Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОЛОДЕЖИ В СОСТАВЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ, КУРИРУЕМЫХ ФСИН РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОЛОДЕЖИ В СОСТАВЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ, КУРИРУЕМЫХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАННИКИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Оля Зокировна

В статье рассматриваются основные направления воспитательной работы с лицами, входящими в военно-патриотические отряды, такие как духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое и культурно-патриотическое. Основной целью патриотического воспитания молодежи в составе военно-патриотических отрядов при содействии ФСИН России является развитие командного духа воспитанников, их лидерских качеств, умения определять свое предназначение, знакомство молодежи с передовыми технологиями оборонной промышленности и особенностями службы в армии XXI в. Отдельное внимание уделяется физкультуре и спорту, обучению по предметам начальной военной подготовки, основам первой медицинской помощи, формированию законопослушности и грамотной оценке политической ситуации в стране. Под руководством опытных сотрудников уголовно-исполнительной системы молодежь сможет получить профессионально значимые качества (служение Родине, выполнение долга) и развить дисциплинированность, ответственность. К воспитательному воздействию можно также отнести интенсивные теоретические, практические и спортивные занятия. Военно-патриотическое воспитание ставит своей целью привить уважение к своей стране, своей малой родине, научить чтить традиции и обычаи военного дела, с юных лет формировать политическую культуру, популяризавать не только военную, но и иную службу. В статье приводятся различные примеры военно-патриотических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Оля Зокировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF YOUTH EDUCATION AS PART OF MILITARY AND PATRIOTIC DETACHMENTS SUPERVISED BY THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the main directions of education when working with military-patriotic detachments, such as spiritual and moral, historical and local history, civil law, socio-patriotic, sports-patriotic and cultural-patriotic. The main purpose of patriotic education of young people as part of military-patriotic detachments with the assistance of the Federal Penitentiary Service of Russia is to develop the team spirit of pupils, their leadership qualities, the ability to determine their purpose, familiarization of young people with advanced technologies of the defense industry and the features of service in the army of the 21st century. Special attention is paid to physical education and sports, training in the subjects of initial military training, the basics of first aid, the formation of law-abiding and competent assessment of the political situation in the country. Under the guidance of experienced employees of the penitentiary system, young people will be able to acquire professionally significant qualities (service to the Motherland, fulfillment of duty) and develop discipline and responsibility. Intensive theoretical, practical and sports classes can also be attributed to educational influence. Military-patriotic education aims to instill respect for their country, their small homeland, to teach to honor the traditions and customs of military affairs, to form a political culture from a young age, to popularize not only military, but also other service. The article presents various types of military-patriotic activities in all areas of education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОЛОДЕЖИ В СОСТАВЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ, КУРИРУЕМЫХ ФСИН РОССИИ»

ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.013 УДК 378

Титова Оля Зокировна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e- mail:olya-titova-2012@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОЛОДЕЖИ В СОСТАВЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ, КУРИРУЕМЫХ ФСИН РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления воспитательной работы с лицами, входящими в военно-патриотические отряды, такие как духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое и культурно-патриотическое.

Основной целью патриотического воспитания молодежи в составе военно -патриотических отрядов при содействии ФСИН России является развитие командного духа воспитанников, их лидерских качеств, умения определять свое предназначение, знакомство молодежи с передовыми технологиями оборонной промышленности и особенностями службы в армии XXI в. Отдельное внимание уделяется физкультуре и спорту, обучению по предметам начальной военной подготовки, основам первой медицинской помощи, формированию законопослушности и грамотной оценке политической ситуации в стране. Под руководством опытных сотрудников уголовно-исполнительной системы молодежь сможет получить профессионально значимые качества (служение Родине, выполнение долга) и развить дисциплинированность, ответственность.

К воспитательному воздействию можно также отнести интенсивные теоретические, практические и спортивные занятия. Военно-патриотическое воспитание ставит своей целью привить уважение к своей стране, своей малой родине, научить чтить традиции и обычаи военного дела, с юных лет формировать политическую культуру, популяризавать не только военную, но и иную службу.

В статье приводятся различные примеры военно-патриотических мероприятий.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, педагогическое воздействие, воспитанники военно-патриотических отрядов, воспитательная работа.

THE MAIN DIRECTIONS OF YOUTH EDUCATION AS PART OF MILITARY AND PATRIOTIC DETACHMENTS SUPERVISED BY THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Summary. The article discusses the main directions of education when working with military-patriotic detachments, such as spiritual and moral, historical and local history, civil law, socio-patriotic, sports-patriotic and cultural-patriotic.

The main purpose ofpatriotic education of young people as part of military-patriotic detachments with the assistance of the Federal Penitentiary Service of Russia is to develop the team spirit ofpupils, their leadership qualities, the ability to determine their purpose, familiarization of young people with advanced technologies of the defense industry and the features of service in the army of the 21st century. Special attention is paid to physical education and sports, training in the subjects of initial military training, the basics of first aid, the formation of law-abiding and competent assessment of the political situation in the country. Under the guidance of experienced employees of the penitentiary system, young people will be able to acquire professionally significant qualities (service to the Motherland, fulfillment of duty) and develop discipline and responsibility.

Intensive theoretical, practical and sports classes can also be attributed to educational influence. Military-patriotic education aims to instill respect for their country, their small homeland, to teach to honor the traditions and customs of military affairs, to form a political culture from a young age, to popularize not only military, but also other service.

The article presents various types of military-patriotic activities in all areas of education.

Keywords: military and patriotic education, main directions, pedagogical impact, pupils of military-patriotic detachments, educational work.

Olya Z. Titova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor of Philosophy and Humanities Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: olya-titova-2012@mail.ru

© 2022 Титова О. З.

Подготовка кадрового резерва из числа молодежи с высоким уровнем самосознания, правовой культуры и патриотизма является наиболее эффективной формой кадрового обеспечения деятельности государственных органов и организаций, в том числе и ФСИН России [1]. Следовательно, воспитательное воздействие первоначальной военной подготовки на подрастающее поколение в духе лучших традиций Российского государства позволит не только сформировать у молодежи базовые военно-профессиональные умения и навыки, но и соотнести свою будущую судьбу со службой в органах и учреждениях УИС, проявлять самоотверженность, смелость при выполнении своего долга перед Родиной. Исследование военно-патриотического воспитания подрастающего поколения силами сотрудников ФСИН России чрезвычайно актуально в настоящий момент. В целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания подрастающего поколения необходимо совершенствовать работу вновь формируемых военно-патриотических отрядов по сохранению и приумножению профессиональных знаний и традиций с учетом как советского опыта военно-патриотической работы с молодежью, так и современных реалий и условий военно-патриотической работы в России в целом и органах УИС в частности.

Особую важность понятие «патриотизм» приобретает в настоящее время. Обострение геополитической обстановки обязывает усиливать работу с подрастающим поколением, воспитывать в них желание служить на благо Родине, сохранять приверженность своим традициям, быть готовым к самоотдаче. Следует также сказать и о мощной информационной атаке, направленной на искажение истории и имиджа России, имеющей своей целью подорвать престиж государства. В связи с этим необходимо объяснять молодежи проводимую государством политику, критически относиться к информации в социальных сетях, приумножать нравственные ориентиры [2].

Понятие «патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и уважение к своей родине. Предпосылки зарождения патриотизма прослеживаются еще в первобытном обществе и выражены принадлежностью к роду, территории, поклонению внутриродовым божествам. Рассматривая патриотизм в Древнем мире, следует отметить его осмысленность и идейное наполнение. Так, патриотизм в Древней Греции содержит понятие гражданства. Данная категория формируется под влиянием проводимых войн с Персией и стремлением сохранить устои и культуру. В Древнем Риме полисный патриотизм приобретает имперский характер в силу могущественности государства.

Истоки зарождения патриотизма в Древней Руси напрямую связаны с православием, святым долгом каждого воина защищать русскую землю, оберегать ее просторы и культурные ценности. Произведения «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» можно по праву считать памятниками патриотизма. В них можно найти примеры мужества и отваги русских воинов, их несломляемой воли к победе и защите территории.

В словарях термин «патриотизм» в странах Европы появляется в XVIII в. Несмотря на то что основным содержанием данного понятия остается любовь и защита своей страны, оно приобретает еще одно значение: патриотами называют тех, кто участвует в войнах за независимость в Северной Америке, состоит в патриотических движениях, является сподвижниками революционеров. В России понятие «патриотизм» активно вошло в употребление также в XVIII в. Патриотизм был предметом обсуждения среди отечественных писателей, историков, философов и мыслителей. Начиная с этого периода патриотизм становится важной частью государственной идеологии. Формирование патриотического сознания молодежи начинается в раннем возрасте и далее продолжается в средних и высших образовательных учреждениях [3]. Программы военно-патриотического воспитания молодежи утверждены постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание» [4]. Таким образом, патриотическое воспитание в нашей стране содержит в себе не только воспитательный, но и образовательный компонент. Патриотическое воспитание имеет разработанную правовую основу, содержащую в себе несколько уровней правовых актов - от федеральных законов до ведомственных приказов [5]. Военно-патриотическим воспитанием молодежи на сегодняшний день занимается как Министерство обороны РФ, так и различные военизированные структуры, в том числе и ФСИН России, которые курируют военно-патриотические отряды и клубы. Это позволяет осуществить комплекс норм, содержащихся в приведенных законодательных и подзаконных актах, и необходимо для более полного охвата молодежи воспитательной работой, имеющей целью сохранение национальных культурно-нравственных ценностей.

Взаимодействие служащих ФСИН России с воспитанниками военно-патриотических отрядов обусловлено повышением социальной значимости данной силовой структуры, профилактикой противоправного и деструктивного поведения среди подростков и включает в себя освоение навыков

ПЕЛАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

строевой и физической подготовки, изучение символики ФСИН России, биографии героев и т. д. Можно выделить следующие формы воспитательного воздействия на лиц, входящих в военно-патриотические отряды, проводимые сотрудниками ФСИН России: беседы на общественно значимые темы (служба в армии, правоохранительных органах, формирование уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн), история и значение государственных праздников, ценности современного общества); подготовка к участию в торжественных мероприятиях по случаю празднования государственных праздников Российской Федерации; уроки мужества в учреждениях среднего и высшего образования; профессиональная агитация в школах; встречи с интересными людьми (людьми интересных профессий); встречи с участниками вооруженных конфликтов; совместные творческие вечера; подготовка к участию в военно-спортивных играх, таких как «Зарница», «Орленок», «Щит»; участие воспитанников военно-патриотических отрядов в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для молодых людей; оказание помощи в проведении военно-полевых сборов; организация экскурсий в ведомственные музеи; проведение круглых столов, посвященных специфике деятельности правоохранительных органов.

К числу эффективных форм военно-патриотического воспитания, а также привлечения воспитанников к физкультуре и спорту является лекторий «Здоровье», который предполагает проведение лекций, бесед, диспутов, докладов. При организации воспитательной деятельности участников военно-патриотических отрядов обязательным является проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований, тематических вечеров и встреч, туристских походов [6]. Возможные формы участия - показательные выступления воспитанников военно-патриотических отрядов, помощь в организации и проведении всевозможных спортивных мероприятий. Целенаправленная организация патриотического воспитания поможет воспитанникам военно-патриотических отрядов осознать такие понятия, как гражданская позиция, долг Родине, престиж службы в силовых ведомствах, включая ФСИН России, социальная справедливость.

Целью любой программы патриотического воспитания является создание системы воспитания молодежи, направленной на развитие гражданской социальной ответственности, формирование нравственных ценностей, достойного отношения к историческому прошлому России, стремление к здоровому образу жизни. Таким образом, основными задачами программы являются: приобщение подрастающего поколения к спортивным видам деятельности, привитие здорового образа жизни; формирование духовных и нравственных качеств у молодежи; активизация творческого развития, гражданского сознания и чувства долга; изучение биографии героев России, развитие мотивации к несению службы в учреждениях ФСИН России; организация и проведение мероприятий, направленных на изучение культурного наследия страны в целом и родного края в частности [7].

Исходя из перечисленного программа патриотического воспитания молодежи в составе военно-патриотических отрядов включает в себя следующие пункты:

Связь поколений

Цель: осознание нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи: воспитывать гордость за свою Родину, народных героев; сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения; способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Растим патриота и гражданина России

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи: воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека; формировать культуру проявления гражданской позиции; формировать систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

В заключение следует отметить, что военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из составляющих воспитательного процесса в целом и направлено на развитие у воспитанников военно-патриотических отрядов мотивации быть законопослушными

гражданами, со всей ответственностью выполнять свой гражданский долг и активно проявлять свою социальную позицию. Мероприятия, проводимые сотрудниками ФСИН России в рамках программы патриотического воспитания молодежи, направлены на изучение истории уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, повышение престижа службы в данной силовой системе, привития навыков строевой и физической подготовки, знание государственных символов, праздников, традиций УИС.

Библиографический список

1. Бурлакова И. И. Патриотизм как социально-нравственное явление // Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник материалов Международной научно-практической конференции (30.11-1.12.2018). М., 2018. С. 4-11.

2. Авилова Н. Л. Современные формы патриотического воспитания студенческой молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2016/01/2016-01-04.pdf (дата обращения: 13.10.2022).

3. Рабазанов С. И. К вопросу о формировании патриотических чувств у курсантов (слушателей) вузов МВД России // NovaInfo. 2017. № 58. С. 386-388.

4. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2022).

5. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). С. 240-243.

6. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 13.10.2022).

7. Белоусов Н. А., Белоусова Т. Н. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования // Патриотическое воспитание: история и современность: сб. науч. ст. М., 2004. С. 38-41.

References

1. Burlakova I. I. Patriotizm kak sotsial'no-nravstvennoe yavlenie [Patriotism as a socio-moral phenomenon]. Patrioticheskoe vospitanie: ot slov k delu: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (30.11-1.12.2018) [Patriotic education: from words to deeds: a collection of materials of the International Scientific and practical Conference (30.11-1.12.2018)]. Moscow, 2018, рр. 4-11 [in Russian].

2. Avilova N. L. Sovremennye formy patrioticheskogo vospitaniya studencheskoi molodezhi [Modern forms of patriotic education of student youth]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2016/01/2016-01-04.pdf (Accessed: 13.10.2022) [in Russian].

3. Rabazanov S. I. K voprosu o formirovanii patrioticheskikh chuvstv u kursantov (slushatelei) vuzov MVD Rossii [On the question of the formation of patriotic feelings among cadets (listeners) of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. NovaInfo [NovaInfo], 2017, no. 58, рр. 386-388 [in Russian].

4. O gosudarstvennoi programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (red. ot 30.03.2020) [On the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020»: Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.12.2015 no. 1493]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.09.2022) [in Russian].

5. Shul'zhenko M. E. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoi molodezhi [Patriotic education of modern youth]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2017, no. 47 (181), рр. 240-243 [in Russian].

6. Vserossiiskoe voenno-patrioticheskoe obshchestvennoe dvizhenie «Yunarmiya» [All-Russian military-patriotic public movement «Yunarmiya»]. Ministerstvo oborony Rossiiskoi Federatsii (Minobo-rony Rossii) [Ministry of Defense of the Russian Federation (Ministry of Defense of Russia)]. URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (Accessed: 13.10.2022) [in Russian].

7. Belousov N. A., Belousova T. N. Patrioticheskoe vospitanie studentov kak problema pedagog-icheskogo obrazovaniya [Patriotic education of students as a problem of pedagogical education]. Patrioticheskoe vospitanie: istoriya i sovremen-nost': sb. nauch. st. [Patriotic education: history and modernity: collection of scientific articles]. Moscow, 2004, рр. 38-41 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.