Научная статья на тему 'Духовно-нравственная культура студентов технического вуза'

Духовно-нравственная культура студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ВУЗ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / CULTURE / HIGH SCHOOL / STUDENTS / WORLDVIEW / SPIRITUALITY / BEHAVIOR MODEL / SIGNIFICANT OTHERS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рязанцев И.П., Гридина В.В., Тимонина Т.В.

В статье представлен анализ результатов промежуточного этапа межвузовского социологического исследования, посвященного духовно-нравственной культуре современного российского вуза. Духовно-нравственная культура выявлялась через набор ценностей студентов Самарского государственного технического университета, взаимодействующих друг с другом в пространстве учебного заведения. В иссле-довании определялось мировоззрение учащихся через анализ таких показателей, как ответственность, авторитеты, значимые модели поведения, отношение к Другому, духовность, патриотизм. Результаты исследования показывают, что к духовно-нравственной культуре студенты технического вуза относят общекультурные образцы нравственности, а их ценности основаны на заимствовании идей самых различных идеологий (индивидуализм, либерализм, ценности семьи, дружбы, любви к Родине, отрицательное отношение к политическим и религиозным институтам). Ценностный портрет студента СамГТУ обнаруживает такие черты, как прагматизм, ориентированность на успех и материальное благополучие, приятное времяпровождение, чувство ответственности за себя и своих близких, узкий круг авторитетных людей и мнений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral culture of students of a technical university

The article presents analysis of the results of a sociological study on the spiritual and moral culture of a modern Russian university. Spiritual and moral culture was determined through the values of students Samara State Technical University. The study examined the students' worldview through indicators such as responsibility, authority, behavior patterns, attitude towards others, spirituality, patriotism. The results of the study show that students of a technical university attribute cultural samples of morality to a spiritual and moral culture. Students' values are based on the borrowing of various ideas (individualism, liberalism, family values, friendship, love for the motherland, negative attitude to political and religious institutions). The student’s values at Samara State Technical University include traits such as pragmatism, a focus on success and material well-being, a pleasant pastime, a sense of responsibility for oneself and one's loved ones, a small number of authoritative people and opinions.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственная культура студентов технического вуза»

Духовно-нравственная культура студентов технического вуза

Рязанцев И.П., Гридина В.В., Тимонина Т.В.

В статье представлен анализ результатов промежуточного этапа межвузовского социологического исследования, посвященного духовно-нравственной культуре современного российского вуза.

Духовно-нравственная культура выявлялась через набор ценностей студентов Самарского государственного технического университета, взаимодействующих друг с другом в пространстве учебного заведения. В исследовании определялось мировоззрение учащихся через анализ таких показателей, как ответственность, авторитеты, значимые модели поведения, отношение к Другому, духовность, патриотизм.

Результаты исследования показывают, что к духовно-нравственной культуре студенты технического вуза относят общекультурные образцы нравственности, а их ценности основаны на заимствовании идей самых различных идеологий (индивидуализм, либерализм, ценности семьи, дружбы, любви к Родине, отрицательное отношение к политическим и религиозным институтам). Ценностный портрет студента СамГТУ обнаруживает такие черты, как прагматизм, ориентированность на успех и материальное благополучие, приятное времяпровождение, чувство ответственности за себя и своих близких, узкий круг авторитетных людей и мнений. Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, культура, вуз, студенческая молодежь, мировоззрение, духовность, значимые другие, ответственность.

Политическая и социальная нестабильность, утрата духовно-нравственных ценностей, преобладание материальных ценностей над духовными, способствуют кризису духовно-нравственной культуры во всем мире [1,3]. Понятие духовно-нравственной культуры отличается многообразием подходов к его определению. Ученые определяют духовно-нравственную культуру как сферу духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитания, систему ценностей и убеждений, образцов поведения, систему самореализации личности [3]. Нарастание негативных тенденций, связанных с кризисом духовно-нравственных ценностей в обществе, требует пристального изучения данного социального явления и поиска эффективных комплексных подходов к изменению сложившейся ситуации. Значимость формирования духовно-нравственной культуры подчеркивается и в важнейших государственных документах, принятых в 2015 г., где заявлено «о сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитании детей и молодежи в духе гражданственности; сохранении и развитии общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» [5,6].

Осенью 2018 года факультетом социальных наук православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в десяти светских и религиозных образовательных учреждениях России было проведено межвузовское социологическое исследование «Духовно-нравственная культура российского вуза». Общее количество респондентов светских вузов составило 2310 человек. Одним из вузов-участников исследования стал Самарский государственный технический университет (СамГТУ). В СамГТУ было опрошено 273 учащихся разных курсов и направлений подготовки. При генеральной совокупности в 2550 обучающихся репрезентативность выборки по СамГТУ является достаточно высокой, с доверительной вероятностью 90%. В опросе приняли участие студенты третьего (79,6%) и второго (18,6%) курсов обучения, поскольку основная часть вопросов анкеты был ориентирована на студентов старших курсов. В этом возрасте (20-24 года) молодых людей отличает определенная социальная зрелость, нацеленность на завершение образования в вузе и дальнейшее планирование своего будущего. В опросе почти поровну приняли участие респонденты мужского и женского пола (52,6% и 47,4% соответственно).

Одной из основных целей проводимого исследования было изучение духовно-нравственной культуры в современном российском вузе, которая выявлялась через набор ценностей, которыми руководствуются современные студенты и преподаватели, взаимодействуя друг с другом в пространстве

университета. В данном исследовании вуз рассматривается как ценностно-символическое пространство, в котором реализуются и передаются аксиологические практики основных агентов образовательного процесса (сам вуз, преподаватели, учащиеся, а также агенты так называемого «внешнего влияния» — государство в виде образовательной реформы и преобладающая в обществе мировоззренческая ориентация — религиозная, т.е. духовно-нравственная, или светская (секулярная) [4]. Духовно-нравственная культура в исследовании понимается как «культурный образец» в трактовке Т. Парсонса и последователей структурно-функционального подхода, которые определяют культуру и духовность через социальное поведение и взаимодействие. Понимая духовно-нравственную культуру как «культурный образец», можно предположить, что в его основе будет не только своеобразие культуры определенного народа и исторического периода, но и то, что разделяемо многими поколениями людей и может быть рассмотрено как смыслообразующее, связывающее народы и поколения между собой.

Учащиеся СамГТУ - преимущественно граждане Российской Федерации (98,5%), среди которых (37,2%) - жители города-миллион-ника Самары, а также выходцы из небольших городов, поселков, сел и деревень.

Уровень материальной обеспеченности респондентов позволяет отнести более половины опрошенных в СамГТУ (52,9%) к людям, чьи семьи материально обеспечены и не испытывают затруднений в удо-

влетворении основных потребностей. Остальную часть респондентов можно отнести к той группе, чей доход ниже среднего.

Чуть больше половины опрошенных (53,6%) заявили о своей конфессиональной принадлежности православию, еще 5,8% иным христианским конфессиям, 21,2% назвали себя атеистами, а 8,8% опрошенных отметили о наличии у них своей собственной веры.

Анализ религиозного поведения учащихся СамГТУ показывает, что из более половины респондентов, назвавших себя православными, значительная часть не приобщена к церковной жизни, мало знакома с православием и его основами, практически не участвует в таинствах церкви и других церковных практиках, не посещает богослужения (более 80%), не читает духовной литературы, а такая аскетическая практика, как пост, вовсе не рассматривается ими как необходимая.

Общеизвестно, что ценности свидетельствуют о мировоззрении человека, которое включает в себя оценки и отношение к самым разным сферам жизни - профессии и труду, семье и детям, гражданским свободам, политике и политическим деятелям, религии и вере и т.д. Мировоззрение - довольно вместительная (главным образом, матричная, взаимодополняющая) структура сознания, которая является существенным регулятором человеческого поведения во множестве ситуаций, происходящих с человеком в течение жизни.

Одной из основных задач исследования было желание установить, какого мировоззрения придерживаются учащиеся современных рос-

сийских вузов, элементов какого мировоззрения в их сознании больше - консервативного или либерального, традиционного или модернистского, сугубо материалистического или с ориентацией на идеализм. Для этого нами были выделены следующие показатели: наиболее значимые модели поведения, ответственность и ее границы, авторитетное мнение, веротерпимость, отношение к Другому, духовность, отношение к своей стране (патриотизм). Проанализируем некоторые из показателей данного списка.

1. Наиболее значимые модели поведения

Для построения одного из вопросов по оценке данного показателя в анкете была использована ценностная шкала Шварца. Студентам предлагался ряд суждений, каждое из которых требовалось оценить на степень их согласия / несогласия. Согласно полученным данным, суждение, с которым полностью согласились 73,4% опрошенных - «Для меня важно быть верным другом». Следующими по степени согласия с ними учащихся стали следующие суждения: «Для меня важно быть успешным» (58%), «Для меня важно самому принимать решения, быть свободным и независимым» (55,8%), «Для меня важно жить в безопасном окружении» (55,5%), «Для меня важно хорошо проводить время» (54%).

Таким образом, мы видим, что наряду с вполне традиционной ценностью дружбы, которая оказывается достаточно важной для студентов, есть ряд ценностей, разделяемых учащимися, которые можно от-

нести к либеральному мировоззрению - индивидуализм и независимость, жизненный успех, признание, приятное времяпрепровождение (гедонизм).

Сравнивая данные СамГТУ с результатами ответов на данный вопрос в Тюменском государственном университете, где по ряду показателей просматриваются схожие тенденции, следует отметить, что при общем сходстве популярности суждения «Для меня важно быть верным другом» в обоих университетах, остальные позиции выбранных суждений распределились иначе: на первом месте в ТюмГУ оказалось «Для меня важно жить в безопасном окружении» (60,2%), затем «Для меня важно самому принимать решения, быть свободным и независимым» (54,5%), на третьем «Для меня важно быть успешным» (50,9%), на четвертом «Для меня важно быть уважаемым человеком» (45,5%). В отличие от студентов СамГТУ, учащиеся ТюмГУ в большей степени хотят жить в безопасности и для них менее важно быть успешными, при этом есть потребность в уважении, одобрении других, тогда как в СамГТУ это не столь актуально, а значимым является приятное времяпровождение. В подобных различиях просматривается несколько иной ценностный портрет учащегося СамГТУ, который более независим, ценит успех, благополучие, в большей степени ориентирован на беззаботное (отчасти гедонистическое) отношение к жизни, и скорее всего, в меньшей степени консервативен. Тот факт, что студенты СамГТУ в меньшей степени, чем учащиеся ТюмГУ озабочены жизнью в безопасном окружении,

может говорить как об их относительном нонкомформизме, так и об ориентированности на «условно демократические» ценности.

Одним из ценностных критериев в шкале Шварца является суждение о богатстве. Согласно полученным данным, для учащихся СамГТУ эта ценность значима, но не первостепенна, и хотя для 69,3% опрошенных (в ТюмГУ - 61%) она имеет значение, но сама оценка складывается в результате двух позиций «важно, но не первостепенно» и «полностью согласен». Возможно, что богатство и материальное благополучие рассматривается учащимися СамГТУ как необходимая и составляющая часть успешности, которая является для них по-настоящему значимой ценностью. Интересно при этом, что для студентов ТюмГУ ценность богатства была не только (количественно) менее привлекательна, чем для опрошенных в СамГТУ, но и на первый план выступала иная ценность - помощь другим, отраженная в суждении «Для меня важно помогать окружающим». У почти 74% респондентов ТюмГУ это высказывание вызвало положительные оценки, что больше, чем в отношении суждения о материальном благополучии. Это позволило нам предположить, что такая ценность, как бескорыстная и искренняя помощь ближним, молодежи ТюмГУ ближе, чем сугубый прагматизм. Вместе с тем, в СамГТУ суждение о важности помогать другим набрало меньшие проценты (69,7%) не только в сравнении с ТюмГУ, но и с данными по суждению «Для меня важно быть богатым». Видимо, материальная сторона жизни играет не последнюю роль в жизни учащихся СамГТУ, и у

студентов присутствует четкая ориентация на трезвый расчет и прагматизм.

Самым непопулярным суждением у студентов и СамГТу и ТюмГУ стало: «Для меня важно быть скромным, держаться в тени, не привлекать внимание» (51 % и 50,3% не согласившихся). Очевидно, что скромность в настоящее время не является привлекательной чертой характера.

Описанные выше результаты позволяют сделать следующие выводы: учащиеся СамГТУ - это люди с разнообразным набором ценностей, где присутствуют как ценности либерализма, ориентированные на защиту личностных свобод и интересов, так и сугубо традиционные ценности, например, верность в дружбе, стремление к жизни в безопасном окружении (в мире без войн и катаклизмов). При этом в сравнении с данными, полученными в ТюмГУ, студенты СамГТУ в большей степени ориентированы на успех и благополучие.

Следующим вопросом в анкете, направленным на выявление наиболее значимых моделей поведения среди учащихся, был вопрос о свободном времени и предпочтениях в том, как его проводить. Его результаты показали, что наиболее популярным видом досуга среди опрошенных являются встречи с друзьями, причем, как в виде прогулок (71 %), так и виртуальных встреч в интернет-пространстве (57%). Общение с друзьями является для студентов первостепенным. Следующими по популярности в списке ответов - занятия спортом (почти 60% респондентов), встречи с родными (51%) и чтение книг (46%). Если сравнивать полученные данные в

СамГТУ с результатами в ТюмГУ, можно заметить существенную разницу в ответах: в СамГТУ студенты в большей степени готовы заниматься спортом, и в меньшей предпочитают проводить свободное время с книгой в руках. В этом косвенно можно увидеть активную позицию к жизни, не созерцательное, а деятельное участие в ней, и отчасти, уже замеченный ранее гедонизм, склонность заниматься спортом, своим телом и здоровьем.

Для студентов Самарского Политеха менее значимым, чем для студентов ТюмГУ, являются занятия творчеством, предпочтение отдается компьютерным играм и поездкам на море, природу.

2. Ответственность и ее границы

Одним из обсуждаемых в современном мире является вопрос об ответственности и ее границах. Зрелой личностью сегодня признается сегодня тот, кто умеет определять границы, не впадая в зависимость от людей, обстоятельств. В связи с этим, на наш взгляд, важно проанализировать мировоззрение студентов через призму их представлений о границах и собственной ответственности. В анкете было предложено несколько вопросов, связанных с оценкой респондентов того, за кого они готовы нести ответственность, и насколько готовы вмешиваться в жизнь других людей, в том числе тех, кто нуждается в помощи.

Проанализируем полученные результаты в сравнении с данными по ТюмГУ (табл. 1).

Как показал опрос в СамГТУ, значительная часть учащихся готова нести ответственность за семью и себя (почти 75%). В этом есть

проявление существенных расхождений со студентами ТюмГУ, которые значительно чаще указывали, что готовы нести ответственность, в первую очередь, за себя. Если мы посмотрим на другие позиции, то и в них найдем отражение той же особенности: учащиеся СамГТУ в большей мере, чем студенты ТюмГУ заявляют о признании необходимости своей ответственности за других. Так, например, в СамГТУ чуть выше процент тех, кто считает необходимым нести ответственность за своих детей (пусть даже гипотети-

чески, так как у большинства опрошенных своих детей еще нет), они же в большей степени признают свою личную ответственность перед человечеством в целом. Данный факт может указывать на то, что в техническом вузе, в отличие от университета с большим спектром специальностей, в том числе гуманитарного и социального профиля, уровень осознанной ответственности (по крайней мере, заявляемой) несколько выше. И хотя очевидно, что разница в полученных количественных оценках не слишком значительна, тем не менее, она есть.

Таблица 1

За кого Вы готовы нести ответственность ? Студенты СамГТУ (%) Студенты ТюмГУ (%)

За себя 74,8 81,7

За семью 79,1 75,9

За друзей 41,5 40,8

За своих детей 26,7 23,5

За страну в целом 11,2 11,6

За человечество в целом 12 9,6

За одногруппников 6,6 7,4

За свой город/поселок 7,8 7,3

За коллектив на работе 3,9 3,0

Ни за кого 0 0

Таблица 2

Есть ли среди Вашего ближайшего окружения, знакомых люди, воспринимающие, как норму: Нет ( %) Да ( %)

Жизнь, основным интересом которой является шопинг 60,2 39,8

Бегство от реальности (употребление наркотиков) 78,8 21,2

Виртуальную, а не реальную жизнь (проводят время в социальных сетях, за компьютерными играми) 31 69

Сексуальные отношения с людьми своего пола 79,6 20,4

Сексуальные отношения вне брака 26,6 73,4

Связи с несколькими сексуальными партнерами 43,4 56,6

Общение с использованием мата и оскорблений 21,2 78,8

Разгульную жизнь (ежедневные пьянки, вечеринки, тусовки в ночных клубах) 40,9 59,1

Если говорить о ближайшем окружении респондентов, то можно увидеть в нем не только примеры негативного, но и в некоторых случаях девиантного поведения.

Например, большинство опрошенных отметили, что среди их ближайшего окружения и просто знакомых распространено общение с использованием мата и оскорблений, развиты сексуальные отношения вне

брака, проведение значительной части времени в социальных сетях, за компьютерными играми, разгульный образ жизни (табл. 2).

Примечательно то, что проценты по вузам (СамГТУ и ТюмГУ) по ряду показателей почти одинаковые: в ТюмГУ 77,7% опрошенных указали, что в их ближайшем окружении и среди знакомых есть те, кто в своей разговорной речи употребляет мат и оскорбления, 70,5% отметили, что среди их ближайшего окружения и знакомых распространено сожительство, еще 65% учащихся ТюмГУ указали, что многие из тех, кто их окружают, проводят значительную часть своего времени в социальных сетях, за компьютерными играми. Таким образом, можно предположить, что общая морально-нравственная обстановка довольно схожая, в независимости от региона и вуза. При этом, на вопрос о том, как студенты относятся к подобным формам поведения, большинство из них ответили, что «человек свободен поступать так, как он хочет». Когда жизненные ориентиры современного человека подменены, самое распространенное мнение - «это не мое дело, каждый вправе поступать так, как он хочет», относясь толерантно к проявлениям любых отклонений. Безнравствен-

ные поступки других людей не вызывают желание помочь, они безразличны и воспринимаются как норма жизни. Лишь около 13% опрошенных (столько же и в ТюмГУ) обеспокоены подобным поведением и стараются говорить с людьми об этом. Общее количество осознающих, что подобное поведение не является приемлемым, и тех, кто старается этому противостоять, составляет 23,6%.

3. Авторитетное мнение

Как известно, формирование мировоззрения и ценностных ориента-ций происходит в течение всей жизни и во многом связано с социализацией. На первых этапах жизни, существенное влияние на индивида оказывают значимые другие - родители, семья, ближайшие родственники, в более зрелые годы этот круг существенно расширяется и включает в себя друзей, сверстников, знакомых, других людей, чье мнение авторитетно.

С точки зрения формирования духовно-нравственной культуры и соответствующей социализации в исследовании нам было важно определить, кто является значимым другим для современного студента, есть ли такие люди и кто они (таблица 3).

Таблица 3

Чье мнение для Вас наиболее СамГТУ ( %) ТюмГУ (%)

авторитетно?

Родители и родственники 85,2 88,5

Близкий друг 60,1 67,5

Писатель, актер, музыкант 8 9,4

Преподаватель в вузе 6,8 8,9

Ученый 11,8 7,7

Нет, авторитетов для меня не существует 2,7 5,3

Президент РФ 6,5 4.1

Учитель в школе 3,4 3,0

Известный предприниматель 2,6 2,8

Священник, духовный отец 1,9 2,6

Патриарх Русской Православной Церкви 0,8 1,1

Результаты исследования показали, что наиболее важным и ценным мнением для учащихся СамГТУ и ТюмГУ является мнение родителей и родственников, а также близких друзей. Причем, учащиеся ТюмГУ в большей степени, чем студенты СамГТУ, тяготеют и прислушиваются к мнению этих двух групп «авторитетов». Вместе с тем, несмотря на имеющиеся различия, есть и определенные сходства: круг значимых других в обоих случаях довольно узкий, к ним, в первую очередь, относятся близкие люди -семья и друзья. Отметим, что тех, кто отметил, что авторитетных мнений для него не существует, оказалось немного, что свидетельствует о том, что нынешнее поколение студентов все-таки признает авторитеты. Другой вопрос - есть ли сегодня настоящие авторитеты или их катастрофически мало? Очевидно, что ни школа, ни вуз, ни тем более Церковь такими авторитетами не являются.

4. Веротерпимость. Отношение к Другому

За годы экономических и политических реформ в России, как свидетельствуют данные таких социологических служб, как ВЦИОМ, ФОМ, появилось новое поколение россиян, разделяющих европейские ценности и образ жизни. В качестве таких ценностей они называют материальное благополучие, комфорт, здоровье, свободу воли и самореализации, независимость, толерантное отношение к людям иных национальностей, религий, культур, сексуальной ориентации и т.д. Что же происходит в этом смысле с ценностями российских студентов, рож-

денных и воспитанных в период либерализации России, ее ориентации на современные европейские ценности? Насколько приемлемо для них толерантное отношение к представителям других народов и религий?

Одним из вопросов анкеты был вопрос об отношении к людям другой национальности. Он звучал следующим образом: «Считаете ли Вы, что к людям других национальностей следует относиться с уважением?» Анализ данных этого вопроса было решено сделать так же в сравнении с ТюмГУ, что позволит увидеть особенности учащихся СамГТУ.

Согласно полученным данным, большая часть учащихся ТюмГУ ответила на данный вопрос однозначно: к людям другой национальности надо относиться с уважением. Причем 55,6% из них поставили наивысшую оценку, обозначив тем самым полное согласие с предложенным утверждением. Отрицательные оценки минимальны, как и процент затруднившихся ответить, что свидетельствует о том, что мнение по данному вопросу сформировано и не вызывает сомнений. Ответы студентов СамГТУ иные. При заметном полном согласии большинства с тем, что к людям других национальностей следует относиться с уважением, их 41%, что меньше, чем в ТюмГУ (55,6%). При этом заметны колебания в сторону меньших «положительных» оценок, а также в сторону более высоких процентов ответа «затрудняюсь ответить». Таким образом, можно предположить, что среди части студентов СамГТУ, в отличие от учащихся ТюмГУ, этот вопрос вызвал некоторую неопределенность.

Другой вопрос касался оценки того, насколько важной в жизни человека является его религиозная вера. Уважительное отношение к людям других национальностей, согласно европейскому прочтению толерантности, предполагает, в том числе, уважительное отношение и к их религиям.

Результаты опроса показали, что данный вопрос вызвал более серьезные затруднения, как у студентов СамГТУ, так и у учащихся ТюмГУ, чем предыдущий, о чем свидетельствует определенный разброс в ответах и заметный процент тех, кто затруднился с ответом.

Больше четверти респондентов (и в том, и в другом случае) затруднились с ответом, еще почти 33% опрошенных в СамГТУ и почти 36% в ТюмГУ заявили, что религиозная вера в жизни человека совсем или почти не важна, еще 39,4% учащихся в СамГТУ и 37,7% в ТюмГУ ответили, что напротив, очень или почти важна. Таким образом, мы видим, что для студентов обоих вузов, которые склонны считать, что к людям другой национальности нужно относиться с уважением, с трудом ответили на вопрос о том, насколько важна религиозная вера в жизни человека. Здесь мы видим, что часть учащихся оказались не готовыми, уважая людей другой национальности, безоговорочно принимать и их веру. В этом смысле учащиеся СамГТУ были даже более категорично настроены, чем опрошенные в ТюмГУ, хотя часть студентов отнеслась к этому с безразличием (33% в СамГТУ, и 35,8% в ТюмГУ).

Мы попросили студентов также оценить их степень готовности вступить в разного рода отношения с

представителями различных религий, где крайняя форма приемлемости выражалась в позиции «готов вступить в брак», противоположная ей - «предпочел бы не видеть в своей стране». Оценка ответов респондентов производилась при помощи шкалы социальной дистанции Э. Богардуса.

Как выяснилось, различия существуют и не каждый представитель иной религии вызывает добрые чувства. Например, вступить в брак студенты СамГТУ чаще всего были готовы с православными (57,7%), обозначив существенный разрыв от иных конфессий и религий. Менее всего учащиеся СамГТУ и ТюмГУ были бы готовы вступить в брак с иудеями (9% и 12% соответственно), которые по какой-то причине вызывают в этом смысле наименьшее принятие. Возможно, потому, что правоверные иудеи особенно религиозны и догматичны.

Обращает внимание тот факт, что дружить студенты обоих вузов были бы готовы с представителями любых конфессий. Интересно и то, что в качестве выбора друга иной конфессии в двух вузах есть определенная солидарность: интересны и предпочтительны католики (43% и 45% соответственно), еще больше буддисты (45,3% и 47,4%), мусульмане (41,2% и 45,9%), а вот протестанты заметно меньше (почти 32% и 39,2). Интересен тот факт, что высокую степень принятия вызывают буддисты, видимо, как что-то экзотическое, отдаленное для нашей страны, и скорее всего, воспринимающееся как безобидное религиозное течение.

Таким образом, мы снова наблюдаем, что толерантное отношение

имеет свои пределы: при достаточно уважительном отношении к людям иной национальности, принадлежность к религии имеет значение, поскольку с одними были бы готовы вступать в брак и дружить, а иных и не хотели бы видеть на территории своей страны.

Еще один вопрос, раскрывающий тему отношения к другому/другим, был сформулирован в анкете так: «Как должен поступать человек, который чувствует себя виноватым?». Вопрос был полузакрытым и содержал несколько «контрольных» для исследования вариантов ответов.

Основная часть опрошенных -78% (в ТюмГУ - 81,8%) считает, что когда человек чувствует себя виноватым в отношении другого, то должен осознавать свою ошибку и просить прощение. Еще один значимый процент -те, кто считает, что в момент переживания своей вины стоит поделиться переживаниями с семьей, друзьями (12%). Процент таких учащихся одинаков в СамГТУ и ТюмГУ. Таким образом, мы видим, что чувство вины не считается лишним у современной молодежи, а наоборот, демонстрирует способность человека чувствовать, переживать, осознавать свою неправоту, советоваться по этому поводу с другими, искать возможность выхода из ситуации, примирения и т.д.

5. Духовность

В анкете в качестве отдельного открытого вопроса был вопрос о том, как учащиеся СамГТУ понимают духовность, что они вкладывают в это, как определяют данное понятие. С точки зрения цели иссле-

дования это было важно по нескольким причинам. Во-первых, в последние десятилетия стало распространенным мнение, что хотя религиозность среди современников и уходит, но духовность, понимаемая, как свой собственный мистический опыт, связь с богом вопреки церковных таинств и т.д., напротив, сохраняется. При этом делается вывод, что в этом есть проявление процессов десекуляри-зации (в терминологии Белла), постсекуляризации (в терминологии Хабермаса) и т.д. Поэтому для большинства ученых религиозность перестает быть критерием духовности и понимается сегодня шире, зачастую вне рамок традиционных религий. В связи с этим, современные социологи религии говорят о том, что в настоящее время мы наблюдаем не смерть духовности как способности человека ощущать трансцендентное вообще, а скорее смерть традиционных религий, которые уходят в прошлое вместе с традиционными обществами и соответствующими системами.

В результате анкетирования студентов СамГТУ, вопрос о духовности вызвал интерес у 87% респондентов, часть которых дали такие ответы: «я не понимаю, что это такое», «не знаю», «что-то» и т.д. Вместе с тем основная масса опрошенных предложила и свои формулировки. Все полученные в СамГТУ суждения можно разделить на несколько групп:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) трактующие духовность как набор нравственных качеств в человеке - саморазвитие, рост, принятие себя и окружающего мира - таких суждений было большинство;

б) в религиозном ключе, и они составили вторую группу суждений;

в) как морально-нравственные ценности в человеке, воспитанные самим обществом;

г) как атавизм и рудимент для современного человека;

д) как культурное явление.

Отметим, что в СамГТУ, в отличие от ТюмГУ, говоря о духовности, студенты выделили еще одну группу, которую мы обозначили:

е) «духовность как важная и необходимая часть жизни человека».

Данные ответы во многом совпадают с результатами исследования духовно-нравственной культуры Во-строиловой Е.В.[2].

В результате проведенного исследования было получено довольно объемное и многослойное представление о ценностях студентов СамГТУ, которые отличает заимствование самых разных идей из разных идеологических систем. Это и ценности индивидуализма и свободы либерального мировоззрения, и традиционные ценности семьи и дружбы, любви к своей Родине, которые можно отнести к консервативному стилю мышлению; и резко отрицательное отношение к государству, церковным институтам и их инициативам, в определенном смысле атеизм. Это свидетельствует, в первую очередь, о присутствии в обществе самых разных мировоззрений и отсутствии единой идеологии, о том, что конструирование ценностных представлений происходит на основании различных источников, которые не контролируются ни вузом, ни школой, ни церковью, и отбираются либо под влиянием семьи, либо на основании выбора самого индивида. В этом смысле мы имеем дело с индивидом, который ценит свою свободу и

весьма осторожно относится к тому, кто оказывает ценностное влияние.

При этом, если говорить о ценностном портрете учащихся СамГТУ в сравнении со студентами ТюмГУ, можно отметить, что он обладает несколькими уникальными чертами, в качестве которых можно выделить: с одной стороны, больший прагматизм и ориентированность на успех, с другой, большая устремленность быть ответственным не только за себя, но и своих близких; любовь к Родине и вместе с тем критическое восприятие действительности, убежденность, что могут сами в ней что-то изменить; осторожное отношение к людям иных религий, вместе с тем, настороженность и недоверие к религии и религиозному в целом. Таким образом, учащиеся СамГТУ, в отличие от студентов ТюмГУ, представляются нам более независимыми в своих суждениях, более свободными от влияния чуждых им идеологий, признающими приоритетными интересы, прежде всего, своей страны.

Сами студенты СамГТУ при ответах на вопросы анкеты проявили себя как вполне самостоятельные личности, которые ориентированы на карьеру и успех, материальное благополучие, приятное времяпрепровождение. Главными авторитетами, формирующими сознание личности студента СамГТУ, остаются родители, родные, близкие, друзья, при этом наблюдается их чуть большая восприимчивость и разносторонность, в отличие от студентов ТюмГУ, которая проявляется в выборе в качестве авторитетов известных ученых, успешных предпринимателей. Вместе с тем, надо констатировать тот факт, что

круг авторитетных людей и мнений достаточно узок и ограничивается, как правило, ближайшим окружением, в который совсем не входят педагоги школ, преподаватели вузов и тем более представители церкви. При этом учащихся как СамГТУ, так и ТюмГУ, нельзя назвать циниками или людьми, не признающими авторитеты вовсе, они нуждаются в них, но видят их не в каждом, находят не во всех социальных системах.

Сами же студенты, в основной своей массе (почти 80%) связывают духовно-нравственную культуру с общекультурными образцами нравственности и университетскими традициями советского времени.

Литература

1. Боташева Х. Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №77.

2. Востроилова Е.В. Духовно-нравственная культура как учебная дисциплина глазами студентов / Е.В. Востроилова // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Воронеж: научная книга, 2017. С. 452-455.

3. Николаева И. И. Содержание формирования духовно-нравственной культуры студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №1 (157).

4. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Петрова А. А., Козлов И. И., Пахарь А. М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. №3.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_180402/ (дата обращения 04.12.2019).

6. Указ Президента № 683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности РФ». -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения 04.12.2019).

Spiritual and moral culture of students of a

technical university Ryazantsev I.P., Gridina V.V., Timonina T.V.

Orthodox St. Tikhon Humanitarian University,

Samara State Technical University The article presents analysis of the results of a sociological study on the spiritual and moral culture of a modern Russian university. Spiritual and moral culture was determined through the values of students Samara State Technical University. The study examined the students' worldview through indicators such as responsibility, authority, behavior patterns, attitude towards others, spirituality, patriotism. The results of the study show that students of a technical university attribute cultural samples of morality to a spiritual and moral culture. Students' values are based on the borrowing of various ideas (individualism, liberalism, family values, friendship, love for the motherland, negative attitude to political and religious institutions). The student's values at Samara State Technical University include traits such as pragmatism, a focus on success and material well-being, a pleasant pastime, a sense of responsibility for oneself and one's loved ones, a small number of authoritative people and opinions.

Keywords: spiritual and moral values, culture, high school, students, worldview, spirituality, behavior model, significant others, responsibility.

References

1. Botasheva H. Yu. Spiritual and moral values of a university student in the mirror of

sociological analysis // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. 2008. No. 77.

2. Vostroilova E.V. Spiritual and moral culture as

an educational discipline through the eyes of students / E.V. Vostroilova // Physical culture, sport and health in modern society. Voronezh: scientific book, 2017. S. 452455.

3. Nikolaeva I. I. The content of the formation of

the spiritual and moral culture of a student // Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2015. No1 (157).

4. Ryazantsev I. P., Podlesnaya M. A., Petrova

A. A., Kozlov I. I., Pakhar A. M. Value orientations of students in secular and religious universities // Vestnik RUDN. Series: Sociology. 2016. No3.

5. Order of the Government of the Russian

Federation of May 29, 2015 N 996-r "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025". -[Electronic resource] - Access mode. - URL http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_180402/ (accessed 04.12.2019).

6. Presidential Decree No. 683 of December 31,

2015 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". - [Electronic resource] - Access mode. - URL http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (access date 12/04/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.