Традиции и ценности современного технического вуза
Рязанцев Игорь Павлович
доктор экономических наук, профессор, декан факультета социальных наук, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, [email protected]
Гридина Вера Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества, Самарский государственный технический университет, [email protected]
В статье представлены результаты эмпирического исследования, одна из частей которого была посвящена анализу ценностей и традиций современного вуза. Исследование было направлено на выявление наиболее предпочтительной стратегии обучения для студентов Самарского государственного технического университета и Тюменского государственного университета, известных обучающимся вузовских традиций и отношение к ним.
Результаты исследования показывают, что преподаватели и студенты Самарского Политеха находятся в такой системе ценностных координат, где происходит не только обучение и передача знаний, но и воспитание духовно-нравственных качеств личности в совокупности с профессиональными навыками и компетенциями. Кроме того, у студентов СамГТУ слабо выражено желание продолжать обучение по другой специальности и стажироваться за границей. Ключевые слова: ценности, традиции, образование, вуз, студенческая молодежь, образовательные стратегии, корпоративная культура.
Современные социально-экономические условия жизни и проблемы трудоустройства вынуждают руководство российских вузов ориентировать своих выпускников на карьерный рост, воспитывая в студентах целеустремленность и прагматичность. В настоящее время карьера рассматривается как необходимое условие воспитания успешной личности. При этом нередко вопросы этики, морально-нравственных норм и ценностей без которых, на наш взгляд, невозможно целостное и гармоничное развитие личности, отодвигаются на второй план. Университет является особым академическим и социокультурным пространством, в котором происходит формирование личности и ее представление о коллективе. В связи с этим актуальным является анализ ценностей и традиций, формируемых в пространстве вуза.
В 2018 году в российских образовательных учреждениях православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом было проведено эмпирическое исследование, один из разделов которого был посвящен анализу ценностей и традиций технического вуза. Общее количество респондентов составило более 2000 человек. Среди участников исследования - Самарский государственный технический университет (СамГТУ) и Тюменский государственный университет (ТюмГУ), в которых было опрошено 1000 учащихся разных курсов и направлений подготовки.
Среди задач исследования - выявление наиболее предпочтительной стратегии обучения, вузовских традиций, известных обучающимся и их ценностное влияние.
Выбор индивидуальной траектории обучения начинается задолго до поступления в вуз. Это выбор школы, лицея, гимназии, затем подготовка к поступлению в вуз и выбор будущей профессии. Стратегия обучения - это и представление о том, зачем нужно образование и в каких формах его нужно получать. Поступая в вуз, 82,8% студентов СамГТУ подавали документы на одно направление подготовки, в то время как в ТюмГУ, где по многим показателям просматриваются схожие тенденции, таких студентов было 61,4%, что может свидетельствовать о том, что в техническом вузе специализация имеет большое значение, и ее выбор осуществляется еще до поступления. Подававших документы на несколько направлений в СамГТУ оказалось всего 17,2%, что в 2,3 раза меньше, чем в ТюмГУ. Это может указывать, что в технических вузах по прежнему сохраняется приверженность к выбору профессии и специальности, к которой есть склонность, интерес или призвание.
Говоря о смысле образования, учащиеся СамГТУ в большинстве случаев видят его в получении определенных профессиональных знаний (61,3%), что указывает на то, что технический университет и сегодня рассматривается как место обучения навыкам профессии. Еще 60,9% опрошенных отметили, что смысл образования для них заключается в получении престижного диплома для дальнейшего трудоустройства. Вторая позиция в
списке популярных ответов на вопрос с множественным вариантом указывает на то, что диплом престижного вуза по-прежнему актуален и ценность образования состоит в том, чтобы обеспечить эту престижную позицию. Следующие по значимости варианты ответа, занявшие одинаковое число выборов - «в установлении новых связей, отношений с людьми» и «в том, чтобы стать образованным человеком» (31,8%). Вариант «в достижении высокого социального и экономического статуса» выбрали 24% респондентов. Вариант ответа о необходимости наличия диплома как данности отметили всего 16,4% респондентов, что говорит о том, что не каждый учащийся готов тратить время в университете для получения одной «корочки». Такими же не популярными среди учащихся СамГТУ оказались варианты ответа о смысле образования, как отсрочке от армии или трудовой деятельности, либо как о возможности удачно жениться/выйти замуж. Данные варианты ответов заняли последние позиции в списке. Подобный факт -свидетельство того, что в отношении университетского образования все еще сохраняются высокие ожидания. Студентам, в первую очередь, нужны профессиональные знания, необходимость стать образованным человеком, а наличие престижного диплома рассматривается респондентами как помощь в последующем трудоустройстве.
В сравнении с Тюменским государственным университетом, мы наблюдаем, что для студентов там приоритетным остается получение профессиональных знаний. В этом смысле учащиеся СамГТУ мыслят
более практично, считая, что профессиональные знания нельзя получить в вузе, диплом которого не является престижным.
Современная система образования под влиянием европейских образовательных траекторий ориентирует человека на непрерывный процесс обучения в течение всей жизни. Так ли это в отношении учащихся СамГТУ? Насколько они готовы продолжить свое обучение по другой специальности в будущем?
Согласно полученным данным, почти 48% учащихся с разной долей уверенности планируют получить образование по другому направлению подготовки, почти 35% респондентов выразили свою неготовность учиться дальше по другой специальности. Для сравнения - в Тюменском государственном университете желающих получить образование по другому направлению подготовки несколько больше -51,4%, и меньше тех, кто не планирует дальнейшего обучения по другой специальности (30,2%). Видимо, в техническом вузе ориентация на непрерывность образования и получение дополнительной специальности развита, но в меньшей степени, так как сама техническая специальность предполагает значительные усилия в наработке должной квалификации по специальности в условиях практического опыта.
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление стремления учащихся обучаться за границей. Данный вопрос приобрел актуальность в последние годы, когда международная образовательная реформа, участие в которой принимает и Российская Федерация, выдвигает подобное условие образо-
вания в качестве основного требования. Отсюда и рост популярности международных обменов между университетами, и отток студентов из родной страны, и как следствие, размывание границ национального университета. Что же происходит в этом плане в сознании учащихся СамГТУ?
Больше половины опрошенных (57,6%) не планирует продолжать свое образование за рубежом, 16,5% такой возможности не исключают, но из них только 1,5% в этом полностью уверены. В ТюмГУ желающих учиться за границей - 28%, из них 7,4% полностью уверены в подобной необходимости. Таким образом, учащиеся СамГТУ в большей степени ориентированы на учебу в России, и перспектива продолжения образования за рубежом для технических специалистов не так актуальна. Возможно, это связано с тем, что вуз готовит именно тех специалистов, которые будут востребованы по окончании университета на Родине и сразу начнут работать.
Следующая часть исследования была посвящена традициям вуза и их ценностному влиянию на учащихся. Традиции учебного заведения, или «корпоративная культура», по мнению ряда авторов, это не только образовательные услуги и профессиональная самореализация, но и воспитательная работа с обучающимися, моральные нормы, ценности, условия для творческой самореализации, гуманистические ценности, коллективизм, чувство, чувство общности и гордости за свой университет [2; 3; 4; 5; 6; 7]. Именно от того, насколько традиции и ценности разделяются студентами и сотрудниками университета,
во многом зависит и имидж образовательного учреждения. Кроме того, общие духовные ценности позволяют преподавателям и студентам ощущать себя частью единого социального организма и при этом осознавать свою уникальность [1; 8].
В исследовании мы попросили студентов определить, какую систему ценностей, по их мнению, предлагает университет в виде заявляемых им целей и миссии.
В результате ответа на вопрос с множественными вариантами, было установлено, что СамГТУ ориентирует своих студентов на:
1. карьеру и успех (49,6%),
2. дружбу (47,5%),
3. уважение к другому человеку (45%),
4. самореализацию и конкурентоспособность (41%)
5. профессионализм как система компетенций (34,7%).
Для сравнения в ТюмГУ позиции распределились несколько иным образом. Первую позицию занимает самореализация и конкурентоспособность, затем уважение к другому человеку, третья строчка - карьера и успех, и профессионализм как система компетенций. В Самарском Политехе, по мнению его студентов, вуз дает не только знания, позволяющие строить карьеру, но и воспитывает такие человеческие качества, как дружба и уважение к другому человеку, что является важным в контексте сложившихся представлений о современном вузе лишь как об организации по предоставлению образовательных услуг. При этом лишь для 6,8% студентов СамГТУ преподаватели вуза являются субъектами ценностного влия-
ния и их мнение признается авторитетным (в ТюмГУ - 8,9%). Хотя данный ответ не относится к одному из самых «непопулярных» среди предложенных, однако указанный процент нельзя рассматривать в качестве значимых.
Следующий вопрос был направлен на выявление тех ценностей, которые, по мнению студентов, являются приоритетными в жизни самих преподавателей. Согласно оценке учащихся (45% ответивших), одной из наиболее значимых ценностей в жизни преподавателей СамГТУ является уважение к другому человеку. Кроме того, в перечень ценностей преподавателей СамГТУ, респондентами были отнесены: профессионализм как система компетенций (41%), честность (40%), карьера и успех (35%). Мы видим, что в ценностном портрете преподавателей СамГТУ присутствуют человеческие качества, которые легко уживаются с их нацеленностью на профессионализм как систему компетенций, карьеру и успех. Причем уважение к другому в ценностном портрете преподавателей является одним из главных качеств. Возможно, это связано с тем, что значительная часть преподавательского состава СамГТУ - это поколение советской высшей школы, где поддерживался высокий морально-нравственный дух, воспитывалось чувство ответственности перед человеком и обществом, а также выпускники вуза, которые продолжили свою профессиональную карьеру в вузе в качестве преподавателя. Немаловажно и то, что по оценке учащихся, в ценностном портрете преподавателей СамГТУ присутствует семья (30%), которая
не менее важна для них, чем карьера.
По сравнению с данными, полученными в ТюмГУ, в Самарском Политехе имеются существенные различия в восприятии студентами ценностного портрета преподавателей. В Тюменском государственном университете первую позицию заняли такие ценности, как профессионализм как система компетенций (52%), уважение к другому человеку (41%), карьера и успех (37,9%), самореализация и конкурентноспособность (34,9%). Такие личностные качества, как честность, семья, свобода и независимость являются, по оценке учащихся, для их преподавателей второстепенными, а любовь к людям, к Родине, религиозная вера, являются совсем малозначимыми, как и в случае руководства вуза.
Следующий вопрос анкеты касался выявления качеств, которые преподаватели стараются привить своим студентам. В список качеств, которые получили наибольшее число выборов респондентов, были отнесены:
1. самостоятельность (почти 77%),
2. ответственность (65,5%),
3. целеустремленность (42%).
Такие качества, как активность,
умение доводить дело до конца, инициативность, старательность, получили меньшее число выборов. Кроме того, по мнению учащихся, университетскими преподавателями не развиваются такие качества, как скромность и воспитанность (5,2%), способность и желание понимать других (4,8%), а терпеливость, хотя и не занимает последних строчек в списке (18,5%), также не рассматривается в каче-
стве приоритетной. Примечательно, что уважение к другому, как одна из основных ценностей вуза в целом, так и самих преподавателей, с точки зрения учащихся мало прививается им (7,6%), и акцент делается на таких свойствах личности, как воспитание самостоятельности и ответственности. Похожая картина по данному вопросу наблюдается и в ТюмГУ, где основными качествами, которые стараются привить преподаватели своим студентам, были названы самостоятельность (65,8%) и ответственность (59,5%).
Важнейшим критерием оценки ценностной составляющей вуза являются его традиции. Чем больше лет существует вуз, тем больше он имеет традиций, в том числе образовательных. Традиции в вузе складываются по различным направлениям деятельности: в научной сфере, учебной, воспитательной работе, внеучебной и досуговой. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.
К наиболее распространенным научным традициям учащиеся СамГТУ отнесли участие студентов в крупных исследовательских проектах на факультете (73,5%), крупных научных конференциях и семинарах (65,5%), причем практика участия учащихся СамГТУ в исследовательских проектах довольно развита. В сравнении с ТюмГУ, где научная жизнь представлена такими формами, как участие студентов в крупных научных конференциях и семинарах (66,9%), участие учащихся в крупных исследовательских проектах, проводимых на факультетах (55,3%), публичная защита курсовых и дипломов (41,6%),
в отношении СамГТУ мы видим несколько иной подход, который ориентирован на большее включение студентов в конкретные научно-исследовательские проекты.
Самой популярной учебной традицией и практикой в СамГТУ является получение итоговой оценки в результате «автомата» (58,4%), когда основная часть зачетов и экзаменов сдается по итогам балльно-рейтинговой системы без дополнительной подготовки, а оценка выставляется по итогам текущей успеваемости. Из учебной работы уходят такие традиции, как чтение учащимися крупных монографических материалов (8,1%), посещение лекций на смежных факультетах и кафедрах (11,8%). Подобная ситуация наблюдается и в ТюмГУ.
Отметим, что, по мнению учащихся СамГТУ и ТюмГУ, дистанционное обучение, которое в последние годы относят к необходимому элементу модернизации учебного процесса, пока еще не является распространенной практикой. Данную практику смогли назвать в качестве «традиции» в СамГТУ - 4,1% учащихся, в ТюмГУ - 6%. Похоже, что это связано не только с тем, что данная традиция еще слабо развита в вузах, но и с тем, что среди самих студентов все еще сохраняется привычка к традиционным формам обучения.
В качестве других учебных традиций студенты СамГТУ одновременно назвали чтение лекций преподавателей с использованием разнообразных дополнительных материалов, с полной самоотдачей (43,4%) и чтение лекций по старым конспектам, без энтузиазма и самоотдачи (35,3%), что свидетельствует о том, что в вузе работают
преподаватели разных возрастов и научно-педагогических школ, которые в своей практике используют соответствующие способы чтения лекций.
Если говорить об управлении учебным процессом, то студенты СамГТУ хорошо информированы о том, что в университете действуют традиционные формы поведения (таблица 1) - традиция контроля за посещаемостью занятий студентами (78,3), обращение студентов и преподавателей друг к другу на «Вы» (47%), академическое поведение в аудиториях и на кафедре (43,3%).
Таблица 1
Какие традиции управления учебным процессом есть на Вашем факультете? %
Традиции контроля за посещаемостью студентами занятий 78,3
Традиция обращения студентов и преподавателей друг к другу на «Вы» 47
Традиция академического поведения в аудиториях, на кафедре 43,3
Традиция определенного внешнего вида (dress-code) 30,4
Традиция приветствия преподавателя вставанием перед началом занятия 28,6
Традиция официальных поощрений за высокую успеваемость в учебе 25,8
Традиция официальных выговоров за прогулы в учебе и нарушение дисциплины 11,5
На нашем факультете нет никаких традиций 4,1
Традиция докладывать руководству факультета о проступках и прогулах учащихся самими учащимися 3,7
Отметим, что в ответах студентов ТюмГУ есть некоторые отличия. Учащиеся ТюмГУ выделили три основные традиции управления учебным процессом в своем универси-
тете: 1. традиция официальных выговоров за прогулы в учебе и нарушение дисциплины (42,3%); 2. «никаких других традиций больше нет» (40,2%); и 3) традиция докладывать руководству факультета о проступках и прогулах учащихся самими учащимися (40%). Предполагаем, что это означает, что учебный процесс ТюмГУ организован с меньшей вариативностью, к студентам предъявляется минимум требований, которые связаны в основном с посещаемостью лекций, а дисциплина контролируется через систему официальных выговоров. В СамГТУ хотя и уделяется большое внимание посещаемости занятий студентами, но имеются и другие нормативные требования, что делает их поведение в стенах университета более регламентированным и при этом более разнообразным, в духе университетских традиций.
Основными формами досуга на факультетах СамГТУ остаются такие мероприятия, как традиционный праздник «День студента» (69,2%), капустники, факультетские вечера, КВН (53,3%), спортивные мероприятия (49,8%), что свидетельствует о том, что досуговая жизнь студентов достаточно распространена в университете. При этом, в университете не развиты такие мероприятия, как совместные путешествия (9,3%), факультетские походы в театры, выставки, музеи (5,7%), совместное празднование государственных праздников, например, Нового года (3,1%). Это может говорить о том, что студенты сегодня меньше контактируют друг с другом, особенно в познавательных видах досуга. В результате из повседневной студенческой жизни постепенно
исчезает само стремление учащихся проводить время вместе в университете больше, чем того требует учебный процесс. Зато свое свободное время учащиеся готовы тратить на совместные вечеринки (41%), походы с однокурсниками в кинотеатры, ночные клубы, концерты и т.п. (30%). Таким образом, основная часть студентов СамГТУ предпочитает проводить свободное время развлекаясь и находя свой интерес именно в этом. Даже общение на форумах факультетского или студенческого сайта не столь занимает их (16%). Среди части учащихся (21%) происходит неформальное общение по поводу новых возможностей той специальности, которой они обучаются, что может указывать на то, что некоторых студентов интересует их будущая профессия. Таким образом, мы видим в вузе разных студентов, часть из которых предпочитает тратить свое свободное время на развлечения, а часть погружена в учебу.
Еще один вопрос анкеты был посвящен тому, поддерживают ли студенты своим личным участием традиции, сложившиеся на факультете/институте? Согласно полученным данным, 35,4% опрошенных скорее поддерживают, но участвуют не во всех мероприятиях, еще 14,6% ответили, что поддерживают и принимают участие во всех мероприятиях с большим интересом. Для сравнения - в ТюмГУ 39,3% скорее поддерживают, но участвуют не во всех мероприятиях, 10,6% участвуют с большим интересом. Хотя в обоих вузах затруднившихся ответить было достаточно большое количество (20% и 18% соответственно), учащиеся СамГТУ в большей степени настроены лояльно к
имеющимся на факультете традициям и готовы в них участвовать. Не поддерживающих или совсем не участвующих среди опрошенных 11% (в ТюмГУ - 13,4%). Можно сделать общий вывод, что у учащихся СамГТУ и ТюмГУ наблюдается благожелательное отношение к вузу и его традициям, нет признаков явного отторжения и неприятия.
Одним из значимых выводов данной части исследования является то, что сравниваемые вузы (СамГТУ и ТюмГУ) существенно различаются по своим ценностным позициям, и СамГТУ в этом смысле являет собой в большей степени образец традиционного классического университета. Самарский Политех, его преподаватели и студенты находятся в такой системе ценностных координат, где происходит не только обучение и передача знаний, но и воспитание личности, ее духовно-нравственных качеств (уважение к другому человеку, дружба, честность) в совокупности с профессиональными навыками и компетенциями.
В СамГТУ сохраняются как научные традиции, связанные с привлечением студентов к научно-исследовательской работе кафедр и факультетов, так и традиции организации учебного процесса, которые проявляются не только в контроле за посещаемостью студентов, но и за их поведением в университете в целом. Университет поддерживает различные досуговые практики студентов, ставшие традиционными для любого вуза: День студента, КВН, капустники и т.д. При этом студенты СамГТУ с гораздо большим желанием готовы их поддерживать и их лояльность к университету несколько выше, чем у студентов
ТюмГУ. При этом, в обоих вузах наблюдается определенный спад интереса студентов к обучению, студенты все реже встречаются друг с другом вне стен университета.
Массовый опрос в СамГТУ и сравнение его данных с результатами, полученными в ТюмГУ, позволили выявить интересный факт: такие вузы, как СамГТУ все еще тяготеют к привычным, традиционным формам образования, в отличие от ТюмГУ, который ценностно определился и следует духу времени. СамГТУ является примером вуза, который ориентирован на традиции классического университета, как особого пространства, в котором происходит не только передача знаний и обучение будущей профессии, но и межличностное общение, трансляция норм, ценностей, смыслов. Студенты СамГТУ при ответах на вопросы проявили себя как вполне самостоятельные, думающие личности, ориентированные на свою профессию. Примечательно, что в ТюмГУ среди учащихся проявилась их большая устремленность к получению второй специальности и обучению за границей. Верность своей профессии и выбранному призванию здесь рассматриваются как продолжающийся во времени поиск, что характерно сегодня для системы образования в целом, которая мыслится как непрерывное обучение человека в течение всей жизни. Студенты СамгТУ в этом смысле выступают как традиционалисты. При этом им совсем не чужды такие меркантильные и модернистские ценности, как карьера и успех, материальное благополучие, приятное времяпрепровождение, которое чаще всего тратится на
общение с друзьями, спорт (как занятие собой, своим телом и здоровьем), встречи с родными, компьютерные игры и путешествия.
Литература
1. Андомин О. В., Косинова С.Н. Корпоративная культура студенчества как один из инструментов процесса воспитания личности // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психо-лого-педагогич. науки. 2011. №2.
2. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С.62-65.
3. Загоруля Т.Б. Корпоративная культура вуза: проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.
4. Ивлева М.И. Корпоративная культура вуза как компонент духовно-нравственного воспитания студентов [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL http://www.oboznik.ru/?P=52647 (дата обращения 20.02.2020).
5. Ланцевская Н.Ю. Корпоративная культура как непрямой механизм формирования имиджа вуза // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. II. C. 123-125.
6. Леньков Р.В., Боровлева Е.И. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №5. С. 1-6.
7. Мешков А. Ю. Структура корпоративной культуры // Вестник Южно-
Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269).
8. Сидельник Э.А. Корпоративная культура вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10. С. 137-142.
Traditions and values of a modern technical
university Ryazantsev I.P., Gridina V.V.
Orthodox St. Tikhon Humanitarian University,
Samara State Technical University The article is devoted to the results of the sociological research, one section of which was devoted to the analysis of values and traditions of the modern university. The research was aimed at revealing the most preferable learning strategy for students of Samara State Technical University and Tyumen State University, well-known university traditions and respondents' attitude to them. The results of the research show that teachers and students of Samara Technical University are in such a system of value coordinates where not only learning and knowledge transfer take place, but also education of spiritual and moral qualities of a personality together with professional skills and competences. In addition, students of technical universities have little desire to continue their studies in another specialty and train abroad. Keywords: values, traditions, education, university, student youth, educational strategies, corporate culture. References
1. Andomin O. V., Kosinova S. N. Corporate
culture of students as one of the tools of the process of personality education // Tomsk State University Journal. Itself. state tech. un-that. Ser. Psychological and pedagogical. science. 2011. No2.
2. Belyaev A. Corporate culture of the university:
from theory to practice // Higher education in Russia. 2007. No. 11. P.62-65.
3. Zagorulya TB University corporate culture:
problems of interaction between the subjects of the educational process -students and teachers // Modern problems of science and education. 2015. No 3.
4. Ivleva M.I. The corporate culture of the university as a component of the spiritual and moral education of students [Electronic resource] - Access mode. - URL
http://www.oboznik.ru/?P=52647 (accessed 02.20.2020).
5. Lantsevskaya N.Yu. Corporate culture as an
indirect mechanism for the formation of the image of the university // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice Tambov: Gramota, 2014. No. 5 (43): in the 3rd part of Part II. C. 123-125.
6. Lenkov R.V., Borovleva E.I. Corporate culture
as a factor in the effectiveness of the university // Internet journal "Science of Science." 2013. No5. S. 1-6.
7. Meshkov A. Yu. The structure of corporate
culture // Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and Humanities. 2012. No. 10 (269).
8. Sidelnik E.A. Corporate culture of the university // Izvestiya SFedU. Technical science. 2012. No. 10. S. 137-142.