Научная статья на тему 'Образовательные и профессиональные стратегии студентов технических вузов г. Самара'

Образовательные и профессиональные стратегии студентов технических вузов г. Самара Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / TECHNICAL UNIVERSITY / STUDENTS / VALUABLE ORIENTATIONS / EDUCATIONAL STRATEGY / PROFESSIONAL PLANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петинова Т. М., Полищук В. Н.

В статье рассматривается проблема профессиональных и ценностных ориентаций студентов технических вузов Самары. На материалах социологического исследования проводится сравнительный анализ специфики понимания студентами жизненных целей и жизненных притязаний, особенности установок студентов в отношении работы и карьеры в трех технических вузах Самары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петинова Т. М., Полищук В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные и профессиональные стратегии студентов технических вузов г. Самара»

Петинова Т.М., Полищук В.Н.

К.ф.н., доцент, к.ф.н., профессор, кафедра социологии, политологии и истории Отечества, Самарский государственный технический университет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ г. САМАРА

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессиональных и ценностных ориентации студентов технических вузов Самары. На материалах социологического исследования проводится сравнительный анализ специфики понимания студентами жизненных целей и жизненных притязаний, особенности установок студентов в отношении работы и карьеры в трех технических вузах Самары.

Ключевые слова: технический вуз, студенты, ценностные ориентации, образовательные стратегии, профессиональные планы.

Keywords: technical university, students, valuable orientations, educational strategy, professional plans.

Молодежь во все времена привлекала особое внимание социологов как источник созидательного инновационного потенциала общества. Одновременно это и одна из самых уязвимых социальных групп, особенно в периоды нестабильности и кризисов, так как не обладает, в достаточной мере, собственными ресурсами для адаптации. Насколько молодые люди осознают сильные и слабые стороны своего сегодняшнего положения, какие приоритеты определяют для себя в профессиональном и социальном плане и каковы стратегии их достижении - это и является проблемой нашего исследования.

Как возрастная группа молодежь воспроизводит в своем составе всю структуру общества, распадаясь на разные слои - половые, этнические, классовые, образовательные и профессиональные [1,114]. Нас интересовали достижительные стратегии молодежи, получающей высшее техническое образование, поэтому объектом исследования являются студенты технических вузов г. Самары.

Целью исследования является сравнительный анализ ценностных и профессиональных ориентаций, а также образовательных моделей поведения в трех технических вузах Самары - Самарском государственном техническом университете (далее - СамГТУ), Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (далее - ПГУТИ), Самарском государственном архитектурно-строительном университете (далее - СГАСУ). Объем выборочной совокупности составил 300 студентов 4 курса очной формы обучения, т.е. по 100 студентов в каждом вузе. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования в 2009-2010 учебном году.

В рамках реализации этой цели решались следующие задачи:

1. выявить специфику профессиональных и ценностных ориентаций студентов;

2. выявить специфику понимания студентами жизненных целей и жизненных притязаний в их среде;

3. выявить особенности установок студентов в отношении работы, учебы, семьи и

т.д.;

4. изучить особенности отношения студентов к образовательному процессу в разных вузах;

5. определить основные направления совершенствования учебного процесса.

Образовательные стратегии студентов зависят от двух мощных факторов -

организации учебного процесса как основного средства приобщения к профессии и

сформированности представления о высшем образовании как старте реализации жизненных планов [2,177].

Формирующий эффект обучения прежде всего зависит от активности, сознательности и целеустремленности студента как субъекта обучения. Поэтому в ходе исследования основное внимание уделялось рассмотрению таких параметров учебной деятельности, как: интерес студентов к учебе; трудности в обучении; стимулы учения; ориентация на продолжение образования; взаимоотношения с преподавателями.

Мнения студентов о ценности высшего образования вообще и преимуществах и недостатках учебы в вузе позволяют судить о сформированности у студентов определенных представлений о высшем образовании в современных условиях. В целом по выборочной совокупности более 70% студентов в той или иной мере проявляют интерес к учебе; 18,9% такого интереса не испытывают, а 5,3% не смогли ответить на этот вопрос. Анализ распределения по вузам демонстрирует наличие специфики в восприятии учебного процесса студентами. Если средний уровень интереса к учебе проявляют примерно две трети студентов независимо от вуза, то крайние позиции существенно отличают друг от друга обследуемые вузы. Наиболее привлекательно, с точки зрения сформированности у студентов позитивного отношения к образовательному процессу, выглядит ПГУТИ. Здесь более одной трети студентов проявляют высокий интерес к учебе и только 5,7% совершенно не интересуются учебой. Совершенно противоположная тенденция проявляется в СГАСУ - только 10,0% студентов учатся с большим интересом и велика доля тех, кому учеба в тягость (30,0%). Позиция студентов СамГТУ отличается от обеих крайностей - здесь большой интерес к учебе также проявляют лишь 10,0% респондентов, при этом совсем отсутствуют студенты с трудом заставляющие себя учиться, зато присутствует значимая группа тех, кто не смог дать однозначного ответа на данный вопрос. То есть, у руководства СамГТУ и профессорско-преподавательского состава есть явный ресурс для совершенствования учебного процесса

Также необходимо отметить наличие взаимосвязи между интересом к учебе и посещаемостью занятий - пониженный интерес к учебе проявляется увеличением пропусков занятий без достаточных на то оснований. Выше всего оценка посещаемости студентами СамГТУ - здесь 90,0% студентов посещают все занятия, а пропуски связаны с уважительными причинами. Несколько ниже самооценка посещаемости в ПГУТИ -75,9%, при этом 14,8% студентов признались, что посещают примерно половину всех занятий. И, наконец, в СГАСУ все занятия посещают 66% студентов, а 12% только половину из них. Обращает на себя внимание тот факт, что существует статистически значимая доля студентов, мотивирующих пропуски занятий трудовой занятостью. Особенно значима доля таких студентов в СГАСУ - 22% против 9,3% в ПГУТИ и 6% в СамГТУ.

Немаловажным для анализа образовательных практик студентов является и изучение факторов, влияющих на успехи и неудачи студентов в учебном процессе [2, 180]. В ходе исследования студентам было предложено оценить степень влияния как внутренних, так и внешних стимулов на эффективность их образовательных практик. В целом необходимо отметить, что наибольшей степенью воздействия отличаются все-таки внешние по отношению к студенту стимулы. И на первом месте у студентов всех вузов стоит умение преподавателя понятно и доступно объяснять учебный материал. Учебный материал усваивается лучше, если к таким объяснениям добавлены наглядные пособия, компьютерное сопровождение - это второй по важности стимул. И на третьем месте возможность проверить теорию практикой, т.е. возможность практической работы в ходе учебного процесса. Собственная ориентация на успех, стремление быть первым занимает лишь пятое место в иерархии стимулов. По вузам наблюдается некоторая разница в оценках стимулов, но не такая уж существенная. Однако, даже при наличии позитивной

мотивации и работающей в вузе системе стимулов, далеко не всегда студенты демонстрируют высокие успехи в учебе. Мы попытались выявить факторы, воздействие которых снижает возможности реализации собственного потенциала молодых людей. Все факторы можно условно разделить на две группы - объективные и субъективные, т.е. зависимые и независимые от самого студента. С этой точки зрения к помехам в учебе объективного характера мы отнесли недостаточный профессионализм преподавателей, нездоровую обстановку в студенческой группе, а также отсутствие хорошей учебной литературы. К субъективным факторам были отнесены проблемы в личной жизни, плохое здоровье, низкий уровень общей подготовки, а также невозможность побороть собственную лень. Иерархия помех в учебе в целом по выборке свидетельствует о том, что на первом месте - «плохие преподаватели» (18,1%); на втором месте - собственная лень, невозможность заставить себя интенсивнее заниматься (18,0%); на третьем -отвлекающие от учебы проблемы в личной жизни (12,9%). Четвертое место занимает низкий уровень общей подготовки, причем это не только слабая довузовская подготовка, но и пробелы, образовавшиеся за 3,5 года учебы в вузе. Студенты - 11,2% - говорят о том, что с трудом понимают и запоминают новый учебный материал, а 10,8% студентов говорят о том, что нередко помехой в учебе бывает плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. Анализ полученного распределения свидетельствует о явном преобладании факторов субъективного характера. Позитивным, на наш взгляд, является то, что практически во всех вузах хорошая обеспеченность учебными и учебно-методическими материалами, хороший социально-психологический климат в студенческих группах. Тревожным симптомом является тот факт, что довольно большая (для этого возраста) группа молодых людей имеют проблемы со здоровьем. Необходимо также отметить, что у каждого вуза - своя, специфическая иерархия факторов. Так, в СамГТУ на первом месте фактор объективного характера - «плохие преподаватели» - 23,0%. В ПГУТИ доминируют факторы субъективного плана - недостаточный уровень подготовки (18,5%), лень (14,1%), проблемы в личной жизни (14,1%), плохое самочувствие (11,9%). Что касается СГАСУ, то здесь, как и в СамГТУ, сочетаются объективные и субъективные факторы: невозможность заставить себя заниматься интенсивнее - 23,8%; отсутствие хороших преподавателей - 21,4%; проблемы личного плана -16,7%. Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод о доминирующем влиянии на образовательные практики студентов личности педагога-профессионала.

Это подтверждает и портрет «идеального преподавателя», полученный при анализе ответов на вопрос о предпочитаемых качествах педагогов. Независимо от вуза на первое место респонденты поставили умение преподавателя излагать материал, объяснять -21,5%. На второе - знание своего предмета - 14,0%; на третье и четвертое - проявление доверия и уважения к студентам, умение общаться с молодежью - 12,3% и 10,3% соответственно. Таким образом, студенты достаточно четко обрисовали образ - эталон, отражающий их представления, интересы и вкусы. Это специалист, хорошо знающий свой предмет, интересно излагающий материал, относящийся к студентам с доверием, обладающий умением общаться с ними. Вместе с тем, примерно одна треть студентов отмечает, что в процессе учебы им приходилось сталкиваться с проявлением негативных аспектов поведения преподавателей, не соответствующих их должностному статусу. Анализ открытого вопроса на эту тему позволил выявить наиболее часто встречающиеся модели неадекватного поведения преподавателей. Во-первых, это непрофессионализм, принимающий разные формы - от неумения доступно объяснить материал, до полного (по мнению студентов) незнания предмета, когда преподаватель не может ответить на вопрос по сути излагаемого материала. Во-вторых, это предвзятое, необъективное и некорректное отношение, граничащее, по их мнению, с полным неуважением к личности студента. Наряду с этим, студенты называли и другие признаки, свидетельствующие о

несоответствии поведения человека его статусу преподавателя высшей школы. Например, неопрятный внешний вид, или, напротив, излишне откровенная одежда и украшения. Если трудно с ними полностью согласиться, то и полностью игнорировать их тоже нельзя. Хотя бы потому, что каждого преподавателя молодежь довольно жестко оценивает, сравнивая со своей моделью идеального педагога.

Как указывалось выше, на образовательные стратегии студентов оказывает влияние не только организация учебного процесса, но и сформированность представлений о значимости высшего образования вообще и своем вузе в частности [3, 5-7]. Мнение студентов о своем вузе - это своеобразная экспертная оценка его функциональных характеристик. Подавляющая часть студентов положительно оценивает свои учебные заведения. Особенно важно, что молодые люди, прежде всего, отмечают приобретение в процессе учебы профессиональных знаний (29,1%), а также навыков самостоятельной работы и самостоятельного мышления (22,6%). Не менее значимо для студентов то, что именно в стенах вуза они приобретают друзей (17,1%) и учатся общению и сотрудничеству с людьми (11,6%). Анализ распределения по вузам свидетельствует о сохранении общей тенденции и незначительном разбросе оценок. Дополнительный анализ показал, что в прожективной ситуации повторного выбора вновь стали бы поступать в свой же вуз - 62,3%, 20,0% предпочли бы другой вуз, а 17,7% затрудняется с определенным ответом. При сравнении данных по вузам выясняется, что число лиц, преданных своему вузу заметно отличается, причем не только по образовательным, но и по профессиональным ориентациям. Наиболее благополучно обстоят дела в СамГТУ. Здесь больше всего студентов, удовлетворенных своим вузом - 48,0% против 35,2% в ПГУТИ и 32,0% в СГАСУ. Также здесь меньше всего студентов, разочаровавшихся в своем профессиональном выборе - 20,0%, тогда как в ПГУТИ и СГАСУ их 27,8% и 24,0% соответственно. Наиболее драматичная ситуация складывается в СГАСУ, так как здесь более четверти респондентов к четвертому курсу так и не определились в своих образовательных и профессиональных ориентациях. В целом сравнительный анализ показал, что с переходом на старшие курсы довольно значимая доля студентов испытывает разочарование в своем профессиональном выборе, своеобразный кризис личностного развития. Суть этого кризиса, по-видимому, в том, что каждый новый этап взросления требует критического переосмысления того, что уже свершилось, пересмотра сложившихся оценок и мнений.

Профессиональные стратегии студентов имеют прямую и обратную связь со многими факторами: мотивацией выбора модели образования, ценностными ориентациями, профессиональными предпочтениями, жизненными приоритетами, а также ролью и ценностью высшего образования в личной биографии студентов. Студенты старших курсов довольно хорошо ориентируются на рынке занятости, и их личный опыт показывает, что высшее образование дает возможность стать профессионалом и иметь перспективы карьерного роста. Поскольку около трети студентов, участвовавших в опросе, сочли важным условием жизненного успеха возможность саморазвития и личностной реализации, то и роль высшего образования оценивается ими как институт, предоставляющий такие возможности. По вузам не наблюдается существенной разницы в оценке роли высшего образования в личной биографии студентов. Для выпускников школ выбор вуза и профессии является ключевым моментом в определении жизненного пути. По сути, выбор вуза - это баланс его рейтинга среди других вузов и собственных шансов на поступление, причем не всегда основанных на интересе к профессии. У студентов технических вузов Самары явно преобладает «профессиональный мотив» - интерес к будущему виду деятельности. Это означает, что около 40% молодых людей делают выбор осознанно, ориентируясь на профессию. Вторым по значимости фактором при выборе вуза выступают советы, как родителей, родственников, так и друзей. Ощутимое влияние

оказывает также известность вуза, о которой судят как на основе неформальной, так и формальной информации, полученной из самых разных источников - от родителей, друзей и знакомых, из СМИ (20,0%). Самую проблемную группу составляют студенты, которым было все равно, куда поступать - 13,8%. При сохранении общей тенденции в каждом вузе мотивация поступления студентов имеет свои особенности. Профессиональный мотив наиболее распространенным оказался в СамГТУ. Видимо это объясняется тем, что в этом вузе очень широкий спектр специализаций, и каждый может выбрать что-то для себя. В ПГУТИ дают весьма специфические профессии, о которых многие старшеклассники могут ничего не знать. Сюда поступают целенаправленно, потому здесь велика доля прислушивающихся к советам родителей и родственников -32,2%. Что касается СГАСУ, то здесь достаточно противоречивая ситуация. Во-первых, среди студентов этого вуза доля ориентированных на специальность меньше, чем в других вузах, а доля «безразличных» - больше. Кроме того, почти для четверти студентов мотивом поступления была известность вуза.

Однако не следует забывать, что выбор вуза и выбор профессии не всегда совпадают. Выбрав профессию надо еще совместить ее с личными склонностями, которые проявляются со временем, в результате саморефлексии. Последствием такого несовпадения может быть отказ от работы по полученной специальности, что на сегодняшний день является довольно распространенным и устойчивым явлением в целом по стране. Вместе с тем анализ материалов исследования свидетельствует, что для студентов технических вузов Самары это не характерно - только 4,2% респондентов не планируют работу по специальности, хотя и осознают, что работу найти будет не просто. Учитывая тот факт, что в осознании студентами профессионального выбора значительную роль играют и сами вузы, можно сделать вывод о хорошей организации этого процесса в рамках учебных заведений.

Чего ждут современные студенты от своей профессии, какие возможности даст им диплом об окончании вуза? В целом по выборке профессиональные ожидания студентов концентрируются вокруг двух основных стратегических моделей - интересная работа, возможность достижения профессиональных высот, и карьерная модель, ориентированная на доход. В целом по выборке студентов, выбирающих первую или вторую стратегию профессионального поведения, примерно поровну. Профессиональные ожидания в вузах имеют свою специфику. Наиболее привлекательно выглядят студенты ПГУТИ - почти половина из них связывает получаемую специальность с ожиданием интересной работы и достижением высокого профессионализма (49,3%), а 33,8% - с карьерой и материальными выгодами. В СамГТУ примерно равные доли студентов ориентированы на профессию и на карьеру. В СГАСУ ситуация прямо противоположная - здесь 47,5% студентов, ориентированных на карьерную модель, и только 27,5% - на профессиональное совершенствование. Кроме того, в СГАСУ больше всего опасающихся трудностей в поиске работы, да и просто не задумывавшихся о будущем.

В жизненных планах опрошенных студентов доминирует одна позиция: «после окончания вуза буду устраиваться на работу» (43,8%). Относительно много оказалось тех, кто собирается продолжить образование - 16,5% респондентов мечтают поступить в аспирантуру или получить второе высшее образование. Каждый десятый студент планирует заняться устройством своей личной жизни (9,9%). В планах 9,7% устройство своей жизни за границами России, а 7,4% мечтают открыть свое дело именно в России. Имеются студенты, которые не определились со своими жизненными планами, их 12,7%. Таким образом, в целом технические вузы Самары достаточно успешно реализуют свое основное предназначение, ориентируя молодежь на профессионально-трудовую деятельность и дальнейшее повышение образовательного уровня. С одной стороны, у студентов разных вузов много общего, однако каждый вуз имеет и свою специфику,

зависящую не только от объективных характеристик образовательной среды, но и от субъективных характеристик коллективного «потребителя» образования. Так, примерно треть студентов СГАСУ вообще пока не задумываются о том, что их ждет за порогом вуза (28,0%). Здесь меньше всего планирующих работать после окончания вуза (36,0%), и меньше всего желающих продолжить образование (10,0%). В СамГТУ больше всего студентов, планирующих работу (51,0%), и достаточно много ориентированных на продолжение образования (18,0%). Кроме того, СамГТУ отличается тем, что в планы каждого пятого студента входит устройство личной жизни после окончания вуза. Студентов ПГУТИ отличает самая большая доля ориентированных на аспирантуру и второе высшее образование (21,6%).

За время обучения в вузе студент не только осваивает профессию, но и вырабатывает для себя определенную жизненную философию. В ходе опроса респонденты отмечали те жизненные ценности, которые, по их мнению, позволяют человеку чувствовать себя счастливым. И если жизненные планы предполагают кратковременную перспективу, то жизненные ценности - это то, на что человек предполагает ориентироваться в долговременной перспективе, это нравственные, социальные, профессиональные и материальные диспозиции, сформированные к данному моменту. В целом по выборке иерархия жизненных ценностей такова:

1. Верный, любимый человек (20,2%).

2. Высокий заработок, собственность, капитал (19,3%).

3. Хорошие друзья (13,7%).

4. Интересная работа (12,0%).

5. Душевное спокойствие, чистая совесть (11,5%).

6. Поддержка родных и близких людей (5,9%).

7. Профессиональные достижения (4,5%).

8. Высокое положение в обществе (3,5%).

Легко заметить, что студенты одновременно ориентированы на две сферы -приватную (дружба, любовь) и материально-достижительную (деньги, интересная работа). Так как в группу лидирующих ценностей вошла «интересная работа», можно предположить, что сегодняшние молодые специалисты не будут согласны на любой высокооплачиваемый труд. Они будут стремиться туда, где смогут полнее проявить себя. Весьма примечательно, что в конце списка предпочтений оказались «профессиональные достижения» и «высокое положение в обществе». Следовательно, сегодняшние студенты технических вузов в большей степени ориентированы на материальный успех, нежели на собственно карьеру. Им важно добиться в жизни экономического благополучия, интересной работы, а не высоких результатов в области своей специальности. Сопоставление жизненных ценностей студентов разных вузов свидетельствует о сохранении общей тенденции. А это говорит о том, что данные исследования отражают типичную психологию современного российского студента. Надо полагать, что перед нами новое поколение - поколение рационалистов и прагматиков, ориентирующихся на ценности рыночной экономики и мировоззрение «разумного эгоизма». Возможно, этим можно объяснить вскрытое в ходе исследования противоречие: 39% опрошенных студентов отмечали, что в дальнейшем намерены стать профессионалами в своем деле, однако только 4,5% оценивают профессиональные достижения как одну из жизненных ценностей.

Высшее образование сегодня стало необходимым условием получения относительно хорошо оплачиваемых и престижных рабочих мест. Это значит, что студенты вынуждены аккумулировать все свои ресурсы для достижения поставленной цели. В стремлении реализовать свои притязания на достойную жизнь, молодые люди планируют и выстраивают разные образовательные и профессиональные стратегии в

зависимости от типа вуза, своих возможностей, а также ряда других факторов. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, как о сходстве, так и о различиях образовательных практик, ценностных и профессиональных ориентаций студентов разных технических вузов Самары.

1. Анализ зависимости образовательных стратегий от организации учебного процесса в вузе свидетельствует о наличии ресурсов совершенствования последнего. Причем ресурсы эти прямо пропорциональны степени сформированности у студентов познавательного интереса к учебе.

2. В ходе исследования была оценена степень влияния внутренних и внешних стимулов эффективности образовательных практик студентов. Абсолютное большинство студентов восприимчивы в своей учебной деятельности к внешним стимулам, таким как профессионализм преподавателей, мультимедийное сопровождение учебного процесса, а также присутствие в учебном процессе достаточной доли практических и лабораторных занятий. Кроме того, во всех вузах хорошее стимулирующее влияние оказывают высокие требования к студентам на экзаменах и зачетах. Однако каждому вузу необходимо постоянно изучать и анализировать дидактический аспект своего образовательного процесса.

3. Прослеживается зависимость реализации образовательных стратегий студентов от ряда факторов. В целом для студентов технических вузов характерно преобладание факторов субъективного характера - недостаточный уровень подготовки, проблемы в личной жизни, и даже элементарная лень. Студенты СамГТУ и ПГУТИ более требовательны к внешним аспектам взаимодействия в ходе образовательного процесса. Поэтому в этих вузах ощущается доминирующее влияние личности преподавателя на практику и результативность обучения.

4. Мнение студентов о своем вузе - это своеобразная экспертная оценка его функциональных характеристик. Подавляющая часть студентов положительно оценивают свои учебные заведения, отмечают приобретение в процессе учебы именно профессиональных знаний, а также навыков самостоятельной работы и самостоятельного мышления. При сравнении данных по вузам выясняется, что число лиц, «преданных своему вузу» заметно отличается, причем не только по образовательным, но и по профессиональным ориентациям.

5. Профессиональные стратегии студентов в немалой степени зависят от сформированности представления о роли и ценности высшего образования в жизни человека. В личной биографии студентов роль и ценность высшего образования оценивается довольно высоко - это и возможность самореализации в профессиональном плане и гарантия материального благополучия. Несомненно, позитивным является то, что у студентов технических вузов Самары явно преобладает «профессиональный мотив», т.е. интерес к будущему виду деятельности.

6. Профессиональные ожидания студентов в равной мере концентрируются вокруг двух стратегических моделей - интересная работа, профессиональное совершенствование и карьерная модель. При этом в каждом вузе имеется свой баланс диспозиций.

7. В целом технические вузы Самары достаточно успешно реализуют свое основное предназначение, ориентируя молодежь на профессионально-трудовую деятельность и дальнейшее повышение образовательного уровня. В жизненных планах молодых людей доминирует тенденция трудоустройства после окончания вуза, а также присутствует значимая группа тех, кто собирается продолжить образование. Вместе с тем у каждого вуза своя специфика.

Литература

1. Молевич Е.Ф. Общая социология: курс лекций. - М., URSS, 2003. - 328 с.

2. Петинова Т.М., Полищук В.Н. Социологический аспект проблемы учебно-познавательной активности студентов./ Т.М.Петинова, В.Н.Полищук //Актуальные проблемы гуманитарных знаний: межвуз. сб. науч. статей. - Самара: Самар. гос. техн. унт. 2009. - с. 176-199.

3. Новое поколение. Проект Фонда Общественное Мнение.//Общественный совет. 2009. Спецвыпуск №5. - С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.