Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ'

ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / военно-патриотический подростковый клуб / военно-патриотическое воспитание подростков / мотивация подростков к занятиям спортом / sports / military-patriotic youth club / military-patriotic education of adolescents / motivation of adolescents to go in for sports

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрыкин Алексей Геннадьевич

Представлены результаты исследования факторов мотивации молодежи, посещающей военно-патриотический клуб «Центр «Десантник» г. Орла», к регулярным занятиям спортом. Установлено высокое значение традиций как мотивационной детерминанты. Обобщен опыт работы клуба по формированию традиций в военно-патриотическом воспитании подростков 11–16 лет, охарактеризованы их основные виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрыкин Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AS A FACTOR OF MOTIVATION FOR TEENAGERS TO GO INTO SPORTS IN A MILITARY-PATRIOTE CLUB

The results of a study of the factors of motivation of young people attending the military-patriotic club "Center" Paratrooper "Orel" to regular sports are presented. The high value of traditions as a motivational determinant has been established. The experience of the club's work on the formation of traditions in the military-patriotic education of adolescents aged 11–16 is summarized, and their main types are characterized.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ»

УДК 796.011.3:355.233.231.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-27-34

ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ

КЛУБЕ

А.Г. Петрыкин

Представлены результаты исследования факторов мотивации молодежи, посещающей военно-патриотический клуб «Центр «Десантник» г. Орла», к регулярным занятиям спортом. Установлено высокое значение традиций как мотивационной детерминанты. Обобщен опыт работы клуба по формированию традиций в военно-патриотическом воспитании подростков 11-16 лет, охарактеризованы их основные виды.

Ключевые слова: спорт, военно-патриотический подростковый клуб, военно-патриотическое воспитание подростков, мотивация подростков к занятиям спортом.

Петрыкин Алексей Геннадьевич, аспирант, desantnik-57@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

Научный руководитель: Кузнецова Лариса Петровна, канд. пед. наук, доцент, larasport@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Государственная статистика свидетельствует о постепенном ухудшении состояния здоровья школьников в России: только 20 % учащихся не имеет отклонений в физическом и психическом развитии, у 57 % школьников наблюдаются незначительные функциональные отклонения, которые не мешают регулярно заниматься физической культурой и спортом [7]. Каждый третий выпускник российских школ имеет медицинские противопоказания к службе в Вооруженных Силах России [8, с. 134]. У юношей допризывного возраста наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания (35 %), зрения (10 %), пищеварения (8 %), костно-мышечной системы и соединительной ткани (8 %), нервной системы (6 %) [9, с. 72]. Очевидно, что переломить негативные тенденции и изменить статистические показатели здоровья школьников можно лишь активными усилиями к привлечению их к регулярным занятиям спортом и физической культурой.

Современные исследования позволяют рассматривать в качестве основных факторов мотивации к регулярным занятиям спортом у подростков следующие [1-6, 10]:

TRADITIONS AS A FACTOR OF MOTIVATION FOR TEENAGERS TO GO INTO SPORTS IN A MILITARY-PATRIOTE CLUB

Petrykin A.G., graduate student, desantnik-57@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev

The results of a study of the factors of motivation of young people attending the military-patriotic club "Center" Paratrooper "Orel" to regular sports are presented. The high value of traditions as a motivational determinant has been established. The experience of the club's work on the formation of traditions in the military-patriotic education of adolescents aged 11-16 is summarized, and their main types are characterized.

Key words: sports, military-patriotic youth club, military-patriotic education of adolescents, motivation of adolescents to go in for sports.

- поиск друзей и формирование социальных связей: коллектив тренировочной группы, спортивное сообщество - отличное место для подростков, стремящихся приобрести опыт командной работы, взаимодействия в коллективе, завязать дружеские связи и развивать социальные контакты;

- поддержание физической формы и здоровья: регулярные занятия спортом способствуют улучшению настроения, общего состояния здоро -вья, развитию физических качеств;

- возможность проявления лидерских качеств, достижения высших результатов, получения наград и социального признания: многим подросткам нравятся острые ощущения от соревнований, ощущение удовлетво -ренности результатом при получении наград и выигрыше в соревнованиях, спорт позволяет ставить цели и добиваться успеха;

- проведение разнообразного досуга: занятия в спортивных секциях для детей и подростков, как правило, не ограничиваются тренировками и дополняются различными форматами организации неформального общения: походами, совместными мероприятиями, празднованием памятных событий и т. п.;

- приобретение новых навыков и личностное развитие: участие в спортивных мероприятиях может помочь подросткам освоить новые раз -нообразные навыки, в том числе и социальные, коммуникативные, и развить свои спортивные способности. Спорт также может способствовать личностному росту подростка, повышая его самооценку, уверенность в себе и способность работать с другими людьми в команде.

МБУ ДО «Центр «Десантник» г. Орла» представляет собой некоммерческую организацию, военно-патриотический клуб, который осуществляет стрелковую, тактико-специальную, парашютно-десантную, высотно-спасательную подготовку подростков, обучение дайвингу, формирует навыки универсального боя и поисковой деятельности. Клуб эффективно функционирует более 18 лет, его первые воспитанники сегодня являются педагогами и тренерами центра.

Систематизируя практический опыт деятельности данного военно-патриотического клуба, можно выделить следующие традиции, выступающие в качестве факторов мотивации к занятиям спортом:

- формирующие чувство принадлежности. В их перечень входят традиции, которые вызывают у подростков чувство принадлежности и идентичности, в том числе ношение единой клубной формы, почитание государственной (подъем и опускание государственного флага России на соревнованиях) и клубной символики, проведение общих досуговых меро -приятий (ежегодный летний лагерь, игры в лазертаг, ежегодные внутри-клубные мероприятия), способствующих формированию единого клубного сообщества. К данной группе традиций относится сдача экзамена на право ношения голубого берета;

- вызывающие у подростков чувство гордости историей клуба. В данный перечень входит мероприятие по воспитанию чувства соприча -стности не только к микроколлективу группы ровесников-воспитанников клуба, но и истории клуба в целом, вдохновление их на самосовершенствование и продолжение традиций. В качестве примера можно привести проведение мастер-классов бывшими воспитанниками клуба, являющи-мися ветеранами боевых действий, военнослужащими по контракту, спортсменами, достигшими успехов в определенном виде спорта. Воспитание, основанное на традициях, включает активное изучение героиче -ского пути и традиций российских военных - участников боевых действий, показавших пример воинской доблести и героизма, спортсменов, прославляющих Россию и Орловскую область на международном и федеральном уровнях;

- семейные. Нередки случаи, когда бывшие воспитанники клуба приводят на занятия своих детей, обеспечивая преемственность поколений и межпоколенческую связь, в том числе в единстве увлечений спортом и поддержании здорового образа жизни.

Традиции участия в мероприятиях различного уровня включают не только спортивные соревнования, но и разнообразные форматы состязаний патриотической направленности. Так, воспитанники центра неоднократно становились победителями и призерами региональных и муниципальных мероприятий к Дню защитника Отечества (военно-патриотический конкурс «В армии служить почетно», областной конкурс «Лидер военно -патриотического движения Орловщины», конкурс профессионального мастерства «Лучший воспитанник военно-патриотического объединения» и т. п.). Формирование традиций способствует максимальному использованию потенциала военно-патриотического клуба для мотивирования воспитанников к регулярным занятиям спортом и физической культурой.

Цель исследования - оценить значение традиций как фактора мотивации к занятиям спортом у подростков, занимающихся в военно-патриотическом клубе «Десантник» г. Орла.

Задачи исследования:

- проанализировать результаты современных научных исследова-ний, посвященных проблеме мотивации подростков к регулярным занятиям спортом;

- охарактеризовать основные виды традиций в военно -патриотическом воспитании подростков - воспитанников военно-патриотического клуба «Десантник» г. Орла;

- провести опрос подростков - воспитанников военно-патриотического клуба «Десантник» г. Орла для выявления факторов их мотивации к занятиям спортом и проанализировать полученные результаты;

- оценить на основании результатов опроса и личных бесед с вос -питанниками влияние традиций как фактора мотивации подростков к занятиям спортом в военно-патриотическом клубе.

Методика и организация исследования. Подбор исследовательских методов и определение эмпирической базы для проведения исследования обусловлен поставленной целью и задачами. Методы исследования представлены следующим образом:

- метод анализа специальной литературы по проблеме исследования;

- метод опроса - социологический метод сбора первичной информации о структуре и факторах мотивации подростков, регулярно занимающихся спортом в военно-патриотическом клубе;

- метод сравнительного анализа полученных результатов опроса с результатами, полученными другими учеными по аналогичной проблема -тике;

- графический метод представления результатов исследования.

В качестве материалов для исследования использовалась научная литература, диссертационные исследования, статьи периодических источ -ников, результаты проведенного опроса, в котором приняли участие 32 подростка в возрасте от 11 до 16 лет из числа регулярно занимающихся воспитанников военно-патриотического клуба «Десантник». Анкета для опроса разрабатывалась авторами самостоятельно.

Результаты исследования и их обсуждение. Первый вопрос был посвящен мотивам, значимым для воспитанников военно-патриотического клуба «Десантник» (рис. 1).

Люблю спортивные игры и активный досуг Хочу общаться со сверстниками Спорт хорошо влияет на мое настроение и..

Прислушиваюсь к мнению родителей,.. Хочу быть авторитетом среди сверстников Хочу связать со спортом свою профессию Хочу быть сильным и уметь защитить себя..

Хочу быть здоровым Хочу быть красивым и подтянутым Хочу быть быть лучшим в спорте, стать..

43

21.9

28.1 25.0

37.5

28.1

46.9

53.

59.4

65.6

0.0 10.0 20.0 30.0 40.0 50.0 60.0 70.0 □ % респондентов, для которых мотив актуален

Рис. 1. Мотивы регулярных занятий спортом у воспитанников военно-патриотического клуба «Десантник»

8

1

Респонденты не были ограничены в выборе субъективно значимых мотивов к регулярным занятиям спортом, в среднем каждый выбрал по 3-4 мотива из предложенного списка.

Крепкое здоровье и способность в экстремальной ситуации защитить себя, своих друзей и близких - основные мотивы регулярных занятий спортом для воспитанников военно-патриотического клуба, с их значимостью согласились 65,6 и 59,4 % опрошенных соответственно. Каждый второй участник опроса регулярно посещает занятия в клубе для того, чтобы общаться со сверстниками, что обусловлено возрастными психологическими особенностями подростков: в процессе социализации и самоидентификации они чувствуют потребность в дружественном окружении, бла -гоприятной, поддерживающей коммуникативной среде, 43,8 % подростков высказались в пользу спорта, активного досуга и спортивных игр. В данном мотиве социальные, коммуникативные мотивы дополняются осозна -нием регулярной физической активности, занятий спортом как физической потребности. Эстетические мотивы, выраженные в формулировке «хочу быть красивым и подтянутым», актуальны для 46,9 % подростков - воспитанников клуба «Десантник». Показательно, что каждый третий участник опроса планирует связать свою жизнь и будущую профессию со спортом. В популярности данного мотива заметно косвенное влияние традиций военно-патриотического клуба «Десантник», в котором некоторые педагоги являются бывшими воспитанниками. Для подрастающего поколения именно они являются примером для подражания, что частично объясняет стремление подростков связать свою будущую профессию с физической культурой и спортом. Лидерские качества воспитанников, их воля к достижению спортивных результатов раскрываются в мотиве «хочу быть лучшим в спорте, стать победителем спортивных соревнований», который актуален для 28,1 % респондентов. Подростки осознают, что только регулярные тренировки способствуют повышению выносливости и работоспособности, посещение занятий без пропусков позволяет покорить спортивные вершины. Каждый четвертый воспитанник клуба «Десантник» в вы -боре занятий спортом прислушивается к мнению родителей и руководствуется их примером.

При сравнении полученных результатов с результатами других исследований наблюдаются определенные различия, которые обусловлены не только методикой организации исследования (в опросе воспитанников допускался выбор нескольких вариантов ответа, в то время как в большинстве работ такой выбор ограничен одним ответом), но и особенностями аудитории воспитанников военно-патриотического клуба. Так, сравнение с результатами исследования А.Г. Нургалиевой [6, с. 109] показывает, что подростки, занимающиеся в «Центре «Десантник» г. Орла», в среднем более мотивированы на достижение высоких спортивных результатов (28 против 8 %) и общение со сверстниками (53 против 16 %).

В заключение опроса воспитанникам клуба «Центр «Десантник» г. Орла» было предложено указать те традиции, которые в наибольшей степени мотивируют их к регулярным занятиям спортом. Результаты проиллюстрированы рис. 2.

Встречи с бывшими воспитанниками клуба Изучение родной истории, биографии и..

Участие в досуговых мероприятиях Участие в военно-патриотических играх Встречи с военнослужащими и. Участие в ежегодных спортивных .

Участие в летнем лагере Участие в ритуалах клуба (парады, марши) Ношение клубной формы и почетных.. Семейные традиции занятия спортом и.

34. 4 7.5 6.9

12.5

3

4

31.3

53.1

40.6

12.5 >8.1

-1-1-1 31.3

0.0

10.0

20.0

30.0

40.0

50.0

60.0

□ % респондентов, для которых традиция является фактором...

Рис. 2. Значимость традиций как фактора мотивации к занятиям спортом у воспитанников военно-патриотического

клуба «Десантник»

В среднем каждый участник опроса указал более 3 факторов, что косвенно свидетельствует о достаточно высоком уровне влияния традиций на систематическую физическую активность и достижение успехов в соревнованиях. Подготовка к участию в регулярно организуемых спортивных соревнованиях является самым мощным мотиватором к регулярным занятиям спортом у подростков - каждый второй респондент отметил данный фактор. Вторым по популярности ответом стало участие в военно-патриотических играх, которое значимо для 46,9 % подростков.

Менее значимо участие в ежегодном летнем лагере, программа которого также активно насыщена спортивными мини-соревнованиями, состязаниями в ловкости, силе, быстроте и выносливости, и различных формах организации клубного досуга, как правило, также совмещенного с физической активностью (лазертаг, боулинг и т. п.). Для каждого третьего воспитанника важными являются преемственность в занятии спортом и наличие семейных традиций. Высокий уровень значимости констатируется в отношении традиций, формирующих чувство сопричастности истории клуба, таких как ношение формы (28,1 %), встречи с бывшими воспитанниками клуба (34,4 %).

Заключение. Приведенные результаты свидетельствуют о высоком значении соревновательной спортивной деятельности у воспитанников клуба «Десантник»: участие в различных формах регулярной физической активности, ежегодных спортивных соревнованиях и военно-патриотических играх являются важными факторами мотивации подростков к занятиям спортом. С одной стороны, это можно объяснить психологическими особенностями подросткового возраста, когда подростку важно самореализоваться в социуме, доказать свою состоятельность в определенном виде деятельности, быть лучше сверстников. С другой, такие результаты час -тично объясняются особенностями целевой аудитории военно-патриотического клуба, мотивированной на результат в соревновательной деятельно -сти.

Таким образом, традиционно проводимые в военно-патриотическом клубе мероприятия различного характера, включающие соревновательный элемент, формируют традиции, которые оказывают максимальное влияние на стремление подростков регулярно заниматься спортом и достигать результатов в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Алексейченко Н.В. Влияние занятий спортом на самооценку и мотивацию достижения // Наука и социум: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.. М.: Изд-во СибИПППСР, 2022. С. 56-62.

2. Богомолова М.В. Особенности мотивационной сферы подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта // Наука и социум: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. М.: Изд-во СибИПППСР, 2022. С. 69-75.

3. Галибина А.В., Журавлев А.В. Формирование мотивации к заня -тиям физической культурой и спортом у детей // Наука-2020. 2022. № 4. С. 81-86.

4. Кузьмин Е.Б. К вопросу о формировании интереса детей и подростков к занятиям спортом // Педагогико -психологические и медико-биологические вопросы физической культуры и спорта. 2007. № 3. С. 1-11.

5. Моисеенко В.Г. Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей у военнослужащих // Социологический альманах. 2016. № 6. С. 221-233.

6. Нургалиева А.Г. Содержательные особенности мотивации к спортивной деятельности у подростков // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 4-5. С. 107-112.

7. Распределение российских школьников по категориям здоровья в 2022 году // ЕМИСС Государственная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/41685 (дата обращения: 02.03.2023).

8. Сизова Н.Н., Исмагилова Ю.Д. Анализ состояния здоровья современных школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 5. Ч. 3. С. 133-136.

9. Согийянен А.А. Научно-методическое обоснование совершенствования медицинского обеспечения граждан призывного возраста в Рос -сийской Федерации: дис. ... канд. мед. наук. М., 2020. 313 с.

10. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г., Аксарина И.Ю. Мотивы инте -реса и удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом учащихся подросткового возраста // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 2. С. 46-54.

References

1. Aleksejchenko N.V. Vliyanie zanyatij sportom na samoocenku i motivaciyu dos-tizheniya [Influence of sports activities on self-assessment and achievement motivation] // Science and society: coll. materials Vseros. scientific-practical. conf.. M.: Publishing House of SiblPPPSR, 2022. P. 56-62.

2. Bogomolova M.V. Osobennosti motivacionnoj sfery podrostkov, zanimayushchih-sya komandnymi i individual'nymi vidami sporta [Features of the motivational sphere of adolescents involved in team and individual sports] // Science and society: coll. materials Vseros. scientific-practical conf. M.: Publishing House of SiblPPPSR, 2022. P. 69-75.

3. Galibina A.V., Zhuravlev A.V. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u detej [Formation of motivation for physical culture and sports in children] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2022. No. 4. P. 81-86.

4. Kuz'min E.B. K voprosu o formirovanii interesa detej i podrostkov k zanyatiyam sportom [To the question of the formation of the interest of children and adolescents in sports] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological issues of physical culture and sports]. 2007. No. 3. P. 1-11.

5. Moiseenko V.G. Tradicii i ritualy v kontekste formirovaniya patrioticheskih cen-nostej u voennosluzhashchih [Traditions and rituals in the context of the formation of patriotic values among military personnel] // Sociologicheskij al'manah [Sociological almanac]. 2016. No. 6. P. 221-233.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nurgalieva A.G. Soderzhatel'nye osobennosti motivacii k sportivnoj deyatel'nosti u podrostkov [Content features of motivation for sports activities in adolescents] // Sankt-Pe-terburgskij obrazovatel'nyj vestnik [St. Petersburg Educational Bulletin]. 2018. No. 4-5. P. 107-112.

7. Raspredelenie rossijskih shkol'nikov po kategoriyam zdorov'ya v 2022 godu [Distribution of Russian schoolchildren by health categories in 2022] // EMISS [Electronic resource]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/41685 (date of access: 03/02/2023).

8. Sizova N.N., Ismagilova Yu.D. Analiz sostoyaniya zdorov'ya sovremennyh shkol'nikov [Analysis of the state of health of modern schoolchildren] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific journal]. 2020. No. 5. Part 3. P. 133-136.

9. Sogijyanen A.A. Nauchno-metodicheskoe obosnovanie sovershenstvovaniya me-dicinskogo obespecheniya grazhdan prizyvnogo vozrasta v Rossijskoj Federacii [Scientific and methodological substantiation of improving the medical support of citizens of military age in the Russian Federation]: dis. ... cand. medical sciences. M., 2020. 313 p.

10. Yakovlev B.P., Litovchenko O.G., Aksarina I.Yu. Motivy interesa i udovletvo-rennosti zanyatiyami fizicheskoj kul'turoj i sportom uchashchihsya podrostkovogo vozrasta [Motives of interest and satisfaction with physical culture and sports in teenage students] // Psihologiya. Psihofiziologiya [Psychology. Psychophysiology]. 2021. V. 14. No. 2. P. 46-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.