УДК 378 001: 10.18720/ИиМЛ88К 2227-8591.21.2
Э.В. Онищенко
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ОППОЗИЦИЯ?
ОНИЩЕНКО Элеонора Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка, доцент Института детства; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия; e-mail: [email protected]
ONISHCHENKO Eleonora V. - The Herzen State Pedagogical University of Russia. 48, Moika embankment, St. Petersburg, 191186, Russia; e-mail: [email protected]
Предлагаемая статья посвящена анализу основных закономерностей становления и развития высшего профессионального образования в контексте соотношения тенденций сохранения педагогических традиций и внедрения педагогических новаций. Рассматривается сущность возникновения собственно традиций, отражающих особенности развития общей культуры человеческой цивилизации и их взаимосвязь с педагогическими новациями. Основной акцент делается на уточнение самих понятий - образовательная традиция и новация.
ВЫСШАЯ ШКОЛА; ИННОВАЦИЯ; ИНТЕГРАЦИЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; РЕТРОНОВАЦИЯ; ТРАДИЦИЯ.
Ссылка при цитировании: Онищенко Э.В. Традиции и новации в развитии современной высшей школы: интеграция или оппозиция? // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 21. С. 18-25. Б01: 10.18720/ИиМ/188К 2227-8591.21.2
На современном историческом этапе отмечается явно выраженное изменение собственно парадигмы образования и ведущих принципов ее организации, которые направлены на решение принципиально новых целей и задач, а также реализацию изменяющихся в обществе ценностных установок. Сегодня практически во всех сферах человеческой жизни проводятся преобразования, которые связаны с попытками оптимизации различных областей нашей деятельности. Именно с этих позиций изучение своеобразия взаимодействия феноменов традиции и новации имеет особое значение для осмысления сущности разви-
тия как каждого отдельного человека, так и человеческой культуры в целом.
Дополнительную значимость решению данной проблемы придает также тот факт, что российская высшая школа до сих пор функционирует в условиях затянувшегося социально-экономического кризиса, который диктует необходимость использования лишь качественных и доказавших свою эффективность способов, форм и средств организации педагогической деятельности. При этом современные исследователи особо подчеркивают, что «осмысление природы новаций, специфики новационной деятельности имеет особое значение как раз
потому, что новации, агрегируя результаты прогресса, позволяют применить их для удовлетворения потребностей человека с помощью создаваемых новшеств, являются значимым условием развития общества. Оптимизация общественного развития сегодня вряд ли возможна вне широкого спектра самых различных новаций, являющихся поливариациями обновления общества на разных уровнях» [1: 3].
Именно поэтому можно констатировать, что подобные тенденции характеризуют, в том числе и процесс совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов. При этом возникает настоятельная потребность в объективном анализе и оценке всех тех но-вационных изменений, которые происходят в работе современных высших учебных заведений (далее, - вузов) с точки зрения их объективной эффективности и адаптированности к потребностям отечественной образовательной системы в целом. Следует активизировать изучение «...не просто природы новаций, их сущностных характеристик, типологизации, важно изучение новаций в диалектическом единстве с теми фундаментальными устоями общества, в котором идет новационный процесс» [1: 4]. В связи с этим актуализируется собственно сама постановка проблемы о единстве и борьбе традиции и новации.
Сегодня аксиоматическим становится тот факт, что проведение кардинальной модернизации высшей профессиональной школы должно происходить не только с опорой на современные технические средства, информационные и компьютерные технологии, но и с учетом общего культурологического контекста и перспектив гуманистически ориентированного развития нашего общества. С этой целью, как отмечают многие исследователи (Б.М. Бим-Бад, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, Л. Демоз, Э.Д. Днепров, И. Иллич, Ф.Г. Кумбс,
Н.Д. Никандров, В.Н. Спицнадель, А. Печ-чеи, Т. Хюсен и др.), необходима целенаправленная интеграция различных социальных сфер, а в качестве связующего компонента подобного процесса может и должна выступать высшая школа.
В современных трудах таких известных исследователей в области гуманизации образования как Т.И. Березина, М.В. Богуславский, А.Т. Кинкулькин, Г.Б. Корнетов, В.Г. Маралов, А.В. Мудрик, Э. Рангелова, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, А.П. Сман-цер и др., особо подчеркивается, что именно в условиях кризиса, в период кардинального пересмотра и существенной переоценки основ общественных установок, значительно возрастает интерес человека как к своему будущему, так и к прошлому. В свое время У. Шекспир написал: «Экономична мудрость бытия - все новое в нем шьется из старья!». Процитированные слова отражают своеобразие отношения общества к своей истории, к тем традициям, которые характеризуют, прежде всего, периоды его стабильного и эффективного развития. В связи с этим сегодня необходимо учитывать тот факт, что «в кризисные, переломные периоды развития человеческой цивилизации пробуждается «историческая память» народа и возникает настоятельная потребность в сохранении и приумножении уже сложившихся общекультурных и национальных традиций во всех сферах духовной жизни общества, а особенно в системе образования» [2: 145].
Однако при этом в России, как отмечается в исследованиях Т.И. Березиной, нередко происходит заимствование зарубежного, преимущественно европейского или американского опыта с целью интеграции отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство, направленность на активную реализацию международных образовательных стандартов. В данном процессе, по мнению
автора, «есть как позитивные стороны действительно необходимых изменений и рекомендаций, так и негативные - слепое копирование нужного опыта, идеологии» [3: 44]. Именно поэтому следует четко определиться с потенциальными возможностями и перспективами проведения осознанной переоценки концептуальных основ стратегии развития высшей профессиональной школы, выбора ведущих направлений совершенствования отечественного образования. Данный процесс должен быть ориентирован только на опыт, доказавший свою эффективность и оказавший позитивное влияние на оформление инновационных технологий организации учебной деятельности в условиях любого вуза.
При этом для решения указанной проблемы необходимо выявить пути и средства адаптации традиционной профессиональной аксиологии как к современным социально-культурным условиям, так и с учетом проверенных временем и наиболее значимых национальных ценностей и традиций. С этих позиций в современных философских трудах отмечается, что философская диада «традиция-новация» является полиаспектным феноменом. Это связано с тем, что вся история человечества и его культуры представляет собой ярко выраженный динамичный процесс реализации деятельностно-творческого отношения человека к окружающему миру, который связан с поиском, отбором и реализацией актуальных и эффективных способов и программ деятельности, детерминирован способностью культуры к самовоспроизведению и внутреннему самодвижению.
Рассмотрим реальные формы и способы соотношения данных явлений с точки зрения, прежде всего, анализа самих понятий, входящих в подобный дуалистичный конструкт. Латинский перевод термина «1хаё11;ю» трактуется как «вручение» или передача некоторого достояния в наследо-
вание. Обращение к философии позволяет говорить о том, что традицию сегодня оценивают как «закон, поскольку она является устойчивым, повторяющимся, общим социальным отношением» [4: 38]. В более широкой трактовке современные исследователи характеризуют традицию как «выраженный в специальных стереотипах групповой опыт, направленный на осуществление органической «передачи» социально-духовного бытия, который аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих, в том числе и профессиональных коллективах» [5: 4.].
В свою очередь, анализ и оценка существующих социокультурных традиций представляет собой закономерный этап изменения действительности за счет ее модернизации с учетом предшествующего опыта и его использованием при выработке инновационных подходов. Последовательный теоретический анализ традиций в отечественном образовании дан в работах Р.Б. Вендровской, которая определяет его сущность как «исторически изменчивый способ развития человеческой культуры, в том числе и образования» [6: 29]. Одновременно в исследованиях А. В. Головина подчеркивается, что именно в традиции «сконцентрирован проверенный временем опыт, позволивший предыдущим поколениям или группам людей в прошлом достигнуть определенного прогресса и закрепившийся в сознании людей, как некое позитивное знание» [7], т. е. традиция - это (согласно трактовке Ю.В. Яковец) «своеобразная эстафета, обеспечивающая преемственную связь поколений» [8: 19].
На этом основании в исследованиях Н.М. Мухамеджановой и ее учеников сделан вывод о том, что: «традиция есть результат приспособления общества к определенным условиям окружающей - природной и социальной - среды; традиция обеспечивает воспроизводимость культуры, несмотря на существенные изменения
внешней среды. Традиция сохраняется, часто даже вопреки нашим усилиям разрушить ее; традиция определяет границы допустимого силового воздействия на систему, а также возможные будущие пути развития общества, а значит, не какие угодно пути развития возможны в данной среде» [9]. Данное положение находит свое отражение и в докладе учителя-новатора А. В. Малыгина, который приводит цитату Ф.М. Достоевского из его «Дневника писателя»: «Учитель - это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. т. е. традициями, значит, без обращения к многовековому российскому и европейскому педагогическому наследию невозможно выстроить добротную систему образования» [10: 8].
Подобная трактовка сущности традиции позволяет рассмотреть и своеобразие современных подходов к термину, который, как правило, противостоит исторически и культурно сложившимся установкам, а именно - феномену новации. Собственно термин «новация»/«инновация» в переводе с латыни («поуа1;ю»/«тпоуа1;ю») означает изменение, обновление. При этом использование подобных понятий в сфере образования имеет определенные ограничения из-за специфики их трактовки. Одновременно в современных исследованиях отмечается различная трактовка терминов новация, инновация, нововведение, новшество, которые, как правило, используются как синонимы. Так, под новацией понимается изменение, внесение нового, совершенствование и улучшение существующего, т. е. явно выраженная имманентная характеристика образования как целостной и развивающейся системы, с учетом требований потенциальных потребителей (государства, общества, родителей, подрастающего поколения, собственно профессионального педагогического сообщества).
При этом образовательная инновация оценивается сегодня как характеристика инновационного процесса в единстве теоретической научной идеи, практической технологии ее реализации, а также механизма ее распространения и использования. Одновременно в ряде современных научных работ особо подчеркивается, что под образовательной инновацией понимается учебная/воспитательная/организационно-управленческая деятельность, которая связана совсем с иной, чем в массовой практике трактовкой процесса становления и развития личности, т. е. особого подхода к организации образовательного процесса и учебно-воспитательной деятельности (Т.И. Шамова).
В качестве наиболее яркого примера подобной деятельности можно представить общественно-педагогическое движение советских педагогов-новаторов 80-х гг. ХХ столетия, которое стало основанием для возникновения уникальной практики «педагогики сотрудничества», а также разработки концептуальной теории «педагогики ненасилия» (Ш.А. Амонашвили, В. Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). Аналогичные тенденции были характерны и для 90-х гг. прошлого века, когда произошла активизация творческой деятельности педагогов как создателей негосударственных альтернативных образовательных учреждений, новых авторских образовательных программ и технологий. Таким образом, ведущей характеристикой существования современной системы высшего образования становится ее саморазвитие, в качестве источника которого выступает творчество самих преподавателей, их целенаправленная инновационная деятельность, направленная, согласно образному термину, выдвинутому Й.Г. Виссемом, на создание «университетов третьего поколения» [11: 25].
Подобные тенденции характеризуют и развитие высшей профессиональной шко-
лы, в деятельности которой активно соотносятся категории традиционности и нова-ционности. Мы не претендуем на полноту и всесторонность изучения подобной проблемы, однако постараемся дать характеристику собственной позиции по оценке своеобразия развития взаимоотношений образовательных традиций и новаций в сфере высшей школы посредством выявления механизма их оппозиции/интеграции. С этих позиций современные исследователи отмечают, что ситуация в научно-педагогической среде, характеризуется наличием двух тенденций, связанных с оценкой традиционности и инновацион-ности опыта развития высшей профессиональной школы: с одной стороны - его полное игнорирование как неактуального и не отражающего насущные требования нашего прагматического и технологизированного общества; с другой - активный поиск наличия соответствующих исторических аналогий современной проблематики, подтверждения «примерами из прошлого» всех псевдоноваций и нововведений в образовательной сфере (Л.В. Романюк).
Одновременно, как показывает обращение к трудам Б.П. Битинас, Б.С. Гер-шунского, В.И. Гинецинского, Л.Ю. Гордина, Е.С. Заир-Бек и др., различия между ними мы можем редуцировать за счет конструирования современного высшего образования с учетом временной триады «прошлое - настоящее - будущее», т. е. континуума, включающего организацию изучения и восприятия прошлого, во взаимосвязи с настоящим и будущим; полноценную деятельность в настоящем за счет участия в решении ведущих проблем современности; направленность на будущее и формирование ответственности за решение перспективных проблем человечества, способности к участию в их разрешении. Подобная триада четко отвечает требованиям начала XXI века, так как согласно теории
«пассионарности» Л.Н. Гумилева, динамика общего развития цивилизации и возможности личностной самореализации как отдельных индивидов, социальных групп, так и общества в целом, зависит именно от изменений в социокультурной сфере, в том числе посредством модернизации высшего профессионального образования.
Это связано с тем, что традиция возникает в контексте глубинных структур культуры, а инновация учитывает актуальные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, и связана с отказом от традиционного способа мышления, что, в свою очередь, детерминирует приоритетные установки политики воспитательно-образовательной деятельности и способствует их целенаправленной аксиоматизации. В частности, сегодня признается, что следует ориентироваться на следующие процессы, которые изначально обладают инновационным характером:
- «децентрализацию образования, что позволяет самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать «портфель заказа» на конкретного специалиста;
- демократизацию высших учебных заведений, обеспечивающих самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;
- потребности общеобразовательной школы, диктующей заказ на педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и использующего преподаваемый предмет в качестве средства развития учеников;
- необходимость удовлетворения личностных запросов обучающихся, ориентированных на возможность выстраивания индивидуальной образовательной программы, включающей неоднократный акт выбора содержания и уровня получаемого
педагогического образования; подготовка специалистов в более короткие сроки профессионального образования на базе различных его уровней» [12: 39].
В связи с этим можно сделать вполне обоснованный вывод, о том, что образовательные традиции и новации в условиях функционирования отечественной высшей школы непрерывно развиваются и обогащаются, так как педагогический опыт предыдущих поколений и ориентация на развитие будущих, выступает как количественная модификация настоящего. Высшая профессиональная школа должна адекватно реагировать на изменения, которые детерминированы нашими нескончаемыми реформами и преобразованиями/модернизацией государственных образовательных стандартов. Одновременно мы не имеем права забывать о российских педагогических традициях, которые веками формировали российскую научную школу и способствовали ее качественному развитию.
При этом жизнеспособность образовательных традиций зависит от их дальнейшего развития поколениями в форме новаций, которые принимаются или переводятся в разряд консервативных и не актуальных. Поэтому традиция должна выполнять стабилизирующую функцию, которая обеспечивает устойчивость развития образования, в том числе за счет внедрения или отказа от использования инновационных идей, теорий, технологий. В этой связи приоритетная особенность традиции заключается в том, что данное явление выступает в качестве ведущего критерия и одновременно механизма отбора возникающих образовательных инноваций. Это обеспечивает их целенаправленную регуляцию и адаптацию в сфере профессиональной подготовки специалиста в любой сфере.
Таким образом, образовательная традиция качественно меняется, интенсифицируется, достигая нового качества, а затем не
просто изменяется, но и фиксируется в формах инновационной деятельности. Именно на этом основании традицию необходимо оценивать как «определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта,. когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно работает в нем» [13: 8]. В целом, подобная трактовка позволяет отказаться от привычного противопоставления «традиция -новация», где традиция выполняет функцию обеспечения устойчивости любого социокультурного явления, а новация - способствует прогрессу оптимальных средств с учетом актуальных социокультурных условий, т. е. противоречия современного образования могут быть разрешены на основе синтеза образовательных традиций и инноваций. При этом, как подчеркивается Т. В. Ховиной, «жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании» [14: 13]. Подобное утверждение находит свое яркое воплощение в известной, и уже ставшей классической формулировке, отраженной в трудах И.-В. Гете: «... сначала говорят, что это «чушь»; потом - «а в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной, - «а кто этого не знал?» [15: 106].
В связи с этим сегодня, опираясь на исследования Э. Брансуика, можно выделить истинные инновации, которые рассматриваются как образовательные идеи и действия полностью новые и ранее неизвестные (их спектр достаточно ограничен). Кроме этого, согласно его трактовке, существуют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые могут приобретать актуальность в изменяющейся пространственно-временной среде. Одновременно рубеж ХХ и XXI вв. характеризуется активным повторным использованием определенных эффективных педагогических теорий и технологий в новых измененных условиях, в иной социально-
исторической ситуации, т. е. можно говорить о наличии следующих типов новаций, в том числе, в области высшего профессионального образования:
- аналоговая, т. е. инновация, которая строится на известном в педагогике подходе, к которому пристраивают частное нововведение;
- комбинированная, которая строится как процесс, в котором несколько известных технологий объединяются;
- сущностная, характеризующаяся абсолютной новизной, которая не использовалась раньше в современном образовании;
- ретроинновация, своеобразие которой заключается во внедрении в современную педагогическую практику уже существовавших когда-то, но успешно забытых подходов, методов, способов и форм организации учебно-воспитательной работы.
Таким образом, усложнение и развитие профессиональной педагогической деятельности в высшей школе должно быть ориентировано на воспроизведение, сохранение и приращение накопленного опыта, т. е. назначение образовательной традиции состоит в обеспечении для преподавателей возможности решать новые актуальные проблемы посредствам использования теоретического и практического наследия прошлых поколений, которое сегодня рассматривается как феномен «ретроиннова-ции». На этом основании ретроинновацию
можно рассматривать как наиболее адекватный феномен, обеспечивающий гармоничное единство традиций и нововведений в условиях модернизации современного высшего профессионального образования.
Одновременно ретроинновация характеризуется избирательной фиксацией позитивно зарекомендовавших себя педагогических новаций, основанных на прогрессивных педагогических идеях и отраженных в педагогическом опыте определенного исторического этапа, которые могут быть воспроизведены в современной педагогической практике как альтернативный новационный феномен. На наш взгляд именно ретроинновация может снять эффект возведения отдельных (как правило технических или информационных) инноваций в культ и не позволит пренебрежительно относиться к эффективным педагогическим традициям. Поэтому можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что оптимизация функционирования любого объекта современного образования, в том числе и высшей школы, должна быть четко связана с переосмыслением педагогического прошлого и обращением к будущему. Поэтому только диалектическое и методическое единство и общность «традиция-новация» будет способствовать преемственности, передаче, наследованию и прогрессу высшего профессионального образования в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Черепанова Н.В. Традиции и новации (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Москва, 2007. - 172 с.
2. Романюк Л.В. Феномен гуманистической педагогической традиции // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 144-147. ISSN: 1998-9873eISSN: 2218-9238
3. Березина Т.И. О ходе модернизации педагогического образования в Российской Федерации // Ст. в сборнике с научни доклади: Тео-
рия и практика на психолого-педагогическата подготовка на специалиста в университета. Втора книга, - Габрово, Изд-во ЕКС-ПРЕСС, 2016. - С. 44-48. ISBN 978-954-490-510-1 (болг)
4. Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М., 1982. - 220 с.
5. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: дис. ... канд. филос. наук. 24.00.01. - Нижний Новгород, 2004. - 187 с.
6. Вендровская Р.Б. Традиции как аксиологическая проблема в истории образования // Аксиологические аспекты историко-педагоги-ческого обоснования стратегии развития отечественного образования / под ред. З.И. Равки-на. - М.: Просвещение, 1994 - 279 с.
7. Головин А.В. Диалектика традиций и инноваций в образовании (сущность и содержание инноваций в системе образования) // Современные научные исследования. 2012. № 6 (3). С. 16. elSSN 2076-3476
8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Экономика, 2004 - 437 с.
9. Мухамеджанова Н.М. Традиции и новации в российском образовании // ст. в сб. трудов конф.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 4-6 февр. 2015 г. - Оренбург, 2015,С. 1846-1851.
10. Малыгин А.В. Традиции и новации в образовании и воспитании // Вестник Новосибирской Митрополии. 2015. № 13 (146). С. 8.
11. Колесникова И.А. Трудности и противоречия взаимодействия преподавателей и студентов в эпоху перемен // Ст. в сборнике с на-учни доклади: Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: проблеми и перспективи. Перва книга, - Габрово, Изд-во ЕКС-ПРЕСС, 2017. -С. 25-31. ISBN 978-954-490-555-2 (болг)
12. Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Сб.: Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Мат. науч-практ. конф. Ч. 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. С. 36-41.
13. Спирки А.Г. Человек, культура, традиции //Традиция в истории культуры. - М. Наука, 1978. - 281 с.
14. Ховина Т.В. Традиции и инновации в образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 13-16. ISBN 978-5-903618-93-4
15. Поташник М.М. Управление развитием школы. ч. 1. - М.: Новая школа, 1995.462 с.
Onishchenko E.V. Traditions and innovations in development of modern higher education : integration or opposition? The article is devoted to the analysis of the basic regularities in formation and development of higher education in terms of trends in the preservation of pedagogical tradition and the implementation of pedagogical innovations. The essence of actual traditions is considered as reflecting the characteristics of common culture development in human civilization and their relationship with pedagogical innovations. The main focus is on the clarification of the concepts themselves - the educational tradition and innovation.
HIGHER SCHOOL; INNOVATION, INTEGRATION; RETROINNOVATION; TRADITION; VOCATIONAL EDUCATION.
Citation: Onishchenko E.V. Traditions and innovations in development of modern higher education : integration or opposition? Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 21. P. 18-25. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.21.2
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017