Научная статья на тему 'Традиции и поиск как основа хореографического образования в педагогическом вузе'

Традиции и поиск как основа хореографического образования в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ХОРЕОГРАФИИ / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / PEDAGOGY OF THE CHOREOGRAPHY / CHOREOGRAPHY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касиманова Людмила Альбертовна

Раскрывается возросшая конкуренция на рынке творческого труда и возникшие в связи с этим проблемы профессионального хореографического образования, дается анализ специфической особенности преподавания танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and Search as a Base of Choreography Education at a Pedagogical HEI

The article discusses the growing completion on the market of creative work and the problems of professional choreography education resulting from this. It also gives an analysis of specific peculiarities of teaching the dance.

Текст научной работы на тему «Традиции и поиск как основа хореографического образования в педагогическом вузе»

3. Baranova N. A. Osnovy formirovanija diskursivnoj kompetentsii studentov pri obuchenii inojazychnomu professional'no-orientirovannomu obshcheniju: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb.: S.-Peterb. politehn. un-t, 2008. 22 s.

4. Gal'skova N. D. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: lingvodidaktika i metodika : Ucheb. posobie / N. D. Gal'skova, N. I. Gez. 3-e izd., ster. M.: Academia, 2006. 334 s.

5. Kompantseva E. V Soderzhatel'no-metodicheskij aspekt sotsiokul'turnoj kompetentsii v professional'noj podgotovke studentov lingvisticheskih spetttttsial'nostej: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2006. 22 s.

6. MakarovM. L. JAzykovoe obwenie v maloj gruppe: opyt interpretativnogo analiza diskursa: Avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Saratov, 1998. 43 s.

7. Musul'bes S. N. Obuchenie argumentirujushchemu diskursu v sfere pis'mennogo obshchenija : jazykovoj vuz, prodvinutyj etap, anglijskij jazyk: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: Mosk. gos. lingvist. un-t, 2005. 22 s.

8. Popova N. V Mezhdisciplinarnaja diskursivnaja linija v programme podgotovki lingvistov. SPb.: SPbGPU, 2009. 330 c.

9. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 03.57.00 — Lingvistika (kvalifikatsija (stepen') «Bakalavr»). M., 2010. 13 s.: Elektronnyj resurs http://uap.spbstu.ru/fgos

10. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 035700 — Lingvistika (kvalifikatsija (stepen') «Magistr»). M., 2010. 11 s.: Elektronnyj resurs http://uap.spbstu.ru/fgos

11. Chernjavskaja VE. Interpretatsija nauchnogo teksta: Ucheb. posobie. SPb.: Nauka, 2004. 127 s.

12. Shchukin A. N. Obuchenie inostrannym jazykam: teorija i praktika / A. N. Shchukin. M.: Filomatis, 2006. 480 s.

13. Сarter Ronald. Vocabulary: applied linguistic perspectives. London; New York: Routledge, 1998. 317 p.

Л. А. Касиманова

ТРАДИЦИИ И ПОИСК КАК ОСНОВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Раскрывается возросшая конкуренция на рынке творческого труда и возникшие в связи с этим проблемы профессионального хореографического образования, дается анализ специфической особенности преподавания танца.

Ключевые слова: педагогика хореографии, педагог-хореограф.

L. Kasimanova

Traditions and Search as a Base of Choreography Education at a Pedagogical HEI

The article discusses the growing completion on the market of creative work and the problems of professional choreography education resulting from this. It also gives an analysis of specific peculiarities of teaching the dance.

Keywords: pedagogy of the choreography, choreography teacher.

Культура социума складывается из культурных традиций, присущих тому или иному народу, из его исторического опыта развития, моральных норм, идеалов и других духовных ценностей. Поэтому когда речь идет о культурной политике государства, в первую очередь осмысливаются критерии и

оценки существующего положения о том, как эта сфера управляется, какова роль государства по отношению к культуре, искусству, художественному творчеству.

Цели и средства культурной политики в переходный период были сформулированы в Национальном докладе, подготовленном в

рамках программы Совета Европы по анализу культурной политики в европейских странах.

Важно отметить, что в этом докладе художественное образование впервые рассматривается как часть культурной политики государства, и впервые документально были сформулированы цели государства в данной области, которые заключаются в следующем:

- сохранение качественных основ отечественного художественного образования, закрепление их в государственных требованиях (образовательных стандартах) и наряду с этим создание программ, позволяющих учитывать как интересы личности, так и новые экономические условия;

- сохранение сети учебных заведений, проведение лицензирования и аккредитации действующих государственных учебных заведений;

- поддержка инициатив по созданию иных образовательных учреждений, в том числе и государственных;

- создание федеральной программы «Поддержка молодых дарований в области искусства» (специальные стипендии для одаренных детей, расширение творческих обменов, проведение конкурсов, фестивалей, смотров).

Содержание культуры — это в значительной мере культурная память, ценности, унаследованные от прошлых поколений. Но есть ещё интенсивный сегодняшний творческий культурный процесс, где ценности прошлого переплавляются порой самым неожиданным образом, где рождается то, что сегодня мы называем «современным» творчеством, где закладываются основы будущего. Как соотносится одно с другим? Насколько «традиционное искусство» готово активно действовать в современных культурных контекстах? Не отрицать, не осуждать, испытывая зависимость с точки зрения устоявшихся норм, а находить «общие» грани и взаимодействовать, профессионально выстраивая новые тенденции, кото-

рые происходят и уже произошли в практической сфере.

Будущее культуры, искусства и художественного творчества зависит от того, сумеют ли они отстоять свою значимость, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность своих товаров и услуг. Задача это весьма не проста, поскольку оперировать смыслами и ценностями в современном культурном пространстве — совершенно не то, что сохранять и воспроизводить ценности прошлого. Между тем нельзя забывать, что современный менеджмент — не более чем технологический инструмент, помогающий оптимизировать любую деятельность, если ясны её собственные внутренние цели и смысл. И это особенно важно для сферы культуры и искусства, которые всегда имеют дело с человеческими ценностями. Мы же ещё только делаем робкие попытки соединить «традиционные» ценности с проблемами и требованиям современной жизни. И подход этот основан на предположении, что ценности эти не универсальны (или универсальны), а варьируются в зависимости от требований современного общества.

Особый фактор, вызывающий озабоченность, — это возросшая конкуренция на рынке творческого труда. Многочисленные культурные институты всегда разрывались между «классикой» и «экспериментом». А коммерческие интересы теперь всё чаще поворачиваются в сторону культуры, искусства и образования. Что же происходит при таком сближении и каков баланс положительных и отрицательных последствий? Можем ли мы требовать эффективных результатов — ведь ценности культуры и искусства, даже обладая хорошей репутацией, не вправе ожидать, что общество или частные спонсоры и бизнесмены будут вкладывать в них деньги без особо видимых причин?

Вместе с тем сегодня мы становимся свидетелями появления новых фестивалей, конкурсов, центров «современного искусства», проектов, направленных на возрожде-

ние традиционных и становление новых видов различного творчества. Каково истинное культурное содержание и значение этих явлений? Какие изменения происходят сегодня в культурном ландшафте города, позиционируемого одной из культурных столиц России? Наша цель — стратегически разрешить возникающие в этой области проблемы, а также предложить новую, актуальную систему переосмысления будущего культуры и искусства; проанализировать «подлинность» и «подделку» в области «современного искусства», выявить положительные и отрицательные стороны культуры и искусства как неотъемлемых составляющих современного мира.

Как показывают исследования, значительным потенциалом обладает именно хореографическое искусство, подводя к решению задач профессионального образования с позиций целенаправленного формирования взаимосвязи соотношения учебного и творческого аспектов в образовательной среде, являясь основным направлением развития педагогики хореографии.

Традиционно профессиональная подготовка будущих специалистов-хореографов предусматривает акцент на освоение специальных дисциплин («Теория и методика преподавания классического танца», «Теория и методика преподавания народносценического танца», «История балета», «Основы актёрского мастерства и режиссуры в танце»). При этом не учитывается, что будущий педагог-хореограф должен быть подготовлен к возможности более разностороннего профессионального проявления. Особенно это касается педагогики хореографии: это означает, что педагог-хореограф должен хорошо владеть коммуникативными навыками, ориентироваться в вопросах развития творческих способностей, возрастного становления личности, истории мировой художественной культуры, педагогики хореографии и психологии творчества. Следует отметить также необходимость расширения культурного опыта и опыта свободного,

самостоятельного творчества студентов, развития у них эстетического отношения к окружающему миру, влияющего на эмоциональную отзывчивость на чувственные впечатления, развития эмоционального интеллекта, готовности к профессионально значимой деятельности.

Необходимо создать методику, которая включала бы в себя, помимо эстетических аспектов, аспекты профессионального мастерства. Но последнее не может существовать без первого, несмотря на то, что эпоха становления российской системы хореографического образования правомерно ставила знак равенства между задачами обучения при подготовке исполнителей и педагогов-хореографов (поскольку последние, как правило, определялись из первых). В настоящее время, несмотря на введение федеральных образовательных стандартов нового поколения, мы не обнаруживаем заметного различия при подготовке специалистов того же профиля. Поэтому хореографическое образование при подготовке педагогов-хореографов — это, прежде всего, система сохранения традиций, которой студенты-хореографы овладевают в процессе обучения, привнося свое собственное осмысление, понимание и своеобразие, создавая новую хореографическую школу. Целью является формирование основы, фундамента профессиональной хореографической культуры (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, дуэтный классический танец, современный танец, музыкальное воспитание, история театра и балета, актерское мастерство, сценическая производственная практика, изобразительное искусство), включая интеллектуальную, нравственную, эстетическую, художественную культуру личности. Понятие «хореографическая культура» в широком смысле слова является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов, обусловленных историко-культуро-

логическими потребностями общества.

Таким образом, категория «педагогическая система хореографии» рассматривается, прежде всего, как основа эффективности соотношения учебного и творческого аспектов в профессионально-творческом совершенствовании студентов-хореографов. Первоначально, для того чтобы понять специфику каждого из понятий, мы разводили их в теоретическом плане. Теперь попытаемся сопоставить и соотнести указанные категории по степени важности. Мы видим, как в реальной истории профессионального образования хореографическому искусству «педагогическая система» диктовала порядок, конкретность, рациональность. Благодаря системе мы можем говорить о том, что элементы хореографического искусства — это позиции, позы, па, планы раскладки движения (ераи1е-теП;) и т. д. Содержание хореографического искусства — это перспектива и рисунок движения, образы, их связь с музыкой. Отсюда следует, что структура хореографического искусства — это элементы, форма и содержание хореографической системы по отношению к другим видам искусства (музыка, живопись, поэзия, скульптура, архитектура, театр). Все перечисленные компоненты педагогической хореографической системы всегда присутствовали в нормативных образовательных документах, где они объединяются и действуют как своего рода методика обучения. Однако данное положение достаточно относительно — ведь научный проект педагогической хореографической системы был не что иное, как попытка организации экспериментального наблюдения в области танцевального творчества. Кто же занимался опытами и разработкой теории «хореографического искусства»? В первую очередь, исходя из вышесказанного, — это практики (отсюда и понимание процесса преемственности и передачи знаний), а впоследствии — и теоретики, которые вырабатывали реальное доказательство того, что хореографическая педагогика — наука логически непротиворечивая и разумная.

В последнее время проблемы развития системы хореографического образования стали предметом исследования многих учёных. Особое внимание привлекают различные методики, направления и педагогические программы в организации хореографической деятельности, в том числе применение их в практике творческих самодеятельных коллективов. В то же время хореографическая культура, привлекая внимание педагогов, историков, этнографов, культурологов, искусствоведов, становится предметом междисциплинарных исследований. Это объясняется как многоаспектностью самой проблемы, так и широко контекстным ее видением в свете новых методологических подходов на разных теоретических уровнях — эстетическом, культурологическом, социологическом, социальном, педагогическом.

Что же касается дальнейшего развития современных технологий обучения хореографическому искусству, то проблема относительной самостоятельности хореографической педагогики, скорее всего, наиболее активно поднимает вопросы о предмете и статусе хореографической педагогики как области практической деятельности, основанной на профессиональных знаниях, умениях и навыках.

История показывает, что «педагогическая система хореографии» — явление насколько новое, настолько и традиционное. Оно представляет собой совокупность танцевальных знаний и опыта, накопленных эмпирическим путем через произведения раннего непрофессионального народного творчества (устное поэтическое, музыкальное, игровое), традиции, обычаи, а также через разнообразную гамму танцевальной культуры, которую позже стали называть системой хореографического образования.

Однако перед нами реально возник риск прийти к модели, к схеме, определяемой внешне эффектными признаками, возникли своего рода затруднения, мешающие творческому процессу сосредоточиться на обра-

зовательном. Но в данном случае анализ конкретных, объективных обстоятельств позволил достичь необходимых результатов. Для каждой конкретной дисциплины по специализации профиля «хореография» мы выбирали определённую художественную систему, не привязываясь к уже существующим ранее учебным программам, соответствующим образовательному государственному стандарту. Именно поэтому всё более и более возрастала потребность каким-то образом связать все наши поиски, возможность реализовать весь накопленный годами творческий потенциал и опыт педагогической практики, выработать свой неповторимый стиль, свою индивидуальность. Мы уяснили, что нам нужен собственный путь и логика концептуального развития, во многом противоположная стилизаторским и академическим поискам, которые только мешают в сегодняшней реальности. Таким образом, мы пришли к заключению, что нам нужен свой стиль, который будет определяться не формой, а содержанием. Так естественно возникли новые дисциплины, которые нашли своё отражение в новых образовательных программах, в подходе к образовательному процессу, в постановочных принципах, осуществляющихся настолько, насколько позволяют наше время и наши возможности. Процесс обучения построен так, что студенты обязаны постоянно демонстрировать собственные достижения по специальным предметам, совершенствовать их за счет репетиций, просмотров, показов, которые формируют у творческой личности определенную ответственность за уровень собственного обучения и за качество предлагаемого ими творческого продукта публике.

Однако профессиональное хореографическое обучение в вузах педагогического образования остаётся до сих пор на уровне образовательных стандартов прошлого поколения. То есть качество образования относительно достижений «современного хореографического искусства» следует при-

знать неудовлетворительным. Таким образом, понятие «качество» хореографического образования приобретает смысл только при указании «стандарта», относительно которого это качество рассматривается.

Путь свободного профессионализма и путь создания новой структуры, возможность усвоить и передать свой опыт, возможность взаимных творческих открытий

— вот что даёт профессия при правильном использовании процесса обучения.

Новая социально-культурная ситуация, сложные современные экономические условия, требующие совмещения интересов бизнеса и культуры без ущерба для ее потребителей и высокой общественной миссии, оказывают существенное влияние на подготовку специалистов для сферы культуры и искусства. Следствием этого являются значительные изменения номенклатуры специальностей в высших учебных заведениях, готовящих кадры для данной сферы. В настоящее время специалисты сферы культуры и искусства должны отвечать высоким профессиональным критериям, должны быть в равной степени и эрудированными культурологами, и умелыми мето-дистами-организаторами, и квалифицированными социальными педагогами, и грамотными экономистами, и финансовыми менеджерами.

Анализ сети профессиональных педагогических учебных заведений художественного образования позволил зафиксировать ее нынешнее состояние, изучить структурные принципы формирования новых учебных заведений и перспективы их развития.

Издавна система художественного образования базируется на принципах структурной преемственности обучения и состоит из таких звеньев, как школа — училище — вуз

— дополнительное и послевузовское образование.

Развиваясь на протяжении почти двух столетий, художественное образование сформировалось в устоявшийся комплекс, в котором логически обоснован ступенчатый

характер обучения с учетом возрастных, психофизических возможностей обучающихся. Необходимо констатировать, что в высшей школе художественного профиля прошлых лет градация подготовки кадров носила многоуровневый и дифференцированный характер. Готовились специалисты высшей категории, ассистенты-стажеры; существовала практика получения второго высшего образования на базе специального первого — композиторы, симфонические дирижеры. Эта практика зарекомендовала себя положительно и сохраняется до сих пор.

Переход высшего образования на двухуровневую систему «бакалавр — магистр» вызвал у многих практиков, у ученых, у профессорского состава творческих вузов неоднозначную реакцию, что вполне закономерно. Россия, вступая в Болонский процесс, с одной стороны, может утратить позитивный отечественный опыт, а с другой,

— остаться на периферии общемирового образовательного пространства. Стремительное расширение границ высшего профессионального художественного образования происходит за счет открытия самостоятельных вузов и филиалов на средства субъектов РФ, за счет подготовки творческих кадров в педагогических вузах. Эти факты свидетельствуют о культурной активности, но требуют пристального внимания к качеству подготовки кадров, которая имеет определенную специфику.

Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого описания технико-технологических приёмов обучения даже в среде профессионалов. Поэтому проблему необходимо решать уже сейчас и непосредственно в условиях конкретных образовательных учреждений. Анализ современной педагогической литературы позволяет констатировать особый интерес к специфической особенности преподавания танца. По мнению многих педагогов, танец занимает достойное место в перечне необходимых профессиональных знаний. Имен-

но поэтому в ряде исследований, посвящённых методике преподавания танца, изучаются возможности обучения в перспективе профессиональной подготовки и дальнейшей творческой деятельности на базе развития творческой индивидуальности, креативности и профессиональной компетентности.

Мы поставили перед собой несколько задач:

- опора на педагогическую модель, ядром которой является создание особого творческого пространства учебного учреждения;

- привлечение инновационных педагогических технологий и методик;

- повышение мотивации на творческую самореализацию и успех в профессиональной деятельности; создание «лабораторий творчества» на основе принципов технологии интеллектуального и творческого взаимодействия и т. п.;

- стабильное функционирование системы интегрированных занятий, гармонично сочетающих учебный и творческий аспекты;

- интеграция принципов современных педагогических подходов к осуществлению творческой самореализации студентов.

Необходимо также создать методики, которые включали бы в себя, помимо эстетических аспектов, аспекты профессионального хореографического мастерства.

Стремление придать завершённую форму многочисленным и значительным усилиям по согласованию содержания различных предметов привели к появлению новых интеграционных дисциплин: «Танец. Теория и методика его преподавания», «Современное танцевальное искусство», «Исполнительский практикум». Но поскольку, несмотря на чётко обозначенные функции и приёмы реализации учебных программ, единой методологии, позволяющей системно осуществлять координацию преподавания, по сей день не существует, новые предметы стали такими дисциплинами, отдельные темы которых нуждаются в серьёзном согласовании с традиционными темами. Важнейшей при-

чиной отсутствия такой методологии явля- мена между преподавателями и студентами,

ется недостаточная теоретическая база, ко- используя их для совершенствования учеб-

торая бы позволила осмыслить закономер- ного процесса, в том числе, и для гармони-

ности интенсивного информационного об- зации процессов творческого мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костровицкая В. 100 уроков классического (с 1 по 8 классы). Л.: Искусство, 1981.

2. Мессерер А. Уроки классического танца. М.: Искусство, 1967.

3. Пестов П. А. Уроки классического танца. I курс». М.: Вся Россия, 1999.

4. Сафронова Л. Уроки классического танца. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003.

REFERENCES

1. Kostrovitskaja V. 100 urokov klassicheskogo (s 1 po 8 klassy). L.: Iskusstvo, 1981.

2. Messerer A. Uroki klassicheskogo tantsa. M.: Iskusstvo, 1967.

3. PestovP. A. Uroki klassicheskogo tantsa. I kurs. M.: Vsja Rossija, 1999.

4. SafronovaL. Uroki klassicheskogo tantsa. SPb.: Akademija Russkogo baleta im. A. Ja. Vaganovoj, 2003.

А. В. Рубцова

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ИЗУЧАЮЩЕГО ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК С ПОЗИЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматриваются вопросы, связанные с разработкой методологии продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании. Предметом статьи является содержательно-функциональная структура ценностно-ориентированной личности изучающего ИЯ.

Ключевые слова: продуктивный подход, профессиональное иноязычное образование, содержательно-функциональная структура, ценностно-ориентированная личность, методология.

A. Rubtsova

Content and Functional Structure of Value-oriented Individual from the Framework of Productive Approach in Professional Foreign Language Education

The article deals with some aspects of the productive approach elaboration as the professional foreign languages education methodology. The article discusses content and functional aspects of the value-oriented individual in the system of professional foreign language education.

Keywords: productive approach, professional foreign language education, content and functional aspects, values, methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.