВОМ ИСКУССТВЕ»

Кусаинова Елена Викторовна —

заместитель директора по научной работе Урюпинского филиала Волгоградского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент (г. Урюпинск Волгоградской обл.)

Традиции кочевых племен в русском боевом искусстве

На протяжении столетий восточные славяне — Русь — Россия вынуждены были отражать экспансию с запада и сдерживать натиск кочевников с востока. Естественно, в ходе боевых действий совершенствовалось их военное искусство, обогащался арсенал методов и средств вооруженной борьбы. В настоящей статье предпринята попытка показать степень влияния кочевых племен тюркско-монгольского этноса на тактику и вооружение русских дружин и казачества в X—XVвв.

Славяне были знакомы с кочевниками с древности. Ираноязычные киммерийцы, скифы, сарматы, оставили свой след в славянских языках и культуре. В I тыс. н.э. славяне познакомились с тюрками, в IV веке из Азии пришли гунны. После их нашествия в восточноевропейских степях остались кочевать многочисленные племена — акациры, барсилы, сарагуры, уроги, савиры, авары, болгары, хазары и другие1. Их постоянные боестолкновения как между собой, так и со славянскими племенами были обыденным явлением. В Х1—ХШ вв. печенеги, черные клобуки, торки, берендеи, находясь на службе у киевских и галицких князей, селились в Южной Руси2, смешивались со славянским населением, участвовали в русских междоусобицах, а также в войнах с половцами, поляками, чехами и венграми3. Что касается половцев, то тесные межэтнические контакты и нередкие династические браки способствовали вхождению знатных половцев в состав русского боярства4.

Наиболее значительный след в истории русского боевого искусства оставила длившаяся не один век борьба с татаро-монгольским нашествием, а затем с остатками Золотой орды — с Казанским, Крымским и Астраханским ханствами, Ногайской Ордой5. Сформировавшееся в XVI—XVII вв. на Дону, Днепре и Волге казачество, переняв от кочевников тактику ведения боевых действий в степи, смогло эффективно противостоять натиску кочевых племен на русских границах.

Надо отметить, что война, боевые столкновения как с целью защиты, так и нападения относилась к числу основных занятий кочевников. Суровый, аскетичный образ жизни, постоянные военные тренировки-учения, своеобразная культура коневодства — все это давало уникальный результат в плане военной подготовки. Г.В. Вернадский, рассматривая монгольскую военную организацию, подчеркнул, что кочевая жизнь развивает необычайную память местности, зоркость и тонкий слух6. Основу войска кочевников составляла легкая конница. Вооружение обычно состояло из лука со стрелами, сабли, топора и копья7.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 40.

2 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. I. М., 1962. С.11, 12.

3 Там же. С. 226—429; Т. II. М., 1962. С. 151—775; Т. IX. М., 1965. С. 170, 171, 212, 213, 218—220; Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 214—216.

4 ПСРЛ. Т. I. С. 84, 292, 352, 353, 364; Т. II. С. 199, 625, 626; ТХ М., 1965. С. 83—86.

5 При этом на службу к русским князьям перешло большое количество ордынской знати. В 1446 г. было создано зависимое от Москвы Касимовское ханство, просуществовавшее 200 лет. После завоевания Россией Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и установления протектората над Ногайской Ордой местная знать стала поступать на русскую службу или, приняв православие, вошла в состав русского дворянства. В эти же годы стали формироваться войска из казанских, астраханских, сибирских и ногайских татар, удмуртов, башкир, калмыков, бурятов и др. кочевых народов. В XI—XVII вв. в России существовало огромное количество тюркских фамилий и прозвищ, что свидетельствует о широких этнических контактах славян и тюрок.

6 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 2000. С. 117.

7 Плетнева С.А. Указ. соч. С. 215, 216.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ ШУГАЛЕЙ Игорь Федорович —

старший преподаватель Тихоокеанского военно-морского института, капитан 2 ранга запаса, доцент (г. Владивосток)

РЕАЛЬНАЯ СИЛА В БОРЬБЕ ЗА ГОСПОДСТВО НА МОРЕ

Первое боевое применение торпедного оружия в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

Во второй половине XIX века на вооружении военных флотов появилось новое оружие — торпеда. В его освоении большая роль принадлежала российским морякам, впервые успешно применившим торпеды в бою. Предыстория же оснащения отечественного Военно-морского флота этим оружием, предназначенным для поражения на расстоянии кораблей противника, обладающих мощной артиллерией и прочной броней, но имеющих незащищенное днище, такова.

В 1860-х годах самую большую известность получил самодвижущийся подводный снаряд англичанина Роберта Уайтхеда, директора предприятия «Стабилименто текнико» в Фиуме. Ему удалось создать самое необходимое устройство для управления этим снарядом, т.е. торпедой — автомат глубины. Кроме того, Уайтхед применил в качестве движущей силы торпеды новый источник энергии — сжатый воздух давлением 60атм. (впервые получен инженером Соммелье в 1859г.). В качестве двигателя использовалась поршневая машина-«компаунд» с двумя качающимися цилиндрами, расположенными под углом 90° и работающими на один кривошип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.