Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерцева Ольга Николаевна, Танаева Замфира Рафисовна

Цель исследования. Целью данного исследования явилось изучение роли функционирования военно-спортивных организаций в физическом и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения, укреплении здоровья, формировании ответственности, патриотизма и социальной адаптации детей. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе изучения опыта функционирования военно-спортивных организаций для детей и подростков города Челябинска. В ходе исследования использовались методы наблюдения, опроса, анализа и синтеза. Результаты. Результаты исследования выявили важное значение совмещения спортивной подготовки и духовно-нравственного воспитания детей в процессе становления личности человека. Технологии обучения в военно-спортивных школах нашего города постоянно совершенствуются с учетом происходящих изменений и существующей конкуренции между школами. Обучение в военно-спортивных школах способствует формированию навыков здорового образа жизни, духовно-нравственному совершенствованию молодежи, вовлечению в позитивную социально-значимую деятельность, объединению людей (часто к мероприятиям привлекаются родители и другие члены семьи обучающихся). Заключение. Значимость функционирования военно-спортивных организаций подтверждается тем, что половина опрошенных ребят хотели бы применить полученные здесь знания и навыки в своей будущей профессиональной деятельности. Остальные отметили важность получаемой физической подготовки, расширения кругозора, возможности приобрести уверенность в своих силах и найти друзей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерцева Ольга Николаевна, Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article aims to investigate the role of military sports schools in the physical and moral development of the younger generation, health and responsibility promotion, patriotism and social adaptation. Materials and methods. The study was based on the experience of military sports schools for children and adolescents in Chelyabinsk. The following methods were used during the study: observation, survey, analysis and synthesis. Results. Research results demonstrated the importance of combining sports training and moral education for the personal development of children. Training technologies in Chelyabinsk military sports schools are constantly being improved with respect to the ongoing changes and the existing competition between schools. Training in military sports schools contributes to the formation of healthy lifestyle skills, moral enhancement, social participation and interpersonal communication (parents and other family members are often involved in school events). Conclusion. The significance of military sports schools is confirmed by the fact that half of the surveyed children would like to apply the acquired knowledge and skills in their future activities. Others noted the importance of physical training, broadening their horizons, gaining self-confidence and finding friends.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 374.3:37.03

DOI: 10.14529/hsm21s112

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

О.Н. Печерцева, З.Р. Танаева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Цель исследования. Целью данного исследования явилось изучение роли функционирования военно-спортивных организаций в физическом и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения, укреплении здоровья, формировании ответственности, патриотизма и социальной адаптации детей. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе изучения опыта функционирования военно-спортивных организаций для детей и подростков города Челябинска. В ходе исследования использовались методы наблюдения, опроса, анализа и синтеза. Результаты. Результаты исследования выявили важное значение совмещения спортивной подготовки и духовно-нравственного воспитания детей в процессе становления личности человека. Технологии обучения в военно-спортивных школах нашего города постоянно совершенствуются с учетом происходящих изменений и существующей конкуренции между школами. Обучение в военно-спортивных школах способствует формированию навыков здорового образа жизни, духовно-нравственному совершенствованию молодежи, вовлечению в позитивную социально-значимую деятельность, объединению людей (часто к мероприятиям привлекаются родители и другие члены семьи обучающихся). Заключение. Значимость функционирования военно-спортивных организаций подтверждается тем, что половина опрошенных ребят хотели бы применить полученные здесь знания и навыки в своей будущей профессиональной деятельности. Остальные отметили важность получаемой физической подготовки, расширения кругозора, возможности приобрести уверенность в своих силах и найти друзей.

Ключевые слова: образовательные технологии, детско-юношеский спорт, военно-спортивные организации, патриотическое воспитание.

Введение. В настоящее время занятия спортом уже не сводятся только к достижению физического совершенствования. Функциями современного спорта признаются такие, например, как образовательная, воспитательная, оздоровительная, соревновательная, развлекательная, социальная, идеологическая, коммуникативная и т. д. Особенно важное значение имеет развитие детско-юношеского спорта, когда у ребенка идет формирование ценностно-личностных ориентиров, закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. Недавно на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта Президент России В.В. Путин подчеркнул: «Главная цель учреждений детско-юношеского и студенческого спорта, независимо от ведомственной принадлежности, -формирование условий для всестороннего развития человека. В этой работе следует руководствоваться едиными принципами, подходами, где очень плотно должны быть увязаны рост спортивного мастерства и духовно-нравственное, интеллектуальное развитие воспитанников» [2].

Материалы и методы. В настоящее время доля детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой, в нашей области составляет примерно 80 % (к сожалению, этот показатель снижается у граждан среднего (20-23 %) и старшего возраста (8-12 %)), и в соответствии с региональным проектом «Спорт - норма жизни» прогнозируется рост данного показателя к 2024 году до 85 % [8]. Значимость реализации основных целей региональной программы подтверждается необходимостью укрепления здоровья у детей. По результатам профилактических осмотров и диспансеризации (в настоящее время ими охвачено 96,7 % детей и подростков) общая заболеваемость за последние 10 лет выросла на 10,9 % [9]. По итогам последних лет в Челябинской области, как и в России в целом, отмечается уменьшение числа абсолютно здоровых детей. За время обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз и не превышает 20-25 %. В результате после окончания школы 50-60 % выпускников имеют некоторые ограничения при выборе профессии.

Human. Sport. Мелете 2021, vol. 21, по. S1, рр. 80-85

Вместе с тем развитие детско-юношеского спорта имеет не только цель укрепления физического здоровья, но и, выполняя целый ряд функций, как написано выше, способствует социализации человека в обществе, формированию полноценного гражданина. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» отмечено, что спорт и физическая культура в силу своей специфики обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Как отмечает А.А. Сахарова, физическая культура и спорт являются индикатором, обеспечивающим физическое и нравственное здоровье населения [10]. Ассоциация физического воспитания Великобритании (Северной Ирландии) в журнале British Journal of Physical Education (1992 г.) среди основных причин, обусловливающих важность спорта для воспитания и социализации учащихся, называет такие, как укрепление здоровья, развитие разума, формирование характера, усиление сплоченности коллектива, указывая на то, что достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины [1, 5]. Спорт всесторонне развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, формирует определенный образ жизни, способствует овладению определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность [6, 13].

Важным звеном системы организации внешкольной физкультурной деятельности учащихся являются детско-юношеские спортивные школы и клубы. Их роль очень важна, поскольку дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35-40 %, а в старших и средних классах достигает 75-85 %, в то время как школьные уроки физкультуры компенсируют лишь 10-18 % [7]. Как показывают исследования, у детей, занимающихся спортом, рост больше в среднем на 5-6 см, вес - на 5,7-6,1 кг, жизненная емкость легких - на 1100 см3, кроме того, у них улучшаются показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости.

Особую миссию выполняют военно-

спортивные организации, поскольку способствуют гармоничному физическому и духовно-нравственному развитию, а также патриотическому воспитанию детей и молодежи. По данным Фонда «Общественное мнение», 49 % опрошенных респондентов считают, что люди становятся патриотами под воздействием патриотического воспитания. А по результатам опроса общественного мнения ВЦИОМ на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения значительно влияют деятельность патриотических клубов, центров (считают 30 % респондентов); фестивали, конкурсы патриотической направленности; военно-патриотические игры (по 27-28 %) [4].

Патриотизм традиционно рассматривается как важнейшая духовно-нравственная ценность, как чувство, присущее истинному гражданину - человеку с активной жизненной позицией [12]. Среди ключевых ценностей нашей страны молодые люди назвали справедливость (69,2 %), патриотизм (56,8 %) и уважение к традициям (55,5 %) [11]. Необходимо отметить, что патриотизм не является изначально заданным, он формируется постепенно, и большую роль здесь играет воспитание [12].

Вопросы спортивно-патриотического воспитания молодежи особенно актуальны для нашей области. Челябинская область в настоящее время занимает 1-е место в рейтинге регионов по числу несовершеннолетних лиц, совершивших преступление (январь -август 2020 г. - 1034), далее следует Свердловская область (1018) и на третьем месте -Кемеровская область (966) [3]. Среди основных причин подростковой преступности выделяют наличие свободного времени у молодых людей, занятость родителей и негативное влияние окружения.

Основными задачами спортивно-патриотического воспитания является постоянное, целенаправленное содействие физическому и духовному развитию личности, развитию гражданственности и патриотизма, формированию ответственности и дисциплинированности, готовности к выполнению конституционного долга.

В Челябинске имеется свой опыт функционирования школ подобного направления, среди которых можно назвать, например, такие: военно-патриотическое молодежное объ-

Современные педагогические и психологические технологии.

единение «Воин», военно-спортивный центр «Барс», школа рукопашного боя «Витязь», общественная организация «Православный патриотический Центр в честь преподобного Александра Пересвета», школа отечественных единоборств «Урал», учебный центр по рукопашному бою и военно-патриотическому воспитанию «Славяне» и др. В этой связи хочется отметить опыт функционирования православных патриотических организаций, где акцент делается на гармоничное развитие духа, души и тела человека и, соответственно, ведется «подготовка молодого человека к служению Небесному и Земному отечествам».

Спортивная тренировка в таких организациях понимается как специализированный педагогический процесс, включающий техническое совершенствование, тактическую, физическую, психологическую подготовку, духовно-нравственное совершенствование. Дети и подростки проходят курс физической подготовки, осваивают технику рукопашного боя и самообороны; развивают силу, выносливость, волю; учатся самодисциплине, управлению своим духом и телом в любой ситуации. Дети получают опыт работы в команде, приходит осознание ответственности за свои поступки, развивается уверенность в себе, занятия способствуют пониманию необходимости защиты более слабого. Главной целью подобного обучения является объединение людей, формирование привычки вести здоровый образ жизни, духовно-нравственное совершенствование молодежи, вовлечение в позитивную социально значимую деятельность. А глобальной целью является формирование физически и духовно здорового общества.

Результаты. В ходе проведения занятий в военно-спортивных школах используются современные инновационные технологии обучения. Признаками инновационного подхода в организации тренировок детей являются:

1) занятия направлены на получение конкретного результата, например, достижение определенного уровня физподготовки, приобретение конкретных навыков боевой подготовки;

2) приобретение знаний и умений через активную деятельность самого обучающегося: дети не являются пассивными наблюдателями, а непосредственно участвуют в процессе обучения;

3) социальная адаптация в обществе: ра-

бота в команде способствует развитию коммуникативных способностей ребенка;

4) используется индивидуальный подход в обучении каждого обучающегося: тренировочные занятия ведутся не только в группах, но и с каждым ребенком отдельно;

5) занятия способствуют не только физическому, но и духовному, интеллектуальному, творческому развитию ребенка: помимо спортивных тренировок ребята осваивают историю Отечества, основы военно-прикладных дисциплин;

6) используются преимущественно новые технологии обучения.

Рассмотрим основные технологии обучения, применяемые сейчас в военно-спортивных школах.

Технологии на основе личностно-ориен-тированного подхода в обучении направлена на создание комфортных условий проведения тренировочных занятий для каждого ребенка. Например, предполагается обучение основным приемам рукопашного боя с учетом состояния здоровья, физического развития и уровня подготовки ребенка.

Технологии на основе компетентностного подхода являются новейшими для российского образования. Они направлены на достижение результата обучения не только как совокупности знаний, а формирования умений применения полученной информации на практике и способности обучающегося к разрешению проблемных, конфликтных ситуаций.

Здоровьесберегающая технология направлена на обеспечение сохранности здоровья при проведении учебно-тренировочных и соревновательных мероприятий. Обычное учебно-тренировочное занятие длится в среднем 1,5 часа и состоит из подготовительной (подготовка организма к нагрузке (15-25 %)), основной (повышение тренированности организма и совершенствование технико-тактических способностей (70-80 %)) и заключительной части (снижение физической и психологической напряженности (2-5 %)).

Технология проблемного обучения включает в себя психологическую составляющую и направлена на формирование у обучающихся навыков преодоления сложных ситуаций, умения сохранять оперативность интеллектуальной деятельности в экстремальных условиях.

Групповая технология обучения предусматривает создание условий для развития

Нитап. Sport. Мелете 2021, vol. 21, по. S1, рр. 80-85

самостоятельности, коммуникативных способностей, учит достигать поставленных целей в группах. Социально-ориентированная задача является одной из основных для группового обучения, так как предполагает воспитание гражданских качеств.

Технология сотрудничества является инновационной педагогической технологией. Она основана на содружестве, сотворчестве участников и ориентирована на достижение успешного общекомандного результата за счет совместной работы каждого участника. В основе лежит три принципа: награду получает вся команда; успех зависит от каждого участника; обучающийся приносит очки своей группе путем улучшения собственных результатов. Перед обучающимися ставится задача, которую можно выполнить только совместными усилиями. В летних военно-полевых лагерях и на сезонных учебно-полевых сборах спортивно-патриотических школ проводятся занятия, в рамках которых ребята осваивают практические умения и навыки выживания в походных условиях, воспитываются патриотизм, чувство товарищества, коллективизма, ответственности. Большим стимулом для своего развития ребята считают участие в соревновательных мероприятиях с другими военно-спортивными организациями.

Как показывает опыт работы военно-спортивных школ последних лет, примерно 20-30 % пришедших на занятия отсеиваются в первый год обучения. Из оставшихся до 60 % обучающихся участвуют в спортивных и военно-спортивных соревнованиях и мероприятиях различного уровня и около 30-40 % из них уже имеют награды. Около половины из опрошенных детей хотели бы связать полученные здесь знания и умения со своей будущей профессией, остальные рассматривают занятия как возможность укрепить здоровье, повысить уровень физподготовки, освоить технику рукопашного боя и самообороны, найти друзей, узнать что-то новое и т. д.

Заключение. Функционирование военно-спортивных организаций способствует физическому и духовному развитию подрастающего поколения, укреплению здоровья детей, формированию гражданской позиции, ответственности, патриотизма, толерантности. Патриотическое воспитание как фактор консолидации общества является основой целостности и безопасности страны.

Литература

1. Апциаури, Л.Ш. Система современного спорта как фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. - 2008. - № 6. - С. 164-166.

2. Владимир Путин предложил нововведения в развитие физкультуры и детско-юношеского спорта. 6 октября 2020 г. Мин-просвещения России. - https://edu.gov.ru/ Минпросвещения России.

3. Генеральная прокуратура РФ. Портал правовой статистики. - http://crimestat.ru/ offensesrate.

4. Как воспитать патриота. - https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=2592

5. Мальгин, В.Е. Роль детского спорта в процессе социализации личности / В.Е. Мальгин, В.П. Заварин //Молодой ученый. - 2014. -№ 17 (76). - С. 515-517.

6. Подобед, С.О. Спортивное образование - только ли дополнительное? / С.О. Подобед. - https://urok.1sept.ru/.

7. Потапчук, А.А. Состояние здоровья юных спортсменов: проблемы и перспективы / А.А. Потапчук //XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Ленинград. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2017. -С. 259-262.

8. Региональный проект «Спорт - норма жизни». - http://minsoc74.ru/ Министерство социальных отношений Челябинской области.

9. Росстат рассказал, сколько детей живет на Южном Урале. - https://cheladmin. ru/ru/news/rosstat-rasskazal-skolko-detey-zhivet-na-yuzhnom Администрация г. Челябинска.

10. Сахарова, А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения / А. А. Сахарова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 6-4. -С. 139-141.

11. Семья и любовь: в ТАСС презентовали исследование о ценностях и настроениях современной российской молодежи. - https:// guu.ru/news_ru/39376.

12. Скотарь, А.А. Спортивно-патриотическое воспитание студентов / А.А. Скотарь. - https://urok.1sept.ru/статьи/649770/.

13. Young students' health attitudes / A.I. Fyodorov, V.V. Erlikh, A. Khafizova, E. Ben-dikova // Journal of Physical Education and Sport. - 2019. - Vol. 19, Is. 4. - Рр. 2512-2517. DOI: 10.7752/jpes.2019.04381

Современные педагогические и психологические технологии.

Печерцева Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: pechertsevaon@susu.ru, ORCID: 0000-0002-7896-1691.

Танаева Замфира Рафисовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: tanaevazr@ susu.ru, ORCID: 0000-0002-6056-8832.

Поступила в редакцию 17 ноября 2020 г.

DOI: 10.14529/hsm21s112

MODERN TECHNOLOGIES OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

O.N. Pechertseva, pechertsevaon@susu.ru, ORCID: 0000-0002-7896-1691, Z.R. Tanaeva, tanaevazr@susu.ru, ORCID: 0000-0002-6056-8832 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article aims to investigate the role of military sports schools in the physical and moral development of the younger generation, health and responsibility promotion, patriotism and social adaptation. Materials and methods. The study was based on the experience of military sports schools for children and adolescents in Chelyabinsk. The following methods were used during the study: observation, survey, analysis and synthesis. Results. Research results demonstrated the importance of combining sports training and moral education for the personal development of children. Training technologies in Chelyabinsk military sports schools are constantly being improved with respect to the ongoing changes and the existing competition between schools. Training in military sports schools contributes to the formation of healthy lifestyle skills, moral enhancement, social participation and interpersonal communication (parents and other family members are often involved in school events). Conclusion. The significance of military sports schools is confirmed by the fact that half of the surveyed children would like to apply the acquired knowledge and skills in their future activities. Others noted the importance of physical training, broadening their horizons, gaining self-confidence and finding friends.

Keywords: educational technologies, youth sports, military sports schools, patriotic education.

References

1. Aptsiauri L.Sh. [Modern Sport System as a Factor of Personality Socialization]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Medico-Biological Problems of Physical Education and Sport], 2008, no. 6, pp. 164-166. (in Russ.)

2. Vladimir Putin Proposed Innovations in the Development of Physical Education and Youth Sports. October 6, 2020 Ministry of Education of Russia. Available at: https://edu.gov.ru/Ministry of Education of Russia.

3. The General Prosecutor's Office of the Russian Federation. Legal Statistics Portal. Available at: http://crimestat.ru/offenses_rate

4. How to Raise a Patriot. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=2592

5. Mal'gin V.E., Zavarin V.P. [The Role of Children's Sports in the Process of Personality Socialization]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2014, no. 17 (76), pp. 515-517. (in Russ.)

Human. Sport. Medicine 2021, vol. 21, no. S1, pp. 80-85

6. Podobed S.O. Sports Education - is it Just Additional? Available at: https://urok.1sept.ru/.

7. Potapchuk A.A. [The State of Health of Young Athletes. Problems and Prospects]. XXI Tsarsko-sel'skiye chteniya. [XXI Tsarskoye Selo Readings]. St. Petersburg, 2017, pp. 259-262. (in Russ.)

8. Regional Project Sport is the Norm of Life. Available at: http: //minsoc74.ru/ Ministry of Social Relations of the Chelyabinsk Region.

9. Rosstat Told how Many Children Live in the South Urals. Available at: https://cheladmin.ru/ru/ news/rosstat-rasskazal-skolko-detey-zhivet-na-yuzhnom Administration of Chelyabinsk.

10. Sakharova A.A. [Physical Culture and Sport as the Most Important Social Factors Contributing to the Health Improvement of the Population]. Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern Trends in the Development of Science and Technology], 2016, no. 6-4, pp. 139-141. (in Russ.)

11. Family and Love. TASS Presented a Study on the Values and Attitudes of Modern Russian Youth. Available at: https://guu.ru/news_ru/39376.

12. Skotar A.A. Sports and Patriotic Education of Students. Available at: https://urok.1sept.ru/ articles/649770/

13. Fyodorov A.I., Erlikh V.V., Khafizova A., Bendikova E. Young Students' Health Attitudes. Journal of Physical Education and Sport, 2019, vol. 19, iss. 4, pр. 2512-2517. DOI: 10.7752/jpes.2019.04381

Received 17 November 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Печерцева, О.Н. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков / О.Н. Печерцева, З.Р. Танаева // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № Б1. - С. 80-85. Б01: 10.14529/Ь8Ш2Ш12

Pechertseva O.N., Tanaeva Z.R. Modern Technologies of Sports and Patriotic Education in Children and Adolescents. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. S1, pp. 80-85. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm21s112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.