УДК 378
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Е.Н. Руднева
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматриваются задачи воспитательного процесса вуза, проанализированы подходы, позволяющие сформировать профессиональную идентичность у студентов. Представлены критерии, дающие возможность отследить сформированность профессиональной идентичности. Даны результаты изучения уровня сформированности профессиональной идентичности студентов технического вуза.
Ключевые слова: процесс воспитания в вузе, профессиональная идентичность, уровень сформированности.
Высшее образование в современной России - это фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности [2, 3, 4]. Особое значение сегодня приобретает развитие способностей к саморегуляции, самоорганизации, повышение гибкости мышления, формирование способности к преодолению различных шаблонов, стереотипов. Воспитание в вузе выполняет функцию формирования ряда новых личностных качеств, таких как критическое отношение к себе, своим стереотипам и привычкам, осознание необходимости преодоления косных взглядов, формирование новых ценностных ориентаций, гибкость мышления, установки на диалог и сотрудничество [6].
В постиндустриальном обществе специалист обязан быть достаточно мобильным не только в пространстве и времени, но и психологически. Он должен:
- понимать, что окружающая профессиональная среда постоянно меняется, и чтобы не быть «отбракованным», необходимо развиваться согласованно со средой в течение всего периода трудовой деятельности;
- быть потенциально готовым к изменениям профессиональной среды;
- иметь потребность соответствовать той среде, в которой действует;
- осознавать вероятность изменений и необходимость готовности к перемене профессиональной деятельности [8].
В этих условиях очевидным становится разрыв между качественным уровнем подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми общественным производством; между запросами и ожиданиями специалиста, получившего традиционное высшее профессиональное образование (востребованность на рынке труда, быстрый профессиональный, карьерный рост, самоактуализация, самореализация), и реальными перспективами. В образовательной политике обозначилась тенденция к ориентации на потребности и возможности человека, а не только на производственные, социальные технологии ближайшего будущего. В философских, социальных, педагогических исследованиях высказывается мысль о том, что развитие профессионального образования должно опираться
Елена Николаевна Руднева, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
на идею его целостности, непрерывности, быть фундаментальным, дающим целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога гуманитарной и естественной парадигмы наук. Многолетние исследования позволяют определить миссию профессионального образования как обеспечение возможности надежной профессиональной деятельности человека в течение всей трудовой жизни в условиях быстро меняющейся профессиональной среды [5].
Предлагаемая нами модель формирования профессиональной идентичности студентов, представляющая совокупность социально-педагогических и воспитательных возможностей, объединенных мотивационно-целевой установкой, позволяет подготовить молодого специалиста к подлинной, реальной жизни и деятельности, раскрыть его творческий потенциал, развить качества и способности к самостоятельным действиям, к самообразованию, т.е. сформировать профессионала.
Основными задачами воспитания для формирования профессиональной идентичности являются:
- создание позитивной среды для активного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования индивидуальной системы профессиональной идентичности;
- углубление мотивационной сферы, осуществление перехода от внешней к внутренней мотивации;
- формирование структуры профессионального Я-образа, включающего в себя профессиональные стереотипы и осознание своей тождественности с профессией;
- создание предпосылок для дальнейшего саморазвития, обеспечивающего ориентацию в мире профессий, которые позволяют более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности и прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.
Критериями сформированное™ профессиональной идентичности можно считать:
- осознание своих профессиональных интересов и способностей, образа своей профессии, соответствия требованиям приобретаемой профессии, перспектив профессионального карьерного роста;
- потребность в приобретении профессиональных знаний и умений, мотивацию к успешной учебно-профессиональной деятельности, отношение к избранной профессии как к личностной и социальной ценности;
- позитивно окрашенное отношение к профессиональному обучению и профессиональной карьере, адекватную оценку себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности, настойчивость в профессиональной подготовке;
- сформированность профессиональных умений, положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках, ориентацию на творчество в учебно-профессиональной деятельности.
Формы и методы воспитательного процесса вуза для формирования профессиональной идентичности - это:
- проблемные и ситуационные тренинги, диалоги, дискуссии, мозговой штурм, анализ ситуаций, деловые и ролевые игры, презентации;
- конструирование профессионально-психологических ситуаций (Я и Дело), отношений (Я и Другие); саморефлексия (образ Я); переработка профессиональных ритуалов; моделирование образов будущей профессиональной деятельности;
- взаимодействие с профессиональным сообществом.
В предлагаемом нами подходе формирования профессиональной идентичности студентов воспитание в вузе протекает как процесс, побуждающий личность к качественным изменениям в себе и имеющий основной целью сделать так, чтобы чело-
век сам себе предъявил требования, сам поставил перед собой социально значимые задачи и сам же оценивал их достижение. В этом случае процесс воспитания делается цельным, т. е. подтверждение воспитательным ситуациям, заданным в учебном заведении, индивид находит в семье, на улице, на работе. Студент сам может определять приоритеты в области профессиональных знаний, тем самым преодолевая разрыв между направленностью воспитательных и образовательных процессов в других институтах общества, находя и подтверждая полученные в ходе обучения как практические знания, так и навыки их получения и осмысления. Это дает возможность студенту самостоятельно организовывать либо находить в реальной жизни образовательные, а вместе с ними и воспитательные ситуации, принцип которых уже был им «проигран» в образовательном учреждении.
Формирование профессиональной идентичности в воспитательном процессе вуза происходит в несколько этапов. Они не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и направлены:
- на 1-м курсе - на адаптацию студента к коллективу, образовательному процессу, принятию традиций образовательного учреждения, освоению роли студента;
- на 2 - 3-м курсах - на осуществление организации профессиональной и социальной деятельности студентов в форме профессионального и социального проектирования, профессиональной и социальной практики, способствующей овладению профессиональным и социальным опытом, профессиональными и социальными ролями (студент-практикант-специалист);
- на 4 - 5-м курсах - на контроль над динамикой развития профидентичности студентов, на выявление возможных затруднений, ошибок в организации их профессиональной деятельности; коррекцию образовательного и воспитательного процессов; выяснение причин ошибок и определение подходов к их устранению[1].
В основу организационно-содержательного блока предлагаемого нами подхода к формированию профессиональной идентичности студентов положены следующие идеи:
- модернизация учебных планов за счет включения знаний, направленных на развитие профессиональной идентичности, в дисциплины общепрофессиональной и специальной подготовки студентов;
- включение в содержание учебных программ отдельных тем, способствующих развитию профессиональной идентичности студентов;
- включение в вариативную часть учебных планов курсов по выбору «Основы профессионального становления», факультативов «Я - будущий специалист», «Стратегия профессионального развития и самореализации»;
- участие студентов во внеаудиторной и внеурочной работе (деловые игры, диспуты, тренинги с работодателями, представителями различных профессий, встречи с выпускниками, акции, фестивали, социальные проекты, кураторские часы и др.);
- включение в план работы методической службы программы «Формирование профессиональной идентичности студентов», целью которой является освоение руководителями, преподавателями методики развития профессиональной идентичности студентов.
Важную роль в развитии профессиональной идентичности студентов играют интеграция деятельности социальных институтов, организация социального партнерства: экскурсии на предприятия, производственные практики, стажировки, специализации, проводимые на базе предприятий, встречи с профессионалами, со специалистами высокой квалификации, работодателями, во время которых закрепляются профессиональные знания, умения; повышается профессиональная мотивация; формируется стремление к совершенствованию в социально-профессиональной сфере.
Немаловажное место в вузе занимает работа отделов связей с рынком труда и выпускниками, направленная на выявление и анализ основных требований работодателей к выпускникам; изучение рынка труда и информации о требующихся специалистах; определение перечня предприятий, наиболее активно трудоустраивающих к себе выпускников. Сотрудничество и участие студентов в мероприятиях, проводимых этими отделами, способствуют повышению социальной компетентности, социальной активности, креативности, формируют коммуникативные навыки, что позволяет повысить уровень профессиональной адаптации студентов и сформировать определенный уровень профессиональной идентичности [7].
Идентичность формируется в процессе профессионализации, а данный процесс начинается с принятия решения о выборе профессии. Поэтому уровень сформиро-ванности профессиональной идентичности и ее структура во многом определяются мотивацией выбора профессии, которая осуществляется преимущественно на этапе продолжения послешкольного обучения и выражается в выборе направления обучения в учебном заведении. Свою осознанность выбора будущей деятельности, направленной на дальнейшее развитие, студент подтверждает, по существу, поступлением в вуз.
Анализ полученных в ходе проведенных нами исследований показал, что мотивы выбора будущей профессии у молодежи весьма разнообразны как по содержанию, так и по своей значимости. В целом существенным мотивационным фактором можно назвать профессиональное сообщество. При этом следует уточнить, что профессиональное сообщество в данном случае выступает не как официально организованная структура профессионального взаимодействия, а как совокупность представителей одной профессии, объединенныхмежду собой деловыми, дружескими и родственными связями. Профессиональное сообщество способствует тому, что ведущим в выборе профессии становится профессионально-познавательный интерес, а это значит, что сделан важный шаг к формированию профессиональной идентичности.
Об эффективности использования педагогических возможностей воспитательного процесса в формировании профессиональной идентичности говорят результатами следующего эксперимента (см. рисунок).
I курс 3 курс 1 курс 3 ку] Экспериментальные гр упгп л Контрольные гр у гаи .1
Динамика уровней профессиональной идентичности студентов в процессе проведения эксперимента
Проведенные диагностические исследования подтверждают рост уровня профессиональной идентичности студентов. Достоверность различий была установлена на уровне значимости 0,95 (критерий Стьюдента), что свидетельствует о позитивном влиянии воспитательного процесса на уровень развития профессиональной идентичности студентов.
В результате проведенного исследования в экспериментальных группах наблюдается рост активного уровня профессиональной идентичности, что свидетельствует о том, что студенты данной группы в процессе целенаправленного воспитательного воздействия проявляют в большей степени активность, инициативность, творческий подход к социальной и профессиональной деятельности.
С учетом выделенного комплекса критериев и показателей эффективности процесса формирования у студентов профессиональной идентичности приведены результаты изученияуровня сформированности профессиональной идентичности студентов по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоционально-волевому и деятельностно-практическому критериям.
Исходя из выделенных нами критериев и показателей качественную характеристику уровней сформированности у студентов профессиональной идентичности можно представить в виде параметров корреляционно-регрессионной модели. Определение параметров корреляционно-регрессионной модели осуществлялось с помощью пакета прикладных программ BMDP [195].
Зависимые переменные: уэ, ук.
Независимые переменные: х1 х2, х3, х^
Х]-когнитивный критерий;
х2- мотивационно-ценностный критерий;
х3- эмоционально-волевой критерий; х-деятельностно-практический критерий.
Корреляционно-регрессионная зависимость для контрольной группы ^ = 126): Ук = 0,214808413х1 + 0,139338134х2 + 0,2916612856з + 0,467795155хФ
Корреляционно-регрессионная зависимость для экспериментальной группы (К = 128):
Уэ = 0,08358813561 + 0,134657788х2 + 0,32585641хз + 0,4587822144.
Анализ показателей уровней сформированности профессиональной идентичности студентов по когнитивному, потребностно-мотивационному, эмоционально-волевому и деятельностно-практическому критерию позволяет сделать следующие выводы.
1. Сформированность адекватной Я-концепции и образа будущей профессии по когнитивному критерию в 1,6 раза выше в экспериментальных группах.
2. Сформированность профессиональной идентичности по потребно-мотивационному критерию, связанному с осознанием перспектив профессионального роста, потребностью в профессиональных знаниях и умениях, отношением к профессиональной деятельности на производственных практиках и ориентацией на творчество, в 1,3 раза выше в экспериментальных группах.
3. Особенно сильно выражены между контрольными и экспериментальными группами различия по эмоционально-волевому критерию сформированности профессиональной идентичности, связанному со стремлением к самосовершенствованию и настойчивостью в решении значимых задач;в процессе соуправления данный показатель в 2,5 раза выше в экспериментальных группах.
4. Статистически значимые различия получены по деятельностно-практическому критерию сформированности у студентов профессиональной идентичности с помощью коэффициента Стьюдента tst = 2,8. При сравнении этого результата с табличными показателями при вероятности ошибки р = 0,05, где t^ = 1,651, был сделан вывод о том, что средний уровень выраженности профессиональной идентичности по данному критерию в 2,0 раза выше в экспериментальных группах[9].
Таким образом, в процессе исследования было выявлено, что в экспериментальных группах студентов позитивный уровень идентичности проявлен в большей степени. Критериями позитивной (зрелой) достигнутой идентичности являются пред-ставленияо том, что личность способна вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; желание соответствовать идеальному представлению о себе; осознание своих трудностей; определенность жизненной ситуации. В экспериментальных группах наблюдается значительный рост профессиональной идентичности по сравнению с контрольными, что свидетельствует о сформированности образа профессии; у обследуемых студентов присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем, они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть.
На основании данных, полученных в результате изучения формирования профессиональной идентичности в действенном аспекте, можно сделать вывод, что формирование профидентичности зависит не только от активной позиции, занимаемой студентами в действенном включении в профессиональное сообщество, но и от целенаправленной деятельности вуза в организации разного рода мероприятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. Большое значение в профессиональном обучении, а значит, и в формировании профессиональной идентичности студента имеет вид образовательной системы, по которой строится процесс обучения в вузе. Полученные в результате эмпирического исследования данные позволили нам предложить некоторые пути оптимизации процесса воспитательной работы в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарбузова Г.В. Эмпирические критерии формирования профессиональной идентичности студентов. - Брянск: БГУ 2008.
2. Казанович В.Г., Кошелева В.Л., Савельева Г.П., Самощенко Л. С. Анализпредставленности компетенций в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенден-ций:Матер. XV Всеросс. науч.-метод. конф.- М.; Уфа: Исследовательский центрпроблем качества подготовки специалистов, 2005. - 38 с.
3. Казанович В.Г., Савельева Г. П. Анализ согласованности (сопряженно-сти)преемственности государственных стандартов профессионального образования разных уровней и ступеней // Матер. XV Всеросс. науч.-метод. конф. - М.; Уфа: Исследовательский центрпроблем качества подготовки специалистов, 2005. - 32 с.
4. Коршунов С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартовв системе многоуровневого инженерного образования: Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 88 с.
5. Мельник Н.М. Средства управления надежностью профессиональной деятельности выпускника вуза // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10.- С. 20 - 22.
6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28 - 38.
7. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Целевая функционально ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология, обучение, опыт реализации. - Самара: СГТУ 2001. - 112с.
8. Нестеренко В.М. Параметрическое управление знанием в процессе решения профессиональных задач // Вестник СамГТУ Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - №1 (15). - С. 89 - 98.
9. Руднева Е.Н. Формирование профессиональной идентичности. -Германия: LAPLAM-BERTAcademicPublishingGmbH&Co. KG, 2012. - 139 с.
Поступила в редакцию 15.10.2013; в окончательном варианте 15.10.2013
UDC 378
THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY PEDAGOGICAL FACILITIES OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE FORMATION OF THE STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTIFICATION E.N. Rudneva
SamaraStateTechnicalUniversity
244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
In this article the tasks of the university pedagogical process are considered, the approach making possible the formation of the students' professional identification is analyzed. The criteria of checking up the formation of professional identification are shown. The results of studying the level of the students' formation of professional identification at the technical university are presented.
Key words: the university educational process, professional identification, the level of formation.
Original article submitted 15.10.2013; revision submitted 15.10.2013
Elena N. Rudneva, senior lecturer, department of Psychology and Pedagogics.