We consider the theoretical and methodological principles of design and implementation of the pedagogical system of formation of professional engineering and graphic skills in students of engineering profile in the process of learning computer graphics. The block components of the complex of computer tools, providing targeted individual-activity in teaching student computer graphics are presented. The results of pedagogical experiment to identify the level of formation of professional engineering and graphic skills are shown.
Key words: engineering and graphic expertise, computer graphics, a model of system formation, forming experiment
Original article submitted 7/II/2010;
revision submitted - 15/III/2010.
Aleksandra B. Puzankova Senior Lecturer, Dept. Engineering Graphics. Valentin N. Mikhelkevich (Doctor of Education, Professor), Professor, Dept. Psychology and Pedagogy
УДК 378
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Е.Н. Руднева1
Самарский государственный технический университет,
4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Предложен поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывающих возможности изучения профессиональной идентичности как комплексной психологопедагогической проблемы. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности.
Ключевые слова: формирование профессиональной идентичности; этапы
формирования идентичности; воспитательная среда; концепция воспитания
С началом функционирования в нашей стране рыночных механизмов процесс профессионального самоопределения личности приобрел качественно новые характеристики и значительно расширил временные границы. Изменения в структуре занятости населения выдвигают на первый план профессиональную мобильность, гибкие договорные формы трудовых отношений, поиск эффективных форм использования рабочего времени [1]. Ранее поощряемая на общегосударственном уровне «профессиональная стабилизация», «профессиональная устойчивость» сменилась сегодня ориентацией на профессиональную мобильность специалистов как необходимое условие для поддержания их конкурентоспособности на рынке труда. Конкурентоспособность специалиста во многом обеспечивается качеством его профессиональной подготовки, наличием высокого уровня развития профессионально значимых качеств. Все это невозможно в полном объеме без успешного протекания процесса профессиональной идентификации, которая осуществляется в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. Поэтому необходимость исследований профессиональной идентификации в рамках проблемы профессионального самоопределения в современных условиях развития российского
1 Елена Николаевна Руднева, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики
общества становится все более актуальной [5]. В целом профессиональная идентификация понимается как процесс приобретения профессиональной идентичности, т.е. определенной социальной (профессиональной) роли, этапы формирования и особенности
функционирования которой не отличаются от процесса усвоения других социальных ролей. Человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия [7].
Эффективное воспитание студента в вузе и его становление как профессионала требуют выполнения двух условий: во-первых, необходимо предоставить студенту мир объектов культуры в данной области человеческого знания, во-вторых, он должен проявить себя как субъект, способный активно-преобразующим образом освоить мир, содержание которого адекватно его профессии [6]. Теоретический анализ
результативности традиционного воспитания показывает, что необходимо решать проблему формирования профессиональной идентичности, становления профессионализма, повышения интереса студентов к своей будущей профессии [2].
Анализ состояния педагогической теории и практики позволил выявить
противоречия между:
- востребованностью общества в личности, способной к эффективному освоению правил и норм профессии, формированию и осознанию себя как профессионала, и недостаточной разработанностью воспитательной системы, способствующей формированию положительного отношения студентов к получаемой профессии;
- необходимостью формирования профессиональной идентичности у студентов в процессе воспитания в вузе и неопределенностью педагогических возможностей, неразработанностью условий и методов для ее осуществления.
Эти противоречия и их конкретизация в педагогической практике привели к постановке проблемы проводимого нами исследования: как в условиях существующей практики профессиональной подготовки специалистов высшей школы обеспечить формирование профессиональной идентичности студентов в процессе воспитательной работы?
От решения этой проблемы во многом зависит успешность становления профессионализма выпускников вуза, формирование личности будущих молодых специалистов, обладающих знанием требований профессии к человеку. Вместе с тем в образовательном процессе вуза формированию профессиональной идентичности студентов уделяется недостаточное внимание, в частности, не полностью востребован потенциал воспитательного компонента профессиональной подготовки. В своей исследовательской работе по формированию профессиональной идентичности студентов в процессе воспитательной работы в вузе мы исходим из того, что формирование профессиональной идентичности студентов будет эффективнее, если:
- разработать модель формирования профессиональной идентичности студента через воспитательный компонент вузовской подготовки, построенную на личностноориентированном и средовом подходах и опирающуюся на принципы мобильности, индивидуализации, интеграции;
- выявить социально-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов вуза;
- разработать на основе выявленных социально-педагогических условий концепцию воспитательной работы в вузе, способствующую формированию профидентичности студентов;
- разработать критериально-диагностический аппарат определения уровней сформированности профессиональной идентичности у студентов вуза в процессе воспитательного воздействия.
В результате будет построена воспитательная среда, основанная на принципах активности, самостоятельности, системности, научности, положительном отношении студентов к воспитательным воздействиям, способствующих профессиональной идентичности; осуществится переход от внешней мотивации формирования идентичности к внутренней; реализуются потребности студентов в самостоятельном поиске путей идентификации, приводящих к ответственности за качественное усвоение профессиональных знаний. Критериями и показателями сформированности у студентов профессиональной идентичности будет осознание своих профессиональных интересов и способностей, образа своей профессии и ее требований к человеку, своего соответствия требованиям приобретаемой профессии, перспектив профессионального карьерного роста; отношение к избранной профессии как к личностной и социальной ценности; позитивно окрашенное отношение к профессиональному обучению и профессиональной карьере; адекватная оценка себя как субъекта учебно -профессиональной деятельности; настойчивость в профессиональной подготовке, учебная активность и самостоятельность; ориентация на творчество в учебно -профессиональной деятельности (креативность), стремление к творческому самовыражению; стремление к самосовершенствованию (самоанализу, самооценке, самообразованию, самореализации).
Разработанная в ходе работы по данной теме концепция воспитания рассматривает воспитательный процесс в соответствии с актуальными проблемами социализации российской молодежи и современными условиями функционирования и преобразования высшего образования в России, где немаловажную роль играет процесс профессионализации студентов. Концепция обозначает смысловое поле, критерии и ориентиры воспитательного процесса в вузе, предлагает идеи, цели, направления, формы и методы воспитания личности будущего специалиста с высшим профессиональным образованием.
Успех воспитательного процесса в вузе зависит от того, как воспринимает сам студент воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего специалиста (самовоспитание). Другими словами, успех воспитательного процесса обусловлен степенью социальной зрелости студента, уровнем сформированности его социального характера [3]. В связи с этим вуз призван стать школой социальной зрелости будущего специалиста, школой закалки его социально-профессионального характера. А для этого нужно, прежде всего, развивать активное отношение самих студентов к делу собственного формирования, самой эффективной формой которого является система студенческого самоуправления. Каждый студент должен пройти школу студенческого самоуправления, тогда он не только поймет, но и почувствует практически, в чем состоит социально-политическая сущность демократизации общественных отношений в вузе и в обществе, в том числе и в профессиональной сфере [4].
Концепция воспитания осуществляется при реализации в образовательном процессе личностно-ориентированного и средового подходов. Личностно-ориентированный подход предполагает в процессе воспитательного воздействия опору на индивидуальные особенности и субъективный опыт студента, на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки. Использование данного подхода позволяет каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает обстановку для естественного его самовыражения, способствует развитию профессиональной адаптации студентов.
Организация воспитательного процесса на основе средового подхода предполагает зависимость индивидуального, личностного, профессионального и социального развития от непосредственной среды жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где реализуют себя студенты. Социально-образовательная среда предоставляет
студентам возможность свободы выбора вида деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения, построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов, социальных групп и представителями профессиональной сферы, более интенсивное проживание различных ролей (студент -практикант - специалист) и др.
Данные подходы реализуются в предлагаемой концепции воспитания через совокупность частных принципов:
- принцип мобильности направлен на формирование компетенций (социальной, профессиональной и др.), которые являются одними из показателей профессиональной адаптации студентов; постоянное обновление содержания профессионального обучения и воспитания; совершенствование знаний и умений по мере необходимости, в связи с изменениями на рынке труда;
- принцип индивидуализации, который позволяет выбирать адекватные виды деятельности студентов в согласии с их индивидуальными особенностями, субъективным опытом, открывает перспективу реальной корректировки воспитательного воздействия в соответствии с социальными претензиями и реальными способностями обучающегося, что способствует развитию профессиональной идентификации студентов;
- принцип интеграции как сочетание и интегрирование не только знаний из различных дисциплин, но и деятельности, методов, технологий обучения и воспитания.
Формирование профессиональной идентичности студентов проходит в три этапа.
Первый этап (1 курс) - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я - студент») и предвосхищении будущей
профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.
Второй этап формирования профессиональной идентичности (2-3 курсы) - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я - будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.
Третий этап (4-5 курсы) - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я, моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.
По данным исследований этапы формирования у студентов профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом (см. рисунок).
Этапы процесса формирования у студентов профессиональной идентичности
Как видно из рисунка, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существует изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Этапы формирования профессиональной идентичности направлены:
- на 1-м курсе - на проектирование деятельности студентов и преподавателей с целью профессиональной адаптации студентов к коллективу, образовательному процессу, традициям образовательного учреждения, принятие роли студента; используются методы: составление анкет, карт, планов наблюдений за деятельностью
студентов. На этом этапе разрабатываются методические материалы для организации воспитательной работы, внеаудиторной; идет отбор диагностик;
3 этап 2 этап стабилизирующий
уточняющий
- на 2-3 -м курсах - на осуществление организации профессиональной и социальной деятельности студентов в форме профессионального и социального проектирования, профессиональной и социальной практики, способствующей овладению профессиональным и социальным опытом, профессиональными и социальными ролями (студент - практикант - специалист);
- на 4-5-м курсах - на контроль над динамикой развития профидентичности студентов; выявление возможных затруднений, ошибок в организации их профессиональной деятельности; коррекцию образовательного и воспитательного процессов; выяснение причин ошибок и определение подходов к их устранению.
Данная концепция может служить основой для создания комплексной программы воспитательной деятельности, конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях и общежитиях. Система воспитания, несомненно, носит динамичный характер, поэтому данная концепция должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.
Таким образом, концепция воспитания, в основе которой лежит процесс формирования профессиональной идентичности студентов, направлена на осознание студентами своей тождественности с профессиональным образом «Я».
Ее отличают следующие принципиальные особенности:
- профидентичность студентов вузов выстраивается на органичном сочетании воспитательного и учебного процессов;
- центральным условием существования системы формирования профидентичности является организация воспитательной среды, основой которой является профессиональное сообщество;
- принципиальная ориентация системы формирования профидентичности студентов состоит в нацеленности на развитие профессиональной адаптации будущих специалистов.
Содержание предложенной концепции - это совокупность основополагающих идей по поводу воспитания в современных условиях, которые учитывают опыт прошлого, реалии и оценку настоящего, ориентированы на решение главным образом текущих задач и достижение целей не столь отдаленного будущего.
Проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности концепции воспитания, направленной на формирование профессиональной идентичности у студентов на основе выявленных педагогических возможностей, и проверив полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- профессиональная идентичность формируется на органичном сочетании воспитательного и учебного процессов с учетом внутренних и внешних детерминант процесса;
- необходимо использовать как традиционные формы и методы воспитания, так и современные ресурсы, направленные на создание в воспитательном пространстве вуза профессиональной среды;
- формирование профессиональной идентичности студентов необходимо начинать с формирования образа профессии - ведущего структурного компонента профидентичности, т.к. его сформированность создает возможность для успешного формирования остальных составляющих профидентичности;
- целенаправленный воспитательный процесс формирует профессиональную идентичность, в результате чего у студентов в экспериментальных группах появляется уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем; наблюдается состояние, характерное для человека, исследующего альтернативные варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем.
Проблема реальной эффективности вузовского воспитания - наиболее сложная. Жизненная практика показывает, что воспитательный эффект обычно проявляется не сразу, а спустя некоторое, порой и длительное, время. Учитывая многообразие содержания студенческого образа жизни, широкий диапазон интересов и активности студентов, можно утверждать, что вряд ли удастся проследить в каждом отдельном случае, результатом какого именно воспитательного влияния или воздействия является данный воспитательный эффект (положительный или отрицательный). В этом смысле воспитательная работа в вузе носит в известном смысле вероятностный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика
соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. - М., 1998. - №2.
2. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.-Ярославль, 2001.
3. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001.
4. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической проблемной ситуации. -Ярославль: ЯрГУ, 1992.
5. СокольниковЮ.П. Теория воспитательных пространств. - М.: Белгород, 1998.
6. ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность. - М.: Изд-во МОСУ, 2000.
7. Super D.E. Theory of vocationol development. - J. Amer. Phsychol., 2003, v. 8, №5.
Поступила в редакцию 12/II/2010; в окончательном варианте - 15/III/2010.
UDC: 378
THE CONDITION OF TSE STUDENTS PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION IN THE TEACHING PROCESS OF THE UNIVERSITY EDUCATION E.N. Rudneva
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: Rudneva2005@ya. ru
The author suggests some ways of finding new educational objectives which will be very useful in learning the professional identity as a complex psychological problem. The structure of educational programme, its goals, problems, stages of accomplishing supposed results, forms of activity etc, criteria and indexes of students’ professional identity are analysed.
Key words: formation of professional identity; stages of identity formation, educative environment; concept of education
Original article submitted 12/II/2010; revision submitted - 15/III/2010.
Elena N. Rudneva Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy