Научная статья на тему 'Традиции и стиль в самобытности культур'

Традиции и стиль в самобытности культур Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1024
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горбунова Ю.С., Виноградова А.И.

Рассматриваются причины возникновения традиций, их специфика, виды, роль и место в социальных системах общества. Подчеркивается всеобщность и универсальность традиций. Раскрывается понятие стиля, направления в творческой деятельности людей. Познавая традиции, стиль, направления в культуре, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и стиль в самобытности культур»

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

УДК 168.522

Ю. С. Горбунова Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТРАДИЦИИ И СТИЛЬ В САМОБЫТНОСТИ КУЛЬТУР

Рассматриваются причины возникновения традиций, их специфика, виды, роль и место в социальных системах общества. Подчеркивается всеобщность и универсальность традиций. Раскрывается понятие стиля, направления в творческой деятельности людей. Познавая традиции, стиль, направления в культуре, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.

Актуальность темы определяется ростом интереса в современном мире к традиционным формам культуры - художественным народным промыслам, национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинарии т. п. Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях - все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Усилению роли традиций способствовали замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности. В этом смысле традиционные формы культуры выражали «социальный консерватизм и были выгодны правящему классу эксплуататоров, ибо поддерживали устойчивость власти» [1, с. 5152]. Поэтому культурный прогресс, развитие общественной жизни были связаны с преодолением традиции, которые сковывали «инициативу и творчески-преобразовательную деятельность народа» [1, с. 52]. Традиции всегда выражали интересы определенных классов или социальных групп и имели прогрессивное или реакционное содержание. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «косность, психологическая инерция, сопротивление новому, передовому, закрепление архаичных форм жизни, пережитков прошлого проявляются в отсталых традициях, именно они тяготеют как «кошмар над умами живых» [1, с. 52]. Но было бы неправильным видеть в традициях только негативный смысл, в них искать «корень зла» и нигилистически относиться ко всем традициям вообще. Вполне очевидно, что такое отрицание социально-позитивной роли традиций не только не соответствует исторической реальности, но может оказать пагубное воздействие на общественное сознание, отношение к истории и культуре. Как всякая крайность, подобная позиция приводит к глубоким идеологическим просчетам.

В основе традиции лежит длительный опыт социальной группы: нормы, символы, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определенных ситуациях, заложенный в них смысл гарантирует правильность действий, предостерегает от неверных поступков, обеспечивает надежность поведения.

Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение. Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут обрастать новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

Общества различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен. Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят вглубь веков, но от этого не теряют своей современности. Традиция является одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах - в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре. Особый интерес представляет динамика культурных традиций, факторы, влияющие на их распространение и популярность. Традиции могут быть забыты на время, почти исчезнуть, а затем в новых условиях вдруг возрождаться, набирать силу, приобретать влияние на современников. Традиции - важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия, и обращаться с ним нужно бережно и умело. Историческая миссия и интернациональный долг народов мира состоят в постоянном приобщении все новых и новых поколений к культурным ценностям, в обогащении и пополнении сокровищницы мировой культуры.

Традиции могут быть не только народными, национальными, но и семейными. По периодам традиции можно классифицировать как ежегодные, ежемесячные, ежедневные.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Одним из элементов культуры, определяющих её самобытность, является стиль. В самом общем виде понятия «течение», «стиль» и «направление» можно определить как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства, характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства [2, с. 231]. Именно так, не делая различий между ними, определял понятие «стиля» («течения», «направления») русский философ-искусствовед Владимир Васильевич Вейдле (1895-1979), как и многие другие, после высланный на Запад. Он писал: «Стиль нельзя ни выдумать, ни воспроизвести; его нельзя заказать, нельзя выбрать, как готовую систему форм, годную для перенесения в любую обстановку; подражание приводит только к стилизации. Стили росли и ветшали, надламывались, менялись, переходили один в другой; но в течение долгих веков за отдельным архитектором, поэтом, музыкантом всегда был стиль надличная предопределённость всякого творчества... Его не создает отдельный человек, но не создается он в результате хотя бы очень большого числа направленных к общей цели усилий; он - лишь внешнее обнаружение внутренней

согласованности душ, сверх-разумность творчества. Когда потухает соборность, гаснет стиль, и не разжечь его вновь никакой жаждой, никаким заклятием. Память о нем продолжает жить, но вернуть его нельзя; он дан, или его нет; тем хуже для художников и эпох, которым он только задан» [2, с. 232].

В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений для объективно существующих направлений, течений и стилей, преимущественно в европейском искусстве, основные особенности которых необходимо знать всякому культурному человеку. К таким направлением со своими особенностями можно отнести: романский стиль, готический стиль, барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм и натурализм.

Библиографические ссылки

1. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. М. : Ин-фра-М, 2004.

2. Мамонтов А. С. Культурология. М. : Гардари-ки, 2005.

© Горбунова Ю. С., Виноградова А. И., 2011

УДК 168.522

А. А. Горина Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ

Определяются условия формирования маргинальной культуры в обществе. Маргинальность рассматривается не только как препятствие процессу культурной самоидентификации, но и как возможность построения новой культурной среды.

Маргинальность - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы: трансформации общества, например, модернизация, «перестройка» и т. п.; изменения социальной структуры, такие как появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса; различные формы взаимодействия культур - от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена.

Характерная для маргинальной культуры «нелинейность», «коллажность», как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных нередко конфликтующих социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным «архивам» культур разных стран и эпох создает в рамках маргинальной культуры условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заим-

ствованного или уже «отработанного» в рамках наличной культуры материала.

Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной «игровой площадкой» новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения «официальных» и «маргинальных» образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандартной культурной коммуникации [1]. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры - реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит «негативная легитимация» маргинальной культуры в качестве существенного фактора динамики культуры. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство «большой» культуры порождают очередной стиль и, соответственно, его новые маргинальные окраины. Однако, происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или «закрытого», к «открытому», или «моза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.